Налоговые риски

Содержание

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Тоцкая, Ксения Павловна, 2012 год

1. КонсультантПлюс : справ, правовая система. Версия Проф. — Электрон, дан. — М., 2005. -Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

2. Об учете вознаграждений за результаты финансово-хозяйственной деятельности, выплачиваемых руководителям ГУП Электронный ресурс. : письмо МНС России от 14 сент. 2004 г. № 02-3-07/145@ // КонсультантПлюс : справ, правовая система.

3. Версия Проф. Электрон, дан. — М., 2004. — Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

7. Аракелов С. А. Одна из задач уменьшить количество налоговых конфликтов // Налоговая политика и практика.-2011.-№ 10.-С. 12-13.

8. Балдин К. В. Риск-менеджмент / К. В. Балдин. М. : Эксмо, 2006. — 368 с.

9. Браун В. Риски под управлением / В. Браун. М. : ЭкстраН, 2007. — 58 с.

11. Брызгалин А. В. Налоговые риски: осведомлен значит вооружен // Налоговые споры. — 2009. — № 4. — С. 12.

12. Быковский В. В. Технология финансового менеджмента / В. В. Быковский, Н. В. Мартынова, Л.В. Минько. Тамбов : Изд-во ТГТУ, 2008. — 80 с.

13. Васильев Ю. В. Как выпрямить налоговую траекторию трансфертных отклонений? // Налоговый вестник. 2010. — № 5. — С. 44-47.

14. Воробьев С. Н. Управление рисками в предпринимательстве / С. Н. Воробьев, К. В. Балдин. М. : Изд-во ИТК «Дашков и К», 2011. — 481 с.

16. Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента : конспект лекций / Г. Я. Гольдштейн. -Таганрог : Изд-во ТРТУ, 1997. 145 с.

18. Гончаренко Л. И. Налоговые риски: теория и практика управления // Финансы и кредит. 2009. — №2. — С.ЗО-31.

20. Гордеева О. В. К вопросу об управлении налоговыми рисками // Налоги. 2008. — № 2. — С.11-12.

21. Город С. Налоговый спор: кто что доказывает // Бухгалтерия и банки. — 20II. — № 12. -С. 49 51.

22. Горохова Н. А. Методы управления налоговыми рисками хозяйствующих субъектов // Аудит и финансовый анализ. 2009. — № 6. — С. 1.

23. Гринкевич Л. С. Налоги и налогообложение : учеб.-метод, комплекс / Л. С. Гринкевич. Томск : Изд-во НТЛ, 2010.-148 с.

24. Дмитриенко Т. М. Судебная (правовая) бухгалтерия : учебник / Т. М. Дмитриенко, С. Г. Чаадаев. М. : ПРОСПЕКТ, 1999. — 336 с.

25. Долгополов О. И. Доказательства и доказывание по налоговым спорам / О. И. Долгополов. М. : Налоговый вестник, 2011. — 288с.

26. Драчева Е. JI. Менеджмент / Е. JI. Драчева, Л. И. Юликов. М. : Мастерство, 2002. — 288 с.

27. Евдокимова М. Риск на грани фола // Консультант : журн. для генерального и финансового директора. 2009. — № 2. — С. 11-13.

28. Егоров Д. В. Единый подход к применению норм налогового права // Налоговая политика и практика. 2011. — № 10. — С. 10-11.

29. Ежова О. Оценка риска налоговой проверки // Финансовая газета. Регион, вып. -2011.-№29.-С. 2-3.

30. Ендовицкий Д. А. Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии / Д. А. Ендовицкий, Р. Р. Рахматулина. М. : Кнорус, 2007. — 257 с.

31. Законодательство Электронный ресурс. Электрон, дан. — М., 2012. — URL: http://www.werto.ucoz.ru (дата обращения: 06.09.2011).

33. Зацепин А. В. Как задержать исполнение вступившего в силу решения по налоговой проверке // Главная книга. 2011. — № 22. — С. 76 — 81.

34. Зрелов А. П. Формы и методы налогового контроля // Налоги и налогообложение. 2007. — № 11. — С. 60-64.

35. Зуйков А. В. Управление налоговыми рисками: мнение специалиста // Налоговый учет для бухгалтера. 2010. — № 10. — С. 18.

37. Зуйкова Л. Дела о налоговых правонарушениях // Новая бухгалтерия. 2011. -№7.-С. 86- 106.

38. Иванов А. А. Риск-менеджмент : учеб.-метод, комплекс / А. А. Иванов, С. Я. Олейников, С. А. Бочаров. М. : ЕАОИ, 2008. — 193 с.

41. Кандаурова Н. Практические советы: как подготовиться к налоговой проверке // Консультант. 2011. — № 13. — С. 46 — 50.

44. Климова Н. В. Методические основы анализа налоговых рисков // Финансы. -2011,- №3,-С. 34-36.

46. Кожинов В. Я. Налоговый учет / В. Я. Кожинов. М. : КНОРУС, 2004. — 431 с.

47. Коршунова М. В. Налоговые проверки на современном этапе развития системы налогового контроля // Финансы. 2011. — № 10. — С. 34 — 39.

48. Кругляк 3. И. Взаимодействие систем бухгалтерского и налогового учета // Междунар. бухгалтерский учет. 2007. — № 7(103). -С. 23-26.

49. Кузьменко О. А. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах / О. А. Кузьменко, Т. М. Ефремова, Т. А. Кольцова. -М. : КноРус, 2010.- 184 с.

50. Кучеров И. И. Налоговое право России : курс лекций / И. И. Кучеров. М., 2001.-94 с.

52. Лермонтов Ю. М. Спорные вопросы по налогу на прибыль: точку поставит суд

53. Налоговая политика и практика. 2010. — № 10. — С. 62-66.

54. Лисовская И. А. Основы финансового менеджмента / И. А. Лисовская. М. : Теис, 2006.- 120 с.

55. Литовских А. М. Финансовый менеджмент : конспект лекций / А. М. Литовских. Таганрог : Изд-во ТРТУ, 1999. — 76 с.

56. Лукичева Л. И. Управление организацией / Л. И. Лукичева; под ред. Ю. П. Анискина. М. : Омега-Л, 2006. — 360 с.

61. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М. : Дело, 1997.-704 с.

62. Мешалкин В. К. Налоговые споры : НДС и налог на прибыль / В. К. Мешалкин.- М. : Изд-во АйСи Групп, 2008. 210 с.

63. Морозко Н. И. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Н. И. Морозко. -М., 2009.- 198 с.

65. Нагорная Э. Н. Налоговые споры: оценка доказательств в суде / Э. Н. Нагорная.- М. : Юстицинформ, 2009. 528 с.

66. Назаров Р. А. Управление налоговыми рисками организации // Все для бухгалтера. 2009. — № 4. — С. 33.

67. Найт Ф. X. Риск, неопределенность и прибыль / Ф. X. Найт. М. : Дело, 2003.360 с.

70. Никитина А. Акт налоговой проверки: повод для возражений // Экспресс-бухгалтерия : информ. бюл. 2011. — № 42. — С. 23 — 25.

74. Носкова Ю. В. Налоговый учет в России и в международной практике // Бухгалтер и закон. 2009. — № 4. — С. 16-19.

77. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -М. : АЗЪ, 1995.-944 с.

80. Павленко Н. А. Как классифицировать налоговые риски // Ваш налоговый адвокат,-2008.-№ 12.-С. 18-21.

81. Пансков В. Г. Налоговые риски: налогоплательщики и государство // Налоговый вестник. 2009. — № 1. — С. 3-7.

83. Пантюшов О. В. Мероприятия налогового контроля // Право и экономика. -2009. -№ 1,-С. 99-105.

84. Паштова Jl. Г. Риск менеджмент на предприятии // Справочник экономиста. -2004,-№5.-С. 5-10.

85. Пинская М. Р. Налоговый риск: сущность и проявление // Финансы. 2009. -№ 2.-С. 44.

86. Полковский А. Л. Параллельный метод ведения бухгалтерского и налогового учета // Бухгалтерский учет. 2010. -№ 12. — С. 112-116.

90. Привольнова О. Выездная налоговая проверка: переоценка рисков // Экспресс-бухгалтерия : информ. бюл. 2011. — № 23. — С. 26 — 28.

91. Продченко И. А. Финансовый менеджмент / И. А. Продченко. М. : Центр дистанционно-образовательных технологий МИЭМП, 2010. — 213 с.

93. Раджабов Р. М. Реформа трансфертного ценообразования в России : шаг вперед // Налоговая политика и практика. 2010. — № 4. — С. 4-11.

94. Раджабов Р. М. Влияние реформы трансфертного ценообразования на процесс финансового планирования в организации // Налоги и налогообложение. 2010. — № 5. — С. 5-15.

96. Райзберг Б. А Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. III. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. М. : ИНФРА-М, 2007.-495 с.

97. Решетников Ф. М. Введение // Налоговые преступления и проступки. М., 1995.-С. 2.

98. Родионов И. Управление налоговыми рисками в условиях финансового кризиса // Финансовый директор. 2009. — № 5. — С. 18-22.

100. Рябинин В. В. Проверка добросовестности контрагентов: проблемы учета расходов // Налоговая проверка. 2011. — № 6. — С. 38 — 44.

101. Сафина Т. Как управлять рисками // Риск-менеджмент. 2010. — № 8. — С. 11-17.

102. Семенихин В. В. Налоговые споры / В. В. Семенихин. М. : Налоговый вестн., 2010.-288 с.

103. Семенова О. С. К вопросу о природе налоговых рисков // Финансы. 2010. — № 7.-С. 38-41.

104. Семенова О. С. О подходах к классификации налоговых рисков // Финансы и кредит. 2011. — № 44(476). — С. 71-76.

106. Смолина О. Значение досудебного порядка урегулирования споров // Налоговый вестн.-2011.-№ 11.-С. 80-91.

107. Стажкова М. М. Тонкости налоговых проверок // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2011. — № 7. — С. 27 — 30.

108. Старкова Н. А. Финансовый менеджмент / Н. А. Старкова. Рыбинск : РГАТА, 2007.- 174 с.

114. Филина Е. М. Как не попасться на удочку инспектора. Часть 2: Проверки // Главная книга. 2011. — № 15. — С. 36 — 43.

115. Филина Е. М. Как не попасться на удочку инспектора. Часть 1 : Повседневность // Главная книга. 2011. — № 12. — С. 28 — 34.

117. Цыркунова Г. А. Налоговые риски: сущность и классификация / Г. А. Цыркунова, М. И. Мигунова // Финансы и кредит. 2005. — № 33. — С. 48-52.

118. Чайковская JT. А. Совершенствование принципов определения цен в целях налогообложения и консолидация налогоплательщиков для объединения налоговой базы по налогу на прибыль / J1. А. Чайковская, С. И. Опарина // Финансы и кредит. 2010. — № 26. -С. 2-9.

121. Шалаева Е. Особенности доказывания в налоговых спорах // Финансовая газета. -2011. -№ 26. С. 12-13.

123. Шаповалов В. Как управлять рисками // Финансовый директор. 2003. — № 9.1. С. 9.

124. Шевелев А. Е. Риски в бухгалтерском учете / А. Е. Шевелев, Е. В. Шевелева. -М. : Кнорус, 2009. 304 с.

126. Шишкунов О. Отмена решения налогового органа: судебная практика // Налоги и налоговое планирование. 2011. — № 11. — С. 52 — 58.

128. Щекин Д. М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права / Д. М. Щекин. М. : Статут, 2007. — 112 с.

Какие риски возникают при работе с клиентами

Допустим, есть компания, которая занимается продажей окон. Если она работает по принципу постоплаты, то с коммерческими рисками она сталкивается постоянно. Например, она отгрузила товар клиенту, а деньги не получила. В итоге осталась и без товара, и без денег. В этом случае стопроцентная предоплата полностью защитила бы её от неблагоприятных последствий коммерческого характера, так как деньги ей поступили бы еще до отгрузки товара.

В то же время работа с клиентами никак не связана с налоговыми рисками. Налоговая не будет проверять ваших клиентов и предъявлять вам претензии. Исключение составляет только встречная налоговая проверка, когда вами могут заинтересоваться в рамках проверки цепочки поставщиков.

Какие риски возникают при работе с поставщиками

В случае с поставщиками всё сложнее: в определенный момент могут возникнуть и коммерческие, и налоговые риски. Типичная ситуация: ваша компания заказала товар, заплатила за него деньги, но ничего не получила. Вы потеряли деньги и столкнулись с коммерческими рисками.

Но даже если бы вы работали по предоплате, к вам могут возникнуть вопросы со стороны налоговых органов. ФНС нередко лишает компанию права вычета НДС по сделке, и она, по сути, теряет возможность поставить сумму сделки в расходы, доначислить НДС, налог на прибыль. Плюс к этому добавляются штрафы, пени. А в случае выездной налоговой проверки помимо конкретной сделки проверяют еще и другие.

Последствия коммерческих и налоговых рисков

Когда компания отгружает товар, но не получает за него оплату, она лишается части оборотных денег. Для небольшого бизнеса, у которого нет запасов, такие «сбои» могут оказаться критическими. Теряя деньги, он не может продолжать коммерческую деятельность, а значит перестает выполнять свои обязательства.

Чтобы при заключении сделки избежать потери денег и товара, а также снизить риск попадания под санкции ФНС, нужно проверять контрагентов. Особый интерес к компании со стороны налоговой повышает также репутационные риски — с ней никто не хочет сотрудничать.

Методика проверки контрагентов во многом зависит от размера бизнеса и целесообразности. Проверять можно как в простом режиме — просто скачать с сайта ФНС выписку по контрагенту и проанализировать её, так и комплексно — организовать в компании службу безопасности, отдел кредитного контроля, юридическую службу. Очевидно, что второй вариант больше подходит крупным компаниям, так как подразумевает серьезные затраты.

Небольшому бизнесу, который заинтересован в том, чтобы проверять контрагентов, важно максимально сократить ресурсы на эту работу.

Почему нужно проверять поставщиков

Не все компании в полной мере осознают необходимость проверки поставщиков. В то же время есть несколько законодательных принципов, которые обязывают все организации это делать. И неважно, работают ли они с НДС или применяют УСН.

Во-первых, это прописано в ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Во-вторых, в 2006 году Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 ввело такое понятие, как необоснованная налоговая выгода.

В-третьих, ст. 54.1 НК РФ озвучила критерии, которыми налоговая должна руководствоваться при проверке компаний.

До определенного периода немаловажен был и принцип должной осмотрительности. Предполагалось, что компания с целью проверки контрагента может использовать открытые источники информации и профессиональные сервисы, скачивать необходимые отчеты и выписки из ЕГРЮЛ. В случае, если ФНС в результате проверки имеет к ней претензии, она лишает компанию вычета, доначисляет налоги, начинает арбитражное дело. Если компания не согласна со штрафами, она подает в суд. В свою очередь суд руководствовался фактами, что на момент заключения сделки компания, проверив своего контрагента-поставщика, посчитала его благонадежным, то есть убедилась, что рисков в сотрудничестве с ним нет. Суд нередко становился на сторону компаний и отказывал в требованиях ФНС.

Но в 2017 году ситуация поменялась. Понятия должной осмотрительности и недобросовестности налогоплательщика устарели. Сейчас при проверке поставщика необходимо убедиться, что он осуществляет реальную финансово-хозяйственную деятельность и сможет самостоятельно исполнить обязательство по сделке.

Таким образом, сейчас компании нужно иметь доказательства следующих фактов.

1. Договор выполняется тем лицом, с которым заключен

Например, компания «Ромашка» заключила с компанией «Лютик» договор о том, что обеспечит ей поставку стекол для окон, которые она производит. Но если по факту стекла привезла не компания «Ромашка», а компания «Василек», и в договоре или в акте это не указано, то возникнут большие проблемы.

Напротив, если по документам прописано, что поставщиком является субподрядчик, и у вашего контрагента заключен договор с ним, то у налоговой не возникнет вопросов.

2. Сделка реальная

При необходимости компания должна быть готова представить переписку, коммерческое предложение, критерии, по которым она выбрала конкретного поставщика.

ФНС точно покажется подозрительной ситуация, когда компания, осуществляющая деятельность, например, на Камчатке, заказывает оконные стекла в Московской области. С точки зрения налоговой такая сделка необоснованная: на транспортировку явно уходит много денег, значит, компания ставит себе это в расходы и платит меньше налогов. В процессе проверки налоговая сравнит цены, по которым компания покупала стекла в Московской области, посмотрит, какие поставщики работают на Камчатке, и задаст вопросы.

3. Основная цель сделки не состоит в неуплате или возврате суммы налога

То есть сделка заключалась ради «здоровой» прибыли, а не для того, чтобы обмануть налоговые органы.

4. По договору поставщик ведет материально-хозяйственную деятельность, способную обеспечить выполнение условий договора

Формируя налоговую базу, ФНС собирает доказательства. Часто она смотрит, могла ли компания-поставщик в принципе выполнить условия договора: есть ли у нее необходимые для этого материалы, склады, персонал и т.д. Если нет, то сделку могут посчитать фиктивной.

Как возникают дела о налоговых правонарушениях

Если в сданной декларации налоговая нашла расхождения, директора компании могут вызвать на допрос или опрос, чтобы разобраться в конкретных сделках. Если он соглашается с претензиями, то компании доначисляют сумму. Вдобавок к этому ФНС может запустить проверку и по другим сделкам.

При возникновении арбитражного дела специалисты налоговой будут не просто доказывать факт, что конкретная сделка была фиктивной, — они будут доказывать умысел. Их задача — убедиться, что контрагент является добросовестным лицом и ведет реальную деятельность.

При этом неважно, платит ли контрагент, с которым вы заключаете договор, налоги. Важны четыре критерия, перечисленные выше.

Как происходит лишение права на вычет по НДС

Основной риск, который возникает при налоговой проверке, — это лишение компании права на вычет по НДС. Но, чтобы оценить этот риск, надо понять, что такое НДС.

Допустим, ООО «Ромашка» производит товар, который стоит 100 руб. Когда компания его продает, то к этой сумме добавляется 20 руб. НДС. Стоимость товара в итоге составляет 120 руб. Именно за эту сумму у нее покупает товар следующее юрлицо — ООО «Василек». В свою очередь «Василек» продает этот товар физлицу, например, за 200 руб. И к этой сумме добавляется НДС в размере 40 руб. Таким образом, физлицо покупает товар уже за 240 руб.

«Василек» должен заплатить в бюджет налог (НДС) — 40 руб. Но этот товар изначально приобретался им за 120 руб., из которых 20 руб. НДС уже было уплачено «Ромашкой». Если «Василек» заплатит 40 руб. и «Ромашка» 20 руб., то ФНС в итоге получит 60 руб., а должна — 40 руб.

Поэтому, когда в конце отчетного периода «Василек» подает в налоговую декларацию, то он указывает в ней, что должен уплатить не 40 руб., а 20 руб. НДС. Остальные 20 руб. он заявит на вычет.

Когда налоговая лишает компанию права на вычет НДС, она, по сути, лишает её возможности поставить определенную сумму, полученную в результате сделки с поставщиком, на вычет. И так по каждой сделке.

Какие налоговые преференции и льготы есть у компаний

Каждая компания имеет немало преференций, но в данном случае остановимся на следующих:

  • право на вычет по НДС;
  • расходы по налогу на прибыль.

Со своей прибыли компания обязана уплачивать налог 20 %. Под прибылью следует понимать то, что остается после вычета расходов из доходов. Если ИП или компания применяет УСН, то вместо 20 % платит 6 % с доходов или 15 % с разницы доходов и расходов.

Чем опасно лишение права поставить сделку в расход

Когда ФНС решает, что сделка на 1 млн руб., которую вы заключили с поставщиком, недействительна, она заявляет о том, что вы не имеете права поставить эту сделку в расход.

Чтобы понять, как это бьет по экономике компании, рассмотрим такой пример: допустим, доход вашей компании составил 10 млн, затраты — 1 млн руб., и если вы не сможете поставить в расходы сделку с поставщиком на 1 млн руб., то сумма налога будет больше на 200 000 руб.

Помимо этого на сумму накладываются штрафы и пени. Штраф платится с суммы налога, которую вы должны доплатить (НДС и налог на прибыль).

Согласно ст. 122 НК РФ, если налоговики доказывают умысел, то штраф составляет 40 % от неуплаченной суммы налога. Если деяние расценивается просто как неуплата или неполная уплата суммы налога, то 20 %.

На сумму неуплаченного налога начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (5,5 %) за каждый день просрочки со срока уплаты налога. А поскольку вы не начислили эти деньги вовремя в бюджет, на них начисляют пени за каждый день просрочки.

В каких случаях суд возбуждает уголовное дело

Если налоговая доказывает умысел в заключении сомнительной сделки, то в отношении руководителя предприятия может быть возбуждено дело по одной из статей УК РФ: ст. 199 за неуплату налога в крупных размерах или ст. 159 за мошенничество.

Как налоговая строит доказательную базу

При проведении камеральных проверок по НДС налоговая использует специальную программу АСК НДС. Она сопоставляет данные по одной операции, и в случае, если они не совпадают, формируется автоматическое требование по разрыву, который сигнализирует о завышении налоговых вычетов покупателем или занижении суммы налога к уплате продавцом. По таким требованиям осуществляются мероприятия налогового контроля по всей цепочке контрагентов. Система АСК НДС показывает низкий, средний и высокий налоговый риск, они имеют цветовые обозначения.

Имея на руках информацию о компаниях из системы АСК НДС, сотрудники налоговой службы используют профессиональный сервис по проверке юрлиц, например, Контур.Фокус, и дальше уже подробно смотрят информацию о заинтересовавшем их налогоплательщике.

Экономьте время на оценке надежности компании и снижайте коммерческие и налоговые риски по сделке.

Узнать больше

В центр внимания инспекторов могут попасть компании, которые не проявили должную осмотрительность и отнеслись к проверке контрагента формально.

В рамках проверки налоговая может вызвать директора компании на допрос. В Письме ФНС РФ от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ приводится перечень вопросов, которые помогают сотрудникам ФНС прояснить ситуацию по сделкам. Один из важных вопросов — существуют ли в организации документы, регламентирующие процесс проверки контрагентов?

Как с помощью Фокуса трактовать информацию о контрагенте

В процессе мониторинга клиента или поставщика в Фокусе важно оценить коммерческие риски, которые могут возникнуть в случае сотрудничества с ним.

Задача заключается в том, чтобы не потерять деньги. Хотя коммерческие и налоговые риски сильно пересекаются.

Фокус позволяет увидеть признаки финансово-хозяйственной деятельности. Важно убедиться в том, что компания «живая», то есть она функционирует.

Оценить финансовое состояние помогут следующие индикаторы.

  • Рейтинг финансового состояния (вероятность банкротства).
  • Наличие денег для выполнения обязательств. Обратите внимание на размер уставного капитала: чем он больше — тем лучше. Размер уставного капитала указывает на то, какую сумму способна выплатить компания в случае банкротства или ликвидации. Если речь идет о нескольких тысячах, то стоит насторожиться.
  • Уплата налогов. Само по себе наличие задолженности не говорит о недобросовестности поставщика, но является сигналом, на который стоит обратить внимание.
  • Размер краткосрочных и долгосрочных кредитов и доля дебиторской задолженности. Если в прошлом году компания была закредитована и имела высокую дебиторскую задолженность, то через год вряд ли у нее резко всё наладится.
  • Наличие периодически выигрываемых и исполняемых государственных контрактов. Можно сравнить суммы по госконтрактам, которыми оперирует организация, с суммой по вашему контракту. Если суммы сопоставимы, то риск ниже, чем если сумма вашей сделки в десяток раз превышает обычные сделки компании. Кроме того, когда компания принимает участие в госконтрактах по 44-ФЗ, она проходит проверку. При этом важно обращать внимание именно на исполненные, а не просто на заключенные госконтракты. Если компания выиграет тендер и не исполнит его, то может попасть на три года в Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Наличие связанных организаций с удовлетворительным уровнем выручки и чистой прибыли.
  • Среднесписочная численность сотрудников должна быть адекватна деятельности компании. Если в компании работает мало людей, а работы по договору предполагают наличие большого штата, то это повод задать поставщику вопрос, как он планирует исполнять свои обязательства. Возможно, он заключает договор с другим юрлицом и передает ему часть работ по договору.
  • Договоры лизинга. Если компании предоставляли машины или оборудование в лизинг, значит, её проверял лизингодатель и тот был готов к рискам, которые могут возникнуть при сотрудничестве.
  • Наличие арбитражных дел в качестве истца. Стоит обратить внимание на суммы, чтобы понять, попадает ли ваша сделка в категорию «рядовых». Не лишним будет ознакомиться с самими арбитражными делами и посмотреть, как ваш поставщик строит свою защиту по делам в качестве ответчика. Вполне возможно, что он ничего не платит до тех пор, пока с ним не начинают судиться.
  • Членство в Торгово-промышленной палате (ТПП). Вступление в ТПП предполагает членский взнос. Кроме того, компании нужно пройти комиссию, которой придется доказывать реальное ведение хозяйственной деятельности и предоставить стратегию развития предприятия на несколько лет вперед. Такая проверка проводится регулярно.
  • Действующие сертификаты и декларации. Их наличие может свидетельствовать о том, что на реальное место ведения бизнеса приезжали специалисты, и тот товар, который должен быть сертифицирован или задекларирован, проверялся на месте.
  • Выданные лицензии. Лицензии также выдаются по месту работы предприятия после проверки.
  • Товарные знаки. На их получение нужно потратить и время, и деньги. Если они есть, значит, компания серьезно относится к делу.
  • Завершенные плановые проверки. Проверяющий орган выезжает на фактическое место работы компании, что также является косвенным признаком ведения компанией материально-хозяйственной деятельности.
  • Открытые и архивные вакансии. Свидетельствуют о кадровых масштабах компании, её деятельности — если она набирает персонал, следовательно, развивается, расширяется, открывает новые направления.
  • Отсутствие компании в особых реестрах ФНС: руководство имеет дисквалификацию и не может занимать руководящие должности; руководитель или учредитель могут быть номинальным руководителем или владельцем многих других фирм; по юридическом адресу компания не найдена; адрес регистрации может быть массовым; есть задолженность перед ФНС более 1 000 руб.; компания не сдает налоговую отчетность более года.

Обратите внимание на то, что все перечисленные факторы не имеет смысла рассматривать по отдельности. Зато в комплексе они складываются в целостный портрет. И чем больше информации о компании вам удалось собрать, тем проще оценить риск сотрудничества с ней. Напротив, если по компании нет никакой информации, это повод задать контрагенту уточняющие вопросы, возможно, встретиться с ним лично у него в офисе или на производстве, запросить дополнительные документы.

Как избежать выездных налоговых проверок

Целью проведения выездных налоговых проверок является проверка правильности исчисления и полноты уплаты налогов в бюджет. Чтобы защитить компанию от визита налоговиков, нужно предусмотреть несколько важных моментов.

1. Комплексный анализ сведений о контрагентах

Нужно обращать внимание на ключевые индикаторы, которые были перечислены выше, и анализировать их в комплексе. Для компании, как для пользователя сервиса по проверке контрагентов, важно, чтобы инструмент не просто выдавал как можно больше информации, но и удобно её систематизировал. Иначе вам будет сложно с ним работать. Удобство и простота пользования особенно важны для малого и среднего бизнеса, у которых ограничены ресурсы на такие задачи.

2. Регламент проверки

Любой сервис по проверке контрагентов — это инструмент. И чтобы им пользоваться, нужно настроить процесс. Для этого нужен регламент — документ, который подробно расписывает процесс проверки. Он позволит организовать сам процесс, назначить ответственных, снизить риски работы с контрагентом, нивелировать человеческий фактор. При наличии регламента компании значительно проще доказать налоговой свою правоту.

В регламенте нужно прописать:

  • от какой суммы сделки вы начинаете проверять компанию;
  • кого вы проверяете — клиентов, поставщиков или и тех и других;
  • какую информацию вы по ним смотрите.

Кроме того, должен быть назначен ответственный за проверку. Если в компании нет регламента, по умолчанию ответственным за заключение сделки и проверку контрагента является директор. И если ФНС придет с проверкой, то задавать вопросы она будет именно ему.

3. Отчет о проверке

По итогам проверки контрагентов нужно составлять отчеты и хранить их в электронном виде и на бумажном носителе.

В целях соблюдения ст. 54.1 НК РФ желательно иметь организованный процесс проверки контрагента. Если его нет, то налоговая будет доказывать умысел.

Введение регламента также позволяет систематизировать процесс проверки. Если этим занимается бухгалтер, то на основании регламента он будет приносить директору отчет. То есть он сможет показать, на основании чего было принято решение работать с конкретной компанией.

Нужно понимать, что отчет — не панацея от проверок ФНС. Но если так случилось, что компания плохо оценила контрагента и на пороге появилась ФНС, то собранная доказательная база позволит показать отсутствие умысла в действиях компании и защититься от штрафа.

Нужно ли проводить тотальную проверку всех контрагентов? Глубина проверки контрагента должна зависеть от суммы сделки. Чем больше сумма контракта и выше риски в условиях, тем тщательнее должна быть проверка. И наоборот, при покупке канцтоваров на несколько тысяч рублей можно ограничиться базовым комплектом уставных документов и экспресс-отчетом из профессионального сервиса.

Меры по снижению рисков

  1. Внедрите регламент проверки.
  2. Выстроите процесс проверки и определите, кто и за что отвечает.
  3. Организуйте хранение отчетов в электронном и бумажном виде.
  4. Будьте готовы к проверкам через 3, 5 и 10 лет. По налоговым проверкам срок давности составляет 3 года. Если возбуждено уголовное дело (например, в цепочке контрагентов выявляется схема хищения), то налоговая, распутывая цепочку, может выйти на вас и начать задавать вопросы. Срок давности по таким делам — 5 лет. Если уголовное дело особо тяжкое, то 10 лет.

Получается, что фактически организация должна знать, что происходило по сделкам за 10 лет. Не стоит забывать и о таком явлении, как субсидиарная ответственность. Директор может заключить договор, а позже уволиться. Но в течение трех лет его вправе вызвать на допрос по сделкам, к которым возникли вопросы за период его руководства. Поэтому, заключая договор с контрагентом, всегда готовьте себе «подушку безопасности».

Андрей Веселов, руководитель направления развития продаж в компании СКБ Контур

Налоговые риски — это вероятный убыток предприятия, который может возникнуть при неблагоприятном развитии событий в части фискальных взаимоотношений с государством. В статье разберемся, что такое налоговые риски организации, определим критерии и порядок их оценки.

Суть проблемы

Возникновение налоговых рисков (НР) по большей части обусловлено желанием налогоплательщика снизить размер фискального обременения. Иными словами, все компании и предприниматели заинтересованы в том, чтобы уплачивать в государственный бюджет меньшие суммы налогов и сборов. Причем решение данного вопроса осуществляется не всегда законно.

Однако умышленное сокрытие и занижение налогооблагаемой базы — не единственный фактор НР. К таковым можно отнести:

  • финансовую и правовую безграмотность субъекта;
  • неверную трактовку действующего законодательства;
  • двойственность фискальных норм и правил налогообложения;
  • отсутствие информации об изменениях и нововведениях в правовой базе;
  • технические ошибки;
  • недобросовестность контрагентов.

Иными словами, возникновение фискальных рисков связано с прямым нарушением законодательства, когда нормы НК РФ и других законов игнорируются полностью. Либо с косвенными нарушениями, при которых нормы и правила налогообложения соблюдены не полностью.

Следовательно, при выявлении аналогичных нарушений экономический субъект практически сразу попадает под особый контроль со стороны ФНС. Налоговики инициируют выездную проверку, чтобы на месте определить налоговые риски предприятия.

Классификация по видам

Виды налоговых рисков организации классифицируются на:

  1. Внутренние и внешние.
  2. Предсказуемые и непредсказуемые.
  3. Систематические и несистематические.

Также НР можно классифицировать на три большие группы по времени их возникновения:

  1. До проведения проверки ФНС, когда спор с представителями еще не возник, например, ошибки и нарушения возникают из-за недобросовестности контрагентов либо из-за неверного оформления хозяйственных операций.
  2. Во время контрольных мероприятий. Нарушения были выявлены в ходе проведения проверки (ревизии) как камеральной, так и выездной.
  3. По итогам проведенной проверки. В таком случае возникают разногласия между ФНС и подконтрольным субъектом, при котором составляется соответствующий акт для дальнейшего обжалования.

Действующие критерии оценки

Для анализа ФНС разработало специальный перечень критериев, по которым определяется степень фискальных убытков. Отметим, что данный список не является секретным. То есть налоговики настоятельно рекомендуют проводить самостоятельные проверки по данному перечню. Такой подход позволит предприятию избежать фискальных правонарушений и штрафных санкций.

Итак, действующие критерии оценки налоговых рисков закреплены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и отражают:

Отсутствие

  • фактических правовых взаимоотношений контрагентов при заключении договоров и соглашений, в том числе и с физлицами;
  • документации, подтверждающей права, обязанности и полномочия руководителя предприятия либо его законного представителя;
  • подтверждений факта госрегистрации контрагента в ФНС;
  • реальных доказательств (фактов), подтверждающих ведение финансово-хозяйственной деятельности контрагентами;
  • экономических обоснований по образованию цен (стоимости) договоров;
  • обоснованности применения рассрочек, отсрочек по оплате договоров;
  • реальных попыток взыскания образовавшихся долгов, неустоек, пеней и штрафов по договорам (контрактам);
  • процентов и обеспечений по выдаваемым и получаемым займам либо их необоснованное занижение.

Наличие

  • низкой фискальной нагрузки, в сравнении с аналогичными субъектами по отрасли;
  • финансовых потерь, отражаемых в отчетности в течение нескольких календарных лет;
  • больших вычетов по НДС;
  • высокого роста расходов (затрат, издержек) и остановка (сокращение) роста доходов;
  • низкого уровня оплаты труда, в сравнении со средними показателями по отрасли, региону;
  • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
  • высокой доли расходов предпринимателя, уменьшающих начисляемый им подоходный налог от основной деятельности;
  • необоснованного количества посредников при заключении договоров;
  • бездействий или действий, свидетельствующих о сокрытии информации или нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
  • частой смены мест постановки на налоговый учет в ФНС;
  • низкого уровня рентабельности осуществляемой деятельности, при сравнении со средним по отрасли.

Данные критерии применимы не только к налогоплательщикам на ОСНО, но и к «упрощенцам», перешедшим на специальные режимы налогообложения. Например, оценит налоговая риски бизнеса юрлиц и ИП на УСН или ЕНВД.

Отметим, что на основании анализа данных критериев формируется внешняя и внутренняя налоговая политика нашей страны, а также оцениваются налоговые риски государства в целом. Такой подход позволяет своевременно скорректировать действующую политику, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

Самостоятельный контроль

Чтобы налогоплательщикам избежать проблем с ФНС, необходимо организовать самостоятельный контроль и эффективное управление НР. Систематическая оценка налоговых рисков — единственное верное решение в данной ситуации.

Рекомендации от представителей ФНС, как обеспечить безопасность в отношении НР:

  1. Избегайте сомнительных сделок.
  2. Заключайте сделки только с проверенными контрагентами.
  3. Откажитесь от услуг подозрительных компаний.
  4. Все операции оформляйте документально, согласно действующим инструкциям и требованиям.
  5. Постоянно следите за обновлениями и изменениями в фискальном законодательстве.
  6. Позаботьтесь о разработке и утверждении системы управления налоговыми рисками.

Также налоговики настоятельно рекомендуют периодически организовывать повышение квалификации работников бухгалтерской службы.

Сегодня налогоплательщики сталкиваются с множеством налоговых рисков. Например с риском недобросовестности налоговых органов. От умения управлять налоговыми рисками зависит финансовая устойчивость организации. Настоящая статья поможет организации оценить свои налоговые риски, выбрать правильную методику управления налоговыми рисками, не забывая о специфике своего режима налогообложения.

Несмотря на то, что государство дает налогоплательщику возможность минимизировать свои налоговые платежи, многие до сих пор плохо представляют себе, в чем же суть налогового планирования.

Долгое время налоговые органы при проверке налогоплательщиков изучали в первую очередь форму, а не содержание сделок, по которым уплачивались налоги. Такой подход давал возможность налогоплательщику заключать сделку с единственной целью — минимизировать налоги. Однако впоследствии подход налоговых органов изменился и теперь они считают, что сделки должны быть направлены, прежде всего, на достижение хозяйственного результата. Если сделка осуществляется только с целью минимизировать налоги, она может быть признана недействительной. Российским законодательством предусмотрены специальные процедуры, позволяющие разграничить реальные сделки и сделки, заключаемые с целью получения налоговых выгод.

📌 Реклама

Налогоплательщик может проконтролировать налоговые риски своей компании в процессе налогового планирования.

Среди критериев, перечисленных в приложении №2 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333, налоговые органы, отбирая кандидатов на выездную проверку, используют показатели налоговой нагрузки и рентабельности. Ежегодно среднесоленые значения для них обновляются на сайте ФНС России в разделе «Контрольная работа».

К примеру, инспекторы хотят знать, какую долю доходов налогоплательщик отдает государству. Они соотносят сумму уплаченных налогов с выручкой, то есть сумму налогов уплаченных в течение года делят на процентную величину выручки за год без НДС по данным бухгалтерского учета. Показатели выручки берут по данным Росстата, то есть сумму без НДС.

Таким образом, налогоплательщики могут самостоятельно рассчитать показатели своей компании и сравнить с теми, что опубликовали инспекторы. Если показатели налоговой нагрузки, а также рентабельности активов и продаж заметно меньше в сравнении со средне отраслевыми значениями, то высоки налоговые риски и шансы выездной налоговой проверки.

📌 Реклама

С другой стороны, если налоговая нагрузка значительно выше средних значений по отрасли, то налогоплательщик заинтересован в оптимизации налоговых платежей.

По мнению некоторых аудиторских компаний, в результате мероприятий налогового планирования налоговая нагрузка может быть уменьшена до 15%. Более существенное снижение налоговой нагрузки увеличивает налоговые риски.

Соответственно, значительно снижая налоговую нагрузку, организация должна быть готовой к возможным спорам с налоговыми органами. Чаще всего они возникают из-за проблемы толкования налогового законодательства фискальными органами и налогоплательщиками.

Следствием противостояния налогоплательщиков и налоговых органов являются ошибки в процессе исполнения налогового обязательства, что порождает налоговые споры, вызывает чувство несправедливости, толкает на уклонение от уплаты налогов.

📌 Реклама

Итак, налоговый риск – это вероятность возникновения финансовых потерь, связанных с неопределенностью процессов исчисления и уплаты налогов и вызванных неоднозначностью и неточностью налогового законодательства.

Налоговые риски классифицируют по различным основаниям: по субъектам несущим риск, по возможным последствиям, по причинам их возникновения и т.д.

Все риски делятся на три большие группы.

Риски, наступающие до налогового спора, к примеру, риск неправильного оформления хозяйственных операций, недобросовестности контрагентов и т.д.

Риски в процессе проведения (выездной) налоговой проверки: риск нехватки времени, риск некачественного юридического сопровождения и т.д.

Риски, возникающие в процессе налогового спора, состоящего из этапов: написание разногласий на акт, досудебное обжалование, судебное обжалование.

📌 Реклама

На каждом этапе существуют риски налоговых споров, которые возможно нейтрализовать при помощи конкретных последовательных мероприятий. Они делятся на этапы — идентификация рисков, систематизация причин их возникновения и комплекс мероприятий по их предотвращению.

Предлагаем следующий комплекс мер:

  • на этапе проведения налоговой проверки — обратиться за юридической помощью и заранее начать готовить доказательственную базу;
  • при выборе кандидатуры налогового адвоката следует предварительно ознакомиться (провести анализ), в каких налоговых спорах он принимал участие и каков был результат судебного разбирательства;
  • использовать возможность дачи пояснений налоговым инспекторам, проводящим проверку;
  • произвести оценку судебной перспективы, проанализировать судебную практику по аналогичным делам;
  • знать законодательно-процессуальную последовательность продвижения документов и рассмотрения налогового спора;
  • сопоставить возможные судебные издержки с суммой, которую вероятно отыграть;
  • правильно оформлять хозяйственные операции, повышать квалификацию бухгалтера, налогового работника, проводить добровольный аудит;
  • избегать сомнительных схем минимизации налоговых платежей и сомнительных контрагентов;
  • осуществлять все расчеты через расчетный счет;
  • внедрять систему управления налоговыми рисками и использовать современные методы управления разными видами налоговых рисков.

Эта методика управления рисками налоговых споров позволит организациям грамотно распределять свои ресурсы и эффективно расходовать денежные средства в процессе досудебного и судебного обжалования результатов налоговых проверок.

Налоговые риски предприятия: сущность, оценка, методы воздействия

TAX RISKS OF THE ENTERPRISE: ESSENCE, ASSESSMENT, INFLUENCE METHODS

В статье рассматривается понятие и сущность налоговых рисков, приводится их классификация, критерии самооценки предприятия для выявления налоговых рисков, возможные типы решений в отношении данных рисков, методы снижения налоговых рисков.

Предпринимательская деятельность неизбежно сопряжена с риском. Под риском понимается вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и неправильных действий человека .

В числе предпринимательских рисков можно выделить налоговые риски, которые относятся не только к финансовым рискам, но и к рискам нефинансовым (связанным с уголовной ответственностью).

Налоговый риск включает опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем .

Налоговые риски возникают и в случае недостаточной проработки налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений. В этом случае налоговые риски налогоплательщика возникают в связи с применением ими рискованных схем минимизации налогообложения, попытками использовать в своих интересах двойственность положений налоговых законов, а также из-за проведения хозяйствующим субъектом неэффективной налоговой политики.

Налоговые риски рассматриваются с позиции государства и налогоплательщика (рис. 1). Таким образом, четко прослеживаются существенные отличия в системах факторов возникновения налоговых рисков у государства (в лице уполномоченных органов управления в налоговой сфере) и налогоплательщиков, в результате чего наблюдаются и различия в проявлении налоговых рисков .

Выделяют три основных группы налоговых рисков (табл. 1) . Финансовые налоговые риски могут быть оценены в денежном выражении (кроме того, налоговые отношения являются частью финансовых отношений). Уголовная ответственность не может быть законным образом оценена в денежном выражении, тогда как прочие виды ответственности могут иметь денежную оценку.

Для самостоятельной оценки налоговых рисков предприятие может использовать критерии, разработанные Федеральной налоговой службой с целью выявления возможных ошибок и неточностей в исчислении налогов и сборов . Всего выделено 12 критериев налоговых рисков, а именно:

1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Рисунок 1- Налоговые риски с позиций государства и предпринимателя

Таблица 1- Группы налоговых рисков

Группа

Расшифровка

I — явная угроза привлечения к налоговой и даже уголовной ответственности

Риски возникают в случае грубого уклонения от уплаты налогов. В таких ситуациях опасность привлечения к ответственности очень велика. На практике все чаще встречаются случаи, когда при рассмотрении уголовных дел суды дают виновным реальные сроки лишения свободы.

II — опасности привлечения к налоговой ответственности, вызванные неточностью и неопределенностью законодательных норм

Риски возникают, когда в налоговом законодательстве нет однозначного ответа на какой-либо вопрос. Эксперты, аудиторы, Минфин России расходятся во мнениях, судебная практика не единообразна, а ВАС РФ ещё не сформировал свою правовую позицию. Даже если организация руководствуется положительной арбитражной практикой, существует вероятность, что Высший Арбитражный Суд примет иное решение

III — риски субъективного плана

Риски личных суждений налоговых инспекторов и их трактовки налогового законодательства и деятельности проверяемой организации.

Риски обнаружения при проверке фирм-однодневок среди контрагентов организации, тогда как компании часто по объективным причинам не могут проверить всех своих контрагентов и не имеют на это полномочий.

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Помимо данной методики существуют и иные методы оценки налоговых рисков. М.И. Мигунова выделяет методы риск-менеджмента, которые, могут быть адаптированы для оценки риска в налоговом планировании: экспертные оценки, рейтинговый метод и аналогии, относящиеся к качественным методам оценки, а также имитационное моделирование, анализ чувствительности, построение дерева решений и определение точки безубыточности с учетом налогового фактора, относящиеся к количественным методам.

Оценив имеющиеся налоговые риски, предприятие может принять следующие типы решений :

1) избежать их (сознательно выбрать переплату налогов в спорной ситуации или прекратить все действия и виды деятельности, ведущие к возникновению риска);

2) принять (удержать) риски (в случае, если риск носит допустимый уровень, и все возможные меры по его сокращению не будут экономически оправданы по сравнению с возможными последствиями, другими словами уплатить налог в таком объёме, который в определённых обстоятельствах может быть объектом претензий налогового органа);

3) снизить риск (различным образом воздействовать на факторы, влияющие на величину налогового риска с целью нивелирования возможных негативных последствий для предприятия связанных с налогообложением);

4) передать или разделить риски (перенести источник риска на другое предприятие, например, путём аутсоринга бухгалтерских или юридических услуг, либо передать ответственность за налоговый риск какому-либо другому, например, страховой организации);

5) применить специализированные процедуры, позволяющие «добросовестному» налогоплательщику застраховаться от налоговых рисков, а именно от того, чтобы его действия и заключаемые им договоры не были в дальнейшем квалифицированы налоговой инспекцией как налоговое правонарушение.

Работа по анализу, оценке и снижению налоговых рисков на предприятии должна вестись не от случая к случаю, а систематически: предприятие должно осуществлять налоговый менеджмент (применять совокупность организационных форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и налогового самоконтроля) .

В большинстве случаев на предприятиях управлением налоговыми платежами занимается бухгалтерия. Однако, более рационально (особенно на крупных предприятиях), чтобы в его финансовой службе налоговыми потоками занимались специалисты по налоговому планированию — налоговые менеджеры (1-2 чел.). Юридическая служба должна отслеживать изменения в налоговом законодательстве и судебной практике. Следует внедрить обязательную предварительную оценку налоговых рисков проводимых сделок при тесном взаимодействии налоговых менеджеров, юридической и бухгалтерской служб компании. В результате риски переквалификации сделок и доначисления налоговых обязательств значительно снизятся.

При формировании общей стратегии предприятия и его налоговой стратегии в рамках налогового менеджмента необходимо в общей структуре целей выделить налоговые цели. Они могут быть следующими (рис. 2).

Таким образом, применяя методы корпоративного налогового менеджмента предприятие способно значительно снизить свои налоговые риски.

Рисунок 2- Налоговые цели промышленного предприятия

Список использованных источников

4. Каким образом самостоятельно оценить налоговые риски?. — http://www.r77.nalog.ru/pv/riski/3788367/.

7. Селезнева, Н. Н. Налоговый менеджмент: администрирование, планирование, учет / Н. Н. Селезнева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 224 с.

8. Филина, Ф.Н. Анализ налоговых рисков / Ф.Н. Филина. — http://rosbuh.ru/?page=article&item=1467.

9. Фисова, О.А. Управление рисками организации: учеб. пособ. / О.А. Фирсова. —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *