Налоговый кодекс РФ от 2017

Федеральный закон принят Государственной Думой 5 июля 2018 года, одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом Налоговый кодекс Российской Федерации дополняется новой главой 254 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья», устанавливающей на территории Российской Федерации новый налог.

Федеральным законом устанавливается ставка налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в размере 50 процентов к налоговой базе. При этом налоговая база определяется как расчётная выручка от реализации добытых на участке недр углеводородов, уменьшенная на величину фактических и расчётных расходов, величину налога на добычу полезных ископаемых, величину невозмещённых расходов прошлых лет.

Налогоплательщикам предоставляется право отказаться от применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья путём направления в налоговый орган соответствующего уведомления до 31 марта 2019 года или до 31 марта года, следующего за годом, в котором налогоплательщику выдана лицензия на право пользования участками недр.

Федеральным законом предусматривается определение минимальной суммы налога, подлежащей уплате налогоплательщиками, в целях недопущения бесконтрольного наращивания затрат.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается снижение ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо на срок с 1 июня до 31 декабря 2018 года.

Согласно ГНК уточненная налоговая отчетность с уменьшением суммы налогов, подлежащих уплате, по сравнению с предыдущей налоговой отчетностью за тот же период будет принята только после камеральной налоговой проверки. Бухгалтеры же в свою очередь считают, что такое решение противоречит ст. 138 НК. Как им быть в такой ситуации? На вопросы ответил налоговый консультант, директор ОНК «Арбитражный дом Мухамедбаева» Абдугани МУХАМЕДБАЕВ:

– Обсуждение вопроса «о праве налоговых органов отказать в принятии уточненной налоговой отчетности» нужно начать с того, что согласно НК налоговой отчетностью являются «документы налогоплательщика, включающие в себя расчеты и налоговые декларации по каждому виду налога и выплаченным доходам, а также приложения к расчетам и налоговым декларациям, служащие основанием для определения налоговых обязательств налогоплательщиков и налоговых агентов» .

Согласно НК налоговая отчетность представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с кодексом должны прилагаться к налоговой отчетности .

При этом налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком по установленной форме.

На практике данный момент налогового администрирования урегулирован в строгом соответствии с НК. Расчеты по налогам, представленные через личный кабинет налогоплательщика, принимаются автоматически – без какого-либо контроля (за исключением случаев невнесения данных в графы отчетности, обязательные к заполнению).

Ситуация с «уточненкой»

Налоговый кодекс, как основной документ, регулирующий налоговые правоотношения, не раскрывает понятие «уточненной налоговой отчетности».

Утвержденные ГНК формы налоговой отчетности также не содержат отдельного приложения, либо самостоятельного документа, называемого «уточненной отчетностью», а всего лишь предлагают выбрать тип налогового отчета.

Тем не менее норма НК обязывает налогоплательщика представить уточненную налоговую отчетность в случае обнаружения им в ранее представленной налоговой отчетности недостоверных или неполных сведений и (или) ошибок, вследствие которых исчисленная сумма налога оказалась занижена. На практике уточненная налоговая отчетность, исключающая (исправляющая) занижение суммы ранее исчисленного налога, а также представленная вследствие согласия с требованиями налогового органа, также принимается без камеральной проверки.

Непростая (а, скорее, – неправовая) ситуация сложилась с уточненной налоговой отчетностью, направленной на уменьшение ранее исчисленного налога. Либо – на увеличение затрат, что также уменьшает налоговую базу и сумму налога.

Практически все случаи представления такой уточненной налоговой отчетности «сопряжены» с камеральной проверкой. Налоговый орган либо отказывает в принятии уточненной налоговой отчетности, либо искусственно затягивает эту процедуру.

Почему налоговые органы не могут не принять «уточненку»

Здесь уместно уточнить, что «камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом на основе анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, финансовой отчетности, а также других документов и сведений о его деятельности, имеющихся у налогового органа» .

Следовательно, в случае камеральной налоговой проверки анализу подвергается исключительно принятая налоговым органом налоговая отчетность и другие документы. И, наоборот, не принятая налоговым органом любая (в том числе – уточненная) налоговая отчетность не может быть предметом камеральной налоговой проверки.

На мой взгляд, отказ налогового органа в принятии уточненной налоговой отчетности не соответствует букве закона.

  • Во-первых, налоговое законодательство не отличает уточненную налоговую отчетность от обычной налоговой отчетности ни по форме, ни по содержанию, ни по назначению. Уточненная налоговая отчетность также направлена на исполнение налоговых обязательств налогоплательщиками.
  • Во-вторых, отказ в принятии уточненной налоговой отчетности нарушает право налогоплательщиков «самостоятельно исправлять ошибки, допущенные ими при учете объектов налогообложения, исчислении и уплате налогов» .
  • В-третьих, Налоговый кодекс не дает налоговым органам право отказывать в принятии уточненной налоговой отчетности.

Несомненно, этот перечень можно продолжить…

В связи с неправомерными действиями должностных лиц налогового органа возникает множество вопросов со стороны налогоплательщиков:

  • обязаны ли налоговые органы предупредить налогоплательщика, что его уточненные налоговые расчеты приниматься не будут, а также сообщить причину принятия такого решения?
  • если налоговые органы обязаны известить о принятом решении «не принимать пересдачу отчета», то как они должны это сделать и когда?

Исходя из логики и выводов вышеизложенного анализа, налоговые органы не могут иметь такую обязанность в рамках НК. Так как они не вправе отказать в приеме уточненной налоговой отчетности.

Уточненная налоговая отчетность должна приниматься налоговым органом в том порядке, который предписан в НК для самой налоговой отчетности.

Какой выход из ситуации?

На мой взгляд, нужно дополнить НК нормой, которая прямо устанавливает порядок сдачи и приема уточненной налоговой отчетности, идентичный существующему порядку представления налоговой отчетности.

До этого момента налогоплательщики вправе обжаловать неправомерные действия (бездействие) должностных лиц налогового органа в вышестоящем налоговом органе либо в суде.

Обжалование в суде производится по правилам, установленным Республики Узбекистан об административном судопроизводстве, путем подачи заявления в административный суд по месту расположения налогового органа, действие (бездействие) должностного лица которого обжалуется.

Следует отметить, что процессуальные требования обязывают заявителя доказать неправомерность действий должностного лица.

Из-за того, что законодательством не предусмотрено право налогового органа на отказ в принятии (уточненной) налоговой отчетности, не установлены ни процедура, ни форма такого решения об отказе, это несколько усложняет доказывание факта нарушения прав налогоплательщика. Тем не менее есть надежда, что количество жалоб положительно повлияет на вопрос правового урегулирования этого вопроса.

Беседовал Олег ГАЕВОЙ

Разъяснения экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений.

Ст. 1 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 1 НК РФ

П. 1 ст. 1 НК РФ (2017): вопросы и ответы

П. 1 ст. 1 НК РФ закрепляет структуру налогового законодательства нашей страны. Посмотрим, какие вопросы эта тема вызывает на практике.

Какие нормативные акты регулируют налоговую сферу?

Иерархия НПА, которые в той или иной мере затрагивают сферу налогообложения, такова:

  1. На первом месте стоит Конституция РФ — акт высшей юридической силы. Она, прежде всего, закрепляет конституционную обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции).
  2. Следующими по юридической значимости идут международные договоры. Так, в соответствии со ст. 7 НК РФ в случае, если международным договором установлены иные нормы, чем те, которые установлены актами законодательства о налогах и сборах, подлежат применению нормы международного договора.
  3. Далее стоит собственно налоговое законодательство — федеральное, региональное и местного уровня (муниципальное).
  4. И на самом нижнем уровне располагаются подзаконные нормативные правовые акты — указы Президента, постановления Правительства, ведомственные НПА.

Что представляет собой федеральное налоговое законодательство?

Структуру федерального законодательства определяет п. 1 ст. 1 НК РФ как состоящую из:

  • Налогового кодекса РФ;
  • принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах и (с 2017 года) страховых взносах.

При этом считается, что кодифицированный акт — Налоговый кодекс РФ — имеет приоритет перед иными федеральными законами.

Какие вопросы регулирует налоговое законодательство?

На федеральном уровне закрепляются:

  • виды налогов, сборов и страховых взносов, взимаемых в России;
  • основания для возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов и страховых взносов;

Подробнее об этой обязанности см. материал «Ст. 45 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;

Об обязанностях налогоплательщиков читайте в материале «Ст. 23 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

  • формы и методы налогового контроля;

О налоговом контроле подробнее – в нашей рубрике «Налоговые проверки».

  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;

О размере санкций читайте в статье «Ответственность за налоговые правонарушения: основания и размер санкций».

  • порядок обжалования актов, действий и бездействия налоговиков.

Какие вопросы отданы на усмотрение региональным и местным властям?

В порядке, определенном НК РФ, органы власти субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать особенности взимания на своих территориях региональных и, соответственно, местных налогов.

В частности, они могут определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а в отдельных случаях особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Органы власти субъектов РФ издают нормативные акты в форме законов, а муниципальные власти — в форме постановлений, решений и т.п.

См., например, закон города Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 № 64, решение совета депутатов города Долгопрудного МО «О земельном налоге на территории городского округа Долгопрудный» от 22.06.2012 № 95-нр.

Какова сфера действия подзаконных нормативных актов?

Подзаконные НПА, в том числе акты органов исполнительной власти, не охватываются понятием «законодательства о налогах и сборах» (п. 6 ст. 1 НК РФ). Между тем они также регулируют налоговые правоотношения.

Требования к ним установлены ст. 4 НК РФ. Такие акты:

  • должны издаваться в пределах компетенции соответствующего органа;
  • не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

В качестве примеров таких подзаконных актов можно привести:

  • Постановление Правительства РФ «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» от 26.12.2011 № 1137;

Подробнее о нём см. в статье «Постановление Правительства РФ № 1137: нюансы заполнения документов по НДС».

  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость» от 30.09.2015 № 1042.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Налоговый кодекс РФ регулирует взаимоотношения экономических резидентов страны с государством. Цель этого регулирования состоит в обеспечении постоянных поступлений денежных средств в государственный и муниципальный бюджет без существенного вреда для налогоплательщиков.

Понятие и содержание налоговых отношений

ФЗ №146 (НК РФ) представляет собой базовый документ законодательства о налогах и сборах РФ. Он определяет характер и специфику налоговых правоотношений.

Объектами таких взаимоотношений являются сами налоги и сборы, обязательные к уплате в соответствии с нормами действующего законодательства. Субъектами данной категории права являются лица, обязанные производить оплату, а так же государство, представляемое специально уполномоченными органами и людьми, занимающими определённые должности (ст. 9 НК). В последнем случае к субъектам относятся:

  • территориальные подразделения налоговой инспекции;
  • таможенные органы;
  • соответствующие структуры исполнительной государственной и муниципальной власти.

Субъекты налогового законодательства производят перевод на государственный счёт денег для осуществления регулярных и разовых платежей (ст. 8). Регулярными платежами являются налоги, соответствующие доходу от собственности и экономической деятельности и обязательные страховые сборы. Платежи не регулярного характера взимаются с разовых продаж, а так же действий. К последней категории относятся пошлины. Кроме того, НК РФ регулирует и акцизные платежи.

Платить налоги обязаны все физические и юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Кроме того, производить платежи в казну государства должны и структурные подразделения российских юридических лиц, осуществляющих экономическую деятельность за пределами страны.

Регулируемые положения НК РФ

Налоговый кодекс относится к тем документам, которые состоят из двух частей. Первая, общая, предназначена для того, чтобы создать правовую базу для обеспечения законности взимания налогов и других платежей с физических и юридических лиц. Эта база состоит из описания:

  • категорий налогов, взносов и сборов;
  • особенностей налогообложения в разных ситуациях;
  • прав и обязанностей плательщиков;
  • прав и обязанностей госорганов, осуществляющих взимание платежей и контроль исполнения обязанностей налогоплательщика;
  • перечня объектов налогообложения;
  • порядка проведения контроля и мониторинга;
  • методов определения доходов;
  • правонарушений, связанных с обязательными платежами в государственный или муниципальный бюджет.

Основываясь на этих нормативах, физические и юридические лица обязаны осуществлять регулярные или разовые платежи по категориям, описанным во второй части. Кроме регламентации порядка осуществления платежей по различным видам налогам, акцизам и сборам, вторая часть НК России содержит описание специальных режимов, представляющих собой особые системы налогообложения. К таковым относятся системы:

  • упрощённая;
  • сельскохозяйственная;
  • патентная;
  • при разделе продукции;
  • единого налога на вменённый доход.

Таким образом, НК РФ призван сочетать в себе две функции. Он обеспечивает регулярные поступления денег в бюджеты государственных и муниципальных образований разного уровня. Одновременно он создаёт правовую базу, позволяющую налогоплательщикам обеспечивать себе защиту от произвольных действий субъектов, обязанных взимать платежи и контролировать их соответствие действительности.

  • Часть 1 Налогового кодекса РФ
    • Раздел 1. Общие положения
      • Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах (Статьи 1-11.2)
      • Глава 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации (Статьи 12-18)
      • Глава 2.1. Страховые взносы в Российской Федерации (Статьи 18.1-18.2)
    • Раздел 2. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях
      • Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты (Статьи 19-25)
      • Глава 3.1. Консолидированная группа налогоплательщиков (Статьи 25.1-25.6)
      • Глава 3.2. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья (Статья 25.7)
      • Глава 3.3. Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов (Статьи 25.8-25.12-1)
      • Глава 3.4. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица (Статьи 25.13-25.15)
      • Глава 3.5. Налогоплательщики — участники специальных инвестиционных контрактов (Статья 25.16)
      • Глава 4. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (Статьи 26-29)
    • Раздел 3. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
      • Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц (Статьи 30-35)
      • Глава 6. Органы внутренних дел. Следственные органы (Статьи 36-37)
    • Раздел 4. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
      • Глава 7. Объекты налогообложения (Статьи 38-43)
      • Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (Статьи 44-60)
      • Глава 9. Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа (Статьи 61-68)
      • Глава 10. Требование об уплате налогов и сборов (Статьи 69-71)
      • Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (Статьи 72-77)
      • Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм (Статьи 78-79)
    • Раздел 5. Налоговая декларация и налоговый контроль
      • Глава 13. Налоговая декларация (Статьи 80-81)
      • Глава 14. Налоговый контроль (Статьи 82-105)
    • Раздел 5.1. Взаимозависимые лица и международные группы компаний. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании. Документация по международным группам компаний
      • Глава 14.1. Взаимозависимые лица. Порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации (Статьи 105.1-105.2)
      • Глава 14.2. Общие положения о ценах и налогообложении. Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (Статьи 105.3-105.6)
      • Глава 14.3. Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица (Статьи 105.7-105.13)
      • Глава 14.4. Контролируемые сделки. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля. Уведомление о контролируемых сделках (Статьи 105.14-105.16)
      • Глава 14.4-1. Представление документации по международным группам компаний (Статьи 105.16-1—105.16-6)
      • Глава 14.5. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (Статьи 105.17-105.18-1)
      • Глава 14.6. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения (Статьи 105.19-105.25)
    • Раздел 5.2. Налоговый контроль в форме налогового мониторинга
      • Глава 14.7. Налоговый мониторинг. Регламент информационного взаимодействия (Статьи 105.26-105.28)
      • Глава 14.8. Порядок проведения налогового мониторинга. Мотивированное мнение налогового органа (Статьи 105.29-105.31)
    • Раздел 6. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
      • Глава 15. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений (Статьи 106-115)
      • Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение (Статьи 116-129.11)
      • Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля (Статьи 130-131)
      • Глава 18. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение (Статьи 132-136)
    • Раздел 7. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
      • Глава 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц (Статьи 137-139.3)
      • Глава 20. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней (Статьи 140-142)
    • Раздел 7. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
      • Глава 20.1. Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями) (Статьи 142.1-142.4)
      • Глава 20.2. Международный автоматический обмен страновыми отчетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации (Статьи 142.5-142.6)
      • Глава 20.3. Взаимосогласительная процедура в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения (Статьи 142.7-142.8)
  • Часть 2 Налогового кодекса РФ
    • Раздел 8. Федеральные налоги
      • Глава 21. Налог на добавленную стоимость (Статьи 143-178)
      • Глава 22. Акцизы (Статьи 179-206.1)
      • Глава 23. Налог на доходы физических лиц (Статьи 207-233)
      • Глава 24. Единый социальный налог (утратила силу)
      • Глава 25. Налог на прибыль организаций (Статьи 246-333)
      • Глава 25.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (Статьи 333.1-333.7)
      • Глава 25.2. Водный налог (Статьи 333.8-333.15)
      • Глава 25.3. Государственная пошлина (Статьи 333.16-333.42)
      • Глава 25.4. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (Статьи 333.43-333.56)
      • Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых (Статьи 334-346)
    • Раздел 8.1. Специальные налоговые режимы
      • Глава 26.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (Статьи 346.1-346.10)
      • Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения (Статьи 346.11-346.25.1)
      • Глава 26.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (Статьи 346.26-346.33)
      • Глава 26.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (Статьи 346.34-346.42)
      • Глава 26.5. Патентная система налогообложения (Статьи 346.43-346.53)
    • Раздел 9. Региональные налоги и сборы
      • Глава 27. Налог с продаж (утратила силу)
      • Глава 28. Транспортный налог (Статьи 356-363.1)
      • Глава 29. Налог на игорный бизнес (Статьи 364-371)
      • Глава 30. Налог на имущество организаций (Статьи 372-386.1)
    • Раздел 10. Местные налоги и сборы
      • Глава 31. Земельный налог (Статьи 387-398)
      • Глава 32. Налог на имущество физических лиц (Статьи 399-409)
      • Глава 33. Торговый сбор (Статьи 410-418)
    • Раздел 11. Страховые взносы в Российской Федерации
      • Глава 34. Страховые взносы (Статьи 419-432)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *