Наложение ареста на имущество налогоплательщика

Порядок наложения налоговым органом ареста на имущество налогоплательщика

Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику (его представителю):

— решение о наложении ареста;

— санкцию прокурора;

— документы, удостоверяющие полномочия этих должностных лиц (п. 9 ст. 77 НК РФ).

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового органа в форме соответствующего постановления. Оно действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом налогового (таможенного) органа, вынесшим такое решение, либо до его отмены вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом (п.п. 6, 13 ст. 77 НК РФ, Приложения N 16, N 18 к приказу ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@)*(1).

Санкция о наложении ареста проставляется на первом листе постановления налогового органа, заверяется подписью лица, санкционировавшего арест, и печатью прокуратуры с указанием даты принятого решения). Причем при принятии решения о санкционировании ареста прокурор (его заместитель) должен проверить законность и обоснованность принятого налоговым органом решения и полноту представленных материалов. При наличии недостатков и нарушений, допущенных при принятии и оформлении решения о наложении ареста на имущество налогоплательщика, в санкционировании может быть отказано.

Санкционировать арест имущества либо принять мотивированное решение об отказе в даче санкции прокурор (или его заместитель) должен не позднее следующего рабочего дня со дня получения решения об аресте имущества и материалов, обосновывающих его принятие (п.п. 2, 3 Приказа N 122)*(2).

Решение о санкционировании ареста либо об отказе в даче санкции направляется в налоговый орган незамедлительно одним из следующих способов:

— по почте заказным письмом;

— вручается под расписку должностному лицу налогового органа, принявшего данное решение (п. 2.4 Приказа N 122).

Непосредственно к процедуре проведения ареста предъявляются следующие требования:

1. Арест производится с участием понятых (не менее двух человек) (п. 7 ст. 77, п. 2 ст. 98 НК РФ). При этом в качестве понятых не вправе выступать должностные лица налогового органа (п. 4 ст. 98 НК РФ). Налогоплательщик (его законный и (или) уполномоченный представитель) также вправе (обязанности такой у него нет) присутствовать при аресте имущества. Отказать ему в этом орган, производящий арест, не может. К участию в производстве ареста имущества также может быть привлечен специалист (например, для определения стоимости имущества) (п. 1 ст. 96 НК РФ).

2. Всем лицам, участвующим в производстве ареста имущества, должны быть разъяснены их права и обязанности(п. 7 ст. 77 НК РФ).

3. Не допускается проведение ареста имущества в ночное время (за исключением случаев, не терпящих отлагательства) (п. 8 ст. 77 НК РФ).

4. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику (его представителю).

5. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости (п. 10 ст. 77 НК РФ, Приложение N 17 к Приказу N ММВ-7-8/179@)*(3).

В протоколе также отражается:

— время начала и окончания описи имущества;

— адрес, где должно находиться арестованное имущество (имущество может быть оставлено как у налогоплательщика, так и в другом месте, определенном органом, вынесшим постановление об аресте) (п. 11 ст. 77 НК РФ);

— подписи всех присутствующих лиц (представителя налогового органа, понятых, налогоплательщика, иных лиц).

Налогоплательщик (его представитель) вправе отразить в протоколе свои замечания по проведению процедуры ареста.

Постановление об аресте имущества, а также действия налоговых органов при проведении процедуры ареста могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 9 НК РФ.

______________________________

*(1) Приказ ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» (далее — Приказ N ММВ-7-8/179@).

*(2) Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 22.03.2010 N 122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов».

*(3) При отсутствии сведений о стоимости имущества (рыночной, балансовой либо иной), а также сведений об ином имуществе налогоплательщика, на которое может быть наложен арест, действия о наложении ареста на имущество, стоимость которого в итоге значительно превышает размер налоговой задолженности, могут быть признаны правомерными, несмотря на положения п. 5 ст. 77 НК РФ (решение Арбитражного суда Пензенской области от 26.10.2010 N А49-6219/2010).

Приложение N 9

«САНКЦИОНИРУЮ» Прокурор________________________________ (наименование органа прокуратуры) ________________________________________ (Ф.И.О., классный чин) ________________________________________ (подпись, печать) «_____»____________ 20_____г. ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) ________________________ «_____» ______________20____г. (населенный пункт) Руководитель (заместитель руководителя)_____________________________ _________________________________________________________________________ (наименование налогового органа, классный чин, Ф.И.О.) в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов рассмотрел вопрос о наложении ареста на имущество _________________________________________________________________________ (полное наименование организации — налогоплательщика _________________________________________________________________________ (плательщика сбора, налогового агента), ИНН/КПП, адрес) Недоимка, задолженность по пеням, штрафам в бюджетную систему Российской Федерации на «______» _________________ 20_____г. составляет: налогов (сборов) ________________________ рублей; пеней ________________________ рублей; штрафов ________________________ рублей; Всего ________________________ рублей. На основании статей 31 и 77 Налогового кодекса Российской Федерации и установив _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ (основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество) ПОСТАНОВИЛ: В обеспечение взыскания налога, сбора, пени, штрафа наложить полный (частичный) арест на имущество_______________________________ _________________________________________________________________________ (полное наименование организации — _________________________________________________________________________ налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), _________________________________________________________________________ ИНН/КПП, адрес) на сумму не более_______________________рублей. Аресту подлежит следующее имущество: 1.________________________________________ 2.________________________________________ 3.________________________________________ 4.________________________________________ Руководитель (заместитель руководителя) _______________________________ (наименование налогового органа) _______________________________ _________________ ___________________ (классный чин) (подпись) (Ф.И.О.) М.П. Копию постановления получил_________________________________________ (полное наименование организации, Ф.И.О. _________________________________________________________________________ физического лица — законного (уполномоченного) представителя _________________________________________________________________________ налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), его паспортные данные) «_______» ____________________ 20____г. __________________________ (подпись) ______________________________

* Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) — организация (ответственный участник (участник) консолидированной группы налогоплательщиков, участник договора инвестиционного товарищества (управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, управляющий товарищ, товарищ).

** Ограничение прав налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации (ответственного участника (участника) консолидированной группы налогоплательщиков) в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.

*** Ограничение прав налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации (ответственного участника (участника) консолидированной группы налогоплательщиков) в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.

Департаментом налоговой и таможенной политики с участием ФНС России рассмотрено обращение от 15.01.2019 по вопросу о применении ареста имущества, предусмотренного статьей 77 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании авансовых платежей, подлежащих уплате за отчетные периоды, а также обращение от 26.02.2019 и сообщается следующее.

По указанному вопросу было направлено письмо Федеральной налоговой службы от 12.02.2019 № КЧ-3-8/984@, содержащее разъяснение, поддерживаемое Департаментом.

Согласно пунктам 1 и 14 статьи 77 Кодекса арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности организации-налогоплательщика (налогового агента плательщика сбора, плательщика страховых взносов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) (далее — организация) в отношении ее имущества.

Арест имущества производится в случае неисполнения организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога (сбора, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов) и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что такая организация предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

В соответствии с пунктами 3 и 14 статьи 77 Кодекса арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов) за счет имущества организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании указанного обязательного платежа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или ее электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах организации или информации о реквизитах ее корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

Налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, установленном Кодексом (статьи 45 — 47, 69 Кодекса).

Кодексом предусматривается по отдельным налогам уплата в течение налоговых периодов авансовых платежей, обязанность по уплате которых признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 12 Информационного письма от 22.12.2005 № 98, отсутствие в указанных нормах Кодекса положений об их применении к авансовым платежам не может быть расценено как отсутствие у налогоплательщика обязанности по уплате таких платежей (в том числе платежей, исчисляемых в течение отчетного периода). Эта обязанность устанавливается применительно к отдельным налогам в соответствующих нормах части второй Кодекса. Необходимо учитывать, что неотъемлемым свойством публичной обязанности по уплате определенной денежной суммы в казну публично-правового образования является возможность ее принудительного исполнения, в том числе с применением установленных законодательством мер по обеспечению исполнения решений о взыскании. Налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование об уплате ежемесячных авансовых платежей, исчисляемых в течение отчетного периода, а также осуществить меры по принудительному взысканию задолженности по данным платежам за счет имущества налогоплательщика.

Учитывая изложенное, полагаем, что предусмотренный статьей 77 Кодекса арест имущества организации может быть применен в качестве способа обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании авансовых платежей.

Кроме того, следует отметить, что Министерство финансов Российской Федерации в пределах своей компетенции дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, на основании пунктов 1 и 3 статьи 34.2 Кодекса в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Названной статьей не предусмотрено уведомление заявителя о продлении срока для предоставления соответствующего разъяснения.

Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ

О порядке применения статьи 77 «Арест имущества» Налогового кодекса Российской Федерации

Г.В. Черных,
государственный советник налоговой службы III ранга
Е.А. Пальцев,
советник налоговой службы II ранга, Краснодарский край

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) впервые с момента введения в России налоговой системы и функционирования налоговых органов привлек к участию во взыскании задолженности по налоговым платежам органы прокуратуры. Порядок, регламентирующий процедуру ареста имущества предприятия-должника с санкции прокурора, изложен в ст. 77 НК РФ. Данная норма относится к главе 11 НК РФ, в которой речь идет о способах обеспечения исполнения налогового обязательства.
Наряду с залогом имущества, поручительством, пени, приостановлением операций по счетам в банке, арест имущества налогоплательщика является способом обеспечения налогового обязательства. Однако как налоговые органы, так и налогоплательщики при использовании на практике положений данной статьи сталкиваются с проблемами толкования ее норм.
В соответствии со ст. 77 НК РФ арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Таким образом, возникает вопрос: что законодатель подразумевает под «достаточными основаниями»? К основаниям полагать, что должник примет меры к сокрытию своего имущества, следовало бы отнести конкретное доказательство таких намерений в виде сообщения о них гражданином либо должностным лицом в письменной форме руководителю налогового органа. На практике налоговые органы не имеют института осведомителей, которые могут сообщать о действиях налогоплательщика по сокрытию имущества.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию сделок купли-продажи недвижимости и транспортных средств, не ставят налоговые органы в известность о намерении сторон заключить сделку, поскольку такие действия прямо не предусмотрены законодательством. Кроме того, плательщик может заключить договор залога, в соответствии с которым в случае неисполнения условий возврата займа право на имущество плательщика-должника переходит третьему лицу.
Таким образом, по изложенным причинам реализовать на практике общеустановленные принципы «достаточности оснований», заложенные в ст. 77 НК РФ, затруднительно. Следовательно, ее необходимо доработать.
По нашему мнению, арест имущества на основании ст. 77 НК РФ может осуществляться при наличии задолженности по уплате налогов (сборов) у юридического лица. Это само по себе уже является «достаточным основанием» полагать, что налогоплательщик в любое время может воспользоваться своим правом распорядиться собственностью в ущерб интересам бюджета или скрыться.
Одним из существенных условий проведения ареста имущества с санкции прокурора является возможность не нарушать основную хозяйственную деятельность предприятия, вне зависимости от того, является арест частичным или полным. Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа. При полном аресте лицо не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются только с разрешения и под контролем налогового органа.
Как видно, исходя из концепции данной статьи «полнота» ареста является достаточно условной. Различие между данными режимами состоит в различном объеме прав по распоряжению арестованным имуществом. При полном аресте право распоряжения имуществом приостанавливается безусловно, а при частичном, — распоряжение арестованным имуществом возможно под контролем и с согласия налогового органа. Поэтому для пользования арестованным имуществом предприятию необходимо получить письменное разрешение налогового органа.
Оба механизма ареста, предусмотренные данной статьей, позволяют во многих случаях избежать взыскания налоговых платежей за счет имущества должника в соответствии со ст. 47 НК РФ, поскольку направлены на установление режима контроля над имуществом налогоплательщика и способствуют добровольному погашению задолженности должником. При реализации норм данной статьи НК РФ читателям следует обратить внимание на противоречия положений п. 4 и 5 данной статьи, в соответствии с которыми, с одной стороны, арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-должника, с другой — оговаривается возможность ареста и части имущества, которого достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.
На наш взгляд, все имущество должника должно быть подвергнуто аресту (даже если его стоимость превышает размер долга) только в случае, если оно представляет собой единый комплекс (производственная технологическая линия, отдельное строение и т.д.) либо задолженность предприятия перед бюджетом больше или равна стоимости всего имущества. В остальных случаях аресту должно подвергаться имущество, которого достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.
Пунктом 3 ст. 77 НК РФ предусмотрено, что «арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 настоящего Кодекса». По нашему мнению, следует концептуально увязать п. 3 ст. 77 Кодекса с процессуальными действиями по применению ст. 47 НК РФ ввиду различных правовых режимов имущества.
Процедура ареста имущества с санкции прокурора (ст. 77 НК РФ) и арест имущества судебными приставами (ст. 47 НК РФ) имеют различную правовую природу. Кроме того, процессуальные действия, предшествующие каждому виду ареста, различны. В первом случае (ст. 77 НК РФ) они направлены на добровольное погашение имеющейся задолженности самим должником, во втором случае (ст. 47 НК РФ) арест имущества производится с целью его дальнейшей реализации и принудительного погашения недоимки.
Таким образом, если применение ст. 77 НК РФ не обеспечило добровольную уплату задолженности по налоговым платежам, налоговые органы могут отменить свое решение об аресте для дальнейшего применения к должнику мер, предусмотренных ст. 47 НК РФ с соблюдением всех предусмотренных Кодексом процедур. В случае несогласия налогоплательщика с проведенным на основании ст. 77 НК РФ арестом, он вправе согласно со ст. 22 АПК РФ обратиться в арбитражный суд с соответствующим иском.

Правила наложения ареста на имущество определены ст. 77 НК РФ. Арест в качестве способа обеспечения исполнения налоговой обязанности может быть применен в отношении имущества организаций, выступающих в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов. Данный способ обеспечения не применяется в отношении имущества физических лиц.

Арестом имущества признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности организации в отношении его имущества. Арест носит характер временного ограничения права собственности налогообязанного лица в целях обеспечения исполнения возложенной на него налоговой обязанности. Основанием его применения в качестве способа обеспечения исполнения налоговой обязанности является вынесение налоговым органом решения о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 ПК РФ. НК РФ предусматривает и условия применения ареста имущества: наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Представляется, что арест имущества является самой жесткой мерой налогово-правового принуждения, которую законодатель включил в число способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. В настоящее время предусмотрены два вида ареста имущества: полный и частичный.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав организации, при котором она не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичным арестом имущества признается такое ограничение прав организации, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и иод контролем налогового или таможенного органа.

Защищая имущественные интересы организации, законодатель установил, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов (п. 5 ст. 77 НК РФ). Вместе с тем это не исключает и возможности наложения ареста на все имущество организации (п. 4 ст. 77 НК РФ). Арест может налагаться лишь на имущество, принадлежащее организации на праве собственности или хозяйственного ведения. Он не налагается на имущество, принадлежащее ей на праве оперативного управления, так как к организациям, обладающим имуществом на данном вещном праве, нс применяется взыскание в порядке ст. 47 НК РФ. Арест также не налагается на имущество, полученное недоимщиком во владение или пользование на основании договора.

Арест производится на основании постановления руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа. Арест производится исключительно с санкции прокурора. Необходимость получения санкции прокурора для осуществления ареста имущества призвана обеспечить законность применения данного способа обеспечения. Решение о санкционировании ареста принимает орган прокуратуры. При отказе в выдаче санкции по причине несоблюдения формы постановления, после внесения соответствующих исправлений налоговым органом, постановление подлежит повторному направлению в орган прокуратуры. В случае отказа в даче санкции прокурором налоговый орган вправе обратиться с этим же вопросом к вышестоящему прокурору. При проведении ареста обязательно присутствие понятых, в качестве которых могут быть приглашены любые нс заинтересованные в исходе дела физические лица. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Перед арестом имущества должностные лица, его производящие, обязаны предъявить представителю налогоплательщика-организации постановление о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества, в котором, а также в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности – их стоимости. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и представителю налогоплательщика-организации.

Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться арестованное имущество. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие арестованного имущества не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ.

Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов или заключении договора о залоге имущества в соответствии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *