Национальный режим

Национальный режим при проведении закупок представляет совокупность установленных государством правил, которые создают отечественной продукции преимущественные условия закупки по сравнению с товарами зарубежных производителей. Данный режим действует в рамках и ФЗ № 44, и ФЗ № 223, но в меньшей степени.

Ни в одном из названных закупочных законов не указаны запреты, ограничения и (или) преференции при приобретении зарубежных товаров. Особенности применения таких правил прописаны законодателем в многочисленных нормативно-правовых актах Правительства РФ и Министерств РФ.

Наверняка, столкнувшись с правилами названного режима на практике, у участников закупочного процесса (в т.ч. и у заказчиков) возникало немало вопросов. Однако, законодатель не стоит на месте, внося изменения в действующие закупочные реалии, запутывая контрагентов и организаторов торгов еще больше. Рассмотрим подробнее нормы национального режима в рамках ФЗ № 44 с учетом недавних поправок данных правил.

Согласно ч.3 ст. 14 ФЗ № 44 в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Национальный режим при осуществлении закупок функционирует в виде:

  • запретов на покупку иностранных товаров;
  • ограничений на приобретение зарубежной продукции;
  • условий допуска заграничных товаров к торгам.

Однако следует помнить, что нормы о национальном режиме «работают» не во всех случаях. Согласно внесенным изменениям в Закон о контрактной системе с 11 августа 2020 года правила национального режима не применяются в случае:

1) осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности;

2) осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом;

3) осуществления закупок товаров, работ, услуг органами государственной охраны в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны

Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. (Постановление № 616, Постановление № 617) внесли немало изменений в правила осуществления закупок в рамках ст. 14 ФЗ № 44, в части установления запретов на допуск и ограничений допуска большого перечня промышленных товаров иностранного производства.

Утратили силу запреты и ограничения, ранее установленные следующими Постановлениями Правительства РФ:

1. запрет на допуск Продукции машиностроения иностранного происхождения, установленный Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 656;

2. запрет на допуск Продукции легкой промышленности иностранного происхождения, установленный Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 № 791;

3. запрет на допуск товаров, работ, услуг для нужд обороны страны и безопасности государства иностранного происхождения, установленный Постановлением Правительства РФ от 14.01.2017 № 9;

4. запрет на допуск Отдельных видов товаров станкоинструментальной промышленности иностранного происхождения, установленный Постановлением Правительства РФ от 07.03.2019 г. № 239;

5. запрет на допуск товаров, товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности иностранного происхождения, установленный Постановлением Правительства РФ от 05.09.2017 г. № 1072;

6. ограничение допуска Оружия и боеприпасов иностранного происхождения, установленное Постановлением Правительства РФ от 20.09.2018 № 1119.

Постановление Правительства № 616 устанавливает запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств — членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства (утвержден перечень данных товаров (125 позиций), в числе которых легковые и грузовые автомобили, а также железнодорожная техника- локомотивы, подвижные составы и др.)).

Запрет не применяется в следующих случаях:

а) отсутствие на территории РФ производства промышленного товара

Факт отсутствия такого производства подтверждается наличием у организатора торгов разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого Минпромторгом России с использованием государственной информационной системы промышленности согласно Приказу Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755. При этом данным разрешением заказчикам следует заручиться для каждой проводимой закупки зарубежных промышленных товаров.

б) закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 — 7, 124 и 125 перечня ПП №616);

в) необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 67 — 71 перечня ПП №616);

г) закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 47 — 51 перечня ПП №616);

д) закупки, осуществляемые ФСБ РФ, ФСО РФ, Службой внешней разведки РФ, органами внешней разведки Министерства обороны РФ, МВД РФ, Федеральной службой войск национальной гвардии РФ, Управлением делами Президента РФ и Главным управлением специальных программ Президента РФ (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 — 7, 52 — 57, 73 — 75, 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 — 51 перечня ПП №616, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей);

е) закупки товаров ФСО РФ, осуществляемые в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств МВД РФ для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

Для того, чтобы подтвердить соответствие закупки промышленных товаров требованиям, установленным ПП РФ 616, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в процедуре выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если такое предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719 .

Такая выписка не представляется при осуществлении закупок промышленных товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, подпадающих под запрет, установленный п. 2 ПП РФ № 616, за исключением закупок промышленных товаров, предусмотренных перечнем названного постановления (для подтверждения соответствия участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие декларацию о стране происхождения товара, декларация предоставляется в свободной форме).

Пример из практики

В антимонопольный орган обратился участник закупки с жалобой на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение машины для выемки грунта. По мнению заявителя, заказчик неправомерно признал соответствующей положениям законодательства и документации об электронном аукционе вторую часть заявки победителя процедуры. Изучив материалы дела, комиссия УФАС установила, что победитель закупки не предоставил, документы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 616, а именно: выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ. Антимонопольный орган пришел к выводу, что заказчик неправомерно признал вторую часть заявки победителя аукциона соответствующей требованиям законодательства, поскольку положения и условия документации об электронном аукционе противоречат нормам, предусмотренным Постановлением Правительства РФ № 616 (Решение по делу №062/06/69-521/2020 Рязанского УФАС России от 06.08.2020).

Основанием для включения продукции в реестр евразийской промышленной продукции является акт экспертизы, выданный уполномоченным органом государства — члена Евразийского экономического союза, о соответствии такой продукции требованиям. Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.

Кроме того, в Письме Минпромторга Росси поясняется, что документы, подтверждающие страну происхождения материалов или полуфабрикатов, использованных при производстве промышленных товаров, должны представляться поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на этапе исполнения контракта в соответствии с пунктом 5 ПП РФ №616, то и документы, подтверждающие отсутствие производства материалов н полуфабрикатов также должны представляться поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на этапе исполнения контракта.

Об ограничениях допуска промышленной продукции к закупкам говорится в Постановлении Правительства РФ №617. Данным НПА утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (всего 174 позиции).

В ПП РФ № 617 указано, что заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:

а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства — члены Евразийского экономического союза;

б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 ФЗ №135, при сопоставлении заявок (окончательных предложений).

О том, каким образом подтвердить страну происхождения отдельных видов промышленных товаров прописано в п. 7 ПП РФ № 617, а именно:

а) наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции;

б) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара (сертификат СТ-1).

Пример из практики

В УФАС обратился поставщик с жалобой на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку парниковой пленки. Заявитель считает, что обстоятельство, указанное в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в закупке, не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям аукционной документации в силу норм действующего законодательства. Рассмотрев материалы дела, комиссия УФАС установила, что в соответствии с Письмом Минпромторга РФ от 05.06.2020 №39247/12 Постановлением Правительства РФ № 617 не предусмотрен документ, представляемый участником закупки в составе заявки, в целях подтверждения соблюдения ограничений в отношении продукции, произведенной на территории государств — членов ЕАЭС (за исключением РФ), потому что механизм «третий лишний» следует применять на основании информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции — в отношении продукции, произведенной на территории Российской Федерации, а также на основании декларирования — в отношении продукции, произведенной на территории стран ЕАЭС. На участие в аукционе была подана только одна заявка, а для отклонения заявки по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения единственной заявки (по правилу «третий лишний») необходимо наличие не менее двух заявок, соответствующих п. 2 ПП РФ № 617. Антимонопольный орган пришел к выводу, что заказчику необходимо было не признавать заявку поставщика не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе по причине отсутствия в ней сведений о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи, а рассмотреть ее, как заявку с товаром иностранного производства. В своем решении комиссия УФАС поддержала доводы заявителя. (Решение №054/06/69-1465/2020 Новосибирского УФАС России от 03.08.2020)

Следует отметить, что при проведении конкурсов и аукционов на закупку промышленных товаров, включенных в перечень к ПП РФ № 617, предоставляется равный доступ участникам таких процедур как предлагающим товар, страной происхождения которого является РФ, так и предлагающим товар, происходящий из государств — членов Евразийского экономического союза.

В виду того, что в ПП РФ №617 отсутствует документ, который необходимо предоставить участнику в составе заявке для подтверждения соблюдения ограничений, механизм «третий лишний» применяется:

  • в отношении продукции, произведенной на территории РФ — на основании информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции;
  • в отношении продукции, произведенной на территории государств — членов Евразийского экономического союза — путем декларирования.

Таким образом, закупки с учетом правил национального режима требуют особого внимания всех участников закупочного процесса, как при подготовке и подаче заявок, так и при составлении закупочной документации.

При осуществлении закупок с применением национального режима следует:

  • определить по коду ОКПД2 принадлежность товара к перечням ПП РФ №616 и ПП РФ 617, Приказу №126н;
  • воздержаться от участия в закупке продукции согласно ПП РФ №616, если имеющийся товар участника зарубежного производства;
  • при подаче предложения подготовить соответствующие документы, подтверждающие страну происхождения;
  • изучить правила снижения цены контракта при закупке продукции, с учетом требований национального режима;
  • подготовить закупочную документацию согласно нормам действующего законодательства с учетом всех изменений правил национального режима.

применение национального режима в рамках ФЗ №223 регламентировано постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»

ФЗ от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

ч.7 ст.14 ФЗ № 44

Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (Приложение к Постановлению Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616)

Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»

для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).

Письмо Минпромторга РФ от 5 июня 2020 г. N 39247/12 «О разъяснении некоторых положений постановлений N 616 и N 617»

Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Приказ Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н»Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

ЭТП ГПБ, 44-ФЗ, закупки, Торги, Наши Эксперты, 223-ФЗ, нацрежим Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях

На Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов Минпромторгом опубликован проект постановления о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих ‎из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Минпромторг предлагает в целях защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики и поддержки отечественных производителей расширить перечень импортных товаров, запрещенных к поставке в рамках проведения государственных и муниципальных закупок в соответствии с законом № 44-ФЗ. Это касается продукции машиностроения для пищевой промышленности. Проектом постановления предлагается распространить запрет на следующие позиции:

— 28.25.13.111 — шкафы холодильные для пищевой промышленности;

— 28.25.13.112 — камеры холодильные сборные для пищевой промышленности;

— 28.25.13.114 — витрины холодильные для пищевой промышленности;

— 28.29.50.000 — машины посудомоечные промышленного типа;

— 28.93.15.110 — печи хлебопекарные неэлектрические, печи кондитерские неэлектрические;

— 28.93.15.121 — котлы стационарные пищеварочные электрические и газовые;

— 28.93.15.122 — плиты газовые промышленные;

— 28.93.15.124 — сковороды газовые промышленные;

— 28.93.15.126 — пароконвектоматы, аппараты пароварочно-конвективные электрические и газовые; конвекционные печи электрические и газовые;

— 28.93.15.127 — ротационные пекарские шкафы;

— 28.93.15.128 — шкафы жарочные электрические и газовые;

— 28.93.17.110 — мясорубки электрические промышленные;

— 28.93.17.111 — машины картофелеочистительные кухонные промышленного типа;

— 28.93.17.112 — машины кухонные овощерезательные промышленного типа; машины для нарезания хлеба;

— 28.93.17.115 — машины универсальные для пищевой промышленности;

Большое количество банков, высокий процент одобрения, минимум документов

— 28.93.17.120 — машины тестомесильные, машины тестоделительные, машины тестоокруглительные, машины тестозакаточные, машины тестораскатывающие, машины взбивальные, миксеры и кремовзбиватели, надрезчики тестовых заготовок, посадчики тестовых заготовок, делители-укладчики тестовых заготовок; печи хлебопекарные электрические, печи кондитерские электрические; машины месильно-перемешивающие, мельницы шаровые для пищевой промышленности; шкафы предварительной и окончательной расстойки, расстойно-печные агрегаты; машины для просеивания муки; опрыскиватели, дежеопрокидыватели для пищевой промышленности;

— 28.93.17.290 — гигиеническое оборудование для пищевой промышленности; вспомогательное оборудование для пищевой промышленности (рамы, тележки, столы, стеллажи); противни, лотки, формы для пищевой промышленности.

Для указанных товаров будут действовать исключения, предусмотренные пп. «а» п. 1 Постановления N 656. Подтверждать соответствие товаров требованиям, предъявляемым в целях отнесения продукции к произведенной в РФ, нужно будет актом экспертизы ТПП или заключением Минпромторга.

Предполагается, что новые правила начнут действовать с 1 июня 2019 года. Надеемся, что предпринимаемые правительством меры облегчат положение отечественных машиностроителей и, в свою очередь, не создадут проблем для пищевой промышленности.

Кредитно-Страховое агентство — Ваш гид на рынке госзакупок !

Национальный режим в госзакупках – что это такое? К чему национальный режим закупок обязывает заказчика, и какие последствия он будет иметь для участника закупок? На эти вопросы отвечают эксперты Кредитно-Страхового агентства.

Обратимся сначала к статье 14 закона № 44-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», раскрывающей понятие национального режима и порядок его применения. Итак, в законе говорится следующее:

1. При осуществлении государственными или муниципальными заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым или оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим.

2. В целях защиты внутреннего рынка, развития экономики, поддержки отечественных товаропроизводителей, обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительство России устанавливает запреты и ограничения на поставку импортных товаров, выполнение работ и оказание услуг иностранными лицами.

3. Перечень товаров, работ или услуг, для которых устанавливается национальный режим, определяется Правительством.

4. Нормативными актами Правительства могут быть предусмотрены обстоятельства, допускающие неприменение предусмотренных законом ограничений или запретов. В этом случае заказчик обязан разместить в ЕИС обоснование невозможности их соблюдения.

Более подробно, порядок применения национального режима в госзакупках раскрывается в Приказе Министерства экономического развития от 25 марта 2014г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Приказом Минэкономразвития, в частности, предусмотрено введение преференций для продукции, произведенной в России или странах Евразийского экономического союза, в размере 15 процентов от цены контракта. Это означает, что при определении победителя, к предложенной в заявках цене применяется 15-процентный понижающий коэффициент.

Как это будет применено на практике? Предположим, что в закупке принимают участие два поставщика. При этом один из поставщиков предлагает товар, произведенный за пределами ЕАЭС, но не подпадающий под запрет. Для победы в закупке этому поставщику придется предложить цену, на 15 процентов ниже, чем у второго поставщика, предлагающего продукцию отечественного производства. Такие правила действуют для процедур, не предполагающих проведение торгов.

Если же закупка осуществляется путем проведения торгов, то в этом случае действует правило, по которому контракт с победителем, предложившим товары иностранного производства, заключается по цене, сниженной на 15 процентов от цены, предложенной в ходе торгов.

Аналогичный порядок предоставления преференций для отечественной продукции предусмотрен и в закупках госкомпаний, проводимых в соответствии с законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В этом случае закупки проводятся в соответствии с Постановлением Правительства от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Так что же такое национальный режим в закупках? Теперь мы можем ответить на этот вопрос.

Национальный режим – это комплекс мер, устанавливаемых Правительством во взаимодействии с ответственным органом исполнительной власти (Министерство финансов, ранее Министерство экономического развития), направленный на поддержание интересов государства, мотивацию внутреннего рынка и предоставление преимуществ отечественным производителем. Национальный режим реализуется путем введения запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров и создания благоприятных условий для допуска на рынок российских аналогов.

Все сказанное выше можно описать одним термином – импортозамещение. Он имеет ту же смысловую нагрузку, как и термин «национальный режим».

Рассмотрим кратко, на какие товары, работы и услуги действуют запреты и ограничения в рамках национального режима закупок.

Запреты на закупки иностранных товаров

В настоящее время установлены запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров:

1. Запрет на закупки медицинских изделий и лекарств

При закупке некоторых медицинских изделий — например, медицинской одежды, электрокардиографов, томографов, некоторых хирургических инструментов, а также реагентов, действует запрет на закупку, если из стран ЕАЭС поступили, по крайней мере, два предложения о поставке такой продукции. Полный перечень такой продукции установлен Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, получается, что заказчик должен отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

• содержат предложения о поставке медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Россия или другие государства ЕАЭС;

• не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

2. Запрет на закупки товаров легкой промышленности

Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд» установлен полный запрет на закупки товаров легкой промышленности из стран, не входящих в ЕАЭС. В перечень запрещенных к импорту товаров, утверждённый этим постановлением, попали:

— ткани, изделия текстильные, полотна трикотажные или вязаные;

— ковры и ковровые изделия;

— канаты, веревки, шпагат и сети;

— кожа и изделия из неё, меха;

— любая одежда, спецодежда, бельё, аксессуары;

— изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные;

— чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия; изделия шорно-седельные и упряжь;

— обувь;

— изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки;

— твердая резина во всех формах и изделия из нее; напольные покрытия и коврики из вулканизированной пористой резины;

— изделия пластмассовые прочие;

— услуги по прокату бытовых бельевых изделий;

— услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви;

Необходимо учитывать, что указанный запрет не применяется лишь в том случае, если производство этих товаров на территории ЕАЭС отсутствует.

3. Запрет на закупки товаров машиностроения

Запрет распространяется на импортные бульдозеры, автобусы, троллейбусы, вагоны, грузовики, экскаваторы, тракторы, снегоочистители и другие машины, включенные в перечень Постановления Правительства РФ от 14.07.2014г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Подтверждением страны происхождения продукции в данном случае является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров.

4. Запрет на закупки товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» запрещён допуск произведенной за рубежом продукции для целей национальной обороны. Это требование не распространяется на оборудование и товары, которые не производятся на территории РФ.

Для поставщиков из стран ЕАЭС существует исключение, но лишь в отношении некоторых категорий продукции.

5. Запрет на закупки программного обеспечения

Аналогичный всеобъемлющий запрет на закупки программного обеспечения установлен Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Исключение из этого запрета возможно лишь в следующих случаях:

• в реестре российского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

• программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому программному обеспечению.

6. Запрет на закупки мебель и изделий деревообрабатывающей промышленности

Запрет на поставку мебели и отдельных изделий деревообрабатывающей промышленности устанавливается Постановление Правительства РФ от 05.09.2017г. № 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закупать продукцию, о которой идет речь в постановлении, можно только, если:

• она произведена на территории России или стран ЕАЭС;

• товары изготавливаются в рамках специального инвестиционного контракта;

• продукция соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 17.07.2015г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ».

Запрет распространяется на различные виды мебели, в том числе металлическую и пластмассовую, матрасные основы, матрасы, диваны, древесно-волокнистые плиты.

Ограничения на закупки иностранных товаров

На отдельные виды товаров Правительством РФ установлены ограничения. На практике это означает, что заявки, содержащие предложения на поставку изделий иностранного производства, допускаются к участию в процедуре только в том случае, если отсутствуют предложения с продукцией отечественного происхождения, соответствующей установленным характеристикам. При проведении таких закупок участники, предложившие продукцию отечественного производства, получают ценовые преференции в размере 15 процентов.

1. Ограничения на поставку радиоэлектронной продукции

Ограничения на закупку товаров радиоэлектроники установлены Постановлением Правительства РФ от 29.09.2016г. № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

В список изделий, попавших под ограничения, включены:

— фоторезисторы;

— светодиодные изделия;

— интегральные электронные схемы;

— вычислительны машины;

— электронные книги;

— запоминающие устройства;

— радиоэлектронные средства связи;

— антенны;

— видеокамеры.

2. Ограничения на закупку медицинских изделий

Ограничения установлены и при закупке ряда медицинских изделий, приведенных в Постановлении Правительства РФ от 05.02.1015г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В этот список попали:

— медицинская одежда;

— санитарно-гигиеническое белье;

— реагенты;

— салфетки;

— тампоны;

— повязки.
3. Ограничения на закупку лекарственных препаратов

Введение ограничений на закупку лекарственных препаратов устанавливается Постановлением Правительства РФ от 13.11.2015г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Актуальный перечень конкретных медикаментов, попадающих под действие нормативного акта, приведен в Распоряжении Правительства РФ от 23.10.2017г. № 2323-р.

Необходимо учитывать, что замена в процессе исполнения контракта российской продукции на зарубежные аналоги не допускается.
4. Ограничения на закупку продуктов питания

Ограничения на поставку иностранных продуктов питания установлены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016г. № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В перечень запрещенных к поставке продуктов входят:

— мороженая и свежая рыба;

— морепродукты;

— различные сорта мяса;

— соль;

— сливочное масло, сыры, творог, молоко;

— рис;

— сахар.

Как мы видим, перечень товаров, попадающих под запрет или ограничение достаточно широк. И этот перечень может периодически изменяться под влиянием различных экономических и политических факторов.

Что должен сделать заказчик закупки в случае применения национального режима

В случае применения национального режима при проведении закупок, заказчик обязан соответствующим образом оформить закупочную документацию. В ней должна содержаться следующая информация:

• в правилах к оформлению первой части заявок должно содержаться требование о декларировании участником страны происхождения товара;

• в документации необходимо прописать условия предоставления преимущества товарам российского производства или производства других государств – членов ЕАЭС;

• в требованиях ко второй части заявки должно содержаться требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника требованиям ст. 14 закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок»;

• в извещении должно содержаться указание о применении национального режима.

Как правильно составить заявку на участие в закупке с применением национального режима

В случае применения национального режима заказчик закупки обязан указать в на необходимость предоставления документов, подтверждающих соответствие участника требованиям ст. 14 закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок». При этом в документации должен быть приведен конкретный перечень подтверждающих документов. Если же в закупочной документации перечень подтверждающих документов отсутствует, то участнику достаточно подтвердить страну происхождения товара любым официальным документом, например декларацией или сертификатом соответствия. При этом в первой части заявки обязательно указывается страна происхождения каждого предлагаемого к поставке товара.

Эксперты Кредитно-Страхового агентства разъясняют — применение национального режима осуществления закупок не создает дополнительных проблем для участников, а напротив, позволяет отечественным производителям получить преимущество перед компаниями, торгующими импортными товарами. Главное – не допускать ошибок при подготовке заявки. Будьте внимательны, удачных Вам закупок!

Кредитно-Страховое агентство – банковские гарантии и кредиты
для участников Госзакупок !

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент Научно-Технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное

Учреждение Высшего профессионального образования

«Красноярский Государственный Аграрный Университет»

Институт судебных экспертиз и права

Контрольная Работа

по дисциплине: «Международное частное право»

вариант 1

Выполнила: студент 14 группы

Крупский Л.Д..

Проверил: Гогина Е.Б.

Красноярск, 2011

План:

  1. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

  2. Коллизионные вопросы обязательственного права.

  3. Тест.

1. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Принцип национального режима следует отнести к одному из основных начал международного частного права. Под национальным режимом понимается приравнивание иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в том, что касается их прав и обязанностей, к отечественным гражданам и юридическим лицам. Поскольку на иностранных физических и юридических лиц распространяются те же права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические и юридические лица, все они ставятся в равное положение. Принцип национального режима может быть установлен как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах.

В России этот принцип в отношении иностранных граждан закреплен в Конституции. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Таким образом, принцип национального режима сформулирован в Конституции РФ более широко, чем в Законе, поскольку этот принцип подлежит применению не только к иностранным гражданам, но и к лицам без гражданства. Исключения из него допускаются лишь на основании федеральных законов, а не любых других законодательных актов. Из этого следует, что законодательство субъектов РФ не может вводить какие-либо ограничения прав иностранцев.

В области гражданского права применение национального режима наиболее широким образом предусмотрено ч. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ, в которой говорится, что «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом». О национальном режиме говорится в целом ряде других законодательных актов, в частности в ст. 5 Закона 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», в ст. 4 Закона об иностранных инвестициях 1999 г., в ст. 5 Закона РФ 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах». Из международных соглашений сошлемся прежде всего на Минскую конвенцию 1993 г., Кишиневскую конвенцию 2002 г. и многочисленные двусторонние договоры о правовой помощи, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, а также на такие универсальные многосторонние соглашения, как Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (см. гл. 14).

Национальный режим применяется в международных торговых договорах в ограниченном числе случаев, например по некоторым вопросам торгового мореплавания. Кроме того, предоставление национального режима предусматривается в отношении свободного доступа иностранных юридических лиц и граждан в суды. Национальный режим применяется в договорах о правовой помощи, социальном обеспечении (судебная защита, предоставление трудовых и иных прав на основе национального режима).

Таким образом, в России национальный режим применяется в отношении прав иностранцев согласно правилам внутреннего законодательства, хотя в отдельных случаях он может предусматриваться и в соответствии с международными договорами.

От национального режима следует отличать режим наибольшего благоприятствования. На основании предоставления этого режима иностранные лица пользуются максимумом тех прав, которые предоставлены лицам другого государства, что и объясняет само выражение «наибольшее благоприятствование». В обычном (неюридическом) языке, применяя этот термин, имеют в виду создание для кого-то самых лучших, благоприятных условий. В действительности это не так, режим наибольшего благоприятствования отличается от национального режима тем, что в силу режима наибольшего благоприятствования в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане между собой, а в силу национального режима они ставятся в равное положение с отечественными лицами. Точно так же не должно вводить в заблуждение применение в законодательстве об иностранных инвестициях и в соглашениях о защите иностранных инвестиций указаний на то, что им должен предоставляться не менее благоприятный режим, чем правовой режим, предоставляемый отечественным инвесторам, поскольку в данных случаях имеется в виду предоставление национального режима. В отличие от национального режима принцип наибольшего благоприятствования может быть предусмотрен только в международном договоре.

Комиссией международного права ООН был разработан проект статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации. Согласно этому проекту, юридическая сущность клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации как договорного положения состоит в обязательстве государства предоставить другому государству режим наиболее благоприятствуемой нации в определенной сфере отношений. В тексте проекта в конечном итоге комиссия применила термин «не менее благоприятный, чем режим, распространенный на третье государство». Согласно принципу наибольшего благоприятствования, иностранным юридическим и физическим лицам в торговле, мореплавании или в иных областях предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться юридическим и физическим лицам третьей страны. Режим в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый к одному иностранному государству, с которым заключен торговый договор, будет применяться и к любому другому государству, с которым также заключен торговый договор на основе принципа наибольшего благоприятствования. Таким образом, в силу этого режима создаются равные условия для всех иностранных государств, их организаций, фирм и граждан в отношении тех вопросов торговли, которые предусмотрены торговым договором.

В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. стороны предусмотрели взаимный доступ на рынки на основе режима наибольшего благоприятствования (ст. 10). Об этом режиме говорится также в разделах о таможенных вопросах, о поощрении иностранных инвестиций, режиме представительств обществ одной стороны на территорию другой и по другим вопросам.

В Соглашении предусматривалось, что Российская Федерация может предоставить странам СНГ большие преимущества, чем другим странам, тем самым речь шла об изъятиях из режима наибольшего благоприятствования.

Режим наибольшего благоприятствования и недискриминационный режим установлены в отношениях нашей страны с США благодаря заключенному 1 июня 1990 г. Соглашению о торговых отношениях. В соответствии со ст. 1 этого Соглашения каждая сторона «без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим или экспортируемым на территорию другой стороны, режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из/или экспортируемым на территорию любой третьей страны…».

2. Коллизионные вопросы обязательственного права.

Коллизионные вопросы в обязательствах из причинения вреда

Внедоговорные обязательства — это обязательства, возникающие НЕ на основе соглашения сторон, а в связи с наступлением фактов, предусмотренных в законе, а именно:

-причинения вреда одним субъектом другому;

-приобретения или сбережения имущества за счет средств другого лица без достаточных оснований (неосновательное обогащение);

-совершения некоторых действий в чужом интересе без поручения.

Особенностью внедоговорных обязательств является присущая всем им восстановительная функция. Собственно, законодатель ввел эти нормы для того, чтобы устранить несправедливость и компенсировать лицу его потери.

Обязательства вследствие причинения вреда — это такие гражданско-правовые обязательства, в силу которых потерпевший (кредитор) имеет право требования от причинителя (должника) полного возмещения противоправно причиненного вреда, что направлено на ликвидацию последствий правонарушения, на восстановление имущественного состояния потерпевшего.

Возмещение причиненного вреда — одна из форм гражданско-правовой ответственности. Поэтому к обязательствам вследствие причинения вреда применяются общие правила гражданско-правовой ответственности.

Обязательства вследствие причинения вреда с участием иностранного элемента являются одним из видов внедоговорных обязательств. В таком обязательстве потерпевший выступает в качестве кредитора, а причинитель — должника. Названные обязательства возникают между лицами, не состоявшими в договорных отношениях. Они возможны и между лицами, которые состоят в договорных отношениях, но причиненный вред не связан с нарушением договорных обязательств.

К обязательствам, возникающим из внедоговорных отношений, относят обязательства, возникающие из причинения вреда — обычно называют деликтными обязательствами, поскольку они возникают не из договора, а из неправомерных действий (деликтов).

Содержание деликтного обязательства — обязательства по приведению лица-потерпевшего от неправомерных действий по нарушению его абсолютных прав, за счет и силами нарушителя; имеет правовую форму возмещения убытков, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, компенсации морального вреда.

Нарушение правил безопасности при применении современных транспортных средств, при массовом перемещении людей из одной страны в другую приводит к значительному увеличению аварий и катастроф различного рода и масштаба, что, в свою очередь, влечет за собой возникновение деликтных отношений с так называемым иностранным элементом.

Вред может быть причинен иностранному гражданину на территории России, например, в результате дорожно-транспортного происшествия по вине российского или иностранного водителя, в результате столкновения в открытом море морских судов, зарегистрированных в различных государствах.

Во многих странах коллизии законов в области обязательств вследствие причинения вреда решаются, исходя из одного из старейших начал международного частного права — закона места совершения правонарушения (lex loci delicti commissi). Выбор права места деликта в качестве ведущей коллизионной нормы закреплен в законодательстве Австрии, Венгрии, Германии, Греции, Италии, Польши, Скандинавских стран, а также в международных договорах, например в Кодексе Бустаманте 1928 года.

Проявлением современных подходов стало комбинированное применение закона места совершения правонарушения и иных коллизионных правил, отсылающих к законам гражданства, места жительства сторон, места регистрации транспортного средства.

Английская доктрина — принцип «двойной подсудности», Австрия, Югославия, Швейцария — и место причинения, и личный закон участников отношения. Закон гражданства участвующих лиц — Италия, Греция, Бельгия, Германия, Россия, Алжир. Или закон Домициля (постоянного места жительства), закон места возникновения вреда — Венгрия. Если же на ТС произошел деликт — то право флага. (Венгрия),

В Испании — жестко — только место причинения вреда.

В Нидерландах — закон места причинения вреда, но стороны могут выбирать сами применимый правопорядок.

В Швейцарии — право выбора сторонами правопорядка.

По германскому праву к искам в этой области подлежит применению право страны, в которой было совершено противоправное действие лицом, обязанным возместить вред. Потерпевший, однако, может потребовать, чтобы вместо этого права было применено право той страны, в которой наступил вред (ст. 40 Вводного закона к ГГУ в ред. Закона от 20 мая 1999 г.). Установлена также возможность применения права, имеющего «существенно более тесную связь с правоотношением», а также применения права, определенного последующим соглашением сторон о выборе права (ст. 41, 42 Вводного закона).

В КНР в отношении деликтных обязательств действует закон места совершения противоправного действия. Если гражданство причинителя вреда и потерпевшего совпадает или место их жительства находится в одной и той же стране, то может применяться право страны, гражданами которой они являются, или право места их жительства. Если действие, совершенное вне пределов территории КНР, не рассматривается правом КНР как противоправное, это действие не считается противоправным (ст. 146 Общих положений гражданского права 1986 г.).

Таким образом, при решении коллизионного вопроса применительно к деликтным обязательствам осуществляется выбор между двумя основными вариантами:

-применением права страны совершения вредоносного действия,

-применением права страны потерпевшего, т.е. лица, которому был причинен вред.

Традиционно применяется закон места причинения вреда, однако применение этого принципа по законодательству ряда стран корректируется возможностью применения права страны потерпевшего, если оно предоставляет лучшие возможности возмещения вреда.

Более сложная ситуация возникает в случаях, когда вредоносное действие совершается в одном государстве, а результат наступает в другом государстве (загрязнение окружающей среды, авария на атомной электростанции). При отсутствии международного соглашения между странами, к которым относятся потерпевшие, у них остается лишь возможность обращаться с исками о возмещении вреда в свои отечественные суды, что по ряду причин не может быть реализовано (о невозможности исполнения судебного решения см. гл. 18).

Европейский суд признал, что в тех случаях, когда место совершения действий, повлекших за собой причинение вреда, не совпадает с местом наступления вредоносного результата, по выбору истца к ответчику может быть предъявлен иск как в суде страны, где был причинен вред, так и в суде страны, где были совершены действия, повлекшие за собой причинение вреда.

В ряде государств потерпевшему предоставляется возможность выбора между предъявлением иска на основании деликтного обязательства и иска на основании договора.

Статья 1220 ГК РФ устанавливает: «На основании права, подлежащего применению к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяются, в частности:

1) способность лица нести ответственность за причиненный вред; 2) возложение ответственности за вред на лицо, не являющееся причинителем вреда; 3) основания ответственности; 4) способы возмещения вреда; 5) объем и размер возмещения вреда».

В отношении определения права, подлежащего применению к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в ГК РФ предусмотрены две коллизионные нормы. Согласно первой из них:

«к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, применяется право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда. В случае, когда в результате такого действия или иного обстоятельства вред наступил в другой стране, может быть применено право этой страны, если причинитель вреда предвидел или должен был предвидеть наступление вреда в этой стране» (п. 1 ст. 1219).

Таким образом, третья часть ГК РФ исходит прежде всего из принципа применения закона места деликта (lex loci delicti). Тем самым в ГК РФ закреплен тот же основной принцип, из которого исходило и предшествующее законодательство.

Вторая коллизионная норма предусматривает:

«К обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда за границей, если стороны являются гражданами или юридическими лицами одной и той же страны, применяется право этой страны. В случае если стороны такого обязательства не являются гражданами одной и той же страны, но имеют место жительства в одной и той же стране, применяется право этой страны» (п. 2 ст. 1219).

Тест.

  1. Внешнеторговая сделка на продажу копии фильма, заключенная в Англии, не содержала в себе указаний на подлежащее применению право. Поскольку в возникшем между продавцом и покупателем споре речь шла о требовании, вызванном переуступкой некоторых правомочий, связанных с правом авторства на фильм, продавец потребовал, чтобы российский арбитраж, рассматривавший данный спор, применил российское право в связи с тем, что согласно коллизионному праву Англии по такого рода спорам должно быть применено право страны возникновения авторского права. На каких положениях МЧП основывает требования продавца?

Ответ: Б) Обратная отсылка (ГК РФ ст. 1190).

  1. Является ли коллизионной нормой правило, в силу которого наличие у гражданина РФ второго гражданства (двойное гражданство) не умаляет его прав и свобод?

Ответ: А) Является, так как распространяет на иностранца, получившего российское гражданство, права и обязанности гражданина РФ в полном их объеме.(ГК РФ).

3. Какое право должно быть применено к отношениям из договора морской перевозки, который был подписан в Бремене и предусматривал разрешение споров, возникших из этой перевозки, в Москве, но не содержал условий и подлежащем применению праве?

Ответ: Б) Право ФРГ (места нахождения перевозчика) (ст.1186 п.2 ГК РФ).

4. Проблема обратной отсылки состоит в:

Ответ: Г) Проблема обратной отсылки состоит в том, относится ли указание закона на применение права другой страны к материальному праву иностранного государства (ст.1190 ГК РФ).

5. В договоре морской перевозки, подписанном в Гамбурге, не содержалось условий, определяющих подлежащее применению к отношениям сторон право. Какое право будет применено арбитражем, рассматривающем спор между сторонами этого договора, если в тексте договора содержатся несколько ссылок на отдельные статьи законодательства, действующего в РФ?

Ответ: В) Право страны арбитража, рассматривающего спор (ГК РФ).

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.). — М., 2010.

2. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая).,Н..2010.

3. Ануфриева Л.П. Международное частное право Т.П. Общая часть. М., 2000.

4. Рузакова О.А. Международное частное право. Учебное пособие, 2005 г.

5.Международное частное право: 2005г. — 752 стр. (Гетьман-Павлова И.В.) — учебник. — М.: Изд-во Эксмо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *