Наука изучающая нормы пространственной организации общения называется

Выделяют вербальные и невербальные средства коммуникаций. Вербальные средства (от лат.verbalis – словесный) — это словесные средства общения. К вербальным средствам коммуникации относится речь (устная и письменная). К невербальным средствам коммуникации относятся:

· почерк;

· двигательные средства: мимика, жесты, позы тела, походка, прикосновения к партнеру и пр. Наука, изучающая позы и движения тела, называется пантомимикой. Совокупность значимых жестов, мимических и пантомимических движений, иначе говоря кинем называетсякинесикой(от греч. κύνησις ‘движение’). Термин «кинема» употребляет известный итальянский режиссер П.Пазолини при анализе языка кино.

· организация пространственной среды (расстояние между партнёрами и расположение партнеров друг относительно друга). Наука, изучающая нормы пространственной организации общения, (близость друг к другу и т.п.) называется проксемикой(от греч. πρόξιμος‘близкий’). (См. об этом: Тема 2, стр. 27)

· место общения (территория, на которой происходит общение);

· время общения;

· запахи (парфюмерия, используемая партнёрами; индивидуальные запахи,

· улавливаемые на бессознательном уровне; запахи окружающей среды, влияющие на эмоции человека);

· внешний вид партнёров (одежда, прическа, аксессуары и пр.).

Средства коммуникации могут быть использованы как преднамеренно, так и непреднамеренно. Невербальные сигналы очень часто информируют получателя об истинном эмоциональном состоянии собеседника, о его отношении к партнёру по общению и к предмету разговора.

Невербальные средства традиционно объединяются в группы по различным основаниям. Так, о степени готовности к общениюсвидетельствуют открытые и закрытые невербальные средства.

· Открытыми называются такие коммуникативные проявления, которые свидетельствуют о том, собеседник искренен, добродушно настроен, стремится говорить откровенно. Открытые коммуникативные проявления не создают ни физического, ни психологического барьера между партнёрами. Искренняя улыбка, зрительный контакт — примеры открытой мимики; раскрытые руки ладонями вверх — пример открытого жеста; поднятая голова и опущенные плечи также означают открытость.

Закрытыми называются такие проявления, которые создают физический и психологический барьер между партнёрами, например: скрещенные руки или ноги, нахмуренные брови, прищуренные глаза или взгляд в сторону. Барьер можно создать и с помощью предметов: очков, одежды, застегнутой на все пуговицы, галстука, свитера с высоким горлом, а также с помощью стола, стула, сумки, которые находятся между партнерами. Закрытые жесты свидетельствуют о том, что контакт нарушен. Это может произойти потому, что один из собеседников заскучал, торопится или не согласен с другим. Могут быть и другие причины: неприязнь к партнеру, недоверие к нему, страх, неуверенность в себе, усталость, боль, ощущение холода или иного дискомфорта, а также желание «уйти в себя», то есть поразмышлять над темой разговора или погрузиться в воспоминания, временно отгородившись от всех. Как видите, причины могут быть прямо противоположными, а внешне поведение может быть похожим. Поэтому, чтобы не ошибиться в объяснении чужого поведения, необходимо учитывать весь комплекс невербальных средств и то, как они сменяют друг друга.

О степени искренности собеседника, откровенности, внутренней гармонии свидетельствуют включающие и исключающие невербальные средства.

· Включающими являются невербальные проявления, которые несут одну и ту же информацию; исключающими – те, что противоречат друг другу и вербальным средствам. Например, улыбка, открытые жесты, слегка расширенные зрачки и расслабленная поза согласуются друг с другом и означают удовольствие, чувство комфорта (включающие). А суженные зрачки, прищуренные глаза, сцепленные пальцы в сочетании с улыбкой (исключающие проявление) свидетельствуют о неискренности человека.

· Статусность партнёров подчёркивают авторитарные и демократические коммуникативные проявления. Это проявления, связанные с установлением статуса партнёров. Авторитарные направлены на понижение статуса партнёра (это разнообразные движения сверху вниз), адемократические подчеркивают равенство партнёров (в основном, по горизонтали). Авторитарными может быть и взгляд, и поза в целом.

· Например, «поза льва», когда авторитарный человек стоит, опираясь на стол

· обеими руками, как будто нависая над ним и над собеседником. Авторитарным является такое рукопожатие, при котором один партнёр накрывает ладонью ладонь другого. Демократическое рукопожатие – когда ладони партнёра в равном положении.

4) По направленности коммуникация может быть прямой косвенной.

Прямой называется коммуникация, при которой партнёры направляют свои действия конкретно друг на друга, воспринимая информацию «от первого лица».

Прямая коммуникация может быть непосредственной и опосредованной. Под прямой непосредственной коммуникацией понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств. Прямая непосредственная коммуникация характерна для межличностного общения и имеет различные сферы актуализации, начиная от обмена деловой информацией и кончая сугубо личной.

Прямая опосредованная коммуникация – это «неполный» контакт, который осуществляется с помощью письменных или технических устройств (телефона, телеграфа, сети Интернет и пр.), затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

Косвенным называется общение, в процессе которого информация достигает партнёра не напрямую, а через действия, направлявшиеся на предметы окружающей среды или других людей. Это означает, что следы нашей деятельности являются информативными для тех, кто потом их увидит или узнает о них от кого-либо. Например, мнение о компании, распространяющееся среди населения формируется не только за счет прямого общения клиентов с руководством фирмы (что происходит нечасто). В основном впечатление об организации складывается на основе информации, полученной косвенным путем (рассказы других людей, внешний вид товара и его упаковки, содержание и эффектность рекламы и пр.)

Надежность и валидность — ключевые характеристики психометрического теста
Надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине.
Валидность – признак того, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем.

НАДЕЖНОСТЬ

НАДЕЖНОСТЬ КАК УСТОЙЧИВОСТЬ Относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста. Независимость методики от действия случайных факторов
Устойчивость определяется с помощью повторного тестирования (ретеста)
1.1. Метод повторного тестирования (ретеста)
Ретестовая надежность определяется путем повторного обследования одних и тех же лиц при помощи одной и той же методики. Основан на подсчете корреляции индивидуальных баллов испытуемых, полученных в результате двукратного выполнения ими одного и того же теста. Чем выше коэффициент корреляции, тем выше надежность, и мы получаем примерно то же самое распределение. Обычно повторное тестирование проводится через 1-2 недели. Наименьшим удовлетворительным значением для ретестовой надежности является 0.76
Однако надежность не всех тестов можно проверять этим методом, так как оцениваемое качество, явление или эффект могут быть сами по себе нестабильны (например, наше настроение, которое может меняться от одного замера к следующему). Ещё один недостаток повторного тестирования — это эффект привыкания. Испытуемые уже знакомы с этим тестом, а может быть, даже помнят большую часть своих ответов после предыдущего заполнения.
1.2. Метод параллельных форм
Проверяется с помощью взаимозаменяемых форм теста (т.е. одни и те же обследуемые сначала обследуются с помощью одного теста, затем (через определенный интервал) с помощью другого теста). Метод эффективен, когда изначально разрабатываются параллельные варианты теста с целью ротации. Имеются трудности в доказательстве того, что обе формы — параллельные наборы заданий — являются действительно эквивалентными. Несмотря на это, на практике параллельные формы тестов оказываются полезными в установлении надежности тестов.

НАДЕЖНОСТЬ КАК СОГЛАСОВАННОСТЬ Внутренняя согласованность (англ. — internal consistency) определяется связью каждого конкретного элемента теста с общим результатом, тем, насколько каждый элемент входит в противоречие с остальными, насколько каждый отдельный вопрос измеряет признак, на который направлен весь тест. Чаще всего тесты разрабатываются таким образом, чтобы у них была высокая степень внутренней согласованности, а связи с тем, что если одна переменная измеряется частью теста, то тогда в других частях, если они не согласованы с первой, эта же переменная измеряться не может. Таким образом, чтобы тест был валидным, необходимо, чтобы он был согласован.
Для проверки внутренней согласованности применяются различные методы:
1.3. Метод расщепления или метод автономных частей
Характеристика надежности осуществляется путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных заданий теста. Для этого тест расщепляется/ разделяется на две равные части (например, четные и нечетные вопросы, первая и вторая половина), а затем находится корреляция между ними. Если корреляция высокая, тест можно считать надежным. Другие названия — одномоментная надежность, надежность-согласованность.
1.4. Метод эквивалентных бланков
Состоит в применении двух сопоставимых друг с другом форм теста для большой выборки. Результаты, полученные при выполнении двух форм, сравнивают и высчитывают корреляцию. Если коэффициент корреляции высокий, следовательно, тест надежен.
1.5. Метод альфа Кронбаха
В этом методе, предложенном Ли Кронбахом, сравнивается разброс каждого элемента с общим разбросом всей шкалы. Если разброс результатов теста меньше, чем разброс результатов для каждого отдельного вопроса, то каждый отдельный вопрос направлен на исследование одного и того же общего основания.
Если все вопросы измеряют один и тот же признак, то тест надежен и коэффициент альфа Кронбаха будет равен 1. При случайном разбросе результатов ответов на вопросы, коэффициент альфа Кронбаха будет равен 0, и тест ненадежен.

ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА

Валидность теста (от англ. valid – актуальный, подходящий, действительный) – понятие, указывающее, что именно тест измеряет и насколько хорошо он это делает. Это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность.
Не существует какого-то единого универсального подхода к определению валидности. В зависимости от того, какую сторону валидности хочет рассмотреть исследователь, используются и разные способы доказательства. Проверка валидности методики называется валидизацией.

2.1. Концептуальная валидность
Понимается как обоснование с позиции соответствия авторским представлениям об особенностях диагностируемых свойств, как мера соответствия заданий теста авторской концепции этих свойств.
2.2. Содержательная (логическая) валидность
Под содержанием понимается фактический материал, входящий в пункты тестов. Валидность по содержанию оценивает соответствие содержания теста (заданий, вопросов) той реальной деятельности, в которой проявляется измеряемое в методике свойство.
Например, чтобы тест математических способностей имел достаточный уровень содержательной валидности, его пункты не должны иметь таких формулировок, при которых для испытуемого решающими оказываются вербальные способности, необходимые для того, чтобы понять, о чём спрашивается в этом пункте.
Содержание должно быть уравновешено таким образом, чтобы все тестируемые аспекты были представлены. Тест не должен быть перегружен, допустим, пунктами на умножение в ущерб пунктам на сложение.
Установление содержательной валидности есть в значительной степени субъективная операция, основанная на мнениях «экспертов» относительно уместности используемых материалов.
2.3. Конструктная валидность (концептуальная, понятийная, внутренняя валидность)

Под конструктом понимают психологический феномен, который невозможно наблюдать непосредственно, но можно вывести из поведения человека, например, экстраверсия, общий интеллект, открытость, умения и т.д.

Конструктная валидность определяет наличие взаимосвязи между новым и ранее существующим тестом-эталоном, изучающим тот же конструкт, валидность которого была ранее определена. Она указывает на то, что разрабатываемый тест измеряет примерно ту же сферу поведения, способность, личностное качество, что и эталонная методика

При анализе конструктной валидности методики формулируют ряд гипотез о том, как будет коррелировать разрабатываемый тест с широким кругом других тестов, направленных на конструкты, находящиеся в теоретически известной или предполагаемой связи с исследуемыми. Конструктная валидность характеризуется не только связями проверяемого теста с близкородственными показателями эталонного теста, но и с теми, где, исходя из гипотезы, значимых связей наблюдаться не должно.
2.4. Операциональная валидность
Определяет степень соответствия используемой экспериментальной методики (экспериментальных утверждений) теоретическим положениям, которые положены в основу организации и проведения данного эксперимента
2.5. Очевидная (доверительная) валидность
Очевидная валидность показывает в какой степени содержание теста и его заданий (пунктов) выглядит в глазах тестируемого подходящим для данной ситуации. Именно она в первую очередь определяет отношение испытуемых к обследованию. Тест должен восприниматься испытуемым как серьезный инструмент познания его личности.
Наличие очевидной валидности способствует воспринимаемой целесообразности психологического теста и создает у тестируемого впечатления, что тест учитывает его индивидуальность и опыт работы. Позволяет добиться сотрудничества и хорошего раппорта между тестирующим и тестируемыми.
Недостаток очевидной валидности (независимо от технической валидности, или точности, теста) может вызывать у тестируемых чувства раздражения, неудовлетворенности и обманутости, создавать негативное общественное мнение.
Хотя очевидная валидность, на первый взгляд, кажется подобной содержательной валидности, смысл этих показателей различен.
2.6. Критериальная (прагматическая, эмпирическая) валидность
Такая валидность показывает ее практическую полезность. Для этого используется независимый внешний относительно самого теста критерий – показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни.

Критериальная (прагматическая, эмпирическая) валидность позволяет выяснить насколько высокие или низкие результаты теста соответствуют высокой или низкой оценке того поведенческого проявления — критерия, которое он должен предсказать

Например, практическая задача теста – выявить тех, кто будет эффективен в будущей работе. Критерий «эффективность» определен как % выполнения плана продаж. В таком случае, валидный тест позволяет с определенной вероятностью отделить «выполняющих план» от «не выполняющих план».

Важно можно ли с помощью теста разделить испытуемых на эти две группы. Обладает ли тест дискриминативностью. Важно, что тест или отдельное его задание успешно (с высокими баллами) проходят «эффективные», а неуспешно (с низкими баллами) «неэффективные». В случае, когда группы отличаются друг от друга только по одной переменной, причина дифференциации бывает понятна. Но это не важно. Важно, чтобы тест умел хорошо разделять группы по целевому критерию.
Для вычисления коэффициента валидности сопоставляются результаты, полученные при применении диагностической методики, с данными, полученными по внешнему критерию, тех же лиц. Используются разные виды линейной корреляции (по Спирмену, по Пирсону).

Виды критериальной валидности:

  • «Прогностическая» (предсказательная) валидность показывает возможность экстраполирования результатов на будущее. Определяется также по достаточно надежному внешнему критерию, но информация по нему собирается некоторое время спустя после испытания. Внешним критерием обычно бывает выраженная в каких-нибудь оценках способность человека к тому виду деятельности, для которой он отбирался по результатам диагностических испытаний.
  • «Ретроспективная» валидность определяется на основе критерия, отражающего события или состояние качества в прошлом. Может быть использована для быстрого получения сведений о предсказательных возможностях методики.

Пояснения:
Биологическую основу Характера человека составляет темперамент, обусловливающий внешнюю форму проявления характера. Характер надстраивается над темпераментом с относительной свободой. Характер может быть сильный, но не очень темпераментный. Может быть и темпераментный человек, но со слабым характером.
Физиологической основой Характера человека является тип нервной системы, но эта связь не прямая, а опосредованная. Люди с различными типами нервной системы могут иметь одинаковые черты характера, точно так же, как и люди с одним типом нервной системы — разные. Тип нервной системы может помогать или затруднять формирование тех или иных свойств Характера человека. Один из физиологических механизмов формирования характера — стереотип динамический.
Характер человека обусловлен не столько свойствами его нервной системы, сколько его воспитанием и культурой. Истоки Характера человека и ключ к его формированию — в побуждениях и мотивах его деятельности.
Характер образуют наиболее типичные, самые существенные и самые выраженные индивидуальные особенности человека как субъекта деятельности, общения и познания, относящиеся к воле и эмоциям, а в известной мере и к уму. Основные качества Характера человека: моральная воспитанность, определённость, полнота, сила, уравновешенность, цельность.
Характер не представляет собой простой суммы отдельных особенностей личности. У каждого человека число отдельных характерологических черт может быть очень велико, а количество их оттенков необозримо. Например, аккуратность может иметь оттенки: пунктуальность, педантичность, чистоплотность, порядочность, опрятность и т.д. При этом какие-то свойства всегда будут ведущими и именно по ним можно охарактеризовать человека. Типические черты Характера человека определяются типическими обстоятельствами его жизненного пути в конкретных исторических условиях.
Характер человека, однажды сформировавшись, остаётся уже более или менее устойчивым. Исключение составляют только случаи тяжёлых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться Характер человека. Некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов.
Другое мнение. Характер человека — врожденное свойство, но существенную роль в его формировании играет воспитание и ближайшее окружение (микросоциум).
Третье мнение. То, что Характер человека изменить нельзя — это миф. Он не является врождённым и неизменяемым свойством человека. Человек способен изменить свой характер при наличии соответствующей мотивации. Характер формируется на всём жизненном пути человека.
Четвёртое мнение. Характер человека складывается из многого: из того, что он получил с генами; из обстоятельств детства, шире — воспитания, и из того, что человек делает с собой сам. Он формируется, развивается и утверждается в процессе взаимодействия индивида с окружающими людьми, под влиянием складывающихся обстоятельств жизни, жизненного опыта человека.
Характер человека — это всегда продукт общества, он формируется в деятельности и общении. Формы социальных взаимоотношений играют ведущую роль в формировании Характера человека. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.
На Характер человека влияют его интересы, потребности, интеллект и способности, воля, эмоции, направленность, темперамент. Кроме этого Характер человека зависит от содержания деятельности и от успешного или неуспешного преодоления трудностей в достижении основных жизненных целей, от самооценки и от общественного мнения и др.
Характер человека проявляется в том, как он относится к себе, к другим людям, к вещам, в том, что человек делает и как он это делает, т.е. в содержании и в форме поведения, в действиях и поступках. В нём заложена своеобразная программа типичного поведения человека в определённых обстоятельствах.
У одних людей на первый план выступает себялюбие и эгоцентризм, у других — подчинение собственных интересов интересам семейным, дружеским, групповым.
Характер человека более всего проявляется в том, что для него значимо. Поэтому правильно судить о Характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведёт в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.
Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.
Характер может обнаруживаться в видах деятельности, которыми человек предпочитает заниматься.
В общении с людьми Характер человека проявляется в манере поведения, манере общения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой.
Характер человека может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.
Характер выражается в направленности личности, её установках и значимых отношениях, которые регулируют и контролируют все проявления человека.
Характер человека выражает определённый склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности его действий и поведения, в отношениях и манерах поведения.
Поэтому главный вопрос при определении характера, это вопрос о значимых для человека целях, задачах и ценностях, которые отражают ту или иную сферу взаимоотношения человека с миром. При этом становится понятной проявляемая человеком твёрдость и настойчивость в отношении определённой части этой сферы и бесхарактерность, неопределённость в другой её части.
Характер человека может быть более или менее выражен. Выделяют характеры «нормальные», выраженные (или акцентуации) и характеры сильных отклонений (или психопатии). Первые и вторые относятся к норме (в широком смысле), третья — к патологии Характера человека. Акцентуации характера рассматривают как крайние варианты нормы.
Характер определяет все происходящие в человеке изменения, а также силу сопротивления по отношению к внешним влияниям, представляя собой основу личности и её нравственных устоев.
Характер человека влияет на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием его характера. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Характер может маскировать одни из врожденных проявлений, усиливать другие, тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей.
Характер человека влияет на его образ жизни, обусловливает осуществление разных видов его деятельности и процессы общения. Эти влияния становятся особенно резко выраженными в результате проявления различных акцентуаций характера.
Характер человека накладывает определённый отпечаток на его поведение и взаимоотношения с другими людьми. При этом характер определяет только склонность поступать так или иначе.
Зная Характер человека, можно в какой-то мере предвидеть, как он будет вести себя в тех или иных обстоятельствах, а, следовательно, направлять поведение, вырабатывая у личности общественно ценные качества.
С Характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, Характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его личность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *