НДС в бюджетном учреждении

УЧЕТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Вопросы учета налога на добавленную стоимость (НДС) являются одними из наиболее сложных в практике бюджетных учреждений. Это связано с тем, что некоторые виды доходов бюджетной сферы освобождены от налогообложения НДС, в частности на выполнение государственного задания, в результате чего расходы необходимо делить на расходы, используемые в льготном виде деятельности, и расходы, направленные на осуществление коммерческой деятельности.

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета НДС при реализации товаров (работ, услуг), порядок учета НДС при выполнении бюджетным учреждением обязанностей налогового агента, получении и оплате аванса, а также порядок отражения ‘входного’ НДС и постановки НДС на вычет.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (НК РФ) реализация товаров (работ, услуг) на территории России признается объектом обложения НДС. Товары (работы, услуги) считаются реализованными, если право собственности на них переходит от продавца к покупателю (право собственности на результаты выполненных работ (оказанных услуг) переходит от исполнителя к заказчику) (п. 1 ст. 39 НК РФ). Безвозмездная передача права собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) также признается реализацией и облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Реализацией признается и передача имущественных прав, следовательно, такие операции также облагаются НДС.

При этом отдельные операции реализацией не признаются и, следовательно, не являются объектом обложения НДС. Перечень таких операций приведен в п. 2 ст. 146 НК РФ. Так, не является объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является из соответствующего бюджета (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Вместе с тем при реализации основных средств (товаров) такие учреждения обязаны рассчитать и уплатить данный налог в общем порядке.

Начислять НДС к уплате в бюджет необходимо применительно ко всем операциям, признаваемым объектами налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду (п. 4 ст. 166 НК РФ).

При реализации товаров (работ, услуг) налоговой базой по НДС признается выручка. Размер выручки определяется исходя из всех доходов учреждения, связанных с расчетами по оплате этих товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 153 НК РФ). В общем случае выручку от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывают исходя из тех цен, которые установлены в договоре с покупателем (заказчиком).

Считается, что эти цены соответствуют рыночным (п. 1 и 3 cт. 105.3 НК РФ).

В некоторых случаях налоговая база по НДС определяется в особом порядке, в том числе при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, реализации имущественных прав, а также реализации других товаров (работ, услуг), перечисленных в ст. 154 НК РФ.

Моментом определения налоговой базы в целях расчета НДС является наиболее ранняя из следующих дат:

– день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);

– день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, начислить НДС к уплате в бюджет нужно либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты – в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше. Например, если бюджетное учреждение отгрузило покупателю товары, то по этой операции оно должно начислить НДС, даже если оплата от покупателя не поступила (п. 1 ст. 167 НК РФ).

В учете бюджетных учреждений расчеты по НДС отражаются на сч. 30304 ‘Расчеты по налогу на добавленную стоимость’ (п. 259 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н ‘Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления. органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению’, (далее – Инструкция к Единому плану счетов N 157н).

Порядок начисления НДС в бухгалтерском учете зависит от того, по каким именно операциям начисляется налог:

– по реализации (безвозмездной передаче);

– по авансам, полученным в счет предстоящих поставок;

– по товарам (работам, услугам), переданным для собственных нужд;

– по строительно-монтажным работам, выполненным для собственного потребления;

– по операциям, НДС по которым учреждение начисляет как налоговый агент.

Кроме того, расчеты по НДС включают в себя:

– отражение ‘входного’ НДС;

– принятие НДС к вычету;

Начисление НДС по операциям, признаваемым объектами обложения НДС, отражается следующей бухгалтерской проводкой: Д-т сч. 240110130 (240110172, 240110120) К-т сч. 230304730 – начислен НДС по операциям, признаваемым объектами обложения НДС, например при выполнении работ (оказании услуг), реализации нефинансовых активов, сдаче имущества в аренду.

При этом НДС независимо от объекта обложения перечисляется в бюджет по статье Классификации операций сектора государственного (КОСГУ) 130. Данное требование относится к платежам, а не к начислениям, поэтому бюджетное учреждение может начислять НДС по разным кодам КОСГУ (в зависимости от операции), а оплачивать должно по единому коду КОСГУ. Однако для упрощения учета лучше начислять и уплачивать НДС по единому коду КОСГУ. В связи с отсутствием официальных разъяснений по данному вопросу порядок отражения НДС целесообразно согласовать с учредителем и закрепить в учетной политике учреждения.

Если бюджетное учреждение выполняет обязанности налогового агента по НДС (например, при аренде государственного имущества), то формируется следующая бухгалтерская запись: Д-т сч. 30224830 (30226830, 30225830) К-т сч. 30304730 – начислен НДС по операциям налогового агента, подлежащий перечислению в бюджет.

В свою очередь начисление НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления отражается проводкой: Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30304730 – начислен НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Если же в счет предстоящих поставок продавец (исполнитель) получает предоплату, то в течение пяти календарных дней он обязан выставить покупателю (заказчику) счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). Начисление НДС с полученной суммы предоплаты в учете отражается проводкой: Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30304730 – начислен НДС с аванса, полученного бюджетным учреждением в счет предстоящих поставок.

При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученного аванса, а также при расторжении договора и возврате аванса покупателю (заказчику) продавец (исполнитель) принимает к вычету НДС, ранее начисленный с аванса (пп. 8 и 5 ст. 171 НК РФ): Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660 – принят к вычету НДС, ранее начисленный с полученного аванса.

‘Входной’ НДС следует отражать на сч. 21001 ‘Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам’, если приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) будут использоваться в рамках деятельности, облагаемой НДС (п. 224 Инструкции к Единому плану счетов N 157н). В противном случае налог необходимо включать в стоимость приобретенного имущества (работ, услуг). В бухгалтерском учете ‘входной’ НДС отражается следующей проводкой: Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30221730 (30224730, 30226730, 30225730 и т.д.) — отражена сумма налога, предъявленная бюджетному учреждению поставщиком (подрядчиком) по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам) (п. 112 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н ‘Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению’ (далее – Инструкция N 174н)).

Принятие к вычету сумм ‘входного’ НДС отражается следующей бухгалтерской записью: Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660 – принят к вычету НДС бюджетным учреждением.

Списание сумм ‘входного’ НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов, работ, услуг (в части стоимости готовой продукции, работ, услуг) отражается следующей проводкой: Д-т сч. 10960221 (10960225, 10960226) К-т сч. 21001660 – списан ‘входной’ НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов (работ, услуг).

Если какие-либо расходы для целей налога на прибыль принимаются по нормативам (например, представительские расходы), то и вычет по НДС можно применить только в пределах этих нормативов (п. 7 ст. 171 НК РФ). Оставшуюся сумму ‘входного’ НДС необходимо списать в расходы: Д-т сч. 40120222 (40120226) К-т сч. 21001660 – списан ‘входной’ НДС по сверхнормативным расходам (п. 113 и 153 Инструкции N 174н).

Восстановление НДС отражается следующими проводками:

Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30304730 — восстановлен ‘входной’ НДС, ранее принятый к вычету;

Д-т сч. 40120222 (40120226) К-т сч. 21001660 – списана восстановленная сумма НДС.

Перечисление НДС в бюджет отражается следующим образом:

– НДС, начисленный при выполнении собственных операций, – уменьшение доходов по статье КОСГУ 130 ‘Доходы от оказания платных услуг’;

– НДС, начисленный при выполнении обязанностей налогового агента, – по статье КОСГУ, по которой у учреждения возникли расходные обязательства. Например, при выполнении обязанностей налогового агента при аренде имущества по статье КОСГУ 224 ‘Арендная плата за пользование имуществом’.

В бухгалтерском учете при перечислении НДС в бюджет формируется следующая проводка:

Д-т сч. 30304830 К-т сч. 20111610 – уплачен НДС;

К-т сч. 17 (код КОСГУ) – отражено выбытие средств со счета учреждения (при перечислении НДС в уменьшение доходных статей КОСГУ);

К-т сч. 18 (код КОСГУ) – отражено выбытие средств со счета учреждения (при перечислении НДС по операциям налогового агента) (п. 133 Инструкции N 174н, Инструкция к Единому плану счетов N 157н (сч. 20101, 30300, забалансовые счета 17 и 18)).

В случае возмещения НДС из бюджета формируются бухгалтерские проводки:

Д-т сч. 20111510 К-т сч. 30304730 – возвращены на счет бюджетного учреждения суммы НДС к возмещению;

Д-т сч. 17 (код КОСГУ) – отражено поступление средств на счет бюджетного учреждения;

Д-т сч. 30303830 (30305830) К-т сч. 30304730 – зачтены суммы НДС к возмещению в счет платежей учреждения по другим налогам (пп. 131-133 Инструкции N 174н, Инструкция к Единому плану счетов N 157н (сч. 20101, 30300, забалансовый счет 17)).

Отражение в бухгалтерском учете сумм ‘входного’ НДС, предъявленного поставщиком (исполнителем) при перечислении аванса (частичной оплаты) бюджетным учреждением, отражается проводкой (при наличии счета-фактуры на аванс продавца (исполнителя)): Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660, субсчет ‘Расчеты по НДС с авансов выданных’ – принят к вычету НДС, уплаченный поставщику в составе аванса.

Восстановление НДС, принятого к вычету бюджетным учреждением с выданного аванса, отражается бухгалтерскими записями:

Д-т сч.21001560 К-т сч. 30234730 (30231730, 30226730) – учтен ‘входной’ НДС по оприходованным товарам (работам, услугам);

Д-т сч. 21001560 субсчет ‘Расчеты по НДС с авансов выданных’ К-т сч. 30304730 – восстановлен НДС, ранее принятый к вычету с выданного аванса;

Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660 – принят к вычету ‘входной’ НДС по оприходованным товарам (работам, услугам) (пп. 112, 113, 131, 133 Инструкции N 174н).

Рассмотрим пример учета в бюджетных учреждениях операций, облагаемых НДС.

Пример. Бюджетное учреждение ‘Университет’ (покупатель) и общество с ограниченной ответственностью (ООО) ‘Мокша’ (продавец) заключили договор поставки материалов. Университет приобретает материальные запасы для использования в приносящей доход деятельности, облагаемой НДС.

Согласно договору поставки ООО ‘Мокша’ отгружает материалы бюджетному учреждению ‘Университет’ на условиях 20% предоплаты. В мае 2014г. в счет предстоящей поставки ‘Университет’ перечислил продавцу аванс в сумме 11 800руб. (в том числе НДС – 7 800руб.). В июне 2014г. ‘Университет’ оприходовал материальные запасы, поставленные ООО ‘Мокша’. Стоимость материалов по договору составила 59 000 руб. (в том числе НДС – 9 000руб.).

В учете бюджетного учреждения бухгалтерские проводки будут отражаться следующим образом.

В мае 2014 г. – на момент перечисления предоплаты:

Д-т сч. 220634560К-т сч. 220111610-11 800 руб. – перечислен аванс в счет предстоящей поставки материалов;

К-т сч. 18 (код КОСГУ340) – 11 800руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения.

После получения от поставщика счета-фактуры на сумму аванса в учете учреждения отражаются записи:

Д-т сч. 230304830 К-т сч. 221001660, субсчет ‘Расчеты по НДС с авансов выданных’ – 1 800 руб. – принят к вычету НДС, перечисленный поставщику в составе аванса.

В июне 2014 г. в учете бюджетного учреждения формируются проводки:

Д-т сч. 210536340 К-т сч. 230234730 – 50 000 руб. – оприходованы материальные запасы;

Д-т сч. 221001560 К-т сч. 230234730 – 9 000 руб. – учтен ‘входной’ НДС по оприходованным материалам;

Д-т сч. 221001560, субсчет ‘Расчеты по НДС с авансов выданных’ К-т сч. 230304730 – 7 800 руб. – восстановлен НДС с аванса, ранее принятый к вычету;

Д-т сч. 230304830 К-т сч. 221001660 – 9 000 руб. – принят к вычету входящий НДС по оприходованным материальным запасам;

Д-т сч. 230234830 К-т сч. 220634660-11 800 руб. – зачтен аванс, перечисленный поставщику;

Д-т сч. 230234830 К-т сч. 220111610 – 47200 руб. (59 000руб. – 77 800руб.) – погашена задолженность перед поставщиком;

К-т сч. 18 (код КОСГУ 340) – 47200руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения.

Важно отметить, что при расчете налога на прибыль суммы НДС, предъявленные покупателям при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), не учитываются в налогооблагаемых доходах (п. 19 ст. 270 НК РФ). ‘Входной’ НДС на расчет налога на прибыль также не влияет. Это связано с тем, что суммы ‘входного’ налога, предъявленные российскими организациями, принимаются к вычету (п. 1 ст. 171 НК РФ). Однако существуют и исключения. Так, в некоторых случаях суммы ‘входного’ НДС необходимо включить в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг). В результате сумма НДС войдет в состав расходов при отражении в налоговом учете.

1. Беспалов М.В. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления // Бухгалтерский учет в бюджетных и. 2013. N23. С. 26-32.

2. Беспалов М. В. Общие правила и особенности заполнения и оформления счетов-фактур с учетом последних изменений // Налоги и финансы. 2010. N 4. С. 6-14.

3. Беспалов М.В. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и. 2013. N 14. С. 2-9.

4. Беспалов М.В. Особенности механизма возмещения НДС с учетом изменений налогового законодательства в 2010 г. // Бухгалтер и закон. 2010. N 5. С. 2-6.

5. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

6. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

7. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N402-ФЗ.

8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления. органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

9. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях

>Проводки Косгу 189 По Ндс В 2019 Году

Примеры применения статей 310 КОСГУ и 340 КОСГУ в 2018-2019 году

  • медикаментов и перевязочных средств;
  • медицинской техники, вживляемой в организм пациента;
  • продуктов питания;
  • горюче-смазочных материалов;
  • строительных материалов;
  • мягкого инвентаря, в том числе, имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону;
  • запасных или составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т.п.;
  • спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • кухонного инвентаря;
  • молодняка всех видов животных и животных на откорме, птиц, кроликов, пушных зверей, семей пчел, независимо от их стоимости, подопытных животных, скота для убоя;
  • кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки животных;
  • саженцев многолетних насаждений (посадочного материала), включая плодово-ягодные насаждения всех видов до достижения ими эксплуатационного возраста или до наступления плодоношения;
  • материальных запасов в составе имущества казны и государственного материального резерва;
  • бланочная продукция (кроме бланков строгой отчетности);
  • другие аналогичные расходы.

Расходы на издание тиража журнала или брошюры из материалов подрядчика проведите по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». По этой статье отражают расходы на материальные запасы. Печатную продукцию, если она не для библиотечного фонда и не периодическая, отнесите к матзапасам, расходы проведите по статье КОСГУ 340.

Правильно применяем КОСГУ с 2019 года

По подстатье 135 «Доходы по условным арендным платежам» отражаются поступления от компенсации затрат (расходов) на коммунальные услуги, а также по эксплуатации и хозяйственному обслуживанию переданного в аренду (безвозмездное пользование) здания (помещения), иных затрат (расходов) по содержанию переданного в пользование имущества.

Детализация ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» и 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» подстатьями, отражающими увеличение или уменьшение стоимости материальных запасов по объектам. Например, к подстатье 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ относится приобретение антибиотиков, лекарственных препаратов, аптечек и санитарных сумок для оказания первой помощи и т. п. В перечне подстатей ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» выделяется подстатья 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения». На нее относится приобретение тех материальных запасов, которые в 2018 г. отражаются по подстатьям 223, 226, 296, таких как:

КОСГУ с 2019 года последние новости — новый порядок применения

Согласно тексту Порядка применения КОСГУ, всего выделяют 8 групп КОСГУ в зависимости от экономического содержания операций, проводимых учреждениями госсектора. В каждой группе при этом детализированы статьи. С введением нового порядка были также введены новые подстатьи.

  1. В п/ст. 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» из п/ст. 226 «Прочие работы, услуги» были перенесены затраты на покупку БСО (бланков строгой отчетности).
  2. Затраты на покупку неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (в т.ч. покупку и обновление справочно-информационных БД, покупку пользовательских лицензионных прав на ПО) были исключены из п/ст. 226 «Прочие работы, услуги» и подлежат отражению по двум подстатьям гр. 300 «Поступление нефинансовых активов» – п/ст. 352 (353) «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным (определенным) сроком полезного использования».
  3. Появилась новая п/ст. 227 «Страхование» для отражения операций по уплате страховых взносов по договорам страхования со страховщиком.
  4. Введена в действие новая п/ст. 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» для отражения операций по оплате работ и услуг, осуществляемых для целей капитальных вложений (пусконаладочные работы, реконструкции объектов нефинансовых активов, разработка проектов, составление смет, экспертиза проектной документации и др.).
  5. По п/ст. 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и др. обособленными природными объектами» будут выделяться затраты по арендной плате в соответствии с заключенными договорами.
  6. Расходы на покупку бутилированной воды учреждениями, в которых отсутствует питьевое водоснабжение (или вода не соответствует санитарным нормам) исключены из перечня операций в порядке применения п/ст. 223 «Коммунальные услуги» и сейчас подлежат отражению по п/ст. 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».
  7. В п/ст. 222 «Транспортные услуги» добавлены расходы на выплату компенсаций сотрудникам за использование личного автомобиля в служебных целях.
  8. В п/ст. 226 «Прочие работы, услуги» перенесены 4 операции:
    • выплата суточных, денег на питание, возмещение затрат на проживание и проезд студентам и спортсменам;
    • компенсация сотрудникам затрат, понесенных во время пребывания в командировке;
    • представительские расходы, прием и обслуживание делегаций;
    • компенсация работникам затрат на прохождение медкомиссии.

Коды видов расходов

Распределение затрат требует обязательного руководства таблицей соответствия кодов КОГСУ и вышеперечисленных кодов, и это делают все госорганы и местное самоуправление, все учреждения и внебюджетные фонды. Специально для автономных и бюджетных учреждений Министерством финансов приведена дополнительная уточняющая таблица соответствия КОСГУ и КВР. Если оплату расходов производят по несоответствующим ведомственной детализации кодам, это считается нецелевым расходом бюджетных средств, за это полагается ответственность, в том числе и уголовная. Примеры увязки по классификации, которые приведены ниже, помогут правильно составлять подобную документацию.

Сегодня нельзя прожить без постоянных расходов на информационные и коммуникационные технологии ни одному учреждению или организации. Оплачиваются они по-разному на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, даже для автономных и бюджетных учреждений существуют некоторые особенности в оплате. Получателями бюджетных инвестиций являются разные органы. ИКТ федерального уровня оплачивается по коду 242 (относится к закупке товаров, услуг и работ — сфера ИКТ). На муниципальном и региональном уровне этот код применяется только при соответственном решении финансового органа субъекта РФ или муниципального образования. Если такое решение принято не было, ИКТ оплачивается по коду 244 (другие закупки товаров, услуг и работ). Таким же образом проводятся бюджетные расходы в территориальных внебюджетных фондах. Для автономных и бюджетных учреждений расходы на ИКТ предусмотрены по коду 244, а код 242 не предусмотрен.

Типовые проводки по НДС

Регистрируя в учете совершенные операции, необходимо четко и правильно отразить основные проводки по учету НДС. Ниже представлены правила, соблюдение которых не позволит допустить ошибки при исчислении НДС:

  1. Для учета налога применяется субсчет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).
  2. Учет взимаемых с покупателя сумм налога ведется путем их отражения по кредиту счета 68, а уплаченный НДС и суммы к возмещению из бюджета — по дебету этого же счета.
  3. Когда НДС начислен к оплате, он аккумулируется по кредиту 68 счета, налог к возмещению — по дебету этого же счета.
  4. Вид сальдо по субсчету счета 68 на конец отчетного периода указывает на необходимость уплаты налога (сальдо по кредиту субсчета) либо возмещения (дебетовый остаток).

В таблице представлены типовые проводки, используемые при уплате НДС.

Проводка

Операция

Дебет

Кт

Начислен НДС при продаже товаров, выполнении работ

Отражено начисление налога при безвозмездной передаче активов

Отражен НДС по выполненным подрядным работам или приобретенным объектам незавершенного строительства

Сумма НДС перечислена в доход государства

60, 76

Учтен «входной» НДС (например, приобретены работы, услуги)

НДС списан на расходы (при невозможности принять налог к вычету вследствие отсутствия документов или их неверного оформления)

20, 23, 20

Восстановлен НДС, предъявленный ранее к возмещению по ценностям и услугам, использованным для операций, не облагаемых НДС

При уплате в бюджет суммы штрафа за несвоевременную сдачу декларации или уплату НДС (ст. 16, 119 НК РФ) составляются следующие проводки.

Операция

Проводка

Дт

Кт

Отражение штрафа по НДС

99 или 91

Перечисление суммы санкций в бюджет

Начисление пени за несвоевременную уплату НДС регулируется ст. 75 НК РФ. План счетов и правила бухгалтерского учета не содержат точных указаний, на каком из счетов необходимо отражать начисленные пени по налогам. Обычно для этого используют субсчета, открытые к счетам 91 или 99. В учетной политике плательщика должно быть отражено, по какому счету происходит учет пеней (ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Проводки с использованием счета 91

Дт

Кт

Операция

Начисление пени

Отражение налогового обязательства

Уплата

Проводки с использованием счета 99

Дт

Кт

Операция

Начисление пени.

Отражение налогового обязательства.

Уплата пени

Проводки по уплате НДС в бюджет налоговым агентом

При осуществлении хозяйственных операций, указанных в ст. 161 НК РФ, в обязанности организации или ИП входит расчет и уплата НДС в качестве налогового агента. В практике чаще всего встречаются ситуации, когда плательщик становится налоговым агентом вследствие аренды государственной (муниципальной) собственности или покупки товаров (работ, услуг) у иностранной организации. В этом случае используют следующие проводки НДС к уплате в бюджет.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Аренда

Дт

Кт

Операция

20, 23, 25, 26

76 60

60, 76

60, 76

Отражение арендных платежей

Начисление агентского налога на добавленную стоимость

Отражение «входного» НДС

Начисление налога к возврату из бюджета

Перечисление агентского НДС

Покупка работ (товара, услуг) у иностранной организации, не состоящей на учете в РФ

Дт

Кт

Операция

76, 60

76, 60

76, 60

Учтены приобретенные товары

Учтен НДС, заплаченный с доходов нерезидента РФ

Удержан агентский НДС

Начислен налог к возмещению

Перечислен агентский НДС

  • ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если в договоре с иностранцем не указана сумма НДС, плательщик обязан исчислить ее самостоятельно и уплатить в бюджет из собственных средств. Далее эти суммы налога могут быть учтены по дебету счета 19 с последующим принятием к вычету (письмо Минфина России от 04.02.2010 № 03-07-08/32).

Проводим авансы по НДС

В предпринимательской деятельности авансирование в счет будущих поставок или работ является обычной практикой. При этом для продавца устанавливается обязанность начислить с сумм полученных авансов НДС (п. 1 ст. 167 НК РФ). Рассмотрим схемы проводок, применяемых при учете авансовых операций.

Проводка

Операция

Дт

Кт

Налог на добавленную стоимость с предварительной оплаты

Товар отгружен

Отражается НДС по факту отгрузки авансированных товаров

Зачтен НДС с предоплаты

НДС принимается к вычету при реализации авансированного товара

***

Все плательщики обязаны проводить начисление и взимание НДС, если они используют общепринятую систему налогообложения либо выступают в качестве налоговых агентов. При формировании проводки НДС к уплате в бюджет используют дебет счета 68 и кредит счета 51. При необходимости отразить начисление штрафных санкций по НДС используют дебет счетов 91 и 99 (обязательное условие — указание в учетной политике вида счета, используемого с целью учета пеней и штрафов). Агенты по НДС обязаны начислить и уплатить полученный НДС в бюджет, предварительно отразив его в бухгалтерском и налоговом учете. При использовании в расчетах плательщика системы авансирования следует уделить особое внимание закрытию счета 76, чтобы исключить двойное начисление НДС.

Применение счетов.

Счет 0 303 04 000 применяется для отражения сумм НДС, предъявленного продавцом покупателю при реализации товаров (работ, услуг).

В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к уплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.

Сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).

Указанные суммы НДС отражаются в счетах-фактурах, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При этом сумма НДС выделяется в указанных счетах-фактурах отдельной строкой (п. 3, 4 ст. 168 НК РФ).

Обратите внимание

При реализации товаров за наличный расчет, а также оказании платных услуг непосредственно населению требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ).

Суммы НДС, выставленные учреждением при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете в соответствии с п. 104, 121 Инструкции № 162н, п. 131 Инструкции № 174н, п. 159, 161 Инструкции № 183н следующими корреспонденциями счетов:

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Исчисление НДС (выставление покупателю) со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)

1 401 20 290

1 303 04 730

0 401 10 130 (180)

0 303 04 730

0 401 10 130 (180)

0 303 04 000

Перечисление НДС, подлежащего уплате в бюджет

1 303 04 830

1 304 05 290

0 303 04 830

0 201 11 610

0 303 04 000

0 201 11 000

Счет 0 210 11 000 предназначен для выделения НДС в сумме аванса, полученного от покупателя.

Учреждение-продавец вправе уменьшить общую исчисленную сумму налога на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Так, согласно п. 8 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной от покупателя в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Указанные вычеты производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты (частичной оплаты) согласно условиям договора (при наличии таких условий) (п. 6 ст. 172 НК РФ). Иными словами, НДС, исчисленный с полученной предоплаты, подлежит вычету в том налоговом периоде, в котором произведена отгрузка товаров (работ, услуг).

Так же, как и при отгрузке товара, при получении предоплаты продавец обязан выставить покупателю счет-фактуру не позднее следующих пяти календарных дней (п. 1, 3 ст. 168 НК РФ).

В бухгалтерском (бюджетном) учете начисление сумм НДС с полученной предоплаты и принятие этих сумм к вычету отражаются в соответствии с п. 88, 104 Инструкции № 162н, п. 112, 113, 131 Инструкции № 174н, п. 115, 116 Инструкции № 183н следующим образом:

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Начисление суммы НДС по авансам полученным

1 210 11 560

1 303 04 730

0 210 11 560

0 303 04 730

0 210 11 000

0 303 04 000

Уменьшение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, на сумму налога, начисленного при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)

1 303 04 830

1 210 11 660

0 303 04 830

0 210 11 660

0 303 04 000

0 210 11 000

Счет 0 210 120 000 применяется для выделения сумм НДС в стоимости приобретенных материальных ценностей, работ, услуг.

При приобретении товаров (работ, услуг), используемых в рамках деятельности, облагаемой НДС, предъявленные поставщиками (подрядчиками, исполнителями) суммы НДС должны учитываться обособленно. Такие суммы на основании п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ подлежат вычету после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов

Начисление налога, предъявленного учреждению поставщиками (подрядчиками) по приобретенным нефинансовым активам (выполненным работам, оказанным услугам), и принятие его к вычету отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующими проводками (п. 88 Инструкции № 162н, п. 112, 113 Инструкции № 174н, п. 115, 116 Инструкции № 183н):

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Начисление налога, предъявленного учреждению поставщиками (подрядчиками) по приобретенным нефинансовым активам (выполненным работам, оказанным услугам) либо фактически уплаченного при ввозе нефинансовых активов на территорию РФ, не включаемого в стоимость таких нефинансовых активов (работ, услуг)

1 210 12 560

1 208 xx 660*

1 302 xx 730

0 210 12 560

0 208 xx 660

0 302 xx 730

0 210 12 000

0 208 xx 000

0 302 xx 000

Списание сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета

1 303 04 830

1 210 12 660

0 303 04 830

0 210 12 660

0 303 04 000

0 210 12 000

Списание сумм НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов (работ, услуг) в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ (в части стоимости готовой продукции, работ, услуг)

1 106 34 340

1 109 00 000

1 210 12 660

0 109 00 000

0 210 12 660

0 109 00 000

0 210 12 000

* Здесь и далее вместо символа «xx» указывается соответствующий аналитический код.

Счет 0 210 13 000 введен Приказом № 209н в Единый план счетов и планы счетов бюджетного учета и бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений для отражения расчетов по НДС по уплаченным авансам.

В соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ вычетам у налогоплательщика-покупателя, перечислившего суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы НДС, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм (п. 9 ст. 172 НК РФ).

При этом стоит учитывать, что в случае перечисления покупателем оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) суммы налога, принятые к вычету с указанной предоплаты, подлежат восстановлению в размере налога, принятого к вычету по приобретенным им товарам (выполненным работам, оказанным услугам), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты (частичной оплаты) согласно условиям договора (при наличии таких условий) (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) подлежат вычету, в порядке, установленном НК РФ, или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты (частичной оплаты).

Далее приведем корреспонденции счетов по отражению сумм НДС, начисленных с уплаченных авансов, в соответствии с п. 88 Инструкции № 162н, п. 112, 113 Инструкции № 174н и п. 115, 116 Инструкции № 183н в редакции Приказа № 209н.

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Зачет суммы НДС, принятой к вычету по авансам (предварительной оплате), перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав

1 210 13 560

1 210 12 660

0 210 13 560

0 210 12 660

0 210 13 000

0 210 12 000

Уменьшение суммы НДС, подлежащей уплате в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, на сумму налога по перечисленной предоплате в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предъявленную продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав

1 303 04 830

1 210 13 660

0 303 04 830

0 210 13 660

0 303 04 000

0 210 13 000

Пример

Бюджетное учреждение образования оказывает платные услуги, облагаемые НДС по ставке 18%. Доход от оказания таких услуг составил 50 000 руб. (в том числе НДС – 7 627,12 руб.). На лицевой счет учреждения от заказчика поступила предоплата в счет предстоящего оказания услуг в сумме 20 000 руб. (в том числе НДС – 3 050,85 руб.).

В целях оказания платных услуг учреждение приобрело за счет приносящей доход деятельности материалы на сумму 15 000 руб. (в том числе НДС – 2 288,14 руб.). Предварительно по договору о поставке материалов учреждение перечислило аванс в сумме 4 500 руб. (в том числе НДС – 686,44 руб.).

Согласно принятой учетной политики сумма НДС отражается в уменьшение доходов по коду 130 «Доходы от платных услуг (работ)».

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступила на лицевой счет предоплата в счет предстоящего оказания услуг

2 201 11 560

Забалансовый счет 17 (код доходов 130)

2 205 31 660

20 000

Начислен НДС с поступившей предоплаты

2 210 11 560

2 303 04 730

3 050,85

Начислен доход от оказания услуг

2 205 31 560

2 401 10 130

50 000

Начислен НДС при оказании услуг

2 401 10 130

2 303 04 730

7 627,12

Принят к вычету НДС, выделенный ранее с полученной предоплаты

2 303 04 830

2 210 11 660

3 050,85

Перечислен аванс поставщику за материалы, необходимые для оказания платных услуг

2 206 34 560

2 201 11 610

Забалансовый счет 18 (КВР 244/340 КОСГУ)

4 500

Выделена сумма НДС по перечисленному авансу

2 210 13 560

2 210 12 660

686,44

Отражена поставка материалов (за минусом НДС)

(15 000 — 2 288,14) руб.

2 105 36 340

2 302 34 730

12 711,86

Выделена сумма НДС, предъявленная поставщиком при поступлении материалов

2 210 12 560

2 302 34 730

2 288,14

Зачтен ранее перечисленный аванс

2 302 34 830

2 206 34 660

4 500

Произведен окончательный расчет с поставщиком

(15 000 — 4 500) руб.

2 302 34 830

2 201 11 610

Забалансовый счет 18 (КВР 244/340 КОСГУ)

11 500

Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком:

– в сумме, выделенной при перечислении поставщику аванса в счет предстоящей поставки материалов

2 303 04 830

2 210 13 660

686,44

– в сумме, выделенной при поставке материала, с зачетом суммы налога по уплаченному авансу

(2 288,14 — 686,44) руб.

2 303 04 830

2 210 12 660

1 601,70

Перечислен НДС в бюджет

(7 627,12 — 686,44 — 1 601,70) руб.

2 303 04 830

2 201 11 660

Забалансовый счет 18 (код доходов 130)

5 338,98

* * *

Приказом № 209н к счету 0 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС» добавлен новый аналитический счет 0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным». НДС, выделенный в сумме предоплаты, перечисленной налогоплательщиком поставщику, принимается к вычету на основании п. 12 ст. 171 НК РФ. С учетом данного налога впоследствии корректируется величина НДС, предъявленного поставщиком при поставке материальных ценностей (работ, услуг), в уплату которых была зачтена перечисленная предоплата.

Порядок применения счетов, предназначенных для отражения расчетов по НДС, в том числе нового счета, в данной статье разобран на примере.

Приказ Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности».

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *