НДС включается в стоимость товара

Методы определения таможенной стоимости

1. По стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Этот метод является основным. В таком случае таможенная стоимость определяется по стоимости сделки, которая подлежит уплате или уже фактически уплачена при пересечении грузом российской границы. Таможенная стоимость товара также формируется из затрат на страхование, лицензирование, транспортировку груза и прочие затраты, которые понес декларант до пересечения границы РФ.

2. По стоимости сделки с идентичными товарами.

Метод применяется в том случае, когда нельзя использовать основной метод. Таможенная стоимость в таком случае формируется по стоимости сделки с идентичными товарами. Этот метод используется, если товары:

  • предназначены для реализации или использования на территории России;
  • были ввезены на территорию России вместе с оцениваемыми товарами или максимум за 90 дней до их ввоза;
  • были ввезены в РФ на тех же коммерческих условиях и/или приблизительно в таком же количестве. Если товар ввозился на других коммерческих условиях, то в таком случае декларанту необходимо провести корректировку его цены и документально подтвердить инспектору таможенной службы ее обоснованность. Если же при применении данного метода определения таможенной стоимости товара выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, в таком случае за основу берется самая маленькая среди них.

3. По стоимости сделки с однородными товарами.

Применение этого метода формально не отличается от предыдущего, за исключением понятия «однородные товары». Стоит сказать, что однородные товары не являются полностью идентичными, но зато они обладают схожими характеристиками и могут состоять из схожих компонентов. Все это позволяет однородным товарам выполнять схожие с оцениваемыми товарами функции.

4. Вычитание стоимости.

Этот метод базируется на стоимости, по которой ввозимые однородные или идентичные товары были реализованы наибольшей партией на территории России в неизменном состоянии. Из цены товара в таком случае вычитаются затраты, которые характерны исключительно для внутреннего рынка товаров и не должны включаться в таможенную стоимость: пошлины, расходы на транспортировку и прочие.

5. Сложение стоимости.

Данный метод оценки таможенной стоимости ввозимого на территорию России товара основан прежде всего на основе издержек их производства, к которым следует прибавить сумму прибыли и расходов, которые характерны для продажи оцениваемых товаров.

6. Резервный метод.

Данный метод применяется лишь в случае, когда таможенная стоимость не может быть определена ни по одному из способов, перечисленных ранее. Он основывается исключительно на экспертных оценках и расчетах. Для формирования экспертной оценки в таком случае используется стоимость товара, которая основана на ценах, по которым ввезенные на территорию России товары продаются при обычном ходе торговли, а также в условиях большой конкуренции.

Когда основной метод определения таможенной стоимости не может быть применен, последовательно используется каждый из вышеперечисленных методов. Следующий метод применяется лишь в том случае, если предыдущий способ определения таможенной стоимости не может быть использован. Методы сложения и вычитания стоимости товаров могут меняться местами.

Декларирование таможенной стоимости

С целью определения таможенной стоимости того или иного товара, ввозимого на территорию нашего государства, заполняется декларация таможенной стоимости, являющаяся неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации. Стоит отметить, что в декларации таможенной стоимости непременно должны быть указаны сведения о том, какой метод был выбран для определения цены ввозимого товара, величине его таможенной стоимости. К декларации также стоит не забыть приложить документы, на основе которых была сформирована таможенная стоимость ввозимого на территорию нашего государства товара.

Декларация таможенной стоимости в случаях, установленных российским законодательством, может не заполняться. В свою очередь, все сведения, позволяющие сформировать точную стоимость ввозимого на территорию нашего государства товара, должны в обязательном порядке быть указаны в грузовой таможенной декларации. Если у инспектора таможенной службы возникнут сомнения по поводу достоверности заявленной стоимости того или иного товара, он будет вправе потребовать предоставление декларации таможенной стоимости.

Заполнять декларацию таможенной стоимости может только брокер или декларант, действующий по его поручению. Сведения, которые предоставляются декларантом или таможенным брокером, действующим от его имени, и которые помогут определить таможенную стоимость ввозимого на территорию России товара, непременно должны быть достоверными и основываться на документально подтвержденной информации. Важно помнить, что заполнять декларацию следует предельно внимательно, поскольку при указании недостоверных данных можно понести уголовное наказание согласно действующего законодательства России.

Корректировка таможенной стоимости

Если таможенный орган или декларант решили, что заявленная в декларации таможенная стоимость ввозимого товара по каким-либо причинам не соответствует реальности, то в таком случае принимается решение о корректировке таможенной стоимости товаров. Решение обязательно должно содержать логичное обоснование и срок, в течение которого должна быть произведена данная процедура.

Основания для решения о корректировке таможенной стоимости:

  • обнаружение ошибок или неточностей в расчетах;
  • обнаружение преднамеренно неправильно указанных данных;
  • поступление новых документов, согласно которым таможенная стоимость товаров значительно изменяется;
  • вскрытие раннее неизвестных факторов, которые оказывают существенное влияние на формирование таможенной стоимости.

При принятии решении о корректировке таможенной стоимости до выпуска товаров декларанту необходимо в отведенный срок осуществить исправление недостоверно указанных им сведений, оплатить пошлины и налоги в соответствии со скорректированными данными. Если декларант не справляется со своей задачей в отведенный ему срок, таможенный орган вправе отказать ему в пропуске товаров. При принятии решения о корректировке таможенной стоимости товаров после их выпуска и несогласия декларанта с этим решением, пересчет цены товаров производится уже сотрудниками таможенного органа.

Дополнительная проверка товаров

Дополнительная проверка может быть проведена, если таможенный орган при контроле таможенной стоимости товара вдруг обнаружит, что предоставляемые декларантом сведения являются недостоверными, либо не подтверждены должным образом. Дополнительная проверка таможенной стоимости товаров проводится в определенный срок, а решение о данной процедуре должно быть обоснованным и содержать конкретные доказательства того, что декларант ошибочно или преднамеренно неверно заявил о таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию России. О проведении дополнительной проверки обязательно должен быть осведомлен декларант.

В рамках проведения дополнительной проверки инспектор таможенной службы вправе потребовать у декларанта дополнительные документы и сведения, которые помогли бы более детально сформировать таможенную стоимость товара, и установить достаточный для их предоставления срок. Декларант либо предоставляет требуемые документы и сведения сотрудникам таможенного органа, либо в письменном виде указывает, по каким причинам он не может этого сделать. Если декларант всего этого не предоставил, либо предоставленные им документы не устранили основания для проведения дополнительной проверки, то в таком случае таможенный орган может принять решение о корректировке таможенной стоимости товаров, исходя из той информации, которая есть у него в распоряжении.

Декларант, в свою очередь, может попытаться доказать правомерность использования метода, выбранного им для определения таможенной стоимости и достоверность представленных им документов.

Возможно вас также заинтересует:

№4 2003 год
Лосицкий О.А.
начальник отдела общего аудита ООО АКГ «Акция»

Для осуществления своей деятельности организации приобретают товарно-материальные ценности, пользуются работами и услугами сторонних организаций, уплачивая при этом НДС, включенный в их стоимость. По общему правилу суммы «входного» НДС принимаются к вычету. Однако в ряде случаев организации включают их в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. В статье рассмотрены условия и порядок включения сумм «входного» НДС в состав расходов с учетом последних изменений налогового законодательства.

Когда НДС включается в расходы

Федеральный закон от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 57-ФЗ) затронул большинство статей главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

Статья 170 «Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)» главы 21 НК РФ изложена в новой редакции. В чем суть изменений?

С внесением изменений в п. 2 и отменой п. 6 ст. 170 НК РФ решен вопрос о порядке включения в оговоренных случаях сумм НДС, предъявленных покупателям при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств (ОС) и нематериальных активов, либо фактически уплаченных ими при их ввозе на территорию Российской Федерации в составе их стоимости.

Действительно, согласно предыдущей редакции п. 2 ст. 170 НК РФ такие суммы НДС подлежали включению в состав расходов, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) они включались только в случаях, приведенных в п. 6 ст. 170 НК РФ в предыдущей редакции:

— при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг) лицами, не являющимися плательщиками НДС или освобожденными от обязанностей налогоплательщика согласно ст. 145 НК РФ;

— при приобретении (ввозе) амортизируемого имущества для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.

Очевидно, что целый ряд плательщиков НДС, не являвшихся плательщиками налога на прибыль, например организации, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога, сталкивались с проблемой учета сумм НДС, которые они не могли предъявить к вычету.

Применение п. 2 ст. 170 НК РФ в предыдущей редакции в ряде случаев приводило к тому, что стоимость ценностей, отраженная в бухгалтерском учете, отличалась от их стоимости в налоговом учете. Так, в соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 невозмещенные суммы НДС, уплаченные в связи с приобретением материально-производственных запасов, предписывается относить на увеличение фактической себестоимости запасов. Аналогичная норма содержится в п. 8 ПБУ 6/01 и п. 6 ПБУ 14/2000.

Для целей налогообложения прибыли суммы не возмещаемого из бюджета НДС в случаях, предусмотренных предыдущей редакцией п. 2 ст. 170 НК РФ, следовало учитывать в составе прочих расходов, которые в полном объеме относятся к косвенным и уменьшают прибыль организаций в периоде их фактического возникновения.

Суть изменений заключается в следующем. «Входной» НДС, который невозможно принять к вычету,уменьшает налогооблагаемую прибыль не единовременно в составе прочих расходов (как было ранее), а при списании товарно-материальных ценностей (с включенным в их стоимость уплаченного НДС) в производство, а также через амортизационные отчисления (ОС и нематериальных активов).

Новая редакция п. 2 ст. 170 НК РФ уточнила перечень случаев, когда НДС, который невозможно принять к вычету, учитывается в стоимости товаров (работ, услуг). Фактически новая редакция данного пункта включила в себя положения пунктов 2 и 6 ст. 170 НК РФ в предыдущей редакции.

Рассмотрим случаи, предусмотренные п. 2 ст. 170 НК РФ, когда суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (в том числе ОС и нематериальных активов), работ, услуг либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, подлежат учету в стоимости приобретенных ценностей.

Случай 1 — приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), в том числе ОС и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации, а также передаче (выполнению, оказанию) для собственных нужд товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

Пример 1

Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский институт “Гранит”» выполняет научно-исследовательские работы за счет средств федерального бюджета. При этом был приобретен химический реактив стоимостью 1200 руб. (с учетом НДС — 200 руб.). В установленные сроки от поставщика реактива был получен соответствующий счет-фактура. При проведении исследования реактив был полностью израсходован.

В рассматриваемом случае были осуществлены операции, освобождаемые от налогообложения на основании пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ.

В бухгалтерском учете эта ситуация отражается следующими проводками:

Дебет 60 Кредит 51

— 1200 руб. — поставщику реактива перечислены денежные средства;

Дебет 10-1 Кредит 60

— 1000 руб. — приобретенный реактив оприходован в составе материалов;

Дебет 19-3 Кредит 60

— 200 руб. — выделен НДС, уплаченный поставщику реактива;

Дебет 10-1 Кредит 19-3

— 200 руб. — сумма уплаченного НДС включена в стоимость приобретенного реактива;

Дебет 20 Кредит 10-1

— 1200 руб. — стоимость использованного реактива (включая сумму уплаченного НДС) списана на себестоимость выполняемых работ.

Случай 2 — приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), в том числе ОС и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации. Пример 2

ЗАО «Вымпел» по договору с заказчиком выполняет строительно-монтажные работы на территории иностранного государства. Для их выполнения был приобретен компьютер стоимостью 30 000 руб. (в том числе НДС — 5000 руб.). Расходы по транспортировке компьютера составили 600 руб. (в том числе НДС — 100 руб.).

В данном случае выполняемые строительно-монтажные работы связаны с недвижимым имуществом, находящимся на территории иностранного государства. Следовательно, на основании пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации данных работ территория Российской Федерации не признается.

По мере оплаты и поступления компьютера выполнены следующие бухгалтерские записи:

Дебет 08-4 Кредит 60

— 25 000 руб. — оприходован полученный компьютер;

Дебет 19-1 Кредит 60

— 5000 руб. — выделен НДС, уплаченный поставщику;

Дебет 08-4 Кредит 60

— 500 руб. — отражены расходы по доставке компьютера;

Дебет 19-1 Кредит 60

— 100 руб. — выделен НДС, уплаченный транспортной организации;

Дебет 60 Кредит 51

— 30 600 руб. — оплачена стоимость компьютера и услуг по доставке;

Дебет 08-4 Кредит 19-1

— 5100 руб. — НДС, уплаченный поставщику и транспортной организации, отнесен на стоимость компьютера;

Дебет 01 Кредит 08-4

— 30 600 руб. — введенный в эксплуатацию компьютер включен в состав ОС ЗАО «Вымпел».

Случай 3 — приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися плательщиками НДС либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате НДС.

Случай 4 — приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.

В случаях 3 и 4бухгалтерские записи по учету приобретаемых ценностей аналогичны приведенным для случая 2.

Если организация осуществляет операции, как облагаемые, так и не облагаемые НДС

Особое внимание на внесенные изменения необходимо обратить бухгалтерам организаций, среди видов деятельности которых присутствуют операции, как облагаемые НДС, так и освобождаемые от него. У таких организаций неизбежно возникают расходы, относящиеся к видам деятельности, подпадающим под различные режимы налогообложения.

До вступления в силу изменений и дополнений, внесенных Законом № 57-ФЗ, к таким организациям предъявлялось требование о ведении раздельного учета выручки от каждого из видов деятельности, подпадающего под различные режимы налогообложения.

Новая редакция п. 4 ст. 170 НК РФ также обязывает налогоплательщиков вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе ОС и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. При невыполнении требования о раздельном учете сумм НДС организация теряет право как на включение сумм НДС, уплаченного поставщикам в составе налогового вычета, так и на его учет в составе стоимости приобретенных товаров (работ, услуг). Принципы ведения раздельного учета организация должна разработать самостоятельно и закрепить их в положении по учетной политике. Одним из способов постановки раздельного учета может быть ведение отдельных субсчетов к счетам по учету выручки, учету затрат, НДС по приобретенным ценностям.

Расчет сумм НДС, принимаемых к вычету и учитываемых в стоимости товаров (работ, услуг), осуществляется в следующем порядке (п. 4 ст. 170 НК РФ):

— суммы уплаченного НДС принимаются к вычету или учитываются в стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), — по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций;

— указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Таким образом, в новой редакции НК РФ определено, что при расчете учитывается стоимость отгруженных товаров, а не выручка от их реализации, как было предусмотрено предыдущей редакцией.

Отметим, что НК РФ не дает однозначного ответа на вопрос, что понимается под «стоимостью отгруженных товаров»: их балансовая стоимость или отпускная (выручка)?

По мнению автора, в данном случае следует исходить из отпускной стоимости товаров (работ, услуг), отраженной в бухгалтерском учете по кредиту счета 90 «Продажи», то есть налог нужно распределять пропорционально «отгруженной» выручке.

Пример 3

В октябре 2002 года «отгруженная и оплаченная» выручка федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский институт “Квант”» (ФГУП «НИИ Квант») от реализации научно-исследовательских работ составила 100 000 руб. (без НДС), а «отгруженная и оплаченная» выручка от реализации геолого-разведочных работ — 48 000 руб. (с учетом НДС — 8000 руб.). При выполнении работ были приобретены и использованы расходные материалы общей стоимостью 1200 руб. (с учетом НДС — 200 руб.). Научно-исследовательские работы имеют освобождение от НДС, геолого-разведочные работы облагаются налогом в общем порядке.

Доля выручки от реализации геолого-разведочных работ составила 28,57%:

40 000 руб.: (100 000 руб. + 40 000 руб.).

В учете предприятия в октябре 2002 года должны быть выполнены следующие бухгалтерские записи:

Дебет 60 Кредит 51

— 1200 руб. — перечислены денежные средства поставщику расходных материалов;

Дебет 10-1 Кредит 60

— 1000 руб. — приобретенные товарно-материальные ценности оприходованы в составе материалов;

Дебет 19 (субсчет «НДС, подлежащий распределению») Кредит 60

— 200 руб. — выделен НДС, уплаченный поставщику;

Дебет 68 (субсчет «НДС») Кредит 19

— 57,14 руб. — часть уплаченного поставщикам НДС принята к вычету (200 руб. х 28,57%);

Дебет 10-1 Кредит 19

— 142,86 руб. — оставшаяся часть НДС учтена в стоимости приобретенных материалов;

Дебет 20 Кредит 10-1

— 1142,86 руб. — стоимость израсходованных материалов (с учетом соответствующей доли НДС) списана на себестоимость выполняемых работ.

Отметим, что действующим законодательством разрешается не распределять НДС в тех налоговых периодах, когдадоля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, не превышает 5% общей величины расходов на производство. Тогда организация вправе предъявить к вычету всю сумму налога, уплаченную поставщикам в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ.

Порядок вступления изменений в силу

Статьей 16 Закона № 57-ФЗ предусмотрено, что данный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть с 1 июля 2002 года, так как он был опубликован в «Российской газете» 31 мая 2002 года. При этом действие положений настоящего закона распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Однако организация может воспользоваться нормой, изложенной в п. 2 ст. 5 НК РФ. Данной нормой закреплено, что акты законодательства о налогах и сборах, «устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положения налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют».

Бухгалтеру организации, применяющей данное положение, надо быть готовым мотивированно доказать, что внесенные поправки действительно ухудшили положение организации. Например, организация выполняла научно-исследовательские работы. Для целей налогообложения прибыли она учитывала суммы НДС, которые предъявляли поставщики материалов, используемых для выполнения таких работ, в составе прочих расходов. Подобные расходы относятся к косвенным расходам и уменьшают налогооблагаемую прибыль непосредственно в периоде их возникновения. С вступлением в силу поправок суммы такого налога будут уменьшать прибыль в составе стоимости используемых материалов, то есть в составе прямых расходов. В этом случае, по мнению автора, организация вправе применять внесенные изменения начиная с 1 июля 2002 года.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) утверждено приказом Минфина России от 09.06. 2001 № 44н.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) (с изменениями от 18.05.2002) утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000) утверждено приказом Минфина России от 16.10. 2000 № 91н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *