Недонесение о преступлении УК РФ

Вопрос № 70 Несообщение о преступлении (ст. 205.6 УК РФ).

5.Комментарий к Ст. 205.6 Уголовного кодекса 1. Объективная сторона преступления характеризуется несообщением в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из указанных в диспозиции преступлений. Несообщение представляет собой умолчание о факте при наличии реальной возможности выполнить моральный долг лица. При этом лицу должно быть заведомо известно о приготовлении, покушении или совершении другим лицом одного из указанных в диспозиции преступлений. То, было ли несообщение заранее обещано или нет, не имеет значения для привлечения к уголовной ответственности. Органами власти, уполномоченными рассматривать сообщения о преступлениях, являются органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности и другие органы, указанные в ст. 151 УПК РФ.
2. В законодательстве не конкретизирован срок, по истечении которого лицо должно сделать соответствующее сообщение в органы власти. Возможная трактовка уголовного закона предполагает, что это должно быть время, достаточное для сообщения. По очень грубой аналогии права можно предположить, что этот срок равен одной неделе (см. п. 2 ст. 314 ГК РФ), однако предпочтительнее рассматривать данную норму, не конкретизирующую срок выполнения обязанности как неотъемлемое условие привлечения к уголовной ответственности, как неконституционную на этом основании. В любом случае в силу п. «а» ч. 1 ст. 78 УК лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за несообщение о преступлении, о котором ему стало известно более двух лет тому назад. 3. В силу примечания к статье не являются субъектами преступления супруги или близкие родственники лица, готовящего или совершившего соответствующее преступление. Не могут также рассматриваться как субъекты данного состава преступления священнослужители в случае сообщения им о преступлении на исповеди (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях») и адвокаты, если соответствующие обстоятельства стали им известны в связи с обращением за юридической помощью или в связи с ее оказанием (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Преступность деяния также может устраняться действием ст. 40 УК (см. комментарий к данной норме). 4. Не подлежит уголовной ответственности за несообщение о преступлении также лицо, которое выступало в качестве соучастника одного из указанных в диспозиции преступлений либо было прикосновенно к нему и привлекается к уголовной ответственности по ст. 174 — 175, 316 УК.
Вопрос № 71 Захват заложника.

Комментарий к Ст. 206 УК РФ 1. Преступление носит международный характер. Борьба с захватом заложников осуществляется на основе Международной конвенции о борьбе с захватом заложников, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке 17 декабря 1979 г. <1>. В данном документе указаны основные направления противодействия этому преступлению, и захват заложника определяется как захват или удержание другого лица и угроза его убить, нанести повреждение или продолжать удерживать заложника с целью заставить третью сторону (государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц) совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождения заложника.
2. Дополнительным объектом преступления может быть жизнь и здоровье, свобода человека. 3. Объективная сторона преступления состоит в захвате или удержании заложника. Заложник — это физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица. Захват заложника предполагает противоправное насильственное ограничение свободы хотя бы одного человека, совершенное открыто или тайно, путем обмана, например перемещение заложника к месту удержания с помощью обмана, с применением насилия, неопасного для жизни или здоровья (ст. 116 УК), либо без такового, или с угрозой применения любого насилия, в случае невыполнения предъявленных государству, организации или гражданину требований, как условий освобождения заложника. Характер требований не имеет значения, они могут быть законными или незаконными. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью при захвате заложника или его удержании не требует самостоятельной квалификации. Удержание заложника означает насильственное воспрепятствование его передвижению, возвращению свободы, доступ к захваченному представителей власти, содержание его в помещении, которое заложник не может покинуть самостоятельно. 4. Данное преступление отличается специфичностью цели — совершение представителями государства, организациями либо гражданами определенных действий как условия для освобождения заложника, поэтому обязательным элементом объективной стороны является выдвижение похитителями определенных требований политического, националистического, религиозного, криминального и иного характера, например, освободить какого-либо осужденного из мест лишения свободы, обеспечить деньгами, оружием, транспортом, выезд из страны пребывания и т.д. или воздержаться от совершения какого-либо действия. 5. Захват заложника — длящееся преступление с формальным составом, признается оконченным с момента захвата, когда потерпевший фактически лишается свободы, а в случае, если лицо удерживает уже захваченного другими лицами заложника, то с момента удержания, независимо от продолжительности времени. Неудавшаяся попытка захватить заложника квалифицируется как покушение на преступление. 6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, виновный осознает, что захватывает или удерживает человека в качестве заложника с целью принудить государство, организацию или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условие освобождения заложника, и желает так действовать. 7. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста. 8. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицирующие обстоятельства захвата заложника: а) группой лиц по предварительному сговору; в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья; г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; д) в отношении заведомо несовершеннолетнего; е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; ж) в отношении двух или более лиц; з) из корыстных побуждений или по найму. Квалифицирующий признак группы лиц по предварительному сговору при захвате заложников не имеет какой-либо особенности и определяется по правилам ч. 2 ст. 35 УК. Квалифицирующий признак насилия, опасного для жизни или здоровья, предполагает умышленное причинение легкого вреда здоровью (статья 115 УК РФ), умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести (ст. 112 УК), истязание (ст. 117 УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК). Квалифицирующий признак применения оружия или предметов, используемых в качестве оружия, имеет в виду любое оружие, как перечисленное в Законе об оружии, так и не упомянутое в данном Законе, а предметом может быть любой предмет, как подобранный на месте, так и заранее принесенный, приспособленный для этого. Квалифицирующие признаки о захвате заведомо несовершеннолетнего заложника (п. «д» ч. 2 комментируемой статьи), женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. «е» ч. 2 комментируемой статьи), могут быть применены лишь в тех случаях, когда виновному достоверно известно соответственно о несовершеннолетнем возрасте заложника, о том, что это лицо не достигло 18 лет, или о нахождении заложницы-женщины в состоянии беременности независимо от ее срока. Квалифицирующие признаки захвата двух или более заложников (п. «ж» ч. 2 комментируемой статьи) и совершения преступления из корыстных побуждений или по найму (п. «з» ч. 2 комментируемой статьи) применяются аналогично квалифицирующим признакам состава убийства, предусмотренным соответственно п. п. «а» или «з» ч. 2 ст. 105 УК. 9. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает особо квалифицированные виды захвата заложника, которыми являются деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Эти признаки аналогичны соответствующим признакам террористического акта — п. п. «а» — «в» ч. 2 ст. 205 УК. 10. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает особо квалифицированный вид захвата заложника — деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 этой статьи, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку. Этот признак аналогичен признаку террористического акта, указанному в п. «б» ч. 3 ст. 205 УК. 11. Субъективная сторона захвата заложника в случаях наступления по неосторожности смерти потерпевшего или иных тяжких последствий характеризуется двумя формами вины — прямым умыслом по отношению к действиям и неосторожностью (легкомыслием или небрежностью) по отношению к таким последствиям. 12. В примеч. к комментируемой статье предусмотрены условия освобождения от уголовной ответственности лица, добровольно или по требованию властей освободившего заложника, если в его действиях нет иного состава преступления. Если лицо во время захвата заложника совершило другие преступления, например незаконный оборот оружия, наркотиков, умышленное причинение вреда здоровью захваченного, умышленное уничтожение или повреждение имущества, то за такие преступления уголовная ответственность наступает на общих основаниях. Такая поощрительная норма введена законодателем с целью предупредить или уменьшить возможность наступления более тяжких последствий указанного преступления.
Вопрос № 72 Бандитизм

В связи с вопросами, возникающими у судов при применении законодательства, предусматривающего ответственность за бандитизм, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:

1. Обратить внимание судов на особую опасность бандитизма, представляющего реальную угрозу как для личной безопасности граждан и их имущества, так и для нормального функционирования государственных, коммерческих или иных организаций.

2. Под бандой следует понимать организованную устойчивую вооруженную группу из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации. Банда может быть создана и для совершения одного, но требующего тщательной подготовки нападения.

3. От иных организованных групп банда отличается своей вооруженностью и своими преступными целями — совершение нападений на граждан и организации.

4. Об устойчивости банды могут свидетельствовать, в частности, такие признаки, как стабильность ее состава, тесная взаимосвязь между ее членами, согласованность их действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность ее существования и количество совершенных преступлений.

5. Обязательным признаком банды, предусмотренным ст. 209 УК РФ, является ее вооруженность, предполагающая наличие у участников банды огнестрельного или холодного, в том числе метательного, оружия как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия.

Использование участниками нападения непригодного к целевому применению оружия или его макетов не может рассматриваться в качестве признака их вооруженности.

При решении вопроса о признании оружием предметов, используемых членами банды при нападении, следует руководствоваться положениями Закона Российской Федерации «Об оружии», а в необходимых случаях и заключением экспертов.

Банда признается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом других членов банды.

6. Под нападением следует понимать действия, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения.

Нападение вооруженной банды считается состоявшимся и в тех случаях, когда имевшееся у членов банды оружие не применялось.

7. Создание банды предполагает совершение любых действий, результатом которых стало образование организованной устойчивой вооруженной группы в целях нападения на граждан либо организации. Они могут выражаться в сговоре, приискании соучастников, финансировании, приобретении оружия и т.п.

Создание вооруженной банды является в соответствии с ч. 1 ст. 209 УК РФ оконченным составом преступления независимо от того, были ли совершены планировавшиеся ею преступления.

В тех случаях, когда активные действия лица, направленные на создание устойчивой вооруженной группы, в силу их своевременного пресечения правоохранительными органами либо по другим не зависящим от этого лица обстоятельствам не привели к возникновению банды, они должны быть квалифицированы как покушение на создание банды.

8. Под руководством бандой понимается принятие решений, связанных как с планированием, материальным обеспечением и организацией преступной деятельности банды, так и с совершением ею конкретных нападений.

9. Участие в банде представляет собой не только непосредственное участие в совершаемых ею нападениях, но и выполнение членами банды иных активных действий, направленных на ее финансирование, обеспечение оружием, транспортом, подыскание объектов для нападения и т.п.

10. В соответствии с ч. 2 ст. 209 УК РФ как бандитизм должно квалифицироваться участие в совершаемом нападении и таких лиц, которые, не являясь членами банды, сознают, что принимают участие в преступлении, совершаемом бандой.

Действия лиц, не состоявших членами банды и не принимавших участия в совершенных ею нападениях, но оказавших содействие банде в ее преступной деятельности, следует квалифицировать по ст. 33 и соответствующей части ст. 209 УК РФ.

11. Под совершением бандитизма с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 209 УК РФ) следует понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т.п.

12. Статья 209 УК РФ не предусматривает в качестве обязательного элемента состава бандитизма каких-либо конкретных целей осуществляемых вооруженной бандой нападений. Это может быть не только непосредственное завладение имуществом, деньгами или иными ценностями гражданина либо организации, но и убийство, изнасилование, вымогательство, уничтожение либо повреждение чужого имущества и т.д.

13. Судам следует иметь в виду, что ст. 209 УК РФ, устанавливающая ответственность за создание банды, руководство и участие в ней или в совершаемых ею нападениях, не предусматривает ответственность за совершение членами банды в процессе нападения преступных действий, образующих самостоятельные составы преступлений, в связи с чем в этих случаях следует руководствоваться положениями ст. 17 УК РФ, согласно которым при совокупности преступлений лицо несет ответственность за каждое преступление по соответствующей статье или части статьи УК РФ.

14. По смыслу ст. 209 УК РФ совершение любой из предусмотренных законом форм бандитизма возможно лишь с прямым умыслом.

Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие различные преступления в составе банды, подлежат ответственности лишь за те конкретные преступления, ответственность за которые предусмотрена с 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ).

15. Обратить внимание судов на важность неукоснительного соблюдения принципа индивидуализации ответственности при назначении наказания лицам, виновным в бандитизме. В этих целях следует тщательно выяснять и учитывать всю совокупность обстоятельств дела и данных о личности подсудимых: роль и степень участия лица в организации и преступной деятельности банды, тяжесть последствий, наступивших в результате совершенных ею нападений и т.п.

16. Рекомендовать судам кассационной и надзорной инстанций усилить надзор за рассмотрением судами первой инстанции дел о бандитизме.

17. С принятием настоящего Постановления признать утратившим силу Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. No. 9 «О судебной практике по делам о бандитизме».

Статья 205.6. Несообщение о преступлении
Комментарий к статье 205.6
1. Согласно ст. 33 Конституции граждане имеют право обращаться в государственные органы, что способствует проведению прогрессивных преобразований в стране, обществе и, в частности, предупреждению и раскрытию преступлений, изобличению виновных лиц, назначению справедливого наказания, защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений, защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Сообщение в органы власти о лицах, готовящихся или совершивших преступление, является моральной обязанностью граждан, однако в случае недонесения о преступлениях, указанных в коммент. статье, такая обязанность превращается в правовую.
Это соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такое установление границ пользования правами и свободами включает в себя и принцип уважения прав и свобод других лиц, определенный ч. 3 ст. 17 Конституции, а также соответствует требованиям ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека.
2. Общественная опасность данного преступления состоит в том, что органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, будучи не извещенными о лицах, готовящихся совершить или совершивших хотя бы одно из указанных в коммент. статье преступлений, могут быть лишены возможности соответственно своевременно предотвратить такое преступление или принять необходимые меры по раскрытию уже совершенного преступления и установлению виновных в этом лиц, пресечь в дальнейшем террористическую деятельность, принять исчерпывающие меры по защите интересов личности, общества, государства.
Под готовящимся к совершению преступлением необходимо понимать неоконченное преступление — приготовление к преступлению или покушение на преступление, а под совершенным преступлением — оконченное преступление (см. коммент. к ст. ст. 29 — 30).
3. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в пассивном поведении, в бездействии. Виновный, несмотря на установленную уголовным законом обязанность, не сообщает в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовится совершить или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1 — 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 — 279, 360 и 361 УК. Перечень этих преступлений является исчерпывающим. Несообщение о других готовящихся или совершенных преступлениях не образуют состава преступления. Сообщение о преступлении может быть сделано устно или в письменном виде, при этом письменное заявление должно быть подписано заявителем, а устное заявление занесено в соответствующий протокол органов предварительного расследования или судебного заседания в зависимости от того, где сообщение было сделано (ст. 141 УПК).
Закон не разделяет несообщение о преступлении на заранее не обещанное и заранее обещанное, в отличие от заранее не обещанного укрывательства особо тяжких преступлений (см. коммент. к ст. 316).
Под достоверно известными сведениями следует понимать такие конкретные сведения, которые были известны лицу точно, не вызывали у него сомнения в подлинности и определяли его убежденность в соответствии их действительности. При этом такие достоверные сведения лицу могут быть известны из любых источников. Например, лицо узнало о готовящемся или совершенном преступлении из каких-либо документов, или от непосредственного исполнителя, организатора, руководителя преступления, или по стечению обстоятельств лицо само было очевидцем преступления, и т.п. Объем или какой-либо перечень сведений о готовящемся или совершенном преступлении, которое лицо должно сообщить органам власти, законом не установлен. Если же лицо не обладало достоверно известными сведениями, сомневалось, не было уверено в достоверности сведений, то состав преступления отсутствует.
В коммент. статье не установлен срок, в течение которого лицо, узнав о готовящемся или совершенном преступлении, обязано сообщить в соответствующие органы власти, не определены какие-либо условия освобождения лица от уголовной ответственности в случае, если органам власти было известно о готовящемся или совершенном преступлении до поступления об этом сообщения от лица, а также какие-либо уважительные причины (напр., болезнь, командировка, стихийные силы природы и т.п.), не позволившие лицу сообщить о преступлении. Очевидно, что эти вопросы должны разрешаться в каждом конкретном случае индивидуально.
4. Состав рассматриваемого преступления формальный. Несообщение о преступлении определяется с момента невыполнения лицом обязанности сообщить органам власти о ставшем ему известным из достоверных источников готовящемся или совершенном другими лицами какого-либо из преступлений, указанного в коммент. статье, и считается оконченным преступлением с момента явки лица с повинной или его задержания.
5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что не сообщает в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовится совершить или совершило хотя бы одно из преступлений, указанных в коммент. статье, и желает так действовать.
6. Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
7. В примечании к коммент. статье содержится норма, согласно которой лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником — родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (см. об этом п. 4 ст. 5 УПК). Данное примечание основано на положении ч. 1 ст. 51 Конституции о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
8. Несообщение о каком-либо из указанных в коммент. статье преступлений лицом, являющимся соучастником такого преступления, не требует дополнительной квалификации по ней.
9. Несообщение о преступлении следует отличать от отказа свидетеля от дачи показаний, когда, будучи предупрежденным об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний, допрашиваемое в качестве свидетеля лицо уклоняется от явки для дачи показаний или прямо заявляет об отказе дать показания (см. коммент. к ст. 308).

Сейчас многие задаются вопросами касательно того, какую ответственность за несообщение о преступлении может понести человек, и как вообще работает этот относительно новый законопроект. С 2016 года действует один из самых спорных законов, который входил в так называемый Пакет Яровой. Он представляет собой свод законодательных актов, способный существенно повлиять на привычную жизнь россиян. В теории многие хотят воспрепятствовать преступлению, но на практике далеко не каждый это сделает. Во многом для изменения этой ситуации был принят новый закон. Насколько он себя оправдывает, судить крайне сложно. Но пока обычные люди видят больше минусов, нежели плюсов. Помимо прочих нововведений, власть решила ввести уголовное наказание для тех людей, которые не сообщили о готовящемся преступлении. Это новая статья в УК РФ 205.6. Статья носит название «Несообщение о преступлении».

Наказание за несообщение о преступлении.

Это новшество в УК РФ вызвало бурю возмущений. Но также люди не до конца понимают суть закона. Ведь если мы узнаём о готовящемся преступлении, и нас обвинят потом в недонесении, грозит реальный тюремный срок. Хотя предусмотрена и менее строгая мера наказания согласно УК РФ, всё равно вряд ли человек захочет сталкиваться с правоохранительными органами из-за несообщения о каком-то потенциальном преступлении. Всё очень сложно и не совсем однозначно. Потому следует детальнее разобрать Уголовный кодекс и конкретную новую статью в УК РФ. Так вы сможете узнать, что вам грозит при недонесении касательно готовящихся преступлений, и какие варианты ответственности предусмотрены для виновных.

Понятие о несообщении

В УК РФ новый закон официально был внесён статьёй 205.6 летом 2016 года. Она рассматривает вопрос несообщения о преступлениях и об ответственности, которую могут понести люди, обвиняемые по этой статье.

Статья 205.6. Несообщение о преступлении

(введена Федеральным законом от 06.07.2016 N 375-ФЗ)

Несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 настоящего Кодекса, наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

Статья является частью общего пакета Яровой. Но почему-то именно она оказалась самой спорной и скандальной. Ведь множество людей ассоциируют этот закон с банальными доносами, которые практиковались ещё во времена СССР. Эксперты считают, что формулировка нового закона является наиболее слабым местом статьи. Ведь отсутствует чёткое определение о достоверно известных сведениях, по которым человек и должен сообщать о готовящихся преступлениях. Потому в каждом конкретном случае следователь в индивидуальном порядке обязан рассматривать ситуацию и доказывать, достоверно ли знал человек о преступлении, которое готовится, либо нет. Специалисты уверены, что для привлечения к ответственности порой будет достаточно доказать факт знакомства между обвиняемым в терроризме и человеком, который донёс на него.

Новая статья УК РФ, которая говорит о недонесении, не говорит о том, что когда человек становится свидетелем преступления, он обязан тут же позвонить в правоохранительные органы и сообщить об этом. На самом деле наказывать будут тех, кто обладал достоверной информации о готовящихся преступлениях, но правоохранителям об этом не сообщил. Речь идёт о преступлениях террористической направленности. Так власти решили уменьшить уровень террористической угрозы в стране путём привлечения к ответственности тех, кто скрывает важную информацию. Всего в УК РФ предусмотрено 16 статей, касающихся преступлений террористической направленности. Потому сообщать граждан России обязуют при:

  • совершении террористических актов;
  • содействии в совершении террористической деятельности;
  • публичных призывах к терроризму;
  • вооруженных мятежах и пр.

По факту закон об уголовной ответственности в случае несообщения о тех, кто готовит какие-либо преступления террористического характера, недоработан. Это признают многие эксперты и адвокаты. Но его всё равно приняли, и новая статья вступила в силу. Потому остаётся только разбираться в понятиях и оценивать степень собственного риска при подобных ситуациях. В теории существует алгоритм, по которому можно доказать вину и практически невозможно опровергнуть обвинения. Здесь подразумевается ситуация, когда привлечённое за терроризм лицо прямо указывает в рамках следствия на то, что тот или иной гражданин точно знал о его планах, но не сообщил в правоохранительные органы. Но и здесь подобные заявления должны тщательно рассматриваться, чтобы избежать оговора и клеветы. Ведь по факту обвиняемый в терроризме может стать причиной привлечения к ответственности совершенно невиновного человека из соображений мести или по другим мотивам.

Доносить нужно не на всех

В законе есть важная поправка, позволяющая не всех привлекать к ответственности за недонесение. Для начала отметим, что при несообщении о преступлениях под действие законодательного акта попадают все граждане, достигшие возраста 14 лет. То есть даже подросток может стать обвиняемым в преступлении. Но законом не предусмотрен донос на близких родственников. Под эту категорию попадают:

  • жёны;
  • мужья;
  • родители;
  • дети;
  • усыновители;
  • усыновлённые;
  • родные братья;
  • родные сёстры;
  • бабушки;
  • дедушки;
  • внуки.

А вот на всех остальных членов семьи по закону граждане РФ обязаны доносить. И тут есть вероятность злоупотребления ситуацией. Представьте ситуацию, когда следователю необходимо получить показания на какого-то человека. Для этого он может привлечь дальних родственников, сотрудников, знакомых обвиняемого, опираясь на банальный шантаж. Следователь будет уверять, что обвиняемого всё равно посадят, а если на него не донести, ещё и вы окажетесь за решёткой, поскольку не содействовали в раскрытии преступления. Тут важно отметить ещё один нюанс. Если речь идёт о публичных призывах к терроризму, тогда круг людей, информированный об этом, но не сообщивший в правоохранительные органы, может насчитывать десятки, а иногда и сотни граждан. И кого тут привлекать к ответственности, очень большой вопрос. Потому одним из ключевых недостатков закона юристы считают оценочность.

Какие преступления попадают под действие закона

УК РФ чётко предусматривает перечень преступлений, при которых граждане России обязаны сообщать о готовящейся террористической угрозе. То есть это статьи, рассматривающие преступления террористической направленности. В этот перечень входят:

  1. Теракты. Наиболее распространённая и опасная террористическая угроза. Во многом из-за терактов было принято решение одобрить пакет Яровой и ввести в УК РФ статью об уголовной ответственности за несообщение.
  2. Содействие в терроризме. Это сообщение информации о людях или целой компании, которые тем или иным образом помогают террористическим группировкам, спонсируют их, обеспечивают оборудованием или просто информацией.
  3. Публичные призывы. Здесь мы говорим о людях или организациях, которые открыто агитируют на совершение действий, соответствующих критериям террористической угрозы.
  4. Организация террористических сообществ, а также участие в подобных группировках. Если человек знает, что планируется организация террористической группы, либо владеет информацией об участниках, об этом следует обязательно сообщить в правоохранительные органы. В противном случае вы сами попадаете под действие УК РФ по статье 205.6.
  5. Угон воздушного судна. В большей степени это касается самолётов, поскольку иные виды летательных транспортных средств угоняют намного реже. Международный опыт в борьбе с терроризмом ярко говорит о том, что угроза угона всегда достаточно высокая. Вспомнить только трагические события в США, которые произошли в 2001 году.
  6. Незаконное использование материалов, которые относятся к категории ядерных или радиоактивных. Их применяют часто для создания взрывных устройств и оружия массового уничтожения. Потому о такой угрозе следует обязательно сообщать.
  7. Вымогательство, хищение и кража радиоактивных, а также ядерных веществ. Та же ситуация, что и с предыдущим пунктом.
  8. Попытка посягательства на жизнь общественных и государственных деятелей. Известно, что захват террористами в заложники высокопоставленных людей вызывает огромный резонанс в мире. Потому если человек получает информацию о готовящихся атаках на чиновников или общественных деятелей, об этом следует незамедлительно сообщить правоохранителям.
  9. Захват и удержание власти насильственным путём.
  10. Мятежи, в которых планируется использование различного вида вооружения.
  11. Акты международного терроризма.

Хотя УК РФ в большей степени ориентирован на защиту внутренних интересов страны, в случае террористической угрозы в других странах, о которых становится известно гражданам России, они также обязуются незамедлительно сообщить в соответствующие органы.

Как видите, закон в определённой степени логичный и справедливый. Ведь если человек знает, что есть определённая угроза, о ней нужно проинформировать. Но сама формулировка статьи вызывает множество вопросов и споров. Люди банально бояться доносить, поскольку опасаются, что их желание помочь в результате обернётся против них. Специалисты утверждают, что у статьи 205.6 есть один существенный недостаток. Она становится причиной формирования в обществе устойчивого сомнения в презумпции о невиновности людей. Из-за этого закона, как считают многие эксперты, между гражданами страны будет расти уровень недоверия. А ведь отношения в обществе и так далеки от идеальных. Также не стоит забывать о том, что люди массово начнут видеть терроризм там, где его нет. Это приведёт к огромному количеству доносов и окончательному расколу в обществе.

Ответственность за несообщение

Самым главным рычагом воздействия на людей является наказание. В статье 205.6 чётко прописали, чем грозит людям несообщение о преступлениях. Есть несколько вариантов наказания. Какое именно будет применяться относительно каждого гражданина, рассматривается в индивидуальном порядке, в зависимости от последствий бездеятельности или укрывательства преступлений. Новая статья в УК РФ предусматривает:

  • наложение денежного штрафа в размере до 100 тысяч рублей;
  • наказание в виде принудительных работ, максимальный срок которых может составлять 12 месяцев;
  • тюремное заключение на срок до 12 месяцев.

Как видите, наказания более чем серьёзные. Понятно, что законодатели руководствовались мотивами проведения профилактической работы с населением, направленной на предотвращение возможных преступлений. То есть так власти хотят привить людям привычку информировать обо всех потенциальных угрозах, которые могут привести к серьёзным и опасным последствиям. Грубо говоря, если правоохранители вовремя получают информацию, то значительно повышается шанс предотвратить преступление террористической направленности. Всё это правильно и логично до тех самых пор, пока самих невиновных, которые лишь хотели помочь своей стране, не привлекают к уголовной ответственности и не отправляют за решётку в тюрьму.

Преимущества и недостатки закона

Теперь подведём небольшие итоги всего рассмотренного ранее. Очевидно, что такой закон принимался сугубо с благими намерениями. Но по факту получилось не совсем то, чего хотелось бы обычным людям. Для объективности рассмотрим сильные и слабые стороны статьи 205.6 с позиции обычного гражданина, который решил сообщить о готовящемся преступлении, либо опасается сделать это. Начнём с положительного. К плюсам закона можно отнести:

  • гражданский долго каждого из нас заключается в том, чтобы по мере собственных возможностей предотвращать опасные преступления, совершаемые против народа, страны, отдельных граждан и пр.;
  • вы оказываете существенную помощь государственным организациям и правоохранительным органам, снижая уровень террористической угрозы в стране;
  • именно вы можете оказаться источником невероятно ценной и полезной информации, в результате чего удастся предотвратить серьёзное преступление и наказать виновных.

Но не всё так идеально и патриотично, как выглядит на первый взгляд. У закона есть и свои недостатки. Основными факторами, из-за которых граждане России не согласны с этим законом и опасаются сообщать о преступлениях, являются:

  1. У правоохранительных органов может возникнуть множество вопросов касательно того, откуда у вас такая информация и почему вы настолько хорошо осведомлены о готовящемся преступлении террористической направленности. Начнут интересоваться источниками данных, могут длительное время следить за вами и контролировать вашу жизнь.
  2. Иногда люди, проинформировавшие о потенциальных преступлениях, становятся так называемыми ненужными свидетелями. Это крайне опасно, поскольку за вами могут начать охоту представители сторону, которую вы обвинили в терроризме. Этого боятся очень многие даже среди тех, кто владеет на 100% правдивой и актуальной информацией.
  3. Если будет установлена ваша личность, могут вскрыться те данные, о которых вы бы не хотели рассказывать и держали всё в строжайшей тайне.
  4. Предоставленная вами информация может оказаться непринятой правоохранительными органами.

По факту люди боятся сообщать какую-то серьёзную и важную информацию, связанную с преступностью и терроризмом, официальным органам, правоохранителям и ведомствам. Все опасаются расплаты и не хотят из героя превратиться в преступника. Ведь не всегда раскрытие информации оказывается в интересах самого государства. Недонесение, как причина для открытия уголовного производства, объективно не выдерживает критики. Это крайне спорный и потенциально очень опасный закон, способный привести к тяжёлым последствиям для целостности общества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *