Несчастный случай не связанный с производством расследование

Из статьи вы узнаете: какие несчастные случаи считают не связанными с производством? Какие особенности есть в классификации несчастных случаев? Какие особенности есть в расследовании несчастных случаев, не связанных с производством? Какая ответственность грозит работодателю за несчастный случай с работником? Как классификация несчастного случая влияет на выплаты работнику?

Какие несчастные случаи считают не связанными с производством?

Несчастные случаи с работниками бывают разными. Но не каждый из них можно связать с производством: будь то незначительная травма или тяжелое увечье. Как не ошибиться в классификации несчастного случая и правильно его оформить? Давайте разберемся.

Работодатель должен расследовать и учитывать несчастные случаи, если они:

  • произошли с работниками во время выполнения трудовых обязанностей или других поручений работодателя (ч. первая ст. 227 ТК РФ);
  • привели к необходимости перевести сотрудника на другую работу, к утрате работником трудоспособности или к его смерти (ч. третья ст. 227 ТК РФ).

Не связанными с производством принято считать следующие несчастные случаи:

  • смерть работника из-за общего заболевания или в результате самоубийства, подтвержденного медучреждением и следственными органами;
  • смерть или повреждение здоровья, которые работник получил в состоянии алкогольного, наркотического или другого токсического опьянения (если это не связано с нарушением технологического процесса, в котором используют технические спирты, ароматические, наркотические или токсические вещества);
  • инциденты, произошедшие с работником во время его незаконных действий (например, работник получил травму, когда по заданию работодателя выкапывал медный электрический кабель на территории чужой организации).

Особенности классификации несчастных случаев

Чтобы понять, нужно ли расследовать инцидент как несчастный случай на производстве, необходимо определить:

  1. Что произошло (обстоятельства инцидента).
  2. Где произошло (рабочее место, путь на работу или с работы, место командирования и т. д.).
  3. Когда произошло (время выполнения потерпевшим служебных обязанностей и заданий работодателя).

Остановимся подробнее на некоторых неоднозначных вопросах.

Травма по дороге на работу или с работы

Если несчастный случай произошел, когда сотрудник следовал на работу или домой на корпоративном транспорте, то его признают связанным с производством (ст. 227 ТК РФ). Ситуация усложняется, когда работник, например, пострадал в ДТП по пути на работу на личном автотранспорте. Травма будет признана не связанной с производством, если невозможно подтвердить факт использования автомобиля в служебных целях. Для подтверждения понадобятся следующие документы:

  • трудовой договор, в котором закреплено условие использования личного автомобиля в служебных целях;
  • соответствующий приказ руководителя или локальный нормативный акт;
  • путевые листы или другие документы учета служебных поездок работника.

Если работник ехал к месту работы на общественном транспорте или шел пешком, то несчастный случай с ним также будет считаться непроизводственным.

Пример №1

Бухгалтер в конце рабочего дня поехал сдавать отчеты по поручению работодателя. После этого он сразу отправился домой, не заезжая в офис. Автобус, в котором ехал бухгалтер, попал в ДТП, работник получил сотрясение мозга. Травма не будет считаться связанной с производством, потому что инцидент произошел после выполнения бухгалтером трудовых обязанностей.

Пример №2

Начальник отдела кадров шла на работу пешком. Войдя через ворота на территорию предприятия, сотрудница поскользнулась на льду и сломала руку. Травму признали производственной, так как она получена в пределах организации, а работодатель не осуществил надлежащего ухода за принадлежащей ему территорией.

Пример №3

Начальник отдела в компании, специализирующейся на продаже элитного алкоголя, в рабочее время находился на презентации вин, где участвовал в дегустации нового товара. После мероприятия мужчина отправился в офис на такси и попал в ДТП, в результате которого он получил серьезную травму ноги. Несмотря на то, что работник был в состоянии алкогольного опьянения, несчастный случай признали связанным с производством: начальник отдела участвовал в презентации по заданию директора, и комиссия не нашла причинно-следственной связи между травмой и опьянением сотрудника.

Отдельно стоит упомянуть несчастные случаи с работниками по пути в командировку. Служебная поездка начинается с момента отправления сотрудника, например, в аэропорт или на поезд. Если несчастный случай произойдет в это время, его можно будет отнести к производственным с учетом всех обстоятельств.

Травма в установленный перерыв

Время перерывов и их продолжительность устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем (ч. вторая ст. 108 ТК РФ). Несчастный случай во время установленного перерыва могут признать производственным при определенных обстоятельствах.

В установленное время сотрудник отправился на обед в ближайшее кафе. При входе в заведение на него упала часть кровли с крыши, и работник получил перелом предплечья. Несмотря на то, что несчастный случай произошел за территорией организации, его признали связанным с производством. В трудовом договоре работника было прописано условие его питания, которое работодатель обязался организовать в злополучном кафе.

С неустановленными перерывами ситуация обстоит иначе. Несчастный случай, который произойдет в это время, вряд ли свяжут с производством.

В рабочее время секретарь вышла покурить в соседний с офисом сквер. Там на нее напал неизвестный и отобрал мобильный телефон. Сотрудница получила вывих лучезапястного сустава. Несчастный случай не отнесли к производственным, так как корпоративная политика фирмы запрещает курение, а правилами внутреннего распорядка не предусмотрено время для перекуров.

Травма в нерабочее время

Казалось бы, понятно: травмы, полученные в нерабочее время, не связаны с производством. Но не все так просто, ведь работник может действовать в интересах работодателя в любое время.

По окончании рабочего дня сотрудник отправился на ужин с деловыми партнерами, где планировал обсудить предстоящую сделку. Деньги на встречу выделил работодатель. Во время ужина в ресторане начался пожар. Работник отравился угарным газом и попал в больницу. Инцидент признали несчастным случаем, связанным с производством, так как сотрудник находился в ресторане по поручению работодателя.

Что касается несчастных случаев во время корпоративных праздников, то относить их к производственным нельзя.

Во время корпоративного празднования Нового года сотрудники решили запустить фейерверки. Салюты были закреплены ненадежно, и один из залпов попал в толпу. Несколько работников получили ожоги. Несчастный случай не был связан с производством, потому что он произошел не в рабочее время и не при исполнении работниками трудовых обязанностей.

Особенности расследования несчастных случаев, не связанных с производством

Однозначно классифицировать несчастный случай с работником возможно только после расследования, которое проводят в общем порядке.

Если комиссия, изучив обстоятельства несчастного случая и опросив свидетелей, признает несчастный случай не связанным с производством, она оформляет акт. Есть мнение, что его нужно составлять в произвольной форме. Однако это требование касается только несчастных случаев с профессиональными спортсменами. К тому же, Трудовой кодекс указывает на то, что несчастный случай, не связанный с производством, нужно оформить актом установленной формы. Для этой цели больше всего подходит форма 4. Документ составляют в двух экземплярах: для работодателя и работника.

скачать и распечатать образец
скачать и распечатать шаблон

Несчастный случай, признанный не связанным с производством, не нужно фиксировать в Журнале регистрации несчастных случаев на производстве. Не забывайте, что срока давности расследования несчастного случая на производстве не существует. Кроме того, работник может оспорить результаты расследования в любой момент. Поэтому работодатель должен хранить акт о несчастном случае и все связанные с ним материалы в течение 45 лет.

Какая ответственность грозит работодателю за несчастный случай с работником?

Несчастный случай на производстве может стать поводом для внеплановой проверки организации трудовой инспекцией. В связи с этим, некоторые работодатели предпочитают скрывать несчастные случаи на производстве или намеренно оформляют их как не связанные с производством. Это грозит работодателю наказанием.

Таблица 1. Ответственность работодателя за несчастный случай с работником

Ответственность
Нарушение Должностное лицо Организация Индивидуальный предприниматель
Сокрытие несчастного случая с застрахованным работником (ст. 15.34 КоАП РФ) Штраф от 500 до 1000 рублей Штраф от от 5000 до 10 000 рублей Штраф от 500 до 1000 рублей
Нарушение требований охраны труда (в том числе, неправильное расследование несчастного случая) (ст. 5.27 КоАП РФ) Штраф от 1000 до 5000 рублей Штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток Штраф от 1000 до 5000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Как классификация несчастного случая влияет на выплаты работнику

Прежде всего, классификация несчастного случая с работником влияет на выплаты, которые ему положены.

Таблица 2. Выплаты работнику при несчастном случае

Несчастный случай Выплаты
Связанный с производством – Пособие по временной нетрудоспособности;– единовременная страховая выплата;– ежемесячные страховые выплаты на весь период нетрудоспособности;– возмещение расходов на лечение и реабилитацию;– оплата дополнительного отпуска на период лечения и проезда к месту лечения;– моральная компенсация причиненного вреда (работник может потребовать ее от работодателя через суд)
Не связанный с производством Пособие по временной нетрудоспособности

Самые необходимые нормативные акты

Документ Поможет вам
Статья 227 ТК РФ Уточнить, какие несчастные случаи можно отнести к производственным
Статья 108 ТК РФ Изучить, как устанавливается время и продолжительность перерывов в работе
Статья 229.2 ТК РФ Понять, какие несчастные случаи могут классифицироваться как не связанные с производством
Статья 230.1 ТК РФ Уяснить порядок регистрации несчастных случаев
Статья 5.27 КоАП РФ Уточнить размеры ответственности за несчастный случай на производстве
Статья 15.34 КоАП РФ Понять, какое наказание последует за сокрытие несчастного случая
Статья 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ Разобраться, как степень вины работника влияет на размер страховых выплат за несчастный случай
Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 Ознакомиться с документами, которые нужны для расследования и учета несчастных случаев на производстве
Приказ Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 г. № 275 Уточнить, какие документы необходимы для расследования несчастного случая на производстве

Запомните главное

  1. Работодатель обязан расследовать и учитывать все несчастные случаи, которые произошли с работником в рабочее время, на рабочем месте или при выполнении трудовых обязанностей и привели к потере трудоспособности.
  2. Будут расследоваться, но не будут отнесены к производственным несчастные случаи, которые произошли с работником в состоянии опьянения, во время его противоправных действий, а также смерть из-за общего заболевания или самоубийства.
  3. Классифицировать несчастный случай может только комиссия после расследования всех его обстоятельств и причин.
  4. Несчастный случай, не связанный с производством, нужно оформить актом установленной формы. Больше всего для этого подходит форма 4.
  5. За травму, не связанную с производством, работник не получит страховые выплаты, а только пособие по временной нетрудоспособности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

11 июня 2009 г. № 773

Об утверждении положений о межведомственных экспертных советах по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, у лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, и о Государственном регистре лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2010 г. № 1069 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 174, 5/32204) <C21001069>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 ноября 2011 г. № 1512 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 128, 5/34747) <C21101512>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2012 г. № 666 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 5/35998) <C21200666>

В соответствии с пунктом 1 и частью второй пункта 2 статьи 17 и пунктом 1 статьи 43 Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о межведомственных экспертных советах по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, у лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;

Положение о Государственном регистре лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.

2. Министерству здравоохранения и Министерству труда и социальной защиты привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением и принять иные меры по его реализации.

3. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 мая 1993 г. № 283 «О создании Белорусского государственного регистра лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (СП Республики Беларусь, 1993 г., № 13, ст. 236);

подпункт 1.3 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 1051 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 55, 5/1230).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 16 июля 2009 г.

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Сидорский

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

11.06.2009 № 773

ПОЛОЖЕНИЕ
о межведомственных экспертных советах по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, у лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением, разработанным в соответствии с частью второй пункта 2 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 17, 2/1561), определяется порядок создания и деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, у лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее – межведомственные экспертные советы, если не установлено иное).

2. Межведомственные экспертные советы создаются для рассмотрения вопросов установления причинной связи увечья или заболевания, приведших к потере или частичной утрате профессиональной трудоспособности, инвалидности или смерти, у лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями (далее – установление причинной связи частичной утраты профессиональной трудоспособности, инвалидности, смерти с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями).

3. В своей деятельности межведомственные экспертные советы руководствуются Конституцией Республики Беларусь, другими актами законодательства, в том числе настоящим Положением.

4. Межведомственные экспертные советы создаются и их составы утверждаются:

Республиканский межведомственный экспертный совет – Советом Министров Республики Беларусь;

областные (Минский городской) межведомственные экспертные советы – облисполкомами (Минским горисполкомом).

ГЛАВА 2
СОСТАВ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ ЭКСПЕРТНЫХ СОВЕТОВ И КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ГРУПП ЭКСПЕРТОВ

5. Межведомственный экспертный совет формируется в составе председателя, его заместителя, секретаря и членов межведомственного экспертного совета.

В состав межведомственных экспертных советов входят представители республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов, Минского горисполкома, квалифицированные специалисты в области радиационной медицины.

6. В рамках межведомственных экспертных советов формируются консультативные группы экспертов по каждой врачебной специальности из числа высококвалифицированных специалистов, владеющих проблемами радиационной медицины. Эксперт консультативной группы:

проводит предварительную экспертизу материалов дел граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее – граждане);

определяет основное заболевание (увечье), приведшее к частичной утрате профессиональной трудоспособности, инвалидности, смерти, и устанавливает критерии наличия или отсутствия причинной связи частичной утраты профессиональной трудоспособности, инвалидности, смерти с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;

составляет и выносит для обсуждения на заседании межведомственного экспертного совета обоснованное предварительное заключение по форме согласно приложению 1;

принимает участие в заседании межведомственного экспертного совета.

7. Работой межведомственного экспертного совета руководит председатель, а в его отсутствие – заместитель председателя. Председатель межведомственного экспертного совета:

формирует консультативные группы экспертов для проведения предварительной экспертизы материалов дел граждан;

за пять дней до заседания межведомственного экспертного совета для проведения предварительной экспертизы материалов дел граждан в каждом конкретном случае назначает эксперта консультативной группы;

утверждает повестку заседания межведомственного экспертного совета, определяет дату и время его проведения;

не позднее чем за три дня до очередного заседания межведомственного экспертного совета обеспечивает доведение до сведения его членов повестки заседания вместе с необходимыми материалами.

8. Условия деятельности межведомственного экспертного совета обеспечиваются медико-технической группой, в состав которой входят врач-методист – секретарь межведомственного экспертного совета (далее – секретарь) и медицинский регистратор. Медико-техническая группа осуществляет работу на базе государственной организации здравоохранения, которая оказывает ей необходимую помощь, включая организационное и материально-техническое обеспечение.

Секретарь изучает полноту и качество документов, содержащихся в материалах дел граждан, организует проведение предварительной экспертизы экспертами консультативных групп и заседания межведомственного экспертного совета, ведет протокол данного заседания, принимает документы граждан, анализирует работу межведомственного экспертного совета.

Медицинский регистратор участвует в подготовке и оформлении материалов для проведения заседания межведомственного экспертного совета, ведет делопроизводство, формирует материалы дел граждан, осуществляет учет и хранение этих материалов.

ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРАВА МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ ЭКСПЕРТНЫХ СОВЕТОВ

9. Основными задачами межведомственных экспертных советов являются:

установление (неустановление) причинной связи частичной утраты профессиональной трудоспособности, инвалидности, смерти с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;

обеспечение единых научных, организационных требований и сбалансированного подхода к проведению экспертизы установления причинной связи частичной утраты профессиональной трудоспособности, инвалидности, смерти с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;

рассмотрение материалов дел граждан на заседаниях межведомственных экспертных советов;

анализ полноты и качества информации, содержащейся в представленных документах;

предварительная экспертиза экспертами консультативных групп материалов дел граждан и вынесение предварительного заключения;

вынесение членами межведомственных экспертных советов экспертного решения по форме согласно приложению 2 (далее – экспертное решение);

принятие экспертного заключения по вопросу установления причинной связи увечья или заболевания, приведших к потере или частичной утрате профессиональной трудоспособности, инвалидности или смерти, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями по форме согласно приложению 3 (далее – экспертное заключение);

проведение ежегодного анализа работы межведомственных экспертных советов;

прием граждан и рассмотрение их обращений по вопросам, относящимся к компетенции межведомственных экспертных советов;

рассмотрение иных вопросов, предусмотренных законодательством.

10. Дополнительно к задачам, указанным в пункте 9 настоящего Положения, Республиканский межведомственный экспертный совет:

осуществляет методическое руководство и координирует деятельность областных (Минского городского) межведомственных экспертных советов;

контролирует обоснованность принимаемых областными (Минским городским) межведомственными экспертными советами экспертных заключений;

анализирует деятельность межведомственных экспертных советов и вносит в Министерство здравоохранения предложения о совершенствовании их деятельности.

11. Межведомственные экспертные советы имеют право:

запрашивать и получать в установленном порядке информацию, имеющую значение для принятия экспертного заключения;

направлять в установленном законодательством порядке граждан, материалы дел которых подлежат рассмотрению, в государственные организации здравоохранения для уточнения диагноза, проведения дополнительных обследований и консультаций;

приглашать на заседания межведомственных экспертных советов для рассмотрения материалов дел граждан ученых, специалистов в области радиационной медицины.

ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ В МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ ЭКСПЕРТНЫЕ СОВЕТЫ

12. Для рассмотрения вопроса об установлении причинной связи частичной утраты профессиональной трудоспособности, инвалидности, смерти с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями граждане представляют в межведомственные экспертные советы документы, предусмотренные в пункте 7.8 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 119, 1/11590) (далее – перечень).

13. Секретарь в течение двух дней со дня подачи заявления гражданина и представленных им документов обязан направить в государственную организацию здравоохранения письменный запрос о представлении:

13.1. для установления причинной связи частичной утраты профессиональной трудоспособности, инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями выписки из медицинской документации, содержащей информацию:

об обращениях гражданина за оказанием ему медицинской помощи в до- и послеаварийный периоды в амбулаторных условиях, в том числе данные комплексного осмотра врачами-специалистами и результаты лабораторных и инструментальных исследований за последний год;

о получении медицинской помощи в стационарных условиях за последние 2 года (в случае, если гражданину оказывалась медицинская помощь в стационарных условиях);

об освидетельствовании гражданина в медико-реабилитационной экспертной комиссии (далее – МРЭК);

13.2. для установления причинной связи наступившей смерти с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями:

обоснования причины смерти гражданина;

протокола патологоанатомического (судебно-медицинского) вскрытия в случае, если оно проводилось.

14. Документы, указанные в пункте 13 настоящего Положения, должны быть направлены в межведомственный экспертный совет в течение семи дней со дня получения письменного запроса.

15. Руководители государственных организаций здравоохранения несут ответственность за своевременность, достоверность, полноту и качество информации, представляемой в межведомственные экспертные советы.

ГЛАВА 5
ПОРЯДОК РАБОТЫ И РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ДЕЛ ГРАЖДАН В МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ ЭКСПЕРТНЫХ СОВЕТАХ

16. Заседание межведомственного экспертного совета проводится под руководством его председателя, а в его отсутствие – заместителя председателя.

17. Заседания межведомственного экспертного совета проводятся не реже одного раза в два месяца.

Заседания межведомственных экспертных советов считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей его членов.

18. На заседании межведомственного экспертного совета до принятия экспертного заключения:

заслушиваются доклад и предварительное заключение эксперта консультативной группы;

обсуждаются материалы дела гражданина;

выносится экспертное решение, в котором каждый член межведомственного экспертного совета указывает информацию о своем экспертном решении и заверяет его личной подписью.

Члены межведомственного экспертного совета также имеют право внести в экспертное решение свое особое мнение и его обосновать.

19. При вынесении экспертного решения:

вопрос о наличии причинной связи частичной утраты профессиональной трудоспособности, инвалидности, смерти с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями рассматривается по каждому гражданину индивидуально;

эксперты консультативных групп и члены межведомственных экспертных советов руководствуются перечнем заболеваний, возникновение которых связано с непосредственным радиационным воздействием, и перечнем заболеваний, возникновение которых может быть связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями, утверждаемыми Министерством здравоохранения;

оценивается комплекс факторов катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, в том числе радиационная ситуация, дозовые нагрузки, степень физического и психического перенапряжения, место, сроки, характер выполняемых работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, особенности и сроки возникновения, развития, течения заболеваний.

20. Экспертное заключение считается принятым, если за него проголосовало более половины членов межведомственного экспертного совета, присутствующих на его заседании. При равенстве голосов принятым считается экспертное заключение, за которое проголосовал председатель межведомственного экспертного совета.

21. Межведомственные экспертные советы в экспертном заключении указывают:

заболевание (увечье), приведшее к потере или частичной утрате профессиональной трудоспособности, инвалидности или смерти, связано (общее, не связано) с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (с указанием каких);

заболевание (увечье), приведшее к потере или частичной утрате профессиональной трудоспособности, инвалидности или смерти, связано (общее, не связано) с постоянным (преимущественным) проживанием на территории радиоактивного загрязнения;

заболевание (увечье), приведшее к потере или частичной утрате профессиональной трудоспособности, инвалидности или смерти, связано (общее, не связано) с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями.

22. Экспертное заключение оформляется на каждого гражданина в следующем порядке:

22.1. принятое Республиканским межведомственным экспертным советом:

при установлении причинной связи частичной утраты профессиональной трудоспособности, инвалидности, смерти с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями оформляется в четырех экземплярах, один из которых направляется гражданину, второй – в областной (Минский городской) межведомственный экспертный совет, третий – в областную (Минскую центральную городскую) МРЭК и четвертый экземпляр приобщается к материалам дела гражданина;

при отказе в установлении причинной связи частичной утраты профессиональной трудоспособности, инвалидности, смерти с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями оформляется в трех экземплярах, один из которых направляется гражданину, второй – в областной (Минский городской) межведомственный экспертный совет, третий экземпляр приобщается к материалам дела гражданина;

22.2. принятое областными (Минским городским) межведомственными экспертными советами:

при установлении причинной связи частичной утраты профессиональной трудоспособности, инвалидности, смерти с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями оформляется в трех экземплярах, один из которых направляется гражданину, второй – в областную (Минскую центральную городскую) МРЭК и третий экземпляр приобщается к материалам дела гражданина;

при отказе в установлении причинной связи частичной утраты профессиональной трудоспособности, инвалидности, смерти с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется гражданину, второй приобщается к материалам дела гражданина.

23. Выдача экспертного заключения гражданину осуществляется в сроки, предусмотренные пунктом 7.8 перечня.

В случае утраты экспертного заключения гражданин вправе обратиться в межведомственный экспертный совет, выдавший такое заключение, для получения дубликата в порядке и сроки, предусмотренные в пункте 7.12 перечня. При этом в правом верхнем углу экспертного заключения делается отметка «Дубликат».

24. Материалы дел граждан, рассмотренные межведомственными экспертными советами, хранятся в их архивах постоянно.

ГЛАВА 6
ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА И ОБЖАЛОВАНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

25. Пересмотр экспертных заключений осуществляется Республиканским межведомственным экспертным советом:

по письменным заявлениям граждан в случае их несогласия с экспертным заключением областного (Минского городского) межведомственного экспертного совета;

по письменным обращениям республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов, Минского горисполкома, местных Советов депутатов, иных организаций;

в порядке осуществления контроля за обоснованностью экспертных заключений, принятых им ранее, а также принятых областными (Минским городским) межведомственными экспертными советами.

26. Материалы дел граждан, подлежащие пересмотру в случаях, предусмотренных в пункте 25 настоящего Положения, передаются из областных (Минского городского) межведомственных экспертных советов в Республиканский межведомственный экспертный совет в течение трех дней со дня получения письменного запроса.

Рассмотрение материалов дел граждан, подлежащих пересмотру, осуществляется Республиканским межведомственным экспертным советом в порядке, определенном настоящим Положением.

27. По результатам пересмотра материалов дел граждан Республиканский межведомственный экспертный совет:

27.1. в случае обоснованности экспертного заключения областного (Минского городского) межведомственного экспертного совета принимает экспертное заключение, которое оформляется в порядке, предусмотренном подпунктом 22.1 пункта 22 настоящего Положения;

27.2. в случае необоснованности экспертного заключения областного (Минского городского) межведомственного экспертного совета принимает экспертное заключение, которое оформляется в шести экземплярах, один из которых приобщается к материалам дела гражданина, и по одному экземпляру направляется:

гражданину;

в областную (Минскую центральную городскую) МРЭК;

в управление здравоохранения облисполкома (комитет по здравоохранению Минского горисполкома);

в комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома (Минского горисполкома);

в государственный орган (организацию), выдавший удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.

28. Экспертное заключение, принятое Республиканским межведомственным экспертным советом, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь от 28 октября 2008 года «Об основах административных процедур» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 264, 2/1530).

ГЛАВА 7
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ ЭКСПЕРТНЫХ СОВЕТОВ И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

29. Организационно-техническое обеспечение работы межведомственных экспертных советов осуществляют:

Республиканского межведомственного экспертного совета – Министерство здравоохранения или уполномоченные им организации;

областных (Минского городского) межведомственных экспертных советов – управления здравоохранения облисполкомов (комитет по здравоохранению Минского горисполкома) или уполномоченные ими организации.

Финансовое обеспечение работы межведомственных экспертных советов осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов.

30. Предварительная экспертиза материалов дел граждан проводится экспертами консультативных групп в свободное от основной работы время. Оплата их труда производится в порядке, установленном законодательством.

31. Контроль за деятельностью межведомственных экспертных советов осуществляет Министерство здравоохранения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в статью 229 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 229 ТК РФ

Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

Об особенностях формирования комиссий по расследованию несчастных случаев, происшедших в отдельных отраслях и организациях с отдельными категориями работников (граждан), см. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденное постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. N 73

При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными — представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, то состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.

В расследовании несчастного случая у работодателя — физического лица принимают участие указанный работодатель или его полномочный представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

Несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.

Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа, с участием при необходимости работодателя (его представителя), за которым закреплена данная территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях.

Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим по поручению работодателя (его представителя) работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем, производящим эту работу, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого она проводилась.

Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту работы по совместительству. В этом случае работодатель (его представитель), проводивший расследование, с письменного согласия работника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной работы пострадавшего.

Расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.

Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим.

По требованию пострадавшего или в случае смерти пострадавшего по требованию лиц, состоявших на иждивении пострадавшего, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве, в расследовании несчастного случая может также принимать участие их законный представитель или иное доверенное лицо. В случае, когда законный представитель или иное доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель (его представитель) либо председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

Если несчастный случай явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, то в состав комиссии включается также представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии.

При несчастном случае, происшедшем в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.

При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, — руководитель этого территориального органа.

Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве см. приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 февраля 2005 г. N 160

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *