Нештатные формирования

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Гущин Г.В. Научный консультант

Настоящая публикация подготовлена на основе «Методических рекомендаций по созданию и применению нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ)», утвержденных МЧС России 31.12.2015 N 2-4-87-62-11.

В решении комплекса задач гражданской обороны важная роль отводится нештатным аварийно-спасательным формированиям (далее — НАСФ). Последние представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР) в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС).

НАСФ создаются организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне из числа своих работников.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность НАСФ для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения и планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок создания НАСФ, их примерный перечень, организационно-штатная структура, нормы оснащения (табелизации) специальными техникой, оборудованием, снаряжением и материалами утверждены приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999.

НАСФ подразделяются:

по подчиненности (территориальные и организаций);

по численности (отряды, команды, группы, звенья, посты).

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие НАСФ.

Количество и перечень создаваемых НАСФ определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР), возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера и их возможностей по проведению указанных работ.

Территориальные формирования предназначаются для выполнения мероприятий гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях, наращивания группировки сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления соответствующих территорий.

Формирования организаций предназначаются для проведения АСДНР в тех организациях, на базе которых они созданы, и подчиняются их руководителям. По решению органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления формирования организаций могут привлекаться для ведения АСДНР в других организациях установленным порядком.

Основными задачами НАСФ являются:

— проведение АСДНР и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

— участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

— санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

— участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения.

Применение НАСФ осуществляется по планам гражданской обороны и планам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполнительной власти и организаций и планам гражданской обороны и защиты населения и планам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций органов исполнительной власти, субъектов РФ и муниципальных образований, разрабатываемым в установленном порядке.

Финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НАСФ в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, осуществляется за счет финансовых средств этих организаций.

Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения соответствующей территории.

Личный состав НАСФ комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в НАСФ на период до их призыва (мобилизации). С момента объявления состояния войны, фактического начала военных конфликтов или введения в установленном порядке военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях НАСФ доукомплектовываются невоеннообязанными.

Зачисление граждан в состав НАСФ и назначение их командиров производится приказом руководителя организации.

В формирования могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Для НАСФ сроки приведения в готовность к применению по предназначению не должны превышать: в мирное время — 6 часов, в военное время — 3 часа.

МЧС России и его территориальные органы осуществляют соответствующее нормативное регулирование, координацию деятельности, методическое руководство по созданию, обеспечению готовности и применению НАСФ, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в установленном порядке ведут учет НАСФ и представляют соответствующие сведения в МЧС России в установленном порядке в соответствии с Положением о гражданской обороне в РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804, регламентом сбора и обмена информации в области гражданской обороны, утвержденным приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70ДСП «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)».

Основанием для ликвидации НАСФ, создание которых предусмотрено законодательством РФ, является прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или снятие с организации категории по гражданской обороне.

Решение о ликвидации НАСФ, создание которых предусмотрено законодательством РФ, принимают создавшие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации по согласованию с органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны соответствующего уровня.

Действия нештатных аварийно-спасательных формирований

При угрозе нападения противника по распоряжению старшего начальника НАСФ приводятся в полную готовность. Полная готовность — это такое состояние НАСФ, при котором они способны организованно в установленные сроки приступить к выполнению поставленных задач и успешно выполнить их в любых условиях обстановки.

По решениям соответствующих руководителей организуется вывод в безопасные районы, в заранее установленные районы расположения, территориальных формирований и формирований организаций, содержащихся в повышенной готовности, для подготовки безопасных районов к размещению эвакуируемого населения.

Одновременно приводятся в готовность формирования сельских муниципальных образований, предназначенных для оказания помощи городским муниципальным образованиям (организациям).

С началом рассредоточения и эвакуации населения приводятся в готовность и выводятся в безопасные районы остальные формирования для создания группировки сил гражданской обороны.

Ответственность за своевременное приведение формирования в готовность несет его командир (начальник).

Все формирования создаются для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне в соответствии с их предназначением. Комплектование осуществляется в соответствии с Типовым порядком и схемами организационно-штатной структуры НФГО.

Аварийно-спасательный отряд (команда, группа, звено) — является основным формированием, предназначенным для ведения АСДНР.

Аварийно-спасательный отряд (команда, группа, звено) радиационной, химической и биологической защиты — предназначен для ликвидации последствий радиационного, химического и биологического заражения (загрязнения) и осуществления мероприятий радиационной, химической и биологической защиты в ходе АСДНР, проведения санитарной обработки личного состава формирований и населения, обеззараживания территорий и сооружений.

Аварийно-спасательная команда механизации работ — предназначена для обеспечения действий формирований на маршрутах выдвижения в очаги поражения и в ходе проведения АСДНР.

Аварийно-спасательная группа инженерной разведки — предназначена для ведения разведки в очагах поражения, зонах катастрофического затопления, районах массового поражения, на маршрутах выдвижения и в местах размещения формирований и населения.

Аварийно-спасательная группа радиационной, химической и биологической разведки — предназначена для ведения наблюдения за радиационной, химической и биологической обстановкой в районе, обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиационному, химическому, биологическому заражению (загрязнению).

Аварийно-спасательное звено речной (морской) разведки — предназначено для ведения общей и специальной разведки на водных акваториях и в зонах катастрофического затопления.

Аварийно-спасательное звено разведки на автомобильном транспорте — предназначено для ведения общей и специальной разведки на маршрутах выдвижения, в очагах поражения и в местах размещения формирований и населения.

Пост радиационного и химического наблюдения (подвижный) — предназначен для ведения наблюдения за воздушной и наземной обстановкой на территории объекта и прилегающей к нему местности, а также в местах размещения производственных смен и в исходных районах формирований и населения.

Пожарно-спасательная команда (звено) — предназначена для локализации и тушения пожаров на маршрутах выдвижения, на объектах АСДНР, в районах массовых лесных пожаров и в местах размещения формирований и населения.

Аварийно-спасательное звено разведки на железнодорожном транспорте — предназначено для ведения общей и специальной разведки на маршрутах движения железнодорожного транспорта и в районах проведения АСДНР (железнодорожные станции, перегоны и т.д.).

Вспомогательная горноспасательная команда — предназначена для локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ.

Кроме вышеуказанных формирований в организациях водного транспорта могут создаваться также морские (речные) аварийно-технические команды (группы) и иные формирования, предназначенные для участия в выполнении мероприятий по гражданской обороне и ведения неотложных работ на акваториях, водных путях и прибрежных объектах. Состав и организация этих формирований определяются исходя из местных условий и возможностей.

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие формирования.

Доклад на тему «Изменения в нормативной базе, регламентирующей деятельность аварийно-спасательных служб и формирований на опасных производственных объектах»

Материал предоставлен Андриановым Сергеем Николаевичем — генеральным директором ЗАО «ЦАСФ», участником Всероссийского семинара руководителей АСС и АСФ, заместителем председателя аттестационной комиссии химической промышленности Минпромторга России ОАК №5/6.

ВИДЫ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 года №151-ФЗ

Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ

К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации «Об аварийно-спасательных работах» от 28 августа 2014 г. № 867

Отнести работы по ликвидации последствий радиационных аварий к аварийно-спасательным работам.

Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О предупреждении и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации»

В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, защиты населения и окружающей среды от их вредного воздействия и обеспечения эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Дополнить перечень аварийно-спасательных работ такими видами как ликвидация (локализация) на море разливов нефти и нефтепродуктов, ликвидация (локализация) на внутренних водах (за исключением внутренних морских вод) разливов нефти и нефтепродуктов, ликвидация (локализация) на суше разливов нефти и нефтепродуктов.

6. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»;

постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО АТТЕСТАЦИИ ФСС, АСФ И СПАСАТЕЛЕЙ

«Перечень должностей и специальностей работников, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации черзвычайных ситуаций»

Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 г. № 693.

1. Начальник слуюбы (…газоспасательной) и его заместитель

13. Командир отряда (…газоспасательной службы, газоспасательного формирования) и его заместитель

14. Командир взвода (…газоспасательной службы, газоспасательного формирования) и его заместители

15. Командир пункта (…газоспасательной службы, газоспасательного формирования)

18. Командир отделения (…газоспасательной службы, газоспасательного формирования)

21. Газоспасатель

НЕОБХОДИМОСТЬ НАЛИЧИЯ АСС, АСФ, НАСФ

Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» от 10 июня 2013 г. N 492

…4. Лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности (далее — лицензия) являются:

…и) наличие договоров об обслуживании, заключенных с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, или организация собственных профессиональных аварийно-спасательных служб в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов;

…5. Лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются:

…р) наличие в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» договоров на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями либо наличие собственных, создаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, а также наличие нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала лицензиата;

СФЕРЫ ВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИОННЫХ КОМИССИЙ

Положение о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (утв. Приказом МЧС России от 22.02. 2013 г. № 102)

6. К полномочиям аттестационных комиссий федеральных органов исполнительной власти относятся:

…проведение аттестации:

а) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных в соответствующих федеральных органах исполнительной власти;

б) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, находящимися в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти и (или) входящих в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

в) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, эксплуатирующими и (или) обслуживающими объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

г) подразделений пожарной охраны, выполняющих функции по проведению аварийно-спасательных работ в организациях (на объектах), находящихся в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти и (или) входящих в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

д) аварийно-спасательных служб (формирований), обслуживающих организации или их представительства и филиалы, осуществляющие один или несколько видов деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие в указанных организациях собственных аварийно-спасательных служб (формирований) — в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 Положения о проведении аттестации;

е) спасателей, входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), указанных в подпунктах «а», «б», «в», «г» настоящего пункта, с присвоением (подтверждением) класса квалификации до «спасатель первого класса» включительно;

Постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей» от 22 декабря 2011 года №1091

«Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей
и граждан, приобретающих статус спасателя» (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1091)

6. Аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), занимающиеся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у таких организаций собственных аварийно-спасательных служб (формирований), в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ.

7. Аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), эксплуатирующие объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ.

НЕШТАТНЫЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Федеральный закон «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне» от 28 декабря 2013 г. N 404-ФЗ

Закреплено понятие:

«нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне — формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Такие нештатные формирования отнесены к силам гражданской обороны.

Эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой и высокой опасности создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования, а также локальные системы оповещения. Эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные к категориям по гражданской обороне, — нештатные аварийно-спасательные формирования.

Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации ЧС в соответствии с установленным порядком действий при их возникновении и развитии, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения. Для этого требуется решение должностного лица, руководящего гражданской обороной на соответствующей территории.

Приказ МЧС России «О внесении изменений в порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный Приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999» от 30 июня 2014 г. N 331

1. …определяет основы создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований в составе сил гражданской обороны;

2. Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций …

4. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне»…

Приказ МЧС России «О внесении изменений в порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный Приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999» от 30 июня 2014 г. N 331

13. Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

по подчиненности: территориальные и организаций;

по численности: отряды, команды, группы, звенья, посты.

Количество и перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций и их возможностей по проведению указанных работ.

Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время — 6 часов, военное время — 3 часов.

II. Примерный перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований организаций

Наименование нештатных аварийно-спасательных формирований

Численность, чел.

Аварийно-спасательный отряд

140 — 160

Аварийно-спасательная команда

70 — 139

Аварийно-спасательная группа

30 — 69

Аварийно-спасательное звено

до 9

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫЕ КОМАНДЫ

Приказ МЧС России «Об утверждении порядка создания вспомогательных горноспасательных команд» от 29 ноября 2013 г. N 765

В соответствии со статьей 16.2 Федерального закона от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» и статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» приказываю:

…2. Установить, что организации, эксплуатирующие на дату вступления в силу настоящего приказа опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, должны обеспечить прохождение первичной аттестации создаваемых вспомогательных горноспасательных команд в срок до 1 января 2015 года.

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ КОМАНД

…2. Вспомогательные горноспасательные команды (далее — ВГК) создаются для локализации и ликвидации последствий аварии (чрезвычайной ситуации) в начальный период ее возникновения (до прибытия профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований), оказания содействия прибывшим профессиональным аварийно-спасательным службам, профессиональным аварийно-спасательным формированиям, а также для выполнения на опасном производственном объекте других работ, требующих применения изолирующих дыхательных аппаратов.

…4. ВГК подлежат аттестации в порядке, установленном постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»

НОВЫЕ ВЕДОМСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

УТВЕРЖДЕНО Отраслевой комиссией Минпромторга России по аттестации в химической промышленности АСС, АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя протокол №4 от 11 июля 2014 года

Руководство разработано закрытым акционерным обществом «Центр аварийно-спасательных формирований» (ЗАО «ЦАСФ») по заказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в рамках научно-исследовательской работы «Разработка методических рекомендаций по подготовке и проведению аттестации аварийно-спасательных служб и формирований Отраслевой аттестационной комиссией Минпромторга России ОАК 5/6 на право ведения аварийно-спасательных работ на предприятиях химического комплекса» в целях определения единой нормативно-методической основы организации и ведения аварийно-спасательных работ на объектах химической промышленности.

УТВЕРЖДЕНО Отраслевой комиссией Минпромторга России по аттестации в химической промышленности АСС,АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя протокол №4 от 11 июля 2014 года

Положение разработано закрытым акционерным обществом «Центр аварийно-спасательных формирований» (ЗАО «ЦАСФ») по заказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в рамках научно-исследовательской работы «Разработка и актуализация руководящих документов для организации и ведения газоспасательных работ аварийно-спасательными формированиями на предприятиях химико-технологического комплекса»в целях определения единой нормативно-методической основы организации и функционирования аварийно-спасательных служб и формирований, создаваемых для проведения газоспасательных работ на объектах химической промышленности.

Аттестация нештатных аварийно-спасательных формирований организаций предусмотрена законодательством

(Панов А. Б.)

(«Административное право и процесс», 2013, N 10)

АТТЕСТАЦИЯ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

ОРГАНИЗАЦИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

А. Б. ПАНОВ

Панов Алексей Борисович, младший научный сотрудник Центра фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук.

В ходе судебной практики возник вопрос о том, не исключает ли обязательность соблюдения требований действующего законодательства в отношении спасательного формирования наличие заключенного заявителем соответствующего договора с профессиональной аварийно-спасательной службой, а также вопрос о том, противоречит или нет требованиям действующего законодательства непроведение аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований.

Ключевые слова: аттестация, арбитражный суд, гражданская оборона, Президиум ВАС РФ, судебная практика.

Assessment of non-professional rescue formations of organizations is provided by law

A. B. Panov

Существует ли обязанность создавать нештатные аварийно-спасательные формирования и проводить их аттестацию во всех организациях? Таков был вопрос, поставленный перед Президиумом ВАС РФ при рассмотрении дела N А35-212/2011 Арбитражного суда Курской области по надзорному производству N 6724/12.

В комментируемом деле Управлением ГПН ГУ МЧС России по Курской области (далее — Управление) была проведена плановая выездная проверка общества, по результатам которой Отделом государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Управления был составлен акт и 28.09.2010 выдано предписание N 136-ЗНТ по устранению нарушений требований в области гражданской обороны в срок до 01.05.2011. В акте были указаны следующие нарушения, допущенные организацией: в обществе не в полной мере создан запас (резерв) для обеспечения работников организации средствами индивидуальной защиты (противогазами) из расчета не менее 105% от общей численности работников для ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 1); не проведена аттестация созданных сил и средств постоянной готовности (нештатных аварийно-спасательных формирований, НАСФ) в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 2); локальная система оповещения общества (цех пути (УЖДТ) ЗС-4; шахта N 1; площадка РУ подстанция N 8; площадка РУ подстанция N 7; шахта N 4; РУ ЗС N 13 (ГТДМ); склад ВВ; склад ГСМ; ЦХХ водоохран. на реке Свапа; ЦХХ хвостохранилище) технически и программно не сопрягаются с региональной системой оповещения (п. 3).

Общество «Михайловский ГОК» обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания управления. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, посчитав, что вина общества доказана и предписание вынесено в соответствии с требованиями законодательства.

Апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции, указав, что планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ОАО «Михайловский ГОК» не предусмотрено участие нештатных аварийно-спасательных формирований в ликвидации чрезвычайных ситуаций, а обязанность по обеспечению подготовки и поддержанию в готовности сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций общество выполнило путем заключения с профессиональными аварийно-спасательными формированиями соответствующих договоров. Суд кассационной инстанции согласился с позицией нижестоящей инстанции.

Тем не менее Президиум ВАС РФ отменил акты судов кассационной и апелляционной инстанций. В своем Постановлении он указал, что в силу ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее — Закон N 151-ФЗ) нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Не всегда в случае технологических аварий, чрезвычайных ситуаций природного характера силы ГО и ЧС имеют возможность быстрого прибытия на объект, да и в случае оперативного реагирования МЧС желательно начать устранять последствия чрезвычайной ситуации, оказывать медицинскую и иную помощь своими силами. Для этого в организациях создаются нештатные аварийно-спасательные формирования. Комментируемый Закон предусматривает обязательное создание таких формирований только в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующих их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, однако данная норма, на наш взгляд, не препятствует созданию таких формирований и в иных организациях. Относительно порядка создания таких организаций Закон отсылает нас к иному законодательству.

Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (с изм. от 25 ноября 2009 г.) и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Среди иных нормативных актов, предусматривающих создание аварийно-спасательных формирований, в первую очередь необходимо назвать Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (утв. Приказом МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. N 999). Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленными для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Указанный выше Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований также содержит приложения, определяющие Примерный перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований и их оснащение.

Применение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.

Согласно Перечню потенциально опасных объектов, эксплуатируемых организациями на территории Курской области, утвержденному Администрацией Курской области 17.08.2010 и 10.02.2011, общество отнесено к организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в частности взрывопожароопасные объекты и гидротехнические сооружения.

Обществом созданы нештатные аварийно-спасательные формирования: группа радиационной, химической и биологической защиты, противопожарная команда, группа взрывных работ, санитарный пост и другие формирования.

В соответствии со ст. 12 Закона N 151-ФЗ все аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 Основных положений аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 N 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей», действовавших на момент вынесения обжалуемого предписания, обязательной аттестации подлежат профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, нештатные аварийно-спасательные формирования.

Аттестация проводится с целью определения возможности выполнения аварийно-спасательными службами (формированиями) и спасателями возложенных на них задач.

В ходе аттестации обязательной проверке подлежат профессиональная подготовка формирований, их оснащенность аварийно-спасательными средствами и степень готовности к выполнению аварийно-спасательных работ.

В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» нештатные аварийно-спасательные формирования также подлежат аттестации.

Таким образом, непроведение аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований противоречит требованиям действующего законодательства. При этом наличие заключенного заявителем соответствующего договора с профессиональной аварийно-спасательной службой не исключает обязательность соблюдения требований действующего законодательства в отношении нештатного аварийно-спасательного формирования.

Ссылка судов апелляционной и кассационной инстанций на то, что нештатные аварийно-спасательные формирования общества созданы исключительно для защиты персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и никаких задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время на них не возложено, неосновательна, поскольку названные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований является в том числе и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами.

Аттестации в соответствии с действующим законодательством подлежат следующие субъекты: профессиональные аварийно-спасательные формирования; профессиональные аварийно-спасательные службы; нештатные аварийно-спасательные формирования; общественные аварийно-спасательные формирования; спасатели.

Целью проведения аттестации является определение возможности выполнения аварийно-спасательными службами (формированиями) и спасателями возложенных на них задач, о которых говорилось выше. Предметом проверки в ходе проводимой аттестации являются такие показатели, как профессиональная подготовка работников органов управления и спасателей аварийно-спасательных служб (формирований), их оснащенность аварийно-спасательными средствами и степень готовности к выполнению аварийно-спасательных работ.

По итогам аттестации в случае ее положительного результата аттестованным аварийно-спасательным службам (формированиям) выдаются свидетельства установленного образца на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ, а спасателям — удостоверение спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя установленных образцов. Указанные свидетельства и удостоверения спасателя действительны на всей территории Российской Федерации.

Выделяют следующие виды аттестации: первичная; периодическая; внеочередная. Первичной аттестации подлежат вновь создаваемые аварийно-спасательные службы (формирования), а также граждане, решившие стать спасателями. Периодическая аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей проводится по истечении срока их аттестации, но не реже одного раза в 3 года. Внеочередная аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей проводится в случае изменения вида выполняемой ими аварийно-спасательной работы.

Обязанность организации работы по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей возлагается на межведомственную комиссию, аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, имеющие аварийно-спасательные службы (формирования), и аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок проведения аттестации и связанные с ней вопросы урегулированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей».

Обобщая вышеизложенное, следует сделать следующее выводы.

1. Наличие заключенного заявителем соответствующего договора с профессиональной аварийно-спасательной службой не исключает обязательность соблюдения требований действующего законодательства в отношении нештатного аварийно-спасательного формирования.

2. Непроведение аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях с опасными производственными объектами противоречит требованиям действующего законодательства.

Потребность в НАСФ, комплектование их личным составом. Обеспечение НАСФ техникой и имуществом

Состав, структура, порядок подготовки и оснащение НАСФ определяются руководителями организаций с учетом методических рекомендаций по их созданию, подготовке, оснащению и применению, разрабатываемых МЧС России.

Потребность в НАСФ определяется объемом планируемых к выполнению задач в ходе проведения АСДНР при возникновении ЧС военного и мирного времени, а также возможностью объектов экономики по комплектованию их личным составом, техникой, имуществом и инструментом.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

— определяют организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают формирования;

— определяют по согласованию с организациями виды, количество и численность создаваемых формирований;

— ведут реестры организаций, создающих формирования, и осуществляют учет формирований;

— организуют подготовку формирований;

— осуществляют общее руководство деятельностью формирований.

Личный состав формирования комплектуется за счет работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в формирования на период до их призыва (мобилизации).

Г раждане, проходящие альтернативную гражданскую службу взамен военной службы по призыву, могут включаться в состав формирований.

С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, нештатные аварийно-спасательные формирования доукомплектовываются невоеннообязанными.

Комплектование формирований личным составом производится из числа мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, женщин от 18 до 55 лет, за исключением инвалидов, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте от 8-ми лет, а женщин со средним или высшим медицинским образованием — имеющих детей в возрасте до 3-х лет.

Зачисление трудоспособных граждан в состав объектовых формирований производится приказом соответствующего руководителя организации, а в состав территориальных формирований — приказом территориального соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с руководителями организаций.

Основной состав руководителей и специалистов формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, комплектуется в первую очередь аттестованными спасателями, а остальной личный состав формирований проходит аттестацию по мере его подготовки.

Бронирование специалистов дефицитных специальностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нештатные аварийно-спасательные формирования оснащаются автомобильной, инженерной (специальной) и другой техникой, не предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские и специальные формирования.

Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований техникой и имуществом согласно предусмотренным штатным перечнем, осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.

Основными видами специального имущества, закупаемого и хранящегося в организациях, являются средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля, средства индивидуальной защиты, спецобработки, медицинской защиты, пожаротушения, инженерные, связи и оповещения, а также имущество служб тыла, техника, имущество продовольственной службы, загородного пункта управления гражданской обороны, защитных сооружений, тренажеры и специальные учебно-методические пособия.

Финансирование создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, фондов и средств федеральных органов исполнительной власти, финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации резервов финансовых средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.

Конкретные источники финансирования нештатных аварийно-спасательных формирований и порядок использования ими финансовых средств определяют федеральные органы власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации, создающие формирования.

Комплектование нештатных аварийно-спасательных формирований

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 6

Личный состав НАСФ и спасательных служб комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).

С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях НАСФ и спасательные службы доукомплектовываются невоеннообязанными.

Зачисление граждан в состав НАСФ производится приказом руководителя организации.

Основной состав руководителей и специалистов НАСФ и спасательных служб, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

Бронирование специалистов дефицитных специальностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обеспечение НАСФ техникой и имуществом.

Обеспечение НАСФ и спасательных служб специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.

Основными видами специального имущества, закупаемого и хранящегося в организациях, являются средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля, средства индивидуальной защиты, спецобработки, медицинской защиты, пожаротушения, инженерные связи и оповещения, а также имущество служб тыла, техника, имущество продовольственной службы, загородного пункта управления гражданской обороны, защитных сооружений, тренажеры и специальные учебно-методические пособия.

Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (Приказ МЧС РФ от 23.12.2005 №999).


Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в том числе прав и гарантий профессиональных спасателейсозданных (Федеральный закон от 22.08.1995г. №151-ФЗ, Ст.20):

— федеральными ОИВ — является расходным обязательством Российской Федерации;

— ОИВ субъекта Российской Федерации — является расходным обязательством субъекта Российской Федерации;

— ОМСУ муниципального образования — является расходным обязательством муниципального образования.

Обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения является):

— осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе содержание спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны — расходным обязательством Российской Федерации;

— регионального уровня — расходным обязательством субъекта Российской Федерации;

— местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования;

— проводимых организациями — за счет средств организаций.

Порядок применения НАСФ.

Применение НАСФ осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных ОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.

Порядок применения НАСФ в военное время определяется Планами ГО и защиты населения республики, районов и организаций. НАСФ применяется в соответствии со своим предназначением, сроками готовности и договорными обязательствами.

Созданные в организациях республики, районах и городах НАСФ для защиты населения и территорий решением Руководителя сводятся в группировку сил ГО. Группировка сил ГО — сведенные в определенную систему и расположенные соответствующим образом силы ГО, предназначенные для ведения АСДНР в очагах поражения.

Группировки сил ГО создаются:

— на объекте — из формирований ГО объекта, а также территориальных формирований ГО города (района) и других сил ГО, выделенных по решению старшего руководителя;

— в категорированном городе (без районного деления) — из группировки сил ГО объектов РФ, сил ГО ближайших 2-3 сельских районов, спасательных воинских формирований МЧС России и Министерства Обороны, выделяемых по планам взаимодействия;

— в некатегорированном городе и районе — на группировки сил ГО объектов экономики, ведомственных формирований ГО, местных НАСФ, спасательных воинских формирований МЧС России и МО РФ, выделяемых по планам взаимодействия;

— в республике — из группировки сил ГО категорированнных городов, населенных пунктов с категорированными объектами.

В состав эшелонов включаются:

— первого — спасательных воинских формирований МЧС России, НАСФ повышенной и постоянной готовности категорированных городов, населенных пунктов с объектами особой важности, выведенные в загородную зону до общих эвакомероприятий, а также близлежащих к категорированным городам сельских районов и некатегорированных городов;

— второго — остальные НАСФ категорированных городов и населенных пунктов с объектами особой важности, некатегорированных городов и сельских районов, не вошедших в первый эшелон.

В первый эшелон может включаться до 50%, второй — до 30%, резерв — до 20% общей численности группировки сил ГО.

В эшелонах предусматривается создание смен. Количество смен должно обеспечивать непрерывное проведение АСДНР и может составлять: в первом эшелоне — 2-3 смены, во втором — 2 смены.

Резерв создается:

— города (района) — за счет территориальных НАСФ города (района), а также взаимодействующих с ним некатегорированных городов и сельских районов;

— республики — за счет спасательных воинских формирований МЧС России, территориальных НАСФ республики, а также местных НАСФ некатегорированных городов и сельских районов, наиболее удаленных от категорированных городов.

Готовность сил ГО к выдвижению в очаги поражения из исходных районов в загородной зоне через 2-3 часа после их занятия.

⇐ Предыдущая123456

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *