Несостоятельность банкротство предприятия

Банкротство (несостоятельность) — признанный арбитражным судом или объявленный должником факт неспособности последнего удовлетворять требования кредиторов в полном объеме или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после констатации арбитражным судом признаков неплатежеспособности должника.

Должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Законом о банкротстве (в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены).

Кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Проведение процедур банкротства в РФ регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» No 127-ФЗ от 26 октября 2002 года, далее Законом о банкротстве.

Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица или по месту жительства гражданина.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Основными задачами проведения процедур банкротства являются:

  • возврат долгов кредиторам;
  • восстановление условий, необходимых для продолжения юридическим лицом его бизнеса.

Процедуры банкротства проводят соответственно:

  • наблюдение — временный управляющий;
  • финансовое оздоровление — административный управляющий;
  • внешнее управление — внешний управляющий;
  • конкурсное производство — конкурсный управляющий;

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение является подготовительной процедурой, а необходимость ее использования связана с тем, что, прежде чем ликвидировать или оздоравливать предприятие, ему надо дать время на осуществление сбора необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния. В отличие от таких процедур банкротства, как финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда, наблюдение является обязательной процедурой.

В принципе, вопрос о начале процедур банкротства юридически может быть решен по-разному. Так, по закону о банкротстве США, в отношении должника сразу открывается либо процедура ликвидации, либо реорганизации (по ходатайству должника или кредитора). Однако затем ликвидационная процедура может быть преобразована в реорганизационную, и наоборот. Во Франции, так же как и в России, существует вспомогательная процедура наблюдения. В Германии все дела сразу начинаются открытием конкурсного производства, а затем уже может быть введен план реструктуризации.

При определении арбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться указания на:

  • признание требований заявителя обоснованными и необходимость введения наблюдения;
  • утверждение временного управляющего;
  • размер вознаграждения временного управляющего и источник его выплаты.

Если при вынесении определения о введении наблюдения невозможно выдвинуть кандидатуру временного управляющего, арбитражный суд выносит определение отложить рассмотрение вопроса об утверждении временного управляющего на срок не более 15 дней.

Определение о введении наблюдения и определение об утверждении временного управляющего подлежат немедленному исполнению и могут быть обжалованы, что не приостанавливает их исполнение.

Таблица 1. Наблюдение как процедура банкротства

Применяется к должнику в целях:
  • обеспечения сохранности имущества должника;
  • составления реестра требований кредиторов;
  • проведения первого собрания кредиторов.
Не применяется
  • к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации;
  • к отсутствующему должнику;
  • к организациям, осуществляющим незаконную деятельность по привлечению денежных средств;
  • к гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями
Срок Законом не установлен, однако наблюдение должно быть завершено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве. Срок рассмотрения дела о банкротстве и срок наблюдения вместе должны составлять не более 7 месяцев (по закону 1998 г. — не более 3 месяцев с продлением не более чем на 2 месяца).
Начало

При подаче заявления конкурсными кредиторами и уполномоченным органом по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику на основании определения арбитражного суда

При подаче заявления самим должником с даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом

Орган управления Руководство предприятия-должника под контролем временного управляющего
Специфика

Предприятие-должник продолжает деятельность под руководством администрации. Невозможны: ликвидация реорганизация должника, создание на его базе других организаций, филиалов, представительств; также невозможны: выпуск ценных бумаг, выход из состава участгиков, выплата дивидентов и т.д.; сделки с имуществом, превышающим 5 % балансовой стоимости активов.

Сделки, связанные с выдачей займов, кредитов, поручительств, гарантий и т.п., возможны только с разрешения временного управляющего, назначаемого арбитражным судом. Арбитражный управляющий занимается формированием реестра требований кредиторов, проведением анализа финансового состояния должника и обеспечением мер по сохранности его имущества.

Окончание процедуры

С момента:

  • признания должника банкротом и открытия конкурсного производства;
  • введения финансового оздоровления;
  • введения внешнего управления;
  • утверждения мирового соглашения.

После вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры наблюдения складывается следующая ситуация:

  • в течение наблюдения требования кредиторов не удовлетворяются в индивидуальном порядке, а лишь выявляются путем их предъявления через собрание или комитет кредиторов. Это предоставляет должнику возможность работать, несмотря на долги, а также возможность оценить целесообразность продолжения своей деятельности либо ее ликвидации;
  • по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. В этом случае кредитор может предъявить свои требования к должнику в рамках дела о банкротстве;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда. При этом подразумевается, что исполнительные документы вступили в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Если же такие исполнительные документы приняты судом после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то их принудительное исполнение приостанавливается и не может осуществляться до завершения рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве;
  • запрещается удовлетворение требований участника должника — юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.

Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, то после введения наблюдения определение арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и прекращения деятельности иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с определенными ограничениями. С введением наблюдения в деле о банкротстве появляется особая фигура — временный управляющий, который утверждается арбитражным судом и действует параллельно с руководством должника.

Органы управления должника с момента введения наблюдения могут совершать исключительно с письменного согласия временного управляющего сделки следующих видов:

  • связанные с распоряжением имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения.
  • связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника. Контроль над этими сделками осуществляет временный управляющий, который дает разрешение на их осуществление.

Кроме того, по решению суда этот перечень может быть расширен, т. е. суд может запретить совершать без согласия временного управляющего любую сделку.

Ограничения на совершение сделок профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур банкротства не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по поручению клиентов, подтвержденные последними после возбуждения производства по делу о банкротстве.

Наряду с этим есть решения, которые не могут принимать ни органы управления должника, ни временный управляющий. К ним относятся решения:

  • о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации организации-должника;
  • о создании юридических лиц или участии в иных юридических лицах;
  • о создании филиалов и представительств;
  • о выплате дивидендов или распределении прибыли между его учредителями (участниками);
  • о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций (уставный капитал может быть увеличен за счет дополнительных вкладов учредителей);
  • о выходе из состава участников должника — юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
  • об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц (по закону о банкротстве 1998 г. такие сделки могли осуществляться с согласия временного управляющего).

С момента введения наблюдения любые ограничения по распоряжению имуществом должника, в том числе аресты имущества должника, могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

Временный управляющий, как и другие арбитражные управляющие, утверждается арбитражным судом.

Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям:

  • контроль за действиями руководства должника;
  • изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности оздоровления или ликвидации должника, а также сбор информации о кредиторах.

Вопрос об отстранении руководителя всегда является одним из самых важных, поскольку некомпетентное или заведомо преступное руководство зачастую является причиной банкротства. С другой стороны, причины кризиса могут быть связаны с внешними факторами, например с кризисом на уровне экономики государства. При этом руководитель организации-должника лучше разбирается в специфике работы предприятия, чем только что пришедший, пусть и
высококвалифицированный, временный управляющий. Поэтому в мировой практике известны три варианта управления должником в случае его банкротства:

  • управление руководством должника (самоуправление);
  • управление специально назначенным управляющим или далее группой управляющих (доверительное управление, арбитражный управляющий, временная администрация);
  • управление руководством под контролем специально назначенного лица.

Выбор системы управления обычно зависит от анализа причин, в результате которых положение должника ухудшилось. Однако закон о банкротстве Российской Федерации не дает возможности оценить эффективность работы руководства должника, поскольку в любом случае во время наблюдения и финансового оздоровления полномочия руководителя ограничиваются, а во время внешнего управления и конкурсного производства руководитель вообще отстраняется, и его место занимает арбитражный управляющий.

Но если руководителем организации-должника не принимаются необходимые меры по обеспечению сохранности имущества должника, чинятся препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей или допускаются иные нарушения требований законодательства Российской Федерации, то арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя возлагается на временного управляющего.

Права и обязанности временного управляющего

В целях защиты интересов-кредиторов и сохранения имущества должника закон о банкротстве наделяет временного управляющего широким кругом прав и обязанностей.

Так, временный управляющий имеет право получать любую, в том числе и конфиденциальную, информацию о деятельности организации- должника, которую ему обязано предоставить руководство, и т.д. (см. табл. 6.2).

По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, в который включаются сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Одной из обязанностей временного управляющего является установление требований кредитора. Это очень важный вопрос, поскольку при этом определяется не только сумма долгов, но и количество голосов, которыми обладает кредитор на собрании.

Для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования в «Российской газете» сообщения о введении наблюдения. Кредиторы могут предъявлять свои требования и после этого срока, но тогда эти требования будут рассматриваться судом после введения процедуры, следующей за наблюдением, и соответственно кредиторы не будут допущены к голосованию на первом собрании кредиторов.

Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему. К требованиям должен быть приложен судебный акт или иные документы, подтверждающие обоснованность этих требований. В этом случае на основании определения арбитражного суда они включаются в реестр требований кредиторов.

При наличии возражений арбитражный суд проверяет обоснованность требований и выносит определение о включении или об отказе включения этих требований в реестр. Это определение возможно обжаловать. При необходимости арбитражный суд может поручить временному управляющему отложить проведение первого собрания кредиторов до завершения рассмотрения требований.

Первое собрание кредиторов

Цель

Определение дальнейшей судьбы должника

Дата

Не позднее 10 дней до даты окончания наблюдения

Принимаемые решения (принимаются большинством голосов из присутствующих на собрании)

1. Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о:

  • введении финансового оздоровления;
  • введении внешнего управления;
  • признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства

2. Другие вопросы, в том числе:

  • образование комитета кредиторов, определение его количественного состава и полномочий, избрание членов комитета кредиторов;
  • определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
  • определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих;
  • выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;
  • решение иных вопросов, предусмотренных законом о банкротстве

Немаловажная роль в осуществлении процедур банкротства отводится законом о банкротстве собранию кредиторов, образуемому в целях защиты интересов всех кредиторов.

Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов: выявленных конкурсных кредиторов (кредиторов, обратившихся в установленный срок и в установленном законом порядке внесенных в реестр требований кредиторов), уполномоченные органы, представителя, работников предприятий-должников и др.

Решения первого собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов. При банкротстве субъектов естественных монополий топливно- энергетического комплекса первое собрание кредиторов принимает решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не менее чем 3/4 голосов от их общего числа (это положение действовало до 1 января 2005 г.).

Первое собрание кредиторов — очень важный для должника этап. Цель его проведения состоит в определении кредиторами дальнейшей судьбы должника. Временный управляющий на собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления платежеспособности. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются обязательными для кредиторов. Кредиторы могут иметь собственный взгляд на возможность или невозможность оздоровления должника, не совпадающий с результатами анализа.

Протокол первого собрания кредиторов представляется временным управляющим в арбитражный суд не позднее чем через 5 дней с даты проведения первого собрания кредиторов.

Последнюю точку в процедуре наблюдения ставит арбитражный суд: он на основании решения первого собрания кредиторов или, руководствуясь законом о банкротстве принимает решение, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение.

С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или введения финансового оздоровления или внешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Процедура банкротства юридического лица напрямую затрагивает как его интересы, так и интересы лиц, имеющих к нему претензии. Законодательство «мотивирует» руководителей к активной самозащите, иначе они априори могут быть признаны виновными в банкротстве компании. Как правильно «провести» банкротство и избежать указанных рисков — рассмотрим в нашем обзоре.

Основания для банкротства юридического лица

Процедура банкротства регулируется гражданским и арбитражным законодательством. Понятие этого института закреплено в статье 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) в редакции от 18 июня 2017 года. Исходя из определения, банкротство можно рассматривать как:

  • состояние юридического или физического лица;
  • систему взаимосогласованных процедур;
  • цель или конечный результат осуществляемых мероприятий.

Юридическое лицо признается банкротом исключительно по решению арбитражного суда. Фактическим основанием этого решения является подтвержденное в установленном порядке длительное отсутствие возможности погасить задолженность перед кредиторами по взятым на себя обязательствам.

Закон определяет временной и финансовый признаки банкротства юридического лица. Для признания несостоятельности компании она должна не исполнять обязательства свыше трех месяцев. При этом минимальный совокупный размер долга должен составлять 300 тысяч рублей.

Всех участников процедуры банкротства можно разделить на группы в зависимости от наличия заинтересованности в ее результатах:

  • лица, имеющие личный интерес;
  • лица, представляющие государственный интерес;
  • лица, содействующие правосудию.

К первой группе относятся должник и кредитор. Кроме них, личные интересы в процедуре банкротства отстаивают представители собственников имущества юридического лица, работники компании, контролирующее должника лицо.

Вторую группу участников составляют Федеральная налоговая служба Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления. В третью группу, кроме стандартных участников судебного процесса, входит арбитражный управляющий. Согласно Закону о банкротстве это гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих, предъявляющей к нему квалификационные требования.

Рассматривая процедуру банкротства, можно выделить как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на интересы ее участников. Среди плюсов для кредиторов — повышение вероятности взыскания задолженности по сравнению с процедурой исполнительного производства. Получить деньги становится возможным даже с юридического лица, у которого согласно текущим отчетам отсутствует имущество. Это достигается с помощью следующих инструментов:

  • привлечения руководителя и учредителей к субсидиарной ответственности;
  • инициации уголовного судопроизводства по преднамеренному банкротству;
  • оспаривания сделок должника.

Негативом банкротства для кредитора при этом является тот факт, что на средства должника претендуют и другие субъекты, о которых ранее могло быть неизвестно.

С точки зрения должника, банкротство — это эффективный правовой инструмент ликвидации задолженности. С его помощью компания может избавиться от непосильного бремени кредитов, процентов, невыполненных обязательств и пеней за их просрочку. Процедура банкротства, в отличие от ликвидации предприятия путем реорганизации или слияния, является прозрачной. Среди минусов для юридического лица следуют отметить потребность в финансовых и временных затратах.

Цифры и факты
Число российских компаний, признанных банкротами, в 2018 году сократилось на 3,1% по сравнению с 2017 годом — до 13 117, как следует из данных Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Около 60% банкротств в экономике, как в 2017 г., так и в 2018 г., пришлось на три отрасли: торговлю, строительство и операции с недвижимостью. Во всех этих отраслях число банкротств снизилось за год: в торговле — на 3,4% (до 3701 компаний), в строительстве — на 3,5% (до 2670), в сфере операций с недвижимостью — на 4,1% (до 1405 компаний).

Как начать процедуру банкротства юридического лица

Инициировать процедуру банкротства могут как физические, так и юридические лица. Согласно Закону о банкротстве это сам должник, ФНС, органы исполнительной власти и местного самоуправления, конкурсный кредитор, а также работники компании. Все указанные лица, за исключением должника, перед обращением в арбитражный суд обязаны предварительно дождаться вступления в силу решения суда о взыскании с него денежных средств.

Для должника инициация банкротства — это и право, и обязанность. Последняя возникает через месяц после появления обстоятельств, описанных в статье 9 Закона о банкротстве. Право же на подачу заявления в арбитражный суд имеет место при предвидении несостоятельности. Рассмотрим требования к процедуре подачи заявления при инициировании банкротства самим должником.

Согласно закону этот документ оформляется в письменной форме. В нем необходимо отразить следующие сведения:

  • наименование суда;
  • суммы всех имеющихся задолженностей;
  • обоснование отсутствия возможности погасить имеющиеся долги;
  • описание имущества и имеющихся денежных средств;
  • регистрационные данные и номера счетов в банках;
  • сведения о саморегулируемой организации для утверждения временного управляющего.

К заявлению прилагаются документы, обосновывающие указанную информацию, а также те, которые, по мнению юридического лица, необходимы для принятия обоснованного судебного решения. Более подробно об этом говорится в ст. 38 Закона о банкротстве, а также в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации. За 15 дней до подачи заявления должник обязан разместить информацию о своем намерении в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Порядок их опубликования регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Этапы банкротства юридического лица

Судебное дело о банкротстве — это цепь последовательных этапов на пути к достижению цели — удовлетворению обоснованных требований к должнику. Законом предусмотрены наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Наблюдение — первый обязательный этап в процедуре. Его целью является анализ и сохранение активов должника, определение общей суммы долговых обязательств и выявление возможности вернуть платежеспособность. Основными признаками наблюдения являются следующие:

  • ограничение полномочий руководителя компании;
  • приостановление исполнительных производств, снятие арестов и иных ограничений;
  • запрет на выплаты долей, дивидендов, процентов, зачет встречных требований, изъятие имущества владельцем;
  • прекращение начисления штрафов, пеней.

Наблюдение завершается вынесением арбитражным судом решения о переходе к одной из следующих стадий банкротства или прекращении этой процедуры. Наблюдение может перерасти в любую из существующих стадий, пропустив остальные.

Финансовое оздоровление — это необязательная процедура, направленная на погашение задолженностей юридического лица в установленный период и в соответствии с согласованным графиком и на восстановление финансовой стабильности по заранее составленному плану действий. На этом этапе сохраняются все запреты и ограничения, предусмотренные наблюдением, а также еще больше сужаются полномочия руководителя.

Этап завершается принятием решения о переходе к стадии внешнего управления или конкурсного производства. В случае, когда по результатам санации требования кредиторов удовлетворены, суд прекращает производство по делу.

Внешнее управление — один из приемлемых (необязательных) этапов процедуры банкротства, обусловленный объективной возможностью вернуть юридическому лицу платежеспособность.

В отличие от всех предыдущих этапов, этот предусматривает устранение бывших руководителей компании от осуществления управленческих функций и приостановление погашения задолженностей. Компания фактически переходит «в руки» внешнего управляющего, который может считать для нее необходимым:

  • смену вида деятельности;
  • прекращение работы одного или нескольких направлений;
  • реализацию собственности;
  • иные изменения.

Внешнее управление завершается прекращением производства при удовлетворении требований кредиторов или переходом к этапу конкурсного производства.

На этапе конкурсного производства арбитражный суд подтверждает несостоятельность должника. Для покрытия долгов и убытков юридическое лицо подлежит реализации. Эти меры возлагаются на конкурсного управляющего и осуществляются в процессе торгов. По завершению этого этапа юридическое лицо ликвидируется.

На заметку
Анализ торгов по банкротству и активности ЭТП (электронных торговых площадок) по результатам 2018 года показывает, что в предыдущем году число выставленных на ЭТП лотов увеличилось на 39% по сравнению с 2017 годом и достигло 350 тысяч.

Мировое соглашение — это альтернативная иным этапам, бесконфликтная процедура банкротства. Она представляет собой заключение письменного мирового договора между сторонами конфликта.

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом свидетельствует о прекращении процедуры банкротства. В случае нарушения взятых сторонами обязательств или расторжения договора процедура банкротства развивается в обычном порядке.

В каких случаях возможна упрощенная процедура банкротства

Упрощенная процедура банкротства — это альтернативная программа ликвидации юридического лица в сокращенный срок. Законодатель допускает эту схему для отсутствующего и ликвидируемого должника. В первом случае процедура реализуется при совокупности следующих условий:

  • компания фактически не осуществляет свою деятельность;
  • руководитель организации находится в неустановленном месте;
  • у юридического лица существует задолженность.

Во втором случае для инициации упрощенной процедуры необходимо наличие решения о ликвидации компании и присутствие у нее долгов, которые невозможно покрыть имеющимся имуществом.

Суть упрощенной процедуры состоит в том, что после рассмотрения заявления о ее начале суд назначает конкурсное производство, пропуская остальные этапы. Безусловно, это экономит время должника и кредиторов, а также существенно сокращает финансовые затраты на организацию и проведение процедуры банкротства.

Варианты организации процедуры

Наличие долгов у юридического лица требует либо их погашения в установленном законом порядке, либо передачи правопреемнику. Во втором случае возможна продажа компании. Эта процедура регулируется гражданским законодательством и предполагает:

  • поиск нового владельца;
  • подготовку уставной и финансовой документации, сдачу отчетности;
  • регистрацию договора купли-продажи;
  • внесение изменений в государственный реестр и предоставление данных о смене руководителя в контролирующий орган.

Вместе с тем продавцу необходимо учитывать, что законодательством о банкротстве в некоторых случаях предусмотрена обязанность объявить себя банкротом. Кроме этого, передача долгов иному лицу не ограждает бывшего руководителя от субсидиарной, административной и уголовной ответственности за незаконные действия.

Это интересно!
В августе 2018 года был обновлен рекорд по сумме субсидиарной ответственности в рамках отдельно взятого дела о банкротстве. В деле ООО «БТК» определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворено заявление Агентства по страхованию вкладов (АСВ), конкурсного управляющего «БАНК ГОРОД». Привлечены к субсидиарной ответственности четыре гражданина на сумму 13 787,6 млн рублей. Суд не прислушался к уверениям ответчиков, что они лишь номиналы, а реально контролирующим является другое лицо, поскольку не было представлено соответствующих доказательств.

Для реализации процедуры банкротства юридическое лицо не обязано привлекать посредника. Закон определяет, что должник сам имеет право обратиться в арбитражный суд. Руководствуясь этим утверждением, многие руководители берутся за процедуру банкротства силами компании. Такой подход исключает дополнительные затраты на поиск представителя и оплату его услуг. Вместе с этим, учитывая сроки такой процедуры, а также многочисленные процессы, специалисты компании на длительный период времени фактически полностью отстраняются от выполнения своих непосредственных обязанностей. Кроме этого, закон в любом случае обязывает привлекать для этой процедуры арбитражного управляющего, так что исключительно собственными силами все равно не обойтись.

Привлечение профессионалов — один из вариантов организации управляемого банкротства. Он предполагает заключение договора с юридической компанией на предоставление услуг. Преимущества этого способа организации следующие:

  • комплексный подход (команда профессиональных помощников по банкротству обеспечивает комплексную работу юристов, финансистов и оценщиков по проблемам клиента);
  • возможность привлечь специалистов на любом этапе;
  • юридически грамотный подход к защите интересов должника;
  • получение актуальных рекомендации по минимизации финансовых и имущественных потерь.

Каждый из описанных вариантов организации процедуры банкротства имеет свои недостатки и преимущества. Принимая решение, руководителю целесообразно учитывать условия, последствия и степень личной ответственности при каждом из вариантов осуществления банкротства (ликвидации) компании.

Как выбрать юридическую фирму для проведения процедуры банкротства?

На сегодняшний день накопилось достаточно много свидетельств того, что процедура банкротства юридического лица при правильной организации может быть выгодна. Она законна и управляема. Основное условие для получения ее положительного эффекта — своевременное привлечение профессионалов. Но какие моменты поможет сгладить обращение в юридическую фирму по сопровождению банкротства? Об этом нам рассказал Денис Ладыгин, руководитель практики структурирования бизнеса, эксперт крупной консалтинговой компании КСК групп:

«Сегодня профессиональный консалтинг по сопровождению банкротства является успешным инструментом урегулирования финансовых задолженностей. Взвешенные решения опытной команды способны отразить негативные последствия и устранить риск возможной субсидиарной ответственности. Более того, при грамотном подходе к проведению банкротства собственники компании не лишаются репутации и перспектив возвращения в бизнес.

КСК групп лояльно работает как с должниками, так и с кредиторами в рамках одного дела, действуя строго в пределах правового поля. Нашими клиентами могут выступать обе стороны конфликта. Должнику мы способны обеспечить гарантии защиты от негативных последствий при ликвидации компании. Кредитору при участии КСК групп удается получить стопроцентную выплату заявленных претензий либо моральное удовлетворение, полагающееся по закону. И в том, и в другом случае экспертами нашей компании определяется наиболее выгодная стратегия.

При работе с должником в ней отражаются предстоящие риски и способы их минимизации, резюмируется предварительный объем затрат и просчитываются варианты снятия ответственности с клиента законными методами. Для этого мы:

  • представляем интересы клиента на заседаниях суда и собраниях кредиторов, осуществляя опротестование судебных актов и коррекцию решений собраний;
  • занимаемся составлением реального и интересного клиенту реестра кредиторов;
  • обеспечиваем контроль за открытыми торгами, реализующими имущество банкрота, и многое другое.

По согласованию с клиентом экспертами КСК групп подбирается максимально лояльный арбитражный управляющий. Итогом усилий наших специалистов является ликвидация компании-должника без наступления неблагоприятных последствий для собственника бизнеса либо лиц, контролирующих его.

Для компании-кредитора договор с КСК групп — это планомерная защита интересов клиента на всех этапах банкротства должника. Сюда входит:

  • сбор сведений о должнике из официальных источников (в целях исключения случаев банкротства предприятия без каких-либо активов);
  • изыскание дебиторской задолженности и получение ее от имени клиента и в его интересах;
  • грамотная инвентаризация имущества должника;
  • возврат ранее реализованного имущества предприятия в конкурсную массу (анализ и оспаривание сделок в данных целях);
  • сопровождение реализации конкурсной массы с открытых торгов.

С КСК групп можно заключить договор как на предварительном этапе, когда у собственника появляется обоснованное предвидение несостоятельности, так и уже в процессе банкротства — для компетентного решения возникающих вопросов. На каждом из этапов команда наших профессионалов, свободно ориентирующихся в законодательных, бухгалтерских и налоговых перипетиях, сможет предложить цивилизованный выход из проблемной ситуации».

P. S. Более детальную информацию о реализованных проектах можно получить на сайте КСК групп. Здесь же можно оставить заявку на бесплатную первичную консультацию. Менеджеры компании разъяснят все интересующие моменты и сориентируют по срокам. Стоимость проведения обязательных в деле о банкротстве мероприятий, в частности, расходы на привлечение оценщика или организатора торгов, обсуждается с клиентом отдельно.

В. Ю. ЖДАНОВ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В. Е. РЫГИН ПОНЯТИЙ «НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ» И «БАНКРОТСТВО» ПРЕДПРИЯТИЯ

Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, типы банкротства

Key words: insolvency, bankruptcy, bankruptcy types

В статье анализируются различные точки зрения на понятия «несостоятельность» и «банкротство», дается определение этих категорий.

В Арбитражный суд Республики Мордовия в 2012 г. поступило на 82 % заявлений о признании должников банкротами больше, чем в 2011 г. (186 против 102). Из них 101 заявление (54 %) поступило от кредиторов, должниками подано 50 заявлений (27 %), уполномоченными органами — 35 (19 %). Было принято к производству 166 заявлений о признании должников банкротами (в 2011 г. — 91, рост составил 82 %), возвращено 14 заявлений. Завершено производство по 140 делам о банкротстве (в 2011 г. — 137 дел), в том числе с завершением конкурсного производства — 92 дела (65,7 %), с прекращением производства — 44 дела (31,4 %)1. От общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства республики количество принятых к производству заявлений о несостоятельности составляет 2,3 %2. Однако для более глубокого понимания положения дел в хозяйстве республики анализ приведенных фактов должен проводиться при четком определении категорий «несостоятельность» и «банкротство».

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127 введено определение «банкротство». Это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить

ЖДАНОВ Василий Юрьевич, индивидуальный предприниматель, кандидат экономических наук.

РЫГИН Вячеслав Евгеньевич, аспирант кафедры финансового менеджмента Московского государственного технологического университета «Станкин».

обязанности по уплате обязательных платежей3. В отечественной науке нет пока понятийного аппарата в отношении термина «банкротство». Одни экономисты придерживаются законодательного определения банкротства и отождествляют его с понятием несостоятельности, другие же дают иное толкование термина.

Так, ряд авторов выступает против отождествления понятий «несостоятельность» и «банкротство». М. В. Телюкина связывает несостоятельность не с банкротством, а с определенным финансовым состоянием должника4. М. Кулагин отмечает, что в строго юридическом значении банкротство является необязательным и лишь одним из возможных последствий несостоятельности5. В то же время А. С. Макаров и Е. А. Мизиковский объединяют эти понятия и определяют несостоятельность (банкротство) строго в соответствии с фдеральным законом6. Б. Клоб под несостоятельностью понимает признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, повлекшую применение к должнику процедуры внешнего управления для восстановления его платежеспособности. Банкротством ученый считает признанную арбитражным судом либо объявленную должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, повлекшую применение к должнику процедуры конкурсного производства для соразмерного удовлетворения требований кредиторов в пределах имеющихся активов должника7.

По мнению Е. Н. Макаровой, под несостоятельностью следует понимать комплекс правоотношений, возникающих в связи с недостаточностью имущества должника (или невыполнением денежных обязательств) с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом к рассмотрению и до принятия соответствующего решения или об отказе в этом. Банкротство же начинается с введения конкурсного производства8. Ле Хао полагает, что несостоятельность — это неплатежеспособность, т. е. ситуация, когда должник может своевременно и надлежащим образом исполнять свои обязательства; банкрот — это должник, в отношении которого принято решение о ликвидации9.

Анализ различных подходов к определению понятий «несостоятельность» и «банкротство» позволяет прийти к заключению о существовании последовательности и взаимной связи между ними. Некоторые авторы указывают на постепенное возникновение банкротства10. По их мнению, банкротство появляется в период финансового здоровья, если последнее не подкреплено постоянной аналитической работой, направленной на выявление и нейтрализацию негативных тенденций. Ими выделяются три основные стадии банкротства: скрытая стадия неплатежеспособности, стадия финансовой неустойчивости и явное банкротство. Мы согласны с такой точкой зрения, так как она подразумевает разделение несостоятельности и банкротства. На стадии финансовой неустойчивости предприятие становится несостоятельным, а на стадии явного банкротства признается банкротом. Таким образом, можно сформулировать логическую цепочку взаимосвязи и появления этих понятий: все начинается с факта неплатежеспособности, если предприятие от этого не избавляется, то оно становится несостоятельным. Если в дальнейшем оно не изменит свой тренд, то будет банкротом.

Трудно поддержать точку зрения, определяющую несостоятельность как элемент юридических процедур. Мы придерживаемся мнения о необходимости разграничения этих понятий и считаем, что несостоятельность определяется через результат деятельности предприятия, а банкротство — через решение арбитражного суда. Поэтому мы предлагаем несостоятельность предприятия определять через его определенные финансовые свойства, а банкротство — через наличие правовых свойств.

Таким образом, под несостоятельностью предприятия можно понимать этап развития финансового кризиса на предприятии, сопровождающийся разбалансировкой финансовых потоков, полной потерей ликвидности и финансовой устойчивости. Под банкротством предприятия следует иметь в виду признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.

Следующим важным отличием несостоятельности от банкротства является то, что несостоятельность — это фактическая характеристика предприятия, а банкротство —

определенная арбитражным судом характеристика предприятия. Понятие банкротства шире, чем несостоятельность, так как банкротство играет роль необходимого регулятора рыночной экономики. Мы разделяем точку зрения А. А. Попова и М. А. Яхъяева, согласно которой банкротство — это социально-экономическое явление, имеющее место в отборе хозяйствующих субъектов, которые по своим экономическим показателям не соответствуют требованиям рынка11.

Таким образом, можно сформулировать определения понятий «банкротство» и «несостоятельность». Банкротство — экономико-правовая категория, являющаяся завершающимся этапом в развитии финансового кризиса на предприятии, в основе которого лежит определенный арбитражным судом процесс установления более эффективного управления деятельностью предприятия. Несостоятельность — экономическая категория, являющаяся критической точкой (точкой бифуркации) развития финансового кризиса на предприятии, предполагающая либо выход предприятия из кризиса, либо начало процедуры банкротства, в основе которой лежит процесс нарушения одного из компонентов финансовой состоятельности предприятия.

Кроме того, предлагается разграничить два понятия через время возможного появления на предприятии, а также выделить различные типы банкротства. Для этого можно использовать приведенные в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» сроки процедур, применяемых по отношению к должнику. Например, 3 мес. — срок, по истечении которого в отношении предприятия, не исполняющего свои обязательства, может быть возбуждено дело о банкротстве; 7 мес. — длительность процедуры наблюдения; 2 года — период реабилитации и реорганизации предприятия; 3—25 лет — продолжительность срока мирового соглашения.

Это позволяет определить временные точки появления той или иной качественной характеристики предприятия: а) интервал до 3 мес. или более (до подачи кредиторами заявления в суд) (предприятие, не исполняющее свои обязательства, является несостоятельным); б) интервал процедуры наблюдения продолжительностью 7 мес. от времени подачи кредиторами заявления (если предприятие не исполняет свои обязательства перед кредиторами в течение этого промежутка времени, то оно находится в прогрессирующем

банкротстве); в) интервал процедуры реабилитации продолжительностью 2 года от окончания процедуры наблюдения (на этом интервале, если предприятие не может рассчитаться с долгами, оно становится устойчивым банкротом); г) интервал от 3 до 25 лет процедуры мирового соглашения от окончания процедуры реабилитации (после устойчивого банкротства на стадии мирового соглашения предприятие приобретает черты хронического банкрота). Если никакие юридические процедуры не помогли, предприятие переходит в состояние абсолютного банкротства, которое означает, что предприятие не способно восстановить платежеспособность за отведенные сроки и необходимо проведение конкурсного производства.

Таким образом, если предприятие способно исполнить свои обязательства до возбуждения дела о банкротстве, то в этом случае оно является несостоятельным. После того как кредиторы подали заявление в суд и началась процедура наблюдения, предприятие переходит в состояние банкротства. Кроме того, следует отметить, что при разделении этих понятий количество предприятий, находящихся в положении несостоятельности, значительно увеличивается.

ПРИМЕЧАНИЯ

3 См.: Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. М.: Омега-Л, 2013. 256 с.

4 См.: Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». М.: Юрайт-Издат, 2004. 615 с.

6 См.: Макаров А.С., Мизиковский Е.А. Оценка структуры баланса и несостоятельности предприятия // Бухгалт. учет. 1996. № 3. С. 19—21.

7 См.: Клоб Б. Состав преступления и понятие банкротства // Законность. 1998. № 1. С. 48—49.

8 См.: Макарова Е.Н. Анализ понятий «несостоятельность» и «банкротство» // Экон. анализ: теория и практика. 2008. № 2. С. 55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 См.: Попов А.А., Яхъяев М.А. Агропромышленный комплекс России: проблемы и решения. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2003. 409 с.

Поступила 29.09.2013.

3 Sm.: Federal’nyj zakon «O nesostojatel’nosti (bankrotstve)» ot 26 oktjabrja 2002 g. № 127-FZ. M.: Omega-L, 2013. 256 s.

4 Sm.: Teljukina M.V. Kommentarij k Federal’nomu zakonu «O nesostojatel’nosti (bankrotstve)». M.: Jurajt-Izdat, 2004. 615 s.

7 Sm.: Klob B. Sostav prestuplenija i ponjatie bankrotstva // Zakonnost’. 1998. № 1. S. 48—49.

8 Sm.: Makarova E.N. Analiz ponjatij «nesostojatel’nost'» i «bankrotstvo» // Jekon. analiz: teorija i praktika. 2008. № 2. S. 55.

11 Sm.: Popov A.A., Jahjaev M.A. Agropromyshlennyj kompleks Rossii: problemy i reshenija. M.: ZAO «Izd-vo «Jekonomika»», 2003. 409 s.

V. Yu. Zhdanov, V. E. Rygin. Insolvency and Bankruptcy at an Enterprise: the Problem of Correlation

В. IO. KgaHOB, B. E. PMPMH

Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые ТК РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ относят к рабочему времени. Также ст. 91 ТК РФ устанавливает нормальную продолжительность рабочего времени – не более 40 часов в неделю. Однако зачастую у работодателя возникает потребность в привлечении работника к работе за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени.

Работодатель имеет право в порядке, установленном ТК РФ, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором в двух случаях:

• для сверхурочной работы (ст. 99 ТК РФ);

• если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ).

Сверхурочная работа

Сверхурочная работа – это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (ч. 1 ст. 99 ТК РФ). Исходя из данного определения, сверхурочные работы возможны исключительно по инициативе работодателя (Письмо Минтруда РФ от 04.09.2018 № 14-1/ООГ-7353).

Основанием для привлечения к сверхурочной работе является приказ работодателя. В приказе рекомендуется указать причину привлечения работника к сверхурочной работе, дату начала работы, фамилию, имя, отчество работника, его должность и реквизиты документа, в котором работник выразил согласие на привлечение к такой работе (за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 99 ТК РФ).

По мнению Роструда, согласие на сверхурочную работу должно быть в письменном виде. Работодатель может оформить согласие работника отдельным документом, собрать подписи на общем листе или попросить работника сделать отметку на приказе о привлечении к сверхурочной работе. Важно, чтобы согласие было оформлено до начала выполнения работ (доклад Роструда за IV квартал 2019 г.).

Если соответствующий приказ не издавался, но установлено, что устное распоряжение кого-либо из руководителей имелось, работу также следует считать сверхурочной. В случае если работник по своей инициативе остается после работы, то такая работа, выполняемая по инициативе самого работника, сверхурочной не признается (Письмо Минтруда РФ от 05.03.2018 № 14-2/В-149).

Также из вышесказанного определения можно сделать вывод, что при суммированном учете рабочего времени подсчет сверхурочных часов производится по окончании учетного периода. Исходя из ст. 104 ТК РФ, в случае когда установлен суммированный учет рабочего времени, работодателю необходимо определить в правилах внутреннего трудового распорядка учетный период (месяц, квартал или другой период до года). Норма рабочего времени за учетный период должна равняться норме, установленной для соответствующей категории работников, но не превышать 40 ч. в неделю.

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 ч. в течение 2 дней подряд и 120 ч. в год. В соответствии с ч. 7 ст. 99 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, отработанного сверхурочно (в табеле учета рабочего времени по форме № Т-12 или № Т-13, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»).

Напомним, что с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов. На это обращено внимание в Информации Минфина РФ № ПЗ-10/2012. Учитывая изложенное, чтобы исключить какие-либо нарекания со стороны контролирующих органов, рекомендуем применять унифицированные формы, разработанные Госкомстатом, закрепляя их использование приказом по учетной политике.

В случае нарушения порядка привлечения работника к сверхурочной работе работодатель несет ответственность согласно ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Для недопущения чрезмерного превышения нормальной продолжительности рабочего времени в ст. 99 ТК РФ закреплен порядок привлечения к сверхурочной работе, определена предельная продолжительность сверхурочной работы для каждого работника, установлен круг лиц, привлечение которых к сверхурочной работе запрещено.

Работника можно привлечь к сверхурочной работе с его письменного согласия в следующих случаях (ст. 99 ТК РФ):

• необходимость закончить начатую работу, которая не могла быть закончена в течение рабочего времени работника в связи с непредвиденной задержкой по техническим условиям производства;

• необходимость закончить начатую работу, которая не могла быть закончена в течение рабочего времени работника, если незавершение работы может повлечь порчу или гибель имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;

• необходимость закончить начатую работу, которая не могла быть закончена в течение рабочего времени работника, если незавершение работы может создать угрозу жизни и здоровью людей;

• при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников; для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва.

Работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником. Работа в течение двух смен подряд запрещена (ст. 103 ТК РФ).

Однако даже добровольное согласие работника не позволит работодателю привлечь его к работе сверхурочно, если работник относится к кругу лиц, для которых сверхурочная работа безусловно запрещена. Так, не допускается привлечение к сверхурочной работе следующих категорий работников:

• беременных женщин (ч. 5 ст. 99 ТК РФ);

• лиц в возрасте до 18 лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, Перечень профессий и должностей которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 252) (ст. 268 ТК РФ);

• работников в период действия ученического договора (ч. 3 ст. 203 ТК РФ);

• иных работников (например, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени).

При привлечении к сверхурочной работе определенных категорий работников работодатель должен (ч. 5 ст. 99 ТК РФ):

• получить письменное согласие работника;

• убедиться в отсутствии медицинских противопоказаний;

• ознакомить работников под роспись с правом отказаться от выполнения сверхурочной работы.

К таким работникам относятся (ч. 5 ст. 99, ст. 259, 264 ТК РФ):

• инвалиды;

• женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;

• матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до 5 лет;

• работники, имеющие детей-инвалидов;

• работники, осуществляющие уход за больными членами семей в соответствии с медицинским заключением;

• опекуны (попечители) несовершеннолетних.

Особенности, условия, порядок привлечения к сверхурочной работе спортсменов и тренеров, в том числе лиц, не достигших 18 лет, могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

В части 3 ст. 99 ТК РФ выделено три случая, при которых работодатель вправе привлечь работника к выполнению сверхурочных работ без его согласия:

• при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

• при выполнении общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи;

• при осуществлении работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Для привлечения к работе по указанным основаниям учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и согласия работников не требуется, поскольку данные обстоятельства являются чрезвычайными, а не нормой.

В других случаях привлечение к сверхурочной работе возможно исключительно при наличии письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

За исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 99 ТК РФ, согласие работника на привлечение к сверхурочной работе должно быть получено в письменном виде. Работник может выразить согласие или отказ от такой работы, например, в уведомлении о привлечении работника к сверхурочной работе, которое составляется работодателем.

В соответствии со ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается в повышенном размере либо (по желанию работника) ему предоставляется дополнительное время отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

При этом первые 2 часа сверхурочной работы оплачиваются не менее чем в полуторном размере, последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты сверхурочной работы могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

По мнению Верховного суда РФ, при оплате сверхурочной работы нет оснований учитывать другие, кроме оклада, дневной или часовой ставки, выплаты в пользу работника (Решение от 21.06.2007 № ГКПИ07-516).

Работа на условиях ненормированного рабочего дня

Как следует из ст. 101 ТК РФ, ненормированный рабочий день – это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Привлекать к работе работника, которому установлен ненормированный рабочий день, можно как до начала рабочего дня, так и после его окончания. При этом получать согласие работника на привлечение его к работе в данном режиме не требуется (Письмо Минтруда РФ от 29.10.2018 № 14-2/ООГ-8616).

При таком режиме работник обязан приходить на работу к началу рабочего дня, как и остальные, а уходить с работы не раньше окончания рабочего дня. Следует помнить, что введение ненормированного рабочего дня для работников не означает, что на них не распространяются правила, определяющие время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и так далее. Эти работники на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха и праздничные дни (Письмо Минтруда РФ от 29.10.2018 № 14-2/ООГ-8616).

Привлечение к работе сотрудников, которым установлен ненормированный график в их выходные и нерабочие праздничные дни, должно осуществляться с применением положений ст. 113 и 153 ТК РФ.

Также следует учитывать, что привлечение сотрудников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени не должно носить систематического характера. Это должно происходить время от времени и только в определенных случаях (см. Письмо Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1).

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников. С соответствующим документом необходимо ознакомить работников под роспись.

Примером оформления внесения сведений об установлении ненормированного рабочего дня и компенсаций за работу в таком режиме в локальный нормативный акт может служить:

Приказ ФСС РФ от 22.06.2009 № 146 «О продолжительности ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работников Фонда социального страхования Российской Федерации и его исполнительных органов»;

Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 01.11.2007 № 274п «Об утверждении Перечня должностей работников системы ПФР с ненормированным рабочим днем и установлении продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам системы ПФР».

Следует помнить, что к категории работников с ненормированным рабочим днем нельзя отнести лиц, которым в соответствии со ст. 94 ТК РФ установлена предельная норма ежедневной работы (смены). К таким работникам относятся, в частности:

• работники в возрасте от 14 до 18 лет;

• инвалиды;

• работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Также в режиме ненормированного рабочего дня не могут работать те лица, которым на основании ст. 92 ТК РФ установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. К таким работникам относятся, в частности:

• работники в возрасте до 18 лет;

• работники, являющиеся инвалидами I или II группы;

• работники, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда.

Вместе с тем работникам, работающим на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться, но только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя с полным рабочим днем (сменой). На это указывает ч. 2 ст. 101 ТК РФ. Иначе говоря, привлекать сотрудников с неполным рабочим днем к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени работодателям запрещено. Это возможно лишь при сокращенной рабочей неделе, но в условиях полного рабочего дня.

Установление определенным категориям работников ненормированного рабочего дня, помимо коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта работодателя, регулируется также иными нормами.

Например, водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геолого-разведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день (п. 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15).

Утвержденного перечня должностей недостаточно. При заключении трудового договора в соответствии со ст. 57 ТК РФ условие о ненормированном рабочем дне обязательно должно быть в него включено, поскольку режим труда и отдыха при ненормированном рабочем дне отличается от общих правил, установленных в организации.

Например, в трудовой договор включается следующая формулировка: «Работник исполняет трудовые обязанности в условиях ненормированного рабочего дня».

В этом случае в дальнейшем не потребуется получения согласия работника. Если в трудовом договоре такое условие не предусмотрено, то, чтобы установить работнику ненормированный рабочий день, в договор нужно будет внести соответствующие изменения, поскольку введение нового режима работы является изменением существенных условий труда. О введении указанных изменений работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее чем за 2 месяца до их введения (ч. 2 ст. 74 ТК РФ).

Таким образом, для привлечения работника к работе в режиме ненормированного рабочего дня необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

• должность, на которую принимается работник, должна быть закреплена в перечне должностей работников с ненормированным рабочим днем, утвержденном локальными нормативными актами организации;

• в трудовом договоре должно быть прописано условие об установлении работнику ненормированного рабочего дня;

• в условиях ненормированного рабочего дня работник должен выполнять не дополнительную работу, а свои трудовые функции.

При возникновении необходимости работодатель должен распорядиться (письменно или устно) о привлечении работника к выполнению работы сверх установленной продолжительности.

Если работнику установлен ненормированный рабочий день, то работа сверх установленной продолжительности рабочего времени в табеле учета рабочего времени не отражается.

Но, поскольку ч. 4 ст. 91 ТК РФ устанавливает, что работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником, работодатель может составить (в том числе на основании формы № Т-12 (или № Т-13), утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты») документ для фиксации времени привлечения работника с ненормированным рабочим днем к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени.

Пунктом 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета. Формы первичных учетных документов для организаций госсектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Несмотря на то что организациям предоставлено право использовать самостоятельно разработанные формы документов, многие продолжают использовать именно унифицированные формы, закрепляя их использование в своих приказах по учетной политике.

Работа в условиях ненормированного рабочего дня компенсируется предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее 3 календарных дней (ст. 119 ТК РФ).

Если эти дни отдыха не были использованы, то по письменному заявлению работника возможна выплата денежной компенсации (ст. 126 ТК РФ, Письмо УФНС РФ по г. Москве от 18.01.2007 № 21-11/003925@).

Исключение составляют беременные женщины и работники в возрасте до 18 лет, которым замена в том числе ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков запрещена (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также случаев, установленных ТК РФ) (Письмо Минтруда РФ от 27.06.2017 № 14-2/ООГ-5299).

Банкротство

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ, банкротство (несостоятельность) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Банкротство — это единственная законная процедура по ликвидации юридических лиц и ИП с долгами, а также по списанию безнадежной задолженности физического лица.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом. Должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, банкротом не могут быть признаны: казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации.

Банкротство юридических лиц:

Признаки банкротства юридических лиц: Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к юридическому лицу превышают 300 000 рублей.

Для отдельных категорий должников — юридических лиц законом установлены иные признаки, например, при признании банкротом отсутствующего должника или при банкротстве стратегической организации или естественной монополии.

Основания для возбуждения дела о банкротстве: Основанием для возбуждения дела о банкротстве является заявление о признании должника банкротом, поданное в арбитражный суд с соблюдением всех норм, предусмотренных Законом о банкротстве и Арбитражным процессуальным кодексом РФ, при наличии соответствующих оснований. Такое заявление может быть подано:

  1. Конкурсным кредитором — при условии наличия вступившего в силу решения суда. При этом для подачи заявления о банкротстве должника кредитной организацией (банком) не требуется судебный акт;
  2. Уполномоченным органом — ФНС РФ;
  3. Должником — с заявлением в суд обращается руководитель должника. Участники должника, в т.ч. и бывшие, с таким заявлением в арбитражный суд обращаться не могут. Руководитель должника обязан обратиться с заявлением, если: удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами; обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника; должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества. Ликвидатор обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

Для принятия арбитражным судом заявления ФНС РФ о банкротстве отсутствующего должника необходимо наличие одного из следующих оснований:
— если гражданин-должник или руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным;
— если в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника;
— при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
При этом суды, как правило, отказывают в возбуждении дела о банкротстве, в случае если налоговый орган не может подтвердить наличие у отсутствующего должника имущества для покрытия судебных расходов.

После принятия заявления о банкротстве арбитражным судом назначается судебное заседание по рассмотрению его обоснованности. В случае признания заявления обоснованным вводится процедура наблюдения. В случае банкротства ликвидируемого должника сразу вводится процедура конкурсного производства. Также в ходе дела о банкротстве могут применяться следующие процедуры банкротства: внешнее управление и мировое соглашение. Наиболее часто банкротство проходит по схеме: наблюдение — конкурсное производство. Внешнее управление, как правило, вводится для восстановления платежеспособности в отношении предприятий, обладающих имущественным комплексом. Процедура финансового оздоровления практически не используется.

Для проведения процедуры банкротства судом утверждается арбитражный управляющий: временный управляющий в наблюдении, конкурсный управляющий — в конкурсном производстве, внешний управляющий — в случае введения внешнего управления. В общих случаях кандидатура временного управляющего указывается заявителем при подаче заявления о банкротстве; кандидатуры конкурсного и внешнего управляющих выбирает собрание кредиторов большинством голосов.

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Вводится на срок до 7 месяцев. Временный управляющий при проведении процедуры наблюдения:

  • Публикует сведения о введении процедуры в газете «Коммерсант» и в ЕФРСБ;
  • Уведомляет кредиторов;
  • Запрашивает документы о деятельности должника;
  • Участвует в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований кредиторов;
  • Контролирует деятельность должника;
  • Проводит финансовый анализ и составляет отчеты;
  • Делает вывод о возможности восстановления платежеспособности должника;
  • Проводит первое собрание кредиторов;
  • Отчитывается перед судом.

Конкурсные кредиторы для участия в первом собрании кредиторов должны предъявить свои требования в арбитражный суд в течение 30 дней после публикации сообщения в «Коммерсанте». В случае пропуска срока их требования будут рассмотрены в следующей процедуре. Должник в ходе процедуры имеет право осуществлять деятельность с учетом наложенных законом о банкротстве ограничений.

В конце процедуры наблюдения проводится первое собрание кредиторов, которое большинством голосов принимает решения о дальнейшей процедуре и кандидатуре арбитражного управляющего. На основании решения собрания кредиторов суд вводит следующую процедуру.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсный управляющий при проведении конкурсного производства:

  • Публикует сведения о введении процедуры в газете «Коммерсант»;
  • Уведомляет кредиторов;
  • Запрашивает документы о деятельности должника;
  • Участвует в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований кредиторов;
  • Исполняет обязанности руководителя должника;
  • Проводит собрания кредиторов;
  • Отчитывается перед судом;
  • Проводит инвентаризацию имущества;
  • Формирует конкурсную массу;
  • Взыскивает дебиторскую задолженность;
  • Оспаривает сделки должника;
  • Организует реализацию имущества;
  • Привлекает руководителей организации к субсидиарной ответственности и возмещению убытков;
  • Удовлетворяет денежные требования кредиторов.

По завершению конкурсного производства должник исключается из ЕГРЮЛ, а его обязательства считаются исполненными.

Банкротство граждан:

Включает в себя 3 категории должников — банкротство физических лиц, банкротство индивидуальных предпринимателей, банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства. На 2 категорию распространяются требования закона о банкротстве, аналогичные банкротству физических лиц, с учетом определенных особенностей. Особняком стоит 3 категория должников — банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства.

Признаки банкротства : Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает 500 000 рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *