Нецелевое использование средств

Содержание

Особенности понятия нецелевого применения средств

Распределение государственных средств находится в ведении Бюджетного кодекса РФ.

Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования. А ч. 1 ст. 306.4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:

  • законе о бюджете;
  • сводной бюджетной росписи;
  • бюджетной смете;
  • договоре о предоставлении субсидии;
  • соглашении;
  • в другом правомочном документе.

Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.

Последствия нецелевых расходов

Помимо ответственности за правонарушение, о которой мы поговорим ниже, данное выявленное действие несет правовые и фактические последствия. Они зависят от уровня и формы совершенного нецелевого применения денег, предоставленных бюджетом:

  1. Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
    • главным распорядителем;
    • распорядителем;
    • получателем бюджетных средств.
  2. При выявлении часть финансовых полномочий нарушителя передается уполномоченному по тому или иному бюджету.

  3. Ошибки в межбюджетном финансировании: на цели одного бюджета направлены деньги из другого. Ошибочно внесенные финансы будут взысканы из бюджета, который получил их неправомерно, плюс плата за их использование. Также может быть приостановлена или сокращена программа данных финансовых трансферов.

Виды нецелевого применения государственных финансов

Данное правонарушение можно классифицировать по типам участников:

  • допущение нецелевого использования участниками бюджетного процесса;
  • нарушение целей направления средств из бюджета автономными учреждениями.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несмотря на то что во 2 случае бюджетные деньги до использования становятся по факту средствами автономных учреждений (переходят на их расчетные счета), их применение по заявленным в соглашении (договоре) целям остается строго обязательным и подконтрольным. Это уже не «бюджетные средства», но по-прежнему «средства из бюджета», на которые распространяются требования административного законодательства в части бюджетных нарушений (ст. 15.14 КоАП РФ).

Варианты средств из бюджета «не на те цели»

Группы примеров затрат «не по целям» родились из практики. Проверочными мероприятиями, контролирующими использование государственных финансов, установлены следующие виды самых распространенных нарушений, которые можно отнести к нецелевым расходам:

  • по плану хозяйственной деятельности на тот или иной финансовый год затраты не предусматривались, но были совершены;
  • перепутан уровень финансирующего бюджета, например, обязательства, являющиеся целями финансирования муниципальным бюджетом, погашены за счет средств из федерального;
  • бюджетными деньгами оплачены цели, рассчитанные на внебюджетные источники;
  • данными деньгами профинансированы затраты другой организации;
  • деньги применены на оплату услуг, находящихся вне деятельности профинансированной организации;
  • бюджетными деньгами воспользовались арендаторы и не возместили этих расходов;
  • затраты на финансирование объектов без принятой проектной сметы;
  • нарушение условий предоставления субсидий;
  • смещено финансирование по разделам бюджета: на средства одних разделов профинансированы цели других разделов;
  • прибыль от вложения бюджетных средств используется не по финансово-хозяйственному плану;
  • неправильное движение финансов по статьям и подстатьям бюджетной классификации, которая распределяет операции по секторам государственного управления.

Субсидии, примененные нецелевым образом

Когда бюджетные деньги выделяются на основании договора (соглашения), говорят о субсидировании. Нарушение договора в позициях оговоренных целей финансирования случается не так уж редко. Судебная практика выделяет такие распространенные случаи нецелевого направления государственных дотаций:

  1. Оплата не тех услуг. Условия субсидии или государственного задания оговаривали адресность оплачиваемых за счет субсидии услуг, а деньги были потрачены на то, что в соглашении не указано. Например, образовательное учреждение оплатило дотационными деньгами страховые полисы сотрудников: в госзадание входят только услуги по образованию, а не юридические, каковые надо было оплатить из внебюджетных средств.
  2. Оплата за неоказанные услуги. Работа по документам выполнена, что подтверждается актом приемки, бюджетные деньги на ее оплату списаны. Проверка выясняет, что по факту подрядчик не оказал упомянутых услуг – полностью или частично. Налицо административное нарушение лица, подписавшего акт, из-за чего субсидия оказалась примененной не по целевому назначению. В данном случае не так уж важно, соответствовали ли эти услуги целям субсидии: ведь средства, бесспорно, в любом случае потрачены необоснованно, а значит, неправомерно.
  3. Оплата содержания чужой собственности. Учреждение государственными деньгами оплачивает содержание имущества, ему не принадлежащего. Госзадание предусматривает затраты на содержание имущества, прикрепленного к организации, прямо связанного с целевой деятельностью. Но если в суде доказать, что затраты на неприкрепленное имущество регулярны и имеют отношение к госзаданию, можно добиться признания неправомерности нарушения.

Кто виноват

Любое нарушение предусматривает ответственность. На кого она возлагается в случае неправильных расходов бюджетных средств?

В первую очередь, на саму организацию. Юридические лица могут быть оштрафованы, а их деятельность приостановлена.

Во-вторых, на конкретное должностное лицо. Человек может получить штрафные санкции, направление на принудительные работы, лишиться права на занятие конкретных должностей либо даже лишиться свободы на определенный законом срок.

Таким должностным лицом чаще всего является руководитель как ответственный за экономические вопросы. Его подпись обязательна на всех важных финансовых документах – без нее они не повлекут за собой правовых действий. Но иногда вместо руководителя бумаги подписывает уполномоченное лицо, например, заместитель. Если право подписи ему передано официально, то и отвечать в случае нарушений придется ему.

ВАЖНО! Юридическая ответственность за нарушение цели применения бюджетных средств возлагается на то лицо, чья подпись на финансовых документах повлекла соответствующее действие.

Формы ответственности

Данный тип нарушений предусматривает два вида ответственности: административную и уголовную.

Административные кары за «нецелевку»

Санкции за использование бюджетных средств не по назначению предусмотрены ст. 15.14 КоАп РФ. Если признаков уголовного деяния в нарушении не усмотрено:

  • организация отделается штрафом, который составит от 5 до 20% нецелевых денег;
  • должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-3 года либо оштрафовано на 20-50 тыс. руб.

Уголовные наказания за несоответствие бюджетным целям

Такие преступления рассматривает ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» Уголовного кодекса РФ. По ней для виновного должностного лица могут быть применены:

  • штраф от 100 до 300 тыс. руб.;
  • штраф в размере его зарплаты или других годовых-двухлетних доходов;
  • принудительные работы с отлучением от определенных должностей на 1-3 года;
  • арест до полугода;
  • заключение в тюрьму до 2 лет с лишением права на определенную деятельность либо без него в течение последующих 3 лет (либо без такого запрета).

Наказание ужесточится, если «нецелевка» осуществлялась группой лиц либо размер ее оказался особо крупным (из бюджета растрачено 7,5 млн. руб. и более):

  • штраф вырастет до 200-500 тыс. руб.;
  • длительность принудительных работ – до 5 лет;
  • сроки лишения свободы – до 5 лет.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Буква закона классифицирует «нецелевку» как правонарушение, только если доказан умысел в ее совершении. В противном случае имеет место ошибка. Если проверяющие вынесли решение о бюджетном правонарушении, а оно было совершено неумышленно, то правомерность санкций можно оспорить в суде.

Кто нарушает? Что нарушает?

Согласно ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Аналогичные формулировки приведены в КоАП РФ (ст. 15.14) и в УК РФ (ст. 285.1).

Если нецелевое использование бюджетных средств совершено главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, тогда часть полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств передается уполномоченному по соответствующему бюджету.

Если финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) используют не по назначению межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, а также кредиты бюджетам бюджетной системы РФ, данное нарушение тоже относится к нецелевому использованию бюджетных средств. В этом случае нарушение влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (ч. 2 и 3 ст. 306.4 БК РФ). Обратите внимание: ответственность за нецелевое использование бюджетных средств зависит от субъекта нарушения. Бесспорное взыскание бюджетных средств с их получателя при установлении фактов нецелевого использования нецелесообразно экономически.

Определение нецелевого использования бюджетных средств соотносится с принципом адресности и целевого характера бюджетных средств — бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). Иными словами, денежные средства из бюджета могут выделяться только с указанием определенного назначения и расходоваться только в указанных в назначении целях.

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств Административная ответственность

Статья 15.14 КоАП РФ предусматривает ответственность за нецелевое использование средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Если такое действие не содержит уголовно-наказуемого деяния, то оно влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб. (или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет), а на юридические лица — от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Обратите внимание на то, что теперь согласно новому определению нецелевого использования бюджетных средств бюджетные учреждения попадают под действие ст. 15.14 КоАП РФ.

Напомним, что отношения между бюджетным учреждением и его учредителем в случае выделения им субсидий регламентируются заключаемым соглашением, которое и будет являться документом, служащим правовым основанием для предоставления или направления средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ. Кроме того, бюджетное учреждение осуществляет финансовую деятельность в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Постановление по делу об административном правонарушении при нарушении бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, не может быть вынесено по истечении 2 лет со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

Если действие содержит уголовно наказуемое деяние, оно попадает под ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» УК РФ. Согласно данной статье нецелевое расходование бюджетных средств — это расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.

Деяние наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период от 1 до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Если нецелевое расходование бюджетных средств совершено группой лиц по предварительному сговору или произведено в особо крупном размере, то наказание будет более суровым: штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период от 1 до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

К сведению. Крупным размером в УК РФ признается сумма бюджетных средств, превышающая 1,5 млн руб., а особо крупным размером — 7,5 млн руб.

Обратите внимание: получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ (ст. 6 БК РФ). Бюджетное учреждение получателем бюджетных средств не является.

Оплата труда

Средства субсидии, направленной на софинансирование госзадания, нельзя тратить на оплату труда работников вспомогательных подразделений, не занятых непосредственно в выполнении указанных госзаданий.

Рассмотрим Постановления ВС РФ от 10.10.2013 N 53-АД13-12 и N 53-АД13-9.

Минздравсоцразвития на основании заключенного соглашения предоставило в 2011 г. субсидию из федерального бюджета бюджету Красноярского края на софинансирование госзадания на оказание высокотехнологичной медпомощи. Одним из условий данного соглашения предусмотрено, что полученные средства будут направлены среди прочего на заработную плату работникам, выполняющим государственное задание на оказание высокотехнологичной медпомощи, и начисления на выплаты по оплате труда, как правило, не более 20% от финансовых затрат на лечение одного больного по соответствующему профилю высокотехнологичной медпомощи.

Часть данной субсидии была предоставлена краевым государственным учреждениям здравоохранения (далее — учреждения здравоохранения). Между учреждениями здравоохранения и министерством здравоохранения Красноярского края были заключены соглашения на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, определяющие порядок предоставления учреждению субсидии. Соглашения предусматривали, что учреждения здравоохранения вправе самостоятельно расходовать субсидию, обязуются использовать субсидию в целях оказания госуслуг в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания госуслуг, определенными госзаданием.

В ходе проверки главным контролером-ревизором теруправления Росфиннадзора в Красноярском крае было выявлено нецелевое использование средств федерального бюджета, о чем были составлены соответствующие протоколы. Нарушение состояло в том, что заработная плата за счет средств федерального бюджета, полученных учреждениями на выполнение государственного задания по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи, была выдана работникам, не относящимся к медицинскому персоналу, — экономисту, кассиру и менеджеру. Кроме того, с заработной платы этих работников были удержаны и перечислены налог на доходы физлиц, членские профсоюзные взносы, а также взносы во внебюджетные фонды.

Действия руководителей учреждения здравоохранения, подписавших платежное поручение о выплате заработной платы экономисту, кассиру, менеджеру и тем самым допустивших нецелевое использование бюджетных средств, образовали объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ. Руководители учреждений здравоохранения подали надзорные жалобы в Красноярский краевой суд, однако их доводы, по мнению суда, были основаны на неверном толковании норм материального права. Руководители указывали на соответствующие приказы своих учреждений, утверждающих положение по оплате труда за выполнение высокотехнологичных видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета и средств обязательного медицинского страхования Красноярского края 2011 г., финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств краевого бюджета.

Однако жалобы остались без удовлетворения. Тогда руководители учреждений здравоохранения подали надзорные жалобы в ВС РФ. Они просили отменить вынесенное постановление и решение краевого суда, считая их незаконными. ВС РФ не нашел оснований для удовлетворения данных жалоб.

Верховный Суд сослался на действовавшее в тот период Постановление Правительства РФ от 29.12.2010 N 1187 «О финансовом обеспечении в 2011 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации», а также на Правила предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование госзадания на оказание высокотехнологичной медпомощи гражданам РФ, утвержденные данным Постановлением. Правилами было предусмотрено целевое назначение субсидии.

В силу действовавших на момент совершения административного правонарушения ст. ст. 37.1 и 40 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1, специализированная медицинская помощь должна была оказываться врачами-специалистами лечебно-профилактических учреждений.

Следовательно, ссылка на приказ руководителя учреждения здравоохранения, которым утверждено положение, предусматривающее возможность оплаты труда работников вспомогательных подразделений за счет средств краевого бюджета, не может повлечь отмену состоявшихся по делу постановлений ввиду того, что содержание этого приказа не согласуется с положениями федерального законодательства. То есть за счет средств федерального бюджета может быть оплачен только труд работников, непосредственно оказывающих высокотехнологичную медпомощь.

Расходование средств от приносящей доход деятельности

Бюджетное учреждение имеет право расходовать денежные средства, полученные от приносящей доход деятельности, в частности, на обучение своих сотрудников. Однако если обучение не соответствует целям и задачам учреждения, определенным собственником, и нет соответствующего локального нормативного акта, такое расходование средств может быть признано нецелевым.

Рассмотрим Постановление ФАС ВВО от 14.01.2013 по делу N А82-15647/2011.

Теруправление Росфиннадзора в Ярославской области (далее — теруправление) провело ревизию финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного учреждения культуры — государственного архитектурно-художественного музея-заповедника (далее — музея-заповедника) и проверку правильности расходования средств федерального бюджета. В ходе проверки в числе прочего было установлено, что в нарушение норм ТК РФ и ст. 70 БК РФ музей-заповедник в 2008, 2009 гг. оплачивал обучение ряда сотрудников за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (внебюджетных средств) по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Проверяющие органы признали данные расходы неправомерными и выдали руководителю музея-заповедника предписание принять меры для восстановления неправомерных расходов с последующим перечислением на лицевой счет музея-заповедника.

По мнению контролирующего органа, музей-заповедник неправомерно расходовал внебюджетные средства на обучение сотрудников, поскольку возможность профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников коллективным договором не предусмотрена. К тому же положение об обучении сотрудников музея-заповедника за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденное директором музея-заповедника единолично без согласования с профсоюзным органом, не имеет правового значения.

Не согласившись с выводами теруправления, руководитель музея-заповедника обратился в судебные органы. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях руководства музея-заповедника нецелевого использования внебюджетных средств и удовлетворил заявленные требования. Суд исходил из ст. ст. 8, 196, 198 ТК РФ. Второй арбитражный апелляционный суд, куда обратилось теруправление, оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу теруправления, ФАС ВВО не нашел оснований для ее удовлетворения. Судьи посчитали, что в силу соответствующих норм БК РФ <3> расходование любых доходов бюджетного учреждения (в том числе за счет средств от предпринимательской и приносящей доход деятельности) возможно только по целевому назначению в соответствии с разрешениями главного распорядителя.

<3> Статьи 1, 6, 16, 18, 28, 29, 42, 65 — 70, 161.

Работодатель определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд (ст. 196 ТК РФ). Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые устанавливаются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Также работодателем определяются формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей. При этом он должен учесть мнение представительного органа работников в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

На основании ст. 198 ТК РФ работодатель — юридическое лицо (организация) имеет право заключать с работником ученический договор на профессиональное обучение или переобучение. Ученический договор с работником данной организации является дополнением к трудовому договору.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ст. 5 ТК РФ). Работодатели имеют право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, но только в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст. 8 ТК РФ).

В данном случае директор музея-заповедника утвердил положение, предусматривающее возможность обучения сотрудников за счет внебюджетных средств. Данное положение устанавливает порядок, условия и формы обучения сотрудников, финансирование затрат на обучение.

Суды отклонили довод теруправления, что указанный локальный нормативный акт не имеет правового значения, поскольку принят без согласования с профсоюзным органом, расценив этот довод как не подтвержденный материалами дела. Согласно уставу музей-заповедник является некоммерческой организацией, осуществляющей хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций. В соответствии с установленными целями деятельности музей-заповедник осуществляет культурные, образовательные и научные функции некоммерческого характера.

Суды посчитали, что при наличии локального нормативного акта музей-заповедник имел право расходовать денежные средства, полученные от предпринимательской и иной экономической деятельности, на обучение своих сотрудников. Обучение сотрудников в соответствии с положением отвечает целям и задачам бюджетного учреждения, определенным собственником. При таких обстоятельствах суды обоснованно признали оспариваемые пункты предписания недействительными.

Проблемы с классификацией расходов

В деятельности бюджетных учреждений бывают случаи, когда невозможно с очевидностью установить, на какую статью (если статья не детализирована подстатьями) или подстатью бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (то есть когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи классификации).

Один из таких случаев, например, разбирается на форуме сайта http://pravoved.ru. Руководитель бюджетного учреждения задает вопрос о правомерности решения контролирующих органов по применению санкций, предусмотренных ст. 289 БК РФ. Учреждение приобрело недорогую электросушилку для рук по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, руководствуясь тем, что данный объект является малоценным и при его выходе из строя ремонт будет нецелесообразен, а для списания потребуется платить за осмотр и выдачу заключения о техническом состоянии.

С учетом того что перечень расходов по статьям КОСГУ согласно инструкции о порядке применения бюджетной классификации <4> не является закрытым, он предусматривает возможность принятия окончательного решения об отнесении расходов к той или иной статье КОСГУ за должностными лицами учреждения. Такой подход к приобретению нефинансовых активов закреплен учетной политикой учреждения. Расходы произведены в рамках бюджетного финансирования по статье 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ.

<4> Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утв. Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н. В соответствии с Письмом Минфина России от 09.08.2013 N 02-05-10/32445 данный документ при составлении бюджетов бюджетной системы РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. не применяется.

Однако проверяющие относят указанные расходы на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» и считают произведенные расходы нецелевым использованием бюджетных средств. Поэтому впоследствии сушилка принята к учету в составе основных средств на основании исправительных бухгалтерских записей.

Правы ли контролирующие органы? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. С одной стороны, если операция отражена в документах верно, то судебные инстанции будут на стороне бюджетного учреждения. С другой — объект может быть отнесен к основным средствам, если срок его полезного использования составляет более 12 месяцев <5>. Срок определяется на основании документов производителя, по решению соответствующей комиссии или другим путем.

<5> Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

При возникновении спорной ситуации эксперты советуют ставить вопрос перед судом или иными органами в порядке обжалования документа, фиксирующего итоги проверки, в ходе которой сделаны такие выводы, указывая при этом, что вопрос довольно сложный и нужно проверить всю бухгалтерскую документацию, особенно сметы.

Для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, используется бюджетная классификация РФ, которая является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ (ч. 1 ст. 18 БК РФ).

Классификация операций сектора государственного управления входит в состав бюджетной классификации (ст. 19 БК РФ). Порядок применения классификации операций сектора государственного управления устанавливает Минфин (ч. 4 ст. 23.1 БК РФ). Минфин определяет порядок применения статей и подстатей классификации, в частности устанавливает перечни расходов бюджетов бюджетной системы РФ, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи классификации.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», если суд установит, что исходя из содержания указанных перечней, наименований статей и подстатей Классификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью или подстатью Классификации операций сектора госуправления следует отнести расходы (то есть когда расходы могут быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи Классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей Классификации операций сектора госуправления, не признается нецелевым использованием бюджетных средств. В качестве примеров применения данной рекомендации могут быть рассмотрены Постановления ФАС ВВО от 23.10.2009 по делу N А82-4752/2009, по делу N А82-4751/2009.

В Постановлении Пленума ВАС РФ N 23 также указано, что не может быть применена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в случае оплаты за счет средств, выделенных на текущий финансовый год, соответствующих товаров, работ, услуг, которые будут поставляться, выполняться, оказываться в следующем финансовом году.

М.Г.Гусев

Эксперт журнала

«Руководитель бюджетной организации»

Целевое использование средств бюджета – это обязательный пункт в проверке финансово-хозяйственной деятельности каждого муниципального (государственного) учреждения в 2019 году.

Практика проведения проверок различными контролирующими органами показывает, что на объектах контроля часто обнаруживается нарушения использования бюджетных средств.

Поэтому в данной статье мы рассмотрим, что под собой подразумевает нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ) и меры наказания, предусмотренные за такое нарушение.

Нецелевое расходование бюджетных средств

Что такое нецелевое использование бюджетных средств? Нецелевое расходование бюджетных средств – это, прежде всего, нарушение бюджета.

Пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ определил, что нецелевое использование бюджетных средств – это такое направление средств бюджета в бюджетной системе России и оплата денежных обязательств, цель которых не соответствуют частично или полностью целям, которые определены законом и отображены в следующих документах:

  • решение о бюджете;
  • сводная бюджетная роспись;
  • бюджетная роспись;
  • бюджетная смета;
  • договор (соглашение) или другой документ, являющийся правовым основанием для предоставления вышеуказанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

Каждая статья расходов, которая входит в состав бюджетной росписи, имеет конкретное предметно-целевое назначение, называемое «классификацией расходов бюджетов».

Все статьи расходов имеют строго обязательный характер, они не подлежат произвольному изменению (требования сметно-бюджетной дисциплины, которую определило бюджетное законодательство).

Учреждение, которое получило финансирование из бюджета, должно использовать поступающие средства в строгом соответствии как с их размером, так и с их целевым назначением.

Ответственной за надзор и постоянный контроль за расходованием средств государственных внебюджетных фондов, средств федерального бюджета, материальных ценностей, которые находятся в федеральной собственности, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Анализ материалов контрольных мероприятий данной службы позволил различать всевозможные методы нецелевого использования бюджетных средств:

  • расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые не предусмотрены в плане финансово-хозяйственной деятельности на данный финансовый год;
  • использование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны покрывать средства, поступающие из других бюджетов;
  • расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны оплачиваться за счет денег из внебюджетных источников;
  • использование бюджетных средств для оплаты работ и услуг, которые не связаны с основной деятельностью бюджетного учреждения — для оказания финансовой помощи другим коммерческим организациям либо на их создание, для оплаты расходов иного юридического лица;
  • расходование бюджетных средств для оплаты коммунальных услуг, которые были осуществлены сторонними потребителям (например, арендаторами) без должного возмещения этих расходов;
  • использование бюджетных средств для финансирования различных строительных объектов, по которым в установленном порядке финансирование не предусмотрено, поскольку они не включены в перечень строек и объектов, указанных в проектно-сметной документации;
  • использование субсидий и субвенций с нарушением условия их предоставления.

Кто должен быть получателем?

Статья 38 БК РФ закрепила принцип целевого характера и конкретной адресности бюджетных средств.

Поэтому любые действия, которые приводят к нарушению адресности средств, предусмотренных бюджетом, или же к направлению их на те цели, которые не обозначены в бюджете выделения конкретных сумм, являются ни чем иным, как нарушением бюджетного законодательства.

Таким образом, получателем могут выступать:

  • управление внебюджетных государственных фондов;
  • органы государственной власти;
  • органы местного управления;
  • муниципальные администрации, находящиеся в ведении распорядителя;
  • казенные учреждения.

Все они могут принимать или же исполнять финансовые обязательства от представителей публично-правовой организации.

При каждом случае нецелевого расходования бюджетных средств должна применяться административная (статья 15.14 КоАП РФ) или же уголовная (статья 285.1 УК РФ) ответственность.

При этом также выдается предписание органа муниципального (государственного) финансового контроля о возмещении ущерба, причиненного РФ, которое обязательно для исполнения в обозначенное время. Далее рассмотрим, что грозит нарушителю бюджета.

Наказание

Проанализируем, какую ответственность в различных кодексах несут лица за нецелевое использование бюджетных средств.

Административная ответственность

В прежней редакции статьи 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование денег из бюджета предусматривалась смешная ответственность должностных лиц в размере «большого» штрафа от 4 000 до 5 000 руб., что, естественно, никак не способствовало правильному распределению средств.

Почему именно такой небольшой размер штрафа за нецелевое использование бюджетных средств и такое наказание прокуратура считала оптимальной на протяжении 12 лет (от принятия КоАП), трудно объяснить.

Такое, по сути, формальное наказание выглядит нелогичным как по экономическим, так и по юридическим соображениям.

Также не было четко прописано, чем должно принципиально отличаться нарушение по статье 15.14 КоАП, за которое предусмотрен штраф в размере 4 000 руб., от нарушения по этой же статье закона только с так называемой «суровой» санкцией в 5 000 руб.

Эффективность и экономические мотивы подобного регулирования странны и сомнительны, учитывая постоянную нехватку денег в бюджете и состояние экономики, балансирующей на грани финансового кризиса.

Судебная практика показывает, что даже такой вид ответственности руководителя, как подобные смехотворные штрафы, зачастую отменялись на основании жалоб от должностных лиц, привлеченных к данному административному наказанию по статье 15.14 КоАП, ссылаясь на статью 2.9 КоАП по незначительности правонарушения. В таких случаях частым итогом работы органа финансового контроля ранее являлись устные замечания правонарушителям.

Сегодня же в новой редакции статьи 15.14 КоАП РФ наказанием при нецелевом использовании полученных бюджетных средств является наложение административного штрафа:

  • для должностных лиц – размером от 20 тысяч до 50 тысяч руб. (или же дисквалификация на период от 1 года до 3 лет);
  • для юридических лиц – штраф, размером 5 — 25% от суммы средств, которые были получены из бюджета бюджетной системы страны, но использованы не по своему целевому назначению.

Постановление о назначении административного штрафа за нарушение бюджетного законодательства выносят не позже, чем спустя 1 год со времени его совершения (статья 4.5 КоАП РФ).

Позже производство по делу невозможно, поэтому проверяющие не смогут вынести наказание виновному учреждению (статья 24.5 КоАП РФ). Однако вынесенное постановление о наложении административного штрафа можно оспорить в суде.

Примечательно, что критерием разграничения между административной и уголовной ответственностью за нецелевое расходование бюджетных средств по-прежнему является сам размер нецелевого использования – от 1,5 млн. рублей и выше (статья 285.1 УК РФ).

Кроме административной, возможно также и привлечение к уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

В случае, если сумма нецелевого расходования средств из бюджета превышает 1,5 млн. рублей, то виновнику грозит уголовная ответственность.

В такой ситуации мерой наказания для виновника будет не только лишь выплата штрафа, размером от 100 000 до 300 000 рублей, но также и:

  • арест на срок до 6 месяцев;
  • принудительные работы, сроком до 2 лет;
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

В случае, если нецелевое расходование средств из бюджета совершила по предварительному сговору группа лиц или же в особо крупном размере, то наказание будет более серьезнее:

  • штраф от 200 000 до 500 000 рублей или же в размере заработной платы либо иного дохода за последние 1–3 года;
  • осуждение, сроком до 5 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет.

Дополнительно ко всему суд может запретить должностному лицу (или группе лиц) заниматься определенным видом деятельности на период до 3 лет или же пребывать на своем посту на протяжении 3 лет.

Данные санкции применяют и в случае нецелевого использования средств в крупном размере (более 1,5 миллиона рублей). При этом особо крупным считается сумма денежных средств от 7,5 миллионов рублей.

Таким образом, Бюджетный кодекс РФ дал точное определение нецелевого использования средств из бюджета, а ответственность за совершение данного нарушения предусмотрена в КоАП и в УК РФ.

Профессиональная дисквалификация, штрафные санкции и даже тюремный срок – это лишь некоторые виды ответственности, которые вправе назначить государство виновным лицам.

Расходы каждого муниципального или государственного органа производятся в строгом соответствии с утвержденным планом. Кроме того, по итогам прошедшего календарного года обоснованность всех трат будет подлежать проверке на соответствие ранее утвержденной сметы расходов. В этой связи, оплата каждого заключенного государственного контракта изначально должна быть заложена в бюджете. Затраты на заранее не предусмотренные товары, работы или услуги не допускаются.

Кроме того, оплата за полученный товар должна быть произведена именно надлежащему лицу. Нарушение рассмотренных правил в сфере тендеров, закупок, торгов часто свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств. Вот когда нужна помощь нашего адвоката, который выстроит линию защиты и будет отстаивать Ваше право: профессионально, на выгодных условиях и в срок.

Виды нецелевого использования бюджетных средств

Нецелевое использование возможно в следующих случаях:

  1. Незапланированные расходы. Данный пункт является формальным и состоит в точном соответствии произведенных затрат утвержденному вначале года бюджетному плану.
  2. Преждевременная оплата. Любые затраты должны иметь обоснование. В части заключенного по итогам тендера государственного контракта следует обратить внимание на сроки оплаты за работы или услуги. В этой части государственная структура не вправе производить оплату в нарушение оговоренного графика. Это в полной мере распространяется на оплату не оказанных услуг и неполученного товара. В этой связи также не допускается заключение и последующее исполнение государственного контракта на условиях предоплаты.
  3. Чрезмерная оплата. Государственный или муниципальный орган приоритетно должен избирать поставщика с наименьшим ценовым предложением. При таких обстоятельствах, обязательным условием конкурса на поставку товара должна быть именно цена договора. Заключение и оплата работ, стоимость которых превышает среднерыночную может свидетельствовать о нецелевом и необоснованном расходовании бюджетных средств.
  4. Оплата неуполномоченному лицу. Даже после реального получения работ (услуг) государственной структуре следует крайне внимательно проводить оплату полученного. Оплатить счет необходимо исключительно правомочному законному кредитору. В данной части актуален вопрос о принятии договора цессии и произведении оплаты новому кредитору. Подобный договор нуждается в тщательной проверке, поскольку в случае его ничтожности возможно инициирование вопроса о нецелевом расходовании бюджетных средств. Кроме того, этот же пункт распространяется на оплату услуг компании, которая неспособна их оказать. Например, нецелевой может быть признана оплата за юридическую помощь строительной фирме.
  5. Приобретение не профильных товаров. Ввиду того, что каждый государственный орган имеет цель и задачи своей роботы, приобретение каких-либо товаров / работ / услуг должно в полной мере соотносится с такими целями. В этой связи следует отметить, что в данном случае нецелевое расходование бюджетных средств возможно и при запланированных тратах на ненужные товары.

Вопрос о нецелевом использовании бюджетных средств рассматривается в каждом случае самостоятельно. Поэтому приведенный перечень ситуаций очевидно не является окончательным.

Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Последствием нарушения порядка расходования государственного бюджета является инициирование соответствующего дела по административному правонарушению. При этом, состав именно административного нарушения по статье 15.14 КоАП РФ ограничен полуторамиллионными суммами.

Важно обратить внимание, что к ответственности также может быть привлечен и сам незаконный получатель бюджетных средств. С этой целью уполномоченным органом будет рассмотрен вопрос о намерениях и совершении целенаправленных действий со стороны организации, которые и привели к незаконному расходованию бюджета.

Размер наказания для государственного служащего варьируется от двадцати до пятидесяти тысяч. При этом, вместо штрафа может быть назначена дисквалификация не более чем на три года, что лишит возможности дальнейшей работы в указанный период в качестве госслужащего.

Для получателя незаконно израсходованных бюджетных денег ответственность зависит от суммы полученного. Минимальная санкция составит пять процентов. Ее пределы – 25% от размера нецелевого расходования средств.

Подробнее о тактике защиты в делах об административных правонарушениях и работе нашего административного адвоката по ссылке на основной части сайта.

Как выстроить защиту при нецелевом расходовании бюджетных средств

В подавляющем большинстве случаев вопрос о нецелевом расходовании бюджетных средств тесно связан именно с оплатой за несуществующие, не оказанные услуги либо неполученный товар. Таким образом, приоритетным вопросом в защите (равнозначно административное либо уголовное дело) будет являться представление доказательств реальности выпиленных работ. Также немаловажно подтвердить квалификацию исполнителя – доказать, что именно это предприятие предложило минимальную цену, а в штате фирмы имеются необходимые специалисты.

Для достижения этих целей необходимо представить следующие документы:

  • Государственный контракт со всеми имеющимися дополнительными соглашениями
  • Конкурсную документацию произведённого тендера
  • Сметные расходы по контракту
  • Возможные накладные – товарные, грузовые и так далее
  • Акты выполненных работ
  • Учредительные документы компании – исполнителя
  • Штатное расписание поставщика
  • Бухгалтерский баланс исполнителя государственного контракта
  • И иные

Дополнительно в рамках рассмотрения дела судом будет устанавливаться вопрос планирования подобных расходов. Соответственно, следует обращать внимание на утвержденную уполномоченным лицом смету затрат.

При невозможности самостоятельного получения необходимых доказательств реальности работ, это возможно сделать при помощи правоохранителей либо суда.

Главное: стратегия защиты всегда индивидуальна для каждого отдельного дела. Приведенные важные обстоятельства являются примерными и наиболее часто встречающиеся в практике рассмотрения подобных дел и, естественно не являются полными. По каждому делу тактику защиты следует разрабатывать с учетом конкретных фактов и обязательным учетом возможности доказывания нужных обстоятельств. И важно начать действовать с адвокатом, чтобы не наделать ошибок. Вот почему звоните и записывайтесь к нам на консультацию уже сегодня, наш адвокат выстроит полную защиту в Вашем деле.

Расходы могут быть социальными, военными, экономическими, внешнеэкономическими или направленными на содержание судебной или законодательной системы. Направленные на выплату социальных пособий, содержание армии, или инвестирование передовых программ, они должны быть потрачены в полном объеме на установленные задачи. Расходование денежных средств на другие цели является серьезным правонарушением, за которое предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Понятие нецелевого использования средств
Распределение государственного бюджета осуществляется исходя из положений, принятых в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Именно он говорит о том, что все средства, выделяемые из казны, обязательно имеют строгие указания относительно использования (ст.38 БК РФ).
В этом кодексе есть и определение нецелевого задействования бюджетных денег. Под ним понимается оплата услуг или товаров, не предусмотренных в документе, определяющем ассигнование. Таким документом является бюджетная смета, свободная бюджетная роспись, закон о бюджете, контракт на предоставление субсидии или другой правомочный документ.
Виды нецелевого использования средств

Нецелевые расходы, допущенные главным распорядителем, управляющей компаний или получателем бюджетных средств, имеет свои последствия, кроме правовых бывают и фактические. Они напрямую определяются уровнем и формой совершенного правонарушения. Допустить его могут как участники бюджетного процесса, так и непосредственно сами автономные организации. Разновидности нецелевого использования формируются исходя из практики. Самыми распространенными нарушениями являются:

  • растраты на ведение хозяйственной деятельности в течение финансового года, если бюджетом они не предусматривались;
  • полученная прибыль была потрачена на другие цели, нежели были предусмотрены финансовым планом;
  • некорректное движение средств по статьям бюджетной квалификации, распределяющей все операции по секторам гос. управления;
  • произошло смешение разделов бюджета: на нужды одних были задействованы средства других;
  • объекты были профинансированы до того, как принята проектная смета;
  • деньги, выделенные из казны, потратили арендаторы, и впоследствии, расходы не были возмещены;
  • средства были использованы для оплаты услуг сторонней организации, вне деятельности учреждения, которое было профинансировано;
  • деньгами оплатили цели, которые планировались финансироваться на источники вне бюджета;
  • погашение расходов из федерального бюджета, в то время как они были предусмотрены на муниципальном уровне.

Требования в части нарушений расходования бюджета предусмотрены административным законодательством, а именно КоАП РФ. Бюджетные средства, переведенные на счета автономной организации, всегда находятся под строгим контролем. Осуществляет его Счетная палата РФ, Федеральное казначейство (оно приняло контролирующую функцию контроля в финансово-бюджетной сфере после упразднения Росфинннадзора), Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба (в рамках контроля валюты), а также контрольно-счетные органы.
Нецелевое расходование субсидий
Из бюджета выделяются средства не только предусмотренные сметой, но и на основании заключенного соглашения. В этом случае речь идет о субсидировании деятельности социально важной организации. Полученные деньги должны тратиться, согласно установленных в договоре положений. Судебная практика отмечает следующие случаи нарушения оговоренных целей:

  • Внесение средств на счета сторонних организаций за услуги содержания чужой собственности. В особенности это касается имущества, не принадлежащего профинансированному учреждению.

    Исключением являются затраты, связанные с гос. заданием, в частности если они регулярные и полностью соответствуют установленной цели.

  • Перевод средств на счета сторонних организаций, за услуги, которые не были оказаны. В практике встречаются случаи, когда по документам подрядчик все предусмотренное условиями соглашения выполнил, о чем свидетельствуют акты приема-передачи, но при проверке по факту они не были выполнены полностью или в какой-то части. В этом случае речь идет об административном правонарушении, за которое предусмотрена ответственность.
  • Списание денег, выделенных из бюджета за услуги, не предусмотренные договором. К примеру, средства были потрачены на страховые полисы, в то время как юридические услуги оплачиваются из внебюджетных средств.

Ситуаций на практике бывает гораздо больше, и все они имеют свои особенности. В судах доказывают не только наличие факта нарушения, но и его необоснованность. В последнем случае организации требуется доказать, что она действовала только в рамках гос. задания.
Кто нарушитель?

Нецелевое использование бюджетных средств является серьезным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность. Возлагается она в первую очередь на организацию, которая его допустила. До окончания разбирательства, деятельность юридического лица временно приостанавливается. Также вину несет должностное лицо, в ведении которого было распоряжение выделенными средствами из бюджета. Для него предусмотрены следующие санкции:

  • штраф;
  • принудительные работы;
  • лишение права занимать определенные должности;
  • лишение свободы на срок, установленный законом.

Чаще всего ответственным должностным лицом является руководитель, в ведении которого находятся экономические вопросы. Определяется лицо, исходя из подписи на финансовых документах, без нее не возникает последствий правового действия. Если подписывал важные бумаги в период отсутствия руководителя его заместитель, и все полномочия он получил официально, согласно приказа, то ответственность он несет единолично.

То есть наказанию подлежит лицо, чьи действия повлекли за собой использование денег не по назначению, и кто ставил подписи на ключевых финансовых документах.

Форма ответственности
При выявлении нарушений в процессе использования выделенных денег из казны, контролирующие органы вправе приостановить деятельность учреждения, провести полную проверку. В 2019 году, нецелевое расходование бюджетных средств предусматривает два вида ответственности:

  • Административная. Санкции описаны в КоАП РФ, применяются если в действиях должностных лиц отсутствует уголовное деяние. В этом случае учреждение обязуется выплатить штраф, в сумме от 5 до 20% от выделенных средств из бюджета. Должностное лицо отстраняется от исполнения своих обязанностей сроком до 3 лет и обязуется выплатить от 20 до 5 тысяч рублей.
  • Уголовная. Санкции описаны в УК РФ. Согласно им в отношении виновного могут быть применены кроме штрафа в размере от 100 до 300 тысяч рублей, принудительные работы сроком до 3-х лет, арест на полгода, или отбывание наказание в тюрьме сроком до 2-х лет, с последующим запретом занимать определенные должности (или без такого ограничения).

Правовую основу регулирования финансовых взаимоотношений с использованием государственных активов устанавливают нормы Бюджетного Кодекса РФ. Согласно положениям БК РФ, получатели ассигнований из бюджета ответственны за их целевое использование. При установлении фактов нецелевого расходования к получателю применяются административные либо уголовные санкции.

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств.

Юридическая характеристика

Определение того, что такое бюджет, дается в ст. 6 БК РФ:

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Понятие нецелевое использование бюджетных средств введено ст. 306.4 БК РФ:

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Из положений комментируемой статьи следует, что любое выделение денег из бюджета происходит под конкретные цели, и нарушение предписанного назначения означает нецелевой расход.

Структура бюджетной системы

Определение структуры бюджетной системы в России закреплено нормами Бюджетного Кодекса РФ. Ст. 10 БК РФ гласит, что:

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе:
  • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Регламент использования бюджетных средств определяет, что если после выполнения целевых обязательств осталась часть денег, то они не могут быть использованы должностным лицом пока не будет определено новое назначение для них.

ВАЖНО! Цель использования бюджетных средств указывается в документе, на основании которого происходит перечисление денег либо в отдельном распорядительном документе (смете/проекте/плане), который является дополнением к основному нормативному акту.

Бюджетными активами в России являются:

  • субсидии, включая муниципальные и региональные;
  • гранты в форме субсидирования;
  • трансферы;
  • государственные кредиты;
  • субсидии под капитальные вложения.

Таким образом, бюджетными деньгами признается любое бюджетное ассигнование.

Параллельно с запретом производить нецелевое расходование бюджетных средств установлены ограничения на запрет устанавливать обязательство оплаты услуг конкретного поставщика при соблюдении конкурсного порядка проведения закупок. Это значит, что определение конечного получателя денег происходит по результатам тендера.

Примером нецелевой траты ассигнований признается оплата расходов, которые не предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности. Также за несанкционированное перемещение между статьями бюджетной классификации виновный будет привлечен к ответственности. Подобное возможно при перечислении под определённую статью. Нецелевое расходование бюджетных средств возможно и при намеренной или ошибочной оплате счёта не из того бюджета, что требуется. К нарушениям относится и трата целевого субсидирования на иные нужды учреждения.

Обозначенные примеры демонстрируют, что определение конкретной операции с бюджетными деньгами происходит всегда индивидуально.

Определение состава преступления

Комментариями к ст. 285.1 УК РФ определяются составные части преступления: стороны, объект и субъекты. Субъект квалифицируется в ходе расследования просто – это должностное лицо, которое имело право и/или возможность распоряжаться средствами, выделенными к использованию из бюджета.

Прямой объект – взаимоотношения в сфере гос. власти и в части управления средств, относящихся к бюджету любого типа. Дополнительным объектом выступают нарушенные из-за деяния виновного права участников взаимоотношений в бюджетной сфере.

Субъективная сторона характеризуется умыслом, непременно прямым. Мотив совершения преступления для квалификации не важен.

ВАЖНО! Комментируемая статья не затрагивает ситуации при крайней необходимости.

Объективная сторона – непосредственный комплекс действий и мероприятий, направленный на нецелевое использование бюджетных средств. Преступление носит формальный характер и считается оконченным с момента осуществления перевода денег.

Преступление или правонарушение?

Законодатель демонстрирует серьёзное отношение к нецелевому расходованию средств из бюджета. Необходимо разграничивать, когда действие считается правонарушением, а когда — преступлением. Правонарушение – ситуация, когда бюджетные деньги тратятся в незначительном размере (до 1,5 млн. рублей). Если сумма равна либо более 1,5 млн. рублей, то деяние – преступление. За правонарушение предусматриваются штрафы и дисквалификация, а за преступление наказанием может стать даже лишением свободы. Судебная практика имеет множество примеров, когда при использовании целевого субсидирования не по назначению возникает уголовное преследование.

Наказание за нецелевое использование

В зависимости от тяжести деяния и степени материального вреда действия может быть применена административная или уголовная ответственность.

Что гласит КоАП РФ

Если нецелевое использование бюджетных средств не имело признаков уголовно-наказуемого деяния, то наказание применяется в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ:

наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Уголовная ответственность в России

Ответственность за нецелевое использование по нормам УК РФ наступает при условии совершения преступления в крупном/особо крупном размере.

Комментарий! На момент июня 2018 года крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств наступает согласно санкциям статьи:

  1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определённым утверждённым бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершённое в крупном размере:
  • штраф (100 – 300 тыс. руб.);
  • принудительные работы – срок до 2-х лет;
  • арест – длительность до полугода;
  • лишение свободы – до 2 лет.

Дополнительной санкцией по данному преступлению является:

лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до трех лет.

Применение дополнительного наказания происходит по усмотрению суда независимо от основного.

  1. То же деяние, совершённое:
    • группой лиц по предварительному сговору;
    • в особо крупном размере, —

Карается штрафом 200-500 тысяч руб., либо принудительными работами длительностью до 5 лет, либо лишением свободы сроком до 5 лет. Также дополнительно применяется запрет на ведение определённой деятельности длительностью до трёх лет.

Помимо непосредственного наказания по ст. 285.1 УК РФ, могут инкриминироваться и другие деяния виновного лица. Уголовный Кодекс допускает объединение преступлений. Нецелевое использование бюджетных средств может сопрягаться:

Вид преступления Статья Уголовного Кодекса РФ, устанавливающая уголовную ответственность
Мошенничество Ст. 159
Растрата или присвоение Ст. 160
Причинение имущественного вреда Ст. 165
Легализация преступных средств Ст. 174 и 174.1
Злоупотребление должностным положением Ст. 285
Превышение должностных полномочий Ст. 286
Халатность Ст. 283

Освобождение от ответственности

Освобождение от наказания допускается в случаях, когда действия виновного лица были обусловлены крайней необходимостью.

Для примера используем ситуацию из судебной практики, когда руководителем района были получены средства для реконструкции футбольного стадиона. Часть денег была расходована в соответствии с планом, а часть осталась на счете учреждения по причине наступления холодов. Из-за резкого ухудшения погоды потребовалось срочно провести ремонтные работы и восстановить водоснабжение в части города. Для оплаты работ были использованы средства, предусмотренные для ремонта стадиона. В результате расследования действия руководителя были признаны обоснованными, санкции не применялись.

Судебная практика

Анализировать судебную практику в делах о расходовании ассигнований из бюджета непросто. Статистика судебных дел демонстрирует, что побеждает обвинение, если дело попадает в суд. В результате работы защиты можно достигнуть назначения более мягкого наказания из представленных в УК РФ. Примеров победы обвиняемых, исключая случаи фактических процессуальных ошибок в ведении следствия и оформления документов, выявлено не было.

Судебные решения по ст. 285.1 УК РФ могут оспариваться наравне с другими приговорами. Примером успешного оспаривания в рамках кассации можно назвать Дело № 30-О07-15, рассмотренное в ВС РФ 25.09.2007 г. Примером обращения в Конституционный Суд РФ можно назвать Жалобу гражданина РФ А.А. Сучкова. Своим решением от 20.12.2016 г. КС РФ отказал в рассмотрении обращения, дав комментарий, что жалоба А.А. Сучкова не соответствует требованиями, применимым к жалобам, принимаемым к рассмотрению КС РФ.

Несмотря на открытость и прозрачность распределения бюджетных средств в России, проблема нецелевого использования денег из бюджета стоит остро. Строгость санкций, по мнению общественности, недостаточна для препятствования развития коррупции и личного обогащения ответственных лиц. Общественные взгляды, возможно, найдут отзыв среди депутатов.

Целевое использование бюджетным учреждением средств субсидии на осуществление капитального ремонта здания Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Учет и отчетность бюджетных

учреждений

ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ СРЕДСТВ СУБСИДИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ЗДАНИЯ

А. Л. СЕМЕНЮК, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации (далее — Инструкция № 35н), утвержденной приказом Минфина России от 26.04.2001 № 35н «Об утверждении Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации», нецелевое использование средств федерального бюджета — это направление и использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год, бюджетной росписью федерального бюджета, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В пункте 2 Инструкции № 35н указано, что нецелевое использование средств федерального бюджета выражается в виде:

а) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью федерального бюджета и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

б) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных

сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

в) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;

г) использования средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;

д) иных видов нецелевого использования средств федерального бюджета, установленных бюджетным законодательством.

Согласно ст. 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов» Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пример. Бюджетным учреждением в рамках использования целевой субсидии осуществлен капитальный ремонт здания, в ходе которого осуществлен капитальный ремонт проточно-вытяжной вентиляции. Стоимость работ полностью отнесена на подстатью 225 КОСГУ. При этом была осуществлена установка вентиляции в отдельных помещениях, в которых она ранее отсутствовала. Можно ли считать эти расходы нецелевым использованием бюджетных средств?

Отнесение бюджетным учреждением расходов по оплате договора на капитальный ремонт здания, при выполнении которого в отдельных помещениях была установлена проточно-вытяжная вентиляция, полностью на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ не может рассматриваться в качестве нецелевого использования бюджетных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Поскольку бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств и участником бюджетного процесса, то в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) оно не может являться субъектом такого правонарушения, как нецелевое использование бюджетных средств (ст. 289 БК РФ, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 26.09.2012 № 02-13-07/3919, 427.4-05/5.1-545).

При этом, осуществляя расходы в рамках субсидии на иные цели, учреждение должно обеспечить целевое использование средств в рамках заключенного соглашения о предоставлении субсидии на иные цели. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Обратите внимание, что в рассматриваемом примере существенным моментом является целевое использование учреждением средств субсидии на осуществление именно капитального ремонта здания (помещений) в соответствии с договором, сметным расчетом и так далее, а не отнесение отдельных расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ. Иными словами, вести речь о нецелевом использовании было бы уместно в случае осуществления учреждением вместо капитального ремонта, на который выделялась субсидия (например медицинских палат, кабинетов), капитального ремонта имущества, осуществление которого соглашением о выделении субсидии не предусматривалось (например забора вокруг территории учреждения).

В отношении же КОСГУ максимум, о чем можно говорить, — так это о неправильном отнесении расходов на статьи (подстатьи). В рассматриваемой ситуации учреждение ошибку при отнесении расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ не допустило.

Капитальный ремонт объектов капитального строительства предусматривает (п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ):

— замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства

или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций;

— замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов;

— замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта:

— улучшение планировки;

— увеличение количества и качества услуг;

— оснащение недостающими видами инженерного оборудования;

— благоустройство окружающей территории (см. п. 5.1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р), утвержденных приказом Госкомархитек-туры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одновременно с проведением капитального ремонта допускается улучшение вентиляции, которое может производиться как путем восстановления существующей, так и устройством новой (см. п. 3.28 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя СССР № 279 от 29.12.1973).

Говоря об оснащении недостающими видами инженерного оборудования, отметим, что проведение капитального ремонта призвано не только восстановить функциональные, пользовательские характеристики здания (помещения) до уровня, существовавшего, например, на момент ввода здания в эксплуатацию, но и обеспечить современные требования, тем самым сделав возможным его нормальную эксплуатацию.

Так, например, системы вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечить нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды помещений, в которых осуществляется медицинская деятельность (см., в частности, п. 6.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58).

Поэтому установка в ходе капитального ремонта вентиляционных систем, необходимых для обеспечения нормальных условий использования здания (помещений), по мнению автора, в рассматриваемом случае не может рассматриваться ни в качестве обособленных вложений в создание нового объекта нефинансовых активов, ни в качестве вложений, увеличивающих балансовую стоимость здания (помещения) (см. также постановления ФАС Поволжского округа от 18.01.2010 по делу № А57-5633/2009, Московского округа от 28.09.2006 № КА-А40/7292-06).

Учитывая вышеизложенное, отнесение бюджетным учреждением расходов по оплате договора на капитальный ремонт здания, при выполнении которого в отдельных помещениях была установлена проточно-вытяжная вентиляция, полностью на под-статью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ не может рассматриваться в качестве нецелевого использования бюджетных средств.

В заключение отметим, что выполненные работы не привели к изменению:

— параметров объектов капитального строительства, их частей;

— качества инженерно-технического обеспечения;

— назначения объекта (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.03.2011 № ВАС-173/11).

В противном случае возникает риск переквалификации произведенных работ в работы по реконструкции, а соответственно, и применения ст. 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (см. определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.04.2012 № ВАС-4818/12).

При этом осуществление подобной переквалификации должностными лицами контрольных органов должно осуществляться на основании заключений профильных (технических) специалистов, а не на основании исключительно профессионального суждения этих должностных лиц.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Градостроительный кодекс РФ: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

4. Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»: приказ Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312.

5. Об утверждении Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации: приказ Минфина России от 26.04.2001 № 35н.

6. Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к

организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: постановление главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58.

7. Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений: постановление Госстроя СССР № 279 от 29.12.1973.

8. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.03.2011 № ВАС-173/11.

9. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.04.2012 № ВАС-4818/12.

10. Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 26.09.2012 № 02-13-07/3919, 427.4-05/5.1-545.

11. Постановление ФАС Московского округа от 28.09.2006 № КА-А40/7292-06.

12. Постановление ФАС Поволжского округа от 18.01.2010 по делу № А57-5633/2009.

Вниманию руководителей и бухгалтеров бюджетных и некоммерческих организаций, работников финансовых органов, преподавателей, аспирантов и студентов вузов

Журнал

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях»

ISSN 2079-6714

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпускается с 1998 года Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)

Формат A4, объем 64-72 с. Периодичность — 2 раза в месяц

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34116 47699 29614

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *