Норматив н6 для банков

Содержание

Обязательные нормативы н6 и н25: важные детали новых расчетов

С 1 января 2015 г. меняется порядок расчета норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) и вводится норматив максимального размера риска на связанных с банком лиц (Н25). В нормативной базе присутствуют непрописанные детали, требующие разъяснений. Какие изменения произошли в критериях взаимосвязанности заемщиков? Какие особенности следует учитывать при составлении расчетов?

В последние годы в нормативном регулировании банковской системы прослеживаются тенденции к сближению с международными подходами и стандартами. Так, введены новые требования к капиталу кредитных организаций, разработанные на основе рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору. Продолжением данного направления развития стало и внесение изменений в расчет обязательного норматива для кредитных организаций Н6, а также введение нового норматива Н25, ограничивающего кредитование связанных с банком лиц. Эти изменения были введены Федеральным законом от 02.07.2013 N 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 146-ФЗ) в Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон N 86-ФЗ). Кроме того, сейчас регулятор разрабатывает нормативные документы, детализирующие отдельные аспекты расчета указанных нормативов, а также приводящие законодательство в соответствие с новыми требованиями. Рассмотренные в статье нововведения, внесенные Законом N 146-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2015 г.

Юридические критерии отнесения заемщиков к группе связанных заемщиков при расчете норматива Н6

Понятие

Сущность

Где регламентируется

  1. Критерии, действующие в настоящий момент

Заемщики, являющиеся по отношению друг к другу основными и дочерними

Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом

Статья 64 Закона N 86-ФЗ в старой редакции, ст. 105 ГК РФ

Владение более чем 50 процентами капитала (наличие иной возможности определять решения) дочернего общества

Заемщики, являющиеся по отношению друг к другу зависимыми и основными

Общество является зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 процентов голосующих акций акционерного общества или 20 процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью

Статья 64 Закона N 86-ФЗ в старой редакции, ст. 106 ГК РФ

Владение капиталом более 20 процентов

Существенное влияние

Возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица

Статья 4 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон N 395-1)

Возможность определять принимаемые решения объекта (участие в капитале или иным образом);

возможность назначать руководящие органы

  1. Критерии, подлежащие применению с 1 января 2015 г.

Контроль

Понятие определяется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), признанными на территории Российской Федерации

Статья 4 Закона N 395-1 и ст. 64 Закона N 86-ФЗ (в ред. Закона N 146-ФЗ)

Контроль в МСФО рассматривается через подверженность риску, связанному с переменным доходом от участия в объекте, обладание полномочиями в отношении объекта и наличие возможности оказывать влияние на его доход

Инвестор обладает контролем над объектом инвестиций, если подвергается рискам, связанным с переменным доходом от участия в объекте инвестиций, или имеет право на получение такого дохода, а также возможность влиять на доход при помощи осуществления своих полномочий в отношении объекта инвестиций

МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность»

Значительное влияние

Понятие определяется в соответствии с МСФО, признанными на территории Российской Федерации

Статья 4 Закона N 395-1 и ст. 64 Закона N 86-ФЗ (в ред. Закона N 146-ФЗ)

Участие в принятии решений, например посредством владения 20 и более процентами прав голоса. Также в МСФО выделяются факты, обычно подтверждающие наличие у предприятия значительного влияния (ст. 6 МСФО (IAS) 28)

Правомочность участвовать в принятии решений по финансовой и операционной политике объекта инвестиций, но не контроль или совместный контроль над этой политикой. Если предприятию прямо или косвенно (например, через дочерние предприятия) принадлежит 20 или более процентов прав голоса в отношении объекта инвестиций, то считается, что предприятие имеет значительное влияние, за исключением случаев, когда существуют убедительные доказательства обратного (ст. 5 МСФО (IAS) 28)

МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия»

Таким образом, контроль, ранее определявшийся нормами гражданского законодательства, с 1 января 2015 г. подлежит оценке в соответствии с МСФО. И если по российскому законодательству контроль признается в случае владения основным обществом более чем 50 процентами уставного капитала (более чем 50 процентами прав голоса в общем количестве голосующих акций), подход по международным стандартам несколько иной. Так, согласно МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» инвестор обладает контролем над объектом инвестиций только в том случае, если он:

  • обладает полномочиями в отношении объекта инвестиций;
  • подвергается рискам, связанным с переменным доходом от участия в объекте инвестиций, или имеет право на получение такого дохода;
  • имеет возможность использовать свои полномочия в отношении объекта инвестиций с целью оказания влияния на величину своего дохода.

Понятие «значительное влияние» пришло на замену определению зависимых обществ, а также термину «существенное влияние». В МСФО, помимо общего с существующим подходом принципа (подтверждающего наличие влияния участием в капитале или правом голоса в отношении объекта инвестиций более 20 процентов от общего числа голосов), определены дополнительные признаки, обычно подтверждающие наличие у предприятия значительного влияния. Так, согласно ст. 6 МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия» наличие у предприятия значительного влияния может быть подтверждено одним или несколькими из следующих критериев:

  • представительство в совете директоров или аналогичном органе управления объектом инвестиций;
  • участие в процессе выработки политики, в том числе в принятии решений о выплате дивидендов или ином распределении прибыли;
  • наличие существенных операций между предприятием и объектом его инвестиций;
  • обмен руководящим персоналом;
  • предоставление важной технической информации.

То есть если по существующим правилам отнесения заемщиков к связанным используются однозначные подходы, определенные российским законодательством, согласно которым наличие контроля или существенного влияния определяется конкретными долями участия в капитале, подходы МСФО, помимо владения капиталом, строятся на анализе качественных обстоятельств. Так, инвестор, обладая долей в капитале другого лица менее 20 процентов, может оказывать на него значительное влияние, например являясь при этом представителем совета директоров данного лица.

По нашему мнению, исходя из критериев МСФО (IAS) 28:

  • акционеров (участников), владеющих 20 и более процентами акций (долей) в юридическом лице, следует признавать оказывающими на него значительное влияние, если отсутствуют убедительные доказательства обратного (например, сведения о том, что ассоциированное предприятие стало объектом контроля со стороны государства, судебного, административного или регулирующего органа);
  • акционеры (участники), владеющие менее чем 20 процентами акций (долей) юридического лица, могут быть признаны оказывающими на него значительное влияние при наличии убедительных доказательств (необходимо тестировать наличие дополнительных факторов, приведенных в п. 6 МСФО (IAS) 28);
  • для лиц, не являющихся акционерами, но обладающих признаками значительного влияния по МСФО (IAS) 28, теоретически не исключена возможность оказывать значительное влияние, но мы полагаем ее маловероятной и считаем целесообразным определять наличие или отсутствие значительного влияния в отношении лиц, одно из которых участвует в капитале другого.

В связи с изложенным, на наш взгляд, если кредитная организация будет руководствоваться МСФО при оценке наличия связанности заемщиков по юридическим основаниям, это может повлечь за собой необходимость включения в состав групп связанных заемщиков для расчета норматива Н6 более широкого круга заемщиков. Поскольку критерии для определения контроля и значительного влияния количественно однозначно не определены и возможны случаи, в которых наличие или отсутствие такого влияния необходимо обосновывать отталкиваясь от качественных обстоятельств; рекомендуем осуществлять такой анализ посредством оформления профессиональных суждений, закрепив порядок и процедуру принятия решений во внутренних документах.

Экономические критерии связанности: как использовать иные экономические признаки?

Ранее объединение заемщиков в группы связанных заемщиков для целей расчета норматива Н6 по экономическим основаниям носило лишь рекомендательный характер (Письмо Банка России от 10.09.2004 N 106-Т «О расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6)»). Новые нормы, вступающие в силу с 1 января 2015 г., вводят и обязательные экономические основания для отнесения заемщиков к связанным при расчете норматива Н6. Так, согласно абз. 4 ст. 64 Закона N 86-ФЗ к группе связанных заемщиков кредитной организации относятся также заемщики (юридические и (или) физические лица), связанные таким образом, что ухудшение экономического положения одного лица может явиться причиной неисполнения (ненадлежащего исполнения) другим лицом (другими лицами) обязательств перед кредитной организацией, в частности в силу того, что юридические и (или) физические лица предоставили непосредственно или через третьих лиц денежные средства, полученные от кредитной организации по договору займа (кредита, депозита), другому лицу или группе лиц по договору займа (кредита, депозита); исполнение обязательств юридических и (или) физических лиц по договору займа (кредита, депозита) перед кредитной организацией осуществляется одним и тем же третьим лицом, не являющимся лицом, обязанным перед кредитной организацией по договору займа (кредита, депозита).

То есть регулятор определил две ситуации, наличие которых свидетельствует о том, что ухудшение экономического положения одного лица может явиться причиной неисполнения (ненадлежащего исполнения) другим лицом обязательств перед кредитной организацией, в связи с чем заемщики, подпавшие под такое описание, должны быть объединены в группу связанных заемщиков. Банк в своих внутренних документах вправе определить иные экономические основания для объединения заемщиков в группу связанных. По нашему мнению, при определении экономической связанности заемщиков, в частности при осуществлении ими взаимных расчетов, поставок в рамках обычной хозяйственной деятельности (дебиторы и кредиторы по отношению друг к другу), значение имеют объемы взаимных операций, значимость контрагентов друг для друга, степень исключительности оказываемых услуг и прочие факторы. Иными словами, должна быть произведена оценка того, может ли ухудшение экономического положения одного лица явиться причиной неисполнения (ненадлежащего исполнения) другим лицом обязательств перед кредитной организацией. Такой анализ и, соответственно, отнесение или неотнесение заемщиков к категории связанных для расчета норматива Н6 рекомендуем производить на основании профессионального суждения.

Какие обязательства также следует учитывать?

Помимо рассмотренного выше, в новой редакции ст. 64 Закона N 86-ФЗ установлено требование учитывать при определении максимального риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков обязательства лица (лиц, входящих в группу связанных заемщиков) перед кредитной организацией и обязательства перед третьими лицами, вследствие которых у кредитной организации возникают требования в отношении указанного лица (лиц, входящих в группу связанных заемщиков).

Один из наиболее актуальных вопросов, связанных с рассматриваемыми нововведениями, — вопрос о том, какие обязательства следует относить к обязательствам перед третьими лицами. По нашему мнению, под указанные обязательства подпадут случаи, когда кредитная организация, не являясь стороной сделки между лицом и третьим лицом, будет вынуждена возместить убытки или понести иную ответственность по сделке лица с третьим лицом. Причем это третье лицо, а также лицо, имеющее перед третьим лицом обязательства, вследствие которых у кредитной организации возникают требования к указанному лицу, могут как являться, так и не являться заемщиками банка. Такими обязательствами могут быть, например, обязательство лица перед третьим лицом, исполнение которого обеспечено гарантией (поручительством) кредитной организации, аккредитивы. Подтверждение изложенной позиции было опубликовано 28.10.2014 на сайте АРБ в разъяснениях Банка России по вопросам АРБ (Письмо Банка России от 22.10.2014 N 41-1-2-7/1885).

Дополнительно отметим, что помимо уже внесенных изменений, проанализированных в нашей статье, разработан проект указания Банка России по внесению соответствующих изменений в Инструкцию N 139-И, который был размещен на сайте Банка России. В частности, в данном проекте содержится требование, согласно которому норматив Н6 также рассчитывается по группе связанных заемщиков, если заемщики являются близкими родственниками, признаваемыми таковыми в соответствии со ст. 64.1 Закона N 86-ФЗ.

Пример 1. Два юридических лица — заемщика банка (компании А и Б) имеют одного директора, который не является их собственником. Собственники у данных компаний разные. Нужно ли в целях расчета норматива Н6 относить задолженность директора и двух компаний к группе связанных лиц? И нужно ли связывать задолженность компании и ее директора в группу для расчета норматива Н6, если директор не является собственником данной компании?

Полагаем, из существа нормативных требований (определения понятий контроля и значительного влияния в МСФО) не вытекает требование связывать задолженность компании и ее директора для целей расчета норматива Н6, а также объединять компании в группу связанных заемщиков только по принципу наличия в них общего руководящего органа (директора).

Пример 2. Есть группа компаний А, Б и В, юридически связанных между собой. У компании В есть экономическая связь с компанией Г. Норматив Н6 будет рассчитываться по двум группам — А, Б, В и В, Г — или по единой группе — А, Б, В, Г?

По нашему мнению, в данном случае заемщики связаны по различным основаниям. И связь компании Г с компанией В по экономическим критериям, например в силу ведения общей хозяйственной деятельности, не влечет за собой связь компании Г и компаний А и Б. Исходя из изложенного, полагаем, что следует выделять две группы: А, Б, В и В, Г.

Юридическая взаимосвязь: какие лица должны быть классифицированы как связанные с кредитной организацией?

Юридические критерии связанности для расчета норматива Н25 установлены по аналогии с рассмотренными изменениями по нормативу Н6 и определяются понятиями контроля и значительного влияния в соответствии с МСФО. Так, ст. 64.1 Закона N 86-ФЗ определено, что под связанным с кредитной организацией юридическим лицом понимается юридическое лицо, которое контролирует кредитную организацию или оказывает на нее значительное влияние, либо юридическое лицо, деятельность которого контролирует или на которое оказывает значительное влияние кредитная организация. То есть связанными с кредитной организацией являются лица, как контролирующие кредитную организацию (оказывающие на нее значительное влияние), так и находящиеся под контролем (значительным влиянием) кредитной организации.

Под связанным с кредитной организацией физическим лицом законодатель предлагает понимать физическое лицо (его близких родственников), которое:

  1. контролирует кредитную организацию или оказывает на нее значительное влияние;
  2. является членом совета директоров (наблюдательного совета), единоличным исполнительным органом, его заместителем, главным бухгалтером кредитной организации, членом коллегиального исполнительного органа и иным руководителем (работником), принимающим решения (в т.ч. коллегиально) об осуществлении кредитной организацией операций (сделок), результаты которых могут повлиять на соблюдение кредитной организацией обязательных нормативов или возникновение оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации.

Данные нормы определяют, что физические лица, которые контролируют, оказывают влияние на кредитную организацию или же могут влиять на принятие решений об осуществлении ею операций посредством участия в составе руководящих органов кредитной организации, наделенных соответствующими полномочиями, должны быть классифицированы как СБЛ. Кроме того, близкие родственники таких физических лиц, к которым следует относить супруга (супругу), родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков, также будут отнесены к категории СБЛ. Однако поскольку близкие родственники СБЛ сами по себе не имеют связи с банком, полагаем, что не требуется анализировать и включать в расчет норматива Н25 связанность иных лиц с указанными родственниками по различным основаниям.

Согласно ст. 64.1 Закона N 86-ФЗ юридические и (или) физические лица, связанные с кредитной организацией, составляют группу связанных с банком лиц (далее — ГСБЛ), за исключением юридических лиц, деятельность которых контролируют или на которых оказывают значительное влияние кредитная организация либо близкие родственники связанных с кредитной организацией лиц.

Таким образом, при расчете норматива Н25 определяется перечень СБЛ, признаваемых таковыми по ст. 64.1 Закона N 86-ФЗ, часть из которых объединяется в общую ГСБЛ, а оставшиеся считаются отдельными связанными с кредитной организацией лицами. Норматив Н25 будет рассчитываться как по общей ГСБЛ, так и по отдельным СБЛ, не включаемым в общую группу. Однако законодательно установлены иные важные особенности, которые также следует учитывать. Рассмотрим их далее.

Как определить связанных лиц по экономическим основаниям?

В отличие от норматива Н6, экономические критерии объединения СБЛ в группы для расчета норматива Н25 окончательно не определены. Соответствующий документ находится в стадии разработки. Так, банковскому сообществу был представлен проект указания Банка России, определяющего признаки возможной связанности лица (лиц) с кредитной организацией. Предполагается, что на основании данных признаков Комитет банковского надзора будет вправе классифицировать заемщиков как связанных с банком экономически на основании мотивированного суждения и направлять кредитной организации обязательное для исполнения требование о признании лица (лиц) связанным (связанными) с кредитной организацией (входящим (входящими) в группу связанных с кредитной организацией лиц). В связи с этим рекомендуем кредитным организациям при разработке внутреннего положения и установлении экономических критериев связанности принимать во внимание признаки, обозначенные в проекте данного указания. Но при этом в законодательных нормах не содержится требование считать признаком связанности с банком формальное наличие какого-либо из этих признаков до вынесения соответствующего решения Комитета банковского надзора.

В связи с отмеченным полагаем целесообразным оформлять процедуру рассмотрения таких обстоятельств мотивированным суждением, на основании которого принимать обоснованное решение об отнесении либо неотнесении заемщика к категории СБЛ.

Какие обязательства также необходимо учитывать?

Статьей 64.1 Закона N 86-ФЗ регламентировано, что при определении максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц) учитываются обязательства лица (лиц, входящих в группу) перед кредитной организацией и обязательства перед третьими лицами, вследствие которых у кредитной организации возникают требования в отношении указанного лица (лиц, входящих в группу). Понятие группы лиц законодатель предлагает использовать в значении, определенном Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ), ст. 9 которого содержит соответствующий перечень признаков для их классификации.

То есть при расчете норматива Н25 в отношении отдельных СБЛ и СБЛ, входящих в общую ГСБЛ, необходимо определять лиц, составляющих с ними группы согласно Закону N 135-ФЗ. Норматив Н25 будет рассчитываться по общей ГСБЛ с учетом обязательств лиц, составляющих группы с ее членами, а также по отдельным СБЛ с их группами лиц согласно Закону N 135-ФЗ.

Подход к расчету: пошаговый алгоритм определения величины максимального размера риска

На основе вышеизложенного можно предложить следующий алгоритм определения величины максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц).

  1. Определение перечня СБЛ согласно нормам ст. 64.1 Закона N 86-ФЗ:

а) связанные с банком юридические лица, контролирующие банк или оказывающие на него значительное влияние;

б) связанные с банком физические лица, контролирующие банк или оказывающие на него значительное влияние, а также их близкие родственники;

в) связанные с банком физические лица, являющиеся членами совета директоров (наблюдательного совета), единоличным исполнительным органом, иным руководителем (работником), принимающим решения об осуществлении кредитной организацией операций, которые могут повлиять на соблюдение обязательных нормативов или привести к возникновению оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации, близкие родственники таких физических лиц;

г) связанные с банком юридические лица, находящиеся под контролем или значительным влиянием банка (например, дочерние организации).

  1. Определение по каждому из СБЛ круга лиц, с которыми оно составляет группу лиц в соответствии с Законом N 135-ФЗ.
  2. Определение состава ГСБЛ, в которую включаются СБЛ, перечисленные в пп. «а» — «в» п. 1, а также их группы лиц.
  3. Расчет норматива Н25 по обязательствам ГСБЛ, а также отдельных СБЛ, не входящих в ГСБЛ. Так, норматив Н25 будет рассчитываться по обязательствам:
  • группы связанных с банком лиц;
  • каждого СБЛ, не включаемого в ГСБЛ (с учетом обязательств лиц, с которыми это СБЛ составляет группу лиц согласно Закону N 135-ФЗ);
  • связанных с банком лиц, классифицированных в категорию связанных с банком на основе экономических критериев.

Пример 3. Два члена совета директоров банка являются близкими родственниками. Оба имеют в собственности компании (первому принадлежат компании А и Б, второму — компании В и Г). Все перечисленные лица являются заемщиками банка. Каким образом нужно рассчитать норматив Н25:

  • на всю группу (два члена совета директоров, компании А, Б, В и Г);
  • отдельно на каждого члена совета директоров и его компании?

Каждый из членов совета директоров банка является СБЛ по определению связанного с кредитной организацией физического лица (абз. 3 — 5 ст. 64.1 Закона N 86-ФЗ) и подлежит включению в состав ГСБЛ (абз. 6 ст. 64.1 Закона N 86-ФЗ). При этом первый член совета директоров составляет группу лиц с компаниями А и Б (пп. 1 и 8 ч. 1 ст. 9 Закона N 135-ФЗ). Аналогично второй член совета директоров и заемщики В и Г образуют группу лиц.

Исходя из рассмотренных выше норм, при определении максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц) учитываются обязательства не только СБЛ, но и их групп лиц. Соответственно, обязательства лиц, составляющих группу с каждым из СБЛ, включаемым в состав ГСБЛ, также подлежат учету в числе обязательств ГСБЛ.

Таким образом, норматив Н25 будет считаться по ГСБЛ, в состав которой входят все перечисленные в примере заемщики.

Пример 4. Если у банка несколько конечных бенефициаров, владеющих более 20 процентами акций, не связанных друг с другом, то норматив Н25 должен рассчитываться по каждой соответствующей ГСБЛ или же он будет общим на всех собственников и связанных с ними лиц?

Норматив будет общим на всех собственников и связанных с ними лиц, поскольку бенефициары, владеющие более 20 процентами акций, контролируют или оказывают значительное влияние на кредитную организацию в соответствии с МСФО, а следовательно, являются СБЛ, объединяемыми в ГСБЛ с учетом их групп лиц согласно Закону N 135-ФЗ.

Таким образом, новации банковского законодательства в сфере обязательных нормативов направлены на ограничение риска кредитования банками связанных с ними лиц (групп) и групп связанных заемщиков. Расширение и закрепление юридических и экономических критериев связанности для определения максимального размера риска на заемщика или группу связанных заемщиков банка, а также введение ограничения на размер риска кредитования связанных с кредитной организацией лиц (групп связанных с кредитной организацией лиц) приводят к необходимости учета кредитными организациями данных факторов при принятии решений о выдаче ссуд.

Е.А.Новоселова

Специалист

ООО «Банковский аудит»

Объявление

Читаю 146-ФЗ, изменения, вносимые в закон о банках и банковской деятельности.
«Статья 64.1. Максимальный размер риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц) устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) кредитной организации и не может превышать 20 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации.
Под связанным с кредитной организацией юридическим лицом в целях настоящего Федерального закона понимается юридическое лицо, которое контролирует кредитную организацию или оказывает на нее значительное влияние, либо юридическое лицо, деятельность которого контролирует или на которое оказывает значительное влияние кредитная организация.
Под связанным с кредитной организацией физическим лицом в целях настоящего Федерального закона понимается физическое лицо (его близкие родственники: супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), которое:
1) контролирует кредитную организацию или оказывает на нее значительное влияние;
2) является членом совета директоров (наблюдательного совета), единоличным исполнительным органом, его заместителем, главным бухгалтером кредитной организации, членом коллегиального исполнительного органа и иным руководителем (работником), принимающим решения (в том числе коллегиально) об осуществлении кредитной организацией операций (сделок), результаты которых могут повлиять на соблюдение кредитной организацией обязательных нормативов или возникновение оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации.
Юридические и (или) физические лица, связанные с кредитной организацией, в соответствии с настоящим Федеральным законом составляют группу связанных с кредитной организацией лиц, за исключением юридических лиц, деятельность которых контролирует или на которых оказывают значительное влияние кредитная организация или близкие родственники связанных с кредитной организацией лиц.
При определении максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц) учитываются обязательства лица (лиц, входящих в группу лиц) перед кредитной организацией и обязательства перед третьими лицами, вследствие которых у кредитной организации возникают требования в отношении указанного лица (лиц, входящих в группу лиц). Понятие группы лиц при определении максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц) используется в значении, определенном Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нормативным актом Банка России определяются признаки возможной связанности лица (лиц) с кредитной организацией, а также порядок осуществления Банком России контроля за соблюдением кредитными организациями расчета максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц).
В целях определения максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц) Комитет банковского надзора вправе принять решение о признании лица лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц) на основании мотивированного суждения. Решение Комитета банковского надзора должно содержать обоснование признания лица (лиц) лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц), в том числе информацию о признаках, на основании которых такое решение принято, сроки приведения кредитной организацией требований к лицу (лицам), признанному лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц), в соответствие с величиной, установленной Банком России на основании настоящего Федерального закона. Для рассмотрения Комитетом банковского надзора вопроса о признании лица (лиц) лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц), Председатель Комитета банковского надзора имеет право направить обязательное для исполнения кредитной организацией требование о предоставлении кредитной организацией дополнительной информации.
На основании решения Комитета банковского надзора Банк России направляет кредитной организации требование о признании лица (лиц) лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц).
Кредитная организация в течение 15 рабочих дней после дня получения такого требования вправе обжаловать его Председателю Банка России. В заявлении об обжаловании кредитная организация обязана обосновать отсутствие связанности лица (лиц), в отношении которого (которых) направлено требование, с кредитной организацией. Председатель Банка России рассматривает данное заявление в течение 15 рабочих дней со дня его поступления в Банк России. По результатам рассмотрения заявления об обжаловании Председатель Банка России отказывает кредитной организации либо отменяет требование.
По результатам приведения кредитной организацией максимального размера риска на лицо, признанное лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц), в соответствие с величиной, установленной Банком России на основании настоящего Федерального закона, кредитная организация информирует об этом Банк России. При этом в случае исполнения (частичного исполнения) обязательства перед кредитной организацией лицом (группой лиц), в отношении которого было направлено требование, кредитная организация направляет в Комитет банковского надзора информацию об указанных обстоятельствах, включая заявление, подтверждающее, что исполнение (частичное исполнение) указанного обязательства не было связано с принятием на себя кредитной организацией прямо или опосредованно (через третьих лиц) рисков понесения потерь. Комитет банковского надзора рассматривает информацию, представленную кредитной организацией, и принимает решение о признании факта приведения кредитной организацией максимального размера риска на лицо, признанное лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц), в соответствие с величиной, установленной Банком России на основании настоящего Федерального закона, или об отказе в признании этого факта. Для рассмотрения Комитетом банковского надзора указанного вопроса Председатель Комитета банковского надзора (его заместитель) имеет право направить обязательное для исполнения кредитной организацией требование о предоставлении кредитной организацией дополнительной информации.
Нормативными актами Банка России определяются порядок принятия Комитетом банковского надзора решения об отнесении лица к связанным с кредитной организацией лицам (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц) на основании мотивированного суждения, порядок направления требований кредитной организации и рассмотрения обращений кредитной организации в соответствии с настоящей статьей.
Решения Комитета банковского надзора и требования, предусмотренные настоящей статьей, могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, установленном федеральными законами.»;
В то же время в проекте новой 139-И, не нахожу. Может, не вижу?
Кто-то уже задумывался?

>Взаимосвязанные лица

Какие лица признаются связанными?

Налоговое законодательство уделяет много внимания контролю деятельности взаимосвязанных структур. Это объяснимо: в их руках находится большее, чем у других участников рынка, число манипуляций и схем, благодаря которым можно намеренно занизить показатели доходности и уменьшить или свести к нулю сумму перечисляемых в казну налогов.

Согласно тексту ст. 20 НК РФ, группа связанных лиц – это граждане и организации, сложившиеся отношения между которыми могут влиять на:

  • условия по заключаемым сделкам;
  • экономические результаты их деятельности;
  • финансовые итоги работы структур, в которых они наделены правом принимать управленческие решения.

В статье 20 НК РФ указано три основания для отнесения лиц к категории взаимозависимых:

  • наличие кровнородственных связей (например, между родителями и детьми);
  • возможность влияния на решения, принимаемые коммерческими структурами (при доле прямого или косвенного участия в них не менее 25%);
  • подчинение одного лица другому в связи с особенностями занимаемой должности.

Перечисленные критерии априори относят лицо к числу взаимозависимых, т.е. при их наличии не представляется возможным доказать обратное.

Суд оставляет контролирующим органам право признать лиц связанными в судебном порядке, если на то имеются веские основания. Принимая решение, судебный орган может руководствоваться не только тремя перечисленными критериями, но и основываться на их факторах, позволяющих одной структуре влиять на действия другой.

Декларация по взаимозависимым лицам

Почему взаимозависимые лица интересуют ФНС?

Законодательство определяет, что взаимовлияние связанных лиц осуществляется путем:

  • участия одной компании или физического лица в капитале других;
  • на основании соглашений, заключенных между хозяйствующими субъектами;
  • иными способами (например, через родственные, личные отношения).

Группа взаимосвязанных лиц имеет возможность согласовывать проводимые операции с целью снижения издержек и повышения уровня дохода.

Например, компания А производит продукцию, стоимость единицы которой равна 100 рублям. Она реализует ее фирме Б, которая зарегистрирована за границей, по символической стоимости 101 руб. В итоге А имеет минимальный или отрицательный финансовый результат, что снижает практически до 0 ее отчисления по налогу на прибыль. Денежные средства уходят за рубеж, и далее российские налоговые службы не могут проконтролировать их использование.

Аналогичную схему можно провести с российской компанией на специальном режиме налогообложения или фирмой-резидентом особой экономической зоны, назовем ее В. А реализует ей товар по символической цене в 101 руб., снижая до минимума свою фискальную нагрузку. В распродает продукцию по рыночной стоимости, но не платит с оборотов НДС, а налог на прибыль перечисляет по сниженной ставке. Так бюджет недополучает полагающиеся доходы.

Чтобы казна не несла потерь, обусловленных «находчивостью» взаимосвязанных лиц, вводится налоговая категория «контролируемые сделки». К ней относятся операции, совершаемые с иностранцами, компаниями на спецрежимах, резидентами особых экономических зон, добытчиками полезных ископаемых и т.д., если их сумма превышает установленный законом лимит (чаще всего 60-100 млн. руб.). Структуры, принимавшие участие в таких куплях-продажах, обязаны ежегодно отчитываться в ФНС.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ответ ЦБ РФ на письмо АРБ «О коэффициентах при расчёте норматива Н6 для банков с базовой лицензией»

История переписки

от 24.08.2018 № 41-1-2-8/709
на Исх. А-02/1Пен-196 от 26.07.2018

Центральный банк
Российской Федерации
(Банк России)

Уважаемый Гарегин Ашотович!

Департамент банковского регулирования (далее — ДБР) рассмотрел обращение Ассоциации российских банков (далее — Ассоциация) и сообщает следующее.

По вопросу 1. Оценка риска в целях расчета норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) банками с базовой лицензией предусматривает разделение заемщиков на профильных и непрофильных. В соответствии с Инструкцией Банка России от 06.12.2017 № 183-И «Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией» (далее — Инструкция № 1 83-И) к профильным заемщикам относятся физические лица, субъекты малого или среднего предпринимательства (далее — субъекты МСГ1), государственные или муниципальные унитарные предприятия (в зависимости от размера годового дохода, полученного от предпринимательской деятельности). Все остальные лица относятся к непрофильным заемщикам.

Согласно девятому абзацу пункта 2.3 Инструкции № 183-И коэффициент 2,0 применяется по требованиям к непрофильным заемщикам.

По вопросу 2. В целях Инструкции № 183-И при расчете норматива Н6 «профильность» указанных в письме Ассоциации заемщиков определяется для:

субъектов МСП — в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 209-ФЗ);

государственных или муниципальных унитарных предприятий — в случае непревышения предельного значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, установленного пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

По вопросу 3. Коэффициент 2,0 применяется банком с базовой лицензией в отношении требований к субъекту МСП с момента исключения субъекта МСП из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Восьмым абзацем пункта 2.3 Инструкции № 183-И предусмотрен переходный период (5 лет), в течение которого требования по операциям, совершенным до 01.01.2018 включаются в расчет норматива Н6 с коэффициентом 80% в отношении требований всех категорий заемщиков. Кроме того, согласно девятому абзацу, к требованиям к заемщикам (как к профильным, так и непрофильным) по указанным операциям при расчете норматива Н6 коэффициент 2,0 применяться не будет.

Полагаем, что указанный переходный период позволит банкам с базовой лицензией плавно перейти к новым требованиям в части норматива Н6.

А. А. Лобанов

История переписки

  • 04.09.2018 Письмо АРБ Заместителю Председателя Банка России В.Поздышеву «О коэффициентах при расчёте норматива Н6 для банков с базовой лицензией»
  • 04.09.2018 Ответ ЦБ РФ на письмо АРБ «О коэффициентах при расчёте норматива Н6 для банков с базовой лицензией»

Прикрепленные документы

  • Полный текст документа (pdf, 0.2 Mb)

Центробанк планирует смягчить расчет норматива Н25 в 2017 году

Центробанк намерен смягчить в 2017 году расчет норматива Н25, ограничивающий кредитование связанных сторон 20% капитала, в отношении «прозрачных» организаций. Об этом говорится в проекте указания Банка России.

Новый документ предполагает, что требования будут включены с коэффициентов 20% в 2017 году и с коэффициентов 50% в 2018-м.

«Вводится элемент поэтапности расчета в отношении связанных с кредитной организацией лиц, по которым отсутствуют признаки «непрозрачности» деятельности, а именно, в случаях если сделка заключена с юридическими лицами, входящими в перечень стратегических предприятий или перечень стратегических организаций, либо с организациями оборонно-промышленного комплекса или лицами, имеющими рейтинг долгосрочной кредитоспособности, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже «B», а также по сделкам, обеспеченным поручительством (гарантией) перечисленных юридических лиц, а также по требованиям к юридическим лицам, являющимся добросовестными налогоплательщиками, кредитные требования включаются в расчет норматива с коэффициентом 20% в течение 2017 года; с коэффициентом 50% в течение 2018 года», — говорится в проекте указания.

ЦБ РФ еще весной 2015-го сообщил о намерении ввести новый обязательный норматив максимального риска на связанное с банком лицо (Н25). Норматив Н25 будет рассчитываться как по группе связанных с банком лиц, так и по отдельным связанным с банком лицам (которые не будут объединяться в группу связанных).

Ранее заместитель директора департамента банковского надзора ЦБ Лидия Трошина заявляла, что около 50 финучреждений ежемесячно нарушают норматив максимального риска на связанных с банком лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *