Содержание
Текст научной статьи
На сегодняшний день законодательство Российской Федерации активно изменяется, дополняется и совершенствуется. Разумеется, вносимые изменения не могут обойти стороной и такую масштабную по своей значимости в жизни государства и граждан отрасль права как гражданское право. В частности, изменения происходят и в нормах, регулирующих отдельные виды предпринимательской деятельности граждан в качестве юридических лиц. В связи с вышеизложенным, изучение изменений законодательства в сфере регулирования деятельности юридических лиц является актуальным, как для граждан — учредителей и участников юридических лиц, так и для юристов-исследователей. Основными нормативно-правовыми актами, которые содержат нормы, регулирующие деятельность юридических лиц являются Гражданский кодекс Российской Федерации , Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08. 02. 1998 № 14-ФЗ, Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26. 12. 1995 г. № 208-ФЗ, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08. 08. 2001 г. № 129-ФЗ. В «Основах законодательства Российской Федерации о нотариате» также содержатся нормы, регулирующие деятельность юридических лиц. Данные законы определяют понятие «юридическое лицо», устанавливают нормы, регламентирующие порядок создания, функционирования и ликвидации юридических лиц. В настоящей статье будут рассмотрены нормативно-правовые акты, вносящие изменения в вышеуказанные законы. В марте и июне 2015 года были опубликованы два федеральных закона №67-ФЗ и 209-ФЗ, которые внесли значительные изменения в указанные выше федеральные законы, также в июле 2016 года вышел ФЗ № 360-ФЗ, который также внёс изменения в нормативно-правовые акты, затрагивающие деятельность юридических лиц, некоторые статьи этих федеральных законов вступят в силу в январе 2017 года. Какое же значение окажут вносимые изменения в законодательство на деятельность юридических лиц в стране? Ответ на данный вопрос попробуем дать ниже. Нормы ст. 3 ФЗ № 67-ФЗ, вступившие в силу с 01 января 2016 года, обязывают участников общества с ограниченной ответственностью заверять сделки, касающиеся продажи доли, оферты о продаже доли обществу или его участникам, договор залога доли, выход участника из общества, увеличение размера уставного капитала. Также нотариус может подавать документы для регистрации общества в регистрирующий орган с помощью единого портала государственных и муниципальных услуг . Однако, насколько это будет выгодно для учредителя общества, ведь услуги нотариуса не бесплатны. Также встает вопрос о загруженности работы нотариусов, ведь помимо подачи документов о регистрации ЮЛ у нотариуса есть и другие обязанности. Помимо наделения нотариусов полномочиями по заверению сделок, совершаемых ООО, подпункт «в» пункта 6 статьи 4 ФЗ №67-ФЗ от 30. 03. 2015 г. гласит: «проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц» . Таким образом, законодатель наделяет регистрирующий орган правом проверять подаваемую для регистрации юридического лица информацию, хотя ранее таких полномочий ИФНС не имела . Также данная норма вводит ответственность для должностных лиц за предоставление заведомо ложных сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также за повторное непредставление или за представление недостоверных сведений в виде дисквалификации на срок от одного года до трёх лет. Для однократного непредставления или представления недостоверных сведений установлена ответственность в виде штрафа от пяти до десяти тысяч рублей, а также увеличивает сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о государственной регистрации . В июне 2015 года был опубликован новый ряд поправок и изменений, вошедших в ФЗ № 209-ФЗ от 29. 06. 2015 г. и касающихся уставов, на основании которых действуют общества с ограниченной ответственностью. В данном ФЗ законе речь идёт о типовом уставе, который будет разрабатываться и утверждаться уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти, а регистрирующий орган будет размещать такой устав на своем официальном сайте . Введение типового устава не исключает возможность создания и утверждения собственного «уникального» устава общества, а является альтернативой ему. Типовой устав не будет содержать информацию о наименовании, юридическом адресе и размере уставного капитала и размере долей в нём создаваемого юридического лица, эти данные будут внесены в ЕГРЮЛ при регистрации, если в регистрирующий орган будет заявлено о намерении общества действовать на основе типового устава. Данное нововведение несколько упрощает и удешевляет процедуру регистрации ООО, т.к. при создании «нетипового» устава в некоторых случаях может потребоваться помощь со стороны юристов, а это дополнительные расходы. Также типовой устав не нужно подавать в регистрирующий орган на бумажном носителе. Однако, следует отметить, что, возможно, на практике осуществление деятельности на основе типового устава, может подойти не для каждого общества (например, по видам экономической деятельности) и всё же придётся разрабатывать устав, который своим содержанием будет регулировать деятельность конкретного общества. Также в июле 2016 года вышел очередной федеральный закон, вносящий изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Так пункт 13 ст. 1 ФЗ № 360-ФЗ от 03. 07. 2016 г. дополняет Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 новой главой XX. 4 «Внесение сведений в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата», которая вступит в законную силу с 01 июля 2017 года . Данной главой вносится право ООО передать ведение и хранение списка участников ООО нотариусу. За совершением такового нотариального действия смогут обратиться единоличный исполнительный орган ООО или иной орган в соответствии с Уставом, уполномоченный вести список участников общества, а также сам участник ООО. Стоит отметить, что обязанность ведения списка участников общества с указанием сведений о каждом участнике общества, размере его доли в уставном капитале общества и её оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом была введена ФЗ от 30. 12. 2008 года № 312-ФЗ, вступившей в законную силу с 01 июля 2009 года . В случае, если обществом будет передано право на ведение и хранение списка участников ООО нотариусу, то лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, будет обязано сообщать нотариусу обо всех изменениях, касающихся сведений, содержащихся в списке участников ООО (сведения об участников общества и принадлежащих им долях в уставном капитале и др.). Однако, ФЗ № 360-ФЗ не содержит сведений об ответственности, предусмотренной в случае несвоевременного предоставления или непредставления сведений об изменениях в списке участников ООО, к тому же следует подчеркнуть, что право передать ведение списка участников ООО является всё же правом, а не обязанностью общества. Стоит предположить, что, возможно, в скором времени будут внесены новые поправки, которые будут касаться ведения списка участников ООО нотариусами и уже тогда право передачи обществом списка станет обязанностью и будут предусмотрены определённые санкции за непредставление списка и сведений об изменениях в список участников ООО. В заключение следует отметить, что, разумеется, большинство изменений вносится в действующее законодательство с целью устранения существующих пробелов и предотвращения правонарушений в соответствующей области правоотношений, однако некоторые из них могут сделать некоторые процедуры более затруднительными, дорогостоящими и продолжительными. К тому же не все изменения, вводимые в законодательство, воплощаются в жизни, как, например, введение типовых уставов. Тем не менее, стоит надеяться, что изменения скажутся благоприятно на деятельности обществ с ограниченной ответственностью и последующие изменения в законодательство скажутся на их деятельности не менее благоприятно.
Нормативное регулирование учета основных средств играет важную роль в вопросе регламентации учетного процесса в любой компании. Ведь необходимость корректного осуществления учета ОС стоит перед любой развивающейся фирмой. О том, какие законодательные положения и документы необходимо в первую очередь принимать во внимание в целях ведения учета ОС, пойдет речь в данной статье.
Какие нормативные документы в настоящее время регламентируют процесс учета ОС?
По состоянию на текущий момент отдельные требования к учету ОС содержатся в разных нормативных документах. В частности, к ним относятся:
- Закон о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В данном нормативном акте законодатель установил базовые принципы и правила, которыми фирмам следует руководствоваться при ведении учета не только ОС, но и активов вообще.
- Положение по ведению бухучета в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, где регламентированы базовые аспекты учета непосредственно ОС. А именно говорится, что следует причислять к ОС, а также на какие группы классифицируются ОС в фирме. Кроме того, приводятся правила расчета учетной стоимости ОС.
- ПБУ 6/01 об учете ОС, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н. Данное ПБУ является основным нормативным документом, в котором рассматриваются такие вопросы: определение понятия ОС, классификация ОС по разным группам, корректное определение срока полезного использования ОС, оценка учетной стоимости, механизмы и правила начисления амортизации. Также приводятся указания, как следует отражать сведения об ОС в отчетности фирмы.
- Методические указания по учету ОС, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н. Документ более подробно раскрывает и поясняет правила, закрепленные в ПБУ 6/01. Несмотря на то что не имеет императивного действия, компаниям на практике необходимо им руководствоваться.
- ПБУ 9/99 «Доходы компании» и ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденные приказами Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н и № 33н соответственно. Указанные ПБУ устанавливают, в каком порядке следует признавать доходы и расходы фирмы при приобретении ОС или при выбытии объектов ОС компании.
- Методические указания по проведению инвентаризации, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. В данном документе для компании представляют интерес правила и алгоритм проведения инвентаризации ОС.
- План счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. Указанным документом компаниям необходимо руководствоваться для того, чтобы корректно отражать операции, связанные с движением ОС в фирме (а также с начислением амортизации по ним) на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Проблемы учета ОС, которые нормативная база недостаточно регулирует
Несмотря на обширную базу нормативного регулирования основных средств в РФ, в настоящее время присутствуют и некоторые неопределенности. Положения из приведенных выше документов подвергаются постоянным изменениям. Главным образом потому, что в настоящее время прослеживается тренд на приведение стандартов учета в РФ в соответствие с МСФО.
Говоря о конкретных неопределенных аспектах российских правил учета ОС, можно выделить следующие.
Во-первых, существенным недостатком российской нормативной базы является отсутствие механизма по учету последующих расходов, которые фирма понесла в отношении имеющегося ОС.
ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! В МСФО такие расходы должны влиять на балансовую стоимость ОС, увеличивая ее.
Во-вторых, значимым проблемным моментом является вопрос о переоценке срока предполагаемого использования ОС в целях учета. Как следует из положений указанных выше нормативных документов, срок службы ОС в последующем по российским правилам учета переоцениваться не должен.
ВАЖНО! Исключение в российских правилах предусмотрено только для случая модернизации.
Подробнее см. в статье «Модернизация основных средств — бухгалтерский и налоговый учет».
В МСФО предусмотрен иной порядок: по окончании каждого отчетного периода фирма должна пересмотреть срок предполагаемой службы имеющихся у нее ОС. При этом во внимание принимается показатель «моральный износ оборудования».
Помимо изложенных, в российской нормативной базе учета ОС существуют и иные проблемные моменты, касающиеся базовой терминологии.
В частности, российские правила не определяют понятия «достройка», «модернизация», «реконструкция». В связи с этим на практике возникают частые споры по поводу того, к чему отнести понесенные фирмой расходы: к ремонту или к модернизации. А соответственно, следует ли расходы учесть в составе прочих, либо на их величину необходимо увеличить учетную стоимость ОС.
Аналогична ситуация с понятием конструктивно сочлененного предмета. Несмотря на то что определение приведено в ПБУ 6/01, в практике у многих компаний возникают трудности с определением, какие именно части являются составляющими конструктивного сочлененного предмета (инвентарного объекта), а какие — самостоятельными инвентарными объектами.
Перспективы совершенствования нормативного учета ОС
Перечисленные выше пробелы в нормативном регулировании учета ОС на предприятии обуславливают актуальные направления совершенствования документарной базы учета в РФ.
В частности, некоторая перестройка правил учета ОС предполагается в контексте ориентации на следующие стандарты МСФО:
- МСФО 16 «ОС»;
Подробнее об учете ОС по МСФО см. в статье «МСФО № 16 Основные средства — особенности применения»
- МСФО 36 «Обесценение активов»;
- МСФО 23 «Затраты по займам».
При этом среди направлений совершенствования выделить можно следующие:
- Приведение в соответствие с МСФО разрешенных методов амортизации. А именно: из российской практики предполагается исключить метод по сумме чисел лет полезного использования, который не установлен МСФО.
- Отступление от четкого стоимостного ограничения, разрешающего учитывать актив как ОС.
- Введение практики учета обесценения ОС.
Итоги
Таким образом, в текущих условиях в РФ сформирована обширная нормативная база по учету ОС на предприятии, которую составляют как федеральные законы и ПБУ, так и методические рекомендации, разъясняющие правила и положения документов императивного характера. Вместе с тем некоторые вопросы в указанных документах урегулированы недостаточно. Устранить недостатки нормативной базы, а также максимально приблизить ее к нормам МСФО — первостепенная задача в текущих условиях в РФ.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
1. Понятие и виды нормативно-правовых актов
Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.
Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.
Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).
Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.
Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:
1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);
2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).
Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.
Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.
Существует несколько признаков закона:
1) закон – одно из основных источников права;
2) установлен особый порядок принятия;
3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);
4) регулирует важнейшие общественные отношения.
Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:
1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;
2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;
3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.
Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:
1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;
2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;
3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы;
4) особый порядок принятия.
Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.
Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.
Система нормативных актов в РФ состоит:
1) из правовых актов общефедеральных органов;
2) актов субъектов Российской Федерации;
3) актов местного самоуправления;
4) актов прямого народного волеизъявления.
Классификация в системе нормативных актов строится: 1) в зависимости от субъекта правотворчества; 2) в зависимости от сферы действия; 3) в зависимости от срока действия; 4) в зависимости от способов установления государством; 5) по юридической силе.
В зависимости от субъекта правотворчества нормативные акты делят: 1) на нормативные акты законодательных (представительных) органов; 2) нормативные акты исполнительных органов; 3) нормативные акты правоохранительных органов; 4) нормативные акты контрольно-надзорных органов и т. д.
В зависимости от сферы действия нормативные акты подразделяют:
1) на общефедеральные;
2) акты субъектов Российской Федерации;
3) акты органов местного самоуправления.
В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:
1) на временные акты;
2) акты неопределенно длительного действия;
В зависимости от способов установления государством нормативные акты подразделяют:
1) на принимаемые;
2) санкционированные;
3) признанные.
По их юридической силе нормативные акты делят:
1) на законы;
2) подзаконные нормативные акты.