Нормативы образования медицинских отходов принятые в регионе

Классы опасности медотходов

Кратко разберем классификацию такого мусора:

  1. Класс «А» – включает те отходы, которые не способны вызвать эпидемиологический кризис (упаковки, канцелярия, старое делопроизводство). У этого класса нет непосредственного контакта с внутренней средой пациентов.
  2. Класс «Б» – тот мусор, который несет в себе угрозу эпидемии. Включает в себя органические, потенциально инфицированные жидкости (штаммы микроорганизмов, остатки пищевых продуктов, материалы, содержащие кровь больных).
  3. Класс «В» – материалы, которые несут наиболее реальную эпидемиологическую угрозу. Все, что контактирует непосредственно с инфекциями, внутренними полостями больных. Данный класс требует очень осторожного обращения.
  4. Класс «Г» – вещества, несущие в себе опасные токсичные газы и жидкости. Они не должны попадать в атмосферу или другую среду, благоприятную для их распространения.
  5. Класс «Д» – вещества, содержащие радиоактивные частицы, опасные компоненты (материалы УЗИ, рентгена, МРТ).

Далее по каждому из этих классов отходов обозначим методы обращения.

>Схема обращения с медицинскими отходами Схема обращения с медицинскими отходами

СанПиНы и документы по обращению с отходами

Все санитарные требования по обращению с различными видами отходов, а также схемы и алгоритмы действия закреплены и прописаны в следующих документах:

  1. Технологический учетный журнал, где хранятся записи о точном количестве отходов, их характеристиках и особенностях утилизации. Эти журналы ведутся по каждому отдельному виду мусора, а также по всем отходам учреждения.
  2. Бумаги о подтверждении безопасности и дальнейшей транспортировке. Без этих документов не будут перевозиться отходы.
  3. Схемы дезинфекции, сбора, хранения мусора, опасных материалов – на таких бумагах четко показаны безопасные, эффективные алгоритмы действий по обеззараживанию токсичных, других опасных веществ из медучреждений.
  4. Приказы главных врачей или вышестоящих инстанций об утверждении нововведений.

Контейнеры для сбора медицинского мусора

Учет и контроль над движением медицинских отходов

Контроль над передвижениями и транспортировкой мусора ведется в учетных журналах. Обязательно должны быть указаны: вес продукта, количество упаковок, сведения о вывозящей организации, особенности перевозки тех или иных веществ.

Оборудование для сбора отходов

Под каждый класс отходов подбирается оборудование. Емкости для сбора мусора должны быть закрыты, ничего не пропускать через себя. Дезинфицируются и утилизируются опасные вещества благодаря работе химических, термохимических утилизаторов, других установок.

Требования к персоналу

Что же должен уметь специалист по утилизации медицинского мусора?

Сотрудники данной сферы должны знать необходимые требования для хранения, сбора, транспортировки медотходов. Такие специалисты должны умело обращаться с необходимым оборудованием, знать особенности токсичных и вредных веществ.

Требования к транспортировке медотходов

Перевозка потенциально опасных веществ должна осуществляться в плотно закрытых, иногда модифицированных, контейнерах. Для транспортировки необходимы документы, в которых подробно описаны свойства перевозимых материалов, правила обращения с ними.

На контейнерах должна быть соответствующая маркировка, обозначающая степень опасности продукта.

Что запрещено делать при обращении с медотходами

Нельзя применять мощное силовое воздействие при обращении с отходами. Все действия с опасными химическими и биологическими материалами должны проводиться в специальных защитных костюмах с помощью допустимого оборудования.

Нельзя НЕ оставлять заметки в технологическом журнале, относительно количества, веса и других характеристик потенциально опасных веществ.

Паспорт отходов

Это специальный документ, где содержатся характеристики отходов, разрешения на транспортировку и утилизацию, удостоверения об обеспеченных мерах безопасности и ряд санитарно эпидемиологических требований к обращению с медицинскими отходами.Такой документ содержит информацию о каждом опасном виде.

Что это за документ и правомерно ли его использование?

Обязательно проводится проверка паспорта отходов на достоверность указанной там информации. Проверка осуществляется в специальных лабораториях, где проводится независимая экспертиза.

Если параметры и характеристики точны и достоверны, то по истечении тридцати дней медицинские отходы без проблем проходят паспортизацию.

Зная все детали и нюансы обращения с медицинскими отходами, проявляйте внимание химическому и биологическому мусору и не становитесь легкомысленны по отношении к нему.

Сбор, хранение и утилизация медицинских отходов класса А, Б, В, Г, Д происходит согласно санитарно-эпидемиологическими требованиями. СанПиН 2.1.7.2790-10 чётко обозначает понятие отходов, классификацию, особенности их обращения.

Сбор, хранение и транспортировка по классам

Правила сбора и хранения мусора, его доставки, переработки, уничтожения представлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами № 2.1.7.2790-10. На основе нормативного акта разработана схема обращения с отходами

Особенности работы с медицинским мусором (таблица)

Класс опасности

Складирование

Временное хранение

Вывоз и доставка

А

Белый упаковочный материал одноразового использования. Помещение медучреждения, открытая площадка. Территория оборудована согласно техническим условиям. Перемещаются отходы в контейнерах или на тележках.

Б

Наполненные на две трети полиэтиленовые пакеты жёлтого цвета, одноразового использования. Упаковка плотно завязывается. Работа ведётся с использованием индивидуальных средств защиты. Упаковка с мусором временно хранится внутри герметичных ёмкостей. Место их нахождения — помещение, имеющее отдельный вход, открытая территория, организованная по правилам. Контейнеры для транспортировки этого мусора обозначаются надписью, характеризующей класс опасности Транспортное средство с закрытым кузовом.

В

Красная, мягкая, герметичная упаковка, которую наполняют на две трети. Сотрудники медицинских организаций надевают одноразовые средства защиты. Ёмкости с упаковкой расположены на территории лечебной организации, внутри помещения, которое изолировано. Ёмкости с красной упаковкой должны быть герметично закрыты, иметь надпись, обозначающую класс опасности. Пакеты и контейнеры перемещаются специальным закрытым транспортом.

Г

Герметичная упаковка чёрного цвета. Для 2, 3 токсичности — твёрдые ёмкости, 4 — мягкие (пакеты). Герметичные контейнеры установлены внутри отдельных помещениях. Герметичные контейнеры с токсическими веществами маркируют этикеткой с названием класса. Транспортировка мусора осуществляется в закрытых кузовах.

Д

Герметичные контейнеры, предназначенные для радиоактивных веществ. Временное хранение до распада радиоактивных элементов происходит внутри специальных хранилищ. Предметы с долгим жизненным циклом упакованы в специальные контейнеры. Вещества с коротким жизненным циклом увозят после распада радиоактивных элементов внутри герметичных контейнеров на специальном транспорте. Отходы с длительным периодом распада переправляют внутри специальных ёмкостей на полигоны.

Методы и правила утилизации

Способы утилизации отходов зависят их от класса, происхождения, профиля организации и её технических возможностей.

Сжигание

Медотходы класса А допустимо сжигать внутри специальных установок, оснащённых собирателями газа. Безопасный мусор уничтожается на полигонах или в утилизационном оборудовании. Б, В – только агрегатами (инсинераторы, крематоры). Отработанные токсичные, радиоактивные материалы сжигать недопустимо.

Стерилизация

Обеззараживание производят физическими методами:

  • обработка насыщенным паром под давлением в автоклавах;
  • нагревание мусора до высоких температур, не сжигая его;
  • стерилизация инфракрасным излучением;
  • использование ионизаторов.

Физическая обработка по обезвреживанию, утилизации отходов подходит классам Б, В. Она проводится внутри оборудованных помещений медицинских организаций под руководством обученных операторов.

Автоклав для обработки медицинских отходов

Мусор групп опасности Г и Д не стерилизуются.

Химическая дезинфекция

Методы химической обработки применимы в отношении к опасным и чрезвычайно опасным отходам. Дезинфекция обеззараживающими растворами проводится на этапе хранения. Тип раствора и степень обработки обусловлены происхождением отбросов, их свойствами, профилем учреждения. Ряд медицинских организаций отходы класса Б, В поддают химическому и физическому воздействию. Работа с мусором по его дезинфекции проводится персоналом в средствах защиты.

Правила и методики проведения химического воздействия описаны СанПиНом 2.1.7.2790-10,а так же аннотациями к обеззараживающим растворам.

Воздействие микроволн

Недорогой эффективный метод физической обработки опасных и чрезвычайно опасных медицинских отходов — микроволновое обезвреживание

Преимущества и недостатки дезинфекции медицинских отходов микроволнами

Процедура по СВЧ обработке производится агрегатами, которыми оборудованы места образования медицинских отходов (больницы, диспансеры, диагностические центры, поликлиники, лаборатории). После прохождения обеззараживания полученная масса становится безопасной.

3. Классификация медицинских отходов

3.1. Лечебно-профилактическое учреждение вне зависимости от его профиля и коечной мощности в результате своей деятельности образует различные по фракционному составу и степени опасности отходы.

3.2. Все отходы здравоохранения разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности на пять классов опасности (табл.1):

Класс А. Неопасные отходы лечебно-профилактических учреждений.

Класс Б. Опасные (рискованные) отходы лечебно-профилактических учреждений.

Класс В. Чрезвычайно опасные отходы лечебно-профилактических учреждений.

Класс Г. Отходы лечебно-профилактических учреждений, по составу близкие к промышленным.

Класс Д. Радиоактивные отходы лечебно-профилактических учреждений.

Таблица 1. Классификация отходов ЛПУ

Категория опасности

КЛАСС А Неопасные

КЛАСС Б Опасные (рискованные)

КЛАСС В Чрезвычайно опасные

КЛАСС Г Отходы, по составу близкие к промышленным

КЛАСС Д Радиоактивные отходы

Характеристика морфологического состава

Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными;

нетоксичные отходы. Пищевые отходы всех подразделений ЛПУ кроме инфекционных (в т.ч. кожно-венерологических), фтизиатрических.

Мебель, инвентарь, неисправное диагностическое оборудование, не содержащие токсичных элементов. Неинфицированная бумага, смет,

строительный мусор и т.д.

Потенциально инфицированные отходы.

Материалы и инструменты, загрязненные выделениями, в т.ч. кровью. Выделения пациентов. Патолого-анатомические отходы.

Органические операционные отходы (органы, ткани и т.п.). Все отходы из инфекционных отделений (в т.ч. пищевые). Отходы из микробиологических лабораторий, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности) Биологические отходы вивариев

Материалы, контактирующие с больными особо опасными инфекциями. Отходы из лабораторий, работающих с микроорганизмами 1-4 групп патогенности. Отходы фтизиатрических, микологических больниц. Отходы от пациентов с анаэробной инфекцией

Просроченные лекарственные средства, отходы от лекарственных и диагностических

препаратов, дезсредства, не подлежащие использованию, с истекшим сроком годности. Цитостатики и другие химпрепараты.

Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование

Все виды отходов, содержа-щие радиоактивные

компонен-ты

4. Общие правила организации системы сбора, временного хранения и транспортирования отходов в лпу

4.1. Организованная на территории ЛПУ система сбора, временного хранения и транспортирования отходов должна состоять из следующих звеньев:

— сбора отходов внутри медицинского подразделения;

— транспортирования и перегрузки отходов в (меж) корпусные контейнеры;

— временного хранения отходов на территории ЛПУ;

— транспортирование (меж)корпусных контейнеров к месту обезвреживания отходов.

Порядок проведения работ для каждого звена определяется соответствующими разделами данных санитарных правил.

4.2. К отходам, образующимся на территории лечебно-профилактического учреждения, в зависимости от их класса, предъявляются различные требования по сбору, временному хранению и транспортированию.

4.3. Смешение отходов различных классов на всех стадиях их сбора, хранения и транспортирования недопустимо.

4.4. В каждом медицинском подразделении руководитель совместно с ответственным специалистом за сбор отходов в данном медицинском учреждении из имеющегося персонала назначает лицо, ответственное за сбор отходов. Данное лицо непосредственно на местах первичного сбора отходов осуществляет контроль за обращением с отходами и производит герметизацию одноразовых емкостей (пакетов, баков).

4.5. К работам, связанным со сбором, временным хранением и транспортированием отходов, не допускается привлечение лиц, не прошедших предварительного обучения.

4.6. Обучение персонала правилам безопасного обращения с отходами осуществляется ответственным специалистом за сбор отходов в данном медицинском учреждении.

Медицинские отходы учреждений здравоохранения. Учет доходов и расходов (Валова С.)

В ходе осуществления деятельности у лечебно-профилактических учреждений образуются различные по фракционному составу и степени опасности медицинские отходы, которые подлежат сбору, хранению и утилизации (уничтожению). В статье рассмотрим основные вопросы, касающиеся сбора, транспортировки и утилизации медицинских отходов.

Какие отходы относятся к медицинским отходам?

В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе:

— анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности;

— отходы, образующиеся от деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также от деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с Критериями, установленными Постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 N 681, на следующие классы:

1) класс А — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

2) класс Б — эпидемиологически опасные отходы;

3) класс В — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

4) класс Г — токсикологически опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

5) класс Д — радиоактивные отходы.

Так, например, одноразовые шприцы, используемые в медицинских организациях для инъекций (манипуляций), после проведения лечебно-диагностических процедур относятся к медицинским отходам, потенциально опасным в отношении распространения инфекционных заболеваний, и являются медицинскими отходами классов Б и В (п. 3.2 Методических указаний 3.1.2313-08 <1>).

<1> МУ 3.1.2313-08 «3.1. Профилактика инфекционных заболеваний. Требования к обеззараживанию, уничтожению и утилизации шприцев инъекционных однократного применения», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.01.2008.

Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Какие требования установлены к организации работы с медицинскими отходами?

Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению с отходами, образующимися в учреждениях при осуществлении медицинской и (или) фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами регламентированы СанПиН 2.1.7.2790-10 <2>.

<2> СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163.

В соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 руководитель учреждения, осуществляющего медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, должен утвердить инструкцию, в которой определяются ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации.

Сбор, временное хранение и вывоз отходов должны выполняться в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами, принятой в организации, которая должна быть разработана в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и утверждена руководителем организации.

В схеме обращения с медицинскими отходами указываются (п. 3.7 СанПиН 2.1.7.2790-10):

— качественный и количественный состав образующихся медицинских отходов;

— нормативы образования медицинских отходов, разработанные и принятые в регионе;

— потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов исходя из обязательности смены пакетов один раз в смену (не реже одного раза в восемь часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария — не реже 72 часов, в операционных залах — после каждой операции;

— порядок сбора медицинских отходов;

— порядок и места временного хранения (накопления) медицинских отходов, кратность их вывоза;

— применяемые способы обеззараживания (обезвреживания) и удаления медицинских отходов;

— порядок действий персонала при нарушении целостности упаковки (рассыпании, разливании медицинских отходов);

— организация гигиенического обучения персонала правилам эпидемиологической безопасности при обращении с медицинскими отходами.

Обратите внимание! К работам по обращению с медицинскими отходами не допускаются лица, не прошедшие предварительный инструктаж по технике безопасности (п. 3.5 СанПиН 2.1.7.2790-10).

Следует ли осуществлять учет медицинских отходов?

В соответствии с п. 8.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 учет и контроль движения отходов классов А, Г и Д осуществляются согласно требованиям законодательства РФ.

Для учета медицинских отходов классов Б и В служат следующие документы (п. 8.2 СанПиН 2.1.7.2790-10):

— технологический журнал учета отходов классов Б и В в структурном подразделении. В журнале указывается количество единиц упаковки каждого вида отходов;

— технологический журнал учета медицинских отходов организации. В журнале отражаются количество вывозимых единиц упаковки и (или) вес отходов, а также сведения об их вывозе с указанием организации, производящей вывоз;

— документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов;

— технологический журнал участка по обращению с отходами, который является основным учетным и отчетным документом данного участка.

Рекомендуемые формы вышеприведенных журналов представлены в Приложениях 3 — 5 к СанПиН 2.1.7.2790-10.

Как определяется организация, занимающаяся утилизацией (захоронением, уничтожением) медицинских отходов?

Как отмечено в Письме Департамента здравоохранения г. Москвы от 18.01.2013 N 72-18-477/13, после аппаратных способов обезвреживания с применением физических методов и изменения внешнего вида медицинских отходов, исключающих возможность их повторного применения, отходы классов Б и В учреждений здравоохранения, оснащенных специализированным оборудованием и имеющих участки обеззараживания отходов, могут накапливаться, временно храниться, транспортироваться, уничтожаться и захораниваться совместно с отходами класса А. При этом упаковка обеззараженных медицинских отходов классов Б и В должна иметь маркировку, свидетельствующую о проведенном обеззараживании отходов.

Медицинские отходы классов Б и В учреждений здравоохранения, не оснащенных специализированным оборудованием и не имеющих участков обеззараживания отходов, должны передаваться организации-перевозчику.

В соответствии с п. 3.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов с территорий организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организации к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов с учетом единой централизованной системы санитарной очистки данной административной территории. Выбор специализированной организации должен осуществляться с учетом норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

В силу ст. 15 Закона о контрактной системе, если вышеприведенные расходы осуществляются сторонней организацией за счет средств бюджетов, выделенных в виде субсидий, либо средств ОМС, заказ на ее услуги размещается в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. В случае если расходы на транспортировку медицинских отходов и их утилизацию производятся за счет средств от приносящей доход деятельности и при наличии действующего в учреждении положения о закупках, заказ размещается в соответствии с данным положением и нормами Федерального закона N 223-ФЗ <3>.

<3> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

По результатам фактически выполненных работ по транспортировке и утилизации (уничтожению) медицинских отходов выдаются следующие документы:

— акт приема-передачи;

— акт об оказании услуг;

— акт об уничтожении, технологии уничтожения;

— акт выполнения работ;

— счет-фактура.

Как отражаются в учете расходы на утилизацию медицинских отходов?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы, связанные с оказанием услуг и выполнением работ по утилизации, захоронению отходов, относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Учет расчетов по данным расходам ведется на счете 302 25 «Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества» (п. 256 Инструкции N 157н <4>).

<4> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Суммы по оказанным услугам (выполненным работам), связанным с утилизацией медицинских отходов, отражаются следующими бухгалтерскими записями (п. 102 Инструкции N 162н <5>, п. 128 Инструкции N 174н <6>):

Дебет счетов 0 401 20 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 0 109 00 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» (0 109 60 225, 0 109 70 225, 0 109 80 225)

Кредит счета 0 302 25 730 «Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества».

<5> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

<6> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Пример 1. Областная клиническая больница, являющаяся бюджетным учреждением, передала медицинские отходы (просроченные лекарственные средства) для уничтожения специализированной организации. Стоимость выполненных работ составила 6700 руб. (в том числе НДС). Расходы оплачены за счет средств, полученных от оказания платных услуг.

В бухгалтерском учете учреждения были произведены следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оказаны услуги по уничтожению медицинских отходов

2 109 60 225

2 302 25 730

Произведена оплата оказанных услуг согласно акту

2 302 25 830

2 201 11 610

Как отразить доходы, полученные учреждением от сдачи медицинских отходов на переработку?

Утилизация отходов предполагает их использование в производстве и потребление в качестве вторичных ресурсов после соответствующей переработки. К используемым отходам относятся отходы, которые находят применение в народном хозяйстве в качестве сырья или добавок к сырью для выработки продукции, а также в качестве топлива, кормов и удобрений. Так, в соответствии с п. 6.1 Методических указаний 3.1.2313-08 вторичной переработке (утилизации) подлежат обеззараженные шприцы инъекционные однократного применения. С организацией-поставщиком, занимающейся переработкой шприцев, заключается договор, в котором оговариваются все стороны совместного сотрудничества, в том числе цена на отходы, передаваемые на переработку.

В рамках одноканального финансирования часть медицинских отходов образуется посредством использования медицинских изделий, приобретаемых за счет средств ОМС. Поэтому на практике у бюджетных (автономных) медицинских учреждений возникает вопрос: как следует отражать доходы, получаемые от реализации медицинских отходов, образованных по данному источнику финансирования? Из разъяснений, приведенных ранее в Письме Минфина России от 30.10.2012 N 02-06-10/4554 <7>, следует, что денежные средства, поступившие в результате реализации медицинских отходов, признаются собственными доходами бюджетного (автономного) учреждения и подлежат отражению в рамках средств от иной приносящей доход деятельности. Поэтому в учете данных учреждений здравоохранения поступившие за отходы суммы (в том числе по договорам поставки на приобретение медицинских изделий, оплачиваемым за счет средств ОМС) отражаются по коду вида деятельности 2 (п. 21 Инструкции N 157н).

<7> От автора: в данном Письме приведены разъяснения Минфина по отражению в учете неустойки по государственным (муниципальным) контрактам по поставкам нефинансовых активов, приобретаемых за счет средств ОМС. По нашему мнению, таким же образом следует отражать операции по доходам, полученным от реализации медицинских отходов.

Фактическая стоимость материальных запасов (медицинских отходов), остающихся в распоряжении учреждения в результате выбытия изделий медицинского назначения (инъекционных шприцев), определяется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 106 Инструкции N 157н).

В соответствии с Указаниями N 65н начисление сумм доходов от реализации медицинских отходов относится на подстатью 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ. Для отражения кассовых поступлений данная подстатья не применяется. Начисление денежных средств от реализации медицинских отходов следует отражать по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Учет расчетов по доходам ведется на счете 205 70 «Расчеты по доходам от операций с активами» (п. 199 Инструкции N 157н).

Рассмотрим пример по отражению в учете данных операций.

Пример 2. Бюджетное учреждение здравоохранения за счет средств ОМС приобрело инъекционные шприцы на сумму 25 600 руб. (в том числе НДС). В ходе их использования были оприходованы медицинские отходы в количестве 10 кг, которые были реализованы организации, занимающейся их переработкой, на сумму 1500 руб.

В бухгалтерском учете были произведены следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена закупка шприцев у поставщика за счет средств ОМС <*>

7 105 36 340

7 302 34 730

25 600

Произведена оплата поставщику медицинских изделий

7 302 34 830

7 201 11 610

25 600

Отражен расход шприцев в медицинской деятельности, осуществляемой в рамках ОМС

7 109 60 272

7 105 36 440

25 600

Оприходованы медицинские отходы по рыночной стоимости

2 105 36 340

2 401 10 180

Отражена реализация медицинских отходов

2 205 74 560

2 401 10 172

Списаны реализованные медицинские отходы <**>

2 401 10 172

2 105 36 440

Начислен НДС

(1500 руб. / 118 x 18) <***>

2 401 10 180

2 303 04 730

228,81

Перечислен НДС в бюджет

2 303 04 830

2 201 11 610

228,81

Поступили денежные средства за реализованные медицинские отходы

2 201 11 510 (забалансовый счет 17)

2 205 74 660

<*> Согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС услуги, оказываемые медицинскими организациями. Следовательно, сумма НДС, предъявленная продавцом медицинских шприцев, учитывается в их стоимости (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

<**> Списание медицинских отходов при их реализации производится на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).

<***> Реализация имущества автономным учреждением подлежит обложению НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Следовательно, при реализации отходов бюджетному учреждению следует начислить НДС по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Обратите внимание, что в соответствии с Указаниями N 65н операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) учреждений по НДС и налогу на прибыль организации отражаются по соответствующей статье КОСГУ (по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или ст. 180 «Прочие доходы») в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики.

* * *

В заключение отметим, что в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или другими опасными веществами влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;

— на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

В качестве примера привлечения к административной ответственности приведем Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 18.09.2013 N 4а-510/2013, в котором были отмечены следующие нарушения:

— несоблюдение требования к организации системы обращения с медицинскими отходами (процессы перемещения отходов к местам обеззараживания, выгрузки и загрузки многоразовых контейнеров не механизированы (п. 3.4 СанПиН 2.1.7.2790-10));

— допущение к работам по обращению с отходами сотрудников, не прошедших предварительный инструктаж (п. 3.5 СанПиН 2.1.7.2790-10);

— несоблюдение требований к организации транспортирования медицинских отходов (многоразовые контейнеры для транспортировки отходов класса Б не подвергаются мытью и дезинфекции после каждого опорожнения (п. 7.3 СанПиН 2.1.7.2790-10), у организации отсутствует участок для мытья, дезинфекции и дезинсекции транспортных средств (п. 7.4 СанПиН 2.1.7.2790-10));

— нарушение требований к учету и контролю движения медицинских отходов (не ведется документация для учета медицинских отходов классов Б и В (п. 8.2 СанПиН 2.1.7.2790-10)).

Отметим, что согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но оно не приняло мер по их соблюдению. Поскольку при рассмотрении спора по результатам проверки медицинской организацией не было представлено убедительных доказательств ее невиновности, она была привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Заполнение технологических журналов учета и контроля движения медицинских отходов в ЛПУ

  • Об управлении
    • Руководство
    • Структура
      • Отделы
      • Территориальные отделы
    • История
    • Контакты
    • Вакансии
    • Закупки
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Общественная приемная
    • Положение об Управлении
    • Прием обращений
  • Новости
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Нормативная база по противодействию коррупции: Федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства
      • Ведомственные нормативные правовые акты
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
      • Формы
      • Справки
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Часто задаваемые вопросы
  • Направления деятельности
    • Подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года
    • Государственная служба и кадры
      • Нормативная база
      • Конкурс на замещение вакантных должностей
      • Назначения
    • Защита прав потребителей
    • Санитарно-эпидемиологический надзор
    • Социально-гигиенический мониторинг
    • Юридическое обеспечение
    • Ведомственные целевые программы
    • Межведомственное взаимодействие
    • Административная практика
    • Информация о проведенных проверках и их результатах
    • Прием и рассмотрение обращений
      • График личного приема
      • Нормативная база
      • «горячая линия»
      • Анализ работы с обращениями
      • Консультативный центр для потребителей
      • Общественная приемная
  • Документы
    • Федеральные Законы
    • Постановления Правительства РФ
    • Технические регламенты
    • Документы Роспотребнадзора
    • Документы Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия
      • Приказы
      • Государственные доклады
      • Работа с обращениями граждан
      • Постановления
      • Письма
      • Протоколы
      • Прочие документы
  • Государственные услуги
    • Прием и учет уведомлений о начале осуществления отдельных видов работ и услуг
      • Реестр уведомлений
      • Нормативная база
      • Образец уведомления
      • Бланк уведомления
      • Информация о возможности получения услуги
      • Прием уведомлений в электронном виде
    • Лицензирование деятельности
    • Государственная регистрация
    • Выдача санитарно-эпидемиологических заключений
  • ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
    • Правила (требования) соблюдение (исполнение) которых является предметом проводимых проверок
    • Новости
    • Госуслуги
    • Телефон доверия
    • Правовая поддержка предпринимателей
    • День открытых дверей для предпринимателей
  • Пресс-центр
    • Анонсы событий
    • Пресс-релизы
    • Публикации
    • Статистика
      • «Горячая линия»
      • Проведенные проверки
      • Центр информирования и консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМ»
  • Санитарно-эпидемиологическая обстановка
    • Архив
    • Заболеваемость гриппом и ОРВИ
    • Мониторинг за укусами клещей
  • Вопросы и ответы
  • Дополнительные информационные ресурсы
  • Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия
    • Вопрос-ответ
      • Дезинфекционные мероприятия
      • Испытательный лабораторный центр
      • Санитарно-гигиеническая деятельность
      • Эпидемиологическая деятельность
      • Гигиеническое обучение и воспитание
      • Бытовая техника
      • Бытовые услуги
      • Дистанционная торговля
      • Мебель
      • Мобильные телефоны
      • Обувь и одежда
      • Продовольственные товары
      • Технически сложные товары
      • Транспортные услуги
      • Туристские услуги
      • Услуги ЖКХ
      • Финансовые услуги
    • О центре
      • История
      • Структура
      • Регламент работы учреждения
      • Закупки
      • Вакансии
      • Контактная информация
      • Видео
      • Аттестаты аккредитации, лицензии
    • Информация
      • Отчеты
      • Анонсы
      • Документы
      • Публикации
      • План мероприятий
      • Форма обращения
      • Адреса и телефоны органов исполнительной власти в Республике Мордовия
    • Финансовая грамотность
    • Консультационный центр для потребителей
      • Консультационные пункты
      • Вопрос-ответ
        • Общие положения законодательства о защите прав потребителей
        • Условия, ущемляющие права потребителей
        • Услуги связи
      • Образцы документов
        • Претензии
        • Жалобы
        • Исковые заявления
      • Судебные решения
        • Товары
          • Обувь и одежда
          • Техника
          • Недвижимость
          • Мебель
          • Автомобили
          • Строительные материалы
          • Продовольственные товары
        • Работы
          • Установка окон
          • Ремонт жилых помещений
          • Иные
        • Услуги
          • ЖКХ
          • Финансовые услуги
          • Услуги связи
          • Туристские услуги
          • Иные услуги
      • Актуальная информация
      • Новости
      • Еженедельная отчетность
      • Инфотека
        • Общие положения законодательства о защите прав потребителей
        • Товары
          • Непродовольственные
          • Продовольственные
        • Работы, услуги
          • Финансовые услуги
          • Услуги ЖКХ
          • Туристские услуги
          • Услуги связи
          • Медицинские услуги
          • Бытовые услуги
          • Строительство
          • Транспортные услуги
      • Комиксы
        • Условия, ущемляющие права потребителей
        • Общие положения закона «О защите прав потребителей»
        • Продажа товаров
        • Выполнение работ
        • Оказание услуг
          • Туристские услуги
          • Услуги ЖКХ
          • Услуги банка
          • Иные услуги
          • Услуги мобильной связи
      • Памятки
      • Схемы
      • Уроки потребительской грамотности
    • Орган инспекции
      • Общая информация
      • Состав органов управления
      • Этапы инспекции
      • Перечень документов, используемых при выполнении органом инспекции работ по оценке соответствия
      • Правила рассмотрения жалоб и апелляций на решение ои
      • Стоимость работ по оценке соответствия
      • Область аккредитации
    • Противодействие коррупции
      • Нормативно-правовые документы в сфере противодействия коррупции
        • Федеральные законы
        • Указы Президента РФ
        • Постановление правительства РФ
        • Нормативно-правовые акты
        • Иные акты
        • Иные нормативные правовые акты
      • Формы документов связанных с ПК, для заполнения
      • Методические материалы
      • Обратная связь о фактах коррупции
        • Форма заявления
        • Телефон доверия
        • Формы заявления
        • формы электронных обращений
    • Направления деятельности
      • Гигиеническое обучение и воспитание
      • Формирование здорового образа жизни
      • Профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний
      • Санитарно-гигиенический анализ и экспертиза
      • Защита прав потребителей
      • Испытательный лабораторный центр (ИЛЦ)
    • Абитуриенту 2019
    • Оказываемые услуги
      • СОУТ
      • Гигиеническое обучение и аттестация профессиональной гигиенической подготовки декретированного контингента, оформление и учет личных медицинских книжек
        • График проведения лекций по профессиональной гигиенической подготовке
        • Режим аттестации декретированного контингента по итогам гигиенической подготовки
        • Информация по получению личных медицинских книжек для физических лиц
        • Информация для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
        • Порядок прохождения медицинского осмотра
          • Доврачебная медицинская помощь по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым)
          • Доврачебная медицинская помощь по медицинской статистике
          • Стационарная медицинская помощь по вирусологии
        • Документы
      • Санитарно-эпидемиологическая экспертиза
    • Новости Центра
    • 95 лет со дня образования государственной санитарно-эпидемиологической службы России
      • История развития службы
        • История развития санитарно-эпидемиологической службы России
        • История развития санитарно-эпидемиологической службы Мордовии
      • Вчера, сегодня, завтра
      • Ветераны службы
  • 95 лет со дня образования государственной санитарно-эпидемиологической службы России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *