О погребении и похоронном деле

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с изменениями и дополнениями)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие абзаца шестого пункта 3 статьи 9 и абзаца первого пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г. в части индексации исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, размеров возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и социального пособия на погребение

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие абзаца шестого пункта 3 статьи 9 и абзаца первого пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г. в части индексации исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, размеров возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и социального пособия на погребение

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие абзаца шестого пункта 3 статьи 9 и абзаца первого пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г. в части индексации исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, размеров возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и социального пособия на погребение

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 138-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 270-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 октября 2006 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2005 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 декабря 2002 г. N 170-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, связанные с погребением тел лиц, не захороненных до вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 91-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 2 названного Федерального закона

Растущая агломерация и внедрение новых технологий – от способов захоронения до методов продвижения ритуальных услуг – диктуют новые условия управления похоронной отраслью.
В сфере ритуальных услуг сегодня наметился ряд проблем, решить которые, следуя действующему федеральному закону №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996, уже не представляется возможным. Постоянный рост населения Санкт-Петербурга привел к нехватке городских земель, отведенных для захоронений. Нет единой системы управления. Похоронные услуги населению в настоящее время оказывают как муниципальные предприятия, так и коммерческие, но права последних до сих пор не регламентированы существующим законодательством. Рынок ритуального сервиса растет и расширяется, увеличивается ассортимент услуг и товаров, появляются новые формы и методы обслуживания – в связи с новыми формами погребения (кремацией), внедрением интернет-технологий и усложнением структуры спроса.
На прошедшем в Санкт-Петербурге II Северо-Западном форуме «Проблемы и перспективы похоронного дела в России»ведущие эксперты отрасли пришли к общему выводу, что законодательная база устарела и не соответствует современному состоянию отрасли.
По инициативе ФАС уже этой осенью будут изменены и дополнены некоторые пункты закона №8-ФЗ. Так, на рынке ритуальных услуг предлагается ввести саморегулируемые организации (СРО), появятся новые правила и стандарты. От этических, запрещающих чиновникам или полицейским передавать информацию о смерти человека негосударственным ритуальным фирмам, до радикальных, например, разрешающих создавать частные кладбища. Нехватку места под захоронения предлагается решить посредством развития сети крематориев. Обсуждаются новые требования к автотранспорту для перевозки умерших. Актуализирована проблема разделения сферы ответственности моргов, которые оказывают медицинские услуги и должны быть бесплатными, и похоронных организаций, предоставляющих ритуальные услуги на платной основе.
Очевидно, что неизбежен пересмотр работы всей сферы ритуальных услуг и организации управления кладбищенским хозяйством, поэтому обсуждение поправок в законодательство выглядит вполне своевременным, учитывая состояние всей отрасли.

Система управления противоречиями
На рынке ритуальных услуг сейчас присутствуют коммерческие организации, которым в соответствии с законом о конкуренции никто не может запретить работать наравне с муниципальными структурами. С одной стороны, в этом есть определенный плюс: население Петербурга растет, соответственно, будет расти спрос на погребальные услуги, и количество компаний, оказывающих эти услуги, также должно увеличиваться. Кроме того, «частники» – более гибкая структура, они быстрее реагируют на изменение социальной и экономической ситуации. Но с другой стороны, как подтверждает президент Союза похоронных организаций и крематориев России (СПОК) Павел Кодыш, «в существующем правовом поле никак не узаконены права коммерческих организаций, бизнес-структур, которые уже на протяжении многих лет оказывают ритуальные услуги по всей стране». «Нужно на федеральном уровне узаконить то, что уже работает на рынке ритуальных услуг, закрепить правила предоставления услуг организациями независимо от их формы собственности, обозначить обязанности государства и других участников рынка и их ответственность перед людьми», – поясняет эксперт.
Действительно, на федеральном уровне до настоящего времени нет органа государственного управления, персонально отвечающего за развитие отрасли в целом «как самостоятельного вида деятельности» (так характеризует ее закон №8-ФЗ).
В Санкт-Петербурге вопросами похоронного дела и погребения занимается комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка, основываясь на постановлении №210 от 07.03.2006 «Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге», а также специализированные службы, в ведении которых находится эксплуатация и содержание городских кладбищ.
В регионах СЗФО ритуальные услуги отданы в ведение муниципалов. В сельских населенных пунктах спецслужбы по вопросам похоронного дела могут создавать филиалы и представительства. К примеру, в Положении об организации похоронного дела на территории Войсковицкого сельского поселения Гатчинского муниципального района ЛО отмечено, что организация похоронного дела здесь осуществляется администрацией Войсковицкого сельского поселения. А для контроля в этой сфере могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы.
«Мы знаем, что ФЗ №8 от 1996 года обязал местное самоуправление создать государственные специализированные службы, призванные заниматься эксплуатацией всех городских кладбищ, – объясняет вице-президент НО «Союз похоронных организаций и крематориев» Николай Артамонов. – Но по закону №135-ФЗ от 26.07.2006 (ред. от 02.07.2013) «О защите конкуренции» на рынке могут работать различные организации по оказанию тех или иных услуг, в том числе и ритуальных. В ФЗ №8 это нигде не предусмотрено. И в итоге оказалось, что рынок похоронных услуг в нашей стране монополизирован МУПами и ГУПами. Рождается противоречие, из-за которого главенствующее место занимают специализированные городские службы. Они не пускают на рынок частные фирмы».
Разрешится ли это противоречие после введения поправок в законодательство, пока неясно.

Конкуренция против коррупции

Как и любой сфере, где существует монополизм, похоронной отрасли не чужда коррупция. В этом смысле погребальные услуги – одна из тех «привилегированных» систем в России, где конкуренция имеет формальный характер, и на рынке представлены в основном структуры, имеющие непосредственное отношение к специализированным службам. Они устанавливают свои правила, ограничивая деятельность других похоронных организаций и зарабатывая на продаже участков.
По идее авторов поправок к законопроекту, осуществлять похоронную деятельность должны не занимающие монопольное положение «специализированные службы», а работающие в условиях конкуренции частные агентства. Контракты на выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ будут заключаться по итогам конкурсов и аукционов. Такими агентствами могут стать саморегулируемые организации (СРО). Это некоммерческие объединения, создаваемые для контроля деятельности членов организации, а также для представления и защиты их интересов. Как прописано в редакции нового закона, «саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела признается общероссийская некоммерческая организация, основанная на членстве, объединяющая лиц, оказывающих ритуальные услуги». Контракты на выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ будут заключаться по итогам конкурсов и аукционов.
Еще одно нововведение, предложенное специалистами похоронной отрасли, связано с продвижением ритуальных услуг в интернете. Сегодня по большей части реклама и продвижение связаны с незаконным получением информации об умерших. Агенты налаживают контакты с милицией, работниками больниц и поликлиник, которые и продают им информацию о смерти человека. Разумеется, подобного рода «взятка» за информацию отражается в счете клиенту за ритуальные услуги. Цель нового законодательства – создать условия для конкуренции, предоставив клиенту возможность выбирать. То есть теоретически инициатива ФАС должна ликвидировать «теневую» сторону похоронного рынка и уравнять его участников в правах.
Политика цен
Система ритуальных услуг – многомиллиардный бизнес с бесконечным потоком клиентов. Расценки на похоронные услуги достаточно высоки: немало стоят и похороны, и место на кладбище, и ритуальные атрибуты. Цену устанавливают поставщики ритуальных услуг (крематории, кладбища, специализированные автобазы). Согласно новой редакции закона о погребении, участникам рынка придется соблюдать правила похоронной этики, в частности – не навязывать не соответствующие волеизъявлению умершего религиозные и иные обряды, символику и музыку, не обращаться к понесшим утрату лицам с предложениями предоставить ритуальные услуги, хранить в тайне информацию о факте смерти гражданина и т.д. По мнению ФАС, кроме антимонопольной составляющей, эти меры имеют этическо-гуманитарную основу, защищающую права граждан, а также позволят экономить их средства.

Мест нет!
Пожалуй, наиболее остро в похоронной отрасли ощущается проблема нехватки мест для захоронений.
Заместитель председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга Николай Филин сообщает: действующие, но пребывающие в достаточно запущенном состоянии кладбища Санкт-Петербурга постоянно приводятся в порядок – прежде всего, укрепляются дренажные системы, поскольку многие кладбища находятся «ниже уровня города» и подтопляются. Но в условиях увеличения численности населения (в Санкт-Петербурге официально проживают более 5 млн человек) главная проблема – выделение новых земель для захоронений в гробах.
Очевидно, урновые захоронения, то есть кремация, могут существенно облегчить решение вопроса мест для захоронений. Сегодня в России 16 крематориев, и еще один строится. Для сравнения: в США в настоящее время 1468, а в Японии – 1625 крематориев. «С учетом многих факторов, наблюдается тенденция роста числа кремаций, что в целом позитивно. В среднем с 2001 года, кремируются более 60% умерших. В развитых европейских странах – 80%», – комментирует начальник отдела развития услуг и общественного питания комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Владимир Родькин.
С точки зрения материальных затрат, кремация и захоронение урны с прахом обходятся значительно дешевле, что немаловажно при выборе способа погребения. Другое решение проблемы нехватки мест для захоронений – создание негосударственных (арендованных) кладбищ. В новой редакции закона прописано, что деятельность на негосударственных (арендованных) кладбищах будет осуществляться на основании договора аренды земельного участка, заключаемого членом саморегулируемой организации в сфере похоронного дела с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Договор аренды рассчитан на 49 лет, запрещает нецелевое использование земельного участка, передачу его в субаренду, а также выкуп. Именно на таких кладбищах разрешат выбирать и покупать участки под захоронения на любой вкус и любого размера (места на общественных кладбищах должны предоставляться исключительно бесплатно).
Но и здесь пока много противоречий. В первую очередь, в земельном кодексе. Как утверждает Николай Артамонов, «земли муниципальных и общественных кладбищ принадлежат городу, с них нельзя получить прибыль. В ситуации с частным кладбищем остается открытым ряд вопросов. Например, что будет с ним по истечении 49 лет? Возможно, это опять лоббирование чьих-то интересов с целью заработать деньги».
«Больное место» похоронной отрасли – содержание и устранение бесхозных могил. К примеру, только на Смоленском православном кладбище Петербурга таких около 60%. В новом законе предложено внедрить систему обязательных договорных отношений между лицами, ответственными за места захоронения, и органами местного самоуправления, которые регламентируют порядок ухода и содержания мест захоронения. Предполагается, что договоры будут заключаться на принципах безвозмездности и бессрочности и предусматривать при необходимости платные услуги по уходу за местом захоронения.
Учиться хоронить
Как и любая рыночная структура, похоронная отрасль в силу своей специфики требует профессиональных знаний от похоронных агентов, лиц, оказывающих услуги погребения, перезахоронения, проведения траурных церемоний – всех тех, кто взаимодействует с родственниками умерших.
«Традиционно не хватает хороших кадров: руководителей среднего звена, агентов ритуального обслуживания, церемониймейстеров, – рассказывает руководитель аппарата президента СПОК Павел Уланов. – С 1997 года в стране заработал первый специализированный Центр подготовки кадров для похоронных служб при ФГБОУ ВПО «РГУТиС». Он до сих пор остается единственным учебным заведением, реализующим лицензированные программы профессиональной подготовки по рабочим специальностям в похоронном деле. С 1998 по 2011 года Центр обеспечивал обучение и аттестацию агентов городских специализированных служб по вопросам похоронного дела. Отдельное внимание уделяется обучению управленческих кадров, программе повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению «Управление похоронным делом».
За последнее десятилетие большинство руководителей похоронных служб Петербурга прошли обучение в Центре и получили дипломы государственного образца. Но не решен вопрос унификации образовательных программ. В 2013 году Союз предпринял первые попытки подготовки проекта профессионального стандарта (ПС) в похоронном деле. Предполагается, что стандарт определит полный перечень профессий в отрасли.
Ввиду того, что предполагается ввести в отрасли саморегулирование, потребуется пересмотр требований к образовательному уровню. «Вариантов подготовки кадров много. От создания независимых учебных структур, работающих по собственным стандартам, до единой сети государственных образовательных центров, реализующих программы по стандартам государства или саморегулируемой организации (СРО)», – рассказывает Павел Уланов. Он считает, что подготовка компетентных кадров приведет к развитию отрасли. Но пока здесь занято много людей без специального образования, и основы своей профессии им приходится постигать по ходу дела.
Движение вперед проблем не исключает
Несмотря на активное обсуждение существующих проблем и многообещающие предложения по их решению, ряд вопросов остается открытым. Во-первых, в новой редакции закона ничего не сказано о санитарных требованиях к перевозящему умерших автотранспорту. Во-вторых, по-прежнему неясно, где заканчивается компетенция моргов при больницах, услуги которых не требуют оплаты, и начинаются платные – подготовка тела к похоронам и сами похороны. Выходом может стать создание так называемых залов прощания, которые уже сейчас существуют, например, в Новосибирске. Возможно, это поможет регламентировать сферу деятельности медицинских учреждений – в них будет проводиться только вскрытие.
Словом, как и большинство реформ, предложенные ФАС нововведения специалисты похоронной отрасли воспринимают неоднозначно: поправки, может быть, и ликвидируют некоторые противоречия на рынке и поспособствуют развитию конкуренции, но одновременно создадут почву для новых идей на нелегальном рынке.

Санкт-Петербург Статистика:
В 2011-2012 годах проведена инвентаризация городских кладбищ. В результате выявлены 87 действующих кладбищ площадью 1460 га. При проведении инвентаризации уточнены их границы. Часть территории поставлена на кадастровый учет. После проведения корректировки генерального плана застройки дополнительно будут учтены еще 177 га.
В Санкт-Петербурге за 10 лет к территориям городских кладбищ добавились 250 гектаров земли: на Северном кладбище, в Комарово, Ломоносове, Колпино. Идет подготовка к открытию нового кладбища на 50 гектаров в Дибунах, там готовятся системыэлектро- и водоснабжения. Первая очередь этого кладбища скорее всего будет готова в 2014 году.
Бывшие кладбища Санкт-Петербурга: современное состояние
Карта. Бывшие кладбища Санкт-Петербурга: современное состояние
1. Немецкое кладбище города Ниена. Жилой дом №1 по Большеохтинскому проспекту, детский сад, котельная и сквер.
2. Шведское кладбище города Ниена. Сквер у Красногвардейской площади.
3. Кладбище Охтинского мыса в крепости Ниеншанц. Зона предполагаемой жилой застройки «Газпром-сити».
4. Кладбище при погосте Спасском. Район Смольного собора.
5. Средневековое кладбище XIII-XVI веков. Район Шереметевского дворца на Фонтанке.
6. Захоронения за Кронверком, солдатские или санитарные. Территория застроена жилыми домами.
7. Кладбище Посадской слободы. Большая Посадская улица, жилая застройка.
8. Немецкое кладбище в Аптекарском огороде. Район Ботанического сада, прилегающий к Гренадерскому мосту.
9. Старое кладбище для русских и иностранцев в районе стрелки Малой Невы на Выборгской стороне. Территория Военно-Медицинской академии, гостиница, жилая застройка.
10. Кладбище Волчьего Поля. Участок усадьбы Безбородко на Феодосийской улице, промышленная застройка.
11. Захоронения на Стрелке Васильевского острова. Территория застроена.
12. Сампсониевское кладбище. Территория Сампсониевской церкви, общественная и жилая застройка по Нейшлотскому переулку.
13. Немецкое кладбище в районе Выборгского сада. Школа №560, ул. Комиссара Смирнова, 17.
14. Ямское кладбище при церкви Иоанна Предтечи. Земельный участок при Крестовоздвиженской церкви в районе пересечения Лиговского проспекта и Обводного канала.
15. Кладбище Сухопутного и Морского госпиталей. Район Военно-Медицинской академии.
16. Калинкинское кладбище. Район современного Старо-Петергофского проспекта. Общественная и жилая застройка
17. Кладбище при Матвеевской церкви. Территория Матвеевского сада на Петроградской стороне: детская площадка и несколько общественных зданий.
18. Кладбище при Спасо-Преображенской церкви в Колтовской слободе. Сквер при школе №173, Новоладожская улица, 8.
19. Кладбище при Благовещенской церкви. Музей-некрополь XVIII века в составе Государственного музея городской скульптуры на территории Александро-Невской лавры.
20. Кладбище при Ильинской церкви Охтинских пороховых заводов. Территория Ильинской церкви (шоссе Революции, 75), район Ржевка-Пороховые у реки Охты, недалеко от места впадения в нее реки Лубьи.
21. Кладбище при Троицкой церкви в Большой Охтинской слободе. Жилая застройка.
22. Кладбище при Невских кирпичных заводах (Фарфоровское). Район станции метро «Ломоносовская», сквер, дом культуры, дорожная сеть.
23. Кладбище при церкви Петра Митрополита в Ульянке. Территория ныне существующего Красненького кладбища.
24. Кладбище при Покровской церкви Рыбной слободы. Берег Невы к северу от пересечения Рыбацкого проспекта и ул. Дмитрия Устинова. К началу 2014 года здесь планируется яхт-клуб.
25. Вознесенское кладбище в Переведенских слободах. На пересечении Вознесенского проспекта с каналом Грибоедова. Сейчас здесь находятся школа и детский сад.
26. Кладбище при Троицкой церкви Галерной слободы. Район «Ленэкспо», где ныне расположена подводная лодка «Народоволец».
27. Кладбище при Андреевском соборе. Сквер у Большого проспекта Васильевского острова и участок, занимаемый храмами Трех Святителей и Св. Андрея.
28. Благовещенское кладбище Васильевского острова. Район 8-й линии Васильевского острова, в 1930-х годах было превращено в сквер.
29. Кладбище при реке Смоленке. На основе этого участка в 1750-х годах сформировалось Смоленское православное кладбище.
30. Кладбище в Бочарной слободе. Выборгская сторона к востоку от нынешней площади Ленина, общественная застройка и сквер.
31. Смоленское лютеранское кладбище. Южная часть острова Декабристов (набережная реки Смоленки, 27).
32. Кладбище в Волковой деревне XVIII века. Территория к югу от Обводного канала, современный Волковский проспект.
33. Красненькое кладбище XVIII века. Кладбище в Кировском районе, южнее улицы Червонного Казачества и восточнее проспекта Стачек. Через кладбище протекает речка Красненькая.
34. Иоанно-Богословское кладбище XVIII века. Территория больницы Св. Луки с садом, троллейбусный парк и производственно-складские помещения бывшего СПО им. Свердлова.
35. Кладбище при Благовещенской церкви мызы Каменский Нос. На этой территории расположен корпус института ВНИПИЭТ.
36. Шуваловское кладбище XVIII века. На берегу Суздальского озера на Церковной горе, около метро «Проспект Просвещения».
37. Малоохтинское православное кладбище. Большая часть территории кладбища застроена небоскребами банка «Санкт-Петербург» и жилого комплекса «Новый город».
38. Карповское кладбище. Территория застроена: в южной части расположены корпуса НИАИ «Источник», в северной – жилые дома.
39. Малоохтинское старообрядческое кладбище (северный участок). Расположено в глубине жилого квартала на левом берегу реки Охты.
40. Холерное кладбище на Куликовом поле. Район Чугунной и Минеральной улиц, троллейбусный парк №3.
41. Выборгское Католическое кладбище. Район Минеральной улицы, промышленная застройка.
42. Большеохтинское Единоверческое кладбище (южный участок). На территории располагаются сооружения Комбината химико-пищевой ароматики и Гидрометеорологического института.
43. Волковское старообрядческое и единоверческое кладбище (юго-западный участок и восточный участок). На территории находятся кожно-венерологический диспансер и центральный офис компании ПТК.
44. Смоленское армянское кладбище (западный участок). На территории строится жилищный комплекс «Айно».
45. Митрофаниевское кладбище и его лютеранская часть. Участок земли между Балтийской и Варшавской ветками железной дороги, занят гаражами, складами и свалками.
46. Тентелевское кладбище. Территория отдана под производственную застройку и свалки.
47. Кладбище Смоленской слободы. Район переулка Ногина, застроен общественными зданиями (школами) и домами.
48. Кладбище поселка Михаила Архангела. Район между улицами Крупской и Цимбалина, на территории находятся склады и свалки.
49. Фарфоровское кладбище. Сквер близ станции метро «Ломоносовская».
50. Успенское кладбище села Александровского. Район угла Рабфаковской и Запорожских улиц, жилая застройка.
51. «Крестьянское» кладбище при Благовещенской церкви в Новой деревне. Набережная Большой Невки, жилая застройка.
52. Кладбище немецкой колонии Горожанка (Гражданка). Район близ перекрестка улиц Фаворского и Бутлерова. ДСК «Зенит», первая очередь жилого квартала «Академ-парк».
53. Среднерогатское колонистское кладбище. Территория между станциями метро «Московская» и «Звездная». Ведется интенсивная застройка квартала.
54. Кладбище деревни Купчиной. Заброшенный пустырь, ведется благоустройство территории и строительство торгово-развлекательных комплексов.
55. Кладбище деревни Рыбацкой. Застроено корпусами жилых домов 78 и 80 по Октябрьской набережной.
56. Кладбище при Троицкой церковной школе. Территория Малоохтинского парка.
57. Кладбище немецкой Парголовской колонии. Район домов 22 и 24 по улице Есенина на берегу одного из рукавов Муринского ручья.
Сколько стоит умереть
По данным Санкт-Петербургской ритуальной компании, средняя стоимость кремации составляет 21 тыс. рублей. На итоговую стоимость кремации влияют стоимость ритуальных принадлежностей, маршрут катафального транспорта, а также дополнительные услуги. Для сравнения: средняя стоимость похорон на свободное (бесплатное) место составляет от 26,7 тыс. рублей.
В стоимость кремации и захоронения не входят услуги морга по санитарной подготовке тела к погребению, они оплачиваются отдельно непосредственно в морге. Компенсация при оформлении ритуальных услуг зависит от дохода обращающихся граждан. Если среднедушевой доход ниже прожиточного минимума (на август 2013 года – 7535 рублей), гражданин получает 4700 рублей, а остальную сумму в виде разницы – через полгода. Для отдельных категорий граждан существуют льготы.
В некоторых регионах РФ назначается дополнительная выплата к социальному пособию на погребение.

Светское государство в приоритете
Алиджан Хайдаров, председатель региональной общественной организации соотечественников Узбекистана «УМИД»:
– По мусульманским традициям тело умершего лучше отправить на родину. Не всегда получается, конечно – примерно 1,2% хороним в Петербурге. Для захоронения в Петербурге нужна справка о смерти, договоренность с кладбищем, место. Вот это и есть момент, когда мы сталкиваемся с нехваткой земли для захоронения.
Сегодня на территории Петербурга действуют три кладбища, где можно похоронить мусульман. Мы проводили опрос, многие мусульмане говорят, что необходимо дополнительное мусульманское кладбище. Конечно, нам необходима поддержка правительства, чтобы создать отдельное мусульманское кладбище и самое главное – земля.
Иерей Глеб Грозовский, представитель православной церкви:
– На мой взгляд, если хлеба хватает на всех, то не жалко, если им будут питаться все нуждающиеся. Но если речь идет о моих согражданах по вере, о моей семье, то в первую очередь хлеб отдам своим по вере, своей семье, а во вторую очередь – остальным. Думаю, правильно будет как мусульманам, так и иудеям, читая Тору и Коран, вспоминать, как поступали с останками их предки: старались похоронить в своей, а не иноземной земле. Но сегодня некоторые, приходя в гости в чужой дом, считают его своим. И вот тут могут быть проблемы. Чтобы их не было, пусть каждый заранее заботится о том, где его похоронят.
Андрей Молдованов, директор Санкт-Петербургского государственного учреждения «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела»:
– Существует проблема бесхозных захоронений. Слишком долго наши эксперты похоронного дела пытаются ответить на вопрос, что делать с участком, если за ним никто не ухаживает. Уход остается за родственниками. Мы не можем и не должны выделять место для мигрантов: участков мало, а когда «гости» уедут обратно, за могилами их соотечественников никто не будет ухаживать. В результате проблема с бесхозными захоронениями только усугубится. Как ни крути, религиозные аспекты все же идут в разрез с установками светского государства, и нужно признать, что приоритет остается все же за последним.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *