О развитии малого и среднего предпринимательства

Закон Санкт-Петербурга О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге

Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 2 апреля 2008 года
Закон СПб от 02.04.08 №194-32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге»

КонсультантПлюс: примечание.
Начало действия документа — 25.04.2008.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 данный документ вступил в силу на следующий день после дня официального опубликования (опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» — 24.04.2008).

Название документа
ЗАКОН Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32
«О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»
(принят ЗС СПб 02.04.2008)

17 апреля 2008 года N 194-32

ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
2 апреля 2008 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Санкт-Петербурга

Настоящий Закон Санкт-Петербурга регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами и органами государственной власти Санкт-Петербурга в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, и в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) устанавливает разграничение полномочий между органами государственной власти Санкт-Петербурга в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга

В настоящем Законе Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия:
субъекты малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге — субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные на территории Санкт-Петербурга;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге — деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, которые направлены на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге;
программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге — нормативные правовые акты Правительства Санкт-Петербурга, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, осуществляемых в Санкт-Петербурге, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
уполномоченный орган — исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга на разработку и реализацию государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.
Иные основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга, применяются в значениях, определенных Федеральным законом.

Статья 3. Полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге

К полномочиям Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге относятся:
1) принятие законов Санкт-Петербурга в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге;
2) осуществление контроля за исполнением настоящего Закона Санкт-Петербурга;
3) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законами Санкт-Петербурга.

Статья 4. Полномочия Правительства Санкт-Петербурга в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге

1. К полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге относятся:
1) участие в осуществлении государственной политики Санкт-Петербурга в области развития малого и среднего предпринимательства;
2) разработка и реализация программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге;
3) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, и структурных подразделений указанных организаций;
4) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
5) содействие развитию межрегионального сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;
7) поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге;
8) сотрудничество с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
9) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге;
10) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и обеспечение ее деятельности;
11) методическое обеспечение органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга;
12) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге;
13) разработка и утверждение перечня видов ремесленной деятельности;
14) представление в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по формированию официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, документированной информации по формам, установленным в целях осуществления федеральных государственных статистических наблюдений, и информации, полученной исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в связи с осуществлением ими контрольно-надзорных и других административных полномочий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге;
15) подготовка ежегодного доклада, содержащего анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, результаты деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в Санкт-Петербурге, результаты деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, а также по реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, осуществлению поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (далее — ежегодный доклад о развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге);
16) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законами Санкт-Петербурга.
2. Правительство Санкт-Петербурга вправе передавать в установленном порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге уполномоченному органу и(или) иным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга.

Статья 5. Информация о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге

1. Информация о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге размещается в сети Интернет на официальном сайте Правительства Санкт-Петербурга и в средствах массовой информации, распространяемых на территории Санкт-Петербурга.
2. Информация о субъектах малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге — получателях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге размещается в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге — получателей поддержки, ведение которого осуществляет уполномоченный орган.

Статья 6. Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге

1. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге осуществляется в следующих формах:
финансовая поддержка;
имущественная поддержка;
информационная поддержка;
консультационная поддержка;
правовая поддержка;
поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере молодежного предпринимательства;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в социальной сфере;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере строительства;
иные формы поддержки, установленные в соответствии с федеральным законодательством.
2. Поддержка в формах, установленных пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется на условиях и в порядке, которые устанавливаются программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, в соответствии с федеральным законодательством и законами Санкт-Петербурга.
3. Законами Санкт-Петербурга и программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге могут быть установлены иные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
4. Законами Санкт-Петербурга могут быть установлены льготные условия налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Порядок разработки и реализации программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге

1. Разработка программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге осуществляется в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
2. Программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге должна содержать следующие обязательные разделы:
основные цели программы;
ожидаемые конечные результаты реализации программы;
сроки и этапы реализации программы;
формы, условия и порядок предоставления поддержки;
перечни мероприятий, направленных на обеспечение реализации целей государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, с указанием объема и источников их финансирования, сроков исполнения отдельных этапов;
определение результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, ответственных за реализацию программы;
определение количественных значений критериев эффективности реализации программы;
категории субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых распространяется поддержка;
сроки предоставления поддержки;
требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге;
порядок финансирования мероприятий программы;
иные разделы.
3. До вынесения на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга проекты программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге подлежат направлению в координационный или совещательный орган в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, созданный с соблюдением требований настоящего Закона Санкт-Петербурга в целях проведения общественной экспертизы проектов программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, подготовки соответствующих рекомендаций и предложений, а также их общественного обсуждения. В состав такого координационного или совещательного органа включаются по согласованию:
не менее трех представителей Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
представители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;
представители органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге;
представители организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.
4. Не позднее трех месяцев после окончания финансового года в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга Губернатором Санкт-Петербурга представляется ежегодный доклад о развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге. Указанный в настоящем пункте доклад утверждается постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Статья 8. Координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге

1. В случае обращения некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, к руководителям исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, наделенных отдельными полномочиями в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, с предложением создать при данных органах координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (далее — координационные или совещательные органы) руководители данных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга обязаны рассмотреть вопрос о создании таких координационных или совещательных органов.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в создании координационного или совещательного органа определяется Правительством Санкт-Петербурга. О принятом решении по вопросу создания координационного или совещательного органа руководители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в течение месяца в письменной форме уведомляют указанные в настоящем пункте некоммерческие организации.
2. В случае принятия решения о создании координационных или совещательных органов при исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга руководители указанных органов утверждают состав и структуру таких координационных или совещательных органов с соблюдением требований пункта 3 настоящей статьи.
3. В состав координационных или совещательных органов включаются представители:
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (по согласованию);
исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;
органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге;
представители организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, число которых должно составлять не менее одной второй от общего числа членов указанных координационных или совещательных органов.
4. Координационные или совещательные органы создаются в целях:
1) привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге к выработке и реализации государственной политики Санкт-Петербурга в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге;
2) выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
3) проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Санкт-Петербурга и нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, проектов программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге;
4) выработки рекомендаций исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге;
5) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций;
6) участия в соответствии с Федеральным законом в осуществлении имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Статья 9. Финансовое обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга

Финансирование расходов, связанных с реализацией органами государственной власти Санкт-Петербурга полномочий, установленных настоящим Законом Санкт-Петербурга, осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Статья 10. Критерии эффективности государственной политики в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге устанавливаются следующие критерии эффективности государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства:
увеличение валового регионального продукта, производимого субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, в целом и по отдельным отраслям экономики (видам экономической деятельности);
увеличение налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга от субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге в целом и по отдельным отраслям экономики (видам экономической деятельности);
увеличение количества созданных субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге новых рабочих мест в отдельных отраслях экономики (видах экономической деятельности);
рост средней заработной платы в области осуществления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге в целом и по отдельным отраслям экономики (видам экономической деятельности);
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге по отдельным отраслям экономики (видам экономической деятельности) на 100 тысяч человек населения (и(или) на 1 тысячу человек экономически активного населения);
рост индекса предпринимательского оптимизма и(или) индекса деловой активности в отдельных отраслях экономики (видах экономической деятельности) и в целом, характеризующего качественное изменение внешней предпринимательской среды.
Количественные значения критериев эффективности государственной политики в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге устанавливаются программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге по конкретным мероприятиям таких программ.

Статья 11. Заключительные положения и вступление в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга
1. Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга признать утратившими силу:
Закон Санкт-Петербурга от 6 ноября 1996 года N 137-48 «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге»;
статью 45 Закона Санкт-Петербурга от 24 декабря 1997 года N 235-71 «О бюджете Санкт-Петербурга на 1998 год»;
статью 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 ноября 1998 года N 249-53 «О внесении изменений и дополнений в законы Санкт-Петербурга, регулирующие отдельные вопросы налогообложения».

Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Санкт-Петербург
17 апреля 2008 года
N 194-32

Михаил Терещенко / ТАСС / Scanpix / LETA

На прошлой неделе известные экономисты и правительство заочно поспорили о способах спасения российской экономики от коронавируса. Группа экспертов под эгидой фонда «Либеральная миссия» выпустила доклад «Коронакризис-2020: Что будет и что делать? Сценарии развития кризиса и необходимые меры экономической политики». В нем она предложила властям потратить на поддержку граждан и бизнеса (прежде всего малого и среднего) 4-6% ВВП (4,4-6,5 триллиона рублей). Чтобы найти такие деньги, правительству нужно будет распечатать свои резервы — Фонд национального благосостояния (ФНБ) и занимать деньги. Так как в нынешней ситуации немногие инвесторы захотят давать в долг, Центробанку придется произвести эмиссию триллионов рублей и купить на них облигации правительства. Чиновники, между тем, решили пока не трогать резервы: по поручению Владимира Путина они разработали пакет помощи на сумму в 2,8% ВВП. Опрошенные «Медузой» авторы доклада «Коронакризис-2020» считают, что этих денег не хватит, а значительная часть помощи достанется не тем, кому она необходима.

часть 1

Что предложили экономисты

Доклады для фонда «Либеральная миссия» написали:

Наталья Акиндинова (директор Центра развития, НИУ ВШЭ)

Сергей Алексашенко (бывший заместитель председателя Банка России)

Олег Вьюгин (профессор НИУ ВШЭ, бывший замминистра финансов)

Владимир Гимпельсон (директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ)

Евсей Гурвич (руководитель Экономической экспертной группы)

Сергей Гуриев (профессор экономики Sciences Po, Париж)

Владислав Иноземцев (директор Центра исследований постиндустриального общества)

Константин Сонин (профессор Чикагского университета и НИУ ВШЭ)

Список авторов доклада

С кризисами такого типа ни российская, ни мировая экономика еще не сталкивались.

России знакома только часть шоков, которые принес кризис: это шок от падения цен на нефть и связанной с ним девальвации рубля. К такому виду кризиса Россия готовилась последние годы, накапливая ФНБ по бюджетному правилу.

По «правилу», федеральный бюджет на каждый год верстался исходя из средней цены нефти чуть выше 40 долларов за баррель (42 доллара для 2020 года). Все излишки при цене выше 42 долларов отправлялись в ФНБ. При цене ниже 42 долларов за счет средств, уже накопленных в ФНБ, покрывались выпадающие доходы. Второй рубеж защиты от падения цен на нефть — плавающий курс рубля. Официально Центробанк не защищает никакой курс, то есть готов согласиться на любую девальвацию при снижении поступления в страну валюты. За счет девальвации рублевая цена нефти может сохраняться неизменной — это ровно то, что нужно для поддержки бюджетного баланса. Правда, девальвация имеет очевидные побочные эффекты: рост цен на импортную, а следом и отечественную продукцию. Так, вызванное в том числе девальвацией падение доходов населения, начавшееся во время кризиса 2014 года, не было преодолено к концу 2019 года.

Однако, что касается бюджета, то он должен был выдержать даже такое глубокое падение цен на нефть: Минфин утверждает, что даже при нынешних сверхнизких ценах на нефть ФНБ хватит до 2024 года (если тратить его только по бюджетному правилу, то есть на потери, связанные с падением нефтяных цен). Правда, российская экономика только из-за падения цен на нефть все равно потеряет 2-2,5 процентных пункта роста ВВП, пишут экономисты.

Зачем нужен ФНБ

Падением цен на нефть дело не ограничится: упадет и физический объем российского экспорта (из-за резкого сжатия спроса на сырье со стороны падающей мировой экономики и договоренности России со странами-экспортерами из ОПЕК+ о снижении добычи нефти). Это еще минус 2 процентных пункта роста ВВП.

К этим двум проблемам добавляется и невиданный до сих пор в современной экономике кризис, вызванный эпидемией и мерами борьбы с ней. Он проявляется сразу несколькими шоками:

  • Сжатие спроса. Кроме внешнего спроса, из-за эпидемии снижается и внутренний. Во-первых, многие граждане потеряют часть дохода (или даже весь доход). Во-вторых, из-за карантина изменилось их потребительское поведение: уже не идет речи про туризм, культурные мероприятия и т. д.
  • Шок производства. Часть предприятий — от авиакомпаний до почти всей сферы услуг — несут прямые потери от ограничения своей деятельности. Другие — от нарушения производственных цепочек.
  • В сфере услуг работают в основном малые и средние предприятия (МСП). В них заняты до 40% трудоспособного населения. Эти миллионы людей могут лишиться работы или дохода (если будут отправлены в принудительный неоплачиваемый отпуск). Это приведет к падению доходов населения и новому витку падения спроса. Если падение доходов будет слишком глубоким, то после окончания эпидемии спрос может так и не вырасти достаточно для того, чтобы восстановилось производство. Проблемы предприятий, которые не смогут быстро нанять людей на работу, в свою очередь, снова помешают росту доходов населения. Так экономика из рецессии может угодить в депрессию.
  • Эпидемия, вызвавшая спад, придает ему еще и неопределенность, которая пока не позволяет планировать выход из кризиса. Если кризис затянется, то, возможно, это приведет к масштабной потере физического и человеческого капитала. Разрушится инфраструктура малого и среднего бизнеса — закроются компании-поставщики, предприятия лишатся производственных и торговых помещений, уволят сотрудников. Тогда после окончания эпидемии бизнес, особенно малый и средний, просто не сможет быстро восстановиться.
  • Может пострадать и финансовая система. Правительство изначально предложило ввести полугодовые отсрочки по кредитам для пострадавших предприятий. Если бизнес не восстановится (а это весьма вероятно для малых и средних предприятий, которые, в отличие от крупных, не имеют резервов в виде неиспользованной ликвидности), то это грозит накоплением плохих долгов банками. В результате может произойти банковский кризис (типа того, который был в кризис 2014-2016 годов, когда многие частные банки лишились лицензий).
  • Неопределенность ударит и по правительству. Во-первых, во время кризиса капитал традиционно уходит в надежные «гавани» — страны с сильной финансовой системой вроде США. Это лишает правительство надежды занять достаточно денег для преодоления кризиса (в случае с Россией это было бы безопасно для финансовой стабильности, поскольку долг страны низок — меньше 14% ВВП). Кроме того, правительство не может спокойно нарушить бюджетное правило и потратить деньги на помощь бизнесу и населению из ФНБ. Раз оно не знает, когда закончится эпидемия и вырастут цены на нефть, ему приходится быть осторожным в трате резервов, признают экономисты.
  • Резкий рост безработицы поставит перед правительством новые вызовы: оно будет вынуждено наращивать помощь пострадавшим группам населения. Денег бюджета и ФНБ может не хватить, а возможности занять триллионы у иностранных и отечественных инвесторов будут ограничены.

И что делать?

Экономисты напоминают, что бизнес, который лишился всей или части выручки из-за карантина, в этом не виноват: он не совершал никаких ошибок. Решения об ограничениях принимали власти, которые и должны нести основные затраты.

  • Эксперты предлагают срочно спасать малый бизнес не налоговыми и кредитными отсрочками (чтобы предприятиям не нужно было отдавать долги в тот момент, когда им необходимо будет тратиться на восстановление производства), а полноценными каникулами, то есть освобождением от платежей на время эпидемии. То есть при выполнении некоторых условий — сохранения части рабочих мест и возобновления деятельности после эпидемии — платить образовавшийся долг не нужно. Кроме того, им нужно оказать прямую финансовую помощь на покрытие других затрат — выплату зарплат и арендной платы — под гарантии восстановления бизнеса после эпидемии: например, предоставить бюджетные ссуды, которые нужно будет выплатить только в случае закрытия бизнеса.
  • Кроме того, по мнению экономистов, нужно срочно увеличить прямую финансовую поддержку пострадавших групп населения — от работников предприятий сферы услуг и торговли до самозанятых (изначально правительство планировало лишь предложить банкам предоставить тем, у кого упал доход, отсрочки по кредитам). Экономисты не смогли договориться между собой, как именно доставить помощь каждому нуждающемуся, но сошлись на том, что обычные для России инструменты социальной поддержки (от системы соцобеспечения до служб занятости) не сработают.
  • Всего на эти меры нужно потратить в ближайшие месяцы 4-6% ВВП — примерно столько, сколько потеряет экономика в 2020 году. Если эпидемию не удастся обуздать в этом году, то масштабы помощи (как и потери экономики) должны возрасти до 10% ВВП — это тот же порядок затрат, что взяли на себя правительства развитых стран. Такая помощь потребует отмены бюджетного правила, чтобы правительство могло тратить деньги ФНБ не только на покрытие выпадающих нефтегазовых доходов, но и на другие нужды. Кроме того, правительство должно расширить заимствования; из-за того, что спрос на облигации России вряд ли будет высок, Центробанк должен запустить свой аналог «количественного смягчения» — провести эмиссию рублей, на которую выкупить у инвесторов старые выпуски облигаций, чтобы те могли купить новые.

После выхода докладов для «Либеральной миссии» президент Владимир Путин предложил правительству разработать новые меры поддержки, многие из которых по сути (но не по суммам) повторяют предложения группы экономистов. К концу прошлой недели правительство (и глава Центробанка Эльвира Набиуллина) представили новые меры и свои расчеты их стоимости. «Медуза» попросила авторов докладов оценить адекватность нынешним вызовам решений президента, правительства и Центробанка.

Часть 2

Чем отличаются предложения экономистов и министров

Сколько будет стоить вся программа поддержки?

Что предлагали экономисты

Довести объемы антикризисной поддержки экономики до 4–6% ВВП в консервативном сценарии или 8–10% ВВП в радикальном. Все — без учета дефицита бюджета, связанного со снижением цен на нефть.

Что предложили власти

2,8% ВВП на помощь бизнесу и населению (с учетом затрат ФНБ на покрытие выпадающих нефтегазовых доходов — 6,5%).

Оценка экономистов

Константин Сонин. Меры правительства соответствуют нашим предложениям по идеологии, но не соответствует по масштабу. Мне кажется, они (власти) прониклись нашими идеями, но не решились на масштаб мер, адекватный кризису. Не решились на отмену контрсанкций, которые во время кризиса приносят еще больший вред населению, и не решились на действия, которые могли привести к смягчению санкций.

Сергей Гуриев. Меры, предложенные Владимиром Путиным на этой неделе — это шаг в правильном направлении, но абсолютно недостаточный. Не только как экономист, но и как гражданин России, за счет налогов которого формировались Фонд национального благосостояния и другие активы Российской Федерации, я требую использовать их для поддержки моих сограждан, оказавшихся в трудной ситуации вследствие эпидемии коронавируса и экономического кризиса. Меры поддержки должны быть в разы более масштабными и более широкими по охвату граждан и малых предприятий.

Олег Вьюгин. Масштаб предложенных мер мал и по времени они уже запоздали.

Откуда взять деньги?

Дума должна отменить бюджетное правило, чтобы правительство могло тратить резервы из ФНБ на борьбу с кризисом. Центробанк, в свою очередь, — провести эмиссию и начать выкупать облигации правительства, которое будет поддерживать экономику в долг.

Ничего конкретного. Министр финансов Антон Силуанов сказал, что правительство будет тратить и деньги ФНБ (пока только по бюджетному правилу, то есть на покрытие выпадающих нефтяных доходов), и занимать деньги на рынке, при необходимости увеличивая суммы (про расширение заимствований сверх нормы, записанной в бюджете, он ничего не сказал). Глава Центробанка Эльвира Набиуллина прямо сказала, что банк не рассматривает вариант с любыми формами «количественного смягчения», пока у него есть стандартные меры поддержки экономики вроде снижения ставки.

Наталья Акиндинова. В целом остается ощущение, что у государства есть желание не слишком много тратить на текущую борьбу с кризисом и сохранить резервы для будущего. Это отчасти можно понять. Есть проблема выпадающих доходов и на уровне федерального бюджета, и на уровне внебюджетных фондов, и на уровне регионов. Эти деньги нужно где-то взять, а текущее бюджетное правило не позволяет за счет ФНБ их компенсировать. Если кризис затянется, то в следующем году по бюджетному правилу надо будет проводить секвестр либо смягчать ограничения по заимствованиям.

Олег Вьюгин. Правительство можно понять, потому что невероятное падение цен на нефть и неважные перспективы по ним сильно напугали власти. Есть бюджетные обязательства, которые надо финансировать, и уже ясно, что, скорее всего, половину всех ликвидных средств ФНБ придется направить на то, чтобы закрыть выпадающие доходы бюджета. Ополовинить ФНБ за один год, конечно, руки дрожат. А решиться на количественное смягчение, о котором мы говорили в докладе, психологически трудно монетарным властям , потому что они всегда говорили, что они этого никогда не сделают.

Dimitar Dilkoff / AFP / Scanpix / LETA

Как помочь малому и среднему бизнесу?

Меры, объявленные в марте, недостаточны, а стремление переложить на частный бизнес издержки, связанные с принудительным карантином, недальновидны. Нужно не просто отсрочить, а списать предприятиям из пострадавших отраслей задолженность по налоговым платежам, кредитам и арендной плате, образовавшуюся во время кризиса, что превратит эти отсрочки в каникулы. Условием такого списания может стать сохранение не менее 70% занятости и возобновление деятельности предприятий, наличие существенных оборотов и возобновление текущих налоговых платежей до конца 2020 года и в 2021 году. Аналогичные механизмы списания долгов должны применяться по отношению к ИП и самозанятым. Предусмотреть механизмы компенсации кредиторам доходов, выпадающих из-за таких «каникул». Вариант — предоставление предприятиям безвозвратных субсидий на выплату части заработной платы сотрудникам за счет бюджета.

Кредиты коммерческих банков на выплату зарплат простаивающими предприятиями признаны неэффективной мерой: банки считали их слишком рискованными и отказывались их выдавать.Теперь их будет гарантировать (не менее чем на 75%) государственная корпорация развития ВЭБ.РФ. С 18 мая компании, которые сохранили не менее 90% сотрудников (по состоянию на 1 апреля), получат от государства средства на выплату зарплат. Каждый сотрудник сможет претендовать на выплату в размере одного минимального размера оплаты труда (12 130 рублей в среднем по России). По словам главы Минфина Антона Силуанова, выплаты затронут 950 тысяч компаний, в которых работают 3,3 миллиона человек.

Оценка экономистов

Олег Вьюгин. Мы говорили в нашем докладе о необходимости прямых выплат , но суммы в итоге весьма скромные, потому что средняя зарплата в предприятиях малого и среднего бизнеса выше, . Но главное, что это решение принято с большим опозданием, поскольку фактически с 1 апреля начались нерабочие дни и проблемы у малых предприятий, ИП, самозанятых. Уже многие компании приняли для себя решение, как они будут действовать: кто-то закрыл бизнес, кто-то пытался поддерживать. Опция прямых выплат будет доступна только в мае, и эта запоздалая мера, конечно, поддержит какие-то компании, которые, сжав зубы, будут стараться дотянуть до получения этой помощи.

Шансы получить кредиты на зарплаты после объявления о гарантиях ВЭБа существенно повышаются, потому что это государственная структура, а не коммерческий банк, который десять раз взвесит риски, участвовать ли ему в таком кредитовании. Но эта мера — беспроцентные кредиты на зарплаты — касается больше крупных предприятий, у которых по той или иной причине недостаточно финансовых ресурсов, чтобы поддержать занятость.

Наталья Акиндинова. Прямые выплаты бизнесу — это шаг в правильном направлении. Это первая денежная выплата, потому что до этого были только кредиты, отсрочки. Но в ситуации, когда доход теряется совсем, и ограничения носят неэкономический характер и касаются всех предприятий за редким исключением, логично было предлагать сразу же прямые выплаты, а не кредитные меры и отсрочки. Сейчас уже это немного поздно, потому что часть предприятий уже потеряли занятость. Хорошо, что будут хотя бы в размере МРОТ, но понятно, что многие работники получали гораздо большую зарплату, и поэтому все равно останется существенная нагрузка на предприятия. Думаю, что властям к вопросу о прямых выплатах еще нужно вернуться.

Кроме прямых выплат, важно, чтобы была возможность превратить налоговую отсрочку в каникулы, если предприятие сохранит большую часть занятости и возобновит свою деятельность после карантина. Финансовая ситуация и так будет сложная, и необходимость выплачивать накопившиеся налоги будет демотивировать выжившие в кризис предприятия, потому что они по сути будут должны долгое время работать на налоговую и банки, чтобы возвращать налоги и кредиты. Даже если это будет растянуто во времени, это будет плохой стимул.

Беспроцентные шестимесячные кредиты на выплату зарплат сам президент признал неэффективной мерой. Банки отказывали под любым предлогом, потому что они понимали, что в текущей ситуации эти кредиты им не вернут, потому что предприятия, скорее всего, не выживут. Гарантии кредитов от ВЭБа могут эту ситуацию сгладить, потому что банки получат свои деньги обратно независимо от того, выживет предприятие или нет.

Константин Сонин: Плохо понятно, насколько принятые меры охватывают всех. Это самая большая сложность. Есть 20-30 миллионов человек, которые не работают на предприятиях того типа, которые получат поддержку.

Нужно ли помогать регионам?

Что предлагали экономисты

Да, потому что на регионы ложится нагрузка по поддержке бизнеса и населения, сравнимая с федеральным бюджетом. Суммы должны быть адекватными этой нагрузке.

Что предложили власти

Дополнительные субвенции региональным бюджетам в объеме 200 миллиардов рублей.

Олег Вьюгин. Сумма в 200 миллиардов рублей на поддержку регионов очень маленькая по сравнению с теми триллионными трансфертами, которые обычно Минфин направляет в региональные бюджеты. Что даст эта небольшая добавка, трудно сказать, потому что непонятно.

Наталья Акиндинова. По поводу финансовой поддержки регионов: пока неясно, кому она достанется. В первом пакете было сказано, что в первую очередь государство будет поддерживать те регионы, которые реализуют программы экономического развития. Но в кризис надо поддерживать тех, кто больше страдает.

Мы делали оценки выпадающих доходов региональных бюджетов при разных сценариях. При не очень плохом сценарии, когда Urals по году в среднем 35 долларов и при умеренном снижении ВВП на 6% по итогам года, выпадающие доходы регионов составят около 1,4 триллиона рублей. Получается, что поддержка в 200 миллиардов совсем небольшая по сравнению с выпадающими доходами, и это еще при не самом плохом сценарии.

Нужно ли помогать крупным предприятиям и корпорациям?

Нужно соблюдать осторожность. Ясно, что нужно помочь, например, авиаперевозчикам, бизнес которых почти остановился. Но большинство крупных предприятий пострадали меньше, чем малые и средние из сектора услуг. И крупные имеют запас прочности, потому что они копили деньги, а не вкладывали их в производство из-за плохого инвестиционного климата в стране. Лучше помогать им кредитами, а не прямыми выплатами из бюджета.

Самую дорогую часть пакета поддержки:

  • Системообразующим компаниям власти помогут с помощью субсидирования 6% ставки кредитов на пополнение оборотных средств. Половина таких кредитов будет гарантирована бюджетными средствами.
  • Правительство также поддержит строительные, автомобильные и авиакомпании, предприятия легкой промышленности. Как именно, Путин не уточнил, меры поддержки будут еще обсуждаться.
  • Авиационные компании получат более 23 миллиардов рублей, в том числе на лизинг авиационной техники, оплату стоянки судов и выплату зарплат.

При этом правительство отказалось от поддержки только системообразующих компаний из специального списка, перейдя к поддержке целых отраслей.

Олег Вьюгин. Не совсем понятна цель субсидирования кредитов на пополнение оборотных средств для системообразующих предприятий. Оборотные средства нужны, чтобы поддерживать и развивать бизнес, чтобы собственники компании могли не вкладывать собственные средства и на заемные средства могли обращать продукты и услуги. Но в условиях, когда спрос временно сократился, то такие оборотные средства не нужны. Может быть, это имеет смысл для ситуации восстановления, когда ограничения снимут. Тогда появится возможность быстро увеличивать производство и предоставлять услуги, и такой кредит может понадобиться. Мера распространяется на системообразующие компании, потому что правительство думает об экономике, а не о людях в данной ситуации.

Анонсированная поддержка строительной, автомобильной, авиационной отраслей и легкой промышленности — это неоднородная корзина мер. Авиакомпании понятно, они встали и им понадобится очень много денег. Помощь легкой промышленности, судя по всему, объясняется тем, что непродовольственные магазины закрыты, онлайн-торговля не дает такой же объем продаж, как офлайн. Эти предприятия резко сократили производство, и опять встает вопрос — либо закрытие, ликвидация или сокращение, либо поддержка со стороны бюджета. И это касается почти всех компаний, за исключением базовых — нефть, газ, электроэнергия. А поскольку производство сократилось, то и сотрудников столько, сколько раньше, не нужно. А правительство не хочет, чтобы безработица резко росла, потому что это уже социальная проблема. Поэтому стараются удержать занятость на предприятиях и готовы немного дать денег.

Наталья Акиндинова. Слова о гарантиях Минфина для льготных кредитов для пополнения оборотных средств системообразующих компаний очень важны. Гарантии Минфина означают, что если кредиты не будут возвращаться, то оплачены они будут из бюджета. Получается, что государство говорит, что в случае чего оно будет системообразующие предприятия поддерживать бюджетными деньгами, хотя прозвучало это как кредитная поддержка. Может оказаться, что Минфин будет резервировать под эти операции какие-то средства, зажимая текущую поддержку малому бизнесу, и поддержка системообразующих будет более приоритетной. К этой мысли меня склоняет еще и то, что на совещании речь шла о том, что планируется проводить совещания по каждой отрасли. Речь идет о промышленности, программах импортозамещения. А это уже не те, кто напрямую пострадал от кризиса, а те, у кого всегда проблемы. Больше страдают малые, средние предприятия, индивидуальные предприниматели, самозанятые. А государство больше думает о системообразующих.

Фарида Рустамова, Дмитрий Кузнец, Татьяна Лысова

  • Напишите нам

И. Н. Фадейчева, Э. В. Бардасова МЕСТО И РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Ключевые слова: сервисный сектор, малое предпринимательство, значение малых предприятий в сфере услуг.

Исследован рынок сферы услуг общественного питания и его особенности. Проанализировано значение малых предприятий в сфере услуг общественного питания. Выявлены проблемы эффективного развития малого предпринимательства.

Keywords: service sector, small entrepreneurship, the importance of small enterprises in the sphere of services.

Предпринимательство в нашей стране является сравнительно новым явлением, что объясняет отсутствие современного уровня

предпринимательской культуры, соответствующего уровня знаний и опыта у предпринимателей, которые вынуждены фактически начинать свою деятельность с нуля. В то же время на современном этапе хозяйствования сфера услуг является важным источником мобилизации потенциала

экономического роста регионов, повышения качества жизни населения, что предопределяет необходимость ее развития в различных отраслях национального хозяйства. Развитие предприятий сферы услуг непосредственно связано с развитием

предпринимательства во всех сферах хозяйствования. Под предпринимательской деятельностью понимается инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода .

Общий смысл предпринимательства в сфере услуг сводится к открытию собственного дела, что, в свою очередь, определяется наличием желания и возможностей заниматься предпринимательской деятельностью. В то же время предпринимательство характеризуется обязательным наличием

инновационного момента, что позволяет

рассматривать его с позиции двух основных элементов:

— инновационной деятельности как предпринимательской функции;

— действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции.

Экономическая сущность

предпринимательской деятельности в сфере услуг заключается в поиске и реализации новых видов услуг в различных отраслях хозяйства с целью удовлетворения явного и потенциального спроса потребителей. Объектами предпринимательской деятельности являются оказанные услуги, способные удовлетворить определенные потребности, предлагаемые на рынке для приобретения, использования и потребления .

Однако под определение «предприниматель» подходят и мелкие торговцы, и фермеры, и директор крупного коммерческого банка, и владельцы малых предприятий сферы услуг, существенно отличающиеся по характеру и содержанию труда. Поэтому представляется неправильным

рассматривать предпринимательство как особый вид профессиональной деятельности. Целесообразнее исходить из определения предпринимательства как инновационной экономической деятельности, осуществляемой в условиях риска и неопределенности и направленной на достижение прибыли.

Предприниматели выступают, прежде всего, как лица, владеющие или распоряжающиеся собственностью, которую они вкладывают в свое предприятие, использующее наемный труд. Отличительными признаками предпринимательской деятельности с психологической точки зрения являются: экономическая свобода; возможность

обеспечить себе более высокий уровень материального благосостояния; возможность более полно реализовать свои профессиональные способности и склонности; высокая ответственность за результаты своей деятельности; отсутствие гарантированного минимума дохода и риск убытков в случае неудачи; отсутствие помощи и покровительства. Эти признаки особенно характерны для предпринимателей,

осуществляющих свою деятельность в рамках малых и средних предприятий.

Формирование основ рыночной экономики в России, как и в ряде стран, сопровождается появлением большого числа малых и средних организаций. Роль малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике значительна — это ее существенная часть, база и интегральный компонент конкурентного рыночного механизма.

Малый и средний бизнес, динамично реагируя на изменение рыночной конъюнктуры, наделяют рыночную экономику необходимой гибкостью и адаптивностью. Эти черты имеют в современных условиях особое значение в силу возросшей индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научного и технологического прогресса, расширения ассортимента производимых услуг. Малые и средние предпринимательские структуры мобилизуют значительные финансовые и производственные ресурсы населения (в том числе трудовые и сырьевые), невостребованные в его отсутствие.

Существенный вклад вносит малое и среднее предпринимательство в формирование конкурентной среды, что для отечественной экономики в современных условиях имеет первостепенное значение. Трудно переоценить роль малого и среднего бизнеса и в решении проблемы занятости. Необходимо, наконец, отметить важность малого и среднего бизнеса в преодолении социальной напряженности и в демократизации рыночных отношений, поскольку именно малое и среднее предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации.

Все эти и другие свойства малого и среднего бизнеса, особенно в сфере услуг, делают их развитие важнейшим фактором экономического роста России. Без малого и среднего бизнеса рыночная экономика не в состоянии эффективно функционировать и развиваться. Следовательно, их становление и развитие является стратегической задачей экономической политики при переходе к социально ориентированному рыночному хозяйству.

Обобщая опыт развитых стран, а также первоначальный отечественный, Е.П. Кулик отмечает, что поступательное движение малого и среднего предпринимательства является: важнейшим фактором успешного решения проблем формирования конкурентных, цивилизованных рыночных отношений; расширения ассортимента и повышения качества товаров (работ, услуг); приближения производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействия структурной перестройке экономики; придания ей гибкости, мобильности, маневренности; привлечения средств населения для развития производства; создания дополнительных рабочих мест, сокращения уровня безработицы; формирования социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний); активизации научно-технического прогресса; содействия деятельности крупных предприятий; освобождения государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа. Эти и другие экономические и социальные функции малого и среднего предпринимательства ставят их развитие в разряд важнейших государственных задач, делают их органической частью экономической политики государства .

Малые предприятия — это основа как всего сервисного сектора экономики, так и сферы общественного питания в частности. Такое положение дел наблюдается во всех развитых странах,. Например, в США малый бизнес обеспечивает 60% ВВП, Великобритании — 54%, Германии — 53%. в Японии — 55%. Численность работников малых предприятиях США составляет 72 млн. чел., Японии — 39,4 млн. чел., Великобритании -13,6 млн. чел. Германии — 18,5 млн. чел.

В России же можно наблюдать иную ситуацию — доля малого бизнеса в ВВП страны не превышает 10-12%. Поскольку институт предпринимательства для нашей страны является

совсем «молодым» явлением, поэтому в целом уровень развития малых предприятий вообще и сферы услуг в частности характеризуется низким уровнем развития .

Колоссальный эффект от использования малого бизнеса, как рыночного инструмента, за рубежом отмечен уже давно. Феномену его влияния на политическое, экономическое, социальное и технологическое развитие страны и способности стабилизировать процессы, происходящие в этих областях, постоянно уделяется пристальное внимание.

Малый бизнес смягчает последствия структурных изменений в экономике, быстро адаптируется к изменяющимся требованиям рынка, вносит существенный вклад в региональное развитие, имеет способность к генерации и использованию технических и организационных нововведений. Органично связанный с крупным бизнесом он является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Особая роль малому бизнесу отводится в развитии сферы услуг, которая выступает своего рода индикатором оценки уровня развития экономики любой страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Во всем мире малое предпринимательство выступает сегодня в качестве одной из движущих сил экономического и научнотехнического прогресса и главного работодателя во всех отраслях экономики.

Малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научнотехнические проблемы. Как правило, развитие малого бизнеса является условием решения следующих проблем:

— формирование конкурентных,

цивилизованных рыночных отношений,

способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

— приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

— содействие структурной перестройке экономики.

— придание экономике гибкости, мобильности, маневренности;

— привлечение личных средств населения на развитие производства;

— создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

— расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

— способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;

— вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

— формирование социального слоя

собственников, владельцев, предпринимателей;

— активизация научно-технического прогресса;

— освоение и использование местных источников сырья отходов крупных производств;

— освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа;

— содействие крупным предприятиям путем

изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и

обслуживающих производств.

Малый и средний бизнес играют заметную роль в развитии коммерческой структуры, обеспечивая при этом значительный уровень занятости, участвуя в производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-

производственных разработках. Однако, проблемы малого бизнеса существуют. Углубление

специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений .

Можно выделить основные проблемы в развитии малого бизнеса:

1. Более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке.

2. Недостатки в управлении делом.

3. Слабая компетентность руководителей.

4. Зависимость от крупных компаний.

5. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров

7. Трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

8. Имущественная ответственность

распространяется на все имущество предпринимателя, включая личное.

Недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства

определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация

предпринимателей. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально.

На развитии малых фирм сказываются и размеры финансирования на первоначальном этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним

составляют основу стратегии малого предпринимательства.

Можно выделить следующие некоторые специфические тенденции сферы услуг.

1. В настоящее время фактом радикального

изменения структуры общественного

воспроизводства в целом в ряде стран послужила стремительная динамика высокоинтеллектуальных отраслей сферы услуг. «Третичный» сектор

экономики приобретает значение на продвинутых стадиях индустриализации. В результате роста значимости сервисного сектора произошла трансформация индустриальной экономики в «индустриально-сервисную» социально

ориентированную экономику.

2. В индустриально-сервисной экономике

сектор услуг является крупнейшим. В экономиках наиболее развитых стран мира его доля составила к концу XX века в среднем 70 % в валовом внутреннем продукте, при этом в общей численности занятых — свыше 70% и более 50% — в общем объеме капиталовложений. Как и ранее, в настоящее время на динамику «третичного» сектора оказывает влияние ряд основополагающих долговременных макроэкономических факторов развития экономики: процесс гуманизации

экономического роста, «социологизация»

экономического развития, затрагивающая все общество в совокупности и закон возвышения потребностей. Все эти факторы приводят к разнообразию отраслей сферы услуг и повышенным качественным требованиям к исходному сектору.

3. В социально ориентированном обществе, в

силу специфики воспроизводства, обусловлена необходимость создания товара и услуги, приобретающих специфическую общественноэкономическую роль всеобщей значимости. Подавляющая часть услуг имеет смешанную, многопрофильную, многофункциональную

направленность, поэтому уточнена категория «услуга» и выявлена ее роль в развитии индустриально-сервисного характера экономики. Классификация услуг способствует пониманию изучаемого явления, позволяет выделить отличительные черты каждого вида, определить специфику методов управления.

4. Рынок услуг является одним из сегментов

рынка, выделяющимся из единого ранее рынка физических товаров и услуг. Между тем рынок услуг и рынок материально-вещественных товаров четко разграничить невозможно, так как оказание услуг часто сопряжено с продажей и эксплуатацией физических товаров, и, наоборот, реализация товаров зачастую предполагает продажу комплекса услуг. Функционируя как подсистема рыночного хозяйства, он выступает как система, увязывающая между собой спрос и предложение на услуги; производителей услуг и их потребителей -собственников денег. Кроме этого, рынок услуг способствует развитию рынка материальновещественных благ, обеспечению

сбалансированности воспроизводственного

процесса, соответствующего качества жизни путем

удовлетворения разнообразных потребностей населения .

Структура и макроэкономическая динамика развития отечественного рынка услуг определяются сложившейся социально-экономической ситуацией в стране и в отдельных ее регионах, уровнем доходов населения, платежеспособностью, объемом и характером предложения услуг на рынке, притоком инвестиций в сферу услуг и рядом других факторов. Это можно объяснить как воздействием конкуренции со стороны товаров-заменителей, так и изменением в уровне и стиле жизни людей. Главными ограничениями рыночного спроса на услуги являются низкие доходы значительной части населения, ограниченность ассортимента услуг и низкое их качество, преобладание «самообслуживания» населения.

6. Государственное регулирование, представляющее собой систему организационноправовых и экономических мер государства, направлено на развитие экономики, в частности, сферы услуг. К задачам современного государственного регулирования целесообразно отнести следующие: приведение в соответствие с практикой и условиями индустриально-сервисного характера экономики налогового, бюджетного и финансового законодательства, стимулирование организационной упорядоченности деятельности предприятий сферы услуг.

Сфера общественного питания как наиболее динамично развивающаяся составная часть сервисного сектора играет все возрастающую роль в жизни современного общества и каждого человека. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производственных процессов. Общественное питание является одной из важнейших социальноэкономических составляющих уровня развития общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В системе общественного питания рыночные отношения получили наибольшее развитие и способствуют формированию эффективного механизма удовлетворения потребностей населения в услугах по организации внедомашнего питания и досуга.

В условиях дореформенного периода развития экономики общественное питание рассматривалось как отрасль, основной целью которой являлось удовлетворение потребности населения в услугах по организации питания.

В настоящее время миссия предприятий общественного питания заключается в удовлетворении персонифицированных потребностей населения не только в услугах по организации питания, но и по организации досуга и отдыха населения. Появляется такое понятие как кейтеринг (англ. catering — общественное питание) — доставка в офис, на предприятие готовых блюд и развертывание небольшой столовой или буфета; подогрев блюд и уборка посуды осуществляется

обслуживающим выездным персоналом — поварами и официантами .

Современный рынок общественного питания можно рассматривать как систему экономических отношений производства, купли-продажи продукции, товаров и услуг по организации потребления, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена. Фактически в настоящее время предприятия отрасли и образуют рынок общественного питания, который является составной частью сферы общественного питания и потребительского рынка в целом, но характер его формирования и характеристика основных категорий (спроса, предложения и цены) имеют свои отличительные черты, что обусловлено выполнением трех взаимосвязанных функций: производством, реализацией и организацией потребления.

В результате выполнения трех взаимосвязанных функций общественное питание одновременно предоставляет населению услугу как в материальной (кулинарная продукция), так и в нематериальной (организация питания) форме, которая и есть объект спроса. При этом данная услуга носит альтернативный характер: человек может удовлетворить потребность в еде другим способом, например дома.

Здесь главную роль играет ценность услуги для потребителя. Товар или услуга имеют ценность только тогда, когда удовлетворяют потребность или обеспечивают выгодой покупателя. Ценность является субъективной величиной, ее

существование зависит от восприятия и специфических потребностей покупателя. Одна из самых больших трудностей, с которой сталкиваются менеджеры, — это согласование спроса на услугу и объема деятельности (или предложения). Предприятие пытается найти баланс между спросом и предложением с помощью бизнес-планирования. Бизнес-планирование включает в себя определенные объемы ресурсов, в которых предприятие нуждается для удовлетворения спроса .

Одна из задач бизнес-планирования заключается в преобразовании маркетинговой стратегии и прогнозов спроса, связанных с долгосрочным планированием, в общие требования к объему деятельности. Эти требования впоследствии служат основой для краткосрочного распределения (или разукрупнения) общего объема деятельности на индивидуальное обслуживание.

Меняется содержание функций,

выполняемых общественным питанием. Наряду с производственной, торговой функциями и функцией организации питания необходимо выделить такую функцию общественного питания как «организация досуга и социальных мероприятий населения», так как эффективность, конкурентоспособность предприятий напрямую зависит от выполнения этой функции.

Помимо организации питания, реализации продукции, все большую долю в структуре функций занимают разнообразные услуги, которые являются

основополагающими при выборе населением предприятий питания.

Индустрия услуг общественного питания, как правило, является высококонтактной сферой, где качество обслуживания неотделимо от качества поставщика услуг. Высокая контактность означает, что продажи услуг происходят в процессе встречи покупателя и поставщика услуг. Поставщик услуги привносит в результат обслуживания некую материальность, выражающуюся в создании покупательского опыта, основанного на том, что покупатель видит исполнителя услуги, который ведет себя уверенно, профессионально дает советы во время обслуживания и прислушивается к замечаниям и требованиям покупателя, использует современное оборудование и инструменты. Все данные элементы являются видимыми для покупателя при покупке невидимой услуги и поэтому создают впечатление уверенности в том, что услуга будет выполнена и покупатель будет удовлетворен. Таким образом, исполнитель услуги становится как бы частью результата обслуживания, частью самой услуги. Качество услуги связывается с качеством поставщика. И следовательно, возникает проблема создания качественного исполнителя .

Во многих регионах России предприятия сферы услуг на рынке общественного питания работают в условиях достаточно плотного конкурентного окружения. Интенсивный рост объемов производства продукции, открытие новых точек, увеличение оборота бизнеса приводят не всегда к пропорциональному увеличению операционной прибыли и повышению рентабельности компании. Данное обстоятельство связано со следующими причинами:

— увеличение потенциальных точек проиводственного и финансового контроля, снижение прозрачности и управляемости бизнеса;

— увеличение количества персонала, имеющего не всегда надлежащий уровень профессиональной подготовки;

— рост злоупотреблений на местах;

— снижение коэффициента оборачиваемости денежных средств;

— несоблюдение технологии переработки продуктов питания, снижение стабильности качества продукции;

— увеличение накладных расходов, связанных с резким увеличением объемов производства на старых (не рассчитанных на подобный объем) производственных площадях;

— изъятие денежных средств из оборота для открытия новых точек сбыта, появление кассовых разрывов в деятельности производственных предприятий и др.

Как предприятия, расположенные в крупных городах, так и региональные компании сталкиваются с одними и теми же проблемами, влияющими на конкурентоспособность их продукции и услуги. К ним относятся:

— низкий уровень санитарно-гигиенических условий на производстве;

— отсутствие системы входного контроля качества сырья;

— нехватка производственных площадей;

— отсутствие эффективного механизма управления материальной себестоимостью продукции (за счет управления технологиями переработки);

— отсутствие свободных средств в обороте компаний;

— отсутствие эффективных механизмов стимулирования персонала (с преобладанием нематериальных систем мотивации);

— низкий уровень квалификации производственного и управленческого персонала;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— отсутствие эффективного использования возможностей систем автоматизации бизнеса;

— практика «замораживания» денежных средств вследствие неправильного расчета закупки продукции;

Одним из важных вопросов, который и до сегодняшнего дня остается актуальным для России, это увеличение количества малых и средних предприятий и численности в них работающих.

Активная поддержка развития

предпринимательства на региональном уровне позволит увеличить его потенциал в основных секторах экономики, особенно в промышленном и аграрном.

Проводимая региональными властями политика по улучшению инвестиционного климата постепенно сформирует достаточно благоприятные условии, для развития инновационного

предпринимательства.

К числу основных направлений деятельности властей по формированию инвестиционного климата можно отнести: совершенствование

регионального инвестиционного законодательства; доставление инвесторам льгот различного характера; обеспечение инвестиционной открытости и привлекательности региона; формирование инвестиционной инфраструктуры.

Методы, которыми региональные власти могут влиять на ход экономического развития, можно подразделить на три составляющие: формирование благоприятных условий для развития деловой активности; регулирование деловой активности в регионе; обеспечение государственночастного партнерства .

К первому методу относят развитие рыночной инфраструктуры, наличие земли и соответствующих прав на неё для развития новых видов бизнеса, развитые транспорт, связь и др. При использовании второго метода администрация создает условия для формирования побудительных мотивов у предпринимателей к деятельности ( здесь используются налоговые льготы, субсидии, гарантии). Третий метод, достаточно сложен в исполнении, но очень перспективен.

Особое место в управленческой системе развития и поддержки бизнеса принадлежит специальным финансовым институтам и механизмам финансовой поддержки

предпринимательства. Эффективным способом

достижения устойчивости малых и средних предприятий на финансовом рынке являются институты консультационных и информационных услуг в сфере кредитной и инвестиционной деятельности, поскольку внутри отдельной организации эти вопросы не могут быть решены на должном уровне из-за отсутствия

квалифицированного персонала.

Литература

1. Артемова, Е. Основные технологии продукции общественного питания / Е. Артемова. М.:КНОРУС, 2007.

4. Калашников А.Ю. Кафе, бары, рестораны: организация, практика и техника обслуживания. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — С. 19-32.

5. Кулик Ю.П. Место и роль малых и средних предприятий в смешанной экономике. Социальноэкономическое развитие России. Проблемы, поиски, решения: Сб. науч. тр. по итогам НИР СГСЭУ в 2006 году. — Саратов: Изд. центр СГСЭУ, 2007

6. Никуленкова, Т.Т. Проектирование предприятий общественного питания / Т.Т. Никуленкова, Г.М. Ястина. — М.: КолосС, 2007. 247 с.

9. Сухарев Л.С. Теория эффективности экономики. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 368 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *