Об общественных организациях

Статья 50 Гражданского кодекса делит все организации на коммерческие и некоммерческие. Согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Таким образом, выделяется главный признак некоммерческой организации. Однако это не означает, что им запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Можно, но доходы от такой деятельности должен идти на цели, предусмотренные уставом некоммерческой организации. Для многих некоммерческих организаций предпринимательская деятельность служит главным источником финансирования, без которого они просто не смогут существовать. Но получение прибыли для некоммерческой организации не может быть самоцелью. Поэтому и запрещено распределять прибыль между ее участниками.

Для каких же целей может создаваться некоммерческая организация? Согласно закону, это социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие цели. Некоммерческая организация может создаваться в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Под иной целью может пониматься любая цель, за исключением извлечения прибыли и цели, заведомо противной основам правопорядка или нравственности.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

22.Понятие, правовое регулирование, виды общественных объединений.

Согласно статье 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставных целей). Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно — правовых форм:

  1. Общественная организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

  2. Общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

  3. Общественный фонд — некоммерческий фонд, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

  4. Общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

  5. Орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Политические партии — общественные объединения, создаваемые в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политические партии должны иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ (не менее 45 отделений), и не менее 10 тысяч членов. Политические партии в числе основных целей имеют формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до широкой общественности и органов государственной власти, выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе (сами по себе они государственную власть не осуществляют и государственно-властными полномочиями не обладают). Политические общественные объединения создаются в форме общественных организаций (для политических партий и иных политических организаций) и общественных движений (для политических движений). Общероссийские политические общественные объединения в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» до июля 2003 года должны быть преобразованы в политические партии, в противном случае они утрачивают статус политических общественных объединений.

Профессиональные союзы — добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Общественные объединения вправе объединяться, создавая союзы (ассоциации) общественных объединений

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Какую гражданско-правовую и налоговую ответственность несут учредители в случае ликвидации НКО?

По общему правилу, учредитель юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (п.2 ст.56 ГК РФ). Однако из данного правила есть исключения. Примером такого исключения (т.е. ответственности учредителей (членов) НКО) является субсидиарная (дополнительная) ответственность учредителей (собственников) некоторых форм НКО.

Должностные лица НКО несут гражданско-правовую, налоговую, административную, а также уголовную ответственность в общеустановленном порядке.

При этом руководитель НКО должен действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (п.3 ст.53 ГК РФ). Поэтому руководитель НКО, как и любой другой организации, несет ответственность за убытки, причиненные организации его виновными действиями (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 г. №10АП-18605/2014).

Ликвидация НКО: сроки

Ответственность учредителей при ликвидации НКО

Ответственность учредителя зависит от формы создаваемого НКО:

Формы некоммерческой организации

Распределение ответственности

Основание

Общественные и религиозные организации (объединения)

Учредители, участники (члены) не отвечают по обязательствам организации (объединения), а организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих учредителей, участников (членов).

п.2 ст.6 Закона №7-ФЗ, п.4 ст.123.28 ГК РФ, п.2 ст.123.4 ГК РФ

Фонд

Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

п.1 ст.7 Закона №7-ФЗ

Некоммерческие партнерства

Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

п.1 ст.8 Закона №7-ФЗ

Частные учреждения

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При их недостаточности денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.

п.3 ст.123.21 ГК РФ

Автономная некоммерческая организация

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

п.1 ст.10 Закона №7-ФЗ, п.3 ст.123.24 ГК РФ

Ассоциации (союзы)

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами.

п.4 ст.11 Закона №7-ФЗ, п.3 ст.123.8 ГК РФ

Потребительский кооператив

Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

п.2 ст.123.3 ГК РФ

Товарищество собственников недвижимости

Товарищество собственников недвижимости не отвечает по обязательствам своих членов, а члены товарищества не отвечают по его обязательствам.

п.3 ст.123.12 ГК РФ

Таким образом, при недостаточности у ликвидируемого учреждения (либо ассоциации, потребительского кооператива) средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения.

Так, суд обязал взыскать средний заработок за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда, перечислить страховые взносы за незаконно уволенную сотрудницу с учредителя частного учреждения. В рамках исполнительного производства было установлено, что у частного учреждения «Детский сад» отсутствуют денежные средства на расчетных счетах, а также, что учреждение находится в процессе ликвидации. Данное обстоятельство привело к невозможности взыскания денежных средств в рамках исполнительного производства. Разрешая спор, суд проанализировав положения Устава «Детский сад», пришел к выводу о том, что ответчик как собственник имущества и учредитель частного учреждения не может быть освобожден от ответственности по обязательствам организации перед взыскателем. Поэтому учредитель негосударственного частного образовательного учреждения должна нести субсидиарную ответственность по обязательствам компании (Апелляционное определение Московского областного суда от 08.07.2015 г. №33-16142/2015). В аналогичном споре суд принял решение взыскать заработную плату работницы, уволенной в связи с ликвидацией организации, с учредителя НУЗ «Узловая больница» (Апелляционное определение Московского городского суда от 06.12.2012 г. №11-30077).

В другом деле, разрешая исковые требования кредиторов, суд руководствовался нормами пп.2 п.4 ст.19 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. №7-ФЗ (далее по тексту – Закон №7-ФЗ) и исходил из того, что условия, предусмотренные Законом №7-ФЗ, учреждением при его ликвидации не были исполнены. Так, кредитор не был извещен учреждением о создании ликвидационной комиссии, о проведении ликвидации не знал. Таким образом, суд пришел к выводу о возложении на учредителя НОЧУ «Автошкола» субсидиарной ответственности по выплате денежных средств, поскольку последнее для удовлетворения требований никаким имуществом не располагало, в настоящее время прекратило свое существование и обязательства исполнить не может (Апелляционное определение Московского городского суда от 10.12.2014 г. №33-39189).

Если в отношении учреждения введена процедура ликвидации, то кредитору нужно своевременно (в течение двух месяцев после публикации) предъявить свои требования к ликвидатору или ликвидационной комиссии.

Важно!

Правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения (п.5.1 ст.64 ГК РФ).Поэтому требования кредиторов, заявленные после завершения ликвидации учреждения , не могут быть удовлетворены за счет собственника имущества учреждения (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 г. №А76-25694/2014).

Взыскание налоговых долгов с учредителей ликвидируемого НКО

Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой НКО исполняется ликвидационной комиссией за счет ее денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества (п.1 ст.49 НК РФ). При недостаточности имущества и денежных средств НКО обязанность по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов) возлагается на ее учредителей (п.2 ст.49 НК РФ).

Как отметили высшие судьи, поскольку в законодательстве РФ о налогах и сборах не предусмотрено иное, возложение налоговой ответственности возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам (п.12 Постановления ВАС РФ от 30.07.2013 г. №57).

Важно!

Таким образом, за счет собственников ликвидируемого частного учреждения (либо ассоциации, потребительского кооператива) возможно погасить оставшуюся у организации задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов (Постановление АС Поволжского округа от 09.06.2015 г. №Ф06-24293/2015).

Статья актуальна на 27.06.2016

г.Фрунзе от 1 февраля 1991 года N 359-XII ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН Об общественных объединениях (Введен в действие постановлением Верховного Совета Республики Кыргызстан от 1 февраля 1991 года N 360-XII) («Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан» 1991 год N 3, cт.111) Глава I. Общие положения Глава II. Образование общественных объединений и прекращение их деятельности Глава III. Права и условия деятельности общественных объединений Глава IV. Собственность и финансовая деятельность общественных объединений Глава V. Контроль за деятельностью общественных объединений Глава VI. Международные связи общественных объединений, международные общественные объединения. Международные договоры. Право на объединение является неотъемлемым правом человека и гражданина, провозглашенным Всеобщей декларацией прав человека и закрепленным в Конституции Республики Кыргызстан и Конституции СССР. Республика Кыргызстан, заинтересованная в развитии творческой инициативы, социальной и политической активности граждан, их участии в управлении государством и обществом, гарантирует гражданам Республики Кыргызстан свободу создания общественных объединений. Глава I Общие положения Статья 1. Понятие общественного объединения Общественным объединением является добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан Республики Кыргызстан, объединившихся на основе общности интересов, цели и принципов деятельности. Общественными объединениями признаются политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, культурно-просветительные, физкультурно- спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан. Действие настоящего Закона не распространяется на кооперативные и иные организации, преследующие коммерческие цели либо содействующие извлечению прибыли (дохода) другими предприятиями и организациями, на религиозные организации, органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и иные), органы общественной самодеятельности (народные дружины, товарищеские суды и другие), порядок создания и деятельности которых определяется иным законодательством. Статья 2. Законодательство об общественных объединениях Законодательство об общественных объединениях состоит из настоящего Закона, определяющего основы правового положения общественных объединений республики и других законов Республики Кыргызстан. Статья 3. Цели создания и деятельности общественных объединений Общественные объединения создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод; развития активности и самодеятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества; охраны здоровья населения, участия в благотворительной деятельности; проведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы; охраны природы, памятников истории и культуры; патриотического и гуманистического воспитания; расширения международных связей, укрепления мира и дружбы между народами; осуществления иной деятельности, не запрещенной законом. Не допускается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью или методом действия свержение, насильственное изменение конституционного строя, нарушение единства территории Республики Кыргызстан, других союзных и автономных республик, автономных образований, пропаганду войны, насилия и жестокости, разжигание социальной, в том числе классовой, а также расовой, национальной и религиозной розни, дискредитацию армии и правоохранительных органов; совершение иных уголовно наказуемых деяний. Запрещается создание общественных военизированных объединений и вооруженных формирований. Преследуются в соответствии с законом создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан. Статья 4. Принципы создания и деятельность общественных объединений Общественные объединения создаются и действуют на основе добровольности, равноправия их членов (участников), самоуправления, законности и гласности. Все общественные объединения, выполняя функции, предусмотренные их уставами, другими актами, действуют в рамках Конституции СССР, Конституции Республики Кыргызстан и законов Республики Кыргызстан. Участие или неучастие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, в том числе условием занятия должности в государственной организации, либо основанием для неисполнения обязанностей, предусмотренных законом. Требование об указании в официальных документах на членство в том или ином общественном объединении не допускается. На работников аппарата общественных объединений распространяется законодательство о труде, а также законодательство о социальном обеспечении и социальном страховании трудящихся. Статья 5. Государство и общественные объединения Республика Кыргызстан обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и в соответствии с Конституцией Республики Кыргызстан гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Молодежным и детским организациям государство оказывает материальную и финансовую поддержку, обеспечивает проведение по отношению к ним льготной налоговой политики, предоставляет детским организациям право пользования помещениями школ, внешкольных учреждений, клубами, дворцами и домами культуры, спортивными и иными сооружениями бесплатно или на льготных условиях. Вмешательство государственных органов или должностных лиц в деятельность общественных объединений равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается, кроме случаев, когда это предусмотрено законом. Деятельность организаций политических партий, других общественных объединений осуществляется в нерабочее время их членов (участников) и за счет средств этих объединений. Запрещается финансирование государством деятельности политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели, за исключением случаев финансирования избирательных кампаний в соответствии с законодательством о выборах народных депутатов. Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, в предусмотренных законодательством случаях решаются государственными органами и хозяйственными организациями с участием или по согласованию с соответствующими общественными объединениями. Статья 6. Республиканские и иные общественные объединения В Республике Кыргызстан создаются и действуют республиканские и местные общественные объединения, а также могут создаваться и действовать организации общесоюзных, межреспубликанских и международных объединений. К республиканским общественным объединениями относятся такие объединения, деятельность которых в соответствии с уставными задачами распространяется на территорию всей республики или большинства районов и городов. При этом республиканские политическая партия или профессиональные союз должны иметь своими членами не менее пятисот граждан Республики Кыргызстан. К местным общественным объединениям относятся такие объединения, деятельность которых распространяется на территорию отдельных административных образований. К общесоюзным общественным объединениям относятся такие объединения, деятельность которых в соответствии с уставными задачами распространяется на территорию всех или большинства союзных республик и имеющие свои организации в этих республиках. Статья 7. Союзы общественных объединений Общественные объединения вправе на добровольных началах объединяться в союзы общественных объединений. Порядок образования и деятельности союзов общественных объединений, порядок прекращения их деятельности определяются настоящим Законом. Глава II Образование общественных объединений и прекращение их деятельности Статья 8. Создание общественных объединений Общественные объединения создаются по инициативе не менее десяти граждан. Общественные объединения, кроме политических партий и профессиональных союзов, могут создаваться также другими общественными объединениями. Инициаторы создания общественного объединения созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав (положение, иной основополагающий акт) и образуются руководящие органы. Статья 9. Членство в общественных объединениях Членами общественных объединений являются граждане Республики Кыргызстан и СССР. Уставом общественного объединения, кроме политической партии, может быть предусмотрено членство в нем иностранных граждан и лиц без гражданства. Членами молодежных организаций при политических партиях могут быть граждане, достигшие четырнадцатилетнего возраста. В деятельности общественных объединений, кроме политических партий и профессиональных союзов, в случаях, предусмотренных их уставами, могут принимать участие коллективные члены: трудовые коллективы предприятий, учреждений, организаций, объединения граждан. Статья 10. Устав общественного объединения Общественное объединение принимает устав, в котором определяются цели, задачи и методы деятельности. Устав должен содержать: 1) название и сокращенное название общественного объединения, адрес и территорию, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность; 2) структуру общественного объединения, порядок формирования, компетенцию и сроки полномочия его руководящих органов; 3) сроки созыва конференций, съездов; 4) условия и порядок вступления и выхода членов (когда общественные объединения имеют фиксированное членство); 5) права и обязанности членов (участников); 6) источники образования средств и порядок их использования; 7) порядок внесения изменений и дополнений в устав; 8) порядок прекращения деятельности. В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения и не противоречащие закону. Статья 11. Регистрация уставов общественных объединений Регистрация устава общественного объединения осуществляется Министерством юстиции Республики Кыргызстан. Для регистрации устава общественного объединения или его организации (для общесоюзного, межреспубликанского и международного объединения) в месячный срок со дня принятия устава подается заявление, подписанное членами руководящего органа данного общественного объединения или его организации (для общесоюзного, межреспубликанского и международного объединения) с указанием места жительства каждого. К заявлению прилагаются устав, протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания, принявшего устав, другие материалы, подтверждающие выполнение требований статей 6 и 8 настоящего Закона. Заявление о регистрации устава рассматривается в двухмесячный срок со дня его поступления. Изменения и дополнения уставов общественных объединений подлежат регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и регистрация уставов. Органы, осуществляющие регистрацию уставов общественных объединений, ведут реестр этих объединений. Со дня регистрации устава общественные объединения получают статус юридического лица. За регистрацию устава общественного объединения, его последующих изменений и дополнений взимаются регистрационные сборы в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Кыргызстан. Статья 12. Отказ в регистрации устава общественного объединения В регистрации устава общественного объединения может быть отказано, если устав общественного объединения противоречит Конституции Республики Кыргызстан, положениям статей 3, 4 или 10 настоящего Закона либо ранее зарегистрирован устав общественного объединения с тем же названием. В случае отказа в регистрации устава заявителям сообщается об этом в пятидневный срок со дня принятия решения письменно с указанием положений законодательства, которым представленный устав противоречит. В случае отказа в регистрации устава общественных объединений или затягивания сроков регистрации организации могут предъявить иск в Верховный Суд Республики Кыргызстан. Статья 13. Символы общественных объединений Общественные объединения могут иметь в качестве символов эмблемы и флаги. Эмблемы общественных объединений утверждаются их руководящими органами в соответствии с уставами и не могут служить пропаганде целей, указанных в части второй статьи 3 настоящего Закона. Символы подлежат государственной регистрации одновременно с уставами общественных объединений. Название общественного объединения, сокращение этого названия и символика должны отличаться от названий и символики других зарегистрированных в Республики Кыргызстан общественных объединений. Статья 14. Прекращение деятельности общественных объединений Прекращение деятельности общественных объединений может быть проведено путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения) или ликвидации. Реорганизация общественных объединений осуществляется по решениям их съездов (конференций) или общих собраний. Регистрация уставов вновь образованных после реорганизации общественных объединений осуществляется в порядке, установленном статьей 11 настоящего Закона. Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания либо по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 26 настоящего Закона. Имущество общественного объединения, ликвидированного по решению его съезда (конференции) или общего собрания, направляется на цели, предусмотренные его уставом. Глава III Права и условия деятельности общественных объединений Статья 15. Права общественных объединений Права общественных объединений закрепляются в их уставах. Для осуществления целей и задач, определенных в уставах, программных документах, иных актах, общественные объединения свободно распространяют информацию о своих целях и деятельности. Зарегистрированные общественные объединения имеют право участвовать в выборах органов государственной власти соответствующих уровней и осуществлять законодательную инициативу в лице своих республиканских органов. Общественные объединения имеют право: через своих народных депутатов участвовать в формировании органов государственной власти и управления; представлять и защищать интересы своих членов (участников) в государственных и общественных органах; свободно пропагандировать свои цели и идеи; учреждать печать и другие средства массовой информации, а также пользоваться в установленном порядке печатью и другими государственными средствами массовой информации; в установленном законом порядке организовывать митинги, демонстрации, собрания и другие массовые мероприятия. Статья 16. Политические партии, массовые общественные движения, профессиональные союзы Партии, выражая политическую волю своих членов, ставят основными задачами участие в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов. Партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Партии равны перед законом. Партии имеют право выдвигать кандидатов в народные депутаты, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, оформлять группы своих сторонников-депутатов в соответствующих Советах народных депутатов. Массовые общественные движения преследуют политические или иные цели и не имеют фиксированного членства. Военнослужащие и лица, занимающие должности в правоохранительных органах, в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели. Профессиональные союзы во взаимоотношениях с государственными органами, хозяйственными организациями, кооперативными и иными общественными объединениями представляют и защищают интересы членов профессиональных союзов в области производства, социально- экономической и культурной областях. Все профессиональные союзы равны перед законом. Политические партии и профессиональные союзы имеют только фиксированное индивидуальное членство. Глава IV Собственность и финансовая деятельность общественных объединений Статья 17. Собственность общественных объединений Общественные объединения, их организации могут иметь в собственности здания, сооружения, жилищные фонды, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, предусмотренной их уставами. В собственности общественных объединений могут также находиться издательства, другие предприятия, благотворительные заведения, создаваемые за счет средств этих объединений в соответствии с целями, указанными в их уставах. Законодательными актами Республики Кыргызстан и СССР могут устанавливаться виды имущества, которые по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными договорами не могут находиться в собственности общественных объединений. Денежные средства общественных объединений формируются из вступительных взносов и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставами; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проведения в соответствии с уставами лекций, выставок, спортивных и иных мероприятий, лотерей; доходов от производственной, хозяйственной и издательской деятельности; других не запрещенных законом поступлений. Политические партии и массовые общественные движения, преследующие политические цели, не вправе получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных государств, организаций и граждан. Политические партии ежегодно публикуют свои бюджеты для всеобщего сведения. Собственность общественных объединений охраняется законом. Правомочия союзов и входящих в них объединений по владению, пользованию и распоряжению имуществом, принадлежащим этим союзам и входящим в них объединениями, определяется уставами союзов общественных объединений. Статья 18. Производственная и хозяйственная деятельность общественных объединений Общественные объединения в порядке, определяемом законодательством, осуществляют производственную и хозяйственную деятельность и создают лишь в целях выполнения уставных задач предприятия и хозрасчетные организации, обладающие правами юридического лица. Доходы от производственной и хозяйственной деятельности общественных организаций не могут перераспределяться между членами (участниками) этих объединений и используются только для выполнения уставных задач; допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставе. Создаваемые общественными объединениями предприятия и организации вносят в бюджет платежи в порядке и размерах, установленных законом. Статья 19. Средства массовой информации и издательская деятельность общественных объединений Общественные объединения вправе учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в соответствии с законодательством Республики Кыргызстан о печати и других средствах массовой информации. Статья 20. Налоги с доходов общественных объединений Общественные объединения со своих доходов, за исключением членских взносов и пожертвований, платят налоги в установленных законом объеме и порядке. Порядок удержания налогов контролируется государственными финансовыми органами. Глава V Контроль за деятельностью общественных объединений Статья 21. Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами полученных ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством о налогах. Надзор за исполнением законов общественными объединениями осуществляют органы прокуратуры. Государственный орган, зарегистрировавший устав общественного объединения, осуществляет контроль за соблюдением положений устава относительно целей деятельности общественного объединения. Регистрирующий орган вправе требовать от руководящего органа общественного объединения представления принятых решений, направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятия, получать объяснения от членов общественного объединения и других граждан по вопросам, связанных с соблюдением устава общественным объединением. Статья 22. Основания ответственности Нарушения законодательства об общественных объединениях влекут уголовную, административную, материальную или иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Кыргызстан. Ответственность за нарушение законодательства об общественных объединениях несут виновные в этом должностные лица государственных и общественных органов, а также граждане. Общественные объединения, в том числе не зарегистрировавшие свой устав, в случаях нарушения законодательства об общественных объединениях несут ответственность в соответствии с законом. В случае совершения общественными объединениями действий, выходящих за пределы целей и задач, определенных его уставом, или нарушающих закон, руководящему органу этого общественного объединения может быть вынесено письменное предупреждение органом, зарегистрировавшим устав общественного объединения, или прокурором. Статья 23. Приостановление деятельности общественных объединений В случае совершения общественным объединением действий, выходящих за пределы целей и задач, определенных его уставом или нарушающих закон, его деятельность может быть приостановлена органом, зарегистрировавшим это общественное объединение. В случае приостановления деятельности общественного объединения орган, зарегистрировавший его, информирует в письменной форме руководящий орган общественного объединения о допущенных нарушениях законов и устанавливает сроки их устранения. После устранения нарушений руководящий орган общественного объединения информирует зарегистрировавший его орган, который в месячный срок со дня поступления указанного сообщения дает разрешение общественному объединению продолжать свою деятельность. Деятельность общественного объединения приостанавливается на срок от одного до шести месяцев. Статья 24. Последствия приостановления деятельности В случае приостановления деятельности общественного объединения ему запрещается пользоваться всеми средствами массовой информации, вести пропаганду и агитацию, организовывать митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия, принимать участие в выборах, а также приостанавливается их право пользоваться банковскими вкладами, за исключением расчетов по трудовым договорам, возмещение убытков, причиненных в результате их деятельности и уплаты штрафов. Статья 25. Порядок обжалования приостановления деятельности Приостановление деятельности общественного объединения может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Кыргызстан. Статья 26. Ликвидация общественного объединения в случаях нарушения ими требований устава и закона Общественное объединение ликвидируется по решению суда в случае совершения общественным объединением действий, предусмотренных частью второй статьи 3 настоящего Закона. Суд может ликвидировать общественное объединение в случае неустранения в установленный срок нарушений, послуживших причиной приостановления. Имущество общественного объединения, ликвидированного по решению суда, может безвозмездно обращаться в собственность государства. Ликвидация организаций общесоюзных и межреспубликанских общественных объединений и республиканских общественных объединений производится по решению Верховного Суда Республики Кыргызстан по представлениям прокурора Республики Кыргызстан, Министерства юстиции Республики Кыргызстан, а также по представлениям других органов и должностных лиц, уполномоченных на то законодательством Республики Кыргызстан. Решение Верховного Суда Республики Кыргызстан о ликвидации общественного объединения обжалованию не подлежит. Глава VI Международные связи общественных объединений, международные общественные объединения. Международные договоры. Статья 27. Международные связи общественных объединений Общественные объединения в соответствии с их уставами могут вступать в международные общественные (неправительственные) объединения, поддерживать прямые международные связи, заключать соответствующие соглашения. Статья 28. Международные общественные объединения Общественное объединение, созданное в Республике Кыргызстан, признается международным, если его деятельность в соответствии с уставом распространяется на территории Республики Кыргызстан и одного или более иностранных государств. Устав международного общественного объединения подлежит регистрации в соответствии со статьями 10 и 11 настоящего Закона. Если в состав международного общественного объединения, созданного за границей, входит в качестве коллективного члена общественное объединение на территории Республики Кыргызстан, устав общественного объединения также подлежит регистрации. Общественное объединение, распространившее свою деятельность на территорию иностранного государства, представляет в Министерство юстиции Республики Кыргызстан свой устав с необходимыми изменениями и дополнениями на перерегистрацию. Общественные объединения, целями которых являются укрепление мира, развитие международного сотрудничества, иные виды гуманитарной деятельности, могут пользоваться льготами, устанавливаемыми законодательством. На деятельность созданных на территории Республики Кыргызстан отделений (филиалов и других структурных подразделений) общественных объединений иностранных государств распространяется положение настоящего Закона. Статья 29. Международные договоры Если международным договором Республики Кыргызстан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора. Президент Республики Кыргызстан А. Акаев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *