Объекты права природопользования

Статья 10. Понятие и виды природопользования

1. Природопользованием являются использование природных ресурсов и (или) воздействие на окружающую среду в повседневной жизни человека, в хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц.

2. Природопользование подразделяется на общее и специальное.

3. Общее природопользование является постоянным и осуществляется бесплатно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения и без предоставления природных ресурсов в пользование.

Ограничение общего природопользования допускается, если это предусмотрено законами Республики Казахстан.

4. Специальное природопользование — деятельность физического и (или) юридического лица, осуществляющего на платной основе пользование природными ресурсами и (или) эмиссии в окружающую среду в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

5. К видам природопользования относятся:

1) землепользование;

2) водопользование;

3) лесопользование;

4) недропользование;

5) пользование животным миром;

6) пользование растительным миром;

7) эмиссии в окружающую среду;

8) иные виды природопользования, устанавливаемые законами Республики Казахстан.

6. Особенности возникновения права специального природопользования по видам природопользования определяются законами Республики Казахстан.

7. Специальное природопользование может включать один либо несколько видов природопользования в их совокупности.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Гарантии прав на природные ресурсы

Проблемы исполнения прав и обязанностей гражданина и функций государства являются одними из самых актуальных для формирования правового демократического государства и имеют непосредственное отношение к сфере обеспечения рационального использования и охраны земель, иных природных ресурсов и всей окружающей природной среды, где весьма ощутимы глобальные вызовы XXI века.

Необходимым элементом механизма обеспечения действия любой отрасли права и ее институтов, норм, предписаний является набор способов и методов защиты предусмотренных законодательством прав физических и юридических лиц. Провозглашение возможностей природопользователей, всех граждан постоянно должно подкрепляться правовыми, государственными средствами защиты, возможностями и гарантиями осуществления прав.

Провозглашенные в преамбуле Конституции РФ цель обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственность перед ними определяют, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14.05.2009 № 8-П, взаимообусловленность закрепленных в Конституции РФ права каждого на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять ее, выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности – принцип приоритета публичных интересов.

Для правовой системы России значимы и актуальны правовые, государственные, экономические гарантии реализации прав граждан и юридических лиц. Здесь важны экономическое, социальное и культурное развитие общества, состояние правовой и государственной системы, активность и нравственные позиции граждан.

Гарантами соблюдения прав граждан и экологических интересов общества должны служить государство, его органы и должностные лица, органы местного самоуправления, их должностные лица. Они осуществляют предусмотренные Конституцией РФ, законодательством и иными нормативными правовыми актами задачи:

  • • поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию;
  • • обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, в том числе экологические;
  • • возмещать вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В ст. 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в качестве гарантии предусматривается система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду:

  • • обязанность государственных и муниципальных органов, их должностных лиц оказывать содействие гражданам, общественным объединениям в реализации их экологических прав;
  • • учет мнения населения или результатов референдума при принятии решения о размещении объектов, деятельность которых может причинить вред окружающей среде;
  • • привлечение к ответственности должностных лиц, препятствующих осуществлению природоохранной деятельности, реализации экологических прав.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. На защиту прав направлена судебная практика. Приняты: постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Более 20 лет функционируют Волжская и иные природоохранные прокуратуры, призванные осуществлять общий и иной надзор за соблюдением природоресурсного, природоохранного законодательства и экологических прав граждан.

Органами прокуратуры присущими им методами и способами выявляются и решаются злободневные проблемы самовольной застройки и самоуправства в водоохранных зонах, предотвращения вредного воздействия сотен захоронений и скотомогильников в местах забора воды для питьевого водоснабжения, обнаружения и подъема затонувших судов, причиняющих вред здоровью человека, рыбным и иным биологическим ресурсам .

  • Защита прав на природные ресурсы : науч.-практ. пособие / под ред. С. А. Боголюбова., 2009.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *