Обоснование повышения квалификации

Обучение персонала — это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь определяются стратегией компании. Благополучная, стабильная организация думает о своем будущем, готова вкладывать в него деньги .

В зависимости от целей и возможностей конкретной организации обучение может быть узкоспециальным (профессиональным) и корпоративным, проходить в форме лекций, семинаров, тренингов. Сейчас модным стало дистанционное обучение через Интернет: обучаемые выполняют задания и проходят тестирование на сайте обучающей организации, после чего получают по почте официальный документ о квалификации. Организовать учебный процесс можно по-разному: привлечь специалистов и менеджеров фирмы, пригласить внешних преподавателей, тренеров, экспертов. Компании обычно используют смешанные формы обучения, а крупные организации создают собственные учебные центры и корпоративные университеты.

Причины необходимости обучения персонала предприятия заключаются в следующих тезисах.

1. Повышение квалификации. Вооруженный новыми знаниями сотрудник может генерировать новые идеи и легко справится со многими проблемами.

2. Мотивация. Получая дополнительные знания за счет компании, работник чувствует заботу руководства о своей персоне. Понимая, что в него вкладывают деньги, он начинает стремиться к максимальной производительности на своем рабочем месте.

3. Специфика профессии. Сотрудники медицинских учреждений, программисты, бухгалтеры и ряд других специалистов по статусу обязаны идти в ногу с прогрессом в своей области. Иначе они потеряют квалификацию.

4. Соответствие стандартам. В некоторых случаях, например, для прохождения сертификации международной системы качества, предприятие должно включать в свою структуру, наряду с другими обязательными условиями, и постоянно действующую систему обучения персонала.

5. Международное сотрудничество. Наличие определенного количества дипломов и сертификатов у сотрудников может иметь существенное значение в некоторых видах бизнеса (например, ИТ). Это является обязательным условием для получения статуса партнера (а вместе с ним и ряда преимуществ) крупной международной корпорации.

6. Отсутствие специалистов. Зачастую необходимость обучения работников фирмы обусловлена отсутствием на рынке уже готовых специалистов. Тут уж без переквалификации никак не обойтись. Осваивая новое для России производство, а значит и технологии, компания берет на себя задачу подготовки кадров.

7. Стратегия компании. В некоторых фирмах обучение персонала входит в производственную стратегию — там стремятся воспитывать свои управленческие кадры с «нуля» .

Профессиональное обучение — процесс формирования у сотрудников организации специфических профессиональных навыков постредством специальных методов обучения.

Характеристика видов обучения представлена в табл. 1.1. Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения.

Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение).

Вид обучения

Характеристика вида обучения

1. Профессиональная подготовка кадров

Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач.

1.1.Профессиональная начальная подготовка

Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь).

1.2.Профессиональная специализированная подготовка

Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров). Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр)

2.Профессиональное совершенствование (повышение квалификации)

Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт)

2.1.Совершенствование профессиональных знаний и способностей

Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность)

2.2.Профессионально совершенствование с целью продвижения по службе

Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность)

3. Профессиональная переподготовка (переквалификация)

Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт)

Методы обучения персонала — способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся.

Традиционно различают два основных метода обучения персонала:

• Обучение без отрыва от производства (обучение с использованием внутренних ресурсов);

• Обучение с отрывом от работы в специализированных учебных заведениях, центрах подготовки кадров (с использованием внешних ресурсов).

Методы профессионального обучения на рабочем месте.

Методы профессионального обучения на рабочем месте (табл. 2.1).

Метод обучения

Характерные особенности метода

1.Направленное приобретение опыта

Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения

2.Производственный инструктаж

Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой

4.Смена рабочего места(ротация)

Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)

5.Использование работников в качестве ассистентов. стажеров

Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности

6.Подготовка

в проектных группах

Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях

в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач

Компании используют данный метод для обучения по следующим причинам: есть возможность учесть корпоративную специфику; экономятся значительные средства; сохраняются корпоративные тайны.

При этом метод имеет следующие ограничения:

  • Отсутствие источников развития систем обучения внутри компании;

  • Невозможность генерировать и продвигать новые продукты без интеллектуальных вливаний извне;

  • Рутинизация работы сотрудников по обучению персонала вследствие тиражирования одних и тех же учебных моделей;

  • ограниченность аудитории, которая может обучаться посредством внутренних ресурсов.

При достаточном запасе теоретических знаний вариант обучения на рабочем месте более предпочтителен, чем вне рабочего места, поскольку позволяет входить в работу сразу же в процессе ее выполнения, требует меньших затрат, обеспечивает связь с практикой. Однако такое обучение требует тщательного отбора инструкторов, их близости к обучаемым по социальному положению и личным качествам. Таким образом основными методами профессионального обучения персонала на рабочем месте являются:

«Инструктаж — разъяснение и демонстрация приёмов работы опытным сотрудником или специально подготовленным инструктором непосредственно на рабочем месте. По времени инструктаж непродолжителен и направлен на изучение какой-то конкретной операции или процедуры, входящей в круг обязанностей обучаемого. Инструктаж не требует высоких затрат и эффективен для простых видов деятельности. Широко используется на всех уровнях современной организации».

Ротация — метод подготовки кадров в организации, который предполагает последовательную работу сотрудника на разных должностях как в своем, так и в других подразделениях с целью приобретения новых навыков. Ротация применяется тогда, когда сотруднику необходима многосторонняя квалификация, «многоплоскостной» взгляд на проблемы организации. Кроме сугубо обучающего эффекта, ротация оказывает положительное воздействие на сотрудников, помогает преодолевать стресс, вызванный однообразными производственными функциями, расширять социальные контакты. Вместе с достоинствами у этого метода есть и недостаток: высокие издержки, связанные с временным снижением производительности из-за перемещения сотрудника по должностям.

«Ученичество и наставничество — метод передачи знаний и навыков от опытного и компетентного сотрудника менее опытному и компетентному в процессе их общения. Метод широко распространен там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов: в медицине, сфере услуг, управлении. Ученики не обязательно проводят все свое время, наблюдая за тем, как работает наставник, и оказывая ему помощь. Они могут занимать должности и работать самостоятельно. Их ученичество заключается в возможности получить совет более опытного человека, постоянно следящего за их профессиональным развитием. Метод требует больших затрат времени, взаимного доверия, особой подготовки и склада характера наставника, которым практически невозможно стать по указанию сверху».

Такие методы обучения не дают возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения.

Приказ на направление на повышение квалификации: общие положения

При направлении работника на повышение квалификации издается приказ, значение которого не ограничивается фиксацией факта приостановления выполнения трудовой функции в связи с обучением.

Издание приказа о направлении на повышение квалификации без отрыва от производства является, например, основанием для последующего предоставления обучаемому преимущественного права остаться на работе при сокращении (ч. 2 ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации).

Исполнение приказа о направлении на повышение квалификации не влечет ущемления социальных прав работников. В частности, законодательство не содержит норм, позволяющих не включать период повышения квалификации в специальный трудовой стаж (постановление 19-го арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 № 19АП-1527/2017 по делу № А64-4511/2016).

При возникновении споров между работодателем и бывшим сотрудником о возмещении затрат на обучение рассматриваемые приказы являются подтверждением прохождения обучения, хотя практика взыскания денежных средств с гражданина разнится в зависимости от обстоятельств дела. Суды могут занять сторону работодателя (апелляционное определение Пермского крайсуда от 08.02.2017 по делу № 33-1492/2017) или бывшего сотрудника, указав, например, что он направлялся на повышение квалификации по инициативе работодателя и указанное не являлось обучением или переобучением (апелляционное определение Санкт-Петербургского горсуда от 13.04.2017 № 33-6455/2017).

Приказ о направлении на курсы повышения квалификации или переподготовку — образец

Образец приказа о направлении на повышение квалификации можно скачать по ссылке: Приказ о направлении на повышение квалификации — образец.

При направлении на переобучение в другой населенный пункт потребуется оформление командировки, что не исключает и издания последующих приказов об отзыве работника из нее, о чем можно подробнее прочитать в нашей статье Образец приказа об отмене и отзыве из командировки.

С приказами о направлении на курсы или переподготовку работник должен быть ознакомлен под подпись. Вместе с тем в случае споров неознакомление с приказом само по себе не свидетельствует, что обучение не проводилось (апелляционное определение Мосгорсуда от 04.06.2015 по делу № 33-13784).

Итак, при необходимости обучения работника издается приказ о направлении на курсы повышения квалификации, образец которого представлен для скачивания в настоящей статье. С приказом работник должен быть ознакомлен под подпись. Приказ нужен не только для оформления особенностей трудовых отношений в момент его составления, но и может быть, например, доказательством, подтверждающим проведение обучения в случае спора.

С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.

Повышение квалификации — один из видов дополнительного профессионального образования. Его целью является обновление теоретических и практических навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню профессиональных знаний и необходимостью освоения современных методов решения производственных задач. Об этом говорится в абз. 2 п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (далее — Типовое положение).

Важные нюансы повышения квалификации

Обучение по инициативе работодателя и обязательное обучение

По усмотрению работодателя. Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ). При этом условия и порядок повышения квалификации должны быть установлены коллективным договором или соглашением, трудовым договором (ч. 2 ст. 196 ТК РФ).

Согласно абз. 3 п. 7 Типового положения обучение проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения обучения работниками определенных профессий и специальностей устанавливает работодатель в локальном нормативном акте.

Обязательное обучение. Работодатель обязан направлять на повышение квалификации работников, если это является условием выполнения конкретных видов деятельности. Эта норма установлена ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса. Работники определенных специальностей и занимающие определенные должности обязаны согласно некоторым законам проходить повышение квалификации. К ним, например, относятся:

  • научно-педагогические работники государственных высших учебных заведений и государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 21 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);
  • работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);
  • водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Виды повышения квалификации

В зависимости от потребностей работодателя, объема новых знаний и сроков обучения повышение квалификации может быть организовано по-разному:

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Осуществляется по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Это предусмотрено абз. 4 — 7 п. 7 Типового положения.

При этом все дополнительные профессиональные образовательные программы образовательные учреждения повышения квалификации разрабатывают самостоятельно с учетом потребностей и особых пожеланий заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности) (абз. 2 п. 42 Типового положения).

Формы повышения квалификации и гарантии работникам

Согласно п. 41 Типового положения повышение квалификации может проводиться:

  • с отрывом от работы;
  • без отрыва от работы;
  • с частичным отрывом от работы;
  • по индивидуальным формам обучения.

Сохранение рабочего места и среднего заработка. Согласно ст. 187 Трудового кодекса при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Командировка для повышения квалификации. Если же сотрудник направлен на учебу в другую местность, ему оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Кроме того, за все время нахождения сотрудника в командировке ему следует выплачивать средний заработок (ст. 187 ТК РФ).

И работа, и учеба. Если работник повышает квалификацию без отрыва (или с частичным отрывом) от производства, он получает заработную плату за фактически отработанное время (произведенную продукцию).

В случае если работник совмещает обучение и труд, их совокупная продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством (ст. 91 ТК РФ), правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора.

Куда пойти учиться

Повышение квалификации может проходить либо в самой организации, либо в образовательных учреждениях повышения квалификации (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). Согласно п. 8 Типового положения к ним относятся:

  • академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  • институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные;
  • курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Профессиональная подготовка также может быть получена у специалиста, имеющего требуемую квалификацию (п. 3 ст. 21 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»).

Все перечисленные учреждения обязаны иметь лицензию на ведение образовательной деятельности (п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277).

Это требование не касается (п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277):

  • образовательной деятельности в форме разовых лекций, семинаров, стажировок, когда не выдается документ об образовании или повышении квалификации;
  • индивидуального обучения сотрудника у специалиста, обладающего соответствующей квалификацией.

Направляем сотрудника на повышение квалификации

Внутренние документы о направлении на повышение квалификации

Согласно Письму Минфина России от 16.05.2002 N 04-04-06/88 основанием для направления работников на курсы повышения квалификации могут быть:

  • план обучения, в котором указываются причины и цели обучения сотрудников, а также их фамилии и должности;
  • приказ руководителя о направлении на повышение квалификации, в котором нужно обосновать производственную необходимость дополнительного образования сотрудника (внедрение нового оборудования, расширение производства и т.п.), а также указать, что он направлен на обучение по инициативе работодателя.

Образец плана обучения

Закрытое акционерное общество

«Приморские отопительные системы»

Утверждаю

Медведев (И.А. Медведев)

13 января 2010 г.

Приказ будет являться основанием для посещения работником учебных занятий.

Договор на оказание образовательных услуг

При направлении работников на повышение квалификации работодатель должен заключить договор с образовательным учреждением (абз. 16 п. 7 Типового положения).

Форма договора. Примерные формы договоров на оказание образовательных услуг приведены в Приказах Минобразования России от 10.07.2003 N 2994 и от 28.07.2003 N 3177, а также в Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования (Письмо Минобразования России от 01.10.2002 N 31ю-31нн-40/31-09). Но, как правило, бланк типового договора разрабатывает образовательное учреждение.

В документе необходимо указать программу, форму (очная, заочная, очно-заочная), стоимость и срок обучения работника, а также наименование документа, который он получит по его окончании.

Договор составляется в двух экземплярах — один остается у работника, другой — в образовательном учреждении.

Обратите внимание: заказчиком образовательных услуг должен быть работодатель, а не работник. В противном случае организация не сможет учесть сумму расходов на оплату обучения при исчислении налога на прибыль.

Приложение к договору. К договору прилагаются:

  • учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещения;
  • ксерокопия лицензии на ведение образовательной деятельности образовательным учреждением.

Дополнительный договор с работником

Согласно ч. 2 ст. 197 Трудового кодекса работодатель, направляющий работника на повышение квалификации, должен заключить с ним дополнительный договор (соглашение), в котором будут прописаны обязанности сотрудника после завершения обучения. Например, можно оговорить условие об обязательной отработке сотрудником определенного срока, установить санкции за нарушение учебной дисциплины, порядок возмещения работодателю затраченных средств в случаях неполной отработки установленного срока или прерывания обучения. Образец соглашения приведен ниже.

Образец соглашения

Документы об образовании

Согласно п. 27 Типового положения освоение образовательных программ повышения квалификации объемом свыше 72 часов завершается обязательной итоговой аттестацией. Предусмотрены следующие виды аттестационных испытаний:

  • итоговый экзамен по отдельной дисциплине;
  • итоговый междисциплинарный экзамен по программе обучения;
  • реферат по отдельной дисциплине или ряду дисциплин;
  • подготовка и защита аттестационной работы (выпускной, дипломной работы или дипломного проекта).

Это следует из п. 6 Рекомендаций по итоговой государственной аттестации, утвержденных Приложением 1 к Инструктивному письму Минобразования России от 21.11.2000 N 35-52-172ин/35-29.

В зависимости от количества учебных часов работнику, прошедшему повышение квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о краткосрочном повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
  • диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Это предусмотрено п. п. 1 — 3 Требований к документам государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке, утвержденных Приложением N 1 к Постановлению Госкомвуза России от 27.12.1995 N 13 и п. 28 Типового положения.

Оригинал документа о повышении квалификации хранится у работника, а копию следует подшить в личное дело сотрудника.

Но не всегда по окончании обучения работник может получить документ об образовании государственного образца. Не выдают такие документы организации, которые ведут образовательную деятельность, не подлежащую лицензированию, — в форме разовых лекций, стажировок и семинаров, а также преподаватели, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью. Объем учебной программы в этом случае составляет менее 72 часов, а по окончании слушателям могут выдать сертификат с указанием темы и объема учебных часов. Образцы сертификатов каждое учреждение разрабатывает самостоятельно.

Акт об оказанных услугах

По окончании обучения образовательное учреждение обязано представить организации акт об оказанных услугах. В нем должны быть зафиксированы период обучения, наименование программы обучения и его стоимость в рублях.

Образец акта

При долгосрочном обучении акт следует составлять отдельно за каждый отчетный период, то есть один раз в квартал, а расходы на оплату образовательных услуг включать в состав затрат ежеквартально.

Сведения о повышении квалификации нужно внести в разд. V «Повышение квалификации» личной карточки работника (форма N Т-2). Но только в случае, если по окончании учебы работник получил удостоверение, свидетельство либо диплом установленного образца. Об этом говорится в п. 28 Типового положения.

Обучение в другой местности

Если работник направляется на обучение в другую местность, его поездка оформляется как служебная командировка. В этом случае, помимо перечисленных выше, необходимо оформить следующие документы:

  • служебное задание (форма N Т-10а), подписанное руководителем структурного подразделения. По окончании командировки сотрудник составляет краткий отчет о выполнении задания, а руководитель структурного подразделения делает соответствующее заключение;
  • приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма N Т-9 или N Т-9а);
  • командировочное удостоверение (форма N Т-10);
  • отчет о выполнении задания (на бланке служебного задания). Его составляет работник, закончивший обучение, а руководитель структурного подразделения делает заключение о выполнении задания.

Все указанные документы оформляются на типовых бланках, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

При направлении работника на повышение квалификации в другую местность за ним сохраняются рабочее место (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Кроме того, сотруднику надо оплатить командировочные расходы по правилам, предусмотренным для служебных командировок (ст. 187 ТК РФ). Это значит, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ч. 2 ст. 168 ТК РФ). В качестве командировочных расходов учитываются, в частности, затраты:

  • на проезд работника к месту командировки и обратно;
  • наем жилого помещения;
  • суточные в пределах норм (700 руб. — для расходов, учитываемых с целью уплаты НДФЛ (абз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ)).

По возвращении из командировки работник в течение трех рабочих дней должен представить авансовый отчет об израсходованных средствах и документы, подтверждающие произведенные в командировке расходы.

Напомним, что повышение квалификации с отрывом от работы в табеле учета рабочего времени обозначается буквенным кодом ПК или цифровым кодом 07. Это следует из Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

Бухучет расходов на повышение квалификации

Расходы, связанные с оплатой дополнительного профессионального образования сотрудника в интересах организации, признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Данные расходы учитываются в размере фактически произведенных затрат и отражаются по дебету счетов учета затрат в корреспонденции с кредитом счета 76 (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Если расходы на повышение квалификации работника относятся к нескольким отчетным периодам, то они учитываются на счете 97 и списываются в порядке, установленном в учетной политике организации (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому относятся. Об этом говорится в п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Подтвердить факт оказания образовательных услуг для целей бухучета можно соответствующим актом и копией документа об образовании (диплома, свидетельства и т.п.).

Суммы среднего заработка, сохраняемого за работником на время повышения квалификации, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности как расходы на оплату труда (п. п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Они отражаются по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 70.

Расходы на командировку, связанную с повышением квалификации, также признаются расходами по обычным видам деятельности на дату утверждения авансового отчета руководителем организации (п. п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Они отражаются по дебету счетов учета затрат и кредиту счета 71. Выдача денежных средств командированному работнику отражается проводкой:

Дебет 71 Кредит 50.

Налоги и взносы с расходов на повышение квалификации

Порядок налогообложения расходов на обучение будет зависеть, в частности, от наличия подтверждающих документов, выполнения условий для признания таких затрат, а также от того, по чьей инициативе оно проводится.

Налог на прибыль

Расходы на обучение. Согласно п. 3 ст. 264 Налогового кодекса расходы на повышение квалификации включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (Письмо Минфина России от 21.04.2010 N 03-03-06/2/77). Если используется метод начисления, то к учету данные расходы принимают в момент представления акта об оказании образовательных услуг, а при кассовом методе — в день оплаты на основании соответствующих документов (платежных поручений, квитанций к приходным кассовым ордерам и т.п.) (пп. 3 п. 7 ст. 272 и п. 3 ст. 273 НК РФ).

Условия для признания расходов. Затраты на повышение квалификации учитываются при исчислении налога на прибыль, если:

  • российское образовательное учреждение имеет лицензию, а иностранное учреждение — соответствующий статус (пп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ и Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-03-06/4/84). Статус иностранного образовательного учреждения могут подтвердить лицензия, программа, устав либо иные документы, перечень которых зависит от специфики его деятельности, а также от требований законодательства иностранного государства в отношении подтверждения статуса образовательного учреждения (Письмо Минфина России от 05.08.2010 N 03-04-06/6-163). Поэтому к первичным документам следует приложить копию соответствующего документа;
  • между организацией и образовательным учреждением заключен договор на обучение (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ);
  • повышающий квалификацию сотрудник работает в организации на основании трудового договора (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ);
  • сотрудник обучается в интересах работодателя (пп. 23 п. 1 ст. 264 и п. 29 ст. 270 НК РФ и Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/312). Документом, подтверждающим этот факт, может быть приказ руководителя, в котором будет указано, что сотрудник направлен на обучение по инициативе организации и в связи с производственной необходимостью.

Если эти условия не соблюдены, расходы на повышение квалификации не признаются в налоговом учете. По окончании налогового периода их следует исключить из состава расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, и отнести к внереализационным доходам.

Кроме того, нельзя учитывать расходы на обучение (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ):

  • не подтвержденные оправдательными документами;
  • связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг;
  • связанные с оплатой дополнительных услуг, предоставляемых образовательным учреждением на время обучения, если они не связаны с производственной необходимостью (например, оплата питания или культурно-развлекательной программы, если их стоимость выделена в документах отдельной строкой);
  • произведенные не в интересах организации, например, если полученные работником новые знания не будут использоваться им в процессе производства (Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/312).

Оправдательные документы. Для признания в целях налогообложения прибыли расходов на повышение квалификации документальным подтверждением затрат могут служить договор с образовательным учреждением, приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение, учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, акт об оказании услуг. Об этом говорится в Письме Минфина России от 21.04.2010 N 03-03-06/2/77. Эти же документы нужны и для признания расходов на обучение за границей (Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137).

Напомним, что работодатель, оплачивающий обучение, обязан хранить связанные с этим документы не менее четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 и пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ).

Командировочные расходы. Если с целью повышения квалификации работник был направлен в другую местность, то в состав командировочных расходов организация вправе включить стоимость проезда к месту обучения и обратно, а также стоимость проживания и суточные. Данные затраты учитываются в полной сумме в составе прочих расходов на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137). Датой признания расходов является дата утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ и Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137).

Средний заработок. Если работник повышает квалификацию с отрывом от производства, то суммы среднего заработка, выплачиваемые ему на период учебы, включаются в расходы на оплату труда на основании п. 19 ст. 255 Налогового кодекса.

НДФЛ, страховые взносы и взносы на случай травматизма

Оплата обучения. Сумма оплаты повышения квалификации работника не облагается налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами, если учреждение, где обучается сотрудник, имеет лицензию на образовательную деятельность (или соответствующий статус — для иностранного образовательного учреждения). Такой вывод следует из п. 21 ст. 217 Налогового кодекса и п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ).

Это касается также случая, если работник обучается у специалиста, который обладает соответствующей квалификацией (Письмо Минфина России от 17.07.2009 N 03-04-06-02/50). Такая квалификация должна быть подтверждена особым документом — квалификационным аттестатом, лицензией, дипломом и т.п. (п. 3 ст. 21 Закона РФ N 3266-1).

На суммы оплаты обучения работника, направленного работодателем на курсы повышения квалификации, не нужно начислять взносы на случай травматизма, поскольку они не являются платой за труд (доходом) работника. Это следует из п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 (далее — Правила).

Командировочные расходы. В доход работника, направленного на повышение квалификации в другую местность, не включаются суточные, если они не превышают 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ (2500 руб. — на территории иностранного государства), а также документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно и расходы по найму жилого помещения (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Страховые взносы, как и взносы на случай травматизма, на сумму расходов на командировку не начисляются (ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765, и Письмо ФСС РФ от 18.03.2009 N 02-18/07-2165).

Средний заработок. Сумма среднего заработка, выплачиваемого сотруднику на период повышения квалификации с отрывом от работы, облагается налогом на доходы физических лиц, страховыми взносами и страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ и п. 3 Правил).

НДС по образовательным услугам

Сумма платы за обучение сотрудника, направленного на повышение квалификации, может включать или не включать налог на добавленную стоимость.

Облагаются НДС образовательные услуги, которые оказывают коммерческие образовательные учреждения или соответствующие специалисты (п. 1 ст. 143 НК РФ). Налог исчисляется по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). В бухгалтерском учете заказчика образовательных услуг выделенная в расчетных документах сумма налога отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 76.

Кроме того, облагаются НДС:

  • дополнительные услуги, оказываемые образовательной организацией, в частности обеспечение учащихся питанием и проживанием, так как они не связаны с производственной необходимостью (Письмо УМНС России по г. Москве от 28.01.2003 N 24-11/05512);
  • услуги по проведению разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, которые не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации (Письмо Минфина России от 27.08.2008 N 03-07-07/81).

Не облагаются НДС услуги:

  • некоммерческих образовательных организаций в сфере образования, расположенных на территории РФ, по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) процесса, за исключением консультационных услуг (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ). Такая льгота распространяется только на те образовательные услуги, которые поименованы в лицензии учебного заведения (Письмо УФНС России по г. Москве от 06.05.2005 N 19-11/32602);
  • оказанные за пределами территории РФ (пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ).

«Входной» НДС, уплаченный коммерческому образовательному учреждению или специалисту, имеющему соответствующую квалификацию, можно принять к вычету при расчете суммы налога на добавленную стоимость, если в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса:

  • стороны подписали акт об оказании образовательных услуг;
  • у организации есть счет-фактура с указанием суммы налога на добавленную стоимость.

В бухучете принятие к учету налога по расходам на повышение квалификации отражается проводкой:

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19.

Пример. Руководитель ЗАО «Приморские отопительные системы» решил направить слесаря-монтажника приборного оборудования В.Л. Кабанчикова на курсы повышения квалификации с 1 по 13 ноября 2010 г. Для этого организация заключила договор с Владивостокским производственно-учебным комбинатом. Обучение должно проходить с отрывом от производства. Его стоимость составляет 10 000 руб., которые были перечислены комбинату 28 октября.

Учебное заведение является некоммерческим и имеет государственную лицензию на образовательную деятельность. По окончании курсов работник получил сертификат. Какие проводки в этом случае нужно сделать?

Решение. На основании договора между организацией и образовательным учреждением в учете были сделаны следующие проводки.

28 октября

Дебет 76 Кредит 51

— 10 000 руб. — перечислены средства за обучение работника учебному комбинату.

13 ноября (дата подписания акта об оказании услуг)

Дебет 20 Кредит 76

— 10 000 руб. — отражены расходы на повышение квалификации работника.

Поскольку обучение проводится в той же местности, где расположена организация-работодатель, работнику выплачивается только средний заработок за время учебы (ст. 187 ТК РФ). На него следует начислить НДФЛ, страховые взносы и взносы на случай травматизма (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ и п. 3 Правил).

Расходы на выплату среднего заработка работнику, направленному на повышение квалификации, признаются в составе расходов на оплату труда в месяце начисления (п. 6 ст. 255 и п. 4 ст. 272 НК РФ). Сумма начисленных на него страховых взносов относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 13.04.2010 N 03-03-06/1/260). Взносы на случай травматизма также учитываются в составе прочих расходов на дату их начисления (пп. 45 п. 1 ст. 264 и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Таким образом, в ноябре бухгалтер уменьшил налог на прибыль на суммы оплаты повышения квалификации, среднего заработка, выплаченного работнику за период обучения, и начисленных на него страховых взносов.

О.В.Негребецкая Научный редактор журнала «Зарплата» / «Зарплата», 2010, N 10

Обоснование повышения квалификации

У специалистов разнообразных областей в последнее время появилась новая, великолепная, причем, ранее никогда не используемая. Возможность – они могут свой профессиональный уровень повысить при помощи специализированных курсов. Самое главное здесь, иметь необходимое базовое образование.

Повышение квалификационного уровня

Кстати, повысить свою квалификацию можно не только лишь за свой счет (свои собственные сбережения). Здесь есть еще один вариант, который, конечно же, большинству работников окажется более приемлемым. Повысить свою квалификацию работник сможет также и за счет своего работодателя. Естественно, в повышении этой квалификации работодатель должен быть заинтересован.

Каким образом можно заинтересовать работодателя в повышении квалификации его сотрудников, спросите вы? Да все не та уж сложно, как могло бы показаться на первый взгляд. Для любого руководителя основной движущей силой в его бизнесе является прибыль. И это вполне оправданно, ведь никто не будет вкладывать свои средства, зная, что не получить дивидендов. А в случае повышения квалификации персонала дивидендами руководителя будут новые, полученные на курсах знания, умения, профессиональные навыки подчиненных. Соответственно, повысится и прибыль предприятия, ведь работу будут выполнять исключительно квалифицированные специалисты.

Работнику же повышение его квалификации дает возможность вырасти на поприще карьерном, а также перейти в профессию смежную. Он сможет получить совершенно новые, более современные знания в каком-либо конкретном вопросе, а кроме того, после таких курсов любой работник будет задачи практические решать только самостоятельно.

Повышаем квалификацию и зарабатываем

Порой повышения квалификации сотрудника требует непосредственно его руководитель. Так часто происходит, что работник – очень хороший специалист, но вот ему не хватает некоторых навыков, чтобы стать супер профессионалом. Именно в таком случае и спасают курсы повышения квалификации сотрудника. Стандарты и требования в некоторых отраслях очень часто меняются, поэтому, для того, чтобы не терять свою репутацию, не терять, в конце концов деньги, руководители и требуют от персонала прохождения курсов повышения квалификации.

Курсы повышения квалификации условно можно разделить на четыре категории: курсы узкоспециализированные, переподготовка работников, курсы длительные и краткосрочные.

Читайте еще: Меняем работу или повышаем квалификацию?

Работу по душе, на первый взгляд, абсолютно не сложно себе найти и усилий каких-то вовсе не нужно прилагать. Всего

Курсы повышения квалификации – нужны ли они?

Все хотя бы раз в жизни слышали о курсах, которые позволяют повысить квалификацию работника. Однако, мало кто

Как пройти стажировку за рубежом

Для того, чтобы пройти стажировку заграницей, необходимо выложить немалую сумму денег. Однако, подобный опыт

Как пробиться в штат стажеру

Достаточно сложно превратиться в штатного сотрудника из простого стажера. Однако, это вполне реально. Для того,

Как лишиться прибавки к заработной плате

Предлагаем вашему вниманию несколько достаточно эффективных способов, следуя которым вы никогда не сможете получить

Экономическое обоснование повышения квалификации рабочих (на примере предприятия Светлоградское ЛПУМГ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

*

«С

х:

THE BUSINESS CASE FOR TRAINING WORKERS

(FOR EXAMPLE ENTERPRISE SVETLOGRADSKOE LPUMG)

Chair of Economics and Management, North-Caucasian Federal University, Stavropol

The article discussed the economic efficiency of the training work of enterprise services.

Keywords: qualification; workers; employees; training and retraining; productivity; blitzwing.

УДК332.13 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СВЕТЛОГРАДСКОЕ ЛПУМГ)

© Пономарева Е.А, 2012 В статье рассмотрена экономическая эффективность от прове© Мк тчян Н А 2012 дения мероприятия по повышению квалификации рабочих службы р . .’ предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: квалификация; рабочие; служащие; подготовка и переподготовка кадров; производительность; разряд.

Повышение качества трудовых ресурсов предприятия на базе профессиональной подготовки и переподготовки кадров представляет собой систему мероприятий, нацеленных на поддержание соответствия рабочей силы социально-историческим требованиям, диктуемым развитием производительных сил, прежде всего научно-техническим прогрессом. Закономерным выражением этого должно быть повышение производительности труда. Здесь должны учитываться цели и задачи, стоящие перед предприятием.

Основываясь на обнаруженных недостатках системы подготовки и переподготовки кадров Светлоградского ЛПУМГ целесообразно остановиться на практической оценке эффективности обучения персонала предприятия.

Рассмотренные на примере конкретной службы, нижеприведенные методики в целом стандартны, поэтому аналогичные расчеты могут быть проведены и для других структурных подразделений предприятия.

На предприятии Светлоградское ЛУПМГ важную роль играет линейно-эксплуатационная служба (ЛЭС), т.к. именно от слаженной работы персонала этой службы зависит бесперебойная подача газа потребителям. Всеми восстановительными работами занимаются рабочие ЛЭС, от оперативности, качества, высокой квалифицированности их работы многое зависит, поэтому проанализируем технический состав персонала этой службы, данные отражены в таблице 1.

Таблица 1 — Технический состав и численность персонала ЛЭС

ПОНОМАРЕВА Елена Анатольевна,

кандидат

экономических наук, доцент

кафедра Экономики

и управления,

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

p2403@mail.ru

Состав персонала Количество, чел.

ИТР 6

Рабочие, в том числе: 34

Водитель автотранспорта 5

Машинист трубоукладчика 1

Трубоукладчик линейный 17

Электросварщик ручной сварки 5

Электрогазосварщик 2

Монтер ЭХЗ 4

Итого: 40

Из таблицы 1 видно, что численность персонала составляет 40 человек, из которых 34 рабочих и 6 служащих. Проведем далее анализ трудовых ресурсов ЛЭС по возрастным категориям, данные отражены в таблице 2.

Из таблицы 2 видно, что 52,5% работников моложе 30 лет, 20,0% персонала приходится на возраст от 30-40 лет, 17,5% от 40-50 лет и лишь 10,0% от 50 и старше. Можно сделать вывод, что персонал службы является довольно молодым, это говорит, прежде всего, о малом опыте работы, что может сказываться на выполненных работах.

Таблица 2 — Состав служащих и рабочих ЛЭС по возрасту

ГЧ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

ГЧ

Состав руководителей и специалистов (по возрасту): На 31.12.2011 г. Структура численности

чел. %

— до 30 лет 1 2,5

— от 30 до 40 лет 1 2,5

— от 40 до 50 лет 2 5,0

— 50 лет и старше 2 5,0

Состав рабочих (по возрасту):

— до 30 лет 20 50,0

— от 30 до 40 лет 7 17,5

— от 40 до 50 лет 5 12,5

— 50 лет и старше 2 5,0

Итого: 40 100,0

В таблице 3 рассмотрим структуру численности рабочих по стажу работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3 — Состав работников ЛЭС по стажу работы

Состав работников по стажу работы: На 31.12.2011 г. Структура численности

чел. %

— до 5 лет 22 55,0

— от 5 до 20 лет 15 37,5

— 20 лет и свыше 3 7,5

Итого: 40 100,0

<Г^

I#’

Из таблицы 3 мы видим, что 55,0% персонала ЛЭС имеет достаточно малый опыт работы — до 5 лет, 37,5% приходится на работников, чей стаж работы от 5-20 лет и лишь 7,5% персонала имеет стаж работы от 20 лет и свыше. Как и отмечалось выше, мы наблюдаем достаточно малый опыт работы рабочих этой службы, поэтому изучим, исходя из данных таблицы 4, уровень их квалификации. Проведем классификацию рабочих по разрядам и выявим средний разряд рабочих, данные отображены в таблице 4.

Таблица 4 — Классификация рабочих по разрядам

Рабочие Разряды Средний разряд рабочих

3 4 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трубоукладчик линейный 5 7 5 4

Электросварщик ручной сварки 1 2 2 4,2

Электрогазосварщик — 2 — 4

Монтер ЭХЗ 1 2 1 4

Машинист трубоукладчика — — 1 5

Итого: 9 14 6 4,24

По данным экономической службы, средний разряд работ ЛЭС, выполняемых на аварийных участках МГ и ГО, равен 4,75. Рассчитаем коэффициент квалификации (Ккв.) рабочих по формуле 1:

ККв = Ррабочих / Рработ , (1)

где Ррабочих — средний разряд рабочих;

Рработ — средний разряд работ.

Ккв.= 4,24 /4,75 = 0,85.

Таким образом, разряд робочих и уровень квалификации недостаточен для эффективной и оперативной работы в случае возникновения аварийных ситуаций, основная нагрузка ложится на рабочих высокого разряда. Исходя из этого, предлагаем провести мероприятия по курсам повышения квалификации рабочих ЛЭС. По формуле 2

МКРТЧЯН

Нарек Аршавирович,

студент,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кафедра Экономики

и управления,

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

narek_131989@mail.ru

*

«С

х:

определим число рабочих, которым следует повысить квалификацию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ч = (Р

р.к

— Р ) х Ч

работ рабочих р.о.п

(2)

где Ч — численность рабочих, которым надо повысить квалификацию;

Ч — общая численность рабочих по служ-ро бе.

(4,75-4,24) *34 = 17.

В планируемом периоде предлагаем направить 17 человек на обучение и курсы повышения квалификации. После обучения из которых 4 линейным трубопроводчикам присвоим 5 разряд, 5-4 разряд, также повысим квалификации 3 электросварщиков, из которых2 получат 5 разряд и 1-4 разряд, планируем повысить разряд одного электрогазосварщика до 5 уровня, также 1 монтера ЭХЗ до 4 разряда и одного до 5. Направим также на профессиональную подготовку 2 водителей автотранспорта. После прохождения курсов квалификации пронаблюдаем на таблице 5 как изменится средний разряд рабочих.

Расходы на профессиональную подготовку 2 водителей и 15 рабочих, с учетом командировочных, составили 152 500 рублей.

Оценивая эффективность обучения персонала ЛЭС, применим методику НИИ труда, также позволяющую рассчитать возможный рост производительности труда рабочих вследствие повышения уровня их квалификации по формуле (3):

П =( Р — Р ) х И х У х 100%, (3)

р после до

где Пр — рост производительности труда

вследствие повышения квалификации рабочих;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рпосле, Рд0 — средний разряд рабочих до повышения уровня их квалификации и после;

И — разность между тарифными коэффициентами в том интервале, в котором происходит повышениетариф-ного разряда;

У — удельный вес рабочих, повысивших квалификацию, в общей численности промышленно-производственного персонала службы.

Таблица 5 — Классификация рабочих по разрядам после прохождения курсов повышения квалификации

По результатам таблицы 5 видно, что средний разряд рабочих ЛЭС повысился и составляет 4,5, при этом средний разряд линейных трубоукладчиков повысился на 0,5, электросварщика ручной сварки на 0,6, электрогазосварщика на 0,5, а также монтера ЭХЗ НА 0,25. Тогда коэффициент квалификации равен 0,95, следовательно, отклонение между средним разрядом рабочих и средним разрядом работ уменьшилось, хотя это не исключает возможности дальнейшего их обучения.

Рассчитаем приблизительно расходы на обучение рабочих и повышение квалификации, результаты разместим в таблице 6.

П = (4,5 — 4,24) * 1 * 0,4 * 100 = 10,4%.

Таким образом, проведя данное мероприятие, мы повысили средний разряд рабочих службы ЛЭС, что привело к повышению общей производительности труда работников ЛЭС на 10,4%. В целом мы повысили производительность труда рабочих, вследствие повышения их квалификации и можем сделать вывод, что понесенные затраты в результате обучения и повышения квалификации (152 500 рублей), окупятся при возникновении аварийных ситуаций на объектах МГ и ГО в будущем.

Примечания:

1. Иглин В.А. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников организации в условиях рыночной экономики: учебное пособие / В.А. Иглин. — СПб.: Питер, 2008.

2. Гуртовой Е.С. Совершенствование организации труда: учебное пособие / Е.С. Гуртовой. — Екатеринбург: Дело, 2009.

Рабочие Разряды Средний разряд рабочих

3 4 5

Т рубоукладчик линейный — 8 9 4,5

Электросварщик ручной сварки — 1 4 4,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Электрогазосварщик — 1 1 4,5

Монтер ЭХЗ — 2 2 4,25

Машинист трубоукладчика — — 1 5

Итого: — 12 17 4,5

Таблица 6 — Расходы на обучение и повышение квалификации рабочих службы ЛЭС

Виды и категории обученных Количество прошедших обучение, чел. Затраты на обучение одного работника, рублей

Повышение квалификации, в том числе: 15 70 000

Трубоукладчик линейный 9 5 000

Электросварщик ручной сварки 3 4 000

Электрогазосварщик 1 4 000

Монтер ЭХЗ 2 4 500

Профессиональная подготовка, в том числе: 2 6 000

Водитель автотранспорта 2 3 000

Командировочные расходы 17 76 500

Расходы на обучение итого 17 152 500

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *