Обрабатывающее производство

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р и с пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 23, ст. 2710; 2008, N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст.1935; 2012, N 5, ст. 607; N 26, ст. 3520), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Методику расчета показателей «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте» и «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации», согласованную Министерством экономического развития Российской Федерации письмом от 26 декабря 2013 г. N 29032-АК/ДОЗи.

2. Признать утратившим силу абзац 3 пункта 1 приказа Росстата от 14 ноября 2013 г. N 449.

Руководитель А.Е. Суринов

I. Общие положения

1.1. Настоящая методика подготовлена в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и поручением Первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2013 г. N ИШ-ШЗ-646.

1.2. Методика предназначена для расчета показателя «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте», используемого для ведения мониторинга исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», а также показателя «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации», предназначенного для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1.3. Группировка отраслей по признакам технологического развития и наукоемкости разработана на основе рекомендаций Евростата и ОЭСР на основе NACE Rev.1.1 с учетом национальных особенностей развития отраслей.

1.4. Показатель «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте» исчисляется на федеральном уровне в целом по экономике страны на основе показателей в основных текущих ценах.

Показатель «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте» исчисляется на региональном уровне в целом по экономике региона на основе показателей в основных текущих ценах.

II. Основные понятия и определения

2.1. Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.

ВВП, рассчитанный производственным методом, представляет собой сумму валовой добавленной стоимости всех видов экономической деятельности в основных ценах плюс чистые налоги на продукты.

2.2. Валовой региональный продукт (ВРП) представляет собой стоимость товаров и услуг, произведенных на территории региона для конечного использования. Производственным методом исчисляется как сумма валовой добавленной стоимости (в основных ценах) всех видов экономической деятельности, созданной на территории региона. Регион представляет собой открытую экономическую систему, поэтому четко определить границы производства и в полной мере оценить размеры добавленной стоимости, создаваемой на его территории довольно сложно. Поэтому отдельные виды экономической деятельности, например, коллективные услуги, оказываемые обществу в целом, или деятельность финансовых посредников, учитываются только по стране в целом и включаются в оценки ВВП России.

2.3. Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне видов экономической деятельности в основных ценах как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением.

При расчете валовой добавленной стоимости в отраслевом разрезе в Российской Федерации в качестве отрасли принимается группа предприятий, объединенных общим основным видом экономической деятельности (хозяйственная отрасль).

2.4. Высокотехнологичные и наукоемкие отрасли. Критерием отнесения к высокотехнологичным отраслям является высокий уровень технологического развития, определяемый по отношению затрат на НИОКР к валовой добавленной стоимости. Критерием отнесения отрасли к числу наукоемких служит доля лиц с высоким уровнем профессионального образования в численности работников.

III. Методика расчета показателей

3.1. Состав производств высокого технологичного уровня и наукоемких отраслей.

В состав производств высокого технологичного уровня включаются группы высокотехнологичных отраслей и среднетехнологичных отраслей высокого уровня.

Состав высокотехнологичных, среднетехнологичных высокого уровня и наукоемких видов экономической деятельности, используемый для расчета показателя «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте», сформированный с учетом особенностей информационной базы Российской Федерации, приведен в приложении N 1.

Состав высокотехнологичных, среднетехнологичных высокого уровня и наукоемких видов экономической деятельности, используемый для расчета показателя «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации» приведен в приложении N 2.

В состав группы наукоемких отраслей для расчета показателя «доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте» в связи с проблемами регионального расчета добавленной стоимости не включаются:

— 65 Финансовое посредничество;

— 66 Страхование;

— 67 Вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества и страхования.

В целях проведения сопоставимых расчетов показателя «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте» (только на национальном уровне) со странами-членами ОЭСР сформирована группировка, включающая полный набор отраслей, рекомендованных Евростатом и ОЭСР (приведена в приложении N 3).

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

1.4. Расчет показателя «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте» производится на основе формулы (1).

(1) *

где * — доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте (в процентах);

* — валовая добавленная стоимость высокотехнологичных видов экономической деятельности в основных текущих ценах (приложение N 1);

* — валовая добавленная стоимость среднетехнологичных высокого уровня видов экономической деятельности в основных текущих ценах (приложение N 1);

* — валовая добавленная стоимость наукоемких видов экономической деятельности в основных текущих ценах (приложение N 1);

* — совокупная валовая добавленная стоимость всех видов экономической деятельности страны в основных текущих ценах.

Использование показателя суммарного объема валовой добавленной стоимости в основных текущих ценах, созданной всеми видами деятельности национальной экономики, в качестве меры ВВП необходимо для обеспечения единства цен числителя и знаменателя, а также для большей сопоставимости данного показателя с показателем «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации».

1.5. Расчет показателя «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации» производится на основе формулы (2).

(2) *

где:

* — доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации (в процентах);

* — валовая добавленная стоимость высокотехнологичных видов экономической деятельности в основных текущих ценах i-го субъекта Российской Федерации (приложение N 2);

* — валовая добавленная стоимость среднетехнологичных высокого уровня видов экономической деятельности в основных текущих ценах i-гo субъекта Российской Федерации (приложение N 2);

* — валовая добавленная стоимость наукоемких видов экономической деятельности в основных текущих ценах i-го субъекта Российской Федерации (приложение N 2);

* — совокупная валовая добавленная стоимость всех видов экономической деятельности в основных текущих ценах i-го субъекта Российской Федерации (валовой региональный продукт в основных текущих ценах);

*, где N — число субъектов Российской Федерации.

1.6. Расчет расширенного показателя «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте» сопоставимого с показателем, рекомендованным для стран-членов ОЭСР (см. приложение N 3), производится, по формуле:

(3) *

где:

* — доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте (расширенный показатель), в процентах;

* — валовая добавленная стоимость высокотехнологичных видов экономической деятельности в основных текущих ценах (приложение N 3);

* — валовая добавленная стоимость среднетехнологичных высокого уровня видов экономической деятельности в основных текущих ценах (приложение N 3);

* — валовая добавленная стоимость наукоемких видов экономической деятельности в основных текущих ценах (приложение N 3);

* — совокупная валовая добавленная стоимость всех видов экономической деятельности страны в основных текущих ценах.

* httр://ерр.еurostat.ес.еuropа.еu/сасhе/ITY_SDDS/Аnnехеs/hteс_еsms_аn2.рdf

** http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_SDDS/en/htec_esms.htm

*** http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_SDDS/Annexes/htec_esms_an2.pdf

Приложение N 1
к Методике расчета показателей
«Доля продукции высокотехнологичных
и наукоемких отраслей
в валовом внутреннем продукте» и
«Доля продукции высокотехнологичных
и наукоемких отраслей
в валовом региональном продукте
субъекта Российской Федерации»

Код ОКВЭД Наименование
1 2
Виды деятельности высокого технологического уровня
Высокотехнологичные виды деятельности
24.4 Производство фармацевтической продукции
30 Производство офисного оборудования и вычислительной техники
32 Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи
33 Производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов
35.3 Производство летательных аппаратов, включая космические
Среднетехнологичные (высокого уровня) виды деятельности
24-24.4 Химическое производство, исключая производство фармацевтической продукции
29 Производство машин и оборудования
31 Производство электрических машин и электрооборудования
34 Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов
35.1 Строительство и ремонт судов
35.2 + 35.4 + 35.5 Производство железнодорожного подвижного состава (локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава); производство мотоциклов и велосипедов; производство прочих транспортных средств и оборудования, не включенных в другие группировки
Наукоемкие виды деятельности
61 Деятельность водного транспорта
62 Деятельность воздушного и космического транспорта
64.2 Деятельность в области электросвязи
65 Финансовое посредничество
66 Страхование
67 Вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества и страхования
72 Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий
73 Научные исследования и разработки
74.1 Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием
74.2 Деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование, геологоразведочные и геофизические работы, геодезическая и картографическая деятельность, деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки.
74.5 Трудоустройство и подбор персонала
80 Образование
85 Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Приложение N 2
к Методике расчета показателей
«Доля продукции высокотехнологичных
и наукоемких отраслей
в валовом внутреннем продукте» и
«Доля продукции высокотехнологичных
и наукоемких отраслей
в валовом региональном продукте
субъекта Российской Федерации»

Код ОКВЭД Наименование
1 2
Виды деятельности высокого технологического уровня
Высокотехнологичные виды деятельности
24.4 Производство фармацевтической продукции
30 Производство офисного оборудования и вычислительной техники
32 Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи
33 Производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов
35.3 Производство летательных аппаратов, включая космические
Среднетехнологичные (высокого уровня) виды деятельности
24-24.4 Химическое производство, исключая производство фармацевтической продукции
29 Производство машин и оборудования
31 Производство электрических машин и электрооборудования
34 Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов
35.1 Строительство и ремонт судов
35.2 + 35.4 + 35.5 Производство железнодорожного подвижного состава (локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава); производство мотоциклов и велосипедов; производство прочих транспортных средств и оборудования, не включенных в другие группировки
Наукоемкие виды деятельности
61 Деятельность водного транспорта
62 Деятельность воздушного и космического транспорта
64.2 Деятельность в области электросвязи
72 Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий
73 Научные исследования и разработки
74.1 Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием
74.2 Деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование, геологоразведочные и геофизические работы, геодезическая и картографическая деятельность, деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки.
74.5 Трудоустройство и подбор персонала
80 Образование
85 Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Приложение N 3
к Методике расчета показателей
«Доля продукции высокотехнологичных
и наукоемких отраслей
в валовом внутреннем продукте» и
«Доля продукции высокотехнологичных
и наукоемких отраслей
в валовом региональном продукте
субъекта Российской Федерации»

Код ОКВЭД Наименование
1 2
Виды деятельности высокого технологического уровня
Высокотехнологичные виды деятельности
24.4 Производство фармацевтической продукции
30 Производство офисного оборудования и вычислительной техники
32 Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи
33 Производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов
35.3 Производство летательных аппаратов, включая космические
Среднетехнологичные (высокого уровня) виды деятельности
24 — 24.4 Химическое производство, исключая производство фармацевтической продукции
29 Производство машин и оборудования
31 Производство электрических машин и электрооборудования
34 Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов
35.2 + 35.4 + 35.5 Производство железнодорожного подвижного состава (локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава); производство мотоциклов и велосипедов; производство прочих транспортных средств и оборудования, не включенных в другие группировки
Наукоемкие виды деятельности
61 Деятельность водного транспорта
62 Деятельность воздушного и космического транспорта
64 Связь
65 Финансовое посредничество
66 Страхование
67 Вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества и страхования
70 Операции с недвижимым имуществом
71 Аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования
72 Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий
73 Научные исследования и разработки
74.1 Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием
74.2 Деятельность в области архитектуры; инженерно-техническое проектирование; геологоразведочные и геофизические работы; геодезическая и картографическая деятельность; деятельность в области стандартизации и метрологии; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки
74.4 Рекламная деятельность
74.5 Трудоустройство и подбор персонала
74.8 Предоставление различных видов услуг
80 Образование
85 Здравоохранение и предоставление социальных услуг
92.1 + 92.2 Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов; деятельность в области радиовещания и телевидения
92.3 + 92.4 + 92.5 + 92.6 + 92.7 Прочая зрелищно-развлекательная деятельность; деятельность информационных агентств; прочая деятельность в области культуры; деятельность в области спорта; прочая деятельность по организации отдыха и развлечений

В структуре обрабатывающих производств на долю видов экономической деятельности, как производство пищевых продуктов, включая напитки, приходится 44,1 % от общего объема отгрузки обрабатывающих производств, производство машин и оборудования- 26,2 %, производство неметаллических минеральных продуктов — 9,3 %, обработка древесины и производство изделий из дерева (кроме мебели) – 5,0%, текстильное и швейное производство – 4,4%, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность — 4,4%, прочие производства (включая производство мебели) — 3,3%, остальные виды экономической деятельности занимают до 1,1 %.

Целью развития промышленности Республики Тыва является повышение качества жизни населения Республики Тыва до уровня лидеров Сибирского федерального округа через модернизацию экономики и социальной сферы и создание центров роста, развитие традиционной экономики в сельских районах республики.

Реализация интенсивного сценария Стратегии развития Республики Тыва до 2020 года предполагает активное внедрение современных достижений науки и техники во всех отраслях регионального хозяйства, прежде всего в его базовых отраслях.

Среднегодовой объем отгруженной продукции обрабатывающих отраслей промышленности республики составляет 1178 млн.рублей. Наибольшую долю (59,4 процента) в структуре обрабатывающих отраслей промышленности занимает производство пищевой продукции. Доля деревообработки составляет 4,5 процента, производства мебели – 3,7 %, производства текстильных и швейных изделий – 2,9%, производства изделий издательской и полиграфической деятельности – 3,8%, производства неметаллических минеральных продуктов – 19,5% процента.

За 2011-2015 годы объем производства обрабатывающих отраслей промышленности в сопоставимых ценах увеличился на 9,3 процента.

Индекс производства в январе-сентябре 2016 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 103,5 %

Несмотря на увеличение объема производства обрабатывающих отраслей промышленности, их доля в структуре промышленного производства за 2011-2015

годы уменьшилась с 13,6 до 9,2 процентов. На уменьшение объема обрабатывающих отраслей в структуре промышленного производства повлиял не только спад производства отраслей обрабатывающей промышленности в 2015 году в результате влияния мирового финансового кризиса, но и опережающие темпы роста объема добычи полезных ископаемых.

Увеличение объема производства обрабатывающих отраслей с 2013 года обеспечивалось в основном за счет увеличения объемов производства прочих неметаллических минеральных продуктов, в частности, гравия, щебня, песка (за 2013-2014 гг.–167,4 %, 2014-2015 гг. – 120,4 %), а также изделий издательской и полиграфической деятельности (за 2013-2014 гг. – 1,5 %).

Республика Тыва обладает достаточным потенциалом для создания высокоэффективных производств в обрабатывающих отраслях промышленности, обеспечивающих нужды не только населения республики, но и потребителей за пределами республики, в том числе в соседней Монголии. Для развития и эффективного использования потенциала обрабатывающих отраслей промышленности необходимо создание благоприятных условий для привлечения инвестиций на создание высокоэффективных производств.

В обрабатывающие отрасли промышленности входят:

— пищевая промышленность (Минсельхоз);

— легкая промышленность (Минэкономики);

— обработка древесины и производство изделий из дерева (Минэкономики);

— издательская и полиграфическая деятельность (Мининформсвязи);

— промышленность строительных материалов (неметал. минеральные продукты) (Минстрой);

— прочие производства (включая производство мебели) (Минэкономики).

Лесоперерабатывающая промышленность

Деревообработкой в республике занимаются хозяйствующие субъекты, деятельность которых ограничена производством пиломатериалов в незначительных объемах для нужд населения республики.

На территории Республики Тыва по деятельности «деревообработка и изготовление изделий из дерева» зарегистрированы 307 индивидуальных предпринимателей и 17 юридических лиц (по данным Налоговой инспекции), в том числе в г. Кызыле 25 ИП и 10 юр. лиц.

Индекс физического объема обработки древесины и производства изделий из дерева составил 102,7 % от уровня прошлого года. Объем обработки древесины в денежном выражении составил 36,7 млн. рублей и по сравнению с прошлым годом увеличился на 2 %.

За 2011-2015 годы объем обработки древесины в сопоставимых ценах уменьшился на 7,6 процента в результате ужесточения условий заготовки древесины хозяйствующими субъектами, при которых субъекты малого и среднего предпринимательства не могли конкурировать с крупными компаниями. С 2015 года упрощен порядок доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к лесным ресурсам. С 2016 года упрощен порядок доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к лесным ресурсам (начали разыгрываться аукционы для поддержки малого и среднего предпринимательства).

За 2011-2015 годы объем обработки древесины в сопоставимых ценах уменьшился на 7,6 процента в результате ужесточения условий заготовки древесины хозяйствующими субъектами, при которых субъекты малого и среднего предпринимательства не могли конкурировать с крупными компаниями. С 2015 года упрощен порядок доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к лесным ресурсам согласно Федеральному закону от 29.06.2015 N 206-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений», то есть для поддержки МСП начали разыгрываться аукционы, тогда как ранее субъекты не могли конкурировать с крупными компаниями. Определен порядок расчета коэффициента, используемого при исчислении платы по договору купли-продажи лесных насаждений в лесничествах и лесопарках, расположенных на землях лесного фонда

Постановление Правительства РФ от 04.12.2015 N 1320 «Об утверждении методики расчета коэффициента для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов»

Согласно Лесному кодексу РФ в лесничествах, лесопарках, расположенных на землях лесного фонда, допускается осуществление заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися к малому и среднему предпринимательству, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Кроме того, Министерством экономики Республики Тыва совместно с муниципальными образованиями республики проведена разъяснительная работа по предоставлению статистической отчетности по объемам заготовки и переработки древесины участниками губернаторского проекта «Кыштаг для молодой семьи». В результате работы за сентябрь 2016 года в органы статистики предоставлены отчеты об изготовлении дополнительных 3,44 тыс.куб.м., что привело к увеличению данного показателя на 37,6 % к сентябрю 2015 года.

По данным Тывастата за январь-сентябрь 2016 г. произведено 21,04 тыс.куб.м. лесоматериалов, что больше на 4,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По данным Госкомлеса Республики Тыва за 9 месяцев 2016 г. заготовлено 153,4 тыс.куб.м древесины, в том числе заключены:

— договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на площади 3,045 тыс.га с объемом 106,4 тыс.куб.м (2126 договоров). Из них для льготной категории граждан – 242 договора: «Кыштаг для молодой семьи» — 105, многодетны семьи – 88, инвалиды — 32, молодые специалисты — 12, ветераны боевых действий -5;

— договоры аренды лесных участков (лесничества) – 28,0 тыс.куб.м;

— договоры купли-продажи для муниципальных нужд – 13,0 тыс.куб.м;

— договоры купли-продажи для поддержки МСП – 4,6 тыс.куб.м;

— договоры лесных насаждений (санитарные рубки) – 1,4 тыс.куб.м;

Республика Тыва обладает достаточными запасами древесины для развития лесопромышленного комплекса. По данным Госкомлеса Республики Тыва расчетная лесосека республики составляет 2293,5 тыс. куб.м, в том числе по хвойному хозяйству – 1939 тыс.куб.м, по мягколиственному – 354,5 тыс. куб. м.

Для активного освоения расчетной лесосеки необходимо проводить работы по капитальному ремонту имеющихся грунтовых дорог и строительству новых дорог (от 7 до 15 км дорог на 1000 га).

Приоритетными направлениями данной отрасли являются создание производств по глубокой переработке древесины, обеспечивающих потребности республики в строительных материалах из древесины, а также производств, ориентированных на вывоз изделий из древесины за пределы республики, в том числе экспортные поставки в Монголию.

Для реализации концепции создания «Лесопромышленного комплекса в г. Кызыле», которая предусматривает полный замкнутый технологический цикл производства, от получения сырья до выпуска клееной продукции и профильных погонажных изделий вносятся следующие предложения, как один из вариантов решения строительства данного комплекса.

1. Предлагается строительство предприятия с высокотехнологическим оборудованием, состоящего из участка лесопиления, годовым объемом переработки деловой древесины — 85 тыс. куб.м. и цеха по выпуску дорогостоящей высокосортной продукции: клееного стенового и оконного бруса в объеме 14 тыс. куб. м., погонажных изделий в объеме 10 тыс. куб. м.

2. Для обеспечения сушильных камер и производства тепла предусматривается строительство котельных на древесных отходах.

Преимуществом создания лесопромышленного комплекса в г. Кызыле является обеспеченность трудовыми ресурсами и возможность обеспечения электроэнергией. Наиболее благоприятные населенные пункты для развития малой деревообработки (пилорамы) также являются Тоджинский (расчетная годовая лесосека 612,6 тыс.куб.м), Каа-Хемский (332,5 тыс.куб.м), Пий-Хемский (213 тыс.куб.м) кожууны.

В целях реализации данных проектов предусмотрены средства в подпрограмме «Развитие промышленности в Республике Тыва» государственной программы «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017-2020 годы» в сумме 147,75 млн.рублей, в том числе из республиканского бюджета 42 млн.рублей, из внебюджетных источников 105,75 млн.рублей. Из них на 2017 год на создание и развитие промышленного, индустриального и агропромышленного парков предусмотрены 30 млн.рублей.

Легкая промышленность

Легкая промышленность в республике представлена преимущественно мелкими ателье, занимающимися пошивом изделий по индивидуальным заказам населения, а также организациями по выпуску специализированной одежды, школьной форменной одежды и переработке шерсти в незначительных объемах.

Всего на территории Республики Тыва зарегистрированы 192 субъекта предпринимательства, занятых в сфере легкой промышленности. Из них 185 индивидуальных предпринимателей и 7 малых предприятий.

Объем производства текстильных и швейных изделий в республике за 2015 год снизился на 29,2 %, за 9 месяцев 2016 года – на 22,6 % и составил 17,6 млн.рублей. Данное снижение обусловлено периодическим (волнообразным – резким снижением и увеличением) объемом производства в исполнительных колониях УФСИН, прекращением деятельности ООО «Суй-Белек» и ООО «Оваадай», а также отсутствием крупного производства и низкой конкурентоспособностью местных производителей при участии в аукционах в соответствии с Федеральным законом ФЗ-44 о госзакупках.

Тем не менее, продукция легкой промышленности имеет устойчивый спрос и востребована во многих сферах жизнедеятельности человека. В связи с этим, прорабатывается вопрос (с АО «БТК ГРУПП») по созданию крупного швейного производства на территории республики для выполнения заказов Минобороны России для строящейся мотострелковой бригады, пошиву школьной форменной одежды для 62 тысяч школьников республики (более 90 процентов школьной форменной одежды производится хозяйствующими субъектами, находящимися в других регионах).

Республика Тыва обладает также высоким потенциалом для развития производств по переработке шкур, шерсти и козьего пуха. Так в 2015 году поддержан проект по созданию Мини-цеха по глубокой переработке ангорской шерсти с законченным технологическим циклом в с.Эйлиг-Хем, открытие которого состоялось в октябре 2016 г. (ИП Нина Кырлыг-Кара стала участницей конкурса в рамках губернаторского проекта «Одно село – один продукт» и получила финансовую поддержку по государственной программе «Создание условий развития бизнеса в Республике Тыва на 2014-2016 годы» в размере 1865,1 тыс.рублей).

Поддержка субъектов МСП

Доля предприятий обрабатывающих производств в совокупном обороте субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 5 %.

С 2014 года реализуется государственная программа «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2014-2016 годы», которая включает в себя 5 подпрограмм: «Улучшение инвестиционного климата в Республике Тыва»; «Развитие малого и среднего предпринимательства»; «Развитие инновационной деятельности»; «Развитие торговли»; «Развитие международного, межрегионального сотрудничества и внешнеэкономической деятельности». В ходе реализации подпрограмм оказывается финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в виде различных субсидий и грантов.

Всего за 2011-2016 годы оказана государственная поддержка 58 субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере обрабатывающих производств на общую сумму 47,04 млн.рублей по направлениям «деревообработка» — 22 проекта, «текстильное и швейное производство» — 12, и «прочие обрабатывающие производства» — 12, «изготовление мебели» — 7. Из них в виде грантов поддержано 24 проекта, по программе молодежного предпринимательства – 10, «Социального предпринимательства» — 11, «техрисоединение» — 8, по договору лизинга – 4, проекта, «инновации» — 1 .

Выдано 19 займов на общую сумму 5620 тыс.рублей на создание предприятий и приобретение оборудования.

Обучено 15 человек на сумму 437,34 тыс.рублей (по направлениям «Обработка кожевных, овчинных, меховых изделий», «Технологическое оборудование и ремонт», «Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности»).

В результате создано 183 новых рабочих места, сохранено – 47.

Среднегодовой объем налоговых поступлений по обрабатывающим производствам составляет 121,4 млн.рублей. В 2015 году поступило 126,5 млн.рублей, по итогам 9 месяцев 2016 г. поступило 61,019 млн.рублей.

План по налоговым доходам консолидированного бюджета по итогам 9 месяцев 2016 г., закрепленный за Министерством экономики республики Тыва по обрабатывающим производствам выполнен на 272,7% и составил 4,9 млн.рублей.

Основные проблемы развития промышленности, пути их решения

Основными проблемами развития промышленности являются:

— технологическая отсталость действующих производств и низкая производительность труда. Действующие производства характеризуются высокой степенью физического износа основных фондов и использованием устаревших технологий и оборудования;

— низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции в связи с высокой себестоимостью выпускаемой продукции;

— высокие издержки при «вхождении на рынок» для начинающих субъектов деятельности в сфере промышленности, в том числе высокая стоимость оборудования и техники;

— низкие инвестиционные возможности субъектов деятельности в сфере промышленности;

— высокий уровень процентных ставок по кредитам, требований при получении кредитных средств;

— низкий уровень организации системы сбыта, неэффективная маркетинговая политика.

Приоритетными задачами являются техническое перевооружение и модернизация производственных мощностей, а также создание производств по выпуску новых конкурентоспособных видов продукции.

Решение задач будет осуществляться за счет мероприятий, способствующих развитию обрабатывающей промышленности в соответствии с действующим законодательством, в том числе мероприятий Подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства», поскольку большая часть хозяйствующих субъектов обрабатывающих отраслей промышленности относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время в качестве мер стимулирования инновационной активности в Республике Тыва широко применяется инструмент прямой финансовой поддержки перспективных инновационных проектов на конкурсной основе. С 2004 года действует механизм поддержки внедренческих проектов научно-исследовательских учреждений. С 2010 года действует механизм грантовой поддержки начинающих малых инновационных компаний, с 2011 года выделяются государственные субсидии действующим инновационным компаниям.

Так, с 2010 года на развитие малого инновационного бизнеса в рамках подпрограммы реализовывались следующие мероприятия:

— гранты на создание малых инновационных компаний;

— субсидии действующим инновационным компаниям;

— субсидии на создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества.

Всего на развитие деятельности субъектов инновационной деятельности Республики Тыва с 2010 по 2015 года выделено субсидий в сумме 23750 тыс. рублей, в том числе 5150 тыс. рублей из республиканского бюджета и 18600 тыс. рублей из федерального бюджета.

С 2010 года в Республике Тыва ведется работа по содействию деятельности начинающих малых инновационных компаний. Если в 2009 году на территории республики вели деятельность 3 малых инновационных компании, то к концу 2015 года за счет выделения субсидий субъектам инновационной деятельности число малых инновационных компаний в республике составило 31 единиц. В созданных компаниях трудоустроено 115 человек. Малыми инновационными компаниями с 2011 по 2015 года произведено продукции на сумму 24795 тыс. рублей. Бюджетный эффект от принятых мер обеспечило поступление в бюджет и во внебюджетные фонды республики доходов от деятельности инновационных компаний на сумму 2466 тыс. рублей.

Следует отметить, что созданные малые инновационные компании ориентированы на реализацию проектов, имеющих относительно короткие сроки окупаемости и не требующих значительных объемов капитальных вложений. Вместе с тем, реализация многих проектов научных учреждений республики, которые могли бы иметь ощутимое воздействие на развитие отраслей, требуют больших инвестиций при более длительных сроках окупаемости, что делает их непривлекательными для частных инвесторов. С целью привлечения инвестиций на реализацию капиталоёмких инновационных проектов в 2012 году было заключено соглашение между Правительством Республики Тыва и ОАО «Российская венчурная компания» о сотрудничестве и создании индустрии венчурного инвестирования в республике. Работа по организации сотрудничества с ОАО «Российская венчурная компания» для привлечения внебюджетных средств на реализацию крупных инновационных проектов проводится ежегодно.

Для субъектов инновационного предпринимательства разработан и применяется льготный механизм предоставления микрозаймов Фонда поддержки предпринимательства Республики Тыва.

Кроме того, будет продолжена работа по сотрудничеству с Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатентом) по созданию опорной организации на территории Республики Тыва. На сегодняшний день отсутствие системы защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности – опорной организации Роспатента на территории Республики Тыва является причиной низкой патентной активности. Федеральной службой по интеллектуальной собственности за предыдущие два года по Республике Тыва регистрируется ежегодно всего по 1 патенту. Прорабатывается вопрос о создании такой организации на базе Тувинского государственного университета. Также прорабатывается возможность создания регионального представительства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и заключение соглашения о взаимном сотрудничестве. Фонд оказывает поддержку малым предприятиям в научно-технической сфере, оказывает прямую финансовую и информационную помощь исследователям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий, созданию и развитию инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

К числу позитивных тенденций в области развития инновационной деятельности можно отнести рост доли молодежных инновационных проектов: более половины инициаторов проектов в возрасте до 35 лет. В г. Кызыле периодически проходят специализированные выставки, на которой презентуются проекты молодых ученых, изобретателей и рационализаторов Тувы в области информационных технологий, альтернативной энергетики, строительства и др. С 2012 года в республике успешно проводится республиканский Молодежный инновационный форум «Инновации».

Еще одним знаковым событием можно обозначить открытие в марте 2014 года при поддержке Правительства Республики Тыва первого в республике Центра молодежного инновационного творчества (далее – Центр) – образовательной и производственной площадки, оборудованной новейшими технологиями (3Д-принтерами и сканерами, новейшими станками с ЧПУ, режущим плоттером). Данный центр является единственным в Республике Тыва среди центров дополнительного образования при обучении детей, применяющий высокотехнологичное оборудование прямого цифрового воспроизводства и моделирования с применением ЭВМ. Так, с момента открытия количество посетителей центра в среднем в год составляет 443 учащихся ВУЗов и школьников. Центром разработано и постоянно проводится 4 основных краткосрочных курса с использованием 3D-оборудования. Кроме того, проводятся ежегодно более 8 мероприятий, направленных на развитие детского научно-технического творчества (конкурсы «Юный конструктор», «Кызыл в 3Д»).

На предстоящие 2016-2020 года намечается создание еще 3 центров молодежного инновационного творчества, в том числе и в западных районах республики, с целью подготовки соответствующих кадров для работы в высокотехнологичном оборудовании, а также научных и инженерных кадров, разрабатывающих новые продукты и технологии.

Кроме прямых инструментов влияния также ведётся работа по созданию необходимых правовых и инфраструктурных условий для развития инновационной деятельности. В 2009 году Правительством Республики Тыва утверждена Концепция развития инновационной деятельности в Республике Тыва. В рамках реализации долгосрочной Концепции разрабатываются и реализуются республиканские целевые программы по развитию инновационной деятельности. Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва в 2010 году принят закон «Об инновационной деятельности в Республике Тыва», который определяет основы формирования и реализации инновационной политики Республики Тыва. Согласно результатам исследования Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики по индексу «Качество инновационной политики» Республика Тыва занимает 25 место из 83 регионов России.

Развитие инновационной деятельности кроме наличия правового пространства требует создания эффективной системы учета и защиты результатов интеллектуальной деятельности, а также не менее эффективной системы коммерциализации интеллектуальной собственности посредством обеспечения доступности «длинных» инвестиций в данную сферу.

Изучаются перспективы сотрудничества с Роскосмосом в реализации ряда инновационных проектов в отраслях экономики, в частности, разработки и внедрения систем спутникового мониторинга объектов сельского хозяйства.

В инвестиционном послании Главы Республики Тыва Ш.В. Кара-оола на 2016 год как основную из задач в комплексе мер по развитию промышленности региона определено создание индустриального (промышленного) парка в Республике Тыва.

Индустриальный парк является важнейшим элементом развития инновационного предпринимательства страны, региона.

Отдел инновационной деятельности Департамента по развитию предпринимательства Министерства экономики Республики Тыва оказывает содействие по созданию индустриального (промышленного) парка в Республике Тыва. Основным органом, ответственным за создание индустриального (промышленного) парка в Республике Тыва определено ПАО «Агентство по привлечению и защите инвестиций в Республике Тыва»

В соответствии с ГОСТР 56301–2014 индустриальный (промышленный) парк — это управляемый специализированной управляющей компанией комплекс объектов недвижимого имущества, состоящий из земельного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными зданиями, строениями и сооружениями, обеспеченный инженерной и транспортной инфраструктурой, необходимой для создания нового промышленного производства, а также обладающий необходимым правовым режимом для осуществления производственной деятельности. Управляющими компаниями традиционно являются дочерние организации, созданные региональными корпорациями развития.

Для выявления необходимости промышленного парка в Республике Тыва 28 августа 2015 г. проведен круглый стол «Пути создания промышленного (индустриального) парка в Республике Тыва» в рамках 14-го «ТываЭкспо» в УСК «Субедей». Перед потенциальными инвесторами была презентована идея создания парка, все участники круглого стола единогласно сошлись во мнении о необходимости и своевременности создания данной инфраструктурной единицы. Одним из потенциальных площадок предлагается здания и площади, в том числе прилегающие бывшего домостроительного комбината. Приоритетная отрасль – промышленность строительных материалов.

Министерством экономики Республики Тыва разработан законопроект «Об индустриальных (промышленных парках) в Республике Тыва» В настоящее время Верховным Хуралом (Парламент) закон принят от 06.11.2015 г. № 112-ЗРТ. В ходе совместного рабочего выезда специалистов Минэкономики РТ, Минземимущества РТ, а также руководства ПОАО «Агентство по привлечению и защите инвестиций», а также руководителей Инженерно-технического и Экономического факультетов Кара-Сал Б.К., Севек В.К. предварительно определена возможность создания промышленного парка путем реконструкции объектов и обустройства территории бывшего домостроительного комбината. Факторами благоприятствующими локализации промышленного парка на обозначенной территории являются: нахождение в промышленной зоне г. Кызыла, наличие административного и производственного зданий, а также котельной в пригодном для восстановления состоянии, близость к крупной транспортной развязке и федеральной автомобильной трассе М-54. Кроме этого в данном секторе города имеются свободные от застроек площади для включения в состав территорий промышленного парка для комплексной промышленной застройки по единой концепции.

Существует механизм привлечения федеральных средств на реализацию проектов по созданию промышленных парков. Средства привлекаются на конкурсной основе в объеме до 200 млн. рублей. Конкурсное рассмотрение заявок регионов осуществляет Минэкономразвития России, ежегодно ориентировочно с мая по июль.

На подготовку пакета конкурсных документов в 2015 году средства в размере 6 млн. рублей были выделены ПОАО «Агентство по привлечению и защите инвестиций» путем увеличения уставного капитала.

В первом квартале 2016 года с учетом предпроектных расчетов прогнозируется потребность в финансировании в сумме 14 млн. рублей на разработку проектно-сметной документации. Необходимость в дополнительном финансировании будет уточняться в ходе реализации подготовительных работ. Согласно опыту других регионов с аналогичными проектами сумма не превысит 36 млн. рублей, что поможет привлечь до 200 млн. рублей федерального софинансирования. Привлеченные бюджетные средства направляются на инфраструктуру площадки (подъездная дорога, объекты генерации и инженерные сети, очистные сооружения и т.п.). На первоначальном этапе планируется привлечение на условиях государственно-частного партнерства инвестиций на реконструкцию (восстановление) основного производственного здания и административного здания частных инвестиций в объеме не менее 200 млн. рублей.

В виду обозначенных выше обстоятельств на предстоящий период до 2020 года будет продолжена работа по развитию элементов инфраструктуры инновационной системы: увеличение числа малых инновационных компаний на 20%, сохранение действующих инновационных компаний, увеличение доли малых инновационных компаний в общем объеме ВРП.

Республика Тыва в экономическом аспекте является регионом нового освоения. В регионе понимают, что без стимулирования инновационной активности в экономике нельзя достигнуть стабильности развития. Поэтому инновационный путь развития не имеет альтернативы.

18 ПРОИЗВОДСТВО ОДЕЖДЫ; ВЫДЕЛКА И КРАШЕНИЕ МЕХА

181 Производство одежды, кроме одежды из натурального меха

Эта группа включает виды деятельности, связанные с производством всех видов одежды из любых материалов (кроме одежды из натурального меха). В качестве материалов могут быть использованы ткани трикотажные или вязаные, нетканые ткани, кружево или другие текстильные материалы, искусственный мех, кожа или кожзаменители, плетеные материалы и т.п. Материал может быть с покрытием, пропиткой или прорезиненный. Производственная деятельность включает операции по закупке сырьевых материалов, моделированию одежды, изготовлению образцов и сбыта готовой продукции, а также индивидуальный пошив и пошив малых партий изделий. По номенклатуре продукции эта группа включает производство одежды для мужчин, женщин, детей, младенцев, инвалидов с изготовлением верхней одежды; белья, головных уборов, предметов туалета всех видов, деталей одежды из трикотажных и текстильных материалов, в том числе и для обуви, а также повседневной, форменной, рабочей и спортивной одежды. Более детально виды деятельности и производимой продукции, включенные в данную группу, классифицированы в подгруппах <1811>, <1812>, <1813>, <1814>, <1815>, <1816> и <1819>.

Исключения: Производство искусственного меха классифицировано в подгруппе <1821> («Выделка и крашение меха»). Производство одежды из пушных товаров (из натурального меха) классифицировано в подгруппе <1822> («Производство изделий из натурального меха»). Производство одежды из резины или пластмассы, которая изготавливается не путем сшивания, а путем склеивания, классифицировано соответственно в подгруппе <2519> («Производство резиновых изделий прочих») или в группе <252> («Производство полимерных смол, материалов и пластмассовых изделий»). Производство защитных шлемов классифицировано в группе <252> («Производство полимерных смол, материалов и пластмассовых изделий») или в подгруппе <2899> («Производство готовых металлических изделий прочих, не включенных в другие группировки»), в зависимости от входящих в их состав материалов. Производство одежды из асбеста классифицировано в подгруппе <2699> («Производство неметаллических минеральных продуктов прочих, не включенных в другие группировки»). Производство спортивных головных уборов классифицировано в подгруппе <3693> («Производство спортивных товаров»). Ремонт одежды классифицирован в группе <526> («Ремонт бытовых товаров и предметов личного пользования»).

1811 Производство верхней одежды

Эта подгруппа включает виды деятельности, связанные с производством верхней повседневной трикотажной и вязаной одежды или одежды из текстильных материалов (швейных изделий) и кожи для мужчин, женщин, мальчиков и девочек. Номенклатурные позиции включают следующие виды изделий: пальто, полупальто, плащи, куртки утепленные, ветровки, штормовки, костюмы, комплекты, пиджаки, платья, блейзеры, брюки, комбинезоны, бриджи, шорты, джемперы, жилеты, свитеры и аналогичную продукцию.

1812 Производство белья

Эта подгруппа включает виды деятельности, связанные с производством белья трикотажного и из текстильных материалов (швейных изделий) для мужчин, женщин, мальчиков, девочек и новорожденных. Номенклатурные позиции включают следующие виды изделий: сорочки, рубашки верхние, белье нижнее, пижамы, купальные и домашние халаты, трусы, панталоны, кальсоны, ночные рубашки, пеньюары и аналогичную продукцию.

1813 Производство спортивной одежды

Эта подгруппа включает виды деятельности, связанные с производством спортивной одежды трикотажной и из текстильных материалов (швейных изделий), нижней (бельевой) и верхней для мужчин, женщин, мальчиков и девочек. Номенклатурные позиции включают следующие виды изделий: костюмы спортивные, лыжные и купальные, трусы спортивные, майки, плавки, свитеры, куртки и аналогичную продукцию.

1814 Производство предметов трикотажной и текстильной галантереи

Эта подгруппа включает виды деятельности, связанные с производством предметов трикотажной и текстильной галантереи для мужчин, женщин, мальчиков и девочек. Номенклатурные позиции включают изделия следующих видов продукции: чулки и носки; перчатки и варежки; платки, косынки, шарфы; предметы галантереи прочие (галстуки, бабочки, платки шейные, пояса, манжеты, воротнички и аналогичные изделия).

1815 Производство головных уборов, кроме меховых

Эта подгруппа включает виды деятельности, связанные с производством головных уборов трикотажных, вязаных, из текстильных материалов (швейные изделия) и фетровых из широкой номенклатуры тканей (хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, синтетических и искусственных). Номенклатурные позиции включают следующие виды изделий: шапки, береты, чепчики, кепи, шляпы, фуражки, панамы, тюбетейки и аналогичную продукцию.

Исключения: Производство головных уборов из меха классифицировано в подгруппе <1822> («Производство изделий из натурального меха»). Производство головных уборов, используемых в качестве рабочей одежды, классифицировано в подгруппе <1816> («Производство рабочей одежды»).

1816 Производство рабочей одежды

Эта подгруппа включает виды деятельности, связанные с производством рабочей одежды преимущественно из текстильных материалов для мужчин, женщин, мальчиков и девочек школьного возраста из хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых и тканей из синтетических волокон и их смесей. Номенклатурные позиции включают следующие изделия: пальто, костюмы, куртки, жилеты, халаты, фартуки, рукавицы, перчатки, головные уборы.

1819 Производство предметов одежды прочих, не включенных в другие группировки

Эта подгруппа включает виды деятельности, связанные с производством: предметов женского туалета (таких как бюстгальтеры, пояса, подтяжки, подвязки и аналогичных изделий); бельевых изделий (таких как одеяла стеганые, комплекты тканей для новорожденных); форменной одежды (такой как форменные пальто, полупальто, плащи, шинели, брюки, бушлаты, гимнастерки, кители, тужурки, платья, сорочки, блузки, жилеты и аналогичные изделия); предметов для медицины (таких как бинты, наколенники, налокотники, напульсники, чехлы для культей и аналогичные изделия); прочих трикотажных, вязаных изделий и изделий из текстильных материалов, не включенных в другие группировки.

182 Выделка и крашение меха; производство изделий из натурального меха

Эта группа включает виды деятельности, связанные с производством выделанных пушных товаров и других шкур и кож, дубленых и выделанных без меха на них, так и производство изделий из пушных товаров и шкур с мехом на них. Производство пушных товаров включает такие операции, как мездрение, жирование, дубление, отбеливание, стирка, ощипывание, осуществляемые с целью подготовки их для продажи. В данную группу включаются также виды деятельности, связанные с производством искусственного меха. Производство меха и меховых изделий более детально классифицировано в подгруппах <1821> («Выделка и крашение меха») и <1822> («Производство изделий из натурального меха»).

Исключения: Производство меховых шкурок невыделанных классифицировано в подгруппе <0122> («Производство продукции животноводства») или в подгруппе <0153> («Деятельность по предоставлению услуг, связанных с охотой, промыслом и разведением дичи»). Производство сырых шкур и кож считается частью деятельности боен и поэтому классифицируется в подгруппе <1511> («Производство мяса и мясных продуктов»). Производство ворсовых тканей, пряжи и тканей для производства искусственного меха классифицировано в подгруппе <1711> («Подготовка и прядение текстильного волокна»).

1821 Выделка и крашение меха

Эта подгруппа включает виды деятельности, связанные с выделкой и крашением меха с доведением его до товарной продукции, пригодной для изготовления меховых изделий. Номенклатура видов производимой продукции включает: шкурки меха выделанные натуральные целые или без головы, хвоста и лап; головы, хвосты, лапы и другие куски или обрезки шкурок, пригодные для изготовления меховых изделий; шкурки пушно — меховые целые, куски и обрезки собранные; мех искусственный.

1822 Производство изделий из натурального меха

Эта подгруппа включает виды деятельности, связанные с производством изделий из пушных товаров или шкур с мехом на них, таких как одежда, предметы туалета, ковры, шорно — седельные изделия и промышленные полированные материалы, а также изделий из искусственного меха. Номенклатура видов производимой продукции включает: одежду меховую верхнюю (пальто, пиджаки, жакеты, жилеты, куртки, полушубки, тулупы и аналогичные изделия); воротники, пластины, скрои меха; головные уборы меховые (цельномеховые и комбинированные с другими материалами); рукавицы и перчатки меховые; изделия меховые прочие (мешки спальные, чулки, носки, сувениры, подушки, покрывала, в том числе для сидений автомобилей, тапочки и аналогичные изделия).

19 ДУБЛЕНИЕ И ВЫДЕЛКА КОЖИ; ПРОИЗВОДСТВО ЧЕМОДАНОВ, СУМОК,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *