При установлении источников дохода должника судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина (пенсию, пособие по безработице, заработную плату должника отбывающего наказаний и др. доходы) при исполнении исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей.
При отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 Закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 98 Закона лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.
О новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю.
Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.
При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 ст. 99 Закона, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.
Исполнительное производство о взыскании периодических платежей может быть окончено судебным приставом-исполнителем по п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона в связи с направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом.
В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона по заявлению взыскателя или по собственной инициативе судебный пристав-исполнитель вправе проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица.
По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона, самостоятельно или в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 Закона взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату должников-граждан, осужденных к исправительным работам, за вычетом удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда.
По исполнительным документам в отношении граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных должников, взыскание обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы должника, в том числе на денежные средства, поступающие на лицевые счета осужденных от родственников и иных лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 № 866-О), с учетом положений ст. 107 УИК РФ.
Положения ч. 3 ст. 107 УИК РФ устанавливают гарантированный минимум денежных средств, который должен находиться в распоряжении осужденного независимо от всех удержаний. В исправительных учреждениях такой минимум составляет 25 % от начисленных осужденному заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, – не менее 50 % в начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
Зарегистрировано в Минюсте России 10 января 2007 г. N 8724
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
ПРИКАЗ
от 8 декабря 2006 г. N 157
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПРЕМИРОВАНИИ, ОКАЗАНИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,
ВЫПЛАТЕ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ НАДБАВКИ К ДОЛЖНОСТНОМУ ОКЛАДУ
ЗА ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ И ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ
НАДБАВКИ ЗА СЛОЖНОСТЬ, НАПРЯЖЕННОСТЬ И ВЫСОКИЕ
ДОСТИЖЕНИЯ В ТРУДЕ РАБОТНИКАМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов ФССП России от 29.05.2007 N 263,
от 27.06.2007 N 309, от 14.08.2009 N 364,
от 16.09.2010 N 425, от 25.10.2012 N 496)
В соответствии с Федеральными законами от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 28.07.1997, N 30, ст. 3590) и от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 02.08.2004, N 31, ст. 3215), Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 31.07.2006, N 31 (I ч.), ст. 3459), Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 176 «Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 02.04.2007, N 14, ст. 1689) и от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; 2008, N 40, ст. 4544) приказываю:
(в ред. Приказов ФССП России от 29.05.2007 N 263, от 16.09.2010 N 425)
1. Утвердить прилагаемое Положение о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Федеральной службы судебных приставов.
(в ред. Приказа ФССП России от 29.05.2007 N 263)
2. Руководителям территориальных органов ФССП России, заместителям директора Федеральной службы судебных приставов — заместителям главного судебного пристава Российской Федерации, начальникам управлений Федеральной службы судебных приставов:
— организовать премирование, оказание материальной помощи, установление работникам ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде в соответствии с требованиями Положения, утвержденного настоящим Приказом;
(в ред. Приказа ФССП России от 29.05.2007 N 263)
обеспечить контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, выделенных на премирование, оказание материальной помощи, выплату ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде.
(в ред. Приказа ФССП России от 29.05.2007 N 263)
3. Признать утратившим силу Приказ Федеральной службы судебных приставов от 11.03.2005 N 35 «Об утверждении Положения о премировании и оказании материальной помощи работникам Федеральной службы судебных приставов» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.09.2005, N 7038).
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Директор
Н.А.ВИННИЧЕНКО
Приложение
Утверждено
Приказом
ФССП России
от 08.12.2006 N 157
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕМИРОВАНИИ, ОКАЗАНИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,
ВЫПЛАТЕ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ НАДБАВКИ К ДОЛЖНОСТНОМУ ОКЛАДУ
ЗА ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ И ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ
НАДБАВКИ ЗА СЛОЖНОСТЬ, НАПРЯЖЕННОСТЬ И ВЫСОКИЕ
ДОСТИЖЕНИЯ В ТРУДЕ РАБОТНИКАМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов ФССП России от 29.05.2007 N 263,
от 27.06.2007 N 309, от 14.08.2009 N 364,
от 16.09.2010 N 425, от 25.10.2012 N 496)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует порядок премирования, оказания материальной помощи, выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Федеральной службы судебных приставов.
(в ред. Приказа ФССП России от 29.05.2007 N 263)
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 28.07.1997, N 30, ст. 3590) и от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 02.08.2004, N 31, ст. 3215), Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 31.07.2006, N 31 (I ч.), ст. 3459), Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 176 «Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 02.04.2007, N 14, ст. 1689) и от 14.10.1992 N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 19.10.1992, N 16, ст. 1253).
(в ред. Приказа ФССП России от 29.05.2007 N 263)
II. Премирование федеральных государственных
гражданских служащих
2.1. Федеральным государственным гражданским служащим Федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП России) выплачиваются премии за выполнение особо важных и сложных заданий.
2.2. Исключен. — Приказ ФССП России от 14.08.2009 N 364.
2.2. Премии за выполнение особо важных и сложных заданий выплачиваются работникам в пределах фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии. При этом сумма премии конкретному работнику максимальными размерами не ограничивается и определяется в зависимости от:
(в ред. Приказа ФССП России от 14.08.2009 N 364)
— личного вклада работника в обеспечение выполнения задач, функций и реализации полномочий, возложенных на ФССП России и ее территориальные органы;
— степени сложности, важности и качества выполнения работником заданий, эффективности достигнутых результатов;
— результатов исполнения работником должностного регламента.
2.3. Решение о выплате премии принимается:
2.3.1. Директором Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставом Российской Федерации:
— в отношении федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата — на основании ходатайств руководителей структурных подразделений, согласованных с Управлением делами и заместителями директора ФССП России — заместителями главного судебного пристава Российской Федерации, курирующими эти подразделения согласно распределению обязанностей;
— в отношении руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов — главных судебных приставов субъектов Российской Федерации — на основании предложений заместителей директора ФССП России — заместителей главного судебного пристава Российской Федерации, курирующих территориальные органы ФССП России по субъектам Российской Федерации согласно распределению обязанностей.
(в ред. Приказа ФССП России от 14.08.2009 N 364)
2.3.2. Руководителями территориальных органов Федеральной службы судебных приставов — главными судебными приставами субъектов Российской Федерации — в отношении федеральных государственных гражданских служащих аппарата и структурных подразделений территориальных органов.
2.4. Решение о выплате премии оформляется соответствующим приказом.
2.5. Решение о выплате премии работникам, имеющим дисциплинарное взыскание, принимается директором Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставом Российской Федерации в отношении работников центрального аппарата ФССП России и руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов — главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, руководителями территориальных органов Федеральной службы судебных приставов — главными судебными приставами субъектов Российской Федерации в отношении работников территориальных органов ФССП России.
(п. 2.5 введен Приказом ФССП России от 14.08.2009 N 364)
III. Оказание материальной помощи
и осуществление единовременной выплаты при предоставлении
ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным
государственным гражданским служащим
(в ред. Приказа ФССП России от 16.09.2010 N 425)
3.1. Исключен. — Приказ ФССП России от 14.08.2009 N 364.
3.1. При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания на основании соответствующего заявления федерального государственного гражданского служащего.
(в ред. Приказа ФССП России от 16.09.2010 N 425)
3.2. В случае непредоставления работникам ежегодного оплачиваемого отпуска в течение календарного года единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания выплачивается в конце финансового года на основании приказа директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации, руководителя территориального органа ФССП России — главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.
3.4. Исключен. — Приказ ФССП России от 27.06.2007 N 309.
3.3. В пределах выделенных средств по фонду оплаты труда, на основании мотивированного заявления работника, решением директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации, руководителя территориального органа ФССП России — главного судебного пристава субъекта Российской Федерации работнику может быть оказана материальная помощь в следующих случаях:
(в ред. Приказа ФССП России от 14.08.2009 N 364)
— рождения детей — на основании копии свидетельства о рождении;
— смерти близких родственников (супруга, супруги, отца, матери, детей, лиц, находящихся на иждивении) — на основании копии свидетельства о смерти;
— в случаях особой нуждаемости (на специальное лечение и восстановление здоровья, в связи с несчастным случаем, аварией, длительной болезнью, а также тяжелым материальным положением в семье, и др.).
3.4. За счет экономии, складывающейся по фонду оплаты труда, федеральным государственным гражданским служащим может производиться дополнительное оказание материальной помощи. Размер дополнительной материальной помощи и сроки выплаты определяются директором Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставом Российской Федерации.
(п. 3.4 введен Приказом ФССП России от 25.10.2012 N 496)
3.5. Общая сумма материальной помощи, выплачиваемой в календарном году конкретному федеральному государственному гражданскому служащему, максимальными размерами не ограничивается.
(пункт введен Приказом ФССП России от 27.06.2007 N 309)
IV. Порядок выплаты
ежемесячной надбавки к должностному окладу
за особые условия гражданской службы федеральным
государственным гражданским служащим
4.1. Ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы устанавливается при назначении на должность федеральной государственной гражданской службы, при перемещении на другую должность и в других случаях с учетом занимаемой должности и в пределах выделенного на эти цели фонда оплаты труда в следующих размерах:
— по высшей группе должностей гражданской службы — в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;
— по главной группе должностей гражданской службы — в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;
— по ведущей группе должностей гражданской службы — в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;
— по старшей группе должностей гражданской службы — в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;
— по младшей группе должностей гражданской службы — в размере до 60 процентов должностного оклада.
4.2. Указанная надбавка за особые условия гражданской службы устанавливается в процентах к должностному окладу:
— приказом директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации: начальникам управлений, иным федеральным государственным служащим центрального аппарата ФССП России — по представлениям начальников управлений, согласованным с заместителем директора ФССП России, осуществляющим координацию их деятельности; руководителям территориальных органов ФССП России — главным судебным приставам субъектов Российской Федерации, заместителям руководителей территориальных органов ФССП России;
— приказом руководителя территориального органа ФССП России — главного судебного пристава субъекта Российской Федерации: иным федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов ФССП России.
4.3. При принятии решения об установлении работнику конкретного размера ежемесячной надбавки учитываются:
— компетентность федеральных государственных гражданских служащих в принятии управленческих решений, ответственность в работе, уровень исполнительской дисциплины;
— качественное исполнение функциональных обязанностей федеральным государственным гражданским служащим, в том числе в особых условиях (сложность, важность, срочность, ненормированный служебный день и др.);
— наличие у федерального государственного гражданского служащего государственных и ведомственных наград, почетного звания, других знаков отличия, полученных за личный вклад и достижения в работе.
4.4. По решению директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации, руководителей территориальных органов ФССП России — главных судебных приставов субъектов Российской Федерации работнику может быть снижен ранее установленный размер ежемесячной надбавки при невыполнении критериев ее установления.
4.5. Приказ, которым установлена ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы, объявляется федеральному государственному гражданскому служащему под расписку.
V. Порядок премирования, оказания материальной помощи,
осуществления единовременной выплаты при предоставлении
ежегодного оплачиваемого отпуска и выплаты ежемесячной
надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения
в труде работникам ФССП России, занимающих должности,
не отнесенные к должностям федеральной государственной
гражданской службы
(в ред. Приказа ФССП России от 16.09.2010 N 425)
5.1. Исключен. — Приказ ФССП России от 14.08.2009 N 364.
5.1. Премирование работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, а также работников, оплата труда которых осуществляется по новым системам оплаты труда, производится по результатам их работы в пределах фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии и максимальными размерами не ограничивается приказом директора ФССП России — главного судебного пристава Российской Федерации — работников центрального аппарата ФССП России, руководителя территориального органа ФССП России — главного судебного пристава субъекта Российской Федерации — работников территориальных органов ФССП России.
(в ред. Приказа ФССП России от 14.08.2009 N 364)
5.2. Оказание материальной помощи указанным работникам осуществляется в том же порядке, что и федеральным государственным гражданским служащим, установленном пунктами 3.3 и 3.4 настоящего Положения, в пределах выделенного на эти цели фонда оплаты труда.
(в ред. Приказа ФССП России от 16.09.2010 N 425)
5.3. Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде выплачивается работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в центральном аппарате и территориальных органах ФССП России.
Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде в размере от 50 до 100 процентов должностного оклада конкретному работнику устанавливается:
— директором ФССП России — работникам центрального аппарата ФССП России;
— руководителями территориальных органов ФССП России — главными судебными приставами субъектов Российской Федерации — работникам территориальных органов ФССП России.
(пункт в ред. Приказа ФССП России от 29.05.2007 N 263)
5.4. Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска осуществляется работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в центральном аппарате и территориальных органах ФССП России в порядке, установленном пунктами 3.1 и 3.2 настоящего Положения.
(п. 5.4 введен Приказом ФССП России от 16.09.2010 N 425)
Основной мерой принудительного исполнения, применяемой службой судебных приставов по исполнительным документам имущественного характера, является обращение взыскания на имущество должника. В качестве второй меры, по порядку очередности применения, выступает обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» устанавливает три случая обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника — физического лица:
— при исполнении исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей (алименты и т.п.);
— при взыскании суммы, не превышающей 10 тыс. руб.;
— в случае отсутствия или недостаточности у должника денежных средств, иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
В любом случае должник должен быть извещен о возбуждении отношении него исполнительного производства, также должен истечь срок добровольного исполнения требований исполнительного документа (если законом не предусмотрено немедленное исполнение).
В целях совершения указанного исполнительного действия судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату, которое направляется в организацию по месту работы должника.
По месту работы должника для производства удержания из заработной платы также может быть направлено вынесенное в соответствии со ст. 112 Закона об исполнительном производстве постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
Указанные постановления судебного пристава-исполнителя обязательны для исполнения руководителем организации и ее бухгалтерией.
Если организация или иное лицо, выплачивающие должнику заработную плату, несвоевременно или не в полном объеме перечисляют удержанные с должника денежные средства взыскателю, то он имеет право обратиться с заявлением к судебному приставу-исполнителю с ходатайством о проверке бухгалтерии организации или иного лица, выплачивающих должнику заработную плату.
В случае выявления в действиях лиц, отвечающих за удержание из заработной платы и иных доходов должника — физического лица, нарушений законодательства об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель составляет в отношении виновного лица протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с нормами ст. 129 Трудового кодекса РФ под заработной платой (оплатой труда работника) понимается вознаграждение за труд, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом ст. 101 Закона об исполнительном производстве содержит перечень доходов, в том числе получаемых по месту работы должника, на которые не может быть обращено взыскание. К таковым относятся: оплата расходов при командировках, переводе, приеме или направлении на работу в другую местность, выходные пособия, иные компенсационные выплаты, не входящие в структуру заработной платы.
Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.
Действующее законодательство устанавливает максимальное ограничение на удержание из заработной платы должника и иных доходов. Так, при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника — физического лица может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов.
Вместе с тем устанавливаются исключения из данного правила:
— при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей;
— при возмещении вреда, причиненного здоровью;
— при возмещении вреда в связи со смертью кормильца;
— при возмещении ущерба, причиненного преступлением.
В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника — физического лица не может превышать 70%.
В случае если заработная плата перечисляется на счет должника в банковской организации, при обращении взыскания на денежные средства, аккумулируемые на данном счете, непосредственно через банк, минуя бухгалтерию работодателя, также должны применяться приведенные выше ограничения размера удержаний.
версия для печати
Одной из основных мер принудительного исполнения, применяемой к должнику судебными приставами, является обращение взыскания на его заработную плату.
В соответствии со ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях:
1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;
2) взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей;
3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.
Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, заканчивают исполнение исполнительного документа:
1) после перечисления денежных средств в полном объеме;
2) при перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов;
3) по заявлению взыскателя;
4) по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.
О новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю.
Размер удержания из заработной платы должника и порядок его исчисления установлены ст. 99 Закона.
При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Исключение составляют – взыскание алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.
Гражданам, обращавшимся в суд за разрешением споров материального характера, известно, что после вступления в законную силу судебного постановления следует получить исполнительный документ, который необходимо представить в службу судебных приставов по месту нахождения должника с соответствующим заявлением. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства и приступает к совершению исполнительных действий и (или) применению мер принудительного исполнения.
Вместе с тем, статья 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федерального закона «Об исполнительном производстве») предусматривает возможность обращения взыскателя с исполнительным документом, минуя службу судебных приставов, непосредственно в организацию или к другому лицу, выплачивающим должнику периодические доходы.
Предлагаем подробнее изучить данную норму закона с тем, чтобы в нужной ситуации правильно воспользоваться своими правами.
Итак, частью 1 статьи 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем. Одновременно с исполнительным документом необходимо представить заявление со сведениями о взыскателе и информацией, необходимой для перечисления денег.
В случае с взысканием единовременной денежной суммы, не превышающей ста тысяч рублей, все понятно и очевидно: имеется на руках исполнительный документ о взыскании с должника указанной суммы — обращайся к его работодателю, в пенсионный фонд, иные организации, выплачивающие ответчику зарплату, пенсию и др.
В ситуации с исполнением обязательств по взысканию периодических платежей необходимо иметь в виду следующее.
К исполнительным документам о взыскании периодических платежей относятся исполнительные документы, содержащие требования и обязанности периодической уплаты должником сумм, а именно о взыскании с должника установленных (в конкретном размере или в процентном отношении) сумм с определенной периодичностью или по определенному графику (например, исполнительные документы о ежемесячном взыскании алиментов на несовершеннолетних детей; о ежемесячном взыскании пожизненной ренты; о ежемесячном взыскании платежей в возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего; о ежемесячном взыскании страховой суммы; о взыскании согласно установленному графику определенных сумм в счет исполнения обязательства должника).
Учитывая характер содержащихся в исполнительном документе требований к должнику и его обязанностей, к исполнительным документам о взыскании периодических платежей не могут относиться исполнительные документы, в которых содержатся требования и обязанности единовременной уплаты должником сумм, относящихся к категории периодических платежей (например, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов в твердой сумме, уплачиваемой единовременно, или исполнительные листы о единовременном взыскании алиментов с лица, выезжающего на постоянное жительство в иностранное государство; исполнительные листы о присуждении единовременно платежей в возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего; исполнительные листы о взыскании единовременно страховой суммы; исполнительные листы о взыскании единовременно определенной суммы в счет исполнения обязательства должника).
Обратите внимание, что единовременный характер требований к должнику и его обязанностей, указанных в исполнительном документе, не может измениться на периодический, даже в том случае, когда взыскание сумм во исполнение этих требований и обязанностей осуществляется за счет периодически получаемых должником доходов (заработной платы, пенсии и других).
Соответственно, исполнение исполнительного документа о единовременном взыскании с должника денежных средств за счет периодически получаемых должником доходов (заработной платы, пенсии и других) не может послужить основанием для того, чтобы приравнять его к исполнительным документам о взыскании периодических платежей.
Направление взыскателем исполнительного документа о единовременном взыскании с должника денежных средств, превышающих в сумме сто тысяч рублей, в организацию или другому лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, не относится ни к одному из случаев, предусмотренных в части 1 статьи 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Частью 3 ст.98 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.
Неисполнение организацией или иным лицом, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, требований исполнительного документа полученного от взыскателя, в соответствии с частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; на должностных лиц — от 15 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.