Общедомовой прибор учета

Содержание

У вас в квитанции в графе №9 выставили новый платеж: «Расходы на установку ОПУ тепловой энергии»? ПОЯСНЯЕМ: Установка общедомовых приборов учета (в том числе ОДПУ тепловой энергии – узла учета) выполняется в многоквартирных домах на основании Федерального закона№261-ФЗ 2009 года «Об энергосбережении…». В тексте закона сказано, что собственники помещений в МКД обязаны оснастить многоквартирные дома общедомовыми приборами учета (ОДПУ) и ввести их в эксплуатацию (п.5 ст.13 Закона). Учитывая низкую активность собственников (жителей домов) Государственная жилищная инспекция Челябинской области ОБЯЗАЛА эту работу выполнить Управляющие компании и выставить счета собственникам. Работы по установке узла учета тепловой энергии (ОДПУ) выполнены, и он введен в эксплуатацию с 29.11.2016 года. Оплатить стоимость установки можно как разово, так и в рассрочку в течение 5 лет. Условия рассрочки оплаты прописаны в квитанции от ООО «ПЖРЭО Курчатовского района» на обратной стороне. • Для уточнения технических вопросов звоните в производственно-технический отдел – тел. 741-88-12. • По вопросам стоимости установки ОДПУ тепла обращайтесь в экономический отдел – 741-88-85 (Людмила Адольфовна). • Если у Вас есть вопросы по оплате (рассрочке) за установку ОДПУ, то позвоните в Расчетно-кассовый центр по телефону 737-32-36. По рассрочке: Примерный расчет и % за рассрочку мы сообщим Вам в понедельник. Если Вы не согласны с Программой Регионального оператора капремонта Челябинской области и хотите изменить период капремонта для вашего дома, то необходимо выполнить следующее: Для проведения капитального ремонта ранее срока, запланированного региональной программой, собственникам помещений указанного дома необходимо обратиться с заявлением в администрацию г.Челябинска для рассмотрения данного вопроса на комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Такое правило закреплено в Законе Челябинской области №430-ЗО от 06.10.2016 года. Дополнительную информацию по этому вопросу вы можете получить по телефону Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области – 261-52-45 (Елена Сергеевна). С уважением, Нестеров Сергей Павлович заместитель директора по связям с общественностью.

В соответствии с п.5 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2015 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

То есть, названный закон обязывает собственников многоквартирных домов до 1 января 2015 года установить индивидуальные приборы учёта используемого газа.

В то же время, согласно пп. «а» п. 13 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г., отсутствие у заявителя (когда заявителем выступает юридическое лицо, приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению) подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, является основанием для отказа от заключения договора поставки газа.

Таким образом, многоквартирные дома должны быть оснащены одновременно коллективными (общедомовыми), а также индивидуальными (поквартирными) приборами учета газа.

Список жилых домов, в которых согласно требованиям Федерального закона № 261 компания «Удмуртские коммунальные системы» установила общедомовые приборы учета. В файле также указана стоимость прибора учета, как она определяется см. ответ на 5 вопрос.

1. Какой закон обязывает жителей установить коллективные (общедомовые) приборы учета (далее – ОДПУ) электрической и/или тепловой энергии в многоквартирных домах?

Ответ: Федеральный закон N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009г.

2. Кто несет обязанность по оборудованию многоквартирного дома ОДПУ?

Ответ: До 1 июля 2012 года обязанность обеспечивать оснащение домов приборами учета используемых ресурсов: воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, возлагалась на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона «Об энергорсбережении».

В случае неисполнения собственниками обязанности по установке ОДПУ в указанный срок, оборудовать многоквартирные дома ОДПУ должны организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома.

(Федеральный закон N 261-ФЗ от 23.11.2009г.)

3. Кто должен оплачивать расходы на установку ОДПУ?

Ответ: В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», собственники помещений (как жилых, так и нежилых) обязаны оплатить расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета.

Также согласно п. 38(1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…» В случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

4. Почему ООО «УКС» не собирало собственников и само решило установить ОДПУ?

Ответ: Установка произведена в соответствии с требованиями Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г. в принудительном порядке в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выполнили обязанность по установке в своих домах общедомовых приборов учёта тепловой энергии и/или горячей воды в срок до 01.07.2012г. Принудительная установка не подразумевает проведение собраний собственников помещений в многоквартирных домах. При этом собственники помещений обязаны оплатить расходы компании «Удмуртские коммунальные системы» на установку ОДПУ, при отказе от оплаты расходы будут взыскиваться в судебном порядке.

5. Как определяется стоимость ОДПУ, которым оборудован многоквартирный дом?

Ответ: Стоимость ОДПУ включает в себя расходы организации, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установку коллективного (общедомового) прибора учета (на основании счетов (сметы)). И зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов:

— от диаметра сечения трубопровода, который в каждом доме различен,

— от различной в каждом конкретном случае комплектации приборов,

— от нюансов его установки.

Кроме того письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 апреля 2014 г. N 5792-МС/04 даны разъяснения, что при установке приборов учета без предоставления рассрочки расходы организаций на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтаж и пуско-наладочные работы.

6. Одинакова ли плата за ОДПУ для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах?

Ответ: В соответствии с п. 28. Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»: Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Таким образом, механизм расчета платы одинаков для собственников жилых и нежилых помещений и определен пропорционально площади помещения, находящегося в собственности.

7. Как определяется размер платы за ОДПУ на каждое помещение?

Ответ: В Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»п.38(1) указано:
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется пропорционально доли в праве общей собственности на общее имущество.

8. Обязательно ли вносить всю сумму сразу?

Ответ: Для собственников нежилых помещений — обязательно.
Для граждан — собственников помещений в многоквартирных домах законодательно предусмотрено право на рассрочку на срок, не превышающий 5 лет. Собственники жилых помещений могут оплачивать расходы указанных в ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организаций на установку этих приборов учета равными долями в течение 5 лет с даты установки ОДПУ, при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

9. Какова «цена» рассрочки?

Ответ: В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.

(Статья 13 п.12 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г.)

10. Могут ли потребители проконтролировать правильность предъявленных к оплате расходов за установку ОДПУ?

Ответ: Да, можно направить соответствующий запрос в ресурсоснабжающую компанию, которая самостоятельно (или с привлечением иной организации) выполнила работы по установке ОДПУ и предъявила счет на возмещение своих затрат.

При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (п.38(1) раздела Ш Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

11. Каковы санкции за неоплату ОДПУ?

Ответ: Законодательно предусмотрено, во-первых, начисление пени на неоплаченную сумму, а также, в случае отказа Собственника от оплаты расходов в добровольном порядке, он будет обязан оплатить понесенные организациями, установившими ОДПУ, расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

12. Во всех ли многоквартирных домах будут установлены ОДПУ?

Ответ: Требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) (Статья 13. п.1. Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г.).

13. Могут ли потребители отказаться от расчетов, проведенных исходя из ОДПУ?

Ответ: Нет. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (п.2 Ст.13. Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

14. Как узнать, где именно установлен ОДПУ для моего дома, и кто отвечает за предоставление доступа к ОДПУ, если я как собственник хочу его посмотреть?

Ответ: По данному вопросу можно обратиться в обслуживающую/управляющую многоквартирным домом организацию.

15. Получил счет на оплату расходов по установке ОДПУ, но квартиру планирую продать. Кто обязан оплатить расходы после купли-продажи?

Ответ: После купли-продажи квартиры продолжать оплату расходов на установку ОДПУ должен её новый собственник.

Предназначение общедомового прибора учета

С его помощью появляться возможность фиксировать, какое количество определенных ресурсов было фактически потреблено жителями одного дома. Это относится к электричеству, воде, газу и отоплению. Поэтому основной целью установки счетчика является возможность экономить за счет отсутствия переплаты по нормативам.

При расчете платежа за коммунальные услуги учитывается два фактора, к которым относится установленный тариф и количество потребленного ресурса. Ежегодно тарифы по услугам ЖКХ увеличиваются, что негативно сказывается на финансовом состоянии граждан. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы не переплачивать лишние деньги управляющей компании.

Благодаря установке общедомового счетчика можно получить следующие преимущества:

  • оплачиваются только фактически потребленные ресурсы;
  • устраняются убытки, возникающие за счет потери ресурса в процессе его перемещения по магистральным сетям, которые располагаются между домом и ресурсоснабжающей компанией;
  • фиксируется потеря энергии или воды.

Предупреждение

Именно граждане заинтересованы в том, чтобы устанавливать данные устройства, но сейчас и УК стараются пользоваться приборами учета, чтобы избежать разногласий с собственниками квартир.

За чей счёт покупается и устанавливается общедомовой счётчик?

Объясняем, для чего нужен ОДПУ и кто должен оплачивать его установку.

– В квитанциях по оплате ЖКХ за ноябрь месяц 2020 г. УК включила графу «Оплата установки ОДПУ». Сумму, которую указывает УК, мы должны будем оплачивать в течении пяти лет, плюс ко всей этой сумме — 40% за банковские начисления и комиссия при оплате квитанции каждый месяц 10%. От УК оповещения собственников дома об этой плате не было! Ранее на общих собраниях шёл разговор о возможности оплаты установки ОДПУ собственниками дома, но люди были не согласны, и было принято решение оплачивать такие работы за счёт . И это не маленькие суммы тоже! Законно ли решение УК о дополнительных поборах с собственников нашего дома без их согласия и возможно ли оплачивать установку ОДПУ из ?

В соответствии с постановлением правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в отношении объектов, где ещё не установлены общедомовые счётчики, действуют повышающие коэффициенты к нормативам. С 2020 года коэффициент равен 1,6. То есть жильцы домов без ОДПУ платят в 1,6 раз больше. Так что сегодня жить без общедомового счётчика стало совсем не выгодно. Это постановление действует с 2013 года, однако до сих пор общедомовые счётчики установлены далеко не везде.

Для чего нужен общедомовой счётчик?

ОДПУ позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в доме и фиксировать его реальные объёмы — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, общедомовой счётчик устанавливается для того, чтобы не переплачивать за потери на магистральных сетях поставщика.

Расходы на коммунальные услуги формируют два фактора: установленные тарифы и объём потреблённого ресурса. Тарифы на ЖКХ растут постоянно, и повлиять на это у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объём потреблённого ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить.

Установка ОДПУ позволяет:

  • оплачивать за потребление ресурса по факту;
  • разграничить убытки за потери на магистральных сетях между ресурсоснабжающей организацией и собственниками;
  • фиксировать потерю ресурсов.

Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.

По теме

Отсутствие общедомового счётчика может увеличить платёжку за ЖКХ в 2,5 раза

Нужен ли общедомовой счётчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учёта?

Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учёта (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы выставляется ещё и общедомовой расход (общедомовые нужды — ОДН).

В идеале в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомового имущества (например, лестничных площадок, лифтов, крыш, чердаков и подвалов, детских площадок). Но на практике под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтён индивидуальными приборами учёта, в том числе и всевозможные утечки. В результате объём ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных 30% от индивидуального потребления, а то и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5 — 2%.

При отсутствии общедомового прибора учёта определить, где находятся утечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до домна подходе к нему. Наличие ОДПУ даёт возможность оплачивать только тот объём ресурса, который действительно пришёл в дом.

Само по себе наличие общедомового счётчика не спасает от завышенного ОДН: остаются утечки внутри самого дома и ещё около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов. Однако установка общедомового счётчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

Кто должен оплачивать установку ОДПУ?

Согласно п. 38 (1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, «собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учёта на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества».

По теме

Новый вид мошенничества: некие фирмы уверяют кировчан в необходимости срочно проверить водосчётчики

При установке ОДПУ каждому собственнику предъявляется к оплате счёт, в котором помимо общей информации о стоимости счётчика должны быть сведения о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.

Расходы каждого собственника определяются в долях пропорционально площади квартиры (или квартир), принадлежащих каждому собственнику (федеральный закон «Об энергосбережении»). Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.

К примеру, если площадь квартиры составляет 100 кв. м, площадь дома – 9 000 кв. м, а общего имущества – 1500 кв. м, то доля собственника составит 100 / 9000 х 1500 = 16,67 кв. м.

— Если сверх минимального перечня какой-либо фонд предусмотрен УК (например, фонд текущего ремонта или дополнительные взносы), то из него можно оплатить установку ОДПУ, — отмечает эксперт Общественной палаты Кировской области и руководитель АНО «ЖКХ Эксперт» Андрей Воробьев. — Но, как правило, такие фонды не предусматриваются. Только в единичных случаях есть дополнительные доходы за счёт рекламы или сдачи в аренду придомовой территории. И если эти деньги идут не в общую «копилку», то на них ещё можно установить ОДПУ. Собственники не могут просто так взять и на общем собрании решить, что на установку счётчика нужно перечислить 10 тысяч рублей из статьи «Содержание общего имущества». Эти средства запланированы именно на содержание дома, для выполнения минимального перечня работ. И всё, что идёт сверх этого, должно быть оплачено дополнительно.

Должны ли УК оповещать об установке ОДПУ?

Общедомовые приборы учёта должны были быть установлены в обязательном порядке ещё в 2012 году. Тогда действительно управляющие компании обязаны были оповещать собственников, в противном случае им грозил штраф. Однако сейчас ситуация в корне изменилась.

— Законная обязанность УК — установить общедомовой счётчик через ресурсоснабжающие организации. Сейчас такие счётчики обязаны быть по закону, и никакого наказания для УК не будет, если они не предупредят собственников об установке ОДПУ, — отмечает Андрей Воробьев.

Каким образом оплачивается установка ОДПУ?

Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:

  • единоразово в 100% размере внести оплату до или после установки счётчика;
  • использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника в оплате ОДПУ выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом кроме стоимости прибора дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Решение о том, кто будет устанавливать счётчик, принимает общее собрание собственников дома. Вы вправе выбрать тип счётчика, его стоимость, надёжную монтажную организацию, которая его установит за приемлемую плату и даст соответствующую гарантию.

По теме

Что делать, если вам пришла квитанция с большими суммами за тепло?

А если собственники отказались платить за установку ОДПУ?

В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с п. 12 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам ресурсоснабжающей организации к местам установки счётчиков и оплатить расходы на установку приборов учёта.

Если у вас есть вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ, задайте его нам, и мы постараемся на него ответить.

Фото: santehclab.ru

Нужен ли общедомовой счетчик при наличии индивидуальных приборов в квартире?

Практически в каждой квартире имеются индивидуальные счетчики, с помощью которых определяется, сколько разных ресурсов было потреблено жителями этой недвижимости. Поэтому оплата рассчитывается на основании умножения тарифа на значение, показанное счетчиком.

Общедомовые приборы определяют, сколько ресурса было потреблено всеми жителями одного дома. Разница между его показаниями и значениями всех индивидуальных устройств распределяется равномерно между всеми собственниками. Иногда люди удивляются, что за общедомовые нужды приходится платить огромную сумму средств. Она может превышать индивидуальное потребление до 30%.

Если отсутствует общедомовой прибор, то выявить протечку практически невозможно, так как она может находиться не только в системе дома, но и в магистральной сети. Но счетчики редко спасают от завышенного платежа по ОДН, так как в самих строениях часто имеются протечки. Нередко сами граждане пользуются разными уловками, чтобы пользоваться электричеством или водой, минуя индивидуальные счетчики. Но в большинстве случаев наличие общедомового счетчика позволяет немного снизить расходы граждан.

Юридические особенности монтажа

Общий счетчик устанавливается в технических помещениях — подвалах, чердаках или подсобных комнатах, куда нет доступа для неуполномоченных лиц. Делать это обязательно, согласно постановлению правительства РФ, в противном случае, с 2020 года в домах, в которых отсутствуют ОДПУ, устанавливаются повышенные коэффициенты на оплату энергоресурсов и воды — до 60% от существующих нормативов. Противодействие со стороны жильцов установке счетчика может быть расценено как злоумышленные действия в попытке скрыть незаконное подключение к источнику энергоресурсов.

После монтажа происходит испытание работы приборов учета на предмет корректного измерения потребления электричества, воды или тепла. После установки и ввода прибора в эксплуатацию показания снимаются раз в месяц (или в другой интервал, согласно правилам работы ресурсоснабжающей компании) уполномоченным специалистом в присутствии жильцов многоквартирного дома.

Выбор типа прибора обычно лежит на компании, поставляющей ресурсы в дом, и обычно это проверенный поставщик ОДПУ, имеющий лицензию на продажу приборов учета для жилых объектов. Например, для счетчика тепловой энергии могут применяться вихревой, электромагнитный, тахометрический или ультразвуковой счетчик. Для приборов учета электроэнергии обычно устанавливаются одно- или многотарифные приборы, позволяющие экономить на энергоресурсах при их использовании в дневное и/или ночное время. Приборы учета воды для горячего и/или холодного водоснабжения устанавливаются по усмотрению Горводоканала.

Читать также: Документы на оформление льготы по капремонту для пенсионеров после 70 лет

После установки общедомового счетчика происходит снятие показателей потребления энергоресурсов и воды, на основании которых рассчитывается плата за потребление, по формуле разделяющаяся между жильцами. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, формула для расчета общедомового потребления учитывает показатели ОДПУ, который умножается на действующий в регионе тариф на соответствующий ресурс. От него отнимается плата по индивидуальным счетчикам, установленным в квартирах. Полученную цифру в киловаттах или кубометрах делят пропорционально на количество жильцов в доме.

В каких домах нужно установить?

Новые дома сдаются в эксплуатацию уже с установленными общедомовыми приборами учета. В старых домах такое оборудование отсутствует, поэтом необходимость в его установке зависит от благоустройства строения.

Устанавливаются такие счетчики в домах, подключенных к централизованным сетям, представленным водоснабжением, теплоснабжением,электроснабжением или газоснабжением. Это требование не относятся к ветхим или аварийным строениям, а также к объектам, в которых имеются предельные значения по потреблению электричества, газа или тепловой энергии.

Закон об общедомовых счетчиках на электроэнергию

Федеральный закон №261 23 ноября 2009 года обязал собственников помещений самостоятельно установить общедомовые приборы учета. Если до 1 июля 2013 года счетчик не установили, это делают ресурсоснабжающие организации, а собственники оплачивают прибор и установку.

До 1 июля 2013 года <…> организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, <…>. Лицо <…> должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
261-ФЗ, ст. 12, ч. 13

Отказаться от установки счетчика нельзя. Это делают только объекты, которые потребляют менее пяти киловатт. Стоимость установки считают пропорционально площади квартиры или нежилого помещения. Когда жилец не способен оплатить установку, государство дает рассрочку на пять лет, которую можно погасить досрочно.

Требуется ли проведение собрания собственников?

Общедомовые счетчики представлены общим имуществом владельцев квартир в доме. Они являются частью внутридомовых инженерных систем, поэтому для их монтажа требуется наличие согласия от всех владельцев объектов. Для этого проводится собрание собственников, причем инициатором данного процесса должна выступать УК.

Представители УК передают собственникам информацию о том, какие приборы будут установлены, сколько средств будет потрачено на этот процесс, а также какими преимуществами обладает данное оборудование.

Предупреждение

Если УК установит счетчик и возьмет плату с собственников без предварительного проведения собрания, то это является серьезным правонарушением, за которое фирма привлекается к ответственности.

Если УК не передает владельцам квартир информацию о стоимости и правилах установки и использования общедомовых приборов учета, то собственники жилья могут через ТСЖ или жилищную инспекцию привлечь организацию к ответственности. По ст. 9.16 КоАП УК вынуждена будет заплатить штраф в размере от 20 до 30 тыс. руб., а для должностных лиц санкция варьируется от 5 до 10 тыс. руб.

Как снимать показания

Снимать показания общедомовых счетчиков электроэнергии необходимо ежемесячно в одно и тоже число.
Фиксированием показателей счетчиков занимается управляющая компания в присутствии председателя совета жильцов многоквартирного дома или его заместителей.

Компания, предоставляющая энергоресурсы, может по своему решению в любой момент потребовать сверку показаний счетчиков. Собственникам жилья запрещается препятствовать в доступе к приборам общего учета электроэнергии представителям управляющей компании и энергоснабжающей организации.

Возможно, Вам будет также интересна статья о льготах на оплату электроэнергии. Статью о том, как оплатить электроэнергию через Интернет, читайте здесь.

Прочитав эту статью, Вы получите информацию о том, как снять показания счетчика электроэнергии.

Как собственники вносят плату?

Если после собрания принимается решение о необходимости монтажа счетчика, то граждане должны подготовиться к необходимости внесения платы за установку оборудования. Деньги могут платиться разными методами:

  • одноразовое внесение платежа до или после монтажа оборудования;
  • предоставление рассрочки на срок до 5 лет, причем платеж разбивается на несколько мелких частей, которые прописываются в квитанции, а также приходится выплачивать проценты за рассрочку, которые рассчитывается на основании ставки рефинансирования ЦБ;
  • применение денег, выделенных регионом для обеспечения домов счетчиками.

Информация

В некоторых регионах проводятся специальные мероприятия по повышению энергетической эффективности. Их основная цель заключается в контроле над использованием электричества. Поэтому в рамках этих программ из бюджета региона выделяются средства, необходимые для покупки и установки счетчика.

Ввод в эксплуатацию

В идеальных условиях установку общедомовых счетчиков можно выполнить несколькими способами.

  • Через собрание жильцов дома, на котором выносится вопрос о приобретении и установке счетчика, после чего инициируется сбор средств в добровольном порядке на покупку прибора учета.
  • Снять средства, находящиеся на балансе многоквартирного дома, согласно статье «Текущий ремонт», которую оплачивают жильцы ежемесячно вместе с другими коммунальными услугами. При нехватке средств недостающая сумма разделяется поровну между собственниками, которые вносят дополнительные средства из своего кармана.

Эти два способа предполагают высокий уровень социальной активности и сознательности граждан, чаще всего встречается в ТСЖ, где все жильцы разделяют между собой ответственность за эксплуатацию и благоустройство общей собственности. Но нередко бывают случаи, что жильцы дома отказываются оплачивать покупку и установку счетчика, и тогда обязанность по установке общедомового прибора учета берет на себя управляющая компания. Она имеет право снять средства, находящиеся на балансе компании, поступающие по статье «Текущий ремонт». Если на балансе недостаточно средств, то общедомовой прибор учета тепловой энергии, электричества или воды может быть установлен в рассрочку сроком до 5 лет.

При отсутствии согласованности действий управляющей компании или ТСЖ ресурсоснабжающие компании проводят установку общедомовых приборов учета за свой счет. Действующее законодательство предполагает наложение штрафов на компании, представляющие услуги по энерго-, водо- и теплоснабжению при отсутствии установленных общедомовых счетчиков, поэтому предприятия не могут не устанавливать счетчики даже при открытом противодействии жильцов или управляющей компании.

В этом случае поставщик имеет право обратиться в суд с иском к жильцам или управляющей компании с требованием оплатить расходы на установку и обслуживание пробора. На практике в большинстве случаев суды становятся на сторону истца, и на собственников многоквартирного дома ложатся не только расходы за компенсацию установки прибора, но и судебные расходы. Поэтому установка общедомовых приборов учета должна изначально производиться за счет жильцов.

Что делать, если собственники квартир отказываются платить?

Даже если люди не желают вносить средства за покупку и монтаж счетчика, то приборы будут установлены в любом случае ресурсоснабжающей организацией. Поэтому жильцы дома должны предоставить доступ сотрудникам этой компании к местам монтажа оборудования.

Плата будет взиматься принудительно, для чего представитель организации подает иск в суд. При таких условиях собственникам все равно придется заплатить нужную сумму, а также они будут покрывать расходы, связанные с судебным разбирательством.

Когда могут установить общедомовые счетчики без согласования с жильцами?

Исполнители коммунальных услуг (УК, ТСЖ) в домах, где счетчики не были установлены на 1 января 2013 года, вправе сами обеспечить установку и ввод в эксплуатацию счетчиков с привлечением ресурсоснабжающих организаций (п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). Между РСО и УК заключается агентский договор, по которому УК, действуя в интересах РСО, взыскивает эти расходы с собственников (Письмо Минстроя России от 28.07.2017 N 26902-ДБ/04). Расходы на установку приборов учета включаются в счета по квартплате в размере, который для каждого собственника определяется в зависимости от его доли в праве общей собственности на общее имущество. Состав возможных расходов на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов указан в Письме Минстроя от 09.04.2014 N 5792-МС/04:

  • стоимость прибора учета;
  • расходы на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пусконаладочные работы;
  • расходы по приему и переводу денежных средств, рассылки платежных документов и корреспонденции на оплату за установку;
  • расходы на содержание информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение данных о платежах, выставление и рассылки платежных документов и корреспонденции в течение срока предоставления рассрочки.

При недостижении соглашения по взысканию расходов между УК и РСО, РСО вправе подать иск в суд к УК и взыскать с УК эти расходы. Управляющая компания признается надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления домом (Определение Верховного Суда РФ от 17.06.2015 N 310-ЭС 15-912 по делу N А 14-13747/2013). Собственники могут и сами решить вопрос установки ОДПУ на общем собрании, решив вопрос о размере расходов на установку и включении этих расходов в плату за содержание жилого помещения (ст.ст. 36, 44 ЖК РФ). С момента принятия такого решения УК должна в течение 3 месяцев обеспечить установку и ввод счетчика в эксплуатацию.

Почему нельзя взять деньги, собираемые на текущий ремонт?

Текущий ремонт представлен процедурой, во время которой работники УК проверяют и ремонтируют разные части инженерных систем. Именно в это время устраняются разные мелкие нарушения или иные проблемы. Поэтому основной целью сбора средств выступает защита всего имущества от износа.

Если деньги, собираемые на текущий ремонт, будут расходоваться на другие направления, то это приведет к нарушению специального графика, на основании которого проводятся профилактические меры, призванные справиться с мелкими проблемами. Если систематически нарушать данный график, то это может стать причиной возникновения серьезной аварии. Если дорогостоящее оборудование внезапно перестанет работать, то придется заниматься долгим ремонтом, требующим от собственников дополнительной платы.

Поэтому представители УК не могут воспользоваться деньгами, собранными на текущий ремонт, чтобы купить и установить общедомовой счетчик. Это относится даже к ситуации, когда имущество дома находится в удовлетворительном состоянии. Если график не будет соблюдаться, то это может стать причиной нарушения технической безопасности проживания в строении.

Рубрика: Учет Тепловой энергии, Экономия тепловой энергии При потреблении.
Классификация технологии: Организационный.
Статус рассмотрения проекта Координационным Советом: Не рассматривался.
Объекты внедрения: Промышленность, Частные дома, Общедомовые системы, в.т.ч. многоквартирных домов, Учреждения социальной сферы (школы, больницы, детские сады и т.д.) , Квартиры, Административные и общественно-бытовые здания и сооружения.
Эффект от внедрения: — для объекта есть возможность контролировать и отслеживать энергопотребление, уменьшить плату за тепловую энергию;
— для муниципального образования есть возможность наблюдать за энергопотреблением, выявлять наиболее энергонеэффективных потребителей.

Узел учета тепловой энергии — комплекс приборов и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию его параметров. Конструктивно узел учета представляет собой набор «модулей», которые врезаются в трубопроводы. В узел учета тепла входят: вычислитель, преобразователи расхода, температуры, давления, приборы индикации температуры и давления, а также запорная арматура.
Установка прибора учета это не технология и не метод энергосбережения, это стимул к экономии энергии. При установке приборов учета потребители тепловой энергии постоянно могут наблюдать за потреблением ресурса, тем самым узнавать: сколько они потребили и на сколько могут сократить потребление тепловой энергии, чтобы платить меньше.

Коммерческий учет теплоносителей подразумевает внедрение в отношения по производству, транспортировке, потреблению тепловой энергии организационной и нормативно-правовой базы, которая будет способствовать повышению экономических стимулов к энергоресурсосбережению у всех участников процесса теплоснабжения. Позволяет производить оплату за тепловую энергию только по показаниям узла учета тепла, а не по стандартным расчетным нормам.

При установке прибора учета тепла стоит учитывать стоимость и марку завода-изготовителя. Как правило, более дешевые приборы быстрей окупаются, но более дорогие имеют возможность работать дольше без поломок и потерей в метрологической точности.

В большинстве современных систем теплоснабжения приборный учет тепловой энергии внедряется активно. Для потребителей он интересен возможностью экономии денежных средств, для поставщика возможностью отслеживать потребление, поиском мест утечек и т.д.

Стоит принимать во внимание, что в большинстве многоквартирных домов возможен учет только горячей воды и учет тепловой энергии по общедомовому счётчику, и нет возможности индивидуального учета тепловой энергии в отопительных приборах. Это связано с вертикальной разводкой стояков отопления и учет технологически не осуществим. В современных домах с горизонтальной разводкой отопления учет тепловой энергии возможен.

Законодательство
Вопросы учета тепловой энергии регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 13), а также при взаимоотношениях юридических лиц друг с другом «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя» и Гражданским кодексом РФ, при взаимоотношениях жителей с юридическими лицами или управляющими компаниями постановлением правительства № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и Жилищным Кодексом РФ.

Исходя из Федерального законодательства приборами учета должны быть оснащены все потребители (организации, здания, сооружения и многоквартирные дома) до 1 января 2012 г.

Порядок установки узла учета тепловой энергии
Начало работ по установке узлов учета тепловой энергии, проводятся с обследования объекта и последующей разработки проекта узла учета тепловой энергии. Специалисты, занимающиеся проектирвоанием узлов учета тепла, проводят все необходимые расчёты, подбирают оборудование, контрольно-измерительные приборы, и главное — теплосчетчик. После того как проект разработан, необходимо провести согласование с организацией, поставляющей тепловую энергию для данного объекта. Этого требуют существующие нормы проектирования и правила учета тепловой энергии.
После согласования, можно приступать к монтажу узлов учета теплв. Монтаж на объекте у заказчика состоит из врезки (модулей, запорной арматуры в трубопроводы) и проведения электромонтажных работ. Электромонтажные работы заканчиваются подключением расходомеров и датчиков к вычислителю и запуском вычислителя для осуществления учета тепловой энергии.
Далее производится наладка узла учета тепловой энергии, которая заключается в программировании вычислителя и проверке работоспособности системы учета, после чего проводится сдача узла учета тепла согласующим сторонам на коммерческий учет, осуществляемый специальной комиссией от лица теплоснабжающей компании. Кстати, такой узел учета должен проработать определенный срок, который колеблется у разных организаций от 72 часов до 7 дней.
Для объединения нескольких узлов учета в единую диспетчерскую сеть понадобится диспетчеризация узлов учета — организация мониторинга учета и дистанционный съем информации с теплосчетчиков.

Типы теплосчетчиков
Теплосчетчик — это средство измерений, состоящее, как правило, из преобразователей расхода, температуры, давления, а также тепловычислителя. Преобразователи монтируются непосредственно на трубопроводах, а вычислитель, принимая их сигналы, по определенным алгоритмам вычисляет на основе полученных данных величину потребленной тепловой энергии. Кроме того, он архивирует результаты измерений (показания преобразователей), чтобы в дальнейшем можно было анализировать режимы работы системы теплоснабжения, фиксировать внештатные и аварийные ситуации и т.п. Таким образом, теплосчетчик выполняет сразу две задачи: обеспечивает коммерческий учет, результаты которого используются при расчетах между поставщиком и потребителем тепла, а также является средством технологического контроля в системах теплоснабжения.

Для учета тепловой энергии в водяных системах теплоснабжения — в составе теплосчетчиков применяются расходомеры, а точнее — преобразователи расхода. Расходомер служит для измерения расхода, т.е. количества воды, протекающего через данное сечение за единицу времени. Расход измеряется в единицах массы, деленных на единицу времени (кг/с, кг/мин, кг/ч, г/с и т.д.) или в единицах объема, деленных на единицу времени (м3/c, м3/мин, м3/ч, см3/с и т.д.). В первом случае имеем массовый, а во втором — объемный расход.

В зависимости от типа расходомера и измеряемых параметров теплосчетчики имеют свои плюсы и минусы, отличия установки, величины погрешности, надежности работы и т.д.

Можно выделить следующие виды расходомеров, различия которых основаны на различных методах измерения:

  • тахометрические
  • вихревые
  • электромагнитные
  • ультразвуковые
  • переменного перепада давления
  • комбинированные.

Тахометрические
Тахометрические расходомеры (крыльчатые, турбинные, винтовые) наиболее простые приборы. Принцип действия механических теплосчетчиков основан на преобразовании поступательного движения потока жидкости во вращательное движение измерительной части. Основа их конструкции — помещенная в поток жидкости крыльчатка или турбинка. Она связана со счетным механизмом, который преобразует количество ее оборотов в литры или кубические метры.

В не меньшей степени используются и расходомеры других типов. Их общее отличие от тахометрических состоит в том, что в конструкции прибора отсутствуют какие бы то ни было подвижные части, а в измерениях участвуют электронные устройства.

Вихревые
Вихревые расходомеры работают на принципе широко известного природного явления — образование вихрей за препятствием, стоящим на пути потока. Частота образования вихрей при этом прямо пропорциональна скорости потока.

Электромагнитные
Принцип действия электромагнитных расходомеров основан на способности измеряемой жидкости возбуждать электрический ток при ее движении в магнитном поле (используется явление электромагнитной индукции).

Ультразвуковые
Принцип работы: на трубе друг напротив друга устанавливаются излучатель и приемник ультразвукового сигнала. Излучатель посылает сигнал сквозь поток жидкости, а приемник через некоторое время получает его. Время задержки сигнала между моментами его излучения и приема прямо пропорционально скорости потока жидкости в трубе.

Организация установки приборов учета тепловой энергии с автоматическими узлами регулирования на вводе в дом в г. Тольятти

В г. Тольятти проводится политика, направленная на 100% оснащение жилищного фонда городского округа приборами учета потребления коммунальных ресурсов Для обеспечения расчетов за потребляемые энергетические ресурсы в соответствии с показаниями приборов учета в городском округе Тольятти реализуется долгосрочная целевая программа «Поэтапный переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах городского округа Тольятти на 2009 — 2015 годы», утвержденная Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 06.05.2009 №1041-п/1.

Область реализации программных мероприятий: энергосбережение в управляющих компаниях города и ТСЖ. Как показывает практический опыт организаций, управляющих жилищным фондом, оборудованным приборами учета потребления коммунальных ресурсов и узлами управления, экономия на одного жителя при переходе на расчеты с жителями за фактическое тепло- и водопотребление, исходя из показаний общедомовых приборов учета, составляет более 150 руб. в месяц.

Соответственно, существенную экономию тепловой энергии можно получить, устанавливая на тепловые вводы зданий автоматизированные индивидуальные тепловые пункты (узлы управления), оснащенные, помимо приборов учета, современным оборудованием и средствами автоматического регулирования.

Реализация Программы рассчитана на период с 2009 по 2015 год и реализуется в два этапа.

На первом этапе (2009 год) предлагается реализовать мероприятия, направленные на обеспечение проектов установки общедомовых приборов учета, а также реализация проектов по комплексной установке общедомовых приборов учета с последующей их диспетчеризацией.

Второй этап реализации Программы (2010-2015 годы) включает в себя: обеспечение проектов установки приборов учета; реализацию мероприятий, направленных на обеспечение установки общедомовых приборов учета на объектах, требующих дополнительных затрат на монтаж оборудования автоматического регулирования потребления энергоресурсов и реконструкцию внутридомовых систем тепло- и водоснабжения (перекладка транзитных трубопроводов).

Потребители — собственники помещений многоквартирных домов осуществляют софинансирование мероприятий по установке общедомовых приборов учета в размере 5% от общей стоимости работ на основании решения общего собрания собственников.

После сдачи общедомовых приборов учета по акту выполненных работ в эксплуатацию, общедомовые приборы учета передаются из муниципальной собственности в общедолевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с действующим законодательством.

Управляющие компании осуществляют финансирование мероприятий по установке оборудования автоматического регулирования потребления энергоресурсов и реконструкции внутридомовых систем тепло- и водоснабжения (перекладка транзитных трубопроводов) за счет собственных средств, в том числе путем привлечения кредитных средств.

Объем финансирования, необходимый для реализации Программы за счет средств бюджета городского округа Тольятти, бюджета Самарской области, средств потребителей — собственников многоквартирных домов, средств управляющих компаний составляет 1048,545 млн. руб.

Средний тариф на услуги теплоснабжения на 1 кв.м отапливаемой площади в 2009 г. составляет 13,03 руб./мес. По экспертным оценкам после проведения мероприятий по установке автоматики регулирования потребления тепла предполагаемая экономия энергоресурса составит 22% в месяц. Соответственно, плата за ТЭ снизится на 2,87 руб./мес. от тарифа.

Статьи на данную тему:

Как повысить энергоэффективность потребления тепловой энергии при независимом операторе коммерческого учета, 1 (26) 2013 г журнал «Энергосовет»

Кто будет считать деньги за коммунальные услуги в ЖКХ? , 5 (24) 2012 г журнал «Энергосовет»

Обзор проекта Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя , 1 (20) 2012 г журнал «Энергосовет»

Приборы учета энергетических ресурсов. Установка, оплата, поверка , 8 (13) 2010 г журнал «Энергосовет»

Взаимоотношения теплоснабжающей организации и потребителей категории «население» г. Томска, имеющих общедомовые приборы учета тепловой энергии, 8 (13) 2010 г журнал «Энергосовет»

Здесь мы можем разместить контактную информацию о Вашей компании и ссылку на Ваш сайт
Как разместить контактную информацию

Список используемой литературы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *