Содержание
Роль общественных организаций
Роль общественных организаций
в оказании социальной помощи
Издавна социальная работа и оказываемая при этом социальная помощь разделялась по форме. Шло четкое отделение профессиональной социальной работы от не профессиональной. Кто-то помогал нуждающемуся тем, чем мог, исходя из следования традациям или из личной потребности помочь, а кто-то решал проблемы призрения на глобальном уровне. Всегда эффективнее оказывалась именно та социальная помощь и поддержка, которая осуществлялась на более высоком уровне и охватывала большое количество людей.
Так и в настоящее время мы продолжаем убеждаться в том, что разовая социальная помощь не вносит видимых изменений в трудную жизненную ситуацию клиента, поэтому социальная работа должна осуществляться комплексно и профессионально. Современная социальная работа осуществляется через систему общественных организаций. Роль этих общественных организаций в оказании социальной помощи очень велика.
Предметом деятельности таких учреждений социальной сферы является удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, их социальное становление, развитие и самореализация в общественной жизни, активное сотрудничество с государственными органами власти и общественными объединениями субъектов РФ, стран СНГ и зарубежья.
Немаловажное значение имеет и то, что каждая общественная организация обладает своей спецификой работы и имеет свой контингент клиента и специально подобранный персонал. Здесь можно выделить такие направления, как работа с молодежью и несовершеннолетними (досуг, занятость, профилактика правонарушений и работа с несовершеннолетними правонарушителями); работа с семьей, престарелыми, людьми с девиантным поведением и т. д.
В основу работы персонала общественных организаций, занимающихся оказанием социальной помощи, должны быть положены принципы гражданственности, патриотизма, нравственности и человечности. Проведение юридических и разного рода других консультаций, оказание информационной помощи, организационная поддержка, создание материально-технической и финансовой базы для обеспечения деятельности общественной организации требуют создания особых координирующих центров. Примером такого рода центров могут служить Общественные приемные или Центры общественных связей, ставящие своей целью проведение юридических консультаций, обучение руководителей и активистов общественных организаций и издание информационной и методической литературы для руководителей общественных организаций и активистов.
Основные задачи деятельности:
1. Участие в выработке решений органов государственной власти.
2. Организационная, информационная и научно-методическая поддержка общественных объединений, организаций и граждан, деятельность которых направлена на развитие общественной активности граждан.
3. Содействие созданию материально-технической и финансовой базы.
4. Разработка концепций, проектов, программ, связанных с созданием и развитием общественных организаций, их деятельностью и взаимодействием.
5. Оказание помощи в организации исполнения на территории области законов РФ, касающихся деятельности общественных организаций.
6. Решение других задач связанных с развитием общества в целом.
В заключение, подводя итоги всему выше сказанному, можно сказать кратко – за общественными организациями будущее!
Роль общественной организации в формировании социальной активности учащейся молодежи
Наличие и распространение негативных явлений в молодежной среде (рост юношеских девиаций, отсутствие позитивных жизненных целей и активной гражданской позиции у молодых людей), вызванных неблагоприятной социально-экономической обстановкой в стране и разрушением нравственных ценностей в обществе, обусловливает необходимость изучения особенностей социализации подростков. В процессе социализации происходит становление личности посредством обучения и освоения индивидом ценностей и установок, присущих данному обществу. Важное значение мы придаем такому фактору как участие молодежи в общественной деятельности, которое способствует усвоению норм и ценностей гражданского общества, содействует становлению активной жизненной позиции и разработке позитивной жизненной стратегии. В числе ведущих факторов, определяющих развитие личности молодого человека, следует назвать влияние семьи и общение со сверстниками. Среда сверстников является наиболее важной областью социального поведения подростков, где ярко проявляется потребность в принадлежности к какой-либо группе, обнаруживается тенденция к поиску тесных дружеских связей. Общение со сверстниками необходимо для развития коммуникативных навыков и самосознания. Группа сверстников становится для подростка своеобразной школой жизненного опыта: это «горизонтальное» общение, совместная деятельность и усвоение связанных с этой деятельностью новых ролей.
Рассматривая позитивное влияние деятельности в молодежной общественной организации на формирование личности студента, мы обратимся к опыту Ивановской Городской Общественной Организации Старшеклассников «Школьный Актив Города». ИвГООС «ШАГ» – организация, созданная осенью 1997г. по инициативе Комитета по делам молодежи, Управления образования администрации г. Иваново, Муниципального учебного научно-методического центра работников образования. Необходимо отметить, что деятельность организации началась в условиях недостаточного внимания к проблемам молодежи со стороны административных органов. Задачи «ШАГа», по замыслу организаторов, первоначально были обозначены следующим образом: подготовка актива для школ города; привлечение молодежи к реализации политики, проводимой администрацией города. В настоящее время организация имеет уже юридический статус. Миссией ИвГООС «ШАГ» является «содействие процессу становления гражданского общества».
В настоящий момент организация активно сотрудничает с Управлением образования, Комитетами по делам молодежи администрации города и области, Фондом молодежных и социальных программ г. Иваново. За годы существования организации выпускниками стали около 200 подростков (членами «ШАГа» считались в целом около 1200 старшеклассников). Самые активные из выпускников организации, став студентами Вузов (и согласно уставу организации, приняв статус «советника ШАГа») продолжали участвовать в общественной деятельности в качестве педагогов дополнительного образования, разработчиков и координаторов многих городских мероприятий.
Деятельность ИвГООС «ШАГ» условно делится на внутриорганизационную (образовательная и досуговая деятельность в рамках объединения) и внешнюю (организация и участие в реализации городских, областных и межрегиональных акций и мероприятий). Каждая из обозначенных сфер дает возможность студенту-«советнику» реализовать свои лидерские, интеллектуальные и организационные способности. Рассмотрим возможные пути самореализации на примерах конкретной деятельности. Одной из главных целей «ШАГа» является «развитие активной гражданской позиции старшеклассников». Достижение ее становится возможным благодаря разработанной и реализуемой программе РОСТА (программа Развития Организаторских Способностей Талантливых Активистов). Основные направления этой программы осуществляются через деятельность 4 комитетов: по вопросам правовой культуры и развития ученического самоуправления; по связям с общественностью; по организационно-массовой работе; по информационно-издательской деятельности. Кроме этого, в организации предполагается функционирование временных спецкурсов, вызванное пожеланиями активистов (так, в 2005 г. темами таких спецкурсов явились «Оформительская деятельность» и «Психология общения»). Руководителями комитетов и спецкурсов являются советники ИвГООС «ШАГ». Каждый из них самостоятельно разрабатывает образовательную программу и реализует ее посредством лекционных и практических занятий. Чаще всего молодой человек руководит тем образовательным направлением, которым интересовался когда-то сам или которое близко его настоящим научным интересам в Вузе (в 50% случаев оба фактора совпадают). Комитет по организационно-массовой работе свою практическую деятельность реализует через организацию, проведение и участие в открытых городских школьных конкурсах (например, конкурс школьных пар «Валентин и Валентина»), самодеятельных концертах («ШАГ в кругу друзей»), фестивалях («Кораблик детства», «Фестиваль увлечений»). Комитет по информационно-издательской деятельности осуществляет выпуск внутриорганизационной газеты, в котором не последнюю роль играет установление дружеских и партнерских связей между руководителями комитета и представителями ведущих СМИ.Комитет по связям с общественностью организует и проводит социальные акции. Наиболее яркий пример деятельности комитета – участие во Всероссийской Весенней Неделе Добра. Так, весной 2003 и 2004 в рамках ВВНД ИвГООС «ШАГ» были осуществлены следующие мероприятия:
· PR-акция «Дари добро» на центральных улицах города (создание плакатов, лозунгов, сценок, направленных на формирование общественного мнения по проблеме, созданию хорошего настроения у горожан);
· благотворительные самодеятельные концерты старшеклассников в Доме-интернате для пожилых людей и инвалидов «Богородское» и санатории-профилактории «Лесное» для пожилых людей (цель: развитие чувства сострадания и милосердия у молодых людей; оказание моральной поддержки пожилым людям);
· Акция по уборке городских улиц «Могучая кучка», участие в конкурсе «Золотая метла» (цель: развитие чувства заботы о городе и его культурных памятниках, воспитание аккуратности и ответственности юношей за свои действия);
· Благотворительная акция в пользу детей, находящихся на лечении в туберкулезном диспансере г. Иваново «С любовью к детям» (цель: формирование активной позиции подростков, развитие чувства сострадания и милосердия, оказание помощи больным детям).
Комитет по вопросам правовой культуры и развития ученического самоуправления ежегодно проводит городские школьные конференции («Современный старшеклассник: проблемы и пути решения» — 2002г., «Проблемы лидеров и лидерства» — 2003г., «Молодежная организация – школе» — 2005г.), а также является основателем Координационного Совета представителей органов ученического самоуправления школ г. Иваново (который собирается ежемесячно и является координирующим звеном школьной жизни).
Необходимо отметить, что большая часть инициатив, а также позитивных результатов мероприятий, обусловлена участием студентов-советников, имеющих богатый опыт социальной деятельности. Те из них, кто сейчас выступает с докладами не только на городских, но и на Межрегиональных форумах и конференциях, когда-то получили основательную подготовку в сфере развитиякоммуникативных навыков. Представители ИвГООС «ШАГ» участвовали в реализации мероприятий Фонда Молодежных и Социальных Программ г. Иваново и Института Открытое Общество г. Москва («Молодежные гостиные», дискуссионные столы Фридриха Науманна). Особое внимание уделяется студентами такому направлению, как развитие волонтерского движения в молодежной среде, содействие повышению уровня социальной ответственности юношей и обращение их внимания к проблемам социально-незащищенных слоев населения (примерами могут служить социальные акции по теме «толерантность», включение в волонтерское антинаркотическое движение «Спасибо, нет!»).
Выпускники «ШАГа» в 2003 г. прошли обучение по программе «Новые социальные технологии в сфере работы с молодежью» в рамках совместного проекта ИвГУ, администрации г. Иваново и Совета графства Стаффордшир (Великобритания), по окончании которого разработали и реализовали ряд социальных проектов, направленных на оптимизацию жизнедеятельности подростков из неблагополучных семей. Особо отметим проект, направленный на «развитие коммуникативных навыков и конструктивных способов взаимодействия» подростков посредством участия их в психологическом тренинге, и проект, имеющий целью «создание детской дворовой площадки» силами самих ребят. Члены «ШАГа» в 2003 году принимали активное участие в разработке и проведении учебных тренинговых занятий по технологиям полевой работы с молодежью для студентов 4 курса специальности «Социальная работа» социолого-психологического факультета ИвГУ.
Высокий уровень активности студентов-лидеров школьной организации не остался без вниманияадминистративных органов г. Иваново. Некоторые из них были направлены на обучение в Северо-Западную Академию Государственной Службы (г. Санкт-Петербург), другие были рекомендованы для работы в ВДЦ «Орленок», третьи были приглашены в администрации города и области в качестве специалистов в Комитеты по делам Молодежи и в Управления образования.
Таким образом, ИвГООС «ШАГ» содействует позитивному становлению личности студентов посредством участия в образовательной деятельности (старшеклассник, получает интересующую информацию, которая впоследствии становится сферой его научных интересов и возвращается в организацию ради самореализации через обучение); в сохранении преемственности и соблюдении ответственности (благодаря четкой иерархии, заложенной в уставе, в организации происходит диллегирование полномочий, обеспечивающее контроль за исполнением обязательств и содействующее осознанию собственной значимости у молодого человека); в проектах социальной значимости (широкий спектр акций и мероприятий, затрагивающих многие социальные проблемы, обеспечивает включение молодого человека в жизнь общества, способствует развитию его социальной активности и неравнодушия к проблемам социально незащищенных слоев населения); через привлечение административного ресурса (мероприятия, проводящиеся под руководством или при сотрудничестве с административными органами, послужили хорошей рекламой их руководителям – молодым активистам. Многие из социально-активных юношей и девушек получили поддержку своих интересов в образовательном и трудовом направлении.).
Наряду с вопросами, возникающими в молодежной организации в целом, необходимо отметить и проблемы студентов, участвующих в настоящее время в общественной деятельности. На деятельность молодежной организации, которая определяется участием в ней некоего круга лиц (в нашем случае – учащихся 8-11 классов), оказывает влияние «текучесть кадров». «Дети вырастают быстро», на смену одним приходят другие с новыми потребностями, интересами, возможностями. Новые потребности обусловливают новые предложения в образовательной, социальной деятельности, что приводит к изменению структуры организации. Лидеры не всегда во время могут сориентироваться в происходящем, почувствовать необходимость перемен, что может вызвать не только трансформацию, но и распад объединения. Ряд организационных проблем связан с непониманием и недоверием со стороны учителей школ, которые иногда открыто выступают против социальной активности учеников, запрещая им участвовать в общественной деятельности. Можно предположить, что подобная позиция преподавателей влияет на формирование пассивности, эмоциональной холодности молодежи.
Проблемы студентов, участвующих в общественной деятельности, в первую очередь связаны с той системой ценностей, которая определяет мотивы деятельности молодых людей. Иерархия ценностей современного студенчества отличается от той, которая была еще 10 лет назад (одной из ведущих причин являются социально-политические изменения в стране). Для современного молодого человека большое значение имеет та деятельность, которая обеспечивает реализацию его личных интересов. Например, финансовые проблемы, возрастающие у молодежи с обретением студенческого статуса, часто заставляют предпочесть трудовую деятельность общественной. Вторая проблема связана с недостатком временных ресурсов, так как студенты имеют значительно меньше свободного времени для участия в общественной деятельности, чем школьники. Третья проблема — учебные заведения в принципе не заинтересованы в участии студентов в деятельности какой-либо общественной организации. Так, активная общественная деятельность, не поддерживаемая каким-либо способом поощрения со стороны учебного заведения (студента часто упрекают за его активность, считая, что он уделяет меньше времени учебе), прямо и косвенно отвергается преподавателями и сокурсниками. Четвертая проблема обусловлена современными социальными тенденциями, поскольку «общественная деятельность» сейчас не востребована. Ровесники, в лучшем случае, посмеиваются над юношей или девушкой, чья деятельность направлена, например, на решение проблем слабо защищенных слоев населения.
Таким образом, участие в деятельности общественной организации способствует формированию социальной активности молодежи.
Роль общественных организаций в развитии гражданского общества
Научная работа
По теме:
Тема: «Роль общественных организаций в развитии гражданского общества»
Введение
Демократические преобразования, становление и развитие гражданского общества в Российской Федерации предполагают расширение и укрепление общественных структур, важнейшими из которых являются общественные объединения. Именно общественные объединения помогают обществу стать гражданским, а государству — правовым.
Но многие граждане РФ не могут дать точный ответ на вопрос, что такое общественная организация, объединение, движение, поэтому не каждый понимает социально-значимую роль общественных объединений в обществе. А, ведь, общественные организации — это структура гражданского общества, которое пытаемся построить мы с вами.
Что же такое гражданское общество? Принято считать, что три основных начала формируют гражданское общество: индивид, коллектив и власть или говоря иначе — личность, общество и государство.
Изучая взаимодействие политической и социальной сфер, политическая социология рассматривает гражданское общество как одну из центральных, основополагающих категорий. Нельзя не отметить, что в настоящее время существует множество определений данного понятия.
Гражданское общество — понятие, обозначающее специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, социальных институтов и социальных ценностей, главными субъектами которой являются гражданин со своими правами и гражданские (не государственные) организации, ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты.
Гражданское общество — это совокупность тех межличностных, семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных отношений и структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без непосредственного вмешательства и помощи государства.
Таким образом, гражданское общество — это такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, признаются и защищаются его права и свободы, государство способствует динамичному развитию экономике и политической свободе, находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, идеалах демократии и справедливости.
В связи с этим особую актуальность приобретают коллективы общественных объединений, так как в документах, регламентирующих их деятельность можно увидеть основные признаки гражданского общества. Человек является высшей ценностью, потому что вся деятельность таких организаций, как правило, направлена на защиту нарушенных или ущемлённых прав, а также на социальное улучшение жизни граждан.
Именно общественные организации помогают стать государству правовым, а обществу — гражданским, потому что эти организации помогают решать ряд государственных задач. Например, подход к государственной молодежной политике состоит, прежде всего, в признании её частью общей социальной политики. Военно-патриотические клубы и объединения помогают в гражданском и политическом воспитании молодёжи. Развитие культурных и нравственных ценностей у молодого поколения необходимо для того, чтобы молодой человек состоялся как неповторимая уникальная личность. Для этого создана система районных, областных фестивалей, конкурсов, программ, направленных на развитие художественного творчества молодежи. Разнообразие детского, молодёжного и семейного отдыха способствует укреплению здоровья. (Например, кросс нации). Правовая защита, социальная адаптация молодежи, развитие системы социальных служб для молодежи и другие организации, направленные на защиту прав и свобод человека, на развитие его личности, на организацию досуга и просто на поддержку. Общественные организации помогают в создание эффективной социальной инфраструктуры. Обеспечить реализацию национальных проектов в сфере здравоохранения и образования, предоставить населению доступное и комфортное жилье, преодолеть бедность и значительно повысить благосостояние всех слоев населения — это задачи государства, области, которые очень активно помогают решить и общественные организации. Нужны эффективная демографическая политика, направленная на увеличение рождаемости, снижение смертности, поддержка материнства и детства, формирование здорового образа жизни, укрепление социального института семьи.
В связи с тем, что общественные организации помогают решить ряд задач, поставленных перед обществом, в том числе и перед государством, их деятельность приобретают особую актуальность в настоящее время. Организаций становится больше, они стремятся сделать жизнь лучше, помочь тем, кто в этом нуждается и самое главное — у них многое получается.
Объектом исследования являются общественные организации. Предметом — роль общественных организаций в развитии гражданского общества.
Цель работы: изучение, анализ и обобщение вопросов, связанных с развитием гражданского общества с участием общественных объединений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретический анализ литературы по проблеме;
Проведение социального опроса студентов;
Проведение социального опроса представителей общественных организаций;
Анализ и интерпретация результатов.
При написании данной работы мы опирались на нормативно-правовую базу, материалы периодической печати, информацию, предоставленную общественными организациями.
Изучили информацию, предоставленную директором Центра «Амур-батюшка» Сакович И.Г., общественным сектором Амурской области, Говорухиным С., Белостоцкой М., Кудрявцевой Г.А., Ярошенко Г.Б., Тумаковой А.С., Ряботяжевым Н., Громовым А.В., Кузиным О.С., Печеневым В.А., ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О некоммерческих организациях, а также информацию, взятую с сайта Правительство Амурской области и другую.
Для написания работы использовался комплекс методов: анализ литературы, индивидуальные беседы, социальный опрос, сравнительный и системный анализ, метод экспертных оценок.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном изучении и анализе материала по данной теме.
Практическая значимость заключается в том, чтобы повысить роль общественных организаций в развитии гражданского общества, исключить возможные ошибки при создании и функционировании общественных организаций, а также донести до граждан информацию о деятельности НКО.
Общественные объединения: понятие, гражданско-правовой статус, виды
Впервые, в законодательстве современной России понятие «общественное объединение» как добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов, появилось в Законе СССР «Об общественных объединениях» от 9 октября 1990 г.
В число общественных объединений включались: политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, научно-просветительские и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации другие объединения граждан.
Согласно ст. 117 ГК РФ «общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.
Формулировку данной нормы нельзя считать совершенной, потому что общественное объединение — понятие собирательное. Оно охватывает несколько организационно-правовых форм.
В связи с этим Федеральный закон «Об общественных объединениях» не только дает общее определение общественного объединения, но и раскрывает организационно-правовые формы, охватываемые этим понятием.
В соответствии со ст. 5 названного Закона «под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общностей интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».
Виды общественных объединений согласно ФЗ.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
общественная организация,
общественное движение,
общественный фонд,
общественное учреждение,
орган общественной самодеятельности,
политическая партия, (ст. 7 указанного Закона).
Каждая из названных организационно-правовых форм имеет свои особенности.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Общественное движение — это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно-полезные цели.
Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих установленным целям указанного объединения.
Орган общественной самодеятельности — немеющее членства общественное объединение, цель которого состоит в совместном решении различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (в соответствии с ФЗ «О политических партиях»).
Между тем, по мнению Кудрявцевой Г.А., данная норма вызывает сомнение, поскольку представляется, что политическую партию более правильно было бы рассматривать в рамках такой организационно-правовой формы, как общественная организация, т.е. как общественное объединение, основанное на членстве, но имеющее специфические уставные цели.
Создание общественных объединений активно способствует реализации прав и законных интересов граждан. Деятельность общественных объединений, в каких бы организационно-правовых формах они ни создавались, основывается на принципах добровольности, равноправия, гласности, самоуправления и законности.
Общественные объединения: статистика, классификация, сфера деятельности, проблемы
В Амурском статистическом ежегоднике за 2007 год число общественных и религиозных организаций (объединений) в Амурской области на 01.01.2007г. составило:
Число общественных объединений — 242, в т.ч.:
общественных организаций, профессиональных союзов — 90;
региональных отделений, политических партий — 32;
общественных движений — 10;
благотворительных — 0;
общественных учреждений — 7;
общественных учреждений органов общественной самодеятельности — 18;
общественных и благотворительных фондов — 23;
иных общественных объединений — 62.
В некоммерческих организациях работают активные жители области, как правило, с высшим образованием, высоким интеллектуальным потенциалом. Для представителей НКО характерны: энтузиазм, патриотизм, четкая гражданская позиция, конкретные действия для решения социальных проблем Приамурья.
Опросы общественного мнения показали, что население вообще плохо представляет, что же такое общественные организации. Чаще всего их ассоциируют с комсомолом, обществом охраны природы и другие. Или же с работой на общественных началах. Самый высокий рейтинг среди известных амурчанам общественных объединений у Гринпис (несомненно, что это результат рекламной компании по федеральному телевидению).
Некоммерческие организации предоставляют жителям Амурской области услуги, которыми может воспользоваться каждый нуждающийся гражданин. Одни организации помогают материально, другие — юридически, третьи — морально. Всё то, чем занимаются общественные организации охватить невозможно, но часть услуг можно сгруппировать по определённому признаку.
Таблица 1. «Классификация некоторых услуг общественных организаций в зависимости от предоставляемой помощи»
Вид помощи |
Предоставляемые услуги |
|
Моральная и материальная поддержка |
оперативная материальная помощь людям, оказавшимся в экстремальных ситуациях, в том числе погорельцам материальная поддержка и профессиональное обучение детей, находящихся в социальных приютах и «социальных группах» и «социальных палатах» материальная и моральная поддержка лиц без определенного места жительства |
|
Правовая помощь |
правовая помощь и моральная поддержка призывникам, военнослужащим, их родителям бесплатные юридические консультации для молодежи |
|
Реабилитация граждан |
медицинская и психологическая реабилитация, защита интересов пожилых людей, женщин и молодежи медицинская и социальная реабилитация и организация самопомощи больных отдельными заболеваниями социальная и медицинская реабилитация коренных малочисленных народов психологическая помощь и реабилитация подростков и родителей |
|
Обучение, семинары, развитие |
бесплатные обучающие семинары по вопросам управления, в том числе для государственных служащих распространение российского и международного опыта в сфере образования, рационального использования природных ресурсов, социального партнерства проведение региональных, межрегиональных и международных общественных акций, семинаров, конференций |
|
Другие |
профилактика алкогольной и наркотической зависимости среди молодежи сохранение природных объектов, находящихся под угрозой уничтожения информационная и консультативная помощь в привлечении социальных инвестиций грантодателей развитие внутреннего, социального, экологического туризма трудоустройство молодежи |
Наиболее известными в регионе можно считать НКО:
оказывающие материальную поддержку социально незащищенным группам населения (Фонд социальной поддержки населения, Амурское отделения Российского детского фонда, Амурская организация Российского общества Красного Креста);
решающие проблемы женщин, и взаимоотношений в семье (Амурский областной союз женщин», «Институт семьи, мира и согласия»);
реализующие обучающие программы (Амурская областная организация Российского общества «Знание», Фонд «Родители против наркотиков», Дальневосточная Ассоциация управления проектами «Амурнет», Амурское отделение социально-экологического союза — АмурСоЭС, «Центр общественного развития и экологического просвещения «Амур — батюшка», Муравьевский парк устойчивого природопользования);
отдельные молодежные объединения (Добровольная дружина по охране природы «Барс», Свободненский молодежный центр досуга «Визит», «Амурское региональное отделение Молодежного союза юристов РФ», Амурская молодежная общественная организация «Пульс»);
инвалидные и организации;
ветеранские в т.ч. «афганские» организации.
Наиболее распространенными сферами деятельности НКО в регионе являются:
поддержка инвалидов и ветеранов;
социальная защита неимущих;
организация досуга, воспитание и просвещение школьников (как правило, не зарегистрированы);
духовное и физическое и психологическое оздоровление населения;
развитие спорта.
Можно также классифицировать общественные организации в зависимости от сферы деятельности и целям, которые ставит перед собой организации. (см. таблица 2)
Название группы организации |
Цели организации |
Наименование организаций |
|
Молодёжные организации |
-создание условий для самореализации молодежи; — формирование гражданской позиции у молодёжи; — реализация общественно- полезных инициатив, программ, проектов; — вовлечение молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества; — противодействие распространению в молодежной среде наркомании, токсикомании и иных зависимостей, преступности и иных антисоциальных явлений. |
«Молодежный центр досуга «Визит»; Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека»; НКО «Молодёжь ХХІ века»; Общественная организация Молодежный центр досуга «Визит», г. Свободный; Амурская областная молодежная общественная организация «ПУЛЬС»; и другие. |
|
Военно-патриотические организации |
— формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного, патриотического воспитания подростков и молодежи. |
Амурская областная общественная организация за укрепление безопасности и мира «Единение»; Союз ветеранов Афганистана; Амурская организация ВОИ; Амурская региональная общественная организация «Комитет солдатских матерей»; Клуб юных моряков (г. Свободный); и другие. |
|
Детские организации |
развитие детского движения гуманистической направленности, защита прав и интересов детей и подростков, помощь и поддержка в познании и улучшении окружающего мира. |
Некоммерческое партнерство «Учитель»; Амурская областная общественная организация «Защитим детей от наркотиков»; Амурская региональная детская организация «Зеленый мир»; Некоммерческое партнерство «Непоседа»; «Амурчата»; и другие. |
|
Спортивные организации |
ориентация молодежи на здоровый образ жизни, привлечение молодежи к занятиям спортом и активным видам отдыха |
Амурская региональная общественная организация Федерация «Кибер Спорта»; Амурская региональная общественная организация «Конноспортивный клуб «Аллюр»; Благовещенская общественная организация «Оздоровительный клуб «Соратник»; За здоровый образ жизни молодёжи «Богатырь»; Восточные единоборства и другие. |
|
Социальные организации |
оказание оперативной материальной помощи и поддержки людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. |
Амурский областной фонд социальной поддержки населения; Амурский областной фонд поддержки населения области; Амурская организация Российского общества Красного Креста; Белогорская общественная организация «Тонус» и другие. |
|
Организации по интересам |
объединение членов организации по различным направлениям творчества; повышение организационной самостоятельности |
Некоммерческое партнерство «Культура и Техника» (НКП КиТ); Амурская областная общественная организация Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»; Общественная организация «Архаринское районное общество охотников и рыболовов «Таежное»; БГОО фонд «Ровесники» имени В.В.Белоглазова; Амурское отделение Союза театральных деятелей РФ; и другие |
|
Женские, семейные организации |
— консультации по проблемам молодой семьи; — консультации по проблемам планирования семьи; — социально-психологические тренинги; — психологическая помощь. |
Амурская областная общественная организация «Амурский областной Союз женщин»; Тындинское городское общественное движение «Семья»; Амурская областная общественная организация содействия деловым женщинам «Имидж»; Фонд «Родители против наркотиков»; Институт семьи, мира и согласия» и другие. |
|
Организации поддержки людей, имеющие стойкие нарушения функций организма |
оказание помощи и поддержки людям, имеющим стойкие нарушения функций организма |
Общество больных гемофилией; Общество больных сахарным диабетом; Организация родителей, имеющих детей-инвалидов по слуху и речи; Амурская областная организация Всероссийского общества слепых; Амурская областная организация Всероссийского общества инвалидов; Амурская областная организация социальной поддержки детей-инвалидов и их родителей «Источник»); и другие. |
|
Организации, поддерживающие ветеранов и пенсионеров |
оказание помощи и поддержки ветеранам и пенсионерам |
Амурское региональное отделение Всероссийского общественного движения «Ветераны России»; Различные политические партии, поддерживающие ветеранов и пенсионеров и другие. |
Также могут быть и другие некоммерческие организации, которые ставят перед собой иные цели. Общественные организации разрабатывают различные проекты, которые также направлены на достижение определённых результатов. Например, Амурская областная молодежная общественная организация «ПУЛЬС», г. Благовещенск разрабатывала проект, цель которого содействие в предотвращении торговли людьми и домашнего насилия через объединение усилий организаций и учебных заведений Амурской области. Поэтому представленная классификация не является исчерпывающей.
Общественный центр Амурской области проводил анкетирование в 2002-2004 и по его итогам были выявлены проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники общественных организаций.
Во время создания и существования общественные организации сталкиваются с рядом проблем:
Нехватка средств — 74%;
Отсутствие материальной базы — 45%;
Нестабильность в стране — 37%;
Система налогообложения — 33%;
Отсутствие понимания со стороны властей — 29%;
Равнодушие общества к поднимаемым организацией проблемам — 27%;
Недостаток коммерческих знаний — 24%;
Недостаток умения зарабатывать деньги — 21%;
Отсутствия помещения — 16%;
Несовершенное законодательство — 15%;
Отсутствие грамотного юриста — 14%;
Отсутствие информации о других организациях — 11%;
Недостаточный уровень профессионализма — 8%;
Отсутствие информации — 6%;
Неуверенность в себе — 3%;
Как видим, недостаточный уровень профессионализма по рейтингу в самом конце списка. Хотя именно он часто определяет и уровень обеспеченности организации средствами, и состояние материальной базы, и понимание со стороны властей, которые являются препятствием успешной работы организации.
Также очевидно, что без реальной оценки профессионального уровня организации и настроя сотрудников на получение новых знаний и навыков трудно ожидать заметного улучшения работы. И, скорее всего, активисты некоммерческих организаций нашей области пока не считают обучение своей приоритетной задачей.
Общественные организации часто недооценивают свои возможности и результаты собственной деятельности.
Приоритетными направлениями помощи органам власти для представителей общественных организаций является помощь в определении социальной и молодёжной политики, решении экологических проблем.
Общественные организации ожидают от органов власти в первую очередь материальной поддержки. Однако, рассчитывают ещё и на юридическую помощь. В свою очередь, представители общественных организаций понимают важность благоприятной для их деятельности законодательной базы, нуждаются в моральной поддержке и внедрении механизма социального заказ.
Члены общественных организаций меньше всего представляют взаимную возможную помощь от других общественных организаций. Это может быть связано с дефицитом информации о деятельность организаций.
Некоммерческие организации ожидают моральной поддержки своей деятельности и со стороны органов власти и со стороны органов общественного самоуправления. На наш взгляд, это свидетельствует о том что НКО, как правило, не получают оценки и морального поощрения своей социально значимой деятельности со стороны организаций как юридических лиц (особенно государственных), хотя нуждаются в них.
Деятельность НКО в регионе остаётся недостаточно известной жителям области. Этот происходит по двум основным причинам:
1. Недостаточно профессиональная работа НКО со средствами массовой информации и населением.
2. Заметная коммерциализация СМИ, в приоритеты редакционной политики которой не входит освещение гражданских инициатив, социального партнерства, решение социальных проблем.
Одним из заметных следствий указанных причин является несоблюдение общественными и некоммерческими фондами обязанности ежегодной публикации отчетов о своей деятельности.
Все более заметно расслоение НКО по уровню организационного развития и профессионализма. Сформировался круг более развитых НКО, для которых характерны опыт работы с грантами, партнерские отношения с другими секторами, сравнительно высокий профессионализм кадров. В целом характерны позитивные тенденции освоения в сферах: проведения общественных акций, сотрудничества с органами власти/ местного самоуправления и бизнесом, формирование материально-технической базы (в т.ч. доступ к электронным коммуникациям), привлечения дополнительных ресурсов, работы с волонтерами.
Тем не менее, профессиональный уровень НКО остается невысоким в вопросах: ведения делопроизводства, оформления договоров, бухгалтерского учета и налогообложения, планирования деятельности, работы с клиентами, PR-деятельности, управления кадрами, мониторинга и оценки, деловых коммуникаций (как внутренних, так и внешних).
Большинство НКО понимают проблему социального иждивенчества, испытывая на себе иждивенческие настроения своих клиентов. Тем не менее, не единично проявление иждивенчества со стороны НКО и к органам власти/ органам местного самоуправления, и к ресурсным центрам НКО. В большей степени это характерно для ветеранских, детских и некоторых молодежных организаций.
В связи с ростом численности НКО заметно обострилась конкуренция за получение ресурсов как на местном, региональном уровне, так и в сфере работы с грантодателями. Отмечается тенденция, когда НКО рассматривается в первую очередь как источник получения личного дохода. Все чаще отмечаются случаи работы отдельных специалистов сразу в нескольких НКО.
Роль общественных организаций в развитии гражданского общества (стр. 1 из 3)
Научная работа
По теме:
Тема: «Роль общественных организаций в развитии гражданского общества»
Введение
Демократические преобразования, становление и развитие гражданского общества в Российской Федерации предполагают расширение и укрепление общественных структур, важнейшими из которых являются общественные объединения. Именно общественные объединения помогают обществу стать гражданским, а государству – правовым.
Но многие граждане РФ не могут дать точный ответ на вопрос, что такое общественная организация, объединение, движение, поэтому не каждый понимает социально-значимую роль общественных объединений в обществе. А, ведь, общественные организации – это структура гражданского общества, которое пытаемся построить мы с вами.
Что же такое гражданское общество? Принято считать, что три основных начала формируют гражданское общество: индивид, коллектив и власть или говоря иначе — личность, общество и государство.
Изучая взаимодействие политической и социальной сфер, политическая социология рассматривает гражданское общество как одну из центральных, основополагающих категорий. Нельзя не отметить, что в настоящее время существует множество определений данного понятия.
Гражданское общество — понятие, обозначающее специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, социальных институтов и социальных ценностей, главными субъектами которой являются гражданин со своими правами и гражданские (не государственные) организации, ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты.
Гражданское общество — это совокупность тех межличностных, семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных отношений и структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без непосредственного вмешательства и помощи государства.
Таким образом, гражданское общество – это такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, признаются и защищаются его права и свободы, государство способствует динамичному развитию экономике и политической свободе, находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, идеалах демократии и справедливости.
В связи с этим особую актуальность приобретают коллективы общественных объединений, так как в документах, регламентирующих их деятельность можно увидеть основные признаки гражданского общества. Человек является высшей ценностью, потому что вся деятельность таких организаций, как правило, направлена на защиту нарушенных или ущемлённых прав, а также на социальное улучшение жизни граждан.
Именно общественные организации помогают стать государству правовым, а обществу – гражданским, потому что эти организации помогают решать ряд государственных задач. Например, подход к государственной молодежной политике состоит, прежде всего, в признании её частью общей социальной политики. Военно-патриотические клубы и объединения помогают в гражданском и политическом воспитании молодёжи. Развитие культурных и нравственных ценностей у молодого поколения необходимо для того, чтобы молодой человек состоялся как неповторимая уникальная личность. Для этого создана система районных, областных фестивалей, конкурсов, программ, направленных на развитие художественного творчества молодежи. Разнообразие детского, молодёжного и семейного отдыха способствует укреплению здоровья. (Например, кросс нации). Правовая защита, социальная адаптация молодежи, развитие системы социальных служб для молодежи и другие организации, направленные на защиту прав и свобод человека, на развитие его личности, на организацию досуга и просто на поддержку. Общественные организации помогают в создание эффективной социальной инфраструктуры. Обеспечить реализацию национальных проектов в сфере здравоохранения и образования, предоставить населению доступное и комфортное жилье, преодолеть бедность и значительно повысить благосостояние всех слоев населения – это задачи государства, области, которые очень активно помогают решить и общественные организации. Нужны эффективная демографическая политика, направленная на увеличение рождаемости, снижение смертности, поддержка материнства и детства, формирование здорового образа жизни, укрепление социального института семьи.
В связи с тем, что общественные организации помогают решить ряд задач, поставленных перед обществом, в том числе и перед государством, их деятельность приобретают особую актуальность в настоящее время. Организаций становится больше, они стремятся сделать жизнь лучше, помочь тем, кто в этом нуждается и самое главное – у них многое получается.
Объектом исследования являются общественные организации. Предметом – роль общественных организаций в развитии гражданского общества.
Цель работы: изучение, анализ и обобщение вопросов, связанных с развитием гражданского общества с участием общественных объединений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретический анализ литературы по проблеме;
Проведение социального опроса студентов;
Проведение социального опроса представителей общественных организаций;
Анализ и интерпретация результатов.
При написании данной работы мы опирались на нормативно-правовую базу, материалы периодической печати, информацию, предоставленную общественными организациями.
Изучили информацию, предоставленную директором Центра «Амур-батюшка» Сакович И.Г., общественным сектором Амурской области, Говорухиным С., Белостоцкой М., Кудрявцевой Г.А., Ярошенко Г.Б., Тумаковой А.С., Ряботяжевым Н., Громовым А.В., Кузиным О.С., Печеневым В.А., ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О некоммерческих организациях, а также информацию, взятую с сайта Правительство Амурской области и другую.
Для написания работы использовался комплекс методов: анализ литературы, индивидуальные беседы, социальный опрос, сравнительный и системный анализ, метод экспертных оценок.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном изучении и анализе материала по данной теме.
Практическая значимость заключается в том, чтобы повысить роль общественных организаций в развитии гражданского общества, исключить возможные ошибки при создании и функционировании общественных организаций, а также донести до граждан информацию о деятельности НКО.
Общественные объединения: понятие, гражданско-правовой статус, виды
Впервые, в законодательстве современной России понятие «общественное объединение» как добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов, появилось в Законе СССР «Об общественных объединениях» от 9 октября 1990 г.
В число общественных объединений включались: политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, научно-просветительские и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации другие объединения граждан.
Согласно ст. 117 ГК РФ «общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.
Формулировку данной нормы нельзя считать совершенной, потому что общественное объединение — понятие собирательное. Оно охватывает несколько организационно-правовых форм.
В связи с этим Федеральный закон «Об общественных объединениях» не только дает общее определение общественного объединения, но и раскрывает организационно-правовые формы, охватываемые этим понятием.
В соответствии со ст. 5 названного Закона «под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общностей интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».
Виды общественных объединений согласно ФЗ.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
общественная организация,
общественное движение,
общественный фонд,
общественное учреждение,
орган общественной самодеятельности,
политическая партия, (ст. 7 указанного Закона).
Каждая из названных организационно-правовых форм имеет свои особенности.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Общественное движение — это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно-полезные цели.
Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих установленным целям указанного объединения.
Орган общественной самодеятельности — немеющее членства общественное объединение, цель которого состоит в совместном решении различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Создание и регистрация общественных объединений
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения. В тех случаях, когда то или иное новое объединение образуется действующими общественными объединениями без участия физических лиц, то речь идет об образовании не общественного объединения граждан, а союза (ассоциации) общественных объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений. Специальные законы об отдельных видах общественных объединений могут устанавливать иные требования к составу и количеству учредителей. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.
Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, в соответствии с нормами его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Деятельность общественных объединений регламентируется ФЗ «Об общественных объединениях», а также рядом других специальных законов: ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений
Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе:
- запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
- направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
- не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
- запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
- в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное этим органом, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.