Общественный контроль за коррупцией

Общественный контроль как средство противодействия коррупции в органах власти и управления

Купреев Сергей Сергеевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и административного права Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова.

В статье анализируются итоги двухлетней кампании по противодействию коррупции в России. Автор приходит к однозначному выводу, что эффективная борьба с коррупцией невозможна без активного участия в этом процессе институтов гражданского общества и без реализации мер по повышению результативности общественного контроля за деятельностью государственных органов.

Ключевые слова: общественный контроль, государственные органы, противодействие коррупции, информационная открытость, гражданское.

Public control as an anti-corruption measure at government and administration bodies

S.S. Kupreev

Key words: public control, state bodies, anti-corruption measure, information free access, civil.

Вот уже практически два года в России реализуется массированная кампания по противодействию коррупции, которая в нашей стране, к сожалению, приобрела невиданный размах. Нельзя сказать, что ранее данной проблеме руководством страны не уделялось внимания <1>, однако именно в последние годы противодействие коррупции было возведено в ранг общегосударственной приоритетной задачи, от решения которой зависит дальнейшее развитие Российского государства.

<1> Достаточно вспомнить попытки принятия в 90-е гг. Закона «О борьбе с коррупцией», а также Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» 1992 года.

2008 и 2009 гг. ознаменовались в Российской Федерации усиленными правовыми мерами, направленными на преодоление коррупции. О необходимости таких мер говорилось в обоих Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. 19 мая 2008 г. был издан Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции» <2>, 31 июля 2008 г. Указом Президента был утвержден Национальный план противодействия коррупции, наконец 25 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» <3>, а 17 июля 2009 г. — Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» <4>. Кроме того, в десятки других федеральных законов внесены изменения и дополнения, касающиеся антикоррупционных мер.

<2> См.: СЗ РФ. 2008. N 21. Ст. 2429.
<3> См.: СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
<4> См.: СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3609.

Вопросы противодействия коррупции широко исследовались в научной литературе, и специалистами в области различных отраслей права был подготовлен ряд масштабных работ с конкретными предложениями по совершенствованию законодательства в данной сфере <5>.

<5> См.: Васильев С.В., Зубков А.Ю., Аленкин С.В. Белая книга о борьбе с коррупцией. М., 2007; Аленкин С.В. Механизм противодействия коррупции (теоретико-правовое исследование). М., 2008; Куракин А.В. Государственная служба и коррупция. М.: NOTA BENE, 2009; Костенников М.В., Куракин А.В., Марьян А.В. Административное право и проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы. М.: NOTA BENE, 2010.

Однако при этом, как справедливо отмечают некоторые авторы, исследующие вопросы противодействия коррупции, вместо ожидаемого снижения уровня коррупции, ее уровень имеет тенденцию к росту. Как это ни парадоксально, но предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы породили еще большую коррупцию. Названное обстоятельство вызывает самую серьезную озабоченность как у государственной власти, так и у институтов гражданского общества нашей страны» <6>.

<6> См.: Костенников М.В., Куракин А.В., Марьян А.В. Административное право и проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы. М.: NOTA BENE, 2010. С. 4.

Отсутствие каких-либо значимых результатов, а самое главное, даже конкретных усилий правоохранительных органов по преодолению коррупции порождают явление массового правового нигилизма, когда взяточничество, злоупотребления должностным положением в обществе скорее одобряются, чем осуждаются. Люди уже настолько привыкли к коррупции, что считают ее само собой разумеющимся явлением и неизбежным злом, с которым никто не борется, а поэтому к нему можно только приспособиться. В таких условиях очень важными становятся антикоррупционная пропаганда в обществе, общественное обсуждение предполагаемых антикоррупционных мер и последующее реальное воплощение данных мер в жизнь. Именно совокупность данных составляющих может позволить начать реальную борьбу с коррупцией <7>.

<7> См.: Купреев С.С. Российское антикоррупционное законодательство и пути преодоления правового нигилизма в обществе // Материалы выступлений на конференции «Роль общественной экспертизы законодательства как формы взаимодействия государства и гражданского общества», состоявшейся 9 декабря 2009 г. (г. Москва). С. 184.

Безусловно, принятие Федерального закона «О противодействии коррупции» стало важнейшим шагом на пути преодоления небывалого размаха данного явления в нашей стране. Однако и сегодня российское законодательство содержит целый ряд недостатков и пробелов, ограничивающих возможности эффективного противодействия коррупции как опасному социально-негативному явлению <8>. Все они носят системный характер и требуют самого внимательного отношения и, кроме того, политической воли к их устранению.

<8> См.: Трикоз Е.Н., Цирин А.М. Правовые меры противодействия коррупции // Журнал российского права. 2007. N 9.

Некоторые из таких законодательных проблем уже анализировались автором <16>, и тогда были выделены следующие направления совершенствования нормативно-правовой базы: совершенствование подходов к определению понятия «коррупция»; учет российской специфики развития коррупционных проявлений; срочное внесение изменений и дополнений в уголовное законодательство касательно институтов конфискации имущества и условного осуждения; использование зарубежного опыта противодействия коррупции; повышение открытости деятельности государственных органов; повышение результативности общественного контроля за их деятельностью.

<9> См.: Купреев С.С. Социальные и юридические основания противодействия коррупции в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. N 12. С. 14 — 18.

Между тем, анализируя складывающееся противоречие, когда законодателем принимаются в принципе качественные правовые нормы, направленные на преодоление коррупции, а ее масштабы тем временем растут, можно сделать однозначный вывод о том, что никакая, даже самая выверенная и подготовленная правовая норма не в силах исправить положение без мер по ее воплощению в жизнь на практике, для чего нужна четко обозначенная политическая воля вести борьбу с коррупцией. Для примера достаточно привести Украину как страну, имеющую наиболее разработанное антикоррупционное законодательство на постсоветском пространстве и при этом наиболее высокий уровень коррупции.

К сожалению, на сегодняшний день в России складывается ситуация, когда задачи, ставящиеся руководством страны своим подчиненным на местах, должны выполняться чиновниками, которые сами погрязли в коррупционных действиях, и в силу этих обстоятельств до реальной борьбы с коррупцией дело не доходит. В итоге можно констатировать, что государство в одиночку снизить уровень коррупции не может, да и вряд ли это в принципе возможно.

В этих условиях особую актуальность приобретает более активное сотрудничество государства с институтами гражданского общества, повышение информационной открытости деятельности государственных органов для общества, а также повышение результативности общественного контроля за деятельностью государственных органов.

Негативной стороной деятельности государственного аппарата в России является его полная информационная закрытость, в силу чего создается почва для коррупционных проявлений. У большинства граждан, когда-либо имевших опыт обращения в органы исполнительной власти по какому-либо вопросу, как правило, оставалось от этого не самое благоприятное впечатление. А между тем сами эти органы предназначены для того, чтобы оказывать гражданам различного рода услуги и содействовать им в реализации их прав и свобод.

Кроме того, и результативность общественного контроля за деятельностью государственных органов находится сейчас на крайне низком уровне. В отличие от США и западноевропейских государств, в России пока не создан эффективный механизм общественного контроля за деятельностью государственных органов. Нет в нашем обществе и однозначного осуждения коррупционных проявлений. В условиях отсутствия общественного контроля роль административного усмотрения чиновников возрастает до невероятных размеров, что является недопустимым для развитого гражданского общества. Поэтому важнейшей государственной задачей в настоящее время является создание такого механизма, который позволит существенно снизить живучесть коррупции. В связи с этим в Концепции административной реформы была поставлена цель повысить эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повысить открытость деятельности государственных органов, что во многом должно содействовать преодолению коррупции.

«Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества», — заявил Президент Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию РФ <10>.

<10> См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г. // Российская газета. 2009. 13 ноября.

Сейчас можно говорить о том, что определенная работа в данном направлении ведется. Так, еще в 2006 г. были приняты Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Повышению открытости деятельности государственных органов для общества содействует принятие и практическая реализация административных регламентов по предоставлению конкретных государственных услуг. Кроме того, решению этой задачи должна, в частности, способствовать реализация положений Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» <11>, который вступит в силу с 1 июля 2010 г., и Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» <12>, который вступил в силу 1 января 2010 г.

<11> См.: СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6217.
<12> См.: СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 776.

Весьма полезным, по мнению автора, стало бы более активное сотрудничество государства и его органов с различными структурами и институтами гражданского общества, например общественными палатами и разного рода некоммерческими организациями. Данные структуры обладают серьезным потенциалом, который может быть использован в деле противодействия коррупции, например, функционирование общественных приемных, организация общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, общественные слушания по различным проблемам. Повышение общественного контроля за деятельностью публичной администрации — залог эффективной государственной политики и прозрачности принимаемых решений и в конечном счете успешной борьбы с коррупцией.

Библиографический список

  1. Аленкин С.В. Механизм противодействия коррупции (теоретико-правовое исследование). М., 2008.
  2. Васильев С.В., Зубков А.Ю., Аленкин С.В. Белая книга о борьбе с коррупцией. М., 2007.
  3. Костенников М.В., Куракин А.В., Марьян А.В. Административное право и проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы. М.: NOTA BENE, 2010.
  4. Купреев С.С. Социальные и юридические основания противодействия коррупции в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. N 12.
  5. Купреев С.С. Российское антикоррупционное законодательство и пути преодоления правового нигилизма в обществе // Материалы выступлений на конференции «Роль общественной экспертизы законодательства как формы взаимодействия государства и гражданского общества», состоявшейся 9 декабря 2009 г. (г. Москва).
  6. Куракин А.В. Государственная служба и коррупция. М.: NOTA BENE, 2009.
  7. Куракин А.В. Актуальные проблемы административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы РФ // Административное и муниципальное право. 2008. N 8.
  8. Трикоз Е.Н., Цирин А.М. Правовые меры противодействия коррупции // Журнал российского права. 2007. N 9.

Общественный контроль как средство противодействия коррупции в России

(Сухаренко А. Н.) («Российская юстиция», 2013, N 6)

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ

А. Н. СУХАРЕНКО

Сухаренко А. Н., директор АНО «Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности» (г. Владивосток).

Институты общественной экспертизы и контроля являются инструментами, обеспечивающими реализацию конституционного права на участие граждан в управлении делами государства, закрепленного в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ. Именно с развитием институтов гражданского общества, призванных уравновешивать власть государства, связано совершенствование механизма контроля за деятельностью государственных органов. Для реализации этого права необходима соответствующая законодательная основа.

Ключевые слова: коррупция, контроль, экспертиза.

Несмотря на принимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе недоверие к госорганам. Основополагающим международным антикоррупционным документом является Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., ратифицированная Федеральным законом от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ и вступившая в силу 8 июня т. г. Статья 13 Конвенции перечисляет конкретные меры по вовлечению гражданского общества в антикоррупционную борьбу: посредством усиления прозрачности процессов принятия решений, обеспечения доступа к информации, информирования населения (включая различные учебные программы), поощрения и защиты поиска информации о коррупции и т. д. Среди наиболее эффективных инструментов гражданского общества в борьбе с коррупцией называются: 1) расширение общественного контроля и 2) создание комплексной системы антикоррупционного мониторинга. Отсутствие же действенных санкций делает угрозы для нарушителей закона незначительными по сравнению с гигантскими возможностями обогащения и является основной проблемой неэффективности антикоррупционной политики. В этом смысле принятие Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» является важным шагом по нормализации общественных отношений в данной сфере. Сформулированный в п. 7 ст. 3 Закона принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества и международными организациями подчеркивает общесоциальный характер рассматриваемой проблемы, поскольку коррумпированность государства — не только проблема самого госаппарата, но и вопрос к обществу, которое считает это явление вполне допустимым. Нормативные акты, допуская излишнюю свободу административного усмотрения, могут создавать условия для коррупционных проявлений. Как показывает практика, наиболее часто в нормативно-правовых актах и их проектах встречаются коррупциогенные факторы, связанные с реализацией полномочий госорганов, устанавливающие возможность необоснованного применения исключений из общих правил, выражающиеся в широте дискреционных полномочий, в определении компетенции по формуле «вправе», в выборочном изменении объема прав, в заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов при отсутствии соответствующих полномочий. Среди факторов, приводящих к коррупции, упоминаются также употребление двусмысленных терминов и категорий оценочного характера, а также наличие дублирующих полномочий госорганов. Устранить подобные нормативные дефекты призвана антикоррупционная экспертиза. Впервые о такой экспертизе как особом направлении деятельности было упомянуто в Концепции административной реформы в РФ в 2006 — 2010 гг. Данная идея получила свое воплощение в Федеральном законе от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Согласно ст. 5 Закона институты гражданского общества и граждане могут за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов (их проектов). Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в 30-дневный срок со дня его получения. Вместе с тем следует отметить, что нормы, регулирующие деятельность аккредитованных Минюстом России независимых экспертов, разрозненны и находятся в целом ряде нормативно-правовых актов. Определенные трудности связаны с тем, что заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носят рекомендательный характер, не являются обязательными и не обладают действующими механизмами обеспечения их реализации. На практике это нередко приводит к игнорированию выводов экспертов. Важной является задача подготовки и аккредитации независимых экспертов <1> (поскольку аккредитация носит заявительный характер, квалификационный экзамен не требуется). Основной критерий для аккредитования кандидата в качестве эксперта Минюста России по антикоррупционной экспертизе — это стаж работы по специальности. ——————————— <1> Субъектами антикоррупционной экспертизы являются Генпрокуратура, Минюст, правовые службы органов государственной власти и местного самоуправления, а также независимые эксперты.

В числе других вопросов, требующих решения: — модернизация законодательства, регламентирующего проведение антикоррупционной экспертизы; — определение значения и статуса заключения независимого эксперта, его роли при принятии нормативного акта; — установление критериев оценки результатов независимой экспертизы, в том числе при конкуренции нескольких заключений или при конкуренции заключений обязательной и независимой экспертиз; — определение механизмов рассмотрения заключений по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы и положения о подготовке мотивированного ответа гражданину или организации, проводившим экспертизу; — установление для должностных лиц ответственности за игнорирование результатов независимой экспертизы. Также получила развитие практика общественного обсуждения особо значимых законопроектов <2>, в том числе на специальных электронных ресурсах. Это позволяет улучшить качество принимаемых решений, полнее учесть интересы разных групп населения. На это нацелена работа электронного ресурса «Открытое правительство», целого ряда дискуссионных разделов на сайтах министерств и ведомств. ——————————— <2> 9 февраля 2011 г. Президент РФ подписал Указ «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов», предполагающий по истечении 90 дней со дня завершения общественного обсуждения законопроекта представление ему доклада о результатах обсуждения.

Реализация новых механизмов участия институтов гражданского общества в управлении делами государства нашла свое отражение в Указе Президента РФ от 07.05.2012 N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Согласно исследованию «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ-2012» 12% предпринимателей характеризуют уровень коррупции как крайне высокий, 23% говорят, что он достаточно высокий, 25% признают существование коррупции и только 13% уверены, что ее в их регионах нет. Чаще коррупционные ситуации возникают при попытке получить доступ к государственному и муниципальному заказу (30%), в ходе проведения проверок (27%) и при выделении земли (26%). Объем незаконных выплат в среднем составляет 5% от выручки предприятия <3>. ——————————— <3> Шмелева Е. Парадокс в конверте // Рос. газета. 18.12.2012.

В целях активизации участия предпринимательского сообщества в противодействии коррупции и выработке норм цивилизованного ведения бизнеса Торгово-промышленной палатой РФ, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» были разработаны Антикоррупционная хартия российского бизнеса и Дорожная карта по ее реализации. Решение о разработке и принятии Хартии было принято Президиумом Совета Президента РФ по противодействию коррупции от 4 октября 2011 г., а 21 сентября 2012 г. на XI Международном инвестиционном форуме в г. Сочи документ был подписан организациями-разработчиками. Хартия, представляющая собой определенный свод правил ведения бизнеса, своего рода кодекс чести, предполагает внедрение в корпоративную политику антикоррупционных программ, мониторинг и оценку результатов их реализации, эффективный финансовый контроль, обеспечение принципа публичности антикоррупционных мер, отказ участников Хартии от незаконного получения преимуществ, участие в тендерах на основе принципов прозрачности и конкуренции, информационное противодействие коррупции, сотрудничество с государством, содействие осуществлению правосудия и соблюдению законности, а также ряд других мер <4>. ——————————— <4> Шмелева Е. Хартией не вышли // Рос. газета. 16.10.2012.

20 декабря 2012 г. на заседании Правления Торгово-промышленной палаты РФ было принято решение считать внедрение и реализацию Антикоррупционной хартии российского бизнеса в системе торгово-промышленных палат одним из важнейших условий добровольного участия бизнес-сообщества в борьбе с коррупцией. Значительное число коррупционных нарушений совершается на стадии работы с заявлениями граждан и юрлиц, особенно когда они реализуют свои права в экономической сфере. В то же время в обращениях граждан могут содержаться сигналы о нарушениях в работе органа власти, о конкретном коррупционере и т. д. Общим вопросам работы с обращениями посвящен Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», где под обращением гражданина понимаются направленные в государственный и муниципальный орган власти, должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Необходимо отметить, что право на обращение в полной мере принадлежит юрлицам как объединениям граждан. От чего зависит эффективность общественного контроля в сфере противодействия коррупции? Во-первых, от уровня профподготовки и добросовестности представителей институтов гражданского общества. Во-вторых, от реального обеспечения доступности информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также госучреждений. То есть от того, насколько представляемая органами власти информация является полной и достоверной. В-третьих, от эффективности деятельности госорганов, прежде всего прокуратуры, по рассмотрению обращений граждан и общественных объединений, содержащих сообщения о коррупционных правонарушениях. Значительным шагом в улучшении информационной открытости для общества деятельности государственных органов и органов местного самоуправления стало принятие Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который вступил в силу с 1 января 2010 г. Мониторинг его реализации показал, что Закон требует совершенствования в направлении установления дополнительных гарантий полноты и достоверности представляемой информации. Это позволит значительно повысить эффективность общественного контроля. Важной формой взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции, которая уже реализуется на федеральном и региональном уровнях, является создание специализированных совещательных, консультативных, координационных и экспертных органов. На региональном уровне они создаются при высших должностных лицах субъектов РФ. Для предоставления гражданам возможности сообщать о фактах коррупции создаются различного рода интернет-приемные, соответствующие разделы на официальных сайтах, «горячие линии», «телефоны доверия». Однако количество обращений с сообщениями о фактах коррупционного поведения крайне мало, что свидетельствует о недостаточном уровне гражданского правосознания и антикоррупционной активности населения, а также о низкой эффективности проводимых образовательных и пропагандистских мероприятий. Вместе с тем остается нерешенным ряд вопросов, касающихся создания условий для осуществления общественного контроля: — необходимо ускорить принятие Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» совместно с пакетом законопроектов, обеспечивающих его реализацию; — обеспечить надлежащую защиту и вознаграждение граждан, информирующих о фактах коррупции; — сформировать систему мониторинга и оценки уровня коррупции в госорганах с учетом общественного мнения; — усовершенствовать механизм предоставления государственных и муниципальных услуг (в том числе путем введения электронного документооборота) в целях ликвидации административных барьеров; — усилить контроль за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц; за реализацией планов и краткосрочных целевых программ субъектов РФ в сфере противодействия коррупции; — повысить ответственность федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции; — более широкое информирование граждан о деятельности общественно-государственных антикоррупционных органов, в том числе путем размещения информации на интернет-сайтах.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Понятие «общественный контроль» приобрело определенную известность благодаря различным источникам: оно активно освещается в научной литературе, часто употребляется в СМИ. Наличие данного вида контроля демонстрирует степень развития гражданского общества, а также выступает как одна из наиболее эффективных форм противодействия злоупотреблениям в государственном аппарате . Другими словами, гражданский контроль определяется как свойство гражданского общества и является ключевой его функцией.

Одной из форм злоупотребления властью является коррупция. Противодействие коррупции – серьезная проблема в государственном управлении, которая в современных условиях приобретает все большую значимость. Сегодня проблема коррупции в Российском государстве приобретает все более масштабный характер и наносит существенный ущерб как социальному, так и экономическому развитию государства: ущемляет права граждан, подрывает устои государства, дискредитирует государственный аппарат. К сожалению, данное явление искоренить полностью невозможно, так как коррупция имеет прочное основание в социально-экономическом и политическом устройстве общества, но при этом есть возможность снизить ее масштабы. Но коррупцию не истребить и даже не уменьшить без четкой гражданской позиции всего социума.

Противодействие коррупции является сложной задачей, стоящей как перед всем государством в целом, так и перед отдельно взятым членом гражданского общества. На существующем этапе развития российского социума борьба с коррупцией приобретает как политическое, так и правовое обеспечение: приняты федеральные законы «О противодействии коррупции», «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», реализуется Национальный план противодействия коррупции, утвержден ряд международных антикоррупционных конвенций. Указанные мероприятия определяют стратегию реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, и ее ресурсное обеспечение.

Одной из форм общественного контроля в борьбе с коррупцией выступает контроль за соблюдением антикоррупционности законодательства. Антикоррупционная экспертиза – это деятельность специалистов, направленная на обнаружение и описание коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах, их проектах, а также подготовку рекомендаций по данному законодательному акту. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» включает в себя следующие виды коррупциогенных факторов: 1) положения нормативных правовых актов, которые устанавливают для правоприменителя усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил; 2) положения, содержащие к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции . Коррупциогенные факторы создают для органов власти предпосылки для коррупционных действий чиновников, а также условия для установления легитимности коррупционных деяний. Важной частью общественного контроля в сфере противодействия коррупции является формирование организационных структур. К ним относят: 1) общественные палаты; 2) институты гражданского общества; 3) комиссии по общественному контролю; 4) население . Так общественный контроль в рамках противодействия коррупции содержит разного рода формы участия граждан: общественный мониторинг, общественная, общественные слушания, общественная проверка.

Объективное и рациональное проведение общественного контроля может существенно повысить эффективность деятельности государственной власти, а также ее ответственность за служение обществу.

Сегодня предпринято немало попыток для того, чтобы снизить уровень коррупции. Так, в России создаются антикоррупционные организации. Основными из них являются:

1) Общероссийская Общественная Организация «Комиссия по борьбе с коррупцией»;

2) Российское Антикоррупционное партнёрство;

3) Межрегиональная Общественная Организация «Общественный Антикоррупционный комитет»;

4) Межрегиональное Общественное движение «Против коррупции».

В Белгородской области в 2009 году также создан специальный орган по борьбе с коррупцией – Совет при губернаторе Белгородской области по противодействию коррупции. Данный орган сформирован с целью определения возможных коррупционных проявлений в государственных структурах, чтобы в дальнейшем пресечь возможность их распространения. На данный антикоррупционный орган возложена важная задача: путем проведения анонимного анкетирования в учреждениях и организациях выявить общественное мнение в отношении коррупционных явлений.

Но, несмотря на все проведенные мероприятия, направлением которых является снижение уровня коррупции в Российской Федерации, он по-прежнему остается высоким. Это обусловлено тем, что в процессе борьбы с коррупцией на пути общественного контроля часто встают следующие проблемы:

во-первых, органы власти не желают предоставлять информацию о своей деятельности и негативно реагируют на попытки граждан контролировать ее;

во-вторых, структуры гражданского общества недостаточно мотивированы на участие в мероприятиях, направленных на предупреждение коррупции (отказ от участия в общественных слушаниях, экспертизах);

в-третьих, отдельные представители институтов гражданского общества недостаточно компетентны, в том числе не уполномочены представлять позицию по вопросам применения антикоррупционных мер к подобного рода деятельности.

Для обеспечения эффективного общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией следует решить эти проблемы: необходимо сформировать понимание среди работников органов власти о том, социальный эффект от реализации функций общественного контроля получат не только граждане, но и государственные и муниципальные служащие, чья деятельность станет более эффективной.

Подводя итоги, необходимо отметить, что общественный контроль в сфере противодействия коррупции представляет собой деятельность представителей гражданского общества, способных, в силу своей компетентности, оценить состояние коррупции в органах власти, а также выработать комплекс мер по противодействию с ней. Но следует также отметить, что возможности общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией очень ограничены. Существует ряд проблем, которые связаны с непосредственным вовлечением граждан в процедуры противодействия коррупции. Из этого следует, что в настоящее время участие общества в антикоррупционных мероприятиях не является полноценным.

Поделиться в соц. сетях

Библиографический список

  1. Плотников Андрей Анатольевич Общественный контроль и его потенциал в противодействии коррупции // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. №2 . URL: (дата обращения: 11.04.2016).
  2. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
  3. Кабанов Павел Александрович Общественный контроль в сфере противодействия коррупции: научная категория и ее содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. №3 (31) . URL: (дата обращения: 12.04.2016).
  4. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Таранова Виктория Сергеевна»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *