Обязанности командира роты устав вооруженных сил

не действует Редакция от 14.12.1993 Подробная информация

Наименование документ «УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. Указом Президента РФ от 14.12.93)
Вид документа перечень, порядок, правила, требования, указ, устав
Принявший орган президент рф
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 14.12.1993
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • М., Военное издательство, 1994
Навигатор Примечания

«УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. Указом Президента РФ от 14.12.93)

Глава 3. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРОВ (НАЧАЛЬНИКОВ) И ОСНОВНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПОЛКА (КОРАБЛЯ)

ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРОВ (НАЧАЛЬНИКОВ)

72. Командир является единоначальником, в мирное и военное время отвечает: за боевую и мобилизационную готовность вверенной ему воинской части (подразделения); за успешное выполнение воинской частью (подразделением) боевых задач; за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава и безопасность военной службы; за внутренний порядок; за состояние и сохранность вооружения, военной техники и других материальных средств; за техническое, материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение. Командир обязан твердо и последовательно проводить в жизнь политику государства в области обороны, постоянно совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления воинской частью (подразделением), умело проводить работу с кадрами, руководить научной, изобретательской и рационализаторской работой.

73. Командир (начальник) обязан поддерживать боевую и мобилизационную готовность вверенной воинской части (подразделения):

— планировать мероприятия по поддержанию и совершенствованию боевой и мобилизационной готовности и добиваться их выполнения, своевременно вносить в планы необходимые изменения и уточнения;

— добиваться полной обеспеченности вооружением, военной техникой и другими материальными средствами, организовывать их правильную эксплуатацию;

— повышать полевую выучку, проводить занятия и тренировки в действиях по приведению подразделений в различные степени боевой готовности, добиваться знания и выполнения личным составом своих обязанностей;

— всесторонне знать действительное состояние вверенной воинской части (подразделения), постоянно иметь точные сведения о ее списочном и наличном составе, а также о наличии и состоянии вооружения, военной техники и других материальных средств;

— принимать меры по обеспечению сохранения военной и государственной тайны.

74. Командир (начальник) обязан непосредственно руководить боевой подготовкой подчиненных:

— планировать и своевременно ставить задачи по организации боевой подготовки;

— постоянно совершенствовать профессиональные знания, методическое мастерство и педагогическую культуру подчиненных командиров;

— лично проводить учения и занятия, добиваясь полного охвата личного состава боевой учебой; организовывать и контролировать подготовку классных специалистов;

— осуществлять контроль и оказывать подчиненным необходимую помощь в ходе боевой подготовки, внедрять в боевую учебу состязательность, все новое, передовое, способствующее повышению эффективности обучения и воспитания подчиненных, проводить мероприятия по созданию условий обучения, максимально приближенных к боевой действительности, совершенствовать учебно-материальную базу.

75. Командир (начальник) на основе задач, решаемых в государстве и Вооруженных Силах, обязан постоянно воспитывать подчиненных:

— формировать и поддерживать у них моральную и психологическую готовность к защите Отечества, гордость и ответственность за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, развивать у военнослужащих качества, необходимые для выполнения воинского долга, сознание святости и нерушимости Военной присяги, отвагу, выдержку, находчивость, бдительность, чувство войскового товарищества и взаимовыручки, активно использовать в этих целях личный пример воспитанности, ревностного отношения к службе, а так же воинские ритуалы (приложения 1, 2, 5 — 9);

— совершенствовать культуру межнационального общения, заботиться о сплочении воинского коллектива и укреплении дружбы между воинами различных национальностей, учитывать и уважать их национальные чувства, традиции и обычаи;

— проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, не допускать во взаимоотношениях бестактности и грубости, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства, принимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, создавать условия для развития технического и других видов творчества, культурного роста и отдыха, укрепления здоровья и физического развития, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками.

76. Командир (начальник) обязан постоянно поддерживать крепкую воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава, руководствуясь положениями Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. При производстве дознания, органом которого является командир воинской части, он руководствуется уголовным и уголовно процессуальным законодательством Российской Федерации.

77. Командир (начальник) обязан принимать меры по предотвращению гибели и травматизма личного состава, устанавливать необходимые требования безопасности на боевом дежурстве (боевой службе), при работе с вооружением и военной техникой, при совершении марша, при проведении учений, боевых стрельб (пусков), полетов, походов кораблей, специальных занятий или работ, при несении караульной и внутренней (дежурной и вахтенной) служб, своевременно доводить эти требования безопасности до подчиненных и требовать строгого их выполнения. Перед началом занятий, работ или других мероприятий служебной деятельности командир обязан лично убедиться, что для этого созданы и обеспечены безопасные условия; подчиненные усвоили доведенные до них требования безопасности и обладают достаточными практическими навыками в их выполнении. Меры, принимаемые командиром (начальником) по предотвращению гибели и травматизма личного состава,, не должны приводить к срыву выполнения боевой задачи.

78. Командир (начальник) обязан обеспечить твердый внутренний порядок в подчиненной части (подразделении):

— направлять деятельность штаба и подчиненных командиров (начальников) на организацию глубокого изучения и выполнения всеми военнослужащими требований воинских уставов;

— организовывать правильное размещение подразделений в военном городке и военнослужащих в помещениях;

— предусматривать целесообразное распределение времени в повседневной деятельности воинской части;

— проводить всестороннюю подготовку личного состава к несению службы суточного наряда;

— организовывать контроль за несением внутренней службы, лично участвовать в проверке караулов, а также разрабатывать рекомендации по улучшению состояния службы суточного наряда;

— устанавливать и требовать соблюдения порядка посещения военнослужащих, их увольнения из расположения воинской части и пропускного режима;

— организовывать и поддерживать внутренний порядок в парке, на полигоне и в других местах, где временно находятся подразделения.

79. Командир (начальник) обязан поддерживать в исправном состоянии и сохранности вооружение, военную технику и другие материальные средства, организовывать техническое, материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение:

— организовывать прием и ввод в строй поступающих в воинскую часть (подразделение) вооружения и военной техники, лично проверять готовность личного состава к их приему и эксплуатации;

— планировать эксплуатацию вооружения и военной техники;

— организовывать и осуществлять контроль за техническим состоянием и эксплуатацией вооружения и военной техники, проводить мероприятия по предупреждению происшествий и аварий;

— организовывать учет и хранение вооружения и военной техники; своевременно истребовать и организовывать получение, хранение и учет материальных средств, их подвоз и выдачу подчиненным, предотвращать утраты, недостачи, порчу и хищения военного имущества, привлекать виновных лиц к ответственности;

— обеспечивать полноту доведения до личного состава положенного денежного и других видов довольствия, экономно и целесообразно расходовать материальные и денежные средства, соблюдать штатную и финансовую дисциплину;

— принимать меры по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих, совершенствованию медицинского обеспечения личного состава; направлять военнослужащих с отклонениями в психическом развитии на психиатрическое освидетельствование, а при необходимости по заключению врача-психиатра и на лечение;

— постоянно заботиться об улучшении торгово-бытового обслуживания подчиненных, соблюдать при этом принципы социальной справедливости и гласности;

— организовывать войсковое хозяйство и руководить им лично, через штаб, своих заместителей, начальников родов войск и служб;

— принимать меры по охране окружающей среды в районе деятельности воинской части (подразделения), целевому и рациональному использованию закрепленных земельных участков.

80. Командир (начальник) обязан совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления воинской частью (подразделением):

— повышать свои военные, педагогические и правовые знания; знать вооружение, военную технику, порядок их боевого применения (эксплуатации), ремонта и эвакуации;

— твердо знать законы, относящиеся к своей служебной деятельности, положения воинских уставов, действовать в строгом соответствии с ними и требовать от подчиненных их соблюдения;

— вырабатывать в себе и в своих подчиненных деловитость, научный подход к решению поставленных задач, критическое отношение к результатам своей работы, учитывать в работе предложения подчиненных;

— умело распределять работу и обязанности между подчиненными, осуществлять контроль исполнения приказов; вырабатывать целеустремленность, личную ответственность, чувство предвидения и предусмотрительность, поддерживать неразрывную связь с личным составом;

— действовать в пределах предоставленных ему прав самостоятельно, в тесной связи с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями, коллективами предприятий, ветеранами войны и Вооруженных Сил, поддерживая и приумножая традиции воинской части (подразделения). С этой целью проводятся собрания, воинские ритуалы, спортивные праздники и другие мероприятия с приглашением на них трудящихся, представителей общественности и членов семей военнослужащих;

— всемерно укреплять единоначалие, опираться на Офицерское собрание, совместно с ним направлять усилия личного состава на активное и творческое выполнение поставленных задач;

— организовывать состязания среди личного состава и подчиненных подразделений, руководить ими в целях мобилизации военнослужащих на успешное выполнение задач, решаемых воинской частью (подразделением);

— систематически подводить с подчиненными итоги боевой подготовки, состояния воинской дисциплины, поддержания внутреннего порядка и определять меры по их улучшению; регулярно рассматривать эти и другие вопросы жизни и быта на общих собраниях военнослужащих, учитывать выработанные на них предложения при решении в воинской части (подразделении) соответствующих задач.

81. Командир (начальник) обязан умело работать с кадрами:

— всесторонне изучать личный состав путем личного общения с ним, знать деловые и морально-психологические качества подчиненных, повседневно заниматься их воспитанием;

— осуществлять подбор, расстановку и аттестование офицеров, прапорщиков и мичманов, привлекая к этому своих заместителей, начальников родов войск и служб, учитывая мнение Офицерского собрания и выводы постоянно действующей аттестационной комиссии;

— руководить отбором кандидатов для приема на военную службу по контракту и для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования;

— обеспечивать гласность намеченных перемещений военнослужащих, создавать кадровый резерв и условия для преемственности руководства путем сочетания опытных и молодых кадров;

— лично проводить беседы со своими подчиненными;

— поощрять подчиненных за подвиги и проявленную разумную инициативу, усердие и отличие в службе и строго взыскивать с нерадивых.

Кроме того, командир воинской части должен не реже двух раз в месяц в установленное распорядком дня время принимать по личным вопросам военнослужащих и членов их семей, а командир подразделения своих подчиненных во время, свободное от боевого дежурства, выполнения обязанностей в суточном наряде и занятий.

82. Командир (начальник) обязан руководить научной, изобретательской и рационализаторской работой:

— определять задачи, организовывать и контролировать выполнение планов научной, изобретательской и рационализаторской работы, обеспечивать их выполнение в материально-техническом отношении;

— направлять творчество военнослужащих на решение проблем, возникающих при выполнении задач, стоящих перед воинской частью (подразделением);

— принимать личное участие в научной, изобретательской и рационализаторской работе, изучать, обобщать и распространять передовой опыт, организовывать проведение конференций, совещаний, смотров и выставок и участвовать в их работе;

— поощрять военнослужащих, добившихся лучших творческих результатов.

83. Командир (начальник) при решении вопросов, связанных с трудовой деятельностью гражданского персонала, обязан строго руководствоваться действующим законодательством о труде, изданными приказами и директивами министра обороны Российской Федерации. Он отвечает за правильную организацию труда гражданского персонала, создание условий для роста производительности труда, обеспечение трудовой и производственной дисциплины, соблюдение правил охраны труда, улучшение условий труда и быта.

84. В случае временного убытия командир (начальник) для выполнения своих обязанностей оставляет заместителя. При отсутствии штатного заместителя и если заместитель не был указан командиром (начальником), командование принимает старший по должности, а при равных должностях старший по воинскому званию. Вступивший в командование докладывает об этом старшему командиру (начальнику).

85. Вновь назначенный командир воинской части вступает в командование на основании предписания или приказа старшего командира (начальника). О вступлении в командование командир воинской части объявляет в приказе и докладывает старшему командиру (начальнику).Вновь назначенный командир воинской части (подразделения) представляется личному составу воинской части (подразделения) старшим командиром (начальником).

86. Вновь назначенные командиры воинских частей (кораблей), подразделений, начиная от командира роты (корабля 4 ранга) и выше, при приеме должности производят опрос военнослужащих воинской части (корабля), подразделения в целях выявления их заявлений и жалоб и последующего их разрешения (приложение 8).

87. Срок приема и сдачи дел и должности командиров полка и отдельного батальона (кораблей 1 и 2 ранга) устанавливается не более 10 дней, заместителей командира полка по вооружению и по тылу не более 20 дней, командира батальона и командира роты (кораблей 3 и 4 ранга) не более 5 дней, начальников служб не более 15 дней. Другим должностным лицам срок приема и сдачи дел определяется старшим командиром (начальником). Окончанием приема и сдачи дел и должности считается утверждение старшим командиром (начальником) соответствующего акта.

88. Командир воинской части прием и сдачу дел и должности производит лично в присутствии представителя от старшего командира (начальника). Кроме того, для приема и сдачи дел и должности приказом старшего командира (начальника) назначается комиссия, которая проверяет общее состояние воинской части, отдельно наличие и состояние вооружения, военной техники, боеприпасов и их учет, а также отдельно войсковое и финансовое хозяйство воинской части и составляет акты. В акте о приеме и сдаче дел и должности указываются: списочный и наличный состав воинской части; состояние боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки, учебно-материальной базы; морально-психологическое состояние личного состава и состояние воинской дисциплины. В акте о приеме и сдаче вооружения, военной техники и боеприпасов указываются: количество, которое числится по документам, фактическое наличие; качественное и техническое состояние вооружения, военной техники и боеприпасов; условия их содержания и хранения. В акте о приеме и сдаче войскового и финансового хозяйства указываются: квартирно-бытовые условия, наличие и состояние зданий, сооружений, инвентаря и оборудования; наличие, состояние, законность расходования, учет и порядок хранения горючего, продовольствия, вещевого, технического имущества и других материальных средств как текущего довольствия, так и неприкосновенного запаса, а также денежных средств. Акты подписываются принимающим и сдающим командирами, а также членами комиссии и представляются на утверждение старшему командиру (начальнику).

89. Командир подразделения прием (сдачу) дел и должности производит лично на основании приказа по воинской части. О приеме (сдаче) дел и должности командир подразделения докладывает письменно по команде командиру воинской части. Принимающий должность вместе с докладом представляет акт о приеме подразделения, в котором указываются: списочный и наличный состав подразделения; состояние боевой готовности, боевой подготовки; морально-психологическое состояние личного состава и состояние воинской дисциплины; наличие и состояние вооружения, военной техники и других материальных средств; состояние жилищных и бытовых условий военнослужащих. Акт составляется и подписывается принимающим и сдающим должность.

ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, СОЛДАТ И МАТРОСОВ

90. Командир полка (корабля 1 ранга), являясь командиром основной тактической и административно-хозяйственной единицы Вооруженных Сил, в мирное и военное время отвечает: за боевую и мобилизационную готовность полка (корабля); за успешное выполнение боевых задач полком (кораблем); за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава и безопасность военной службы; за внутренний порядок; за состояние и сохранность вооружения, военной техники и других материальных средств полка (корабля); за техническое, материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение полка (корабля). Командир полка (корабля 1 ранга) является прямым начальником всего личного состава полка (корабля).

91. Командир полка (корабля 1 ранга) обязан:

— руководить боевой подготовкой и воспитанием личного состава полка (корабля), умело управлять полком (кораблем);

— проводить учения с батальонами, вести подготовку штаба полка, проводить занятия с командирами батальонов, рот, не входящих в состав батальонов, их заместителями и начальниками родов войск и служб полка (на корабле с помощниками, заместителем, командирами боевых частей и начальниками служб), а также занятия с подразделениями полка (корабля);

— руководить разработкой и выполнением планов боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки полка (корабля);

— организовывать и осуществлять мероприятия по защите личного состава, вооружения, военной техники и других материальных средств полка (корабля) от ядерного, химического и биологического оружия с учетом особенностей местной и гражданской обороны;

— знать деловые и морально-психологические качества каждого офицера, прапорщика (мичмана) и старшины подразделения, постоянно проводить с офицерами работу по воинскому воспитанию и совершенствованию профессиональной подготовки;организовывать и направлять деятельность Офицерского собрания на сплочение коллектива офицеров, рассматривать его предложения и рекомендации и принимать по ним решения;

— утверждать в воинских коллективах гласность, социальную справедливость, взаимное доверие между военнослужащими, создавать в подразделениях обстановку нетерпимости к недостаткам, равнодушию и пассивности;

— руководить распределением по подразделениям (командам, боевым частям) вновь прибывающего пополнения и приводить его к Военной присяге в порядке, указанном в приложении 1;

— руководить подбором и расстановкой кадров, работой по приему граждан на военную службу, определять кандидатов для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования, при этом учитывать выводы, предложения и рекомендации Офицерского собрания и постоянно действующей аттестационной комиссии;

— утверждать график отпусков военнослужащих;

— устанавливать распорядок дня и регламент служебного времени, требовать поддержания внутреннего порядка, определять форму одежды личного состава с учетом выполняемых задач и расписаний занятий;

— организовывать охрану расположения полка (корабля), контроль караульной и внутренней (на корабле дежурной и вахтенной) служб, лично проверять их несение, а также содержание арестованных (заключенных под стражу) на гауптвахте (в корабельном карцере);

— принимать меры по предупреждению преступлений и происшествий, а в случае их совершения докладывать старшему командиру (начальнику), уведомлять военного прокурора, возбуждать уголовное дело либо назначать административное расследование; лично участвовать в расследовании катастроф и других происшествий, связанных с гибелью людей или повлекших иные тяжкие последствия, а также в расследовании случаев нарушения определенных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими;

— анализировать состояние боевой подготовки, воинской дисциплины и внутреннего порядка, не реже одного раза в месяц подводить итоги и определять меры по их улучшению;

— принимать меры по поддержанию установленных запасов, сохранению, содержанию в исправном состоянии и правильному использованию вооружения, военной техники и других материальных средств, периодически проверять их наличие, состояние и боевую готовность; проводить не реже двух раз в год смотр вооружения и военной техники, результаты смотра объявлять в приказе по полку (командиру корабля не реже одного раза в два месяца проводить смотр корабля, не реже одного раза в месяц осмотр его вооружения, боеприпасов и технических средств, ежедневно производить обход корабля);

— встречать, докладывать и сопровождать по расположению полка (при обходе корабля) Президента, министра обороны Российской Федерации и его заместителей, маршалов Российской Федерации, генералов армии, адмиралов флота, генерал-полковников и адмиралов, прямых начальников старше командира полка и лиц, назначенных для руководства проведением инспектирования (проверки) в порядке, определенном ст. 59 настоящего Устава;

— осуществлять контроль за выполнением требований безопасности при работе с вооружением, военной техникой и боеприпасами, при проведении занятий, стрельб, учений и работ (командиру корабля, кроме того, принимать меры по обеспечению живучести корабля и безопасности его плавания);

— принимать меры по улучшению быта военнослужащих, сохранению и укреплению их здоровья, рассматривать и утверждать раскладку продуктов на неделю, организовать ежедневный контроль за качеством и полнотой выдачи пищи, еженедельно лично проверять качество приготовленной пищи;

— руководить финансовой и хозяйственной деятельностью полка (корабля), обеспечивая законное и экономное расходование материальных и денежных средств;

— следить за содержанием и правильной эксплуатацией казарменно-жилищного фонда, других зданий и сооружений, территории полка (на корабле осматривать жилые и служебные помещения, постоянно следить за исправным состоянием корпуса корабля), а также за состоянием противопожарной защиты в полку (на корабле);

— принимать меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов в районе расположения полка, при проведении учений, других мероприятий боевой подготовки и повседневной деятельности;

— проводить лично и с привлечением должностных лиц, внутрипроверочных комиссий и представителей общественности плановые и внезапные проверки наличия военного имущества по службам, а также денежных сумм и ценностей; при обнаружении материального ущерба, причиненного государству, назначать административное расследование и своевременно принимать решение о привлечении виновных лиц к ответственности.

92. Командир полка перед началом каждого периода обучения отдает письменный приказ с определением порядка выполнения тех положений настоящего Устава и Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, право регламентировать которые ему предоставлено (приложение 11). Кроме того, командир полка ежедневно отдает письменные приказы по строевой части, а по мере необходимости по боевой подготовке и другим вопросам. Приказы подписываются командиром полка и начальником штаба.

УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ (ПОДРАЗДЕЛЕНИИ)

Прежде чем перейти к рассмотрению основного материала настоящей лекции и изучать условия безопасности военной службы в воинской части (подразделении), а также деятельность командиров (начальников) по обеспечению безопасности военной службы, необходимо уяснить значение терминов и понятий, используемых в рассматриваемой области.

Опасность – это реальная или потенциальная возможность негативного воздействия на конкретного индивида или социальный организм, в результате которого последним может быть причинен ущерб, вред, ухудшающий их состояние.

Угрозы безопасности военной службы — это совокупность факторов, создающих опасность военнослужащим, а также местному населению и окружающей среде при осуществлении деятельности Вооруженных сил РФ.

Опасный фактор военной службы – фактор, воздействие которого может привести к травме, либо резкому ухудшению здоровья военнослужащих, а также к катастрофе, аварии или поломке вооружения и военной техники.

Вредный фактор военной службы – фактор, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию или снижению работоспособности военнослужащих, сохраняющемуся после отдыха и перерыва в активной деятельности, а также вызвать неисправности, либо отказы вооружения и военной техники.

Военная служба – это особый вид государственной службы граждан, заключающийся в исполнении ими установленной законодательством воинской обязанности непосредственно в вооруженных силах и других войсках.

Военная служба представляет собой разновидность коллективной деятельности людей и сопряжена с опасностями, угрозами для жизни и здоровья военнослужащих. Эти угрозы различны по своему содержанию и остроте в зависимости от условий, в которых осуществляется военная служба.

Безопасность военной службы заключается в поддержании в полку (подразделении) условий военной службы и порядка ее несения, обеспечивающих защищенность личного состава и каждого военнослужащего в отдельности, а также местного населения, его имущества и окружающей среды от воздействия опасных факторов военной службы, возникающих в ходе повседневной деятельности.

Обеспечение безопасности военной службы – это совокупность правовых, социально-экономических, организационно-технических, морально- психологических, медицинских и иных мероприятий, проведение которых обеспечивает соблюдение жизненно важных интересов военнослужащих, предотвращение нанесения вреда жизни, здоровью, имуществу местного населения и окружающей природной среде.

Обеспечение безопасных условий военной службы можно рассматривать как систему работы должностных лиц органов военного управления и воинских частей по обеспечению БВС.

Система работы по обеспечению безопасности военной службы – это деятельность командиров, штабов, органов воспитательной работы и других должностных лиц, направленная на формирование и поддержание таких условий военной службы, при которых исключается (сводится к минимуму) влияние на военнослужащих опасных факторов.

Структурно система БВС включает ряд элементов (приложение 7).

К объектам БВС относятся военнослужащие, местное население и окружающая природная среда.

Субъектами БВС в Вооруженных Силах являются органы военного управления и должностные лица воинских частей.

Основными целями мероприятий по обеспечению БВС являются (приложение 8):

  • предотвращение небоевых потерь личного состава;
  • предупреждение правонарушений военнослужащих в отношении местного населения;
  • максимальное сокращение нанесения вреда окружающей природной среде.

Главной задачей системы обеспечения безопасности военной службы в части является нейтрализация действий негативных факторов, снижающих уровень безопасности военной службы и организация оптимального управления всеми категориями военнослужащих в процессе повседневной деятельности.

К другим задачам относятся:

  • формирование у каждого военнослужащего личной ответственности за строгое соблюдение правил и мер безопасности;
  • выработка у личного состава сознательного отношения к сохранению как своей жизни, здоровья, так и жизни и здоровья окружающих;
  • привитие должностным лицам всех степеней правовой культуры и неукоснительного выполнения действующих правовых норм;
  • формирование у военнослужащих прочных военно-профессиональных и морально-психологических качеств, обеспечивающих максимально безопасную деятельность;
  • привитие всем категориям военнослужащих уважительного отношения к воинским уставам, выработка навыков и умения строго выполнять их требования, воспитание личной дисциплинированности и исполнительности;
  • формирование у личного состава уважительного отношения к гражданскому населению и строгого выполнения нормативно-правовых требований по отношению к местному населению;
  • выработка у военнослужащих гуманного отношения к окружающей природной среде.

Создать безопасные условия военной службы можно только тогда, когда известны угрозы БВС, от которых необходимо защищаться. По оценкам специалистов источниками таких угроз в Вооруженных Силах Российской Федерации являются:

  • наличие в войсках сложной ВВТ, ядерного, химического и других видов оружия;
  • выполнение боевых задач в мирное время (караульная служба, боевое дежурство, боевые стрельбы, дальние походы и автономное плавание и т.д.;
  • уровень криминализации общества и состояние преступности;
  • состояние здоровья граждан призывного возраста, уровень общеобразовательной, морально-психологической и физической подготовленности к исполнению воинской обязанности, наличие среди призывного контингента лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности;
  • уровень психологического состояния военнослужащих, а также морально-психологическое состояние воинских коллективов;
  • уровень профессионализма военнослужащих, знание ими требований безопасности и ответственность личного состава за их выполнение;
  • состояние воинской дисциплины и службы войск в воинских частях и гарнизонах;
  • физическое старение вооружения и военной техники, дефицит комплектующих изделий и материалов, значительный износ фонда зданий и специальных сооружений;
  • уровень защищенности и загрузки арсеналов, баз, складов и мест хранения ракет и боеприпасов, изделий, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, нарушение условий их хранения;
  • состояние закупок технических средств пожаротушения, спасения и индивидуальной защиты;
  • угроза совершения актов терроризма и иных преступлений против общественной безопасности и общественного порядка в военных городках и на военных объектах в регионах со сложной криминогенной ситуацией;
  • состояние финансирования войск (сил), обеспечения их продовольствием, вещевым и другими видами имущества, материальными и иными ресурсами (услугами), которые определяют своевременность и полноту доведения до каждого военнослужащего положенных норм довольствия, реализацию установленных законодательством льгот, организацию боевой подготовки и поддержание нормальных условий службы и быта.

Основным содержанием угроз безопасности военной службы, являются:

  • личному составу: убийства, гибель, травмы, похищения и угрозы военнослужащим, членам их семей и близким родственникам, а также психологический террор, шантаж, вымогательства и т. п.;
  • материальным ресурсам: повреждение вооружения, военной и иной техники, зданий, сооружений и другого недвижимого имущества, вывод из строя систем коммунального обслуживания и средств связи, кража, угон и уничтожение транспортных средств и т.д.;
  • финансам: кража финансовых средств и ценных бумаг, мошенничество с финансовыми средствами, фальсификация финансовых документов и т.п.;
  • информации: незаконное ознакомление с охраняемыми сведениями, модификация информации с криминальными целями, уничтожение информации и т.п.

Угрозы безопасности военной службы формируются, в свою очередь, под воздействием опасных факторов различной природы, да и сами угрозы, как следует из определения, представляют собой совокупность этих факторов. Сами опасные факторы могут быть различной природы: физические, химические, биологические, психофизиологические и социальные.

Раз существуют угрозы, мы вправе говорить о противодействии тем факторам, которые эти угрозы формируют. Поэтому и правомерно введение понятия «обеспечение безопасности военной службы».

Обеспечение безопасности военной службы – это совокупность правовых, социально-экономических, организационно-технических, морально- психологических, медицинских и иных мероприятий, проведение которых обеспечивает:

  • предотвращение (сокращение) небоевых потерь личного состава и соблюдение жизненно важных интересов военнослужащих;
  • предотвращение нанесения вреда жизни, здоровью и имуществу местного населения;
  • максимальное сокращение нанесения вреда окружающей природной среде.

Обеспечение безопасности военной службы связано с конкретными сторонами жизнедеятельности военнослужащих и, в соответствии с ними, имеет следующие направления:

  • правовое;
  • социально-экономическое;
  • организационно-техническое;
  • морально-психологическое;
  • медицинское;
  • гидрометеорологическое;
  • обеспечение экологической безопасности.

Обеспечение безопасности военной службы осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

  • признания и обеспечения приоритета жизни и здоровья военнослужащего при организации повседневной деятельности войск (сил);
  • соблюдения законности;
  • обеспечения комплексности, систематичности, целенаправленности и непрерывной профилактической направленности проводимых мероприятий;
  • адекватности принимаемых мер возникающим угрозам и опасностям безопасности военной службы;
  • четкого разграничения функций, полномочий и ответственности субъектов обеспечения БВС за их согласованное осуществление;
  • гарантии государством прав и социально-экономического обеспечения военнослужащих при причинении вреда их жизни и здоровью.

Все рассмотренные элементы системы безопасности военной службы, опирающейся на нормативно-правовую базу, принципы обеспечения БВС и качество решения задач по устранению, нейтрализации или ослаблению воздействия опасных факторов, определяют условия безопасности военной службы в каждой конкретной воинской части. То есть, безопасная профессиональная деятельность, безопасные социально-бытовые условия могут иметь место только при наличии определённых безопасных условий (условий безопасности) военной службы, или таких условий военной службы, которые обеспечивают защищённость военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды от угроз безопасности военной службы.

Безопасные условия военной службы обеспечиваются наличием соответствующей правовой базы безопасности военной службы и строгим выполнение требований федеральных законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам безопасности вообще и военной службы в частности.

Статья 317 Устава Внутренней Службы ВС РФ устанавливает, что безопасность военной службы заключается в поддержании в полку (подразделении) условий военной службы и порядка ее несения, обеспечивающих защищенность личного состава и каждого военнослужащего в отдельности, а также местного населения, его имущества и окружающей среды от воздействия опасных факторов военной службы, возникающих в ходе повседневной деятельности полка (подразделения). Эта же статья определяет и общие условия обеспечения безопасности военной службы в полку (подразделении), которыми являются (приложение 9):

  • поддержание воинской дисциплины;
  • взаимодействие органов военного управления с органами государственной власти и местного самоуправления в целях поддержания доброжелательных взаимоотношений между военнослужащими и местным населением;
  • обеспечение удовлетворительного морально-психологического состояния и состояния здоровья военнослужащих;
  • обеспечение пожарной безопасности;
  • соблюдение определенных Уставом Внутренней Службы ВС РФ правил внутреннего порядка;
  • обеспечение социальной защиты военнослужащих в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
  • обеспечение удовлетворительного санитарно-эпидемического состояния воинской части.

Условия безопасности местного населения при осуществлении деятельности войск предполагают:

  • взаимодействие органов военного управления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях поддержания нормальных взаимоотношений между военнослужащими и местным населением;
  • размещение потенциально опасных военных объектов за пределами санитарно-защитной зоны населенных пунктов;
  • информированность населения о согласованных с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) ограничениях, установленных в местах дислокации войск (сил);
  • правовую регламентацию деятельности войск (сил) при введении и поддержании режимов чрезвычайного положения, военного положения, объявлении и проведении мобилизации, их привлечение к решению задач территориальной обороны.

Условия предотвращения вреда окружающей природной среде при осуществлении деятельности войск включают:

  • соблюдение требований природоохранного законодательства военнослужащими, их экологическое обучение и воспитание;
  • проведение мероприятий по охране окружающей природной среды при различных видах деятельности войск (сил), функционировании режимных, особорежимных и особо важных военных объектов, объектов инфраструктуры;
  • обеспечение экологической безопасности при создании и утилизации (уничтожении) вооружения и военной техники;
  • своевременное выявление вреда, причиненного окружающей природной среде, восстановление ее нормального состояния.

Характер деятельности войск весьма разнообразен и условия безопасности военной службы зависят от вида деятельности воинской части и конкретных условий, в которых осуществляется тот или иной вид деятельности. Поэтому каждому виду деятельности и условиям его осуществления можно поставить в соответствие конкретные виды безопасности военной службы. В общем случае виды безопасности можно разделить по направленности (внешняя и внутренняя), по сферам бытия и деятельности, из которых складывается жизнь общества и каждого человека.

Под видом безопасности военной службы понимается состояние военной службы, обеспечивающее защищенность военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды от угроз, формирующихся в процессе конкретного вида деятельности войск (сил).

Выделяются следующие виды безопасности военной службы:

  • безопасность военной службы в мирное время (в повседневной деятельности войск, при привлечении войск для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участию в миротворческой деятельности, при введении и поддержании режима чрезвычайного положения);
  • безопасность военной службы при введении и поддержании военного положения;
  • безопасность военной службы в военное время.

Безопасность военной службы в мирное время (в повседневной деятельности войск) подразделяется на следующие основные виды безопасности военной службы:

  • безопасность боевого дежурства (дежурства, боевой службы);
  • безопасность боевой подготовки (в том числе при совершении маршей, учений, боевых стрельб (пусков);
  • безопасность эксплуатации вооружения и военной техники;
  • безопасность специальных занятий и работ;
  • безопасность несения, караульной, внутренней и гарнизонной служб;
  • безопасность военнослужащих, привлекаемых к работам на предприятиях.

В видах Вооруженных Сил, родах войск, главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации с учетом специфики деятельности личного состава указанный перечень основных видов безопасности военной службы может уточняться и конкретизироваться.

Сущность, характер и содержание того или иного вида безопасности определяется факторами, воздействующими на объекты. В общем виде сущность всех видов безопасности военной службы состоит в их безопасности для военнослужащего и окружающей среды, а содержание — в проведении мероприятий, позволяющих достичь этой безопасности. Специфические особенности сущности, характера и содержания конкретного вида безопасности (как безопасности вида деятельности) зависят от характера этого конкретного вида деятельности.

Общим подходом к обеспечению безопасности военной службы является строгое выполнение всех требований законов и нормативно-правовых актов по вопросам безопасности вообще и военной службы в частности.

Забота о сохранении и укреплении физического и психического здоровья военнослужащих – обязанность командиров. Именно на них возлагается вся полнота ответственности за обеспечение требований безопасности при проведении любых мероприятий службы войск, боевой подготовки, боевого дежурства, хозяйственной и иных видов деятельности воинской части (подразделения). Как командиры и другие должностные лица частей и подразделений организуют работу по обеспечению БВС, будет рассмотрено во втором вопросе настоящей лекции.

Устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ

Википроекты:Данные

Утвержден
Указом Президента
Российской Федерации
от 14 декабря 1993 г. N 2140

Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации

(в ред. Указа Президента РФ от 30.06.2002 N 671)

Настоящий Устав определяет предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.

Действие Устава распространяется на военнослужащих пограничных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, системы федеральных органов государственной безопасности, Главного управления охраны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел, других министерств и ведомств Российской Федерации.

Уставом гарнизонной и караульной служб руководствуются все военнослужащие и должностные лица воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений и военных образовательных учреждений профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации.

  • Общие положения
  • Часть первая. Организация и несение гарнизонной службы
    • Глава 1. Должностные лица гарнизона и их обязанности
    • Глава 2. Гарнизонный наряд
    • Глава 3. Военная автомобильная инспекция гарнизона
  • Часть вторая. Организация и несение караульной службы
    • Глава 4. Организация караульной службы и подготовка караулов
    • Глава 5. Права и обязанности лиц караула
    • Глава 6. Развод и смена караулов
    • Глава 7. Внутренний порядок в караулах
    • Глава 8. Проверка караулов
    • Глава 9. Особенности караульной службы в отдельно расположенных радиотехнических, других специальных подразделениях и при перевозке войск и воинских грузов
  • Часть третья. Проведение гарнизонных мероприятий с участием войск
    • Глава 10. Участие войск в парадах и общественных мероприятиях
    • Глава 11. Отдание воинских почестей
    • Глава 12. Привлечение войск для ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств
  • Приложения
    • Приложение 1. Расписание караулов
    • Приложение 2. Ведомость гарнизонного (суточного) наряда
    • Приложение 3. Табель постам
    • Приложение 4. Постовая ведомость
    • Приложение 5. Ограждение объектов и оборудование постов
    • Приложение 6. Оборудование караульного помещения
    • Приложение 7. Книга учета запаса боевых патронов караула
    • Приложение 8. Караульная форма одежды
    • Приложение 9. Положение оружия у часового на посту
    • Приложение 11. Охрана объектов с использованием караульных собак
    • Приложение 12. Размещение и оборудование военной комендатуры гарнизона
    • Приложение 13. Порядок учета военнослужащих, находящихся в командировке и в отпуске, и воинских частей гарнизона
    • Приложение 14. О гауптвахте

Примечания

  1. В дальнейшем для краткости именуются «воинские части».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *