Обязательное членство арбитражных управляющих в саморегулируемой организации

Арбитражным управляющим по-прежнему придется в обязательном порядке вступать в саморегулируемые организации (СРО), и, соответственно, платить при этом вступительные взносы. Вчера Конституционный суд (КС) признал, что ни одно из этих требований не противоречит основному закону, а необходимость вступления в СРО это единственная возможность защитить интересы как частных кредиторов, так и государства. Сами антикризисные менеджеры решением КС довольны: контроль со стороны бизнес-сообщества, говорят они, куда более эффективен, чем государственное лицензирование.
С требованием проверить на соответствие Конституции норму закона «О банкротстве», которая обязывает антикризисных управляющих вступать в СРО, выступил арбитражный управляющий из Белгородской области Алексей Меженцев.
С требованием проверить на соответствие Конституции норму закона «О банкротстве», которая обязывает антикризисных управляющих вступать в СРО, выступил арбитражный управляющий из Белгородской области Алексей Меженцев.
Дело в том, что, помимо требования являться членом СРО, арбитражный управляющий при этом обязан заплатить вступительный взнос, так как каждая саморегулируемая организация должна сформировать компенсационный фонд, объем которого должен составлять минимум 50 тыс. руб. на одного управляющего.
Именно это требование закона больше всего возмутило заявителя. По его мнению, права управляющих нарушает требование закона как платить вступительный взнос, так и фактически дважды страховать свою профессиональную ответственность. «Эти условия приведут к кабальной зависимости арбитражных управляющих, что противоречит главному принципу деятельности представителей этой профессии, а именно полной независимости от внешних факторов» — говорится в заявлении.
Однако Конституционный суд решил иначе. Во-первых, обязательное членство арбитражного управляющего в СРО- это одно из главных условий, при соблюдении которого собрание кредиторов должника может утвердить кандидатуру арбитражного управляющего. Во-вторых, участие в СРО заменяет лицензирование со стороны государства, и, таким образом, арбитражные управляющие, которые не являются участниками саморегулируемых организаций, фактически оказываются неподконтрольными государству.
«Выступать в арбитражном суде могут только те управляющие, которые являются членами СРО. Это нужно для того, чтобы суд мог проверять способность человека быть арбитражным управляющим»,- напоминает заместитель председателя профсоюза предпринимателей «Лига свободы» Никита Кузнецов. «Ничего страшного в этом нет, а сами требования закона вполне адекватные»,- уверен он.
С тем, что финансовая коллективная ответственность СРО гораздо более надежна, чем ответственность отдельно взятого арбитражного управляющего соглашается президент СРО арбитражных управляющих «Межрегиональный центр экспертов и профессиональных управляющих» (МЦПУ) Эдуард Олевинский. Он уверен, что решение КС во многом предопределит развитие как системы СРО в России, так и отраслей экономики, где государственное лицензирование заменяется на обязательное членство в саморегулируемых организациях. Эксперт ничего не имеет против и желания государства осуществлять надзор за деятельностью СРО. «Сегодня контроль над арбитражными управляющими передан СРО фактически на основе аутсорсинга. Любой управленец знает, что дублирование функций не эффективно и приводит к дополнительным затратам. Государство.
Владимир Лавицкий, Татьяна Алешкина
Источник: Бизнес

35. Права и обязанности внешнего управляющего

Внешний управляющий не является постоянным единоличным органом, осуществляющим руководство организацией, его полномочия временны и осуществляются исключительно на непостоянной основе. Внешний управляющий наделяется своими полномочиями в специальном порядке, он утверждается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления. Об утверждении внешнего управляющего арбитражный суд выносит определение.

Определение об утверждении внешнего управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Внешний управляющий наделяется в соответствии со своим статусом определенными правами и обязанностями. Его правоспособность носит исключительно специальный характер.

Внешний управляющий имеет право:

1) распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления;

2) заключать от имени должника мировое соглашение;

3) заявлять отказ от исполнения договоров должника;

4) предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок;

5) осуществлять иные предусмотренные Законом о банкротстве действия.

Внешний управляющий обязан:

1) принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

2) разработать план внешнего управления и предоставить его для утверждения собранию кредиторов;

3) вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

4) заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;

5) принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

6) вести реестр требований кредиторов;

7) реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления;

8) информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

9) представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;

10) осуществлять иные полномочия. Компетенция внешнего управляющего включает в себя полномочия по установлению размера требований кредиторов, распоряжению имуществом должника, а также может включать в себя отказ от исполнения сделок должника. Одним из важнейших моментов деятельности внешнего управляющего является установление размера требований кредиторов. Установление размера требований кредиторов далеко не всегда носит бесспорный характер.

Внешний управляющий в течение трех месяцев со дня введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника. При этом должны соблюдаться особые требования. Отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 (далее – Закон о регистрации) сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном законом порядке только: самим правообладателям или их законным представителям; физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя и т.д.

Между тем, в соответствии с положениями статей 24, 66, 67 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в редакции от 03.12.2008) в обязанности временного управляющего входит анализ финансового состояния должника, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, предполагающие исследование перечня имущества должника и обязывающие временного управляющего в случае отсутствия таких сведений запрашивать их у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.

Принципы и условия проведения арбитражным управляющим финансового анализа, а также состав сведений, используемых арбитражным управляющим при его проведении, определены в Правилах проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее – Закон о банкротстве) арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) — гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

В соответствии с п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве (с учетом изменений, введенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ и вступивших в законную силу с 01.01.2009), арбитражный управляющий имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

На основании ст. 66 Закона о банкротстве, сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.

В соответствии с п. 17 ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 30.12.2008 № 296-ФЗ впредь до приведения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством), в соответствие с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона) указанные Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат Федеральному закону от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона).

В соответствии с п. 3 ст. 232 Закона о банкротстве впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих отношения, связанные с банкротством, в соответствие с Законом о банкротстве, указанные Законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о банкротстве.

Судебная практика по данному вопросу указала, что довод Управления о том, что конкурсный управляющий не относится к категориям лиц, указанных в п. 3 ст. 7 Закона о регистрации, является несостоятельным.

Так, суды указывают, что в силу положений ст.ст. 66, 67, 70 Закона о банкротстве, а также Правил проведения арбитражными управляющими финансового анализа, временный управляющий, обращаясь в Управление, фактический действует от имени правообладателя. Наличие у него права на обращение в Управление за информацией о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества подтверждается определением суда о назначении конкретного лица арбитражным управляющим.

Сведения, запрошенные временным управляющим у регистрирующего органа о зарегистрированных правах, являются необходимыми сведениями для осуществления временным управляющим своих функций по выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, а также проведению анализа финансового состояния должника.

Отказ управления в предоставлении таких сведений о наличии зарегистрированных объектов недвижимости противоречит Закону о банкротстве, препятствует реализации возложенных на временного управляющего обязанностей при проведении процедуры банкротства.

По указанным основаниям также является несостоятельным довод Управления о том, что обязательным является личная явка арбитражного управляющего.

Так, суд указал, что полномочия временного управляющего не могут быть подтверждены удостоверением личности физического лица, а подтверждаются соответствующими судебными актами о его назначении. Законом о регистрации не предусмотрена обязанность личной явки лица, обратившегося за данной информацией, в регистрирующий орган.

Кроме того, Высший Арбитражный суд Российской Федерации в определении от 31.01.2008 №814/08 указал, что личная явка законного представителя юридического лица не является необходимым условием предоставления информации по запросу. Арбитражный управляющий вправе получить запрашиваемую информацию на основании копии паспорта и копии судебного акта о назначении управляющего.

Вместе с тем, временный управляющий, обращаясь в регистрирующий орган за предоставление соответствующей информации, обязан достоверным образом подтвердить свои полномочия.

Необходимые реквизиты, придающие юридическую силу копиям судебных Актов арбитражных судов, указаны в ведомственном нормативном акте Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанциях), утвержденных Приказом ВАС РФ от 25.03.2004 № 27, по правилам пункта 3.33 которой верность копий судебных актов, для которых не требуется заверения гербовой печатью, свидетельствуют секретари судебных заседаний (помощники судей) или специалисты судебных составов, и такие копии заверяются печатью отдела делопроизводства или судебного состава.

Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего

1. При получении определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона.

В случае получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе саморегулируемой организации заявленная саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.

Заявленная саморегулируемая организация не вправе представлять кандидатуру арбитражного управляющего, не имеющего допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

2. Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух дней и семи дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений.

3. Заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Решение о представлении кандидатуры арбитражного управляющего принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

4. Не позднее чем в течение девяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, способом, обеспечивающим доставку в течение пяти дней с даты направления, либо представляет кандидатуру арбитражного управляющего, а также при необходимости информацию о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне.

Заявленная саморегулируемая организация несет ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих.

Замена кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, указанных в заявлении о признании должника банкротом, допускается по ходатайству заявителя до даты направления в заявленную саморегулируемую организацию определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.

5. По результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным пунктами 2 — 4 статьи 20 (в том числе требованиям, установленным саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней) и статьей 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.

В случае представления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о несоответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьей 20.2 настоящего Федерального закона, а также информации об отсутствии у арбитражного управляющего достаточной компетентности, добросовестности и независимости для проведения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, арбитражный суд может принять решение об отказе в утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

В случае утверждения арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего, в отношении которого саморегулируемая организация арбитражных управляющих представила информацию, указанную в абзаце втором настоящего пункта, арбитражный управляющий обязан заключить дополнительный договор страхования ответственности арбитражного управляющего и представить данный договор в арбитражный суд и в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой он является, в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом. Размер страховой суммы по дополнительному договору страхования ответственности арбитражного управляющего должен быть не менее чем размер компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих на последнюю отчетную дату, предшествующую дате утверждения кандидатуры арбитражного управляющего.

6. В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд в порядке, установленном настоящей статьей, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.

Одновременно с ходатайством арбитражного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей в деле о банкротстве заявленная саморегулируемая организация, членом которой является арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд кандидатуру нового арбитражного управляющего в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев, если в саморегулируемой организации отсутствуют арбитражные управляющие, изъявившие согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве. О невозможности представления кандидатуры арбитражного управляющего в связи с отсутствием арбитражных управляющих, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве, саморегулируемая организация извещает арбитражный суд.

7. В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, в течение четырнадцати дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на тридцать дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации.

Если в течение установленного срока заявитель не обратился в арбитражный суд с ходатайством либо указанная в таком ходатайстве саморегулируемая организация не представила информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуру арбитражного управляющего, арбитражный суд рассматривает ходатайства иных лиц, участвующих в деле о банкротстве.

При поступлении нескольких ходатайств иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, кандидатура которого указана в ходатайстве, поступившем в арбитражный суд первым, или кандидатуру арбитражного управляющего, представленную саморегулируемой организацией, указанной в таком ходатайстве.

8. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 219-ФЗ.

9. В случае, если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение трех месяцев с даты, когда арбитражный управляющий в соответствии с настоящим Федеральным законом должен быть утвержден, арбитражный суд прекращает производство по делу.

10. В случае, если арбитражный управляющий, кандидатура которого указана в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протоколе собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего, либо иные арбитражные управляющие — члены заявленной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не имеют допуска к государственной тайне установленной формы и наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего, заявленная саморегулируемая организация в срок, установленный пунктом 4 настоящей статьи, сообщает об этом в арбитражный суд.

11. Арбитражный суд обращается в заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, если она не получила или несвоевременно получила информацию о наличии допуска руководителя должника к государственной тайне и о форме такого допуска, для подтверждения информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или повторного представления саморегулируемой организацией кандидатуры арбитражного управляющего в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *