Обязательное энергетическое обследование

Минэкономразвития завершило подготовку законопроекта, заменяющего обязательное энергетическое обследование бюджетных учреждений добровольным. Однако отмена существующих требований не означает команду «Вольно!». Введение системы декларирования повысит ответственность потребителей энергоресурсов.

Основными целями проекта являются корректировка и продление требований по ежегодному снижению совокупного потребления энергоресурсов организациями бюджетной сферы до 2020 года с учетом их фактического потенциала энергосбережения.

Данная норма предусмотрена ст. 24 Закона об энергосбережении: государственное (муниципальное) учреждение обязано в течение пяти лет обеспечивать ежегодное снижение в сопоставимых условиях потребляемых объемов воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля от уровня потребления 2009 года каждого из указанных ресурсов не менее чем 3%.

Реализация этого положения стала возможной после принятия Приказа Минэкономразвития РФ № 591, устанавливающего порядок определения объемов снижения потребляемых учреждениями ресурсов в сопоставимых условиях и изменений, принятых в целях устранения недоработок, препятствующих объективному расчету показателей названного снижения, действующих с 28.10.2012.

Что такое декларация о потреблении энергоресурсов?

В пояснительной записке к законопроекту указано, что с момента принятия вышеперечисленных требований сохраняются высокий потенциал энергосбережения и повышения энергоэффективности учреждений и невысокая динамика его снижения (ниже показателей, запланированных ч. 1 ст. 24 Закона об энергосбережении).

Нововведение должно изменить порядок, при котором обследование делается только ради получения энергопаспорта. На этом акцентировал внимание начальник отдела энергосбережения и повышения энергоэффективности Минэнерго Р. В. Неуступкин в ходе конгресса «Энергоэффективность. XXI век».

Согласно действующему законодательству учреждения бюджетной сферы обязаны провести энергообследование и получить энергопаспорт. Однако они не обязаны проводить мероприятия, которые разработал энергоаудитор. Предполагается, что добровольный формат энергетического обследования повысит степень ответственности в данной области.

Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергоэффективности будет осуществляться не путем введения обязательного энергетического обследования, а путем установления обязанности представления декларации о потреблении энергетических ресурсов.

Декларация о потреблении энергетических ресурсов – это документ, содержащий информацию об объеме и эффективности потребления энергоресурсов органом государственной власти, органом местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц, государственными или муниципальными учреждениями.

Согласно действующему закону энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, когда в соответствии с Законом об энергосбережении оно должно быть проведено в обязательном порядке. Статья 16 названного закона как раз и устанавливает обязательность подобного обследование для бюджетных учреждений. Законопроект отменяет указанную оговорку: любое энергетическое обследование будет проводиться в добровольном порядке.

А вот составление деклараций и их предоставление в федеральный орган исполнительной власти будет обязательным для государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

Сможет ли бюджетное учреждение самостоятельно составить декларацию о потреблении энергетических ресурсов? Ответ зависит от формы декларации, которая будет утверждена после принятия законопроекта. Если форма будет включать в себя сложные расчеты, то, скорее всего, энергетическое обследования все же потребуется.

Здесь можно провести аналогию с декларированием пожарной безопасности. Представляя такую декларацию, учреждение как бы заявляет о том, что оно знает правила и обязуется их соблюдать. На сайте МЧС существует подробная инструкция по самостоятельному составлению данной декларации. Если документ составлен неверно, его возвращают на доработку с указанием ошибок. Однако многие учреждения при составлении пожарной декларации все же предпочитают тратить деньги на услуги специалистов.

Федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, будет поручено утверждение формы декларации и установление порядка ее подачи.

Законопроект предусматривает возможность представления декларации в виде электронного документа.

Показатели тоже изменятся

Принимая во внимание разную достижимость запланированных темпов снижения потребления каждого вида ресурсов, а также возможные структурные изменения в потреблении энергетических ресурсов путем замещения одного вида топлива другим, проект предлагает выделить в качестве показателя, характеризующего снижение объема потребленных топливных ресурсов, сумму значений показателя снижения объема для топливного эквивалента каждого потребленного энергетического ресурса.

Согласно изменениям, предлагаемым для внесения в Закон об энергосбережении, начиная с определенного года бюджетное учреждение будет обязано снизить в сопоставимых условиях суммарный потребленный объем топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электроэнергии, угля в течение пяти лет не менее чем на 10% от суммарного объема ресурсов, фактически потребленных в предыдущем году (по действующему закону – 15%), с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 2% (сейчас – 3%). Следует обратить внимание, что будет учитываться именно суммарный объем потребления указанных ресурсов.

Отметим, что предусмотрен расчет отдельного показателя для воды.

Начиная с определенного периода бюджетников обяжут снизить в сопоставимых условиях объем потребленной воды в течение пяти лет не менее чем на 5% от объема воды, фактически потребленной в предыдущем году, с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 1%.

Как будут распределяться субсидии?

Данные деклараций будут использоваться при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

Сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование деклараций и сведений энергетических паспортов, составленных по результатам соответствующих обследований, будет осуществлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Информация, собранная при обработке, систематизации и анализе деклараций и энергетических паспортов, будет анализироваться для получения данных об уровне использования бюджетными учреждениями энергетических ресурсов, о потенциале их энергосбережения и энергоэффективности, о лицах, имеющих наилучшие показатели в этой области.

ГРБС будут предоставлять субсидии бюджетным и автономным учреждениям на основании сведений:

  • о суммарном объеме фактически потребленных учреждениями в первом году отчетного периода дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, уменьшенном в сопоставимых условиях на 10% в течение пяти лет с ежегодным снижением такого объема на 2%;
  • об объеме фактически потребленной учреждениями в первом году отчетного периода воды, уменьшенном в сопоставимых условиях на 5% в течение пяти лет с ежегодным снижением названного объема на 1%.

Важно, что при планировании указанных бюджетных ассигнований не будет учитываться сокращение расходов учреждения, достигнутое в результате уменьшения суммарных объемов фактически потребленных ресурсов и воды сверх установленных.

А в отношении учреждений, заключавших энергосервисные контракты на срок не менее пяти лет и выполняющих требования Закона об энергосбережении по обязательному фактическому сокращению расхода ресурсов в сопоставимых условиях, при планировании бюджетных ассигнований не будет применяться условие о ежегодном снижении соответствующих объемов на оплату фактически потребленных энергетических ресурсов и воды.

Условие о ежегодном обязательном фактическом сокращении расходов потребленных ресурсов в сопоставимых условиях не будет применяться к учреждениям, выполняющим общее требование обязательного снижения потребления энергетических ресурсов и воды в срок менее чем за пять лет.

К сведению

Если в первый же год случится экономия в размере 60% от базы расчетного года? Надо ли все оставшиеся четыре года снижать объем потребления не менее чем 1% ежегодно, как требует закон? Законопроект предусматривает случаи, когда учреждение выполняет общее условие обязательного снижения потребления энергетических ресурсов и воды в срок менее чем за пять лет, – тогда к учреждению не применяется условие о ежегодном обязательном фактическом сокращении расходов потребленных им ресурсов в сопоставимых условиях.

Из каких средств можно будет оплачивать заключенный и строго выполняемый энергосервисный контракт, если сегодня ГРБС последовательно и ежегодно снижает ассигнования на оплату ресурсов в конкретном учреждении на установленные в законе 3%? Законопроект учитывает случаи, когда учреждения заключили энергосервисные контракты на срок не менее пяти лет и выполняются требования законодательства об энергоэффективности по обязательному фактическому сокращению расходов потребленных им ресурсов в сопоставимых условиях. Для таких учреждений главные распорядители бюджетных средств при планировании бюджетных ассигнований не применяют условие о ежегодном снижении соответствующих объемов на оплату фактически потребленных энергетических ресурсов и воды.

Информационная система

Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности осуществляется в том числе посредством государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (gisee.ru).

В Закон об энергосбережении будет внесено дополнение, согласно которому информация, содержащаяся в указанной системе, в обязательном порядке должна включать в себя сведения об объемах снижения потребляемых учреждениями ресурсов и о сопоставимых условиях, влияющих на определение названных объемов снижения. Система, кроме всего прочего, должна будет содержать данные и о потреблении энергетических ресурсов органами государственной власти, органами местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц, государственными или муниципальными учреждениями.

* * *

Текст документа прошел общественное обсуждение, был доработан и направлен на рассмотрение в Минюст – возможно, в него внесут изменения. Однако базовые принципы должны остаться неизменными. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» разработан во исполнение п. 11 Протокола заседания Президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России от 22.11.2013 № 4.

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Приказ Минэкономразвития РФ от 24.10.2011 № 591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственными (муниципальными) учреждениями ресурсов в сопоставимых условиях».

11.03.2014 года в Москве в ЦВК «Экспоцентр» в рамках выставки «Мир климата – 2014» проходила весенняя сессия VI Международного конгресса «Энергоэффективность. XXI век. Инженерные методы снижения энергопотребления зданий».

О составлении пожарной декларации см. статью С. П. Фролова «Все очень просто, или Составляем пожарную декларацию», № 8, 2014.

Источник: Журнал «Строительство: акты и комментарии для бухгалтера «

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Обязательное энергетическое обследование

Экономия природных ресурсов — одна из важных задач современного мира. Для ее решения, необходимо понимать, сколько энергии потребляют предприятия и учреждения и какие возможности существуют для оптимизации ее расхода. Разработан ряд правил, которые позволяют экономить энергетические ресурсы. Они закреплены в законодательстве и их соблюдение обязательно для всех предприятий. Также разработана процедура обследования. Она позволяет увидеть в цифрах как и в каком количестве предприятие использует энергоресурсы.

Обязательное энергетическое обследование — это процедура, которую проводят с конкретной целью. В ходе работы требуется собрать достаточно информации, данных, чтобы составить заключение об особенностях расходования ресурсов и возможностях для экономии в будущем. Важно различать термины «обследование» и «аудит» — они схожи, но не идентичны.

В первом случае предполагается, что в обязательном порядке будет составлен энергопаспорт — документальный инструмент контроля соблюдения закона в области энергоэффективности. Отличие аудита в том, что он может завершаться только выдачей заключения и рекомендаций по сбережению энергии в виде программы действий. На практике предприятиям нужны все документы, иначе требований государства не выполнить. Поэтому аудит рассматривается как неотъемлемая часть обследования, его «ядро», но при составлении договора с исполнителями (энергоаудиторами) рекомендуют указывать именно обследование.

Паспорт, который позволяет оценивать динамику потребления ресурсов во времени, получают в обязательном или добровольном порядке юридические лица. Это предприятия, органы власти, наделенные соответствующим статусом, учреждения бюджетной сферы и так далее. Власти получают информацию о динамике энергосбережения, изучая данные на конкретную единицу (энергетический паспорт здания школы, жилого здания, завода) и по совокупности документов — на муниципальное образование, субъект или Россию в целом.

Законодательная база обязательного энергообследования

Ключевой правовой акт, регулирующий процедуру обследования, ее обязательность и все ее аспекты, — Закон № 261-ФЗ от 23.11.2009. В нем оговаривается необходимость энергосбережения и повышения эффективности субъектов хозяйствования в этом вопросе. Последние на сегодняшний день изменения в обязательном энергетическом обследовании (ОЭО) зафиксированы редакцией нормы от 29.07.2017 года. Кроме нее в перечень регулирующих государственных актов входят:

  • правительственное Постановление № 818 от 16.08.2014, устанавливающее объемы энергоресурсов в денежном выражении (для проведения ОЭО);
  • приказы Министерства энергетики РФ — № 182, 400, 401 и так далее.

Закон об энергетическом обследовании (ЭО) и сопутствующие нормативные документы оговаривают, что оно может быть добровольным и обязательным, и определяют круг юрлиц, которым необходимо его проходить. К ним относятся субъекты хозяйствования, потребляющие совокупных энергоресурсов больше, чем на 50 000 000 рублей в год в денежном пересчете. Требование распространяется как на государственные (бюджетные) структуры, так и на коммерческие организации. Условие уточняется следующим образом:

  • если госструктуры потребляют ресурсов меньше, чем на 5 000 000 рублей в год, они обязаны отчитываться перед властями, но могут выбирать форму документа — энергопаспорт, получаемый после ОЭО, или энергодекларация;
  • если коммерческие компании потребляют ресурсов меньше, чем на 5 000 000 рублей в год, но занимаются их изготовлением/добычей, транспортируют, перерабатывают, им нужно проходить ОЭО;
  • обязательно прохождение ЭО для компаний, чья деятельность регулируема, организаций, чье потребление топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и воды оплачивает бюджет, и так далее.

Разница между документами ОЭО: паспорт или декларация?

Обязательное энергетическое обследование предприятия или учреждения подразумевает получение паспорта — главного итогового документа проверки. В ряде случаев его разрешено заменять декларацией, в которой тоже отражены результаты ЭО. Выбирать между двумя документами имеют право субъекты, чей совокупный годовой расход ресурсов не превышает порог в 5 000 000 рублей:

  • органы госвласти или местного самоуправления;
  • организации, в которых есть доля государства или муниципальных образований;
  • коммерческие предприятия, добывающие перерабатывающие, транспортирующие энергоресурсы или проводящие работы по энергосбережению за счет средств бюджета.

Декларацию предприятие вправе составлять самостоятельно, а паспорт, как официальное подтверждение, должна оформлять специализированная организация — за него отвечают энергоаудиторы. Первый документ подается раз в год, второй — в пять лет.

Энергопаспорта делят на два вида — их нельзя смешивать. Первая разновидность составляется по итогам ЭО и выдается на организацию (предприятие, госструктуру) вне зависимости от числа подразделений, филиалов. Вторая оформляется на здания и составляется на основании проектных документов. В любом случае в энергопаспорте прописывают:

  • показатели, отражающие энергопотребление по факту;
  • сведения, отражающие ситуацию в области энергопотребления (описание сооружений, освещения, счетчиков и так далее);
  • данные о «потенциале» — возможностях энергосбережения;
  • перспективную экономию — оценку размера сбереженных в будущем ресурсов.

Паспорт в ходе энергоаудита составляют профессиональные аудиторы, и помимо него предприятие-заказчик получит обоснованное, подробное заключение, тщательный анализ ситуации и программу для оптимизации расхода ресурсов.

К примеру, в стоимость обязательного энергетического обследования многоквартирного дома при его вводе в эксплуатацию компания-исполнитель включает инвентаризацию, визуальные и инструментальные исследования всех систем — от освещения до теплопотребления. Разработанные рекомендации позволят уменьшить коммунальные счета, выявить все «узкие места». То же относится и к промышленным предприятиям, где ОЭО позволит повысить производительность и уменьшить себестоимость продукции. Провести энергоаудит и получить полноценный паспорт с заключением профессионала — оптимальное решение.

Для чего нужно ОЭО

ОЭО предусмотрено федеральным законом, и пренебрежение требованиями влечет за собой санкции. Закончить процедуру, в соответствии с ФЗ, нужно было до наступления 1.01.2013 — сроки истекли несколько лет назад. Поэтому, если предприятие не хочет столкнуться со штрафами, нужно незамедлительно провести первое энергетическое обследование и получить подтверждающий документ.

Денежные взыскания за отсутствующий паспорт ОЭО составляют 50 000—250 000 руб. В первый раз штрафы чаще находятся на минимальной отметке, но «закрывать глаза» на ситуацию нельзя. В отношении предприятий, для которых обследование обязательно, регулярно проводится проверка Ростехнадзора. Если организация не получила энергопаспорт, финансовые санкции будут гораздо существеннее. Но ОЭО необходимо не только для предупреждения штрафов.

Энергетическое обследование проводит аттестованная организация, составляющая профессиональный отчет и рекомендации, которые позволят быстро, с минимальными затратами оптимизировать энергопотребление. Заказчик получает детальное описание состояния оборудования, перечень мероприятий, которые помогут ему экономить на ресурсах. Индивидуальная программа энергетического обследования государственных органов позволит не только выполнить требования закона, но и сберечь бюджетные средства. Проверка позволит:

  • определить, насколько эффективно используются ТЭР, и повысить отдачу от них;
  • узнать, сколько в действительности потребляет предприятие;
  • оценить энергосберегающий потенциал организации;
  • найти, за счет чего можно снизить энергорасход и потери ТЭР;
  • полноценно внедрить программу оптимизации, выполняя последовательные этапы, подробно описанные в программе.

Обязательный энергоаудит организаций нужен, чтобы разработать рекомендации на пять лет — столько действуют паспорта, которые заказчики получают по результатам проверки. Специалисты сформулируют приоритеты, неотложные задачи, определят мероприятия, которые окупятся быстрее других.

Характеристика энергоаудита и ЭО

ОЭО осуществляется в отношении субъектов хозяйствования и отдельных зданий, но аудиторские проверки можно проводить и на других объектах. Специалисты исследуют:

  • электроэнергетические комплексы, технику, теплосети;
  • источники теплоэнергии;
  • элементы коммунального хозяйства, инфраструктуру;
  • особенности технологических процессов.

Сроки и периодичность энергоаудита, особенности ОЭО описывают государственные нормы — № 261-ФЗ и приказ Министерства энергетики № 400. В соответствии с ними существует несколько видов аудита:

  • первичный,
  • повторный/периодический,
  • внеплановый,
  • локальный,
  • экспресс-аудит.

Первые три вида относят к полному ЭО. Локальные обследования — проверки по отдельным участкам и направлениям. Они нужны при обнаружении проблем местного значения, утечек тепла. Внепланово ЭО нужно проводить, если:

  • на объекте произошли изменения, капитальные перестройки, ремонт;
  • на предприятии меняется собственник, планируется слияние или разделение;
  • в энергохозяйстве происходят принципиальные изменения;
  • нужно оценить состояние энергопотребления и соответствующего хозяйства по требованию руководства или в других случаях.

Экспресс-проверки могут отличаться в зависимости от срочности работы и объема исследований. Как правило, в них включают визуальный анализ сооружений, системы энергообеспечения, оборудования и устройств. Контрольные измерения проводят выборочно, в зависимости от задачи, поставленной заказчиком.

Этапы энергоаудита

Порядок проведения аудита энергоэффективности в добровольной форме, выборочных и оперативных проверок, их объем и цели зависят от того, что нужно конкретной организации-заказчику. Однако обязательные обследования необходимо проводить, придерживаясь установленной процедуры. Это поможет соблюсти требования законодательства, обеспечить полноту, объективность, качество проверки. Поэтому аудит разбивают на несколько этапов:

  • подготовка и знакомство с объектом, формулировка задачи;
  • анализ документации, относящейся к энергоснабжению, сбор данных для исследований и расчетов оптимизации;
  • визуальная и инструментальная проверка, оценка работы систем (эффективность, состояние) — «полевая работа»;
  • составление отчета по проведенному ЭО и программы энергосбережения;
  • оформление энергетического паспорта, его экспертиза в саморегулирующейся организации и регистрация в Минэнергетики.

На предварительном этапе аудиторы знакомятся с объектом, структурой энергозатрат, проблемами, которые существуют в организации. Нужно составить техзадание, ориентируясь на цели заказчика и поставленные задачи, распланировать график работы и заключить договор с клиентом. В конце подготовительного этапа составляют программу с перечнем аудиторских мероприятий, которую согласовывают с дирекцией компании-заказчика. В программе определяют приоритетность действий, особенности проверки на отдельных участках, правила проведения энергетического аудита на конкретном объекте и так далее.

Сбор информации и документальное обследование

Перед непосредственным аудитом объекта нужно изучить всю относящуюся к делу документацию. Это позволит выяснить, насколько детальным должно быть ЭО, все ли необходимые регистры есть у предприятия. Аудиторы сверяют и изучают:

  • пакет проектных документов на все постройки, концентрируясь на энергетической составляющей;
  • документацию бюро техинвентаризации по строительно-планировочным решениям;
  • технические паспорта на оборудование, его характеристики, проектные сведения, характеризующие энергопотребление и эффективность;
  • схему по энергосбережению, энергопаспорта зданий;
  • другую документацию — договорную (на энергоснабжение) – от управляющей компании;
  • законодательные акты.

Также аудиторы определяют процент энергозатрат в общей совокупности расходов компании, анализируют тарифы, особенности учета энергоресурсов. Необходимо собрать исходные данные для последующего расчета паспорта. Изучаются:

  • состав оборудования, установленная мощность, удельные расходы;
  • энергопотребление за период — объем тепла, газа, воды, электричества;
  • данные по количеству людей в зданиях и цехах;
  • состояние приборного учета;
  • данные инвентаризаций, предварительных расчетов и предыдущих ЭО.

Информацию аудиторы берут на предприятии, если нужно — в едином расчетном центре, управляющей компании, БТИ и других источниках.

Визуальное и инструментальное ЭО

После изучения бумаг и формирования массива данных нужно провести реальные исследования. Для них тоже нужна документация: результаты ремонтов, наладки и испытаний оборудования, графики нагрузки и так далее. Изучение информации поможет определить энергоресурсы, которые потребляются больше остальных, установить сезонность использования ТЭР, общий объем расходов на них.

Перед инструментально-приборной проверкой специалисты проводят визуальное исследование — оценивают состояние сооружений, оборудования, определяют места потерь ресурсов. После этого формируются ключевые направления инструментального ЭО. Его проводят узкопрофильные специалисты: теплотехники, электрики, эксперты тепловизионного контроля, строители и так далее. Они:

  • обследуют счетчики и другие приборы учета ресурсов;
  • проверяют систему теплоснабжения, снабжения и отведения воды;
  • изучают технологические процессы и составляют их схемы;
  • обследуют здания, ограждения, котельные;
  • анализируют работу системы электрообеспечения.

Инструментальное ЭО обеспечивает аудиторов информацией для составления топливно-энергетического баланса. Систематизируя и анализируя полученные данные, специалисты определяют, какие подразделения потребляют больше всего энергии, и делают предварительные эскизы программы энергосбережения. Результаты анализа излагаются в отчете.

Итоговая документация: отчет, программа энергосбережения и паспорт

Главный документ, которым завершается ОЭО, — энергопаспорт, но заказчики аудиторской проверки получают не только его. Специалисты составляют для них детализированный отчет, где приведены все расчеты, задокументированы результаты ЭО. Чтобы составить заключение, аудиторы обобщают полученные данные и делают выводы на их основании. Отчет — это совокупность материалов и рекомендаций для разработки программы энергетической оптимизации. Он позволяет сформулировать перечень необходимых мероприятий и служит основой для составления паспорта.

Программа по энергосбережению — документ, в котором описана последовательность действий, позволяющих сократить расходы на энергообеспечение. Здесь формулируются сроки реализации и окупаемости мероприятий, приведено их детальное описание. Это руководство для заказчика, план действий на ближайшие пять лет, описание перспектив и to-do-list.

Последний официальный документ — энергетический паспорт. Он состоит из титульного листа и разделов, в которые включают все, что находится у предприятия, — от зданий и автопарка до трубопроводов, подстанций и котельных. На титульном листе должны быть указаны полные наименования организации-заказчика и компании-аудитора. Также обязательно пишут название СРО, в которую входит исполнитель. Энергоаудиторам нужно состоять в саморегулирующихся структурах, подтверждающих компетентность членов.

Основные страницы документа — приложения, в которых указывается информация об исследуемом объекте (ее объем оговаривает ст. 15 ФЗ № 261):

  • описание и краткая характеристика;
  • сведения, характеризующие оснащенность учетными приборами для энергоресурсов;
  • данные об объеме используемых ресурсов, его изменении, потерях;
  • баланс энергопотребления;
  • показатели энергоэффективности;
  • сведения о потере ТЭР и рекомендации по их уменьшению;
  • энергосберегательный потенциал, включая возможную экономию (в натуральных измерителях) и ее источники;
  • мероприятия, которые призваны повысить энергоэффективность и сохранить энергию;
  • лица, ответственные за выполнение конкретных действий.

Паспорт оформляют в трех экземплярах — для компании-заказчика, энергоаудитора и министерства энергетики. На каждом из них проставляют подписи и печати организации, фирмы, проводившей проверку и СРО, к которой относится исполнитель ОЭО.

Экспертиза и регистрация паспорта

После составления паспорта необходимо пройти экспертизу в СРО, заверить и зарегистрировать документ в саморегулируемой организации, получив для него номер. Далее необходимо отправить его в Минэнерго. Понадобятся подписанный бумажный вариант и электронный носитель с файлами в форматах PDF и XML. Электронную версию можно сдавать и дистанционно, отправив на сайт министерства.

Передачей паспортов занимается СРО — кроме нее, никто не имеет права на подобные действия. Сдавать документы нужно не реже раза в три месяца — обычно саморегулируемые организации ежемесячно отсылают паспорта, формируя общий накопленный пакет. К нему прилагается письмо-сопровождение с просьбой принять комплект и перечислением содержимого. Экспедиторский отдел министерства присваивает энергопаспортам входящие номера, рассматривает их и выносит решение в срок до 30 дней. При отрицательном решении документ отправляют на доработку, а при положительном — регистрируют, считая обязательное энергетическое обследование пройденным.

Энергоаудит

23 ноября 2009 г. вышел в свет Федеральный закон Российской Федерации №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Настоящий закон вводит понятие «энергетическое обследование» или «энергоаудит», сутью которого является:

● сбор и обработка информации об потреблении энергетических ресурсов предприятием;

● выявление возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

● разработка мероприятий по энергосбережению.

Таким обазом, задача энергоаудита — найти нерациональные потери энергоресурсов и предложить мероприятия, которые позволят достичь их экономии. Итогом энергетического обследования может стать привлечение инвестиций для модернизации и реконструкции энергохозяйства предприятия. По результатам энергетического обследования составляется энергетический паспорт в соответствии с Приказом Минэнерго от 19.04.2010 № 182.

КТО ДОЛЖЕН ПРОЙТИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

Согласно статье 16 вышеуказанного ФЗ, проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц (администрации городских, сельских поселений, городских округов, муниципальных районов и т.д.);

2) организации с участием государства или муниципального образования (государственные и муниципальные унитарные предприятия; государственные и муниципальные учреждения культуры, образования, здравоохранения, спорта (детские сады, школы, дома культуры, библиотеки, театры, больницы и т.д.; ОАО с участием государства и муниципалитетов более 50%);

3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (организации, осуществляющие деятельность в области тепло-, электро-, газо-, водооснабжения и канализации, пассажирские перевозки);

4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов (организации-производители, переработчики и транспортировщики некоторых видов сырьевых ресурсов (газа, нефти, угля));

5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год (промышленные, транспортные и сельскохозяйственные предприятия, торгово-развлекательные комплексы, бизнес-центры и т.д.);

6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

ЭНЕРГОАУДИТ ЖКХ

Стоит отметить, что в №261-ФЗ, статья 2, п. 10 дается определение: «регулируемые виды деятельности — виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов)»; и в Федеральном законе РФ №190 «О теплоснабжении» от 27.07.2010 отражено понятие «регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения», под которое подподают организации, оказывающие услуги по: реализации тепловой энергии, передаче тепловой энергии… Таким образом, управляющие компании и ТСЖ, у которых заключены договора с энергоснабжающими организациями на реализацию (перепродажу) энергии, являются лицами осуществляющими регулируемый вид деятельности, соответственно они также обязаны провести энергетическое обследование и получить энергопаспорт в установленный настоящим законом срок.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ

Энергетический паспорт по результатам энергетического обследования разрабатывается и составляется в соответствии с Приказом Минэнерго от 19.04.2010 № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту…». Он представляет собой строго регламентированную табличную форму, содержащую 24 приложения. В паспорте содержится информация об объектах обследуемой организации, объемах потреблетия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), установленных приборах учета потребления ТЭР, а также мероприятия по энергосбережению с указанием экономии ТЭР в натуральном и денежном выражении.

Следует отметить, что в соответствии с п. 1 статьи 15 №261-ФЗ: «…Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица…», поэтому:

— энергопаспорт составляется на всё юридическое лицо (а не на филиал или обособленное подразделение, не являющеея отдельным юр. лицом);

— энергетическому обледованию подлежит вся хозяйственная деятельность юридического лица, включая не только здания, но и сооружения, автотранспорт.

Если учреждение помимо зданий, которые находятся у него в опреративном управлении, занимает также несколько арендованных зданий, и арендная плата не включает в себя оплату всех энергоресурсов, то эти здания также подлежат энергообследованию.

Готовый энергетический паспорт Энергоаудитор направляет в Саморегулируемую организацию в области энергетических обследований (СРО), в которой энергопаспорт проходит экспертизу. Статьей 17 федерального закона № 261-фз установлено: «…Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований… Каждая СРО в области энергетического обследования 1 раз в 3 месяца обязана направлять заверенные ею копии энергетических паспортов, составленных членами такой СРО по результатам проведенных ими за указанный период обязательных энергетических обследований, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти», т.е. в Минэнерго.

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

Лица, указанные выше настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование (проведение энергоаудита) в период со дня вступления в силу 261 Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования — не реже чем один раз каждые пять лет.

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ СРОКОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

ЭНЕРГОАУДИТ. КАЧЕСТВЕННО, БЫСТРО, УДОБНО!

ООО «Норд Эксперт Энергосервис» имеет все необходимые лицензии, большой опыт в сфере энергетических обследований, специализированный приборный парк, тепловизионное оборудование и опытных специалистов. В 2012 году специалисты ООО «Норд Эксперт Энергосервис» провели энергетическое обследование с составлением энергопаспорта более 100 организаций. Мы можем предложить различные формы оплаты услуг (расчет с предоплатой, постоплата, рассрочка платежа и т.д.), также действует специальное предложение для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Заказав энергетическое обследование у нас, ВЫ:

1. Получаете надлежащим образом оформленный и зарегистрированный энергетический паспорт, чтобы соблюсти требования федерального законодательства и избежать наложения больших штрафов как на учреждение (организацию), так и на его руководителя;

2. Получаете Технический отчет по энергетическому обследованию всех объектов Вашей организации, в котором представлен подробный анализ потребления ТЭР, изложены все выявленные проблемы, предложен комплекс энергосберегающих мероприятий, позволяющих Вашей организации в течение 5 лет сократить потребление энергоресурсов не менее чем на 15% по сравнению с 2009 годом, тем самым выполнив требование №261-ФЗ (статья 24).

3. Получаете сметный расчет стоимости реализации всех предложенных энергосберегающих мероприятий.

4. Положительное экспертное заключение СРО о соответствии составленного энергопаспорта действующему законодательству.

Сроки проведения энергоаудита

  • По подразделениям, цехам и объектам собрать данные, необходимые для заполнения форм энергетического паспорта.
  • Провести необходимые расчёты и составить балансы энергопотребления.
  • В соответствии с согласованными направлениями углубленного обследования, а при недостаточности или недостоверности данных, подготавливаемых в энергетический паспорт, ещё и там, где это необходимо, провести детальное обследование оборудования и объектов, потребляющих энергию и ресурсы, систем транспорта и распределения энергии и ресурсов, источников энергоснабжения и ресурсоснабжения. При этом, по каждой обследуемой технологической установке, объекту и системе, выявить параметры режимов работы, энергопотребления, ресурсопотребления, параметры, характеризующие технологический режим и прочее.
  • При недостаточности или недостоверности имеемых данных, провести необходимые инструментальные замеры.
  • При недостаточности имеемого на объектах приборного обеспечения или недостоверности результатов его измерений, инструментальные замеры провести с использованием специализированного приборного обеспечения.
  • В течение всего второго этапа, по мере сбора информации, разрабатывать и согласовывать мероприятия.

При сопоставлении и спокойном анализе такого рода информации каждый нормальный инженер сможет предложить самые необходимые и эффективные меры по устранению издержек проектирования, эксплуатации, непродуманных решений при развитии систем и прочих сиюминутных компромиссов между объёмом необходимых затрат и эффективностью решения. Поскольку подобные компромиссы часто склоняются не в сторону эффективности, энергоаудит приносит пользу российским предприятиям. Но и опыт энергоаудиторов, всё-таки имеет „некоторое“ значение.

  • Выполнить работы по формальным и дополнительным задачам заказчика.
    Например, сбор данных и необходимые расчёты для обоснования норм технологических потерь в системе электроснабжения занимают 1…4 месяца.
  • Составить редакционные версии отчёта, энергетического паспорта и сборник материалов по предлагаемым мероприятиям.
  • Всё это обсудить и согласовать со специалистами предприятия.
  • Составить окончательные редакции отчёта, паспорта и перечня мероприятий, которые войдут в состав проекта Программы энергосбережения.
  • Согласовать энергетический паспорт потребителя топливно-энергетических ресурсов с заказчиком и пройти процедуру его экспертизы и регистрации в СРО энергоаудиторов.

Разъяснения Минэнерго России
«По отдельным вопросам применения законодательства Российской Федерации в части проведения энергетического обследования»

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Общие положения

Настоящие разъяснения разработаны Департаментом энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго России (далее — Департамент) в соответствии с пунктом 4.10 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400 (далее — Положение о Министерстве), и содержат обзор практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам проведения обязательного энергетического обследования, полученного на основании рассмотрения и анализа представляемых саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования копий энергетических паспортов и направляемых в адрес Департамента запросов с целью разъяснения отдельных положений законодательства в области энергетического обследования.

Одновременно сообщаем, что настоящие разъяснения Департамента не содержат правовых норм или правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативным правовым актом. Разъяснения Департамента имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 261-ФЗ) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящих разъяснениях.

2. Разъяснения по отдельным вопросам проведения

обязательного энергетического обследования

2.1. Перечень лиц, подлежащих обязательному

энергетическому обследованию

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона 261-ФЗ проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

2) организации с участием государства или муниципального образования;

3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год (предшествующий году проведения энергетического обследования);

6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

При этом следует учитывать, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона 261-ФЗ организации с участием государства или муниципального образования — это юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям, а регулируемые виды деятельности — это виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов).

2.2. Обязательное энергетическое обследование лиц,

расположенных в зданиях, которые являются памятниками

истории и культуры

Исключений в виде освобождения от проведения обязательного энергетического обследования для лиц, указанных в части 1 статьи 16 Федерального закона N 261-ФЗ, при их размещении в зданиях, строениях, сооружениях, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

2.3. Обязательное энергетическое обследование организаций,

расположенных в арендуемых помещениях

В соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ необходимость проведения обязательного энергетического обследования не зависит от вида и объема прав на помещения и иные объекты, находящиеся в пользовании лиц, для которых проведение энергетического обследования является обязательным.

Таким образом, если лицо не имеет на балансе помещений и иных объектов, но соответствует требованиям части 1 статьи 16 Федерального закона 261-ФЗ, то оно должно провести обязательное энергетическое обследование в установленные законодательством сроки.

При этом в отношении помещений и иных объектов, принадлежащих лицу на правах аренды, обязательное энергетическое обследование за счет арендатора не проводится (если иное не предусмотрено соглашением сторон), а мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности определяются с учетом условий договора аренды.

2.4. Обязательное энергетическое обследование организаций,

имеющих обособленные подразделения

В соответствии с пунктом 3 Требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 апреля 2010 года N 182 (далее — Требования), при наличии обособленных подразделений обследуемого лица (филиалов, представительств) в других муниципальных образованиях к энергетическому паспорту прилагаются формы в соответствии с приложениями N N 2 — 23 к Требованиям, заполненные по каждому обособленному подразделению. Указанные формы заполняются с учетом правового статуса и иных особенностей обособленного подразделения. Суммарные данные по данному лицу указываются в формах в соответствии с приложениями N N 2 — 23 к Требованиям, заполняемых для обследуемого лица.

В этой связи, обязательное энергетическое обследование должно быть проведено в отношении лица, соответствующего требованиям части 1 статьи 16 Федерального закона N 261-ФЗ, в полном объеме, по результатам которого составляется единый энергетический паспорт на указанное лицо.

Составление отдельного энергетического паспорта на здание, строение, сооружение при проведении обязательного энергетического обследования данного лица законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности не предусмотрено.

В случае если в составе лица образованы обособленные подразделения (филиалы, представительства), которые в свою очередь состоят из структурных подразделений, часть из которых территориально расположены в различных муниципальных образованиях, сведения обо всех структурных подразделениях филиала юридического лица следует указывать в приложениях N N 2 — 23 к Требованиям, заполненных по соответствующему филиалу.

2.5. Оформление энергетического паспорта по результатам

обязательного энергетического обследования

Рекомендуемая структура XML файла копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, приведена на официальном сайте Минэнерго России (http://minenergo.gov.ru) в разделе Деятельность — Энергосбережение и энергоэффективность — Документы.

Энергетические паспорта, созданные посредством программ Microsoft Office и сохраненные в формате Extensible Markup Language (XML), не соответствуют рекомендуемой структуре XML файла.

Энергетический паспорт, составленный по результатам обязательного энергетического обследования, должен содержать формы согласно приложениям N N 2 — 23 к Требованиям (все в обязательном порядке), независимо от их наполненности.

В паспорте должны быть указаны сведения за четыре предшествующих и базовый года.

Базовый год — последний полный календарный год перед датой начала энергетического обследования (год, предшествующий году составления энергетического паспорта, указанному на титульном листе).

В формах N N 2, 4 — 7 предшествующие годы следует располагать в столбцах слева направо по возрастанию.

В формах N N 10, 15 — 18 предшествующие годы следует располагать в столбцах слева направо по убыванию.

Прогноз на последующие годы в формах N N 5 — 7 следует располагать в столбцах слева направо по возрастанию.

Графы «Прогноз на последующие годы» в формах N N 5 — 7 рекомендуются к заполнению. Прогноз потребления энергетических ресурсов составляется с учетом потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности и сроков осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, рекомендуемых в приложении N 21.

Отсутствие информации в полях, обязательных к заполнению, в энергетическом паспорте должно быть обосновано. Для обоснования отсутствия информации, предусмотренной Требованиями, и указания сведений разъяснительного характера используются графы «Примечание».

Допускается представление дополнительных данных, значений, обоснований и комментариев в листе разъяснений, прилагаемом к копии энергетического паспорта. Электронная версия листа разъяснений в формате Portable Document Format (PDF) должна быть записана на электронный носитель (оптический диск), а копия листа разъяснений на бумажном носителе — приложена к копии энергетического паспорта на бумажном носителе.

В соответствующих ячейках каждой графы должно быть указано только одно значение.

В случае отсутствия каких-либо сведений, предусмотренных формами энергетического паспорта, соответствующая ячейка (поле) остается пустой (не заполняется). Если величина имеет значение «0», в ячейке указывается цифра 0.

3. Предоставление данных энергетических паспортов,

составленных по результатам обязательных и добровольных

энергетических обследований, в Минэнерго России

3.1. Лица, направляющие копии энергетических паспортов

в Минэнерго России

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона N 261-ФЗ копию энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, вправе направлять в уполномоченный федеральный орган только саморегулируемая организация в области энергетического обследования.

Каждая саморегулируемая организация в области энергетического обследования один раз в три месяца обязана направлять заверенные ею копии энергетических паспортов, составленных членами такой саморегулируемой организации по результатам проведенных ими за указанный период обязательных энергетических обследований.

В соответствии с Положением о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу, использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 19 (далее — Положение), и пунктом 4.4.13 Положения о Министерстве сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данных энергетических паспортов осуществляет Минэнерго России.

Направление копий энергетических паспортов в целях сбора, обработки, систематизации, анализа данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований, для оценки их соответствия требованиям законодательства членами саморегулируемой организации или заказчиками энергетических обследований в Минэнерго России законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности не предусмотрено.

3.2. Предоставление данных энергетических паспортов,

составленных по результатам добровольных

энергетических обследований

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона N 261-ФЗ энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ оно должно быть проведено в обязательном порядке.

Пункт 2 Положения регламентирует представление данных копий энергетических паспортов, составленных по результатам добровольного энергетического обследования, в Минэнерго России. Сбор данных, содержащихся в энергетических паспортах, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, осуществляется Минэнерго России путем направления запроса в адрес саморегулируемой организации в области энергетического обследования. Запрос включает перечень информации согласно Федеральному закону N 261-ФЗ и формы ее предоставления.

Энергетические обследования жилых домов, отдельных административных зданий, строений или сооружений, иного имущества с составлением на данные объекты энергетических паспортов проводятся в добровольном порядке.

В соответствии с Положением копии энергетических паспортов, составленных по результатам добровольного энергетического обследования, направляются в Минэнерго России исключительно по соответствующему запросу Минэнерго России.

3.3. Форма представления документов, направляемых

в Минэнерго России

Общие требования

Документы, представляемые на бумажном носителе, должны быть подписаны руководителем (уполномоченным лицом) саморегулируемой организации в области энергетического обследования и скреплены печатью.

Копия паспорта на бумажном носителе, лист разъяснений (при его наличии) и электронный носитель (оптический диск) должны быть скреплены (прошиты) таким образом, чтобы обеспечить сохранность направляемых документов и электронного носителя при их пересылке.

Файлы, представленные на оптическом диске, следует наименовать по следующим правилам:

«Краткое наименование обследованной организации.расширение»

Формат Extensible Markup Language (XML): «Краткое наименование обследованной организации.xml»

Формат Portable Document Format (PDF): «Краткое наименование обследованной организации.pdf»

Лист разъяснений: «Краткое наименование обследованной организации_Пояснения.pdf»

Пример 1: обследованная организация — муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида N 107.

«МБДОУ ДС N 107.xml», «МБДОУ ДС N 107.pdf», «МБДОУ ДС N 107.doc».

Пример 2: обследованная организация — муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа N 10.

«МБОУ СОШ N 10.xml», «МБОУ СОШ N 10.pdf», «МБОУ СОШ N 10_Пояснения.pdf».

Требования к представлению копии энергетического паспорта

в форматах Extensible Markup Language (XML) и Portable

Document Format (PDF)

Копия энергетического паспорта в формате Portable Document Format (PDF) должна быть представлена в виде одного файла. Представление каждой формы энергетического паспорта в виде отдельного файла не допускается. Аналогичные требования применяются к представлению копии энергетического паспорта в формате Extensible Markup Language (XML).

Направление копии энергетического паспорта, содержащего

сведения ограниченного доступа

Разъяснения по вопросу направления копии энергетического паспорта, содержащего сведения ограниченного доступа (например, составляющие государственную тайну), размещены на официальном сайте Минэнерго России (http://minenergo.gov.ru) в разделе Деятельность — Энергосбережение и энергоэффективность — Документы.

3.4. Сбор и регистрация копий энергетических паспортов

Порядок сбора и регистрации копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования, определяется Положением и Правилами направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, утвержденными приказом Минэнерго России от 19 апреля 2010 года N 182.

Энергетические паспорта, копии которых направляются саморегулируемыми организациями в Минэнерго России, должны соответствовать требованиям к энергетическому паспорту, установленным законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Согласно пункту 5 Положения регистрация и обработка копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, осуществляются по мере их поступления.

В случае направления копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, с нарушением требований, установленных Положением, либо несоответствия данных энергетического паспорта требованиям законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности Минэнерго России вправе вернуть представленные документы для устранения выявленных нарушений (пункт 7 Положения).

В случае принятия решения о приеме копии энергетического паспорта Минэнерго России направляет в адрес саморегулируемой организации извещение (письмо) о приеме копии энергетического паспорта.

Вместе с тем сообщаем, что законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности не предусмотрено создание общероссийского реестра энергетических паспортов и предоставление содержащихся в нем сведений.

В то же время пунктом 9 Положения предусмотрено проведение систематизации и анализа данных, содержащихся в копиях энергетических паспортов. Полученная по результатам анализа данных энергетических паспортов информация будет размещена в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по адресу http://gisee.ru/.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *