Содержание
Какие организации подлежат обязательному аудиту?
Ответ
Категории организаций, которые подлежат обязательному аудиту, определены статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Большинство организаций подлежат обязательному аудиту в случае, если (п. 4 ч. 1 ст. 5):
— объем выручки от продажи за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей
или
— сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
Но есть и иные условия проведения обязательного аудита (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ):
1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (п. 1 ч. 1 ст. 5);
2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам (п. 2 ч. 1 ст. 5);
3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов) (п. 3 ч. 1 ст. 5);
4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (п. 4 ч. 1 ст. 5);
5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 5 ч. 1 ст. 5);
6) в иных случаях, установленных федеральными законами (п. 6 ч. 1 ст. 5).
К примеру, обязательный аудит установлен для следующих категорий налогоплательщиков:
Саморегулируемая организация (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»).
Жилищные накопительные кооперативы (п. 1 ст. 54 Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»): Ведение кооперативом бухгалтерского учета и бухгалтерская (финансовая) отчетность кооператива подлежат обязательной ежегодной проверке аудиторской организацией (аудитором). Уставом кооператива может быть предусмотрено проведение аудиторской проверки один раз в два года, если сумма активов баланса кооператива не превышает на конец отчетного года шесть миллионов рублей.
Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций (Федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 154-ФЗ «О Российском Фонде Прямых Инвестиций», статья 7).
Региональная гарантийная организация (Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», статья 15.2).
Застройщики, привлекающие денежные средства участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (часть 4 статья 18 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») — с 1 января 2017.
Сведения о результатах обязательного аудита (ч. 6 ст. 5)
Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита.
В сообщении аудируемого лица указываются:
— данные, идентифицирующие аудируемое лицо (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименование (фамилия, имя, отчество) аудитора, идентифицирующие аудитора данные (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии)
— Перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит
— Период, за который составлена отчетность
— Даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.
Организации, подлежащие обязательному аудиту
В соответствии с п.2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» аудиторское заключение в ряде случае входит в состав бухгалтерской отчетности. Таким образом, некоторые компании наряду с другими формами отчетности должны предоставлять в налоговую инспекцию еще и данный документ.
В соответствии с действующим законодательством аудит может быть добровольным и обязательным. Добровольный аудит проводится по инициативе самой организации. Но есть компании, для которых проведение аудита раз в год является непременным условием легитимности их деятельности.
Обязательный аудит проводится в следующих случаях:
· организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
· организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной/фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
· объем выручки от продажи (за исключением сельхозкооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествующий отчетному год превышает 400 млн. рублей;
· сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн. рублей, для муниципальных унитарных предприятий региональным законом финансовые показатели могут быть снижены.
Обязательный аудит для отдельных категорий организаций может быть предусмотрен иными нормативно-правовыми актами.
При определенных условиях обязательному аудиту подлежат:
· кредитный кооператив (ч. 1 ст. 31, ч. 10 ст. 33 Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»);
· саморегулируемая организация (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»);
· получатель доходов от целевого капитала некоммерческой организации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»);
· автономное учреждение (п. 9 ч. 13 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»);
· жилищный накопительный кооператив (ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);
· застройщик (п. 6 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»);
· организация, участвующая в накопительно-ипотечной системе (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»);
· организатор и оператор лотереи (ст. 23 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях»);
· государственное и муниципальное унитарное предприятие (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
· специализированный депозитарий и управляющая компания в сфере инвестирования пенсионных накоплений (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»);
· объединение страховщиков (ОСАГО) (п. 6 ст. 28 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»);
· акционерный инвестиционный фонд, управляющая компания паевого инвестиционного фонда (п. 3 ст. 50 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»);
· предприятие как имущественный комплекс при ипотеке (п. 3 ст. 70 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);
· негосударственный пенсионный фонд (ст. 22 Федерального закона от 7 июля 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»);
· кредитная организация и объединение банков (ст. 42 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).
Любая организация, для которой проведение аудита является обязательным, должна ежегодно предоставлять в налоговую инспекцию аудиторское заключение в составе годовой бухгалтерской отчетности.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 86 Положения, утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, годовая бухгалтерская отчетность предоставляется в инспекцию в течение девяноста дней по окончании года Черных М.Н Основы аудита. — М.: Кно-Рус, 2009 — С.178.
За непредоставление аудиторского заключения Налоговым кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен штраф. Сумма его незначительна — 50 рублей (НК РФ) и 300-500 рублей (КоАП РФ). Таким образом, в самом крайнем случае компания заплатит 550 рублей. Сумма эта по сравнению со стоимостью услуг аудиторских компаний невелика. Однако это вовсе не означает, что можно игнорировать требования закона об обязательном аудите.
Дело в том, что уплата штрафа вовсе не означает освобождение организации от обязанности провести аудит (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ), а отсутствие аудиторского заключения может грозить и другими неприятностями помимо штрафа. Компании могут, например, отказать в кредите или лизинге. Кроме того, отсутствие аудиторского заключения может серьезно повлиять на репутацию фирмы в глазах контрагентов.
Таким образом, всякая организация, решившая сэкономить на проведении обязательного аудита, должна отдавать себе отчет, что это может обернуться для нее серьезными проблемами.
В соответствии с действующим законодательством, правом осуществлять аудиторскую деятельность наделены независимые аудиторы и аудиторские организации.
Аудитором может быть физическое лицо, которое в установленном порядке получило квалификационный аттестат аудитора и которое является членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Что касается аудиторских организаций, то таковыми могут быть коммерческие фирмы, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций.
Только аудиторские организации могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности следующих компаний:
· организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
· кредитных и страховых организаций;
· негосударственных пенсионных фондов.