Содержание
12. Налог и иные обязательные платежи
В соответствии со ст. 8 НК РФ налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Характерной чертой налога является его безвозвратность и безвозмездность, но не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами.
Основная цель взимания налогов – обеспечение совокупности расходов государства.
Основное отличие налога от пошлины или сбора заключается в том, что при уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель, за что конкретно уплачивается пошлина, и специальные интересы, а налоги носят безвозвратный и безвозмездный характер. Налоги, как и сборы, тоже могут иметь специально определенную цель (целевые налоги), но никогда не могут быть индивидуально возмездными.
В НК РФ понятие «сбор» охватывает непосредственно сборы и пошлины.
Сбор согласно п. 2 ст. 8 НК РФ – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными 12б лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Пошлина, как и сбор, взимается в индивидуальном порядке в связи с услугой, носящей публично-правовой характер.
Пошлина не обеспечивает полностью какой-то определенный государственный орган, так как его финансирование может быть обеспечено и иными источниками.
При определении размера пошлины или сбора используются иные принципы, нежели при определении размера налога. Размер пошлины, как правило, устанавливается в конкретной форме и определяется, исходя из характера и размера услуг.
В законодательстве РФ существуют три вида пошлин:
1) государственная, взимающаяся за ряд услуг в пользу плательщика: принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов за предоставление специального права;
2) регистрационные. Эти пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.;
3) таможенные пошлины, взимающиеся при совершении экспортно-импортных операций.
К сборам, как к видам платежей можно отнести предусмотренные НК РФ государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира (ст. 13–15 НК РФ), и др.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
98.Денежные обязательства и обязательные платежи
Денежное обязательство— обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и (или) по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Обязательные платежи— налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
руководитель должника— единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами деятельность от имени юридического лица без доверенности;
кредиторы— лица, имеющие права требования к должнику по денежным обязательствам, уплате задолженности по обязательным платежам, выплате выходных пособий и оплате труда данным лицам, работающим по трудовому договору, в том числе контракту;
конкурсные кредиторы— кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника— юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия;
уполномоченные органы— органы, уполномоченные в соответствии с актами, определяющими статус этих органов на представление интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в части требований по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
досудебная санация— меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника— унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника— юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства;
наблюдение— процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника;
финансовое оздоровление— процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности, без передачи полномочий по управлению должником арбитражному управляющему;
внешнее управление— процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником собранию кредиторов, комитету кредиторов, внешнему управляющему;
конкурсное производство— процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
мировое соглашение— процедура, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами об изменении условий или прекращении обязательств;
представитель учредителей (участников) должника— юридического лица— лицо, уполномоченное учредителями (участниками) должника— юридического лица на представление их интересов при проведении процедур банкротства;
представитель собственника имущества должника— унитарного предприятия— лицо, уполномоченное собственником имущества должника— унитарного предприятия на представление его интересов при проведении процедур банкротства;
представитель комитета кредиторов— лицо, уполномоченное комитетом кредиторов должника участвовать в процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;
представитель собрания кредиторов— лицо, уполномоченное собранием кредиторов должника участвовать в процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;
арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий)— лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;
временный управляющий— лицо, назначаемое арбитражным судом для осуществления процедуры наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;
административный управляющий— лицо, назначаемое арбитражным судом для осуществления финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
внешний управляющий— лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;
конкурсный управляющий— лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;
мораторий— приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей, срок исполнения которых наступил до даты его введения;
представитель работников должника— лицо, уполномоченное работниками должника представлять их интересы при проведении процедур банкротства.
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено законом.
Для целей учета в реестре требований кредиторов:
состав и размер денежных обязательств кредиторов, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, а также требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей, вступивших в дело о банкротстве должника после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на момент введения каждой из процедур, следующих после наступления срока исполнения обязательства;
состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей кредиторов по требованиям, заявленным после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на момент открытия конкурсного производства;
требования по денежным обязательствам и обязательным платежам, выраженные в иностранной валюте, учитываются в реестре требований кредиторов в рублях по курсу установленному Центральным банком Российской Федерации на дату определения состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей.
Другие обязательные платежи в бюджет
Налоги и организация налоговой системы.
Понятие налогов и их социально-экономическая сущность
Налоги — это обязательные платежи, устанавливаемые государством, и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.
Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть экономических отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.
Налоги являются исходной категорией финансов.
Налоги возникают с появлением государства и являются основой его существования
- Возникновение налогов и их необходимость
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общество на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — справидливо подчеркнул К.Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынок сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны дополнительные средства.
Изъятие государством в пользу общнства определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЦЕНУ УСЛУГ ГОСУДАРСТВА
Затраты государства выполнение своих функций Политические факторы
Спрос и предложение
Социальные факторы
К основным экономическим признакам налога можно отнести следующие:
— денежная форма налогов;
— безвозвратность и безэквивалентность налогов;
— определенность объекта, субъекта налогообложения, размеров и сроков уплаты налогов;
— налоги являются доходом государства.
Для полной характеристики налога выделяются следующие юридические признаки:
— налог устанавливается и вводится законом;
— налог – это отчуждение части собственности субъектов в доход государства;
— налог – это обязательный взнос, уплата которого носит принудительный характер.
Другие обязательные платежи в бюджет
— Помимо налогов в любом государстве взимаются другие обязательные платежи в зависимости от необходимости. В систему взимания платежей вводятся: платы, сборы, пошлины. В Казахстане это регламентируется Налоговым Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».
— Сборами, пошлинами и платами являются обязательные платежи юридических и физических лиц за услуги, оказываемые им государственными органами.
Кроме налогов в системе налогообложения имеют место и другие обязательные платежи в бюджет. К ним относятся:
— пошлины;
— сборы;
— платежы;
— Имеются три основных отличия налогов от других платежей в бюджет:
· Во-первых, налоги носят принудительный характер, тогда как другие обязательные платежи имеют в определенной степени добровольной характер. Напрмер, при уплате таможенных платежей, выбор альтернативы заниматься или не заниматься внешнеэкономической деятельности остается за самими участниками ВЭД.
· Во-вторых, субъекты не получает никокого эквивалента в обмен на уплачиваемую сумму налогов, в то время как при уплате других обязательных платежей субъекты имеют в качестве эквивалента какую-либо экономическую, материальную выгоду.
· В-третьих, если налоги имеют определенные и стабильные сроки их уплаты в бюджет, то другие обязательные платежи носят нестабильный и неконкретный характер уплаты. Так, таможенная пошлина при импорте товара на территории Казахстана уплачивается именно в
Функции налогов
Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ его своиств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. Поэтому главной является распределительная функция налогов, которая отражает их сущность как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства
Фискальная функциясостоит в обеспечении государства финансовыми
ресурсами, необходимыми для его деятельности. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для воздействия государства на экономику и этим обуславливает регулирующую функцию налогов.
Регулирующая функциясостоит в том, что, маневрируя налоговыми
ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя
одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного
развития определенных отраслей и производств, способствует решению
актуальных для общества проблем.
Распределительная функциясостоит в том, что с помощью налогов
государством перераспределяется часть прибыли предприятий и
предпринимателей, а также доходов граждан, и направляется на развитие
производственной и социальной инфраструктуры, инвестиции в отрасли с
длительными сроками окупаемости затрат: на железные дороги, автострады,
развитие добывающих отраслей, строительство электростанции.
Классификации платежей в бюджет
Расчеты с бюджетом производятся в результате начисления и перечисления налогов, сборов и иных платежей, которые уплачиваются предприятиями и физическими лицами.
Понятие налогов и сборов дано в ст. 8 НК РФ:
¦ под налогом понимается обязательный, безвозмездный, невозвратный платеж субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, они собираются в определенных законом рамках(размерах) и в определенные сроки. Доля налогов в бюджетах развитых стран составляет 80-90%.;
¦ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В соответствии с первой частью НК РФ налоги и сборы Российской Федерации делятся на три группы: федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход), НДФЛ, государственная пошлина, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налог на добычу полезных ископаемых.
Региональные налоги — это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законодательством субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов. Примером таких налогов могут служить налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество и др.
Местные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов муниципальных образований. Примерами таких налогов могут служить земельный налог, местные лицензионные сборы.
Уплата многих налогов (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц и т.д.) регламентируется частью второй НК РФ. По каждому налогу устанавливаются:
¦ объект обложения;
¦ налоговая база;
¦ налоговый период;
¦ налоговая ставка;
¦ порядок исчисления налога;
¦ порядок и сроки уплаты налога;
¦ налоговые льготы.
Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работников этой организации предназначен счет 68 “Расчеты по налогам и сборам”.
Счет 68 “Расчеты по налогам и сборам” кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 — на сумму нашга на прибыль, со счетом 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” — на сумму НДФЛ) и т.д.
По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”.
Для каждого налога, который уплачивается в бюджет, в учете предприятий и организаций открывается отдельный субсчет.
К счету 68 могут быть открыты следующие субсчета:
¦ 1 “Расчеты по налогу на прибыль”;
¦ 2 “Расчеты по НДС”;
¦ 3 “Расчеты по налогу на имущество”;
¦ 4 “Расчеты по налогу на доходы физических лиц” и др.
Бюджетным кодексом РФ состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина
Установление новых налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ.
Платежи налогов и сборов осуществляются налогоплательщиками, имеющими расчетные счета в банках, платежными поручениями на счета территориальных Управлений Федерального казначейства (УФК). Учет расчетов с бюджетом в УФК строго регламентирован государственными нормативными документами. Основой такой регламентации является использование системы классификаторов, в соответствии с которой и заполняются реквизиты в платежном поручении(Приложение 3) на перечисление налогов и сборов. Рассмотрим эти классификаторы и их применение подробнее.
Статус налогоплательщика указывается в отведённом поле в верхнем правом углу платежного поручения и кодируется цифрами из двух знаков:
01 — налогоплательщик (плательщик сбора),
02 — налоговый агент,
03 — сборщик налогов и сборов,
04 — налоговый орган,
05 — служба судебных приставов,
06 — участник внешнеэкономической деятельности,
07 — таможенный орган,
08 — плательщик иных обязательных платежей.
В платежном поручении на перечисление платежей в бюджет, в отличие от обычного платежного поручения предусмотрена отдельная строка, в которой проставляются следующие коды.
Основным кодом для налога (сбора) является двадцатизначный Код бюджетной классификации (КБК), который присвоен каждому виду и типу платежа, например:
182 101 020 2101 1000 110 — налог на доходы физических лиц,
182 101 020 2101 6350 110 — пени по налогу на доходы физических лиц,
182 101 020 2101 3000 110 — штрафы по налогу на доходы физических лиц.
Далее в отдельном поле указывается одиннадцатизначный код территории (ОКАТО), для Красноярска, например, — 04401987000.
Все платежи в бюджет представлены семью типами, каждый из которых обозначается аббревиатурой из двух заглавных букв русского алфавита:
НС — уплата налога или сбора,
АВ — уплата аванса или предоплата ( в том числе декадные платежи),
ПЕ — уплата пени,
ПЦ — уплата процентов,
СА — налоговые санкции, установленные Налоговым кодексом РФ,
АШ — административный штраф,
ИШ — иные штрафы, установленные соответствующими нормативными документами.
Также платежи в бюджет классифицируются по видам (основаниям) платежа и также обозначаются аббревиатурой из двух заглавных букв русского алфавита:
ТП — платежи текущего года,
ЗД — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым
периодам,
ТР — погашение задолженности по требованию об уплате налогов (сборов) от налогового органа,
РС — погашение рассроченной задолженности,
ОТ — погашение отсроченной задолженности,
РТ — погашение реструктурированной задолженности,
ВУ — погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления,
ПР — погашение задолженности, приостановленной к взысканию,
АП — погашение задолженности по акту проверки,
АР — погашение задолженности по исполнительному документу.
Кроме того, в указанной строке для налоговых реквизитов платежного документа в отведённых полях проставляется период, за который осуществляется платёж; номер документа-основания, при его наличии, и дата этого документа.
Благодаря использованию рассмотренной выше системы классификаторов обеспечивается детальный аналитический учет налогов и сборов, поступающих в бюджет в учреждениях Федерального казначейства РФ и в налоговых органах.
Тип налогового платежа
Тип налогового платежа — это определение вида платежа в классификации фискальных отчислений в бюджет государства. Несмотря на то, что в действующем фискальном законодательстве отсутствует данное понятие, термин широко применяется в хозяйственной деятельности субъектов. В статье расскажем о действующей классификации налоговых платежей по типам. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ
Чиновники не предусмотрели конкретных определений и классификации фискальных расчетов по типам и ключевым признакам. В общепринятом понятии налоговый платеж (НП) — это перечисление денежных средств налогоплательщика либо налогового агента в пользу государственного бюджета соответствующего уровня в счет погашения задолженностей по налоговым обязательствам.
Простыми словами, НП — это уплата конкретного обязательства в бюджет. В зависимости от общепринятой классификации налоговых изъятий, можно выделить следующие виды налоговых платежей:
- Налог — это способ принудительного изъятия средств налогоплательщика в пользу государства, причем на безвозмездной основе. Иными словами, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, организация уплачивают в бюджет определенную часть от собственных средств (доходов, имущества, прочих активов) с целью финансового обеспечения государства.
- Сбор — это плата за определенные юридически значимые действия, которые осуществляются государственными и(или) муниципальными органами власти в пользу налогоплательщиков.
- Пошлина — это оплата действий органов власти федерального, регионального и муниципального уровней юридического, правового или же административного характера. Например, таможенные или государственные пошлины взимаются за разрешение на ввоз товаров или за регистрацию прав в госреестрах.
В 2017 году данный перечень был расширен новым понятием «взнос». Данный термин определяет обязательства налогоплательщиков уплачивать средства в государственный бюджет в пользу страхового обеспечения граждан. Иными словами, деньги, зачисляемые в счет страховых взносов, формируют внебюджетные фонды, за счет которых, в свою очередь, населению производятся определенные выплаты. Например, выплачиваются пенсии, пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам. А также граждане России обеспечиваются бесплатной медицинской помощью за счет средств внебюджетных фондов (ОМС).
Иные фискальные изъятия
Помимо основной классификации, в составе фискального обременения можно отметить такие оплаты, как:
- сбор за негативное воздействие на окружающую среду;
- торговый и курортный сборы;
- платежи за добычу полезных ископаемых;
- взносы на травматизм (страховое обеспечение от несчастных случаев и профзаболеваний);
- иные формы изъятия.
Отличительной особенностью таких форм изъятия является то, что нормы утверждены не НК РФ, а иными нормативно-правовыми актами РФ. Однако все эти сборы и уплаты можно смело отнести к фискальным платежам. Это связано еще и с тем, что большинству налогоплательщиков безразлично, на основании какого нормативно-правового акта производится конкретный вид государственного изъятия. По большей степени плательщиков фискального обременения интересуют размеры обязательств, действующие льготы и послабления, а также способы снижения нагрузки по налогам, пошлинам и сборам.
Отметим, что действующее законодательство предусматривает многообразие форм, схем и методов оптимизации налогов и минимизации фискальных обязательств. Подробнее о том, как существенно снизить суммы уплаты в бюджет, читайте в специальном материале «Законные способы оптимизации налогообложения».