Операторы фискальных данных
Кто же такой оператор фискальных данных? Исходя из определения данного Федеральной Налоговой Службой: «Оператор фискальных данных — организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящаяся на территории Российской Федерации, получившая в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных».
Само разрешение на обработку фискальных данных выдает Федеральная налоговая служба, так же она принимает решения об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных, о проведении проверки осуществления деятельности оператором фискальных данных.
Кроме того оператор фискальных данных, согласно все того же закона должен соответствовать следующим требованиям:
- иметь экспертное заключение о соответствии технических средств, требованиям РФ о применении контрольно-кассовой техники;
- иметь лицензию на оказание телематических услуг связи;
- иметь лицензию ФСТЭК;
- иметь в собственности или в аренде здание или помещение в котором будут размещаться технические средства, осуществляющие обработку фискальных данных.
Согласно Приказа ФНС России от 31.08.2016 № ЕД-7-20/468 на данный момент, выдано всего 4 разрешения на обработку фискальных данных. Соответственно у операторов занимающихся документооборотом с ФНС РФ, возникает множество вопросов о необходимости и возможности получения данного разрешения. Наша компания готова провести консультацию, ответить на наиболее острые вопросы, помочь с получением необходимых документов и лицензий.
Операторы фискальных данных: схема взаимодействия с 2017 года
1. Онлайн кассы: изменения в правилах торговли
2. Как будет работать оператор фискальных данных
3. Что станет с привычными ЦТО и как стать ОФД
Онлайн кассы: изменения в правилах торговли
С 1 февраля 2017 года весь ритейл ждут кардинальные изменения в некоторых правилах торговли, которые касаются кассовой техники. Раньше, точнее, пока еще сейчас, кассовый аппарат (ККТ) предназначен для того, чтобы, во-первых, печатать чеки для покупателей, а во-вторых, накапливать и хранить информацию об осуществленных платежах в так называемой фискальной памяти. Речь идет о повсеместном внедрении так называемых онлайн касс.
С 1 февраля 2017 года кассовые аппараты (онлайн кассы) должны будут передавать в налоговую службу данные о продажах (о каждой продаже) в режиме реального времени. Это означает, что как только покупатель купил в магазине любой товар (продукт, изделие), рассчитался наличными или банковской картой, эта информация тут же окажется в налоговой службе.
В процессе обмена информацией между каждой торговой точкой и налоговой службой появится новый элемент – оператор фискальных данных (ОФД).
Как будет работать оператор фискальных данных
Оператор фискальных данных, или ОФД, – это своего рода сборный пункт, в который собирается вся информация о продажах с кассовых аппаратов, подключенных к интернету (с онлайн касс). Далее информация передается в налоговую службу.
Оператор фискальных данных – это организация, которая собирает, обрабатывает и передает далее (в налоговую службу) информацию в зашифрованном виде. Соответственно, этой фирме понадобится лицензия, которую выдает ФСБ.
Оператор фискальных данных будет работать по следующей схеме:
1. Покупатель с товаром подходит к кассе. Кассир сканирует штрих-код с товара или вручную набирает сумму на кассовом аппарате.
2. Внутри кассового аппарата (онлайн кассы) есть фискальный накопитель, который формирует чек, подписывает и сохраняет его и передает пакет данных в адрес ОФД.
3. ОФД получает данные, фиксирует их у себя. Далее формирует ответный документ и отправляет его в адрес онлайн кассы, то есть, обратно в магазин. Когда фискальный накопитель получит от ОФД ответ, завершится формирование чека для покупателя по новым правилам.
4. После этого ОФД передает информацию о продаже в налоговую службу.
5. Покупатель получает два вида чека: обычный бумажный, а также его электронную версию, которую направляют на электронную почту покупателя.
6. На чеках будут напечатаны QR-код и ссылка. Считав QR-код или пройдя по ссылке, покупатель попадет на сайт специального сервиса по проверке чеков, где он сверит свой чек с тем, что передан в налоговую службу. Если обнаружится какое-то отличие, это может послужить поводом для соответствующей проверки налоговой службой.
Так как онлайн касса должна быть подключена к интернету, предъявляются определенные требования к качеству и устойчивости связи. На самом деле, если вдруг пропадет связь (отключат интернет), процесс продаж не остановится: информация будет собираться в фискальном накопителе, а когда связь восстановится, все накопленные данные будут переданы оператору фискальных данных.
Но для восстановления связи есть 72 часа (3 суток). Если в течение этого времени связь по каким-то причинам не восстановится, онлайн касса перестанет работать.
Как подключиться и начать работать с ОФД
Чтобы магазин смог работать по новым правилам, ему необходимо заключить договор с оператором фискальных данных. Кроме этого в магазине необходим интернет, а также онлайн касса, то есть кассовый аппарат, подключенный к сети интернет.
Далее на сайте налоговой службы необходимо будет завести свой личный кабинет. Через него нужно будет зарегистрировать свою онлайн кассу. То есть не нужно будет возить кассовый аппарат в налоговую, процесс регистрации будет происходить дистанционно. Для регистрации своей онлайн кассы понадобится квалифицированная электронная подпись.
Чтобы получить свою квалифицированную электронную подпись, нужно обратиться в соответствующий удостоверяющий центр, который имеет аккредитацию Министерства коммуникаций и связи России. Туда необходимо предоставить документы:
- Для ООО: учредительные документы (устав, учредительный договор), выписку из ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет в налоговую службу.
- Для ИП достаточно предоставить паспорт и СНИЛС.
Процесс подключения к ОФД выглядит следующим образом:
1. Предприниматель получает квалифицированную электронную подпись.
2. Далее заключается договор с ОФД.
3. В магазин проводится интернет.
4. В кассовый аппарат (онлайн кассу) устанавливается фискальный накопитель.
5. Онлайн касса регистрируется в личном кабинете на сайте ФНС, предприниматель получает свой регистрационный номер.
Требования к технике для работы с ОФД
Для того, чтобы онлайн касса работала с ОФД, необходимо, чтобы этот кассовый аппарат отвечал определенным требованиям:
1. Онлайн касса должна иметь возможность подключения к интернету.
2. Внутри корпуса кассы должно быть место, достаточное для помещения туда фискального накопителя.
3. Кассовый аппарат должен иметь возможность печатать чеки с QR-кодами и ссылками.
4. Программа кассового аппарата (онлайн кассы) должна работать с фискальным накопителем и с ОФД.
Исходя из этого, многие эксперты в области ритейла уверены в том, что многим предпринимателям не нужно будет тратиться на приобретение новых кассовых аппаратов: главное, чтобы имеющиеся кассы отвечали указанным требованиям.
А вот на услуги ОФД потратиться придется: эксперты считают, что годовое обслуживание по приему и передаче данных через ОФД предпринимателю может обойтись примерно в 3000 рублей за каждый кассовый аппарат.
Читайте также: Штрафы за нарушение правил применения
Что станет с привычными ЦТО и как стать ОФД
Что станет с привычными центрами технического обслуживания – фирмами, которые обслуживают кассовые аппараты сейчас – пока неизвестно.
Многие эксперты склоняются к тому, что в принципе с ними ничего не случится: ведь обслуживать и ремонтировать кассовые аппараты предпринимателям все равно время от времени будет нужно. Единственное отличие: с ЦТО теперь не нужно будет заключать обязательные договоры на обслуживание. Теперь обязательным станет заключение договоров с ОФД.
Стать оператором фискальных данных может любая фирма, в том числе нынешние ЦТО тоже могут перепрофилироваться в ОФД. Для этого необходимо соблюсти ряд условий:
1. У фирмы должно быть оборудование (собственное или арендованное) для формирования и проверки фискальных данных.
2. У фирмы должна быть лицензия, выданная ФСБ.
3. Кроме лицензий на передачу информации и на работу с защищенной информацией, фирма должна еще пройти проверку в ФСБ у специальных экспертов. Проверка на предмет соответствия: фирма может (не может) работать в этой области.
4. Организация, которая собирается работать в качестве ОФД должна получить разрешение у налоговой службы на обработку фискальных данных.
Любая организация (не ИП), которая соответствует указанным выше четырем требованиям, может работать в качестве оператора фискальных данных.
Читайте также: Cхема передачи чеков в налоговую службу и покупателям