Операции уполномоченных банков с иностранной валютой

Физическим лицам /

Операции с наличной иностранной валютой

Операционные кассы, осуществляющие валютные операции, работают во всех офисах банка Курган.
Виды операций:

— Покупка наличной иностранной валюты за наличную валюту Российской Федерации;

— Продажа наличной иностранной валюты за наличную валюту Российской Федерации;

— Прием наличной иностранной валюты при осуществлении операций по переводу денежных средств из Российской Федерации по поручению физических лиц без открытия банковских счетов;

— Выдача наличной иностранной валюты при осуществлении операций по переводу денежных средств в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов в пользу физических лиц;

— Прием наличной иностранной валюты для зачисления на банковские счета, счета по вкладу физических лиц в иностранной валюте;

— Прием наличной иностранной валюты для зачисления на банковские счета, счета по вкладу физических лиц в валюте Российской Федерации;

— Выдача наличной иностранной валюты с банковских счетов, счетов по вкладу физических лиц в иностранной валюте;

— Выдача наличной иностранной валюты с банковских счетов, счетов по вкладу физических лиц в валюте Российской Федерации;

— Прием денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств) для направления на инкассо;

— Прием наличной иностранной валюты при осуществлении операций по переводу денежных средств на территории Российской Федерации по поручению физических лиц — резидентов без открытия банковских счетов в пользу резидентов;

— Выдача наличной иностранной валюты при осуществлении операций по переводу денежных средств на территории Российской Федерации без открытия банковских счетов, полученной от физических лиц — резидентов, в пользу физических лиц — резидентов.

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства, которая направлена на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержания на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступление валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку вывоза капитала за границу, привлечению иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д.

К основным элементам валютного регулирования относятся:

  • установление порядка совершения валютных операций;

  • определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов;

  • валютный контроль.

Для проведения государством валютной политики устанавливаются три типа валютных режимов:

1) режим свободно-конвертируемой валюты;

2) режим государственной валютной монополии;

3) режим валютного государственного регулирования.

В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (в редакции от 30.10.2007 г. № 242-ФЗ), регулирующим валютные отношения, его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Валютное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых в соответствии с ним федеральных законов, а также нормативно-правовых актов по вопросам валютного регулирования, изданных органами валютного регулирования (далее — акты валютного законодательства Российской Федерации). Международные договоры Российской Федерации применяются к валютным отношениям, если ими установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство Российской Федерации, которые издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Центральный банк РФ устанавливает единые правила поведения всех участников валютных отношений, формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 10 части 1 статьи 1 и статья 8 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» об использовании специальных счетов не действуют с 1 января 2007 года.

Статья 16 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливавшая требование о резервировании, не действует с 1 января 2007 года.

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

2. Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

Согласно части 4 статьи 5 ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Банком России.

В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены (письмо ЦБ РФ от 26.07.2007 N 04-31-2/3178, письмо ВАС РФ от 20.08.2007 N ВАС-С05/С4-1183).

6. Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

7. Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.3 и 16.4 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Примечания. 1. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 1, 3, 4 и 5 настоящей статьи, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

2. Стоимость внутренних и внешних ценных бумаг определяется на день совершения административного правонарушения по правилам, установленным валютным законодательством Российской Федерации для расчета суммы резервирования по валютной операции.

3. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

Заключение диссертации по теме «Административное право, финансовое право, информационное право», Царгуш, Элина Вячеславовна

Заключение

Этап проводимых в настоящее время экономических реформ в России свидетельствует о новом качестве организации экономической деятельности в стране, что проявляется в максимальном приближении условий хозяйствования к условиям в ряде развитых стран. В особенной мере это касается валютной сферы, в которой произошли кардинальные изменения. За последние полтора десятка лет произошел постепенный переход от государственной валютной монополии к организации валютного рынка, который функционирует на схожих с большинством стран условиях.

В обобщенном виде направленность преобразований в валютной сфере можно определить как способствование развитию инициативности и предпринимательства, усиление механизмов по защите интересов частного характера при одновременном повышении уровня обеспеченности государственных интересов. Отказываясь от ряда валютных ограничений, государство одновременно имеет возможность обеспечивать степень соблюдения установленного законом порядка осуществления валютной деятельности.

Завершается механизм вступления в ВТО, что значительно обусловило направление и темпы реформирования валютного законодательства, поскольку одним из требований вступления в эту организацию была либерализация валютной политики. Несмотря на то, что многие соглашения по порядку присоединения России к ВТО пока не ратифицированы, однако их действие сказывается на направленности изменения законодательства. Уже к настоящему времени достигнут уровень конвертируемости российской валюты на внутреннем валютном рынке.

Валютное регулирование как часть государственного управления, как способ проявления воли государства предполагает целенаправленное практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на деятельность субъектов в сфере валютной деятельности. Одновременно, валютное регулирование есть часть валютной политики, способ реализации стратегии государства в плане воздействия на участников валютных правоотношений, в центре которого является правовое регулирование. Существенное значение имеет то обстоятельство, что государство в любом случае обеспечивает публичные интересы в процессе регулирования валютной деятельности, в том числе и как участник этой деятельности. Одновременно валютное регулирование есть часть общей экономической политики государства и ее сегмента денежно-кредитной политики и подчинено экономическим задачам, за исключением кризисных состояний в этой экономической сфере.

Как интегральное понятие валютное регулирование есть совокупность организационно-правовых и экономических мер по достижению определенных результатов в сфере валютной деятельности, направленных на обеспечение и защиту права собственности на валютные ценности, поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса. В этом плане под валютным регулированием в РФ следует понимать разработку и реализацию валютной политики государства, законодательную (правотворческую) и контролирующую деятельность государства в лице органов валютного регулирования и валютного контроля по установлению правил распоряжения валютными ценностями, по регламентации порядка проведения валютных операций, также по организации и проведению валютного контроля. Оно обеспечивает порядок осуществления валютных операций и порядок реализации права владения валютных ценностей у резидентов и нерезидентов на территории Российской Федерации, а также перемещение объектов валютного регулирования через таможенную границу. Несмотря на общую либерализацию валютной деятельности, в большинстве стран мира продолжают сохраняться валютные ограничения и механизмы регламентации валютной деятельности.

Будучи обеспеченное нормами права, валютное регулирование обеспечивается валютным правом, которое представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих валютные правоотношения. Однако оно шире понятия «валютное право», поскольку помимо применения правовых норм предполагает применение ряда других способов воздействия на объект регулирования. Валютное право является комплексным институтом, содержащим нормы права различных отраслей. В предмет валютного права включаются отношения, складывающиеся в процессе валютного регулирования и валютного контроля, если учитывать, что валютный контроль есть неотъемлемая часть валютного регулирования.

Сфера его применения — совокупность валютных правоотношений между уполномоченными органами государства и юридическими, физическими лицами по поводу осуществления валютных операций, перемещения российской валюты и валютных ценностей через таможенную границу, порядка владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации. В предмет валютного права включаются отношения, складывающиеся в процессе валютного регулирования и валютного контроля, если учитывать, что валютный контроль есть неотъемлемая часть валютного регулирования.

Нормы валютного права регулируют особым образом отношения по поводу определенной сделки с валютой и валютными ценностями. Они в основном определяют порядок осуществления отношений между уполномоченными представителями государства и отдельными субъектами: резидентами и нерезидентами. Валютное право регулирует валютные правоотношения, содержанием которых является режим владения валютой, особый порядок деятельности банка при продаже иностранной валюты и др. По поводу владения, пользования и распоряжения объектами валютного регулирования, как имущественных отношений (ст. 2 Гражданский кодекс РФ), можно сказать, что они имеют гражданско-правовой характер.

Нормы финансового и административного права регулируют валютные правоотношения, одним из субъектов которых является уполномоченный орган государства либо иной субъект, выполняющий публичную функцию (уполномоченный банк), наделенный в силу закона полномочиями давать приказание другому субъекту. Стороны правоотношений не вправе по своему усмотрению изменить содержание и объем своих прав и обязанностей. Именно эти признаки правоотношений свойственны для валютного права, включенного в состав финансового права как его самостоятельный правовой институт.

К категории источников валютного права следует отнести также подзаконные нормативные правовые акты, которые не включаются ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в состав валютного законодательства. С другой стороны, тот же ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» не исключает появление иных нормативных правовых актов, которые вправе издавать органы валютного регулирования, но только в случаях, предусмотренных указанным законом. Кроме того, такие же акты вправе издавать органы валютного контроля, только в случаях, предусмотренных валютным законодательством. При этом акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций. Таким образом, следует считать, что органы валютного регулирования вправе издавать нормативные правовые акты, а органы валютного контроля вправе издавать ненормативные правовые акты.

По сравнению с налоговым законодательством нормы валютного права в последние годы не имеют такой динамики изменений, что является определенным плюсом. Однако проблема стабильности правил валютного регулирования остается злободневной задачей, которую необходимо решать. В целом стабильность законодательства прямо пропорциональна стабильности экономики.

Валютные операции как объект правового обеспечения имеют установленную законом форму. Они санкционированы государством как возможный вид деятельности по отношению к иностранной и российской валютам, внешним и внутренним ценным бумагам. Валютные операции в их сущностном понимании есть правовая форма валютной деятельности. И как всякая форма деятельности они представляют совокупность действий, операций, осуществляемых в установленном законом порядке. Валютное законодательство состоит только из ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также федеральных законов об изменениях указанного закона, что вытекает из узкого понимания валютного законодательства.

Принципы валютного регулирования представлены несколькими группами. Первая группа определяет целевые характеристики валютного регулирования. Они содержатся в преамбуле ФЗ «О Валютном регулировании и валютном контроле», а также в Конституции РФ. К числу принципов валютного регулирования следует отнести наличие валютного контроля как составной части валютного регулирования. Отдельно выделена группа специальных принципов, в рамках которой названы три подгруппы: 1. Принципы, определяющие целевые установки валютного регулирования. 2. Принципы, определяющие порядок валютного регулирования и выделенные законодателем в качестве таковых. 3. Принципы, не названные в качестве таковых законодателем, но являющиеся базовыми, исходными положениями, и в этом аспекте они выполняют роль принципов. Отдельную группу составляют принципы, которые названы в научной литературе.

Содержание валютного регулирования как части валютной политики определяется органами государственной власти общей компетенции. Президент РФ согласно ч. 3 ст. 80 Конституции определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, в том числе валютной политики. Большая роль в разработке политики государства имеют ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Федеральные законы, включая ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», приняты Федеральным Собранием РФ.

Административные функции валютного регулирования от имени государства осуществляют три группы субъектов: органы валютного регулирования, органы валютного контроля и агенты валютного контроля. Правительство РФ как орган валютного регулирования и валютного контроля обеспечивает проведение всей финансовой и кредитной политики, составной частью которой является и валютная политика. Делается вывод о приоритетной роли Правительства РФ по отношению к роли Центрального банка РФ в регулировании валютной деятельности, при учете сохранения самостоятельной деятельности Центрального банка РФ.

С учетом проведенной валютной реформы федеральные агентства и министерства не могут выступать в роли органов и агентов валютного контроля. Эта функция может быть закреплена только за федеральными службами. Из числа федеральных органов исполнительной власти таковыми являются Федеральная таможенная служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная налоговая служба. Первая находится в ведении правительства. Вторые две подведомственны Министерству финансов РФ. При этом таможенные и налоговые органы являются агентами валютного контроля. Как орган валютного контроля Федеральная служба финансово-бюджетного надзора не вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие валютные правоотношения, но обеспечивает контроль за порядком соблюдения валютных операций резидентами и нерезидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является единственным органом из числа органов специальной компетенции, которая является органом валютного контроля со всеми полномочиями, предоставленными такому органу ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Банк России в сфере валютной деятельности осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Он также определяет порядок расчетов по внешнеэкономическим сделкам, устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю, определяет порядок деятельности валютной биржи и др.

На порядок регламентации валютной деятельности оказывает большое влияние механизм лицензирования валютных операций, который применяется Банком России в отношении коммерческих банков. Цели лицензирования валютных операций состоят в осуществлении контроля за банком на предмет его готовности действовать в лицензируемой сфере. Однако, государство не несет практически никакой ответственности за предоставление лицензии недобросовестному субъекту.

Заслугой действующего ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в отличие от предшествующей его редакции является то, что право издания нормативных правовых актов по валютным вопросам в настоящее время закреплено только за органами валютного регулирования. Ранее оно было предоставлено как органам валютного регулирования, так и органам валютного контроля. Уточнение правотворческой компетенции, несомненно, способствует росту авторитета государства и устойчивости валютного законодательства. Таким образом, только Банк России и Правительство РФ в настоящее время вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования, но только в случаях, предусмотренных Законом (абзац 2 части 1 ст.4 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). С учетом наличия целой системы органов валютного регулирования и валютного контроля ставится вопрос о необходимости координации их деятельности, путем заключения соглашений о сотрудничестве между ними.

Валютные операции в совокупности формируют внутренний валютный рынок. В содержание валютного рынка, исходя из контекста ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», включается два вида валютных операций, которые, в свою очередь, являются основой сделок с применением валютных ценностей и российской валюты, а также внутренних ценных бумаг. Одни валютные операции осуществляются между участниками (резидентами и нерезидентами, нерезидентами и нерезидентами, резидентами и резидентами), при условии, что все участники находятся на территории Российской Федерации. Вторая группа валютных операций осуществляется между теми же участниками, но при условии, что одна из сторон расположена на территории другой страны. В этом случае валютные операции предполагают перемещение объектов валютного регулирования через таможенную границу. Внешний валютный рынок можно назвать международным валютным рынком или международной валютной системой. Одновременно можно выделить внутри валютного рынка несколько сегментов, в зависимости от субъектного состава валютных отношений. В частности, в их числе можно назвать: валютные операции между резидентами; валютные операции между резидентами и нерезидентами; валютные операции между нерезидентами на территории России. Валютный рынок в содержательном плане означает совокупность разрешенных валютных операций и валютных ограничений, проявляющихся в единстве. Валютный рынок реализуется посредством осуществления валютной деятельности, которая реализуется уполномоченными органами государства, Центральным Банком РФ, уполномоченными банками, а также резидентами и нерезидентами.

Валютные ограничения являются одним из основных элементов валютного регулирования и направлены на защиту национальных интересов в сфере денежного обращения. ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» называет три целевые задачи, применения валютных ограничений. К ним относятся: обеспечение валютных резервов, обеспечение устойчивости национальной валюты, поддержание платежеспособности государства. Предлагается широкое толкование валютных ограничений и узкое их понимание. Под валютными ограничениями следует понимать ограничения прав резидентов и нерезидентов на осуществление валютных операций на территории России и за рубежом. По сути это административные запреты на осуществление валютных операций, или обязывание совершить определенные действия.

Основным элементом валютного рынка являются валютные операции между резидентами. Несмотря на значительную либерализацию этого сегмента валютного рынка, законодатель принципом его функционирования избрал метод установления исчерпывающего перечня разрешенных валютных операций и запрета на все остальное. Такой метод совершенно оправдан, поскольку использование в качестве расчетов между резидентами другой валюты, нежели российской, ведет к подрыву национальной валюты. Согласно действующему валютному законодательству валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением некоторых случаев.

Государство предоставило нерезидентам полную свободу по переводу иностранной валюты со счетов в банках, находящихся в других странах, на счета в уполномоченных банках, находящихся в России. Такой же свободный порядок установлен при осуществлении переводов в обратном порядке -со счетов в уполномоченных банков на счета зарубежных банков, включая уполномоченные банки за рубежом. Такой порядок обеспечивает свободный вывоз капитала нерезидентами, что повышает инвестиционный рейтинг России. С учетом стремления России установить для рубля режим свободно конвертируемой валюты, ч. 3 ст. 13 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет свободный режим перечислений на счета в уполномоченные банки со счетов зарубежных банков нерезидентами не только иностранной валюты, но и валюты Российской Федерации.

Валютное законодательство регламентирует также режим банковских счетов резидентов и нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации на территории России и за рубежом. Поскольку все счета открываются в банках, то порядок их открытия и ведения регламентируются Центральным банком РФ. При этом закон допускает ведение обычных счетов и специальных счетов. Однако в настоящее время режим специальных счетов не применяется.

Если внутренний валютный рынок предполагает осуществление сделок посредством валютных операций на территории Российской Федерации, то перемещение валютных ценностей и валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг не связано с осуществлением сделок. В принципе закон предполагает несколько способов перемещения валютных денежных средств, независимо от набора валюты, через таможенную границу. К ним относятся: обычное перемещение денежных средств в наличном виде через границу, пересылка их методом списания средств с банковского счета в банке одной страны и зачисление той же самой суммы на счета в банки другой страны, пересылка денег по почте в другую страну.

Порядок применения репатриации предполагает обязанность резидентов в процессе осуществления внешнеторговой деятельности обеспечить получение от нерезидентов эквивалент по сделкам. Конкретно, резидент должен принять необходимые меры по возвращению иностранной валюты или российской валюты за проданный товар в предусмотренные договором об экспортной сделке сроки. Эти деньги должны быть зачислены на счета в уполномоченные банки.

Та же самая обязанность установлена для импортера по внешнеэкономической сделке. Только в этом случае в роли эквивалента выступает товар, который приобретается за рубежом. При этом государство требует в случае непоступления товара возврат в Россию денежных средств, уплаченных в пользу нерезидента за неввезенные на таможенную территорию товары. Аналогичный порядок установлен для случаев заключения внешнеэкономических договоров с нерезидентами о выполнении ими работ, услуг или передачу информации и результатов интеллектуальной собственности. При таком подходе становится невозможным урегулирование по сделке путем зачета взаимных прав и обязанностей между партнерами, находящимися в разных странах.

К числу устаревших мер, которые целесообразно отменить, можно отнести положение о паспорте сделки (ст. 20 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Законодатель предоставил право Банку России для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Подобный паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. При этом указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

Таким образом, валютный контроль как часть финансового контроля является неотъемлемым элементом валютного регулирования. Он реализуется либо уполномоченными органами государства, либо иными субъектами, которые в этом случае выполняют публичные функции в пользу государства.

Органы и субъекты, осуществляющие валютный контроль, вправе проверять только вопросы правомерности и не касаются вопросов эффективности в деятельности подконтрольных субъектов.

Функция валютного контроля как составная часть валютного регулирования в организационном плане поделена между органами валютного контроля и агентами валютного контроля. Согласно ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль вправе осуществлять Правительство РФ, а также органы и агенты валютного контроля. Таким образом, выделяется три вида уполномоченных субъектов, наделенных правами осуществления валютного контроля: Правительство РФ, органы валютного контроля, агенты валютного контроля. В число органов валютного контроля включены Центральный банк РФ и органы исполнительной власти, которые уполномочены Правительством РФ. К ним относится Федеральная служба по финансовому и бюджетному надзору. Есть группа полномочий, которые органы и агенты валютного контроля выполняют совместно. К ним относятся проведение проверок соблюдения положений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям.

Только органы валютного контроля наделены полномочиями выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, применять установленные законодательством меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Согласно ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право проводить проверки соблюдения физическими и юридическими лицами резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Следует уточнить группу субъектов, подпадающих под режим валютного контроля, учитывая иммунитет дипломатических органов и отдельных лиц. Поэтому, указывая на нерезидентов и резидентов, следует уточнить, что речь идет всего лишь о физических и юридических лицах.

Агентами валютного контроля помимо Банка России являются органы исполнительной власти на федеральном уровне государства и уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы). Для агентов валютного контроля установлены пределы властных полномочий в части требования документов. Механизм организационного обеспечения валютного контроля свидетельствует об отсутствии единого подхода к определению системы органов, осуществляющих валютный контроль. Одни федеральные службы имеют фактически статус органа валютного контроля, другие — статус агента валютного контроля. Следует предложить, чтобы уполномоченные банки сообщали о своих клиентах — нарушителях порядка валютной деятельности не только в Банк России, но и иным органам валютного регулирования и валютного контроля, наделенным полномочиями применять санкции к нарушителям валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Является недостатком то, что в актах валютного законодательства и актах органов валютного контроля не содержится определения правонарушения в сфере валютной деятельности, точнее нарушения валютного законодательства. Речь идет об указании на признаки правонарушения, как предусмотренные законом противоправные виновные деяния, совершенные умышленно или по неосторожности. Под валютным правонарушением следует понимать нарушение резидентами и нерезидентами положений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, содержащие признаки виновного противоправного деяния, совершенного умышленно или по неосторожности.

В целом либерализация валютного регулирования не означает отказа государства от применения им властного метода в регулировании валютной деятельности. Либерализация валютного регулирования не должна пониматься как отсутствие валютного регулирования вообще.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Международные валютные операции коммерческих банков: Мировая практика и российский опыт»

Актуальность темы диссертационного исследования. Формирование в России экономической системы, в основе которой лежат рыночные механизмы функционирования, предполагает высокую степень открытости национальной экономики и ее интеграцию в международные экономические отношения.

Одной из основных задач построения рыночной экономики современного типа является создание институциональной инфраструктуры, обеспечивающей связь внутреннего рынка России с мировым рынком, организацию оптимального движения, распределения и перераспределения товарных и денежных потоков.

Значительное место в инфраструктуре современной рыночной экономики занимают коммерческие банки, международные валютные операции которых представляют собой один из основных каналов связи национальных рынков с мировыми рынками.

Международные валютные операции коммерческих банков относятся к числу важнейших направлений банковской деятельности как в рамках мировой валютно-финансовой системы, так и в рамках национальных валютно-финансовых систем, и находятся в сложной взаимозависимой связи с трансграничным движением товаров, капиталов и услуг. Структура международных валютных операций коммерческих банков и динамика их развития отражают реалии глобализации и либерализации международных экономических отношений, изменения в структуре мирового хозяйства, роль отдельных государств, межгосударственных союзов и регионов в международных экономических отношениях, присущий им уровень развития и потребления товаров, услуг и инвестиций.

Тенденции накопления капитала, характер распределения доходов в международном масштабе, основные направления и темпы глобального экономического развития в значительной степени обусловлены уровнем развития соответствующих банковских систем. Международные валютные операции крупнейших коммерческих банков, транснациональных банков, оказывают влияние на экономическое развитие как отдельных государств, так и мирового хозяйства в целом. Это выражается в перераспределении транснациональными банками финансовых ресурсов в пользу валют, являющихся привлекательными объектами для инвестирования, что способствует их укреплению и притоку иностранного капитала в соответствующие страны-эмитенты, вызывая, в свою очередь, ослабление валют и отток иностранного капитала из стран-эмитентов, представляющих меньший интерес для международных инвесторов.

В условиях глобализации и либерализации международных экономических отношений к числу основных задач интеграции России в мировую экономику относятся вопросы развития и совершенствования международных валютных операций российских коммерческих банков, превращения их в эффективный инструмент обслуживания внешнеэкономической деятельности, аккумулирования валютных ресурсов и привлечения зарубежных инвестиций.

Международные валютные операции коммерческих банков приобретают особое значение в силу того, что данные операции, будучи одним из каналов связи между национальными и мировым рынками, одновременно являются каналами передачи негативных явлений мирового рынка в национальную экономику.

Произошедшие в 90-е годы принципиальные изменения в экономической жизни страны оказали значительное воздействие на всю систему взаимоотношений России с внешним миром. Одним из ключевых изменений стала отмена монополии государства на осуществление внешнеэкономической деятельности. Это привело к тому, что стремительное становление и развитие отечественной банковской системы уже на ранних этапах сопровождалось растущей активностью российских коммерческих банков в области международных валютных операций. Спектр международных валютных операций российских коммерческих банков, первоначально сводившихся к обслуживанию участников внешней торговли, расширялся по мере их проникновения на мировой рынок евровалют.

С самого начала рыночных преобразований в России развитию банковского сектора российской экономики, созданию валютного рынка, либерализации внешнеэкономической деятельности придавалось большое значение, что нашло отражение в соответствующих Законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных документах Центрального Банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и других органов исполнительной власти Российской Федерации.

Активизация международной деятельности отечественных кредитно-финансовых институтов происходила на фоне углубления системного кризиса российской экономики. В период наибольшей активности российских банков на международных рынках произошел широкомасштабный кризис августа 1998 года, парализовавший финансово-банковскую систему России.

Ликвидация последствий кризиса, а также вызванные им дискуссии о способах и темпах интеграции России в мировую экономику, о необходимости рационализации и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности, о роли коммерческих банков в этом процессе, придали особую остроту и значимость определению основных направлений совершенствования механизма международных валютных операций коммерческих банков.

Сложность и важность проблем, связанных с ролью международных валютных операций коммерческих банков в формировании рыночной экономики в России и в интеграции России в мировую экономику, определили выбор темы настоящей работы и ее актуальность.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования — сформулировать и обосновать концепцию совершенствования международных валютных операций российских коммерческих банков на основе анализа и сравнения экономических, организационных, правовых и технологических особенностей развития и методов регулирования международных валютных операций коммерческих банков России и развитых стран.

Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:

• выявить новые тенденции в развитии международных валютных операций коммерческих банков развитых стран;

• охарактеризовать особенности методов регулирования международных валютных операций коммерческих банков развитых стран;

• определить роль и место международных валютных операций в институциональном развитии коммерческих банков;

• обосновать особенности развития международных валютных операций российских коммерческих банков;

• выявить степень идентичности мировых и российских методов регулирования международных валютных операций коммерческих банков;

• разработать предложения по совершенствованию международных валютных операций российских коммерческих банков.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются международные валютные операции коммерческих банков.

Предметом исследования являются мировой опыт и российская практика организации и развития международных валютных операций коммерческих банков.

Теоретическая и методологическая основа работы. Теоретическую основу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам экономической теории, международных валютно-кредитных и финансовых отношений, денежному обращению и кредиту, банковскому делу.

Методологической основой исследования являются диалектическая теория познания, принципы диалектической логики, единства логического и исторического, системный подход, анализ и синтез, методы сравнения и экономической статистики.

При выполнении диссертации использованы аналитические и методологические материалы международных финансовых организаций, выступления руководителей и аналитиков центральных банков России и зарубежных стран, видных финансовых деятелей. При работе над диссертацией автор опирался на международные и отечественные нормативно-правовые документы.

Информационной базой исследования служили материалы российской и зарубежной печати, результаты исследований и статистические данные Центрального Банка России, Банка Англии, Федеральной Резервной Системы США, Базельского Банка Международных Расчетов, Всемирного Банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития, Международного Валютного Фонда, Международной Ассоциации участников сделок своп и сделок с деривативами ISDA, публикуемые в печати и распространяемые в международной сети Интернет.

Научная новизна исследования заключается в следующем: • выявлены и систематизированы новые тенденции в развитии международных валютных операций коммерческих банков развитых стран, выражающиеся в доминировании операций с производными финансовыми инструментами (деривативами) по отношению к традиционным операциям, в возрастании роли информационных технологий, прежде всего Интернет-технологий, в дифференциации функций международных валютных операций и преимущественной ориентации данных операций на обслуживание мирового фондового рынка;

• определены и обобщены современные методы регулирования международных валютных операций коммерческих банков развитых стран, основанные на политике либерализации в области международных валютных операций коммерческих банков, снижении роли административных инструментов регулирования и возрастании роли рыночных механизмов;

• дана оценка роли международных валютных операций в институциональном развитии национальных коммерческих банков, которые превратились в транснациональные банки, благодаря обслуживанию участников внешнеэкономической деятельности, доступу к самым современным банковским и информационным технологиям, внедрению и развитию банковских услуг на зарубежных рынках;

• вскрыты причины, обусловившие особенности развития международных валютных операций российских коммерческих банков, и заключающиеся в неразвитости институтов рыночной инфрастуктуры, в отсутствии необходимой законодательной базы, в высокой степени долларизации отечественной экономики, в продолжительном экономическом спаде и возникновении диспропорций в национальном хозяйстве, в слабой связи между реальным и финансовым секторами российской экономики, в низкой степени интеграции России в мировую экономику;

• выявлены и охарактеризованы различия методов регулирования международных валютных операций коммерческих банков в развитых странах и в России, состоящие в преимущественном использовании в России административных инструментов, что обусловлено современной фазой социально-экономического развития страны;

• сформулированы и обоснованы предложения по повышению качества международных валютных операций российских коммерческих банков за счет: концентрации международных валютных операций в ограниченном круге наиболее надежных и стабильных банков; создания законодательной базы для операций с деривативами; разработки правового обеспечения операций в среде Интернет; внедрения и развития в России международных банковских услуг, таких как услуги по осуществлению международных расчетов и проведению документарных операций, по страхованию и управлению рисками, по организации международного фондирования. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что научно-практические выводы и предложения по совершенствованию международных валютных операций российских коммерческих банков могут найти применение при разработке органами законодательной и исполнительной власти концептуальных вопросов реформирования банковской системы Российской Федерации и развития международных валютных операций российских коммерческих банков.

Основные положения диссертации могут быть использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий, а также при подготовке учебных пособий по темам: «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения», «Международные экономические отношения», «Деньги, кредит, банки», «Финансовый менеджмент».

Апробация работы. Предложения автора по организации международных валютных операций коммерческого банка и их использования для институционального развития коммерческого банка реализуются в Акционерном Банке «Инвестиционно-Банковская Группа НИКойл». Материалы диссертационного исследования находят применение при разработке отчетов по госбюджетной НИР «Роль финансов в стабилизации экономики Российской Федерации» в ВЗФЭИ. Теоретические положения и методические рекомендации работы используются в учебном процессе ВЗФЭИ при чтении лекций и проведении семинарских занятий по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит».

Публикации. По теме диссертации опубликованы следующие научные работы:

1. В. Н. Григорьев «Международные валютные операции и их роль в функционировании коммерческих банков развитых стран». М., «Экономическое образование», 2000, 2,25 п.л.

3. В. Н. Григорьев «Рынок еврокредитов». М., «Банковские услуги», 2000, № 8, 0,3 п.л.

4. В. Н. Григорьев «Кредитование суверенных заемщиков. Лондонский клуб кредиторов». М., «Банковские услуги», 2000, № 9, 0,3 п.л.

Структура, содержание и объем диссертации обусловлены поставленной целью исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *