Определение кадастровой стоимости земельного участка

Содержание

На протяжении долгих лет для целей налогообложения государство использовало понятие инвентаризационной стоимости земли. Она была далека от рыночной цены, поэтому суммы земельного налога оказывались крайне несущественными. Ситуация кардинально изменилась, когда в правовую практику вошло понятие «кадастровая стоимость земли», значительно приблизившаяся к рыночной цене. И теперь размер платежей, привязанных к результатам кадастровой оценки земель, может оказаться внушительным. Рассмотрим подробнее, каковы особенности кадастровой оценки для разных типов земель, как она проводится, а главное — почему важно, чтобы сведения в Едином реестре соответствовали реальной стоимости участка.

Что такое кадастровая оценка и для чего она нужна Государственный земельный кадастр (реестр) представляет собой систематизированный и упорядоченный перечень всех участков земли на территории России. Иными словами, это база данных всех территорий. У каждого участка — собственное описание и сопроводительные документы. Тотальный учет позволяет оценивать использование земель, выявлять тенденции и избегать нарушений. Кроме того, каждый земельный участок — это еще и объект недвижимости, который можно продать или купить. В этой ситуации встает вопрос об определении стоимости. Во избежание разногласий проводится кадастровая оценка земель.

Кадастровая стоимость — это одна из главных характеристик участка. Кадастровая оценка земельных участков позволяет эту стоимость выявить и официально зафиксировать. Это необходимо для решения целого комплекса задач:

  • На уровне государства — для создания единой системы налогообложения земель, которые находятся в государственной или частной собственности, что позволяет максимально точно вести исчисление налога, наполнять бюджеты, составлять прогнозы в части налоговых сборов.
  • На уровне субъектов РФ — для принятия решений о рациональном использовании участков, приватизации, распределении и перераспределении, выдаче разрешений на строительство — словом, для эффективного управления землями.
  • На уровне частных владельцев — для справедливого расчета налогов, для определения рыночной стоимости, для проведения купли-продажи, передачи в аренду, инвестиций в земельные участки и пр.

Земельные участки, которые прошли кадастровую оценку, вносятся в Единый реестр с указанием не только выявленной стоимости, но и собственника. Выписка из реестра является прямым подтверждением правомерности использования земли. Указанная сумма используется для исчисления имущественного налога. Кадастровая оценка земли и недвижимости проводится перед любыми сделками: продажей, дарением, сдачей в аренду. Этот показатель необходим для начисления арендной платы за пользование государственными землями. Исходя из него, рассчитываются государственные субсидии. Кадастровая стоимость становится стартовой ценой при выставлении земель на торги.

В России разработано и внедрено в практику большое количество федеральных законов, стандартов и постановлений, касающихся оценки земель. Среди них:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (действует с 2017 года за исключением положений о проведении внеочередной государственной кадастровой оценки, вступающих в силу с 2020 года);
  • Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»;
  • Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (действует с 2017 года за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 2020 года);
  • Приказ Минэкономразвития России от 7 июня 2016 года № 358 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 20 сентября 2010 года № 445 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов»; Приказ Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (действует с 2017 года);
  • Приказ Минэкономразвития России от 1 марта 2016 года № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» (действует с 2017 года); Постановление Правительства РФ от 25 августа 1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель»;
  • Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 1) «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 2) «Цель оценки и виды стоимости»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 3) «Требования к отчету об оценке»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 4) «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Таким образом, законы и нормативные акты определяют, кто вправе проводить оценку, как часто, какими методами, по какому алгоритму и т.д. Серьезный подход позволяет выявить объективную стоимость, предотвратить нарушения и факты незаконного использования или продажи земель.

Порядок проведения процедуры

В настоящее время функция проведения государственной кадастровой оценки земельных участков возложена на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая находится в ведении Минэкономразвития России. Вступивший в силу с 2017 года Федеральный закон № 237-ФЗ предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков и наделение полномочиями по определению кадастровой стоимости государственные бюджетные учреждения (ГБУ). Ответственность за работу государственных структур по проведению кадастровой оценки закон возлагает на региональные органы власти. Согласно новому документу оценка по новым правилам во всех субъектах Российский Федерации будет проводиться с 2020 года, но регионы по своему усмотрению могут перейти на новый формат работы уже с 2018 года. Государственную оценку земель следует проводить не чаще 1 раза в 3 года и не реже 1 раза в 5 лет — единовременно для всех земельных участков, расположенных на территории административно-территориальной единицы. Для Москвы и Санкт-Петербурга установлен срок — не реже 1 раза в 3 года. Периодичность обусловлена меняющейся ситуацией на рынке недвижимости и общей экономической обстановкой. Решение о проведении оценки стоимости земли принимает уполномоченный орган субъекта РФ, он же готовит список участков. Далее территорию делят на оценочные зоны. Принадлежность к той или иной зоне влияет на стоимость участка, определяет условия его использования, величину налога на недвижимость, при этом объекты на участке не учитываются, то есть сам участок оценивается как «условно незастроенный». Можно выделить следующие этапы проведения процедуры:

  • подготовка информационной базы: анализ конъюнктуры местного рынка земель, диапазона цен на участки земель различных категорий и местоположения, изучение законодательства, судебной практики и т.д.;
  • разделение территории, подлежащей оценке, на зоны и кварталы;
  • формирование и обоснование стоимостных показателей, которые будут использованы в кадастровой оценке; определение стоимости земли внутри каждой зоны;
  • оформление результатов кадастровой оценки земель, внесение в Государственный земельный реестр.

Для получения объективных сведений о стоимости земли, правильного исчисления налога, продажи (покупки) земли за справедливую цену и т.д. требуется четко регламентированный порядок проведения кадастровой оценки земель. Однако абсолютно четкой методологии в настоящее время не разработано, поэтому проведение независимой оценки в коммерческой организации часто помогает оспорить установленную кадастровую стоимость. Если собственники земли, не согласные с кадастровой оценкой своего объекта, смогли ее оспорить или же регистрирующий орган самостоятельно установил ошибки, делается перерасчет земельного налога (ЗН).

Методы оценки кадастровой стоимости земельного участка

Помимо кадастровой стоимости земель существует понятие стоимости рыночной. Основное отличие кадастровой оценки от рыночной в том, что в первом случае определяется стоимость группы объектов, а во втором — одного конкретного объекта. Это позволяет лучше учесть все факторы, влияющие на стоимость. С учетом спроса и предложения, сезонности и конкурентоспособности определяется как кадастровая, так и рыночная стоимость.

Это более гибкий показатель, который отражает такие факторы, как сезонность, конкурентоспособность объекта оценки, цены на аналогичные участки. Рыночная стоимость земельного участка не может превышать цену покупки аналогичного объекта. Важной цифрой для расчетов является удельный показатель кадастровой стоимости 1 м² земли. Его определяют для разных категорий земель, видов использования или отдельных кадастровых кварталов на основе методических рекомендаций для каждой категории. Итоговая стоимость участка складывается в результате умножения площади на удельный показатель кадастровой стоимости 1 м² земли. Если объект предусматривает несколько видов разрешенного использования, следовательно, несколько удельных показателей, среди них выбирают максимальный.

Основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость земельного участка, являются:

  • Вид разрешенного использования — устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления.
  • Площадь земельного участка.
  • Местоположение земельного участка.

Отнесение земельного участка к конкретному виду использования подчинено правилам. Если на земле размещены объекты недвижимости, то назначение участка должно соответствовать использованию этих объектов.

При проведении оценки земли могут использоваться два метода: доходный и сравнительный.

  1. Сравнительный подход используют для оценки типовых участков земли, рыночная стоимость которых хорошо известна. Подход основан на сопоставлении информации о ценах продажи аналогичных земельных участков (принцип замещения). Для сравнения подбирают от 3 до 5 аналогов. Соответственно, подход можно применять только в тех случаях, когда на рынке присутствуют предложения о продаже аналогичных участков.
  2. Доходный подход основан на определении сумм предполагаемого дохода (ренты) от коммерческой эксплуатации земли. Рассчитать их можно, опираясь на данные о ранее полученных доходах. Очевидно, что метод применим только к тем объектам, которые приносят владельцу прибыль.
    Вне зависимости от выбранного метода оценщик в работе использует такие данные, как наличие объектов инфраструктуры, коммуникаций, тип рельефа, состояние почвы и т.д. Его задача — определить реальную цену земли максимально объективно.

Особенности кадастровой оценки земель разного назначения

Расчет кадастровой стоимости зависит от назначения земельного участка. Так, если речь идет о государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, сельских и городских поселений, садоводческих объединений и т.п., используют данные статистики рыночных цен на подобные объекты, а также данные по другим методикам оценки земли. Это означает, что для таких участков преобладает сравнительный подход. Кадастровая оценка сельскохозяйственных земель, расположенных вне городских и сельских поселений, земель лесного фонда происходит по доходному подходу — в расчет идет показатель рентного дохода. Он, в свою очередь, зависит от плодородия почвы, технологических свойств, местоположения и других факторов. Для каждого фактора выводят свои интегральные показатели. Кадастровая оценка участков земли за пределами городской черты, относящихся к другим категориям, проводится на основе капитализации расчетного рентного дохода (если земля приносит доход). Это, в частности, касается объектов рекреации, недропользования и т.п.

Правила и условия внесения изменений в Единый государственный реестр земель

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, полученные в результате оценки, вносятся в Единый государственный реестр земель. Однако со временем данные могут меняться — иногда это происходит до того, как подходит срок проведения очередной оценки. Например, гражданин изменил вид разрешенного использования земли и получил право на уменьшение суммы налога. Однако перерасчета не будет до тех пор, пока изменения не найдут отражение в Едином реестре. Во избежание противоречий, которые могут препятствовать сделкам купли-продажи и другим операциям с недвижимостью, закон предусматривает досрочное внесение изменений в кадастр.

Делать это можно в следующих случаях:

  • при изменении площади участка;
  • при изменении адреса или описания расположения земли;
  • при появлении (исчезновении) на участке лесных, водных и иных природных объектов;
  • при переводе земли из одной категории в другую;
  • при ограничении или изменении прав собственника.

Заявить о внесении изменений в Единый реестр может только собственник участка или его представитель с нотариально заверенной доверенностью. Заявителю необходимо документально оформить изменения, подлежащие внесению в реестр. Например, если речь идет о переводе земель в новую категорию, следует получить акт органов местного самоуправления о согласовании нового способа использования земли. С этим документом и заявлением собственник обращается в управление Росреестра. После того как изменения внесены, ему необходимо получить в территориальной кадастровой палате выписку и убедиться, что внесенные сведения соответствуют действительности.

На практике каждый случай индивидуален, поэтому для правильного оформления документации и совершения любых операций, связанных с землей, рекомендовано прибегать к помощи квалифицированных специалистов. Вопросам установления объективной кадастровой стоимости земли следует уделить первоочередное внимание. Неправильная кадастровая оценка или неактуальные сведения в реестре приводят к тому, что собственник платит повышенную сумму налога или недополучает средства от коммерческого использования земли. Вот почему важно не только своевременно отслеживать ситуацию на земельном рынке, но и пользоваться услугами профессиональных оценщиков с большим опытом.

Источник: Комсомольская правда

Законодательство о кадастровой оценке и кадастровой стоимости земельного участка

По действующему в настоящее время законодательству государственная кадастровая оценка (определение кадастровой стоимости) земельных участков, пересмотр и оспаривание ее результатов могут проводиться в соответствии с:

  • Статьей 14 «Определение кадастровой стоимости» Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (ред. от 29.07.2017),

  • Главой III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и

  • Статьей 66 «Оценка земли» Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017).

Государственная кадастровая оценка земельного участка — совокупность установленных частью 3 статьи 6 Федерального закона № 237-ФЗ процедур:

  • направленных на определение кадастровой стоимости земельного участка и

  • осуществляемых в порядке, установленном Федеральным законом № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Кадастровая стоимость земельного участка — стоимость земельного участка, определенная в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 Федерального закона № 237-ФЗ.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается:

  • в процессе государственной кадастровой оценки рыночной стоимости земельного участка, определённой методами массовой оценки, или,

  • при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определённая индивидуально для конкретного земельного участка в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Кадастровая стоимость земельных участков служит базой для расчета:

  • земельного налога,

  • арендной платы за землю,

  • а также выкупной стоимости земли, находящейся в муниципальной или государственной собственности.

Кадастровая стоимость земельного участка как объект налогообложения земельных участков (земельного налога)

Налоговым законодательством с 1 января 2015 года в качестве основного критерия оценки земельных участков и имущества физических лиц, стала их кадастровая стоимость.

Налоговая база для исчисления земельного налога:

  • определяется как кадастровая стоимость земельных участков,

  • признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 «Объект налогообложения» Налогового кодекса РФ.

(п. 1 ст. 390 «Налоговая база» Налогового кодекса РФ).

Рассчитать земельный налог можно с помощью специального сервиса на сайте Федеральной налоговой службы России — nalog.ru/rn77/service/nalog_calc.

Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться:

  • для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

п. 5 ст. 65 «Платность использования земли» Земельного кодекса РФ

Определение кадастровой стоимости земельного участка

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ:

  • пунктом 2 статьи 66 «Оценка земли» Земельного кодекса РФ в ред. от 31.12.2017 года определено,

  • что для установления кадастровой стоимости земельных участков

  • проводится государственная кадастровая оценка земель.

В свою очередь государственная кадастровая оценка земельных участков проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Главой III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в ред. от 29.07.2017 года установлены:

  • понятие государственной кадастровой оценки земельных участков;

  • порядок проведения государственной кадастровой оценки земельных участков и формирования перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке;

  • порядок отбора исполнителя работ и заключение с ним договора на проведение кадастровой оценки земельных участков;

  • порядок определения кадастровой стоимости и составления отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков;

  • порядок экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков;

  • порядок утверждения результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков;

  • порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

  • по государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними,

  • по проведению государственного кадастрового учета земельных участков,

  • землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по государственной кадастровой оценке,

  • федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии,

  • государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Таким образом, вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости земельных участков, относятся к компетенции Росреестра.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земельных участков и определения их кадастровой стоимости

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земельных участков установлен Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и включает совокупность следующих действий:

  • принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков;

  • определение кадастровой стоимости земельных участков и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков;

  • утверждение результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.

Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков

Государственная кадастровая оценка земельных участков проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не чаще одного раза в 3 года (в городах федерального значения – не чаще одного раза в 2 года) и не реже одного раза в 5 лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки.

Сбор и обработка информации, необходимой для определения кадастровой стоимости земельных участков, осуществляются бюджетным учреждением, созданным субъектом РФ.

Росреестр формирует перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки и предоставляет в уполномоченный орган субъекта РФ по его запросу.

В перечень земельных участков включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости земельных участков обо всех земельных участков, указанных в решении о проведении государственной кадастровой оценки.

Определение кадастровой стоимости земельных участков и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков

Определение кадастровой стоимости земельных участков осуществляется бюджетным учреждением, созданным субъектом РФ, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке земельных участков.

По итогам определения кадастровой стоимости земельных участков бюджетным учреждением составляются в форме электронного документа промежуточные отчетные документы, которые являются проектом отчета.

Бюджетное учреждение в течение 3-х рабочих дней со дня составления промежуточных отчетных документов размещает их на своем официальном сайте и направляет их в Росреестр на электронном носителе в форме электронного документа.

Если промежуточные отчетные документы соответствуют требованиям к отчету:

  • Росреестр в течение 3-х рабочих дней со дня окончания их проверки размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки земельных участков сведения и материалы, содержащиеся в промежуточных отчетных документах, на 60 дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости, и

  • информацию о порядке и сроках представления замечаний к промежуточным отчетным документам.

Замечания к результатам определения кадастровой стоимости земельных участков:

  • представляются в течение 50 дней со дня размещения указанных сведений и материалов любыми заинтересованными лицами

  • в бюджетное учреждение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Бюджетное учреждение не реже чем один раз в 5 дней в течение срока размещения промежуточных отчетных документов о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков размещает на своем официальном сайте:

  • обновленные промежуточные отчетные документы;

  • информацию о кадастровых номерах земельных участков, пересчет кадастровой стоимости которых осуществлен;

  • описание проведенного пересчета кадастровой стоимости каждого из земельных участков с обоснованием учета замечания;

  • информации о замечаниях, которые не были учтены, с соответствующим обоснованием отказа в их учете.

Бюджетное учреждение вносит изменения в промежуточные отчетные документы по итогам рассмотрения замечаний к ним:

  • не позднее окончания срока размещения сведений и материалов в фонде данных кадастровой оценки земельных участков и

  • в течение 10 дней после истечения указанного срока составляет отчет, включающий в себя справку с информацией об учтенных и неучтенных замечаниях к промежуточным отчетным документам с обоснованием их учета, отказа в учете или об отсутствии замечаний, а также об исправлении выявленных Росреестром нарушений требований к отчету.

В течение 3-х рабочих дней со дня составления отчета бюджетное учреждение направляет его на электронном носителе в форме электронного документа в Росреестр.

В течение 20 рабочих дней Росреестр проводит проверку отчета на соответствие требованиям к отчету и направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта РФ предписание об устранении выявленных нарушений или уведомление об отсутствии нарушений.

Если нарушений не выявлено, бюджетное учреждение в течение 3-х рабочих дней со дня получения уведомления об отсутствии нарушений направляет в уполномоченный орган субъекта РФ три экземпляра отчета о кадастровой стоимости земельных участков на электронном носителе в форме электронного документа и одну копию отчета на бумажном носителе.

Утверждение результатов определения кадастровой стоимости земельных участков

Уполномоченный орган субъекта РФ:

  • в течение 20 рабочих дней со дня получения отчета о кадастровой стоимости земельных участков

  • утверждает содержащиеся в таком отчете результаты путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и

  • в течение 30 рабочих дней со дня принятия такого акта обеспечивает его официальное опубликование и информирование о его принятии.

Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки земельных участков, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования).

Уполномоченный орган субъекта РФ:

  • в течение 3-х рабочих дней со дня официального опубликования акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

  • но не позднее 1 декабря года проведения государственной кадастровой оценки земельных участков

  • направляет его копию и экземпляр отчета, составленного на электронном носителе в форме электронного документа, в Росреестр для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о кадастровой стоимости земельных участков и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки земельных участков.

Как узнать кадастровую стоимость земельного участка

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), можно узнать, получив выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка.

Форма выписки утверждена приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 975

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка предоставляются:

  • по запросам любых лиц,

  • в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования,

  • в том числе сети Интернет, включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия,

  • иных технических средств связи, а также

  • посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) или иными способами.

Кадастровая стоимость земельного участка: с помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»

Чтобы получить справочную информацию по кадастровой стоимости земельного участка в режиме online:

  • можно использовать специальный сервис на сайте Росреестра rosreestr.ru в разделе «Электронные услуги и сервисы»;

  • по кадастровому номеру, условному номеру или адресу земельного участка можно получить справочную информацию о земельном участке, в том числе сведения о его кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость земельного участка: с помощью сервиса «Публичная кадастровая карта»

Публичная кадастровая карта находится по адресу pkk5.rosreestr.ru и содержит сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Нужный земельный участок можно найти на публичной кадастровой карте:

  • по кадастровому номеру земельного участка, а также

  • использовать расширенный поиск.

По каждому земельному участку, данные о котором содержит Публичная кадастровая карта, можно узнать общую информацию, в том числе площадь и кадастровую стоимость земельного участка, а также характеристики земельного участка и кто его собственник. Информация Публичной кадастровой карты является справочной и не может быть использована в виде юридически значимого документа.

Кадастровая стоимость земельного участка: с помощью сервиса «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки»

С помощью сервиса на сайте Росреестра «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки» (rosreestr.ru/wps/portal/cc_ib_svedFDGKO) можно также узнать информацию о кадастровой стоимости земельного участка, содержащуюся в фонде данных государственной кадастровой оценки земельных участков.

В данном случае можно узнать включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки сведения о кадастровой стоимости земельного участка в случаях:

  • определения кадастровой стоимости земельного участка в рамках государственной кадастровой оценки;

  • определения кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Поиск информации о кадастровой стоимости земельного участка в сервисе осуществляется по его кадастровому номеру в поле поиска:

  • после ввода кадастрового номера земельного участка нужно нажать на кнопку «Найти»;

  • откроется ссылка на вкладку с информацией о запрашиваемом земельном участке или

  • надпись об отсутствии таких данных (в случае их отсутствия в фонде данных государственной кадастровой оценки).

Можно также скачать отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков, в котором содержатся сведения об интересующем земельном участке. Информация сервиса предоставляется бесплатно в режиме реального времени.

Как пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости земельного участка

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть пересмотрены:

  • в суде и

  • в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (комиссия) земельного участка.

Пересмотр кадастровой стоимости земельного участка в суде осуществляется в установленном законодательством порядке рассмотрения судебных споров.

Причем для пересмотра физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в суде:

  • предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Возможность пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссии предусмотрена:

  • статьей 24.18 «Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и

  • порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» (с изм. от 03.03.2017).

Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков созданы и функционируют при каждом управлении Росреестра по субъекту РФ.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссии является:

  • недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости;

  • установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссии заявителю необходимо подать заявление.

Более подробно порядок пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка будет рассмотрен в следующем материале.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО И ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РФ

Кадастровая стоимость

Кадастровая стоимость — стоимость объекта недвижимости, установленная в процессе государственной кадастровой оценки, определённая методами массовой оценки, или, при невозможности, рыночная стоимость, определённая индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Единичная методологическая ошибка, явившаяся следствием игнорирования индивидуальных особенностей оцениваемого объекта, (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости, повлиявшая на величину его кадастровой стоимости, может быть оспорена.

Чтобы проверить, возможно ли оспаривать назначенную кадастровую стоимость, имеется возможность получения сведений об объекте недвижимости в территориальном подразделении Росреестра. По статье 24.18 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ответ на запрос заинтересованного лица заказчик и оценщик должны дать в течение семи рабочих дней.

Восстановление истцом прав по этой категории споров, как правило, невозможно без его ходатайства о судебной экспертизе или приобщения уже имеющегося отчёта, который является основным доказательством.

Кадастровая стоимость определяется в ходе государственной кадастровой оценки независимыми оценщиками. Порядок проведения государственной кадастровой оценки регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимают региональные органы власти или органы местного самоуправления, которые выбирают оценщика и заключают с ним договор. Кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года, но и не реже одного раза в пять лет. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе переоценка может проводиться не чаще одного раза в два года).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки включает совокупность следующих действий:

  • принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
  • формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
  • отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;
  • определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости (в том числе процедуру ознакомления с проектом отчета об определении кадастровой стоимости);
  • экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;
  • утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
  • внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *