Определение выкупной цены земельного участка

Содержание

Что такое предельные размеры земельных участков?

Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков (ЗУ) – нормы площади, установленные правилами землепользования и застройки для разрешённых видов использования наделов (статья 38 ГрК РФ).

Они применяются

  • при выкупе или аренде ЗУ у муниципалитета
  • при разделе участков
  • при выделе наделов из общедолевой собственности

Предельные размеры ЗУ связаны с параметрами разрешённого строительства и реконструкции ОКС:

  • минимальными отступами от границ ЗУ, определяющих места, за пределами которых запрещено размещение:
    • зданий
    • строений
    • сооружений
  • предельным количеством этажей
  • предельной высотой объектов
  • максимальным процентом застройки в границах ЗУ:
  • отношение суммарной площади участка, которая может быть застроена, ко всей площади ЗУ

Предельные размеры площадей ЗУ устанавливаются по специальному порядку. Он определяется:

  • земельным и градостроительным законодательством
  • Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ)

В случае, когда ПЗЗ в поселениях не утверждены, предельные размеры ЗУ устанавливаются правовыми актами муниципальных властей или субъектов РФ.

Земельные участки, площади которых не соответствуют установленным предельным нормам, не рагистрируются в ЕГРН. Их застройка не разрешена.

Размеры минимальных и максимальных площадей участков

Правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны:

  • вводятся градостроительные регламенты
  • устанавливаются виды виды разрешённого использования участков (ВРИ)
  • минимальные и максимальные площади ЗУ

Предельные размеры ЗУ – обязательные нормы для всех видов участков. Они применяются:

  • при образовании участков из состава государственных и муниципальных земель
  • при предоставлении муниципалитетами и государством в собственность или аренду физическим и юридическим лицам участков:
    • для ИЖС
    • для огородничества
    • для садоводства
    • для ведения личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйств
    • для животноводства
    • для иных целей
  • при решении вопросов:
    • о возможности раздела участков
    • о возможности или невозможности выполнения перераспределение ЗУ
  • при образовании нового неделимого ЗУ из земель с/х назначения:
    • при из разделе и объединениии ЗУ
    • при перераспределении ЗУ
  • при выделе участка ЛПХ или КФХ из земель с/х назначения, находящегося в общей собственности, если основной деятельностью является:
    • садоводство
    • овощеводство
    • цветоводство
    • виноградарство
    • семеноводство
    • птицеводство
    • пчеловодство
    • товарное рыбоводство
    • другая деятельность
  • при выделе:
    • невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок
      ЗУ из состава искусственно орошаемых с/х угодий и осушаемых земель в счёт доли (долей) в праве общей собственности
  • при образовании ЗУ из состава искусственно орошаемых с/х угодий и осушаемых земель

Предельные размеры и требования к местоположению ЗУ из состава сельхозземель представлены в федерального законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (статья 4 ФЗ №101).

Если площадь участка не соответствует предельным нормам

Несоответствие площади ЗУ установленным предельным размерам –основание для отказа в государственной регистрации участка.

При регистрации изменений (увеличения) площади участка в ГКН будет обращаться внимание:

  1. на фактическую площадь ЗУ
  2. на величину превышения площади над зафиксированной в документах и в ГКН

При этом фактическая площадь не должна быть:

  • выше предельного максимального размера ЗУ
  • меньше минимального размера

В случаях когда происходит превышение:

  1. фактической площади ЗУ над установленным минимальным размером
  2. фактической площади ЗУ над той, что зафиксирована в ГКН, на величину более 10%

единственно возможным способом разрешения проблемы будет выкуп избытка у муниципалитета.

Просто «прирезать» избыток не получится.

Пример

У некоего члена СНТ площадь участка для дачного хозяйства по правоустанавливающим документам – 12 соток. Она зафиксирована в ГКН. Фактическая площадь, уточнённая при межевании, – 15 соток.

Собственник участка попытался оформить прирезку трёх лишних соток (произвести перераспределение земель) и получил отказ кадастровой палаты с обоснованием: «превышение предельной площади земельного участка».

Почему? Рассмотрим вопрос в деталях.

Увеличение площади на 3 сотки соответствует превышению над той, что указана в документах, на 25%.

Это увеличение невозможно объяснить погрешностью, допускаемой при топографических измерений:

  • вариации погрешностей для садовых участков – от 9 до 50 м2
  • возрастание погрешности происходит по мере увеличения площади участков

Увеличение площади хорошо понятно собственнику. Он произвёл самозахват 3 соток при переносе границ:

  1. или зелёных насаждений
  2. или канав на участке
  3. или ограждения

Даже если предположить, что:

  • в период получения или покупки участка установленный предельный минимальный размер садовых участков был 12 соток, превышение избытка площади над предельным минимумом – 25%
  • предельные размеры не были установлены вообще

увеличение площади на 25% над установленной по документам не позволит собственнику этого участка выполнить перераспределение земель. Придётся ему рассмотреть возможность выкупа излишков земли.

2. Предельные нормы площадей не распространяются на участки…

К участкам:

  • формируемым при изъятии ЗУ для государственных или муниципальных нужд
  • выкупаемым для государственных или муниципальных нужд

требования по предельным размерам и местоположению не предъявляются.

Они необходимы для размещения:

  • объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения
  • объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения
  • линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий
  • объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения
  • автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения

Процедура изъятия участков предусматривает дальнейшее изменение целевого назначения земель и установление градостроительных регламентов на основании:

  • утверждённых актов о выборе земельных участков для строительства
  • материалов предварительного согласования мест размещения объектов
  • документов территориального планирования
  • документов по планировке территории и землеустроительных материалов

3. О различии предельных размеров участков в разных муниципалитетах

Минимальные и максимальные площади наделов нужно уточнять в местной администрации.

Можно сравнить, например, предельные размеры участков, установленные

  1. в МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области ()
  2. в МО «Копорское сельское поселение» Ломоносовского района Ленинградской области (пункт 10 решения Совета депутатов)

В Приморском городском поселении:

  • для размещения индивидуального дома и ЛПХ:
    • минимальный размер:
      1. 0.05 га – в границах населённого пункта
      2. 0.03 га – за чертой населённого пункта
    • максимальный размер:
      1. 0.25 га – в границах населённого пункта
      2. 0.5 га – за чертой населённого пункта
  • для индивидуального жилищного строительства:
    • минимальный размер – 0.06 га
    • максимальный размер:
      1. 0.25 га
      2. 0.35 га – для отдельных случаев (на основании проектной документации в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, вовлечения в оборот неиспользуемых земель)
  • сельскохозяйственное использование:
    • минимальный размер – 0.2 га
    • максимальный размер – 1 га

В Копорском сельском поселении:

  • для ведения ЛПХ:
    • минимальный размер:
      1. 0.05 га – в границах населённого пункта
      2. 0.03 га – за чертой населённого пункта
    • максимальный размер:
      1. 0.25 га – в границах населённого пункта
      2. 0.5 га – за чертой населённого пункта
  • для индивидуального жилищного строительства:
    • минимальный размер – 0.05 га
    • максимальный размер – 0.25 га

Предельные размеры ЗУ установлены в соответствии с законом Ленинградской области № 83-оз от 29.10.2003 г.). Различия в предельных площадях ЗУ в поселений зависят:

  • от соотношения свободных и занятых земель на территории поселений
  • от численности и плотности населения
  • от направлений и перспектив использования земель
  • от востребованности участков того или иного назначения
  • от многих других факторов

Предельные размеры участков для многодетных семей

Многодетным семьям, имеющим 3 и более детей, ЗУ предоставляются бесплатно.

Предельные размеры ЗУ устанавливаются местными муниципалитетами. Площадь ЗУ будет разной в разных регионах

Санкт-Петербург

Условия предоставления – многодетные семьи должны:

  1. проживать и быть зарегистрированными в Санкт-Петербурге
  2. состоять на учёте в качестве нуждающихся в земельном участке

Многодетная семья может воспользоваться одним из вариантов:

  1. получить земельный участок на подготовленных территориях
  2. купить ЗУ в любом российском регионе по земельному сертификату

Многодетные семьи получают участки:

  • для ИЖС
  • для садоводства

Администрация предоставляет их:

  1. без проведения торгов
  2. без предварительного согласования мест размещения.

ЗУ для многодетных семей образуются

  • из участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга
  • из участков, находящихся в федеральной собственности (с переданными Санкт-Петербургу полномочиями по управлению ими)
  • из участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которыми, вправе распоряжаться органы государственной власти Санкт-Петербурга

Предельные размеры участков составляют:

  • минимальный размер – 0.12 га
  • максимальный размер – 0.15 га

Сертификат «Земельный капитал в Санкт-Петербурге»

Этот документ подтверждает право на дополнительную меру социальной поддержки многодетных семей из бюджетных средств Санкт-Петербурга.

Денежные средства на покупку участка, затраченные семьёй, возмещаются из земельного капитала в размере:

  • стоимости ЗУ, если она равна земельному капиталу
  • земельного капитала, если цена ЗУ выше

Сертификат «Земельный капитал» выдается бессрочно и однократно.
Получить его могут граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в участках:

  • для индивидуального жилищного строительства
  • для ведения садоводства для собственных нужд

Владельцы сертификатов могут рассчитывать на получение:

  • или бесплатно в собственность участка
  • или денежных средств

Размеры ЗУ

  • минимальный – 0.12 га
  • максимальный – 0.15 га

Земельный капитал в Санкт-Петербурге:

  • предоставляется в размере, установленном на дату обращения за получением дополнительной меры социальной поддержки
  • подлежит ежегодной индексации
  • не индексируется после предоставления сертификата

С 01.01.2019 размер земельного капитала установлен в размере 355 660 рублей 21 копейка.

Правом на получение бесплатно в собственность земельных участков для дачного строительства обдадают граждане РФ, имеющие трех и более детей, пасынков и падчериц до 18 лет:

  • находящихся под опекой
  • находящихся под попечительством
  • проживающих совместно с ними

Они должны быть зарегистрированы в реестре нуждающихся в земельных участках У всех членов семьи должна быть постоянная регистрация в Санкт-Петербурге.

Встать на учёт могут также граждане, не имеющие в собственности ЗУ, предоставленных бесплатно.

Заявление на получение сертификата нужно подать:

  • или в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства
  • или в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»
  • или на сайте госуслуг

Через МФЦ можно выполнить:

  • постановку на учет в качестве нуждающихся в земельных участках
  • получение сертификата «Земельный капитал»
  • направление средств земельного капитала в Санкт-Петербурге

Для этого нужно предоставить

  • документы:
    • удостоверяющие личность гражданина РФ
    • подтверждающие наличие в семье детей
  • свидетельство о браке гражданина с матерью (отцом) пасынка, падчерицы гражданина:
    • в отношении пасынков, падчериц
  • свидетельства о рождении детей в возрасте до 18 лет
  • акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя:
    • в отношении детей, находящихся под опекой или попечительством
  • решения суда об усыновлении (при наличии)
  • свидетельства об усыновлении:
    • в случае усыновления ребенка в возрасте до шести месяцев
  • справка о регистрации по месту жительства (форма 9):
    • гражданина
    • членов семьи
  • решение суда об установлении места жительства в Санкт-Петербурге:
    • в случае отсутствия в документе, удостоверяющем личность гражданина, сведений о месте жительства в Санкт-Петербурге

Для перевода земельного капитала на счёт гражданина нужно предоставить:

  • документ, удостоверяющий личность гражданина.
  • сертификат «Земельный капитал в Санкт-Петербурге»
  • сведения о месте жительства гражданина
  • договор купли-продажи земельного участка:
    • в договоре должна быть указана стоимость ЗУ
  • документы, подтверждающие произведенные расходы

В случае направления средств земельного капитала на уплату первоначального взноса, погашения основного долга, уплаты процентов по кредитному договору:

  • кредитный договор (договор займа):
    • заемщиком по которому является владелец сертификата или его супруг
  • документ, удостоверяющий передачу кредитором владельцу сертификата денежной суммы
  • документ, подтверждающий оплату денежной суммы по кредитному договору владельцем сертификата или его супругом

В заявлении необходимо указать способ перечисления денежной выплаты:

  • почтовое отделение
  • реквизиты банковского счёта

Решение о предоставлении сертификата оформляется распоряжением администрации района. Не позднее 20 рабочих дней со дня его принятия сертификат предоставляется завителю.

Решение об отказе в предоставлении сертификата направляется гражданину с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

Республика Татарстан

В Татарстане многодетные семьи могут получить ЗУ в собственность:

  • однократно
  • бесплатно
  • для одного вида целевого использования ЗУ

Предельные размеры ЗУ – от 6 до 20 соток

Это участки:

  • для ИЖС:
    • от 600 до 1500 м2
  • для садоводства или огородничества:
    • от 600 до 1500 м2
  • ведения ЛПХ (приусадебный земельный участок):
  • от 1500 до 2000 м2

В Законе Республики Татарстан (№ 90-ЗРТ от 20.04.2016 г.) изложены сведения:

  • об условиях и порядке предоставления участков
  • о необходимых документах
  • о способах подачи заявления
  • о сроках рассмотрения заявления
  • др. вопросы

Участки предоставляются с учётом привязки к месту проживания многодетной семьи:

  • семьям, постоянно проживающим на территории городского округа ЗУ отводятся:
    • или в границах округа
    • или из состава участков в других муниципальных образованиях, относящихся к собственности округа (при согласии семьи)
  • семьям, проживающим на территории муниципального района, земля предоставляется:
    • или в пределах района
    • или из имеющихся в собственности участков, находящихся в других муниципалитетах (при согласии семьи)

Очередность в получении участков определяется по дате и времени подачи заявления. Списки учётных номеров с указанием очередности размещаются на сайте муниципалитета. Они регулярно обновляются по мере включения семей в эти перечни и передачи им земельных участков. С момента подачи заявления до получения земли должно пройти не более 1 года.

Если ранее многодетной семье участок уже был предоставлен в аренду и на нём уже находится жилой дом, принадлежащий этой семье, то участок можно переоформить в собственность, но площадь этого участка не должна превышать 20 соток. Собственность на такую землю для членов семьи будет общедолевой (в равных долях для детей и родителей).

Участок под жилым домом, арендуемый многодетной семьёй, также можно оформить в собственность бесплатно.

Для этого в местную администрацию вместе с заявлением нужно предоставить документы:

  • выписки из ЕГРН:
    • о праве на жилой дом
    • о праве (аренде) участка под домом
  • правоустанавливающие документы на дом и участок:
    • если права не зарегистрированы в ЕГРН

Выписки из ЕГРН заявители могут предоставлять по собственной инициативе. Даже если их не будет в приложении к заявлению, администрация получит их из госреестра самостоятельно (в порядке межведомственного взаимодействия).

Установленный срок оформления земли в собственность не должен превышать 6 месяцев, если только не выявится, что предоставленные заявителем документы е подтверждают его право на получение участка –тогда местные власти однозначно примут отрицательное решение.

Размеры предельных размеров участков при отсутствии ПЗЗ и градрегламентов

Если в местном муниципалитете не утверждены ПЗЗ и для территорий или их частей не установлены градостроительные регламенты, при решении вопросов образования участков, их предоставления, перераспределения, выдела, раздела главными ориентирами становятся:

  • Земельный кодекс РФ
  • Градостроительный кодекс РФ
  • ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» №112 ФЗ
  • ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74-ФЗ
  • Законы субъектов РФ

Минимальные площади земельных участков в Санкт-Петербурге

Размеры минимальных площадей регламентированы Законом Санкт-Петербурга «О минимальных размерах площади земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учёт» (№ 405- 53)

В соответствии с этим законом, для тех территорий Санкт-Петербурга, для которых:

  • градостроительные регламенты
  • временные регламенты застройки земельных участков

не введены, установлены минимальные размеры площади земельных участков, которые подлежат регистрации в органах кадастрового учёта:

  1. для ИЖС, для размещения индивидуального жилого дома – 300 м2
  2. для ведения садоводства – 200 м2
  3. для ведения огородничества – 200 м2
  4. для размещения индивидуальных гаражей – 18 м2
  5. для размещения временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания без права возведения объектов недвижимого имущества – 5 м2

Предельные размеры ЗУ в Ленинградской области

В условиях действующих ПЗЗ точные размеры участков каждый муниципалитет определяет самостоятельно – через принятие нормативно-правовых актов. Предельные размеры наделов нужно уточнять в местной администрации

В муниципальным образованиям Ленинградской области, где правила землепользования и застройки (ПЗЗ) не утверждены, применяются предельные размеры участков установленные:

  • Законом ЛО № 83-оз
  1. участки для садоводства
    • минимальный размер – 0.05 га
    • максимальный размер – 0.12 га
  2. участки для ведения огородничества:
    • минимальный размер – 0.01 га
    • максимальный размер – 0.10 га
  3. участки для ведения животноводства:
    • минимальный размер – 0.01 га
    • максимальный размер – 5.0 га
  • Законом ЛО № 145 оз
  1. участки для ведения ЛПХ:
    • максимальный размер общей площади ЗУ, которые могут находиться одновременно на праве собственности и ином праве у граждан – 0.99 га
  2. участки для ИЖС в границах сельских поселений ЛО
    • минимальный размер – 0.10 га
    • максимальный размер – 0.25 га
  3. в границах городских округов и городских поселений ЛО
    • минимальный размер – 0,06 га
    • максимальный размер – 0.25 га
  • Законом ЛО № 118 -оз
  1. участки для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности:
    • предельный максимальный размер – 50 га
    • предельный минимальный размер – 1 га

Примечание:

минимальные размеры ЗУ не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является (пункты 6.1 и 6.2 статьи 12 ФЗ № 74-ФЗ):

  • садоводство
  • овощеводство
  • цветоводство
  • виноградарство
  • семеноводство
  • птицеводство
  • пчеловодство
  • товарное рыбоводство
  • другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции

Полезная информация

  • Земельный налог для физических лиц с 2020 года –
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться
  • Как используются участки в пожизненном наследуемом владении (ПНВ) –
  • Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ – 2019 можно
  • С признаками капитальных и некапитальных (временных) объектов можно ознакомиться
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться
  • Упрощённый порядок возведения/реконструкции жилых домов на участках ИЖС, ЛПХ, а также садовых и дачных участках — 2018 – с ним можно ознакомиться
  • С представлением о градостроительном регламенте и его значении для застройки участков можно ознакомиться
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться
  • ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться
  • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться
  • Как определить вид использования участка для ИЖС, ЛПХ, КФХ, дачного строительства по Классификатору ВРИ, можно ознакомиться
  • Как изменить территориальную зону участка –
  • Ознакомиться с различными особенностями изменения территориальной зоны земельного участка можно
  • Как рассчитать НДФЛ при продаже недвижимости, можно узнать

18 октября 2016

Определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 27 февраля 2014 г. по делу N 33-2196/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего судьи — Черкуновой Л.В.,

судей — Набок Л.А., Акининой О.А.,

при секретаре — Салихове Р.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Тихонова С.Ю. на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 12 ноября 2013 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить частично.

Изъять в собственность Самарской области путем выкупа земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, кадастровый N, площадью 275 кв.м., расположенный по адресу: «адрес», и объект индивидуального жилищного строительства, кадастровый N, назначение: жилое, 3-этажный,.общая площадь 391,30 кв.м., инв. N, лит.А, адрес объекта: «адрес», с выплатой правообладателю Тихонову С.Ю. выкупной цены изымаемых объектов недвижимости в размере 1 7610 869 рублей 00 копеек, в том числе рыночной стоимости земельного участка в размере 594 272 руб., рыночной стоимости объекта индивидуального жилищного строительства, в размере 16 377 017 рублей, убытков, связанных с демонтажем и последующим монтажом оборудования на новом месте, услуг по упаковке имущества, услуг грузчиков, услуг по доставке имущества на новое место, в размере 639580 рублей 00 копеек, которая подлежит перечислению Тихонову С.Ю. в течение месяца, с момента вступления решения суда в законную силу.

Вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для прекращения права собственности Тихонова С.Ю. на изымаемые объекты недвижимости: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, кадастровый N, площадью 275 кв.м., расположенный по адресу: «адрес», и объект индивидуального жилищного строительства, кадастровый N, назначение: жилое, 3-этажный, общая площадь 391,30 кв.м., инв. N, лит.А, адрес объекта: «адрес», а также основанием для возникновения права собственности Самарской области на указанные объекты недвижимости после выплаты Тихонову С.Ю. выкупной стоимости объектов».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области обратилось в суд с иском к Тихонову С.Ю. об изъятии недвижимого имущества путем выкупа земельного участка и объекта недвижимости для государственных нужд Самарской области.

В обоснование требований указано, что Тихонову С.Ю. на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: земельный участок площадью 275 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов и расположенный на нем жилой дом, общей площадью 391,30 кв.м., по адресу: «адрес». В соответствии с распоряжением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N с учетом внесенных изменений (распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ.), принадлежащие Тихонову С.Ю. на праве собственности объекты недвижимого имущества подлежат изъятию для государственных нужд Самарской области в целях выполнения работ по строительству, предусмотренному распоряжением N объекта. В отношении выше указанных объектов зарегистрированы ограничения (обременения) в пользу Самарской области. Принадлежащие Тихонову С.Ю. объекты недвижимости расположены в границах выполнения работ по строительству объекта в рамках указанных распоряжений, использование земельного участка и объекта индивидуального жилищного строительства в целях, для которых они изымаются, невозможно без прекращения права собственности ответчика на эти объекты.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Министерство уведомило Тихонова С.Ю. об изъятии принадлежащего ему имущества путем выкупа. Данное уведомление получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. ответчик был уведомлен о регистрации ограничения (обременения) прав в пользу Самарской области. Кроме того, ему было предложено заключить договор о выкупе принадлежащего ему имущества. Письмами от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ. Министерство направило Тихонову С.Ю. проект соглашения о выкупе принадлежащего ему имущества по выкупной цене 16 298 123 руб., установленной на основании отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ г., выполненного ООО «Бизнес оценка». Выкупная цена включает: рыночную стоимость земельного участка — 1 010 598 руб., рыночную стоимость жилого дома — 15 031 759 руб., компенсацию убытков — 255 766 руб. Указанные письма были направлены Тихонову С.Ю. однако возвращены без ответа. Таким образом, соглашение между сторонами об изъятии земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимого имущества не достигнуто.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области просило суд изъять в собственность Самарской области путем выкупа земельный участок, категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование — под индивидуальное жилищное строительство, кадастровый N, площадью 275 кв.м., расположенный по адресу: «адрес», и объект индивидуального жилищного строительства, кадастровый N, назначение — жилое, 3-этажный, общая площадь 391,30 кв.м., инв. N, лит.А, адрес объекта: «адрес», с выплатой правообладателю Тихонову С.Ю. выкупной цены изымаемых объектов недвижимости в размере 16 298 123 руб. и убытков в размере 255 766 руб., на основании вступившего в законную силу решения суда. Указать в резолютивной части решения, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для прекращения права собственности Тихонова С.Ю. на изымаемые объекты недвижимости и возникновения права собственности Самарской области на указанные объекты недвижимости.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Тихонов С.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указал, что решение является неисполнимым, поскольку не содержит указание на взыскание с конкретного лица конкретной денежной суммы.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Тихонова С.Ю. по ордеру Колесникова А.Г., Тихонов С.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Сметанина А.А. по доверенности просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, пояснив, что в бюджете на указанные цели денежные средства предусмотрены, с исполнением решения суда сложностей не будет.

Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Из материалов дела следует, что Тихонов С.Ю. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: «адрес» расположенного на нем объекта индивидуального жилищного строительства, общей площадью 391,30 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Распоряжением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N «Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества в целях обеспечения строительства мостового перехода «Фрунзенский» через реку Самара с выходом на автомобильную дорогу «Автодорожный маршрут «Центр-Поволжье-Урал» городского округа Самара (1 этап (очередь): от «адрес» до «адрес», включая транспортные развязки) решено изъять объекты недвижимого имущества, принадлежащие юридическим и физическим лицам, в том числе Тихонову С.Ю., на праве собственности: земельный участок с кадастровым N и объект индивидуального жилищного строительства с кадастровым N для государственных нужд Самарской области в целях выполнения работ по строительству.

Распоряжением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. N внесены изменения в распоряжение Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. N.

Законность указанных распоряжений об изъятии земельного участка и домовладения для муниципальных нужд Тихоновым С.Ю. не оспаривается.

В соответствии со ст. 55 ЗК РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (п. 2).

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд, порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (п. 3 ст. 55 ЗК РФ).

Согласно п. 1, п. 2 ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии принимается соответствующим органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 4 ст. 279 ГК РФ решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Согласно ст. 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, орган исполнительной власти, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных нужд может быть предъявлен в течение трёх лет с момента направления собственнику участка уведомления о предстоящем изъятии земельного участка.

Согласно ст. 281 ГК РФ при определении выкупной цены в нее включается рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, в той числе упущенной выгоды.

При изъятии земельного участка для государственных нужд должны обеспечиваться жилищные права собственника жилого помещения.

Согласно ст. 32 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки. Если с собственником не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения, орган исполнительной власти может предъявить иск в суд о выкупе жилого помещения.

Изъятие у собственника другого недвижимого имущества путем выкупа предусмотрено ст. 239 ГК РФ.

Материалами дела подтверждается, что Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ. уведомило Тихонова С.Ю. об изъятии принадлежащего ему имущества путем выкупа для нужд Самарской области, которое им получено ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Тихонов С.Ю. уведомлен о регистрации ограничения (обременения) прав в пользу Самарской области, что подтверждается обратным уведомлением.

Установлено, что Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области предложило Тихонову С.Ю. заключить договор о выкупе принадлежащего ему имущества.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. Министерство направляло Тихонову С.Ю. проект соглашения о выкупе принадлежащего ему имущества по выкупной цене 16 298 123 руб., установленной на основании отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ., выполненного ООО «Бизнес оценка», по адресу, указанному в свидетельстве о государственной регистрации права, и по адресу фактического местонахождения изымаемого имущества.

Однако, соглашение между сторонами не было достигнуто.

Статьей 239 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.

Как установлено судом, земельный участок и жилой дом по адресу: «адрес» расположен в пределах территории, на которой предполагается строительство мостового перехода «Фрунзенский» через реку Самара с выходом на автомобильную дорогу «Автодорожный маршрут «Центр-Поволжье-Урал» городского округа Самара (1 этап (очередь): от «адрес» до «адрес», включая транспортные развязки», что свидетельствует о том, что изъятие земельного участка без прекращения права собственности истца на данное имущество невозможно.

В соответствии с отчетом ООО «Бизнес оценка» от ДД.ММ.ГГГГ г., представленным истцов, выкупная цена принадлежащих ответчику объектов недвижимого имущества, находящихся по адресу: «адрес» составляет 16 298 123 руб. и убытки в размере 255 766 руб..

По ходатайству представителя истца, с согласия ответчика, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ назначена судебная экспертиза по оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, проведение которой поручено экспертам ООО «Институт оценки и управления».

Согласно заключению эксперта N ООО «Институт оценки и управления», рыночная стоимость земельного участка площадью 275 кв.м. составляет 594 272 руб.; рыночная стоимость объекта индивидуального жилищного строительства составляет 16 377 017 руб.; размер убытков, причиненных Тихонову С.Ю. в связи с изъятием вышеуказанных объектов недвижимости, составляет 639 580 руб.

Эксперт ООО «Института оценки и управления» ФИО1, допрошенная в судебном заседании, подтвердила правильность расчетов.

Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд правильно исходил из того, что земельный участок, в случае такой необходимости, Российской Федерацией либо соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, может быть изъят для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

Материалами дела подтверждается, что требования законодательства при изъятии земельного участка и жилого дома у Тихонова С.Ю. были соблюдены.

Принимая во внимание, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных нужд (выкупная цена), не была определена соглашением с собственником участка Тихоновым С.Ю., судом была проведена экспертиза по оценке стоимости земельного участка, расположенного на нем жилого дома, а также убытков, связанным с таким изъятием.

Поскольку изъятие земельного участка для государственных нужд, и отчуждение недвижимого имущества на нем являются основаниями прекращения права собственности на эти объекты недвижимости, (ст. ст. 235, 239 ГК РФ), суд правомерно удовлетворил требования истца изъять в собственность Самарской области путем выкупа земельный участок с выплатой правообладателю Тихонову С.Ю. выкупной цены изымаемых объектов недвижимости.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Довод апелляционной жалобы Тихонова С.Ю. о том, что выкупная стоимость земельного участка, определенная ООО «Институт оценки и управления», является заниженной и не соответствующей рыночной, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку абз. 4 п. 28 Постановлении Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 года N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» предусмотрено, что если собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

Таким образом, рыночная стоимость земельного участка и рыночная стоимость находящихся на нем объектов недвижимости определяется исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Представленные же ранее суду экспертные заключения, выполненные ООО «Центр независимой оценки» на дату 08.06.2012, ООО «Бизнес-Оценка» на дату 29.11.2012г., на которые ссылались стороны в ходе рассмотрения спора, а также указанная на дату внесения сведений в государственный кадастр объектов недвижимости, то есть на 05.12.2005г., кадастровая стоимость недвижимости, не являются доказательствами, опровергающими обоснованность размера выкупной стоимости изымаемого земельного участка, определенной в ходе проведения судебной экспертизы. Ходатайств о проведении повторной экспертизы по настоящему делу ответчиком не заявлялось. Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о неправильности и необоснованности заключения судебной экспертизы по настоящему делу не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что с иском в суд обратилось ненадлежащее лицо, судебная коллегия во внимание не принимает.

В соответствии с Законом Самарской области от 30.09.2011 г. N 80-ГД «О Правительстве Самарской области», п. 6 ст. 86 Устава Самарской области от 18.12.2006 г. N 179-ГД, п. 1 ст. 5 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94ГД «О земле» принятие решения об изъятии земельных участков относится к полномочиям Правительства Самарской области.

В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 5.1 Закона Самарской области «О земле» Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области совершает действия, направленные на изъятие земельных участков в случаях, принудительного прекращения прав за земельные участки, предусмотренных федеральным законодательством.

Согласно п. 2 распоряжения N 17-р Правительство Самарской области наделило Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области полномочиями по осуществлению необходимых юридических действий, связанных с изъятием объектов недвижимого имущества, указанных в п. 1 распоряжения, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого министерству законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

При таких обстоятельствах Министерство является надлежащим истцом по заявленным требованиям.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав собственника постановленным решением, по тем основаниям, что право собственности ответчика на объекты прекращено, в то время как выкупная цена подлежит перечислению последнему лишь в течение месяца с момента вступления решения в законную силу, судебная коллегия считает несостоятельными.

Как следует из резолютивной части решения, оно является основанием для прекращения права собственности ответчика на объекты недвижимости, а также основанием для возникновения права собственности Самарской области на указанные объекты после выплаты Тихонову С.Ю. выкупной стоимости объектов. Таким образом, требование закона об изъятии имущества только при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости соблюдено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда является неисполнимым, поскольку его резолютивная часть не имеет указание на взыскание конкретной денежной суммы в пользу ответчика, не могут быть приняты во внимание, поскольку, как усматривается из пояснений представителя истца, для указанных целей в бюджете Самарской области предусмотрены денежные средства, оснований полагать, что Министерством решение не будет исполнено не имеется.

Другие доводы апелляционной жалобы Тихонова С.Ю. не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену.

Судом первой инстанции дана правильная правовая оценка установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.

Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Куйбышевского районного суда г.Самары от 12 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тихонова С.Ю. — без удовлетворения.

Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

  • ЧАСТЬ I. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    • Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА
      • Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

Статья 281. Выкупная цена земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд

1. Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

2. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

3. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Многие владельцы земли, взявшие ее в аренду у государства, в последствии хотят ее выкупить для личного пользования, неотъемлемой частью этого процесса является расчет стоимость ЗУ. Формирование цены на земельный участок во многом зависит от способа его оценки, органы местной власти и сам собственник рассчитывают конечную сумму по специальной методике.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (495) 725-58-91. Это быстро и бесплатно!

Что такое выкупная стоимость земельного участка

Выкупной стоимостью участка принято считать цену за безвозмездный переход арендованной у администрации земли в собственность. В определенных ситуациях она применяется для выкупа надела у гражданина местными органами власти. Например, когда государство изымает участок в свою пользу для общественных нужд или прочих видов деятельности региона в целом.

Иногда можно встретить другое название выкупной стоимости – кадастровая, это связано с тем, что ее расчет проводится на основании информации из кадастра.

Для уплаты налогов, которые рассчитываются по кадастровой стоимости ЗУ, выкупная стоимость не играет никакой роли, также она незначительна при покупке или продаже земельного надела. Обычно рыночные отношения самостоятельно формируют цены и определяют востребованность недвижимости.

Как осуществляется на практике выкуп земельного участка из аренды в собственность вы можете узнать в этой статье.

Знать выкупную стоимость нужно в случае покупки земель у представителей государства, например, администрации. Чаще всего гражданин получает права на землю, когда уже истратил шанс приватизировать ЗУ, по закону приватизация разрешена всего один раз.

Как узнать стоимость выкупа земли в Московской области? Пошаговая инструкция находится в этом видео:

Согласно закону о приватизации № 1541-1 от 4.07.91 г, второе и последующие оформления наделов нельзя проводить безвозмездно, поэтому в таких ситуациях операции с имуществом требуют компенсации стоимости земельного участка:

  1. Участок, взятый в аренду у местных властей, переоформляется в связи с постройкой на нем капитального сооружения.
  2. В собственность переводится надел, который находится в бессрочном пользовании или пожизненно наследуется. Что такое право постоянного бессрочного пользования земельным участком — читайте по ссылке.
  3. Гражданин вступил в права наследования, но изначально земельная территория под домом не была в собственности прошлого владельца.
  4. Сделка по передаче имущественных прав на недвижимость проводится на муниципальной земле.

Во всех вышеописанных ситуациях местная администрация может назначить выкупную цену.

В чем отличие выкупной стоимости от рыночной и кадастровой

Стоимость выкупа всегда фиксирована, на нее не действуют никакие факторы, оказывающие влияние на рынок недвижимости в целом. Например, рыночная цена земли в октябре — декабре часто падает, а вот по весне продавцы перестают делать скидки и возвращаются к прошлым, зачастую завышенным, суммам. С выкупной стоимостью подобные сезонные колебания невозможны.

Кадастровая стоимость земельного участка по кадастровому номеру менее статична, она меняется примерно раз в пятилетку после того, как будет проведена инвентаризация земельных участков.

За основу расчета берется будущий возможный доход при самом эффективном использовании территории, он же используется в качестве составной части налогообложения. Земельный налог и выкупная стоимость рассчитываются местной администрацией на основании законов.

Наконец, сам собственник может по своему усмотрению влиять на конечную (рыночную) стоимость надела, цена меняется как в большую, так и в меньшую сторону под влияние конкуренции или иных факторов.

Как узнать кадастровую стоимость земли по кадастровому номеру в онлайн-режиме вы можете прочесть

В чем разница между выкупной стоимостью и кадастровой?

Причем все участники сделки должны иметь полный доступ к важной информации и документам, а также действовать по личному желанию без принуждения.

Рыночная стоимость может использоваться в качестве:

  • стартовой при торгах за право владения земельным участком;
  • определяющей размер платы за аренду;
  • для расчета стоимости выкупа.

Обратите внимание, что выкупная стоимость не зависит от переоценки земли, хотя эту процедуру также проводят органы местного самоуправления. Базовая цена выкупа изменяется из-за формул расчета и норм кадастровой стоимости, а также решений администрации в каждом конкретном случае.

Оценка выкупной цены осуществляет владельцем земельного надела, то есть представителем региональной или федеральной власти, а также органами местной администрации.

Как получить информацию о кадастровой стоимости земли

Узнать размер выкупной стоимости земли у представителей местной власти можно, подав заявление на оформление надела в собственность, к нему нужно приложить бумаги, подтверждающие статус владельца земли.

К таким документам относятся:

  • постановление о выделении земельного участка, датированное любым годом;
  • договор, подтверждающий совершение имущественной сделки относительно недвижимости, которая расположена на участке;
  • договор об аренде земли между гражданином и администрацией.

Заявление должно быть рассмотрено специальной комиссией на публичных слушаниях, при положительном решении информация вносится в протокол и оформляется разрешение на выкуп. Вместе с выпиской должна быть выдана квитанция, где рассчитана стоимость выкупа.

Проверьте, чтобы в ней также были расписаны базовые параметры, использованные для расчетов суммы вместе с расшифровкой.

Способы расчета цены выкупа на основе кадастровой стоимости

Минимальная сумма денежных средств, которые придется заплатить за землю, зависит от ставки процента. Ее устанавливают для каждой категории покупателей отдельно и высчитывают из установленной на текущий момент кадастровой стоимости. Исключение составляют случаи покупки недвижимости.

Статья 281 ГК РФ о выкупной стоимости земли.

Если обобщить, то процентная ставка выкупной стоимости земли от кадастровой суммы составляет:

  • 50% для пожилых людей и инвалидов (процент действует в отдельных регионах Российской Федерации);
  • От 20 до 60% в случае аренды земельного участка у государства;
  • 80% при изменении категории земли или при целевом использовании.

Органы местного самоуправления имеют право назначать дополнительные льготы или субсидии для определенных категорий граждан. Например, в отдельных региональных центрах местная власть подписала документы, которые дают льготу в половину стоимости надела для пожилых людей, при условии, что ЗУ располагается за чертой города.

В категорию льготников кроме пенсионеров также включаются люди с ограниченными возможностями, в отдельных случаях допускается льготный выкуп участка многодетной семьей.

Если гражданин хочет взять участок земли в аренду, то сумма выплат составляет от 20 до 60% кадастровой стоимости. Конкретный процент расчетной ставки зависит от решений администрации, принятых в результате проведения специальной комиссии.

Различия в процентах чаще всего зависят от срока аренды или иного способа владения, чем дольше человек пользуется землей, тем меньше ставка. Также повлиять на конечную цену могут различные строения и прочее имущество, находящиеся на территории.

Последним и самым сильным фактором, влияющим на снижение стоимости выкупа, считается изменение категории земли или целевое назначение, в некоторых случаях «скидка» доходит до 80%. Правда, будущий собственник обязан собрать комплект документов, подтверждающих целевое использование, и убедится в том, пригодна ли территория для его будущей деятельности.

Стоит отметить, что из установленной стоимости также высчитывается процент, связанный со временем нахождения земельного надела у титульного владельца.

Соотношение численности населения и ставки выкупной цены на землю.

Кто может выкупить землю за самую низкую цену

Если подвести общий итог, то выкупить земельный участок за наименьшую стоимость может правообладатель, у которого:

  • земельный надел был в собственности минимум 10-14 лет;
  • на территории имеются капитальные сооружения.

Тогда конечная выкупная стоимость составить всего 20% от кадастровой для муниципалитетных ЗУ и 2,5 % для участков, находящихся в федеральной собственности.

Расчет выкупной стоимости земельного надела, который принадлежит гражданину по праву собственности, как минимум с 2010 года проводится по формуле: общая площадь территории х (кадастровая цена за один квадратный метр надела х 1,5%) х 10-кратную площадь.

Некоторые особенности и примеры расчетов

Уже не раз отмечалось, что итоговая сумма выкупа зависит от кадастровой оценки земельного надела. Однако при назначении цены выкупа необходимо ориентироваться на оценочную сумму, актуальную в момент приобретения недвижимого имущества, которое расположено на неприватизированной территории. К сожалению, многие люди по незнанию отталкиваются именно от текущей оценки.

Для наглядности разберем следующий пример. Пусть в 2000 году гражданин купил частый дом, впоследствии проводилась неоднократная переоценка массива, но выкупная стоимость ставится в соответствии с 2000 годом.

В случае с арендой земельного надела ситуация несколько другая, гражданин обязан обратиться к кадастровым сведениям, действующим в момент подачи заявления.

Заявитель имеет право назначить свою стоимость выкупа и указать ее в заявлении, тогда администрация должна либо принять эту сумму за основу, либо отказать в сделке. Если был получен отказ, то гражданин может подать иск в суд.

Обратите внимание, что при переоформлении нужно передать регистрационные данные в Росреест, руководствуясь Федеральным законом № 122-ФЗ, от 27.07.97 года и статьей 131 Гражданского Кодекса РФ. Если с безвозмездным оформлением земли возникли какие-то трудности, то участок можно приобрести возмездно, заплатив определенную цену.

Как рассчитать цена выкупа земли в Подмосковье и других регионах страны вы можете посмотреть тут:

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

О порядке определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городского округа «Сыктывкар», при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов

СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СЫКТЫВКАР»
РЕШЕНИЕ
от 17 ноября 2016 года N 12/2016-160
О порядке определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городского округа «Сыктывкар», при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов

(с изменениями на 12 февраля 2020 года)

(в ред. решения Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 12.02.2020 N 45/2020-650)

Руководствуясь главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 33 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар», Совет муниципального образования городского округа «Сыктывкар» решил:

1. Утвердить Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городского округа «Сыктывкар», при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, согласно приложению.

2. Признать утратившим силу решение Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 15 февраля 2013 г. N 13/2013-237 «О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городского округа «Сыктывкар», при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках».

3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава МО ГО «Сыктывкар» —
председатель Совета
В.КОЗЛОВ

Приложение. Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городского округа «Сыктывкар», при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов

Приложение
к решению
Совета МО ГО «Сыктывкар»
от 17 ноября 2016 г. N 12/2016-160

(в ред. решения Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 12.02.2020 N 45/2020-650)

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городского округа «Сыктывкар», при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.

2. Цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, за исключением случаев, указанных в приложении к настоящему Порядку, в которых выкупная цена земельного участка определяется по формуле:

Ц = КС x К,

где:

Ц — выкупная цена земельного участка, в рублях;

КС — кадастровая стоимость земельного участка, в рублях;

К — коэффициент, определяемый в соответствии с процентом от кадастровой стоимости земельного участка.

3. Иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность исключительно за плату в размере кадастровой стоимости земельного участка.

4. Оплата стоимости земельного участка производится единовременно не позднее одного месяца со дня заключения договора купли-продажи земельного участка путем перечисления денежных средств в бюджет МО ГО «Сыктывкар».

Приложение. Коэффициенты применяемые при определении выкупной цены земельных участков, и случаи их применения

Приложение
к Порядку
определения цены
земельных участков,
находящихся
в собственности
муниципального образования
городского округа
«Сыктывкар»,
при заключении договора
купли-продажи земельного участка
без проведения торгов

КОЭФФИЦИЕНТЫ ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВЫКУПНОЙ ЦЕНЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, И СЛУЧАИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

(в ред. решения Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 12.02.2020 N 45/2020-650)

N п.п.

Категория земельных участков

Коэффициент

Подпункт 2 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации

0,15

Подпункт 4 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации

0,025

Исключен. — Решение Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 12.02.2020 N 45/2020-650

Подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации

Для эксплуатации индивидуальных жилых домов, садоводческих хозяйств

0,15

Для эксплуатации индивидуальных гаражей

0,15

Иные собственники

0,15

Подпункт 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *