Оптимизация штатного расписания

Правомерность применения аутсорсинга в образовательном учреждении

Для того чтобы система образования была конкурентоспособной, необходимо внедрять в нее новые принципы управления, в частности обеспечить ее развитие на принципах интеграции и кооперации ресурсов — информационных, кадровых, управленческих, финансовых. Одним из путей повышения эффективности системы образования является развитие частно-государственного партнерства (ЧГП) в сфере образования, в том числе дошкольного. В этой статье рассмотрим применение в образовании одного из механизмов ЧГП — аутсорсинга.

Под аутсорсингом понимается деятельность внешних исполнителей (подрядчиков, поставщиков), осуществляющих на основании гражданско-правовых договоров функции обеспечения и управления ресурсами образовательных учреждений. Главная цель такого партнерства системы образования и бизнеса — дать образовательным учреждениям возможность сосредоточить усилия на образовательной деятельности и получить более высокий уровень обслуживания этой деятельности без увеличения бюджетных затрат.

В Письме Минобрнауки России от 04.02.2011 N 03-66 «О применении механизма частно-государственного партнерства в сфере образования» (далее — Письмо Минобрнауки России N 03-66) указано, что внешним исполнителям можно передать такие хозяйственные функции образовательных учреждений, как:

  • обслуживание, содержание и ремонт зданий, сооружений;
  • установку и обслуживание систем охранной и пожарной сигнализации, кондиционирования, вентиляции, электро- и водоснабжения, канализации;
  • учет потребления тепло- и электроэнергии, холодной и горячей воды, расчет оптимизации энерго- и водопотребления;
  • управление системами связи, интернет-, радио-, телекоммуникаций, сервисными системами, аварийными системами, системами доступа;
  • организацию горячего питания и медицинского обслуживания учащихся и воспитанников;
  • организацию работы по уборке помещений, зданий и территории образовательных учреждений, озеленению их территории;
  • обеспечение образовательных учреждений оборудованием, учебно-наглядными пособиями, учебными изданиями, компьютерной и иной техникой, мебелью, хозяйственным инвентарем и т.д.;
  • организацию доставки школьников в образовательные учреждения.

Таким образом, образовательные учреждения вправе передавать исполнение перечисленных выше функций специализированным организациям.

Внешними исполнителями указанных функций могут быть юридические лица, либо индивидуальные предприниматели, либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества два и более юридических лица (далее — аутсорсеры).

Кроме того, Законом о бухучете <1> и Инструкцией N 157н <2> предусмотрено, что руководитель учреждения вправе передать по договору ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). То есть учреждение вправе перевести на аутсорсинг ведение бухгалтерского учета и отчетности.

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

При передаче функций по ведению бухгалтерского учета аутсорсерам следует учитывать, что формирование первичной учетной документации должны осуществлять работники учреждения. Например, в их обязанности может входить:

  • ведение материального учета;
  • проведение операций по кассе;
  • принятие авансовых отчетов и других оправдательных документов;
  • осуществление платежей через отделение казначейства;
  • составление актов сверки расчетов, актов сдачи-приемки выполненных работ и оказанных услуг, а также других первичных документов.

Таким образом, аутсорсерам передаются только функции по формированию показателей бюджетного и налогового учета, составление бюджетной и налоговой отчетности. При этом используются представленные учреждением первичные учетные документы.

Основные моменты перехода на аутсорсинг

Однако перед тем, как передать выполнение отдельных функций аутсорсеру, учреждению следует обязательно взвесить все за и против и учесть все требования законодательства.

Прежде всего при переводе выполнения отдельных функций аутсорсеру следует определить их конкретный перечень. Например, можно передать функции по организации горячего питания учащихся, уборку помещений и территории.

Затем нужно оценить целесообразность и эффективность такой передачи. Следует сопоставить затраты, которые учреждение несло бы, если бы выполняло определенные функции самостоятельно, с затратами, которые оно будет иметь по оплате этих услуг аутсорсерам.

При этом перевод на аутсорсинг отдельных функций будет целесообразным, если затраты учреждения будут значительно выше, чем расходы по оплате услуг, оказываемых аутсорсерами.

Экономию расходов можно определить, однако на начальном этапе выполнения переданных аутсорсеру функций заранее удостовериться в эффективности того, что будет предоставлено по аутсорсингу, достаточно сложно. В этом случае учреждение рискует получить оказание услуг несоответствующего качества.

Немаловажным моментом является выбор аутсорсера. В Письме Минобрнауки России N 03-66 определены обязательные и факультативные требования к претендентам:

а) обязательные:

  • непроведение ликвидации претендента, отсутствие решения суда о признании претендента банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • неприостановление деятельности претендента в порядке, предусмотренном КоАП РФ, на день рассмотрения заявки;
  • отсутствие у претендента задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов претендента за последний завершенный отчетный период;

б) факультативные:

  • отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений о претенденте;
  • наличие у претендента соответствующей лицензии (в случае осуществления лицензируемой деятельности);
  • обеспечение победителем торгов исполнения обязательств по контракту (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача в залог прав внешнего исполнителя по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности за нарушение обязательств по контракту).

Лишь взвесив все за и против и придя к положительному решению о передаче части функций аутсорсеру, учреждение организует работу по размещению заказа на их передачу.

Взаимоотношения образовательных учреждений и аутсорсеров

Взаимоотношения образовательных учреждений или муниципалитетов с аутсорсерами строятся на основе государственных или муниципальных контрактов. Порядок их привлечения и требования, которым они должны отвечать, установлены Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о госзаказах).

Передача хозяйственных функций образовательных учреждений может осуществляться (Письмо Минобрнауки России N 03-66):

а) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме на основании Закона о госзаказах. В ходе конкурсного отбора претендент должен представить подробный план своей будущей деятельности по эффективному хозяйственному обеспечению деятельности образовательных учреждений, в котором определяет этапы выполнения работ, сроки реализации, прописывает пути взаимодействия и направления партнерской деятельности, раскрывает эффективные механизмы своих полномочий, выстраивает и прописывает перспективы взаимодействия с представителями бизнеса при негосударственном финансировании и многое другое.

Размещение заказов путем аукциона возможно только в отношении товаров (работ, услуг), Перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р (например, услуги по уборке помещений);

б) без проведения торгов (ст. 55 Закона о госзаказах). Передача внешнему исполнителю (единственному поставщику (исполнителю, подрядчику)) хозяйственных функций образовательного учреждения возможна в случаях, если:

  • поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
  • оказываются услуги водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам), заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • представлена только одна заявка на участие в конкурсе либо в аукционе;
  • осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую установленный Банком России предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (в настоящее время это 100 000 руб.). При этом общая сумма заказов на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг, которые заказчик вправе размещать в течение квартала, не может превышать вышеуказанную сумму.

В отношении образовательных учреждений пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Закона о госзаказах предусмотрено, что они могут осуществлять поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг без проведения торгов на сумму, не превышающую в течение квартала 400 000 руб. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ;

  • осуществляется размещение заказа на оказание услуг нескольким государственным или муниципальным заказчикам по участию в мероприятии, проводимом для государственных или муниципальных нужд, и организатором такого мероприятия выбран поставщик (исполнитель, подрядчик) в порядке, предусмотренном Законом о госзаказах.

Например, правительство субъекта РФ принимает решение о передаче образовательными учреждениями некоторых хозяйственных функций, не связанных непосредственно с образовательным процессом, на аутсорсинг (внешнему исполнителю). Для реализации данного решения администрация каждого поименованного в постановлении муниципального образования проводит конкурс и выбирает исполнителя, который будет взаимодействовать с образовательными учреждениями этого муниципального образования. Договоры с исполнителем образовательные учреждения заключат уже без проведения конкурса.

Автономные образовательные учреждения заключают договоры с внешними исполнителями в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В заключаемом с аутсорсером договоре о возмездном оказании услуг оговариваются отношения, определяющие:

  • предоставляемые услуги, выполняемые работы;
  • фиксированную цену либо порядок расчета стоимости;
  • параметры качества;
  • сроки промежуточных этапов и итоговой сдачи работ;
  • порядок расторжения договора.

Следует заметить, что договоры, оформляющие отношения в рамках аутсорсинга, носят длительный характер; услуги, оказываемые в рамках этих договоров, — повторяющиеся, а не разовые.

Бухгалтерский учет

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденным Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н, затраты по оплате оказанных аутсорсерами услуг следует относить на статьи (подстатьи) исходя из предмета договора.

Например, если предметом договора является:

  • оказание транспортных услуг, то расходы по оплате этих услуг следует относить на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ;
  • уборка снега, мусора — на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ;
  • ведение бухгалтерского учета — на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Задолженность учреждения по оказанным услугам отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Дебет счетов 0 401 20 xxx «Расходы хозяйствующего субъекта», 0 109 60 (70, 80, 90) xxx «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»

Кредит счета 0 302 xx 730 (000) «Расчеты по принятым обязательствам».

Оплата оказанных услуг отражается следующей записью:

Дебет счета 0 302 xx 830 (000) «Расчеты по принятым обязательствам»

Кредит счетов 0 304 05 xxx «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 0 201 11 610 (000) «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», 0 201 21 610 (000) «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации».

И.Зернова

Редактор журнала

«Учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Аутсорсинг в образовании

В соответствии с законодательством образовательные учреждения должны быть освобождены от несвойственных функций, к которым относятся стирка белья, приготовление пищи, охрана зданий, уборка помещений и территорий, ремонт имущества, подвоз учащихся, ведение бухучета. Некоторые из них уже переданы на исполнение сторонним организациям, а некоторые еще предстоит передать. Решение о переходе на аутсорсинг принимает само учреждение при согласовании с учредителем. При этом обязательно выполнение двух условий: экономическая выгода и улучшение качества предоставления услуги.

О ПЕРЕДАЧЕ НА АУТСОРСИНГ УСЛУГ ПО СТИРКЕ БЕЛЬЯ
По требованиям СанПиН смена спальных комплектов белья должна осуществляться один раз в 10 дней. Ранее для выполнения функций по стирке белья в ДОУ содержались ставки рабочего по стирке белья и кастелянши, а также приобретались стиральные машины, моющие средства, расходовались электроэнергия и вода. Сейчас все это выполняет сторонняя организация.

С. Н. Суденкова, заведующий БДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 16»:
— Наш сад перешел на аутсорсинг по стирке белья еще в 2014 году. Мы отмечаем следующие плюсы:
— уменьшились затраты на электроэнергию, расход воды;
— отпал вопрос о необходимости ремонта стиральных машин;
— исключены расходы на проведение периодических медицинских осмотров и гигиенического обучения, аттестации рабочего места работника, осуществляющего стирку белья;
— качество оказываемой услуги хорошее, белье привозят чистое, отутюженное и упакованное;
— по количеству белья расхождений не выявлялось;
— плановый годовой экономический эффект составляет 82156 рублей.

И. Н. Рябинина, заведующий БДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14»:
— По стирке белья детскому саду выставлено 2 счета: один счет в январе на сумму 1038,66 руб., второй счет в феврале на сумму 1285,96 руб. Отмечается экономия денежных средств на приобретение порошка, экономия воды, электричества. Ранее в месяц на содержание ставки по стирке белья, кастелянши в ДОУ уходило 9,5 тыс. рублей в месяц (и еще плюс затраты на воду и электроэнергию). Белье привозят чистое, глаженое, сухое.

О. А. Крестьянинова, заведующий БДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 1»:
— Отмечу, что аутсорсинг предполагает передачу исполнителям не только полномочий, но и ответственности за предоставление услуги.
Передав данные непрофильные функции на аутсорсинг, ДОУ экономит средства бюджета и концентрирует внимание на организации образовательного процесса.
Ощутимый экономический эффект получен от передачи услуги по стирке белья. Заключен контракт с МУП «Ока» г. Вологда на сумму 37709,46 руб. на год. Для сравнения, затраты на заработную плату машиниста по стирке белья и кас-телянши составляли чуть более 8000 рублей в месяц, а в год это не меньше 96000 рублей. Добавим к этим расходам еще затраты на электроэнергию (стирка белья двумя машинами-автоматами, которые работали почти ежедневно, и глажение белья) и на водные ресурсы, а так же затраты на стиральный порошок, не менее 3000 рублей в месяц. А в год?! Передача стирки белья на аутсорсинг соответствует действующему законодательству, проведен электронный аукцион. Аукционная документация содержит требования к объему и качеству услуги, которые закреплены договором на оказание услуг по стирке белья.

И. Б. Смирнова, заведующий БДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 57»:
— В нашем ДОУ для стирки белья стоят бытовые машины-автоматы, они очень старые и неоднократно были в ремонте. При смене белья на 11 группах нагрузка на них была очень большая, качество стирки не всегда было хорошим. При выводе данного вида работ на услугу изменилось и качество стирки, видна экономия средств. Белье поступает чистое, проглаженое. Нагрузка на детский сад по стирке белья значительно упала, стираем лишь каждодневные пеленки, затраты на порошок значительно снизились. Плановый экономический эффект в год составляет 72488 рублей.

О ПЕРЕДАЧЕ НА АУТСОРСИНГ УСЛУГ ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ ПИЩИ
В нашем районе данная услуга в школах передавалась на аутсорсинг с момента основания школ. Услугу оказывал общепит с 1976 года, тысячи грязовчан пользовались ею, обучаясь в школе. В общепите накопился большой опыт по приготовлению школьных обедов и детского питания в дошкольных группах на селе. Все повара и рабочие по кухне переведены на работу в общепит и остались готовить пищу на своих местах, в своих детских садах.

Н. Н. Дарченко, юрист управления образования:
— Согласно пункту 34 статьи 2 федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Согласно статье 65 закона об образовании «Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей, и ее размер. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается». Таким образом, все расходы, связанные с организацией питания детей, относятся к расходам их родителей.

Е. В. Шпагина, заведующий БДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10»:
— В данный момент организация питания дошкольников передана ООО «Общепит плюс». Контроль за качеством и технологией приготовления пищи, за санитарным состоянием пищеблока, за нормами выхода продукта осуществляется бракеражной комиссией, в которую, согласно положению, входят заведующий детским садом, повара, медицинский работник. Снижения норм питания не наблюдается. Планируем в бракеражную комиссию включить несколько родителей.

О. А. Крестьянинова, заведующий БДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 1»:
— Что касается передачи на аутсорсинг услуги по организации горячего питания, могу отметить следующее:
— предприниматель, являясь специалистом в области питания, профессионально осуществляет руководство и контроль за деятельностью своих сотрудников на протяжении всей технологической цепочки, начиная от поставки продуктов питания и заканчивая выдачей готовой продукции. Раньше контроль осуществлялся лицом, не имеющим специального образования, а заведующий ДОУ значительную часть своего времени тратил на организацию работы пищеблока, что нерационально;
— при передаче данной функции на аутсорсинг повара ДОУ переведены в ООО «Общепит», т.е. на пищеблоке остались люди, которые отработали в нашем учреждении уже много лет и знают и специфику работы, и нашу потребность;
— конечно, в первое время возникало много вопросов у родителей, обеспокоенных тем, что не ухудшилось ли качество питания детей. Все обращения рассмотрены. В тесном сотрудничестве ведется работа с директором ООО «Общепит». Светлана Владимировна всегда прислушивается к пожеланиям и предложениям как администрации ДОУ, так и родителей. Когда встал вопрос о нормах питания, работниками ООО «Общепит» было сделано несколько проверок в разные дни по выдерживанию норм блюда. Нарушений не выявлено. Так же контроль за выходом готового блюда осуществляет и бракеражная комиссия ДОУ, в которую входит и медсестра БУЗ «Грязовецкая ЦРБ», она ежедневно тщательно контролирует все приемы пищи.

С. Н. Суденкова, заведующий БДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 16»:
— На внеочередных заседаниях Управляющего совета, родительском собрании, в трудовом коллективе обсуждался вопрос перехода организации питания на услугу. Отрицательного отношения по данному вопросу не было отмечено. Родители с пониманием отнеслись к экономически обоснованной необходимости передачи организации питания в «Общепит».
Нормы питания детям выдаются в полном объеме. Закладка продуктов производится согласно технологических карт на блюдо, порционный выход рассчитывается, исходя из количества детей в детском саду. Организация питания в детском саду сочетается с правильным питанием ребенка в семье. С этой целью педагоги информируют родителей о продуктах и блюдах, которые ребенок получает в течение дня в детском саду, вывешивая ежедневное меню.
Работники «Общепита» готовы к сотрудничеству, прислушиваются к мнению медицинских работников, которые занимались организацией питания до перехода на услугу. Управляющий совет ДОУ тщательно следит за данной ситуацией.

И. Б. Смирнова, заведующий БДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 57»:
— Организация питания проходит в соответствии с нормативами, пришлось немного перестроить контроль. Поставщики продуктов питания и повара остались прежние.

С. В. Бунина, директор ООО «Общепит»:
— Наша организация существует давно. Нашими услугами пользовались почти все грязовчане, серьезных жалоб не было, мы стараемся держать марку и стремимся постоянно повышать качество услуги по приготовлению пищи. Мы открыты к диалогу! Уважаемые родители, если у вас возникают какие-то вопросы относительно меню, норм или качества блюд, прошу обращаться к заведующим ДОУ или напрямую в Общепит по телефону 2-24-70. К сведению, ежегодно ООО «Общепит» подвергается плановым проверкам Роспотребнадзора, все возникающие предписания исполняются нами совместно с образовательными учреждениями в кратчайшие сроки.

Т. А. Патракеева, начальник Управления образования Грязовецкого муниципального района:
— Управляющим советам образовательных учреждений рекомендовано взять под особый контроль организацию питания детей, подключиться к контролю за поставкой продуктов питания, наличием сертификатов качества, наличием технологических карт приготовления блюд и выполнением норм питания детей в соответствии с СанПиН.

В управлении образования открывается телефон горячей линии по вопросам питания детей: 2-10-92 (будние дни с 8.00 до 12.00 и с 13.00 до 17.00 ч.). Специалист по питанию рассмотрит и урегулирует любую ситуацию в кратчайшие сроки.

Аутсорсинг — передача организацией, на основании договора, определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
Объединение вохтожских школ необходимо, прежде всего, детям
Татьяна Патракеева о 10 ключевых вопросах развития образования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *