Организация безопасности дорожного движения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Необходимость разработки и принятия специального Федерального закона «О безопасности дорожного движения» диктуется сохраняющейся критической обстановкой с аварийностью на автомобильном транспорте. В 1994 году число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях составило более 225 тысяч человек, из которых свыше 35,5 тысячи погибли.
Ежедневно в России погибает свыше 100 человек и около 600 человек получают ранения различной тяжести. Ежегодно армию инвалидов пополняют порядка 3 тысяч человек, получивших тяжелые увечья в ДТП, при этом около 60 процентов пострадавших приходится на наиболее активную и трудоспособную часть общества — людей в возрасте от 17 до 40 лет. Из общего числа пострадавших каждый десятый погибший и каждый восьмой раненый — ребенок в возрасте до 16 лет.
Только за 3 дня в дорожно-транспортных происшествиях гибнет людей больше чем в течение года на всех других видах транспорта вместе взятых.
В целом количество пострадавших на дорогах многократно превышает число жертв межнациональных конфликтов, катастроф, землетрясений и других стихийных бедствий. Однако до сих пор ни государством, ни обществом не осознаны масштабы этого, по сути, национального бедствия, вызванного своего рода необъявленной войной на дорогах России.
Критическое состояние с аварийностью в Российской Федерации является результатом накопившихся проблем в области обеспечения безопасности дорожного движения и следствием отсутствия действенных правовых механизмов и системы государственного управления безопасностью движения.
Аналогичная ситуация возникла в 60-х годах во всех экономически развитых странах мира. Переход к государственному подходу в решении проблемы к созданию государственной системы управления безопасностью движения, принятие основных законодательных актов в этой области, введение механизма целевого планирования и управления позволили в странах развитой автомобилизации добиться с 70-х годов устойчивого сжижения числа пострадавших людей в дорожно-транспортных происшествиях. Так, в США за 12 лет было спасено 150900 человеческих жизней, а в Японии и Финляндии при росте автомобильного парка в два раза число погибших в ДТП было вдвое снижено.
В связи с отсутствием соответствующей законодательной базы Министерством транспорта Российской Федерации с участием Министерства внутренних дел Российской Федерации и других заинтересованных министерств и научных учреждений разработан проект Закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения», который должен стать основой программы развития и упорядочения законодательства в сфере организации и обеспечения безопасности дорожного движения.
Настоятельная необходимость разработки и скорейшего принятия такого закона обусловлена тем, что автомобильный транспорт первым из отраслей народного хозяйства перешел на новые экономические условия хозяйствования, к многообразию форм собственности. Создалась ситуация, когда продлевается действие старых нормативов, утвержденных уже ликвидированными министерствами и ведомствами, сохраняющих старые методы управления государственностью.
Некоторые новые рычаги управления и экономического стимулирования деятельности в данной сфере уже подключены. В первую очередь к ним относятся: лицензирование перевозочной и другой деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, учебных заведений по подготовке водительских кадров и др.; сертификация автотранспортных средств, услуг по техническому обслуживанию и ремонту и других видов сервисного обслуживания. Разрабатываются нормативы, обеспечивающие создание новой политики страхования на транспорте.
Вместе с тем несоответствие старой нормативной базы рыночным условиям хозяйствования требует не только переработки отдельных правил, нормативов и стандартов, но и создания новой концепции законодательного и нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Законопроект предусматривает основные положения создания государственной системы управления безопасностью движения в России, включающие ее организационную и функциональную структуры.
В развитие Закона будет подготовлен комплекс подзаконных нормативных актов, которые составят единую эффективную систему законодательства по безопасности дорожного движения в республике.
Принятие Закона позволит регламентировать основные права, обязанности и ответственность всех субъектов, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, участников дорожного движения, органов исполнительной и законодательной власти, установить программно-целевое планирование и управление обеспечением безопасности дорожного движения, перейти от ведомственного регулирования правоотношений в данной сфере к государственному нормативному строительству.
Проект Федерального закона «О безопасности дорожного движения» состоит из VIII разделов и 35 статей.
Перед рассмотрением на заседании Правительства Российской Федерации законопроект прошел экспертизу ведущих юристов, специалистов научных и практических организаций различных направлений в области обеспечения безопасности дорожного движения, Главного правового управления Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Проект Закона был одобрен на заседании Правительства 4 марта 1994 г. (Протокол N 3), доработан с учетом высказанных замечаний, Конституции Российской Федерации, вновь принятых законодательных актов.
На законопроект получены отзывы 46 федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти 58 субъектов Российской Федерации, в которых, наряду с предложениями и замечаниями, была высказана поддержка необходимости скорейшего принятия Закона.
После рассмотрения на заседании Государственной Думы 14 октября 1994 года законопроект «О безопасности дорожного движения» претерпел серьезные изменения. С учетом замечаний комитетов и депутатов Государственной Думы из 35 статей проекта Закона внесены изменения редакционного плана в 16 статей и концептуального плана — в 7 статей.
Так, по замечаниям Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, депутатов Государственной Думы В.А. Никонова, А.А. Осовцева, В.В. Похмелкина и других значительно усилены вопросы о гарантиях прав человека. В частности, подвергнута коренной переработке статья 26 «Права и обязанности участников дорожного движения», в которой впервые в правовых актах российского государства законодательно установлены специфические права участников дорожного движения и обязанности должностных лиц по защите этих прав. Внесены дополнения также в статьи 4 (часть 2), 5 (часть 2 пункт «м») и другие, усиливающие гарантии защиты прав людей, участвующих в дорожном движении. В статье 10 расширены полномочия общественных объединений и организаций по защите прав и интересов участников дорожного движения.
На законодательный уровень отнесено установление основания временного ограничения движения транспортных средств по дорогам (статья 16), порядка проведения работ по обязательной сертификации транспортных средств (статья 17); порядка запрещения эксплуатации транспортных средств. На уровень правительственных актов подняты многие вопросы, ранее регулировавшиеся ведомственными документами, что повышает гарантии участников дорожного движения, статус нормативных документов, упорядочивает систему правового регулирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Перечень таких актов ограничивается примерно 40 утверждаемыми Правительством нормативными правовыми актами, заменяющими более 400 ведомственных документов.
Учтены все предложения Комитета по вопросам местного самоуправления и депутата Государственной Думы Ю.В. Соколова по усилению роли органов местного самоуправления в решении вопросов обеспечения безопасности дорожного движения. Помимо дополнений в этой части в статьи 5, 11, 12, 15 и 16 введена специальная статья 8 «Полномочия органов местного самоуправления».
По предложению депутата Государственной Думы В.А. Никонова в статью 5 (часть 2) введен пункт, обязующий органы исполнительной власти проводить социально ориентированную политику страхования на транспорте. Сами же вопросы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, пассажиров автомобильного транспорта и другие являются предметом специального законодательного регулирования.
Учтены и другие замечания депутатов Государственной Думы по уточнению, конкретизации и редакционной переработке отдельных статей законопроекта, которые сведены в таблице поправок, розданной в пакете документов депутатам.
Комитет не согласился с предложением установить в данном Законе специальные нормы ответственности работников, отвечающих за дорожную безопасность, поскольку эти нормы отрегулированы в Административном, Уголовном кодексах и Законе РФ «О милиции», в том числе: за ненадлежащее содержание дорог и дорожных сооружений; за выпуск на линию транспортных средств, представляющих угрозу безопасности движения; за допуск водителей к управлению транспортными средствами в случаях, угрожающих безопасности дорожного движения; в случаях наступления тяжелых последствий в результате допущенных должностными лицами правонарушений. Сотрудники ГАИ за должностные проступки и уголовные преступления несут ответственность в соответствии со статьей 40 Закона РФ «О милиции». Поэтому в таблице поправок к законопроекту данное предложение отклонено.
Вносимый проект Закона не предполагает образования новых федеральных органов исполнительной власти и изменения существенного порядка их финансирования.
Вступление в силу Федерального закона «О безопасности дорожного движения» дополнительных расходов федерального бюджета не требует.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
В настоящее время государственное регулирование деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется ныне существующими федеральными органами исполнительной власти: Министерством транспорта РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ, Министерством образования РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством путей сообщения РФ, Министерством обороны РФ, Государственным комитетом РФ по вопросам архитектуры и строительства, Государственным комитетом РФ по статистике, Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Комитетом РФ по машиностроению, Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вносимый проект Закона не предполагает образования новых органов исполнительной власти и изменения существенного порядка их финансирования.
Вступление в силу Федерального закона «О безопасности дорожного движения» дополнительных расходов федерального бюджета не требует.
По оценкам экспертов, народно-хозяйственные потери от дорожно-транспортных происшествий ежегодно составляют 14 трлн. рублей (в ценах декабря 1994 г.).
СПРАВКА О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРАВОВОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
1. Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.60 (с последующими дополнениями и изменениями).
2. Кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях» от 20.06.84 (с последующими дополнениями и изменениями).
3. Закон РСФСР «О милиции» от 18.04.91.
4. Закон РСФСР «О дорожных фондах РСФСР» от 10.10.91.
5. Закон РФ «О стандартизации» от 10.06.93.
6. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 N 5151-1.
7. Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 06.04.94 N 667.
8. Постановление Правительства РСФСР «О классификации автомобильных дорог в РСФСР» от 24.12.91 N 61.
9. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждено Советом Министров РСФСР от 22.10.91 N 557.
10. Положение о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РСФСР, утверждено Правительством РСФСР от 26.11.91.
11. Постановление Правительства РСФСР от 28.12.91 N 79 «Вопросы Министерства образования РСФСР».
12. Положение «О Министерстве здравоохранения Российской Федерации», утверждено Правительством России от 24.07.92 N 512.
13. Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждено Правительством 28.05.92 N 354.
14. Положение о Министерстве транспорта России, утверждено Советом Министров — Правительством Российской Федерации от 18.05.93 N 457.
15. Правила дорожного движения, утверждены Правительством РФ от 23.10.93 N 1090.
16. Постановление Правительства РФ от 24.05.94 N 546 «О Правительственной комиссии Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения».
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.94 N 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
18. ГОСТ 25478-91 Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки.
19. Система сертификации ГОСТ Р.
Система сертификации механических транспортных средств и прицепов, утверждены Госстандартом России от 31.03.93 N 7.
20. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения», утверждены Госстандартом России от 11.10.93 N 221.
21. Правила проведения государственного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов, утверждены МВД России от 05.11.93.
22. Приказ Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.94 N 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта».
23. Приказ Минтранса РФ от 30.03.94 N 15 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте».
СПРАВКА О ПЕРЕЧНЕ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ, ОТМЕНЫ, ИЗМЕНЕНИЯ ИЛИ ДОПОЛНЕНИЯ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТ
ПРИНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
1. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждено Советом Министров РСФСР 22.10.91 N 557.
2. Положение о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РСФСР, утверждено Правительством РСФСР от 26.11.91 N 207.
3. Постановление Правительства РСФСР от 28.12.91 N 79 «Вопросы Министерства образования РСФСР».
4. Положение о Государственной автомобильной инспекции

1 ноября 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 10 декабря 1995г. №196­ФЗ «О безопасности дорожного движения», внесенные Федеральным законом от 30 октября 2018 года №386­ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». Изменения устанавливают обязанность физических лиц оснащать эксплуатируемые ими грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы (далее ­ транспортные средства) тахографами, а также соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха.

Одновременно вступают в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, внесенные Федеральным законом от 26 июля 2019г. №216­ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающие новую редакцию статьи 11.23 Кодекса, в части

— увеличения размера штрафа в отношении водителя за управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством;

— установления административной ответственности должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за выпуск на линию транспортного средства без тахографа, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством, либо с нарушением установленных требований;

— введения административной ответственности должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за несоблюдение установленных норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также времени режима труда и отдыха водителя.

При этом в настоящее время Министерством транспорта Российской Федерации разрабатываются проекты актов, устанавливающие для Физических лиц нормы времени управления транспортным средством и отдыха, а также порядок оснащения тахографами принадлежащих им транспортных средств.

«Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения может помочь всем странам вступить на путь, ведущий в более безопасное будущее… Сегодня партнеры во всем мире составляют национальные или городские планы на Десятилетие, проводят обсуждения вопросов политики и предоставляют людям, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, возможность рассказать о своей судьбе широкой общественности. Сейчас нам необходимо вывести эту кампанию на качественно новый уровень и взять курс на обеспечение безопасности на дорогах. Вместе мы можем спасти миллионы жизней».

Из послания бывшего Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна по случаю начала Десятилетия

Дорожно-транспортный травматизм по-прежнему является одной из серьезных проблем общественного здравоохранения и одной из главных причин смертности, травматизма и инвалидности во всем мире. Более 90 процентов смертельных случаев в результате дорожно-транспортных происшествий отмечаются в странах с низким и средним уровнем доходов, на которые приходится менее половины мирового автомобильного парка. Дорожно-транспортный травматизм входит в число трех главных причин смертности людей в возрасте от 5 до 44 лет.

Дорожно-транспортный травматизм создает угрозу замедления темпов экономического и человеческого развития. В некоторых странах с низким и средним уровнем доходов сумма потерь превышает общий объем получаемой ими помощи в целях развития. Дорожно-транспортный травматизм ложится тяжелым бременем на национальную экономику, оказывая прямое воздействие на службы здравоохранения и реабилитации и порождая косвенные издержки. Он может также создавать значительные финансовые трудности для затрагиваемых семей, которым в дополнение к значительному эмоциональному стрессу зачастую приходится покрывать расходы на медицинское обслуживание и реабилитацию, похороны и другие расходы, связанные с утратой дохода потерпевшего лица.

В январе 2017 года Организация Объединенных Наций приняла внутреннюю общесистемную стратегию обеспечения безопасности дорожного движения, которая направлена на сокращение к 2020 году числа погибших и пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий на 50 процентов в соответствии с целями Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения.

В календаре по случаю Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения в 2011–2020 годах было намечено несколько сотен мероприятий в более 70 странах. Правительства Новой Зеландии, Мексики, Российской Федерации и Южной Африки заявили о том, что предпринимаются новые шаги для спасения жизней на дорогах. Правительства таких стран, как Австралия, Камбоджа, Эфиопия, Индонезия, Кувейт, Малайзия, Мексика, Нигер, Нигерия, Филиппины, Словения, Шри-Ланка, Узбекистан и Вьетнам провели официальные мероприятия и представили национальные планы повышения безопасности дорожного движения и расширения ассортимента услуг для жертв несчастных случаев.

Ряд таких важных национальных памятников, как Таймс-сквер в Нью-Йорке, статуя Христа-Искупителя и комплекс Castillo de Fiocruz в Рио-де-Жанейро, Трафальгарская площадь в Лондоне, Jet d’Eau в Женеве, Дворец культуры и науки в Варшаве, Всемирный торговый центр в Коломбо и другие были оборудованы специальной подсветкой с логотипом Десятилетия. См. список мероприятий по странам >>*


Знак безопасности дорожного движения является новым глобальным символом дорожной безопасности и основным визуальным образом Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения. Он позволит объединить усилия, предпринимаемые в рамках Десятилетия.

Ресурсы

Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

Безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Как правило, возникновению дорожно-транспортных происшествий способствуют несколько факторов риска: нарушение ПДД водителем; состояние дороги; неисправный автомобиль. В системе обеспечения безопасности дорожного движения надежность водителя играет основную роль.

Повышение профессиональной надежности водителей является важнейшим из направлений деятельности по профилактике и снижению уровня аварийности на автомобильном транспорте.

Профессиональное мастерство водителя — набор качеств, обеспечивающих уровень мастерства безопасного, экономичного и комфортного управления автомобилем, его можно рассматривать как совокупность профессионального интеллекта водителя, технических навыков управления автомобилем и социально-психологических характеристик личности. В различных ситуациях вес каждой составляющей профессионального мастерства водителя различен.

Профессиональным интеллектом — способность водителя предупреждать возникновение опасных ситуаций в дорожном движении. От этой составляющей зависит правильность оценки и прогнозирования складывающейся дорожно-транспортной ситуации (ДТС), определение уровня ее потенциальной опасности, выбора и принятия решений по устранению нежелательных условий.

Овладение техническими навыками управления ТС позволяет реализовать наиболее рациональные режимы движения, а в уже возникших критических ситуациях действовать так, чтобы либо предотвратить ДТП, либо, в крайнем случае, минимизировать его последствия. То есть, технические навыки определяют мастерство выхода из опасных и критических ситуаций.

Характеристика водителя как личности — склонность к повышенному риску и сознательному нарушению Правил дорожного движения.

Не соблюдение ПДД водителями является основным фактором, провоцирующим аварии на дороге. Наиболее распространенными нарушениями ПДД водителями являются:

  • алкогольное опьянение;
  • превышение допустимой скорости движения;
  • неиспользование ремней безопасности;
  • использование неисправного транспортного средства.

К другим факторам риска со стороны водителей относят усталость водителя, отвлечение его внимания (курение, еда, разговор по телефону) и др.

Правила подготовки водителей и их допуска к управлению ТС

Постановление Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» устанавливает порядок проведения экзаменов на право управления транспортными средствами, определяет состав технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требования к указанным техническим средствам и условия их применения, а также порядок выдачи российских национальных и международных водительских удостоверений.

На основании требований Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» были разработаны новые программы профессионального обучения водителей. Новые программы были введены приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

Требования, предъявляемые к водителям в зависимости от вида перевозок и сложности маршрута

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

  • организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
  • не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Пунктом 2 той же статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:

  • создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
  • обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

Приказ Минтранса России от 15.01.2014 № 7 устанавливает, что субъект транспортной деятельности должен обеспечить профессиональную компетентность и профессиональную пригодность работников субъекта транспортной деятельности, в том числе водителей транспортных средств.

Профессиональная компетентность и профессиональная пригодность водителей

Согласно пункта 7 Приказа № 7 Минтранса, обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности водителей достигается:

  • проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки водителей;
  • контролем состояния здоровья водителей, соблюдением режима труда и отдыха в процессе их работы;
  • прохождением инструктажа по безопасности перевозок.

Согласно п. 9 Приказа, Профессиональный отбор и профессиональная подготовка работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств, проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 13 Приказа, Субъект транспортной деятельности имеет право в случае обнаружения признаков ухудшения состояния здоровья водителя, угрожающего безопасности движения, направить его на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование.

Согласно п. 14, Субъект транспортной деятельности обеспечивает документальный учет и анализ результатов всех видов обязательных медицинских осмотров водителей с целью выявления работников, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употреблению наркотических или иных средств, страдающих хроническими заболеваниями, влияющими на выполнение трудовых функций.

Согласно п. 22 Приказа, Субъекту транспортной деятельности запрещается допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей.

Дополнительным требованием является обязанность работодателя обеспечить проведение стажировок водителей транспортных средств.

Отсюда делаем заключение что лицо, претендующее на работу в качестве водителя может быть принято для осуществления определенного вида перевозок при соблюдении следующих условии:

  • наличия водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;
  • успешное прохождение предварительного медицинского осмотра;
  • соответствия квалификации, опыта и непрерывности стажа работы в качестве водителя, установленного для конкретного вида перевозки.

Перед приемом на работу водителя может проводиться теоретическое и практическое тестирование знаний, умений, навыков соискателя, а также его проверка по информационным базам ГИБДД МВД РФ на предмет лишения права управления транспортным средством, наличия штрафов за нарушения Правил дорожного движения.

Практическое тестирование умений и навыков управления автобусом, по усмотрению субъекта транспортной деятельности, может проходить в форме тестовых упражнений, либо проведения дорожной проверки на маршруте перевозок. Обычно навыки вождения водителя проверяют путем контрольной поездки, при которой оценивается качество выполнения основных приемов управления транспортным средством, техника выполнения наиболее часто встречающихся маневров автомобиля, правильность и своевременность оценки дорожно-транспортных ситуаций и др. Водитель может быть принят на работу с испытательным сроком в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Срок испытания не может превышать 3 месяцев. Условие об испытательном сроке должно быть отражено в трудовом договоре. При неудовлетворительном результате в период испытательного срока работодатель (администрация) имеет право расторгнуть трудовой договор в одностороннем порядке.

Водители, претендующие на осуществление перевозок опасных грузов всех классов опасности дополнительно должны представить свидетельство международного образца АDR/ДОПОГ с разрешающей (-щими) отметкой (-ами) о допускек перевозке конкретного (-ных) класса (-ов) опасных грузов. Свидетельство на право осуществления перевозки опасных грузов действительно в течение 3 лет.

Профотбор и профподбор водителей. Подбор и расстановка водителей на маршруты по видам перевозок.

Действующие нормативные правовые акты в данной сфере характеризуют и контролируют только показатели здоровья водителя, не оценивая присущие ему психологические (стрессоустойчивость, умение взаимодействовать с другими участниками дорожного движения, склонность к риску, умение прогнозировать опасности) психофизиологические параметры (внимание, время реакции, память и т.д.).

В настоящее времяраспределение водителей по видам перевозок производится путем субъективной оценки их профессиональных и моральных качеств, проводимой кадровой службой субъекта транспортной деятельности.

Обнаружению особенностей этих свойств и качеств служит психофизиологический профессиональный отбор — комплекс специальных мероприятий, позволяющих выявить среди кандидатов в водители и водителей лиц, непригодных по своим индивидуальным возможностям для профессиональной деятельности по конкретной категории транспортных средств или виду перевозок.

Решение поставленной задачи может быть достигнуто при осуществлении системы мероприятий по медицинскому и психофизиологическому обеспечению работы водителя.

Мероприятия разделяются на три этапа:

  • профессиональный отбор;
  • предрейсовый медико-психофизиологический контроль;
  • контроль состояния водителя непосредственно в поездке.

Однако четкая правовая база для внедрения на предприятии психофизиологического профотбора, аналогичная той, которая имеется в отношении медицинского профессионального отбора, в настоящее время отсутствует. Иными словами, ничто и никто не может обязать работодателя вводить у себя психофизиологический отбор.

С другой стороны, очевидно, что подобного рода отбор или подбор водительских кадров весьма полезен с точки зрения безопасности движения для таких видов перевозок, как перевозка пассажиров автобусами, перевозка опасных грузов, перевозка грузов и пассажиров по маршрутам особой сложности и т.п., т.е. в тех условиях, где ДТП может привести к большим материальным, моральным и социальным потерям, что соответственно обусловливает особые требования к психологическим качествам и физиологическим способностям водителя.

Комплекс мероприятий профессионального отбора направлен на получение и оценку объективных данных о кандидате,обеспечивающих принятие обоснованного решения о целесообразности его профессионального предназначения и предусматривает (на предварительных этапах) проведение оценки состояния здоровья, физического развития, общеобразовательной и специальной подготовленности, учет профессиональной направленности (мотивации) и, при необходимости, ее коррекцию с учетом имеющихся квот.

Основными психофизиологическими аспектами профессиональной деятельности водителя, являются:

  • психическое состояние.При управлении автомобилем важно уметь длительное время сохранять оптимальное психическое состояние, при котором быстро и качественно воспринимается и обрабатывается информация.
  • склонность к риску. Повышенная склонность к рискованным манерам поведения напрямую связана с частотой нарушений правил дорожного движения и ДТП.
  • умение оценивать опасности.Оценивая дорожную обстановку, водитель в силу накопленного опыта и имеющихся знаний прогнозирует развитие дорожно-транспортной ситуации.
  • саморегуляция психического состояния.Под механизмом саморегуляции психического состояния понимается процесс оптимизации этого состояния, направленный на замену неблагоприятных его составляющих благоприятными в ходе самостоятельного анализа. Другими словами – успокоить самого себя.
  • эмоциональная устойчивость.Низкая стрессоустойчивость, а также неспособность отрешиться от неурядиц и конфликтов в семье, на работе приводит к невозможности адаптироваться к дорожному движению.
  • свойства внимания. Главными качествами внимания являются: устойчивость, концентрация, объем, распределение и переключение.
  • устойчивость к утомлению.Утомлением является такое состояние водителя, которое возникает в результате интенсивных или (и) длительных нагрузок в процессе управления автомобилем и проявляется во временном нарушении состояния ряда функций организма, а также снижении эффективности и качества выполнения профессиональных задач.

Требования к техническому состоянию подвижного состава.

Статья 17 Федерального Закона от 10.12.95 г. № 196-ФЗ «О безопасностидорожного движения» закрепляет обязательное прохождение технического осмотра транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации.

Основным законодательным актом, регламентирующим осуществление деятельности по проведению технического осмотра, является Федеральный Закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно данному Закону — технический осмотр транспортных средств — проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами.

Периодичность проведения технического осмотра установлена ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ, согласно которой транспортные средства подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью:

1) каждые шесть месяцев — в отношении следующих транспортных средств:

  • легковые такси;
  • автобусы;
  • грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя);
  • специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов;

2) каждые двенадцать месяцев — в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло более чем семь лет, включая год их выпуска, указанный в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства (за исключением транспортных средств, указанных в пп. 1 и 3):

  • легковые автомобили;
  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
  • прицепы и полуприцепы, за исключением прицепов к транспортным средствам, принадлежащим физическим лицам и имеющим разрешенную максимальную массу до трех тонн пятисот килограмм, не подлежат техническому осмотру с 1 января 2012 г.;
  • мототранспортные средства;

3) каждые двенадцать месяцев — в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в п. 1):

  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более трех тонн пятисот килограмм;
  • транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами;

4) каждые двадцать четыре месяца — в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска которых прошло от трех до семи лет, включая год их выпуска (за исключением транспортных средств, указанных в пп. 1 и 3):

  • легковые автомобили;
  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
  • прицепы и полуприцепы, за исключением прицепов к транспортным средствам, принадлежащим физическим лицам и имеющим разрешенную максимальную массу до трех тонн пятисот килограмм, не подлежат техническому осмотру с 1 января 2012 г.;
  • мототранспортные средства.

Не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска, в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, для которых установлена шестимесячная и двенадцатимесячная периодичность прохождения техосмотра):

  • легковые автомобили;
  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
  • прицепы и полуприцепы, за исключением прицепов ктранспортным средствам, принадлежащим физическим лицам и имеющим разрешенную максимальную массу до трех тонн пятисот килограмм, не подлежат техническому осмотру с 1 января 2012 г.;
  • мототранспортные средства.

Владелец транспортного средства обязан представить его для проведения технического осмотра в течение срока действия диагностической карты.

Технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства.

Техническое диагностирование осуществляется техническими экспертами, ответственными за его проведение и принимающими решение о выдаче диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

После проведения технического осмотра оператором технического осмотра выдается диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Диагностическая карта — это документ, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Диагностическая карта подтверждает допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ Диагностическая карта содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Диагностическая карта, содержащая заключение о возможности эксплуатации транспортного средства, должна содержать срок ее действия.

Диагностическая карта, содержащая заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства, — перечень не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств выявленных неисправностей.

Форма диагностической карты и Правила проведения технического осмотра утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств», а Правила заполнения диагностической карты — Приказом Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. № 274 «Об утверждении правил заполнения диагностической карты».

Правила проведения технического осмотра не применяются к отношениям, связанным с проведением технического осмотра:

  • транспортных средств городского наземного электрического транспорта;
  • транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
  • транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, прицепов к ним и которые зарегистрированы органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.

Требования (включая параметры), предъявляемые при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, приведены в приложении № 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств.

Технический осмотр проводится:

  • операторами технического осмотра, аккредитованными в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств, предусмотренным приложениями № 1 и 2 к Правилам;

Техническое диагностирование проводится методами визуального, органолептического контроля и (или) с использованием средств технического диагностирования, в том числе передвижных средств.

Основные технические характеристики и перечни средств технического диагностирования утверждены Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 6 декабря 2011 г. № 1677 «Об утверждении основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня».

Проведение технического осмотра осуществляется на платной основе в соответствии с договором о проведении технического осмотра, заключаемым владельцем транспортного средства или его представителем, в том числе представителем, действующим на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме, и оператором технического осмотра по типовой форме указанного договора, утвержденной Приказом Министерства экономического развития РФ от 14 октября2011 г. № 573 «Об утверждении формы типового договора о проведении технического осмотра».

Размер платы за проведение технического осмотра и размер платы за проведение повторного технического осмотра, который определяется объемом выполненных работ, устанавливаются оператором технического осмотра и не могут превышать предельный размер, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Методикой расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра, утвержденной Приказом Федеральной службы по тарифам от 18 октября 2011 г. № 642-а «Об утверждении Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *