Основной формой налогового контроля является

Никонова Ольга Петровна
Выжитович Александр Михайлович
1. студент. Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
2. научный руководитель кафедры общественных финансов, доцент, к.э.н.
Nikonova Olga Petrovna
Vyzhitovich Alexander Mikhailovich
1. student. Novosibirsk State University of Economics and Management «NINH»
2. Scientific Director of the Department of Public Finance, Associate Professor, Ph.D.
Аннотация: Данная статья посвящена определению теоретических и организационных основ налогового контроля. В современных условиях большое значение в общей системе ведения государственного финансового контроля имеет налоговый контроль, так как налоги являются главными фискально-регулирующими мерами рыночного хозяйства. В работе применяются специальные методы научного познания: анализ литературы, методы табличного отображения данных.
Abstract: This article is devoted to the definition of theoretical and organizational bases of tax control. In modern conditions, tax control is of great importance in the General system of state financial control, since taxes are the main fiscal and regulatory measures of the market economy. The paper uses special methods of scientific knowledge: literature analysis, methods of tabular data display. Ключевые слова: камеральная проверка, налоговый контроль, выездные проверки, налогоплательщики
Keywords: cameral check, tax control, exit checks, taxpayers.

В современных условиях большое значение в общей системе ведения государственного финансового контроля имеет налоговый контроль, так как налоги являются главными фискально-регулирующими мерами рыночного хозяйства.

Ведущей и самой результативной формой налогового контроля становятся налоговые проверки, которые могут проводиться как в налоговом органе (камеральная проверка), так и по фактическому месту нахождения налогоплательщиков (выездная проверка). Камеральная проверка является процедурой, проводимой налоговыми органами относительно определенного лица и состоит из несколько последовательных операций.

Вопросы, которые касаются осуществления налоговых проверок становятся весьма значительными, так как на сегодняшний день ни один налогоплательщик не застрахован от налоговых проверок. Налоговый контроль гарантирует обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его эффективности зависит благополучие и экономическая безопасность страны .

Для юридической науки актуальным является проведение систематизации накопленных теоретических и практических знаний в области организации налоговых проверок и формулировка предложений по повышению результативности их проведения.

Изучение нормативного регламентирования налоговых проверок стало относительно новой темой для отечественной правовой науки. Совокупных исследований, которые были бы связаны с данным вопросом, в российской юридической науке за последние 5 лет не осуществлялось. Ученые разных направлений юридической науки всегда уделяли большое внимание институту налогового контроля. В последние годы исследованием вопросов налогового контроля занимались авторы Бельский К. С., Брызгалин А. В., Винницкий Д. В., Гаджиев Г. А., Горбунова О. Н., Захарова Р. Ф. и др.

Однако, в результате внесения в Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ изменений в Налоговый кодекс, работы данных авторов в существенной мере утратили свою актуальность. Постоянное изменение в налоговом законодательстве требует непрерывного научного исследования .

Ученые рассматривают налоговый контроль с 3-ех точек зрения, например, как: специфическую деятельность представительных государственных органов по соблюдению налогового законодательства; совокупность мероприятий, способов проверки соблюдения налогового законодательства; систему организационно-методических и технических точек зрения.

Сравнительный анализ понятий «налоговый контроль» представлен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ понятий «налоговый контроль»

Автор Определение
Подунай О. А. Налоговый контроль рассматривает как функцию или звено государственного управления экономикой, как специфическую работу по выполнению налогового законодательства
Булатов С. Р. Налоговый контроль является специализированным (лишь относительно налогов и сборов) надведомственным (вне рамок ведомств) государственным контролем
Макаренко О. Подразумевает под налоговым контролем «работу должностных лиц налоговых органов в границах своей компетенции и формах, которые предусмотрены НК РФ, с целью проведения проверки точности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также установления и устранения налоговых правонарушений и причин, которые их порождают, выполнения законодательства о налогах и сборах».
НК РФ (ст. 82) Характеризует налоговый контроль как деятельность представительных органов по контролю за выполнением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, который установлен НК РФ
Нестеренко А. С. Полагает налоговый контроль как составную часть формируемого страной организационно-правового механизма управления, который представляет собой особый вид деятельности специально представительных органов, в ходе которой гарантируются установленное нормами налогового права выполнение должностных обязанностей лиц в области налогообложения, анализ и выявление основ для проведения принудительного налогового изъятия в бюджетную систему, а также определение оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений
Кочкаров А. А. Налоговый контроль — это установленная законодательством совокупность мер и инструментов руководства компетентных органов, которые обеспечивают выполнение налогового законодательства и точность определения, полноту и уместность внесения налогов в бюджет или внебюджетные фонды
Чеканова В. И. Характеризуют налоговый контроль как обеспечение полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами налогов и иных обязательных платежей

Изучение основных понятий и сущности налогового контроля позволило определить, что под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ .

Налоговыми органами используется несколько форм налогового контроля, среди которых основополагающими являются налоговые проверки, которые подразделяются на выездные и камеральные. Разница и сходство выездных и камеральных проверок представлена в таблице 2.

Таблица 2

Разница и сходство выездных и камеральных проверок

Выездные проверки Камеральные проверки
Сходство
Проводятся одним и тем же государственным ведомством
Изучаются документы
Разница
Осуществляется на территории проверяемого предприятия Осуществляются по месту работы государственных инспекторов
Исследуется значительный перечень документов, а также содержание разных хозяйственных операций Исследуются только отчетные документы

Камеральная проверка не так безобидна, как кажется на первый взгляд. С ее помощью налоговый орган может делать определенные выводы о налогоплательщике, которые могут стать основанием для более серьезной проверки – выездной.

В ходе налогового контроля необходимо проверять вопросы обоснованной налоговой выгоды при изменении моделей бизнеса юридических лиц, в связи с чем важно учитывать доказательную базу экономической обоснованности произведенных расходов для целей налогообложения .

Внедрение современных информационных компьютерных технологий, способствующих реализации реформы цифровой экономики, в деятельность государственных органов позволяет: ускорить и оптимизировать процесс принятия управленческих решений; упростить процедуры подачи и получения необходимой информации и документов гражданами и организациями; оптимизировать деятельность государственных органов, снизить численность работников и сократить бюджетные расходы на государственный аппарат.

На основе изложенного можно сделать вывод о том, что налоговые проверки в системе налогового контроля, представляют собой комплекс процессуальных действий налоговых органов по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов с соблюдением налогового законодательства. Таким образом, налоговые проверки призваны способствовать формированию налоговых доходов государства, а также соблюдению законодательства о налогах и сборах. В процессе развития общества необходим постоянный процесс совершенствования организации налоговых проверок.

Библиографический список

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть первая): // Собрание законодательства РФ 03.08.1998 г.
2. Богданкевич Е.В. Налоговый контроль в сегодняшних условиях развития налоговой системы // Финансы и кредит. — 2017. — № 4. — С. 32-39.
3. Булатов С.Р. Предоставление пояснений в рамках камеральной проверки бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2018. — № 12. — С. 41-49.
4. Выжитович А.М., Булгакова И.А., Гаврилюк Е.А. Экономическая обоснованность расходов предприятий на аутсорсинг для целей налогообложения // Развитие территорий. СИУ — филиал РАНХиГС. — 2015. — № 3. — С.12-17.
5. Кочкаров А.А. Камеральная налоговая проверка — форма предупреждения налоговых правонарушений // Экономика. Налоги. Право. — 2017. — № 5. — С. 115-123.

6. Кривцова М.К. Характеристика камеральных налоговых проверок в РФ // Проблемы экономики и менеджмента. — 2016. — № 2. — С. 105-107.
7. Лермонтов Ю.М. Камеральная проверка как форма налогового контроля // Все для бухгалтера. — 2017. — № 9. — С. 74-79.
8. Майорова И.М. Камеральные налоговые проверки как объект статистического исследования // Дайджест-финансы. — 2017. — № 5. — С. 84-92.
9. Макаренко О. Налогообложение: учебник. — М.: Магистр, 2018. – С. 102-103.
10. Нестеренко А.С. Современный механизм налогового контроля в России // Вестник СГСЭУ. — 2017. — № 1. — С. 87-93.
11. Подунай О.А. Камеральные проверки налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей РК в соответствии с налоговым законодательством РФ // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 11. — С. 44-51.
12. Чеканова В.И. Совершенствование налоговых камеральных проверок // Инновационная наука. — 2016. — № 6. — С. 281-283.

Формы и методы налогового контроля

Учет налогоплательщиков, контроль за правильностью исчисления налогов и сборов — основные функции ФНС, которые позволяют своевременно и в полной мере пополнять бюджет страны или отдельного муниципалитета.

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. В рамках камеральной проверки мероприятия налогового контроля проверяющие используют не так широко, как при выездной.При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

О подаче пояснений читайте в этой статье.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг — еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

  • формальную и арифметическую проверку;
  • юридическую оценку;
  • экономический анализ

включает следующие приемы:

  • учет налогоплательщиков;
  • показания свидетелей;
  • проведение инвентаризации;
  • привлечение экспертов

Виды налогового контроля

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

  • текущий;
  • предварительный;
  • последующий
  • сплошной;
  • выборочный
  • выездной;
  • камеральный
  • первичный;
  • повторный

Минфин планирует ввести оперативный контроль за правильностью фиксации расчетов, включая полноту учета выручки, с 2021 года. При этом закон «О ККМ» №54-ФЗ будет отменен, а нормы административного наказания из КоАП «переедут» в НК РФ. Подробнее о планируемых нововведениях читайте в Обзоре от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к справочно-правовой системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

  • «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)»;
  • «Особенности проведения встречной налоговой проверки».

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

О нюансах налоговой проверки по НДС читайте в статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2020 году».

Итоги

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

ГЛАВА 10

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Новая редакция главы 10 НК кардинальных изменений не претерпела, в нее внесены корректировки с учетом изменений, внесенных Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Статья 71.Налоговый контроль и формы его осуществления

В данной статье определены две формы налогового контроля: учет плательщиков (иных обязанных лиц) и проведение проверок, которые осуществляются с применением методов и способов, установленных МНС.

Статья 72.Проверка

В статье дополнены основания для назначения и проведения проверок по заявлению плательщика, при реорганизации плательщика, для подтверждения обоснованности возврата проверяемому субъекту разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Налоговые органы проводят проверки при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев подряд.

Установлено, что при ликвидации организации или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, у которых отсутствует движение денежных средств по счетам, открытым в банках, электронным кошелькам и (или) отсутствуют указанные счета, электронные кошельки в течение 36 месяцев подряд, проверки не проводятся.

Статья 73.Камеральная проверка

Данной статьей закладываются новые подходы к проведению камеральной проверки. Они обусловлены спецификой ее проведения, начинающейся с момента представления налоговых деклараций (расчетов) до сопоставления сведений из них с информацией, получаемой налоговым органом посредством различных информационных источников, в том числе внедренной системы учета электронных счетов-фактур.

Предусматривается введение поэтапного проведения камеральной проверки, которая будет включать:

  • предварительный этап ее проведения (осуществляется автоматическая предварительная проверка налоговых деклараций (расчетов) с использованием программных и технических средств и направлением плательщику информационного сообщения, содержащего перечень ошибок в направленной в налоговый орган налоговой декларации (расчете));
  • последующий этап ее проведения (осуществляется сопоставление сведений из налоговых деклараций (расчетов) с информацией, имеющейся в налоговом органе). При установлении отклонений плательщику направляется уведомление с предложением добровольно исполнить налоговые обязательства.

Поэтапное проведение камеральной проверки повысит эффективность процесса контроля без вмешательства в текущую деятельность плательщика, в том числе за счет упразднения процедуры направления уведомлений на стадии предварительного контроля.

При проведении последующего этапа камеральной проверки вводится возможность истребования налоговым органом документов, необходимых для подтверждения конкретных хозяйственных операций. Право истребования документов может быть использовано только в том случае, если плательщиком после получения уведомления в рамках имеющихся у налогового органа сведений, свидетельствующих о нарушении налогового и (или) иного законодательства, контроль за которым возложен на налоговые органы, не представлены дополнительные документы, информация и (или) пояснения либо не внесены соответствующие исправления, либо не представлена налоговая декларация (расчет).

Устанавливается срок, в течение которого налоговым органом должен быть составлен акт камеральной проверки, — три месяца со дня, следующего за днем истечения 10 рабочих дней, в течение которых плательщик должен был представить дополнительные документы, информацию и (или) пояснения, налоговую декларацию (расчет) либо внести соответствующие исправления в налоговую декларацию (расчет) и (или) документы.

Статья 74.Выездная проверка

Изменен период, за который налоговым органом проводится проверка соблюдения проверяемым субъектом налогового законодательства. С учетом внесенных изменений проверка проводится за период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, и за истекший период текущего календарного года.Вместе с тем в случае представления плательщиком налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль с изменениями и (или) дополнениями, согласно которой увеличивается (возникает) сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) по налогу на прибыль, или налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость с изменениями и (или) дополнениями, согласно которой увеличиваются налоговые вычеты по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость, за период, превышающий указанный пятилетний период, проверка проводится за период, за который представлена налоговая декларация (расчет) с изменениями и (или) дополнениями.

Указанный период не ограничивается в случае проведения дополнительной проверки, а также проверки по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам.

Для исключения правовой неопределенности при применении положений, предусматривающих пресекательный срок проверяемого периода по вопросам соблюдения налогового законодательства, установлено, что взыскание налогов, сборов (пошлин) не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение пяти лет со дня истечения срока уплаты, за исключением случаев, когда:

проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает пять лет;

плательщиком представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями.

Статья 76.Наблюдение хронометражным методом при проведении выездной проверки

В ходе наблюдения хронометражным методом в объектах, в которых оказываются бытовые услуги населению, медицинские услуги или осуществляется прием заказов на оказание этих услуг при проведении выездной проверки, изменен порядок применения индекса потребительских цен. Если ранее для расчета среднедневной выручки применялся индекс потребительских цен, устанавливаемый Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, действующий на дату начала проверки, то сейчас будет применяться индекс потребительских цен за месяц, предшествующий месяцу начала проверки. Данные изменения обусловлены практикой поступления сведений от Национального статистического комитета Республики Беларусь.

Опубликовано в журнале «Налоги Беларуси» №1 за 2019 год.

Сущность и формы налогового контроля

Налоговый контроль – вид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Можно выделить четыре формы налогового контроля:

  • государственный налоговый учет;
  • мониторинг и оперативный налоговый контроль;
  • камеральный и выездной налоговый контроль;
  • административно-налоговый контроль.

Основная нагрузка по проведению каждой из указанных форм налогового контроля в России приходится на налоговые органы.

Государственный налоговый учет как форма налогового контроля направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных, значимых для целей налогообложения элементов (например, учет объектов налогообложения).

Основной задачей мониторинга и оперативного налогового контроля является получение объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе контроль налоговых поступлений.

Задачей камерального и выездного налогового контроля является контроль исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок.

Задачей административно-налогового контроля является контроль за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования. Например, контроль исполнения своих обязанностей сборщиками налогов.

Государственный налоговый учет

Основными методами государственного налогового учета являются: постановка на учет; внесение изменений в учетные данные; снятие с учета.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК.

Таким образом, государственный налоговый учет в России осуществляется путем:

  • учета лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства;
  • учет объектов налогообложения.

Ведение учета возлагается на налоговые органы.

Законодатель предусмотрел учет только налогоплательщиков, но не плательщиков сборов.

Отличительными особенностями учета налогоплательщиков как формы налогового контроля являются постоянность, непрерывность, всеобщность, императивность процедурного обеспечения. Учет налогоплательщиков относят к числу пассивных форм налогового контроля.

Результатом учета налогоплательщиков является получение следующих категорий информации, которые в дальнейшем могут быть использованы при проведении иных форм налогового контроля:

  1. количество и виды налогоплательщиков на определенной территории;
  2. точное место их нахождения, в том числе фактический и юридический адреса;
  3. иная финансово-учетная информация, например номер расчетного счета в банке;
  4. виды осуществляемой ими деятельности и территориальные пределы ее осуществления;
  5. размер имущественных активов, находящихся у налогоплательщика;
  6. характер связей с другими налоговыми субъектами, например наличие филиалов и представительств;
  7. иная значимая для решения задач налогового контроля информация.

Для налогоплательщика необходимость встать на учет в налоговом органе, как правило, возникает с момента возникновения у него обязанности впервые уплачивать налоговые платежи. Однако обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей по постановке на учет в налоговом органе возникает независимо от наличия обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей по уплате налогов или сборов.

НК предполагает возможность проведения учета налогоплательщиков в инициативном или заявительном порядке.

Инициативная процедура постановки на учет означает, что налоговый орган на основе данных и сведений о налогоплательщике самостоятельно принимает меры к постановке налогоплательщиков на учет в налоговых органах. Инициативная постановка на учет может быть произведена до подачи заявления налогоплательщиком. Ранее данная процедура учета была предусмотрена НК только для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а для остальных категорий налогоплательщиков имела рекомендательный характер, в настоящее время производится в отношении большинства категорий налогоплательщиков.

Заявительная процедура постановки на учет предусматривает постановку налогоплательщика на учет только после направления им в адрес налогового органа письменного заявления с просьбой поставить его на учет. Ранее такая процедура была предусмотрена НК для всех категорий налогоплательщиков за исключением физических лиц, в настоящее время – только при постановке на учет организацией своего обособленного подразделения.

Мониторинг и оперативный налоговый контроль

Мониторинг и оперативный налоговый контроль преследуют цель получения информации о текущей хозяйственной деятельности налогоплательщика. Посредством мониторинга и оперативного контроля возможно и обеспечение контроля налоговых поступлений.

На сегодняшний день возможности мониторинга и оперативного налогового контроля текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков российскими налоговыми органами практически не используется. Деятельность в сфере мониторинга и оперативного налогового контроля в России практически ограничивается контролем налоговых поступлений, осуществляемым налоговыми органами во взаимодействии с органами казначейства.

Контроль текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков и их налоговых поступлений может производиться в пассивной или активной форме. Пассивный контроль имеет форму наблюдения (мониторинга) за действиями налогоплательщика. Соответственно в случае перехода к активной фазе такая деятельность получит название «оперативный налоговый контроль».

В своей пассивной фазе (фазе налогового мониторинга) методами реализации этой формы налогового контроля, например, могут быть:

  • хронометражное обследование;
  • создание налоговых постов.

Хронометражные обследования проводятся налоговыми органами с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода.

На сегодняшней день методы и возможности налогового мониторинга применяются налоговыми органами России в весьма небольшом объеме. Методические приемы хронометражных обследований используются, как правило, только в рамках камерального и выездного налогового контроля. Налоговые посты использовались в целях обеспечения контроля за поступлением акцизов лишь на протяжении двух лет с 2005 по 2007 г.

Налоговый мониторинг налоговых поступлений, как правило, сводится к учету налоговых поступлений в бюджет.

При переходе к активной фазе контроля хозяйственной деятельности (оперативному налоговому контролю) состав методов изменяется, и в его состав могут войти:

  • контрольная закупка;
  • рейдовая проверка;
  • инвентаризация.

Из перечисленных методов российские налоговые органы вправе использовать в рамках налогового контроля только метод проведения инвентаризации. При этом, как и в случае с хронометражным обследованием, инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества, как правило, проводится в рамках выездного налогового контроля. Проведение контрольных закупок и рейдовых проверок в рамках налогового контроля в России не допускается, однако налоговые органы вправе использовать эти методы в своей повседневной профессиональной деятельности. Выявленные при применении таких методов контроля факты нарушений (в том числе и налогового законодательства) признается поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Оперативный налоговый контроль налоговых поступлений предполагает контроль и анализ погашения налоговых обязательств. Одним из методов такого оперативного налогового контроля является проведение налоговых обследований.

Налоговые обследования могут проводиться в целях:

  • сбора сведений о доходах и других объектах налогообложения;
  • изучения причин образования задолженности по налоговым обязательствам;
  • анализа выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками, использующими налоговые льготы.

Камеральный и выездной налоговый контроль

Одной из особенностей процедуры проведения камерального и выездного налогового контроля в Российской Федерации является объединение законодателем в рамках указанного процесса решения задач как контрольно-проверочного, так и аналитического характера, относимых к сфере налогового расследования. Проведение камерального и выездного налогового контроля позволяет органам налоговой администрации не только проконтролировать соблюдение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами их обязанностей по исчислению и уплате налоговых платежей, но и в случае выявления фактов нарушения выяснить причины таких отклонений.

Заметим, что в рамках проведения камерального и выездного налогового контроля при решении задач контрольно-проверочного характера и задач, касающихся налогового расследования, налоговые органы пользуются одним и тем же набором процедур, поэтому разграничить указанные виды деятельности на практике зачастую достаточно сложно.

Эта граница проявляется в момент выявления факта отклонения действий проверяемого лица от норм законодательства. До момента выявления этого факта проведение налогового контроля имеет четко выраженный контрольно-проверочный характер. Заметим, что если факт отклонения так и не будет выявлен, то налоговый контроль не выйдет за пределы контрольно-проверочной сферы.

С момента выявления отклонения действий проверяемого от норм законодательства в ходе налогового контроля проверяющими предпринимается попытка выяснения причин и характера этих отклонений, а в случае установления противоправного содержания таких действий – попытка их квалификации. Все указанные действия необходимо расценивать как проведение налогового расследования в режиме налогового законодательства.

Следует обратить внимание, что налоговый контроль «переключается» в режим налогового расследования только в отношении конкретного перечня выявленных отклонений, проверка всех остальных фактов хозяйственной деятельности проверяемого, в которых нарушений не было выявлено, происходит по-прежнему в контрольно-проверочном режиме.

Камеральный налоговый контроль в России осуществляется посредством проведения камеральных налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Проведение камеральной налоговой проверки позволяет представителям налоговой администрации:

  • выявить арифметические ошибки в поступившей от проверяемого отчетности;
  • осуществить сверку данных в документах, поступивших из различных источников.

Функции камеральной налоговой проверки. В современной системе налогового администрирования камеральная проверка выполняет две функции:

  • контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций;
  • отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Проведение проверки не требует какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

За исключением особых случаев, проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и необходимых документов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе не ограничиваться имеющимися у него данными о деятельности налогоплательщика и получить дополнительную информацию с использованием предусмотренных методов налогового контроля, в частности путем:

  • получения объяснений налогоплательщика;
  • истребования дополнительных документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, правомерность применения налоговых вычетов и льгот;
  • опроса свидетелей;
  • назначения экспертизы, проводимой на основании имеющихся у налогового органа документов.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки или противоречия в проверяемых документах и иных сведениях, имеющихся в распоряжении налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести необходимые исправления. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов (либо при их отсутствии) налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Выездной налоговый контроль в России осуществляется посредством проведения выездных налоговых проверок. Особой разновидностью выездных налоговых проверок являются повторные выездные налоговые проверки. Идентичные по своей сути выездным налоговым проверкам, повторные выездные налоговые проверки имеют некоторые отличия, связанные с процедурой их назначения и проведения.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

  • осуществивший постановку подлежащей проверке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика;
  • по месту нахождения организации;
  • по месту жительства физического лица.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика:

  • более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за исключением особых случаев, предусмотренных НК);
  • две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

    Указанные ограничения не распространяются на:

  • выездные налоговые проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
  • повторные выездные налоговые проверки.

Повторные выездные налоговые проверки могут проводиться:

  1. вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  2. налоговым органом, ранее проводившим проверку– в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Срок проведения любой выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Общий перечень налогово-проверочных действий, возможных при проведении выездной налоговой проверки, включает:

  • инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • осмотр (обследование) помещений и территорий;
  • истребование документов;
  • выемку документов;
  • проведение опроса;
  • проведение экспертизы;
  • осуществление перевода.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  1. истребования документов (информации);
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  3. проведения экспертиз;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

По итогам любой выездной налоговой проверки в срок не позднее двух месяцев с момента оформления справки о ее проведении должен быть составлен акт налоговой проверки. В содержании акта налоговой проверки в том числе должны быть указаны:

  • даты начала и окончания налоговой проверки;
  • период, за который проведена проверка;
  • наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
  • перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
  • документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Административно-налоговый контроль

Указанная форма налогового контроля предполагает контроль за уполномоченными органами по вопросам правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет.

С точки зрения российского налогового законодательства, применение подобной формы налогового контроля теоретически допустимо и может применяться в первую очередь к лицам, имеющим статус сборщика налога. Однако по своему содержанию контроль указанных лиц мало чем отличается от камерального и выездного налогового контроля налоговообязанных лиц, о котором речь шла выше.

НК ограничивает случаи проведения выездных проверок

Случаи проведения налоговыми органами выездных проверок определены НК и Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510). При этом перечень случаев, приведенный в НК, является ограничительным (см. таблицу).

Необходимо отметить, что проведению любой выездной проверки предшествует серьезная аналитическая работа налогового органа, на учете в котором состоит проверяемый плательщик, по результатам которой составляется план проверки и определяется методика ее проведения, зависящая от деятельности плательщика, его организационной структуры (наличие филиалов, взаимозависимых лиц и т.д.).

Так, например, в ходе выездной проверки может применяться наблюдение хронометражным методом, цель которого – установление фактической выручки (дохода) плательщика за период, в течение которого проводится наблюдение |*|.

* Информация о порядке применения хронометражного метода контроля доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Справочно: хронометражный метод налоговые органы стали использовать с 2014 г.

В настоящее время данный метод применяется только в отношении плательщиков, оказывающих услуги общественного питания, медицинские услуги, осуществляющих бытовое обслуживание населения. Эти категории выбраны законодателем не случайно. Объективная реальность такова, что именно в этих сегментах сферы обслуживания наиболее высокая степень вероятности совершения правонарушений, так или иначе направленных на сокрытие выручки.

Важно! Наблюдение хронометражным методом не осуществляется при проведении внеплановой тематической оперативной проверки, а также в отношении плательщиков, со дня государственной регистрации которых не прошло 2 года (за исключением организаций, созданных в порядке реорганизации).

Минимальная продолжительность наблюдения в каждом из обслуживающих объектов составляет 10 последовательных дней его функционирования, но может быть и дольше. При этом наблюдение должно осуществляться на протяжении всего времени функционирования такого объекта в течение дня.

По завершении наблюдения на основании данных хронометражно-наблюдательной карты рассчитывается среднедневная выручка (доход) плательщика за период наблюдения (далее – расчетная среднедневная выручка (доход)).

От редакции:

Форма хронометражно-наблюдательной карты утверждена постановлением МНС Республики Беларусь от 31.12.2010 № 95 (приложение 9 к постановлению).

По завершении наблюдения хронометражно-наблюдательная карта подписывается проверяющим (руководителем проверки) и плательщиком или его представителем. Плательщик или его представитель вправе получить копию хронометражно-наблюдательной карты.

К хронометражно-наблюдательной карте могут прилагаться копии документов, полученных в ходе наблюдения.

Хронометражно-наблюдательная карта является неотъемлемой частью акта (справки) проверки. Результаты наблюдения включаются в акт (справку) проверки.

Расчетная среднедневная выручка (доход) сравнивается со среднедневной выручкой (доходом), определенной (определенным) исходя из сведений, указанных плательщиком в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль, налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость, налоговой декларации (расчете) по единому налогу на вмененный доход, налоговой декларации (расчете) по налогу при упрощенной системе налогообложения, налоговой декларации (расчете) по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налоговой декларации (расчете) по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально), представленных за отчетный период, предшествующий началу проверки.

В случае превышения суммы расчетной среднедневной выручки (дохода) над суммой среднедневной выручки (дохода), определенной в соответствии с частями второй и третьей п. 5 ст. 783 НК исходя из сведений, указанных плательщиком в соответствующей налоговой декларации (расчете), на 30 % и более налоговый орган производит:

– корректировку выручки (дохода) в целях исчисления НДС, налога на прибыль, единого налога на вмененный доход, налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, подоходного налога с физических лиц;

– пересчет налогов, сборов (пошлин) за соответствующий отчетный период, среднедневная выручка (доход) которого подлежала сравнению.

Важно! Если хронометражный метод применялся как самостоятельная проверка и в ее результате налоговый орган выявил отклонения выручки плательщика, то в отношении последнего будут продолжены мероприятия налогового контроля. Это прежде всего камеральный контроль размера выручки, мониторинг деятельности объекта и т.д.

Камеральные проверки не регулируются Указом № 510

Такие проверки проводятся в соответствии с нормами НК и заключаются в изучении налоговых деклараций (расчетов), деклараций о доходах и имуществе и (или) иных документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством. Камеральная проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение по месту нахождения налогового органа.

В результате камеральной проверки также контролируется:

– своевременность и полнота представления налоговых деклараций (расчетов) и других документов, обязанность представления которых установлена законодательством;

– соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации (расчете), величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации (расчете), которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и иным платежам в отчетном периоде;

– правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, иных платежей, подлежащих уплате в бюджет согласно представленным налоговым декларациям (расчетам);

– соответствие данных, содержащихся в представленной налоговой декларации (расчете) и прилагаемых к ней документах, иным имеющимся в налоговом органе документам и сведениям о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);

– обоснованность применения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых ставок и налоговых льгот;

– своевременность и полнота уплаты (удержания и перечисления) в бюджет налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, возложен на налоговые органы, и пеней;

– соблюдение физическими лицами сроков представления деклараций о доходах и имуществе, полнота и достоверность отраженных в них сведений.

Как видно, контрольные мероприятия, осуществляемые налоговыми органами только на стадии камерального контроля, позволяют выявить отклонения либо признаки противоправных деяний плательщиков для принятия соответствующих мер.

Пример. Последствия камеральной проверки

Организация представила в налоговый орган в установленные сроки декларацию (расчет) по налогу на прибыль, согласно которой у плательщика нет налогооблагаемой прибыли.

В то же время налоговый орган располагает сведениями о занижении выручки и наличии налогооблагаемой прибыли.

Первое, что сделает налоговый орган, – истребует объяснения у должностных лиц такого плательщика и потребует уточнить свои налоговые обязательства.

В случае отсутствия объяснений должностных лиц по выявленному факту налоговый орган базового уровня направит информацию в отношении такого плательщика в МНС для включения в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

Важно! Включение плательщика (иного обязанного лица) в указанный реестр является основанием для принятия руководителем налогового органа решения о приостановлении операций по счетам в банке такого плательщика (п. 21 ст. 53 НК).

Тематическая оперативная проверка: наиболее распространенный метод – контрольная закупка

Цель проведения тематической оперативной проверки такая же, как и при хронометражном методе – установление фактов сокрытия выручки (дохода), являющейся объектом налогообложения.

Наиболее эффективные способы, применяемые в ходе проведения данной проверки, – это:

– контрольная закупка товарно-материальных ценностей;

– контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг.

Контрольная закупка может проводиться как за белорусские рубли, так и за иностранную валюту.

Справочно: полномочия налоговых органов на применение указанных методов установлены подп. 1.13 п. 1 части первой ст. 81 НК, а порядок их проведения – Положением о порядке проведения контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 № 554 (далее – Положение) |*|.

* Порядок использования чек-листов проверяющих органов для внутреннего аудита и самопроверки доступен для подписчиков электронного «ГБ»

Такие способы контроля выражены в искусственном создании должностными лицами налоговых органов ситуации по приобретению товарно-материальных ценностей, оформлению заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации.

Поэтому денежные средства (в т.ч. в иностранной валюте), принятые в оплату товарно-материальных ценностей, заказа на выполнение работ, оказание услуг, подлежат возврату должностным лицам налогового органа, проводившим контрольную закупку, а товарно-материальные ценности – возврату организации (кроме случаев их изъятия).

По результатам проверки оформляется справка или акт контрольной закупки (если в ходе такой закупки будут установлены нарушения). Последний:

– составляется в 2 экземплярах по форме, указанной в приложении к Положению;

– подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими контрольную закупку, и проверенной организацией.

Нередко на практике возникают ситуации, когда:

1) организация отказалась от подписания акта контрольной закупки.

В таких случаях проверяющие должны в акте произвести запись «Фамилия, имя, отчество представителя организации, ознакомлен с содержанием акта, от подписи отказался» и заверить ее своими подписями.

Организация вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания акта контрольной закупки;

2) организация отказалась получить 2-й экземпляр акта контрольной закупки.

В случае отказа организации получить 2-й экземпляр акта контрольной закупки проверяющие должны:

– произвести в нем запись «Фамилия, имя, отчество представителя организации, получить второй экземпляр акта отказался» и заверить ее своими подписями;

– направить этот второй экземпляр акта в 3-дневный срок заказным письмом с уведомлением о вручении организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *