Особенности налоговой политики РФ

Что такое налоговая политика?

Понятие налоговой политики

Налоговая политика — это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.

При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как «субъекты налоговой политики», а также ее «цели», «методы» и «формы».

Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленным налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков. Состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства (унитарным, федеративным) и соответственно дифференциацией уровней правления. В РФ такими субъектами являются уровни правления: федеральный, региональный и местный.

Масштаб влияния их на государственную налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма. Как правило, субъекты налоговой политики имеют полномочия по установлению особенностей исчисления налоговой базы, налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней налогов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодательством.

Соотношение значимости налогов, входящих в перечни федеральных, региональных и местных налогов, в первую очередь фискальной значимости их налоговых баз, и определяет масштаб влияния каждого субъекта на государственную налоговую политику в целом. Доминирующее влияние оказывает Федерация, которая, кроме того, имеет полномочия и по установлению самих перечней налогов. Значительно меньшее воздействие оказывают законодательные органы субъектов РФ, еще меньшее — представительные органы местного самоуправления. На федеральном уровне активными субъектами налоговой политики являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Выбор конкретных форм и методов определяется теми целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Среди них выделяют цели, представленные на рисунке.

Следует заметить, что фискальные цели всегда были превалирующими — основными. Другие цели, хотя и крайне значимы для государства, имеют все же второстепенный характер. Это объясняется тем, что фискальная функция считается основной в налогообложении, все остальные функции вторичны. Указанные второстепенные цели являются основными в соответствующей политике государства — социальной, экономической, экологической, внешней, для которых налоговая политика только один из методов их реализации, причем косвенных.

Объективность дифференциации целей на основную и второстепенные нередко приводит к проявлению двойственного характера налоговой политики, когда приоритетная реализация каких- либо целей происходит в ущерб другим. Причем основные (фискальные) цели не всегда бывают приоритетными. Так, например, приоритетная реализация экономических целей налоговой политики за счет значительного снижения налогового бремени на экономику приводит к ущемлению фискальных целей. Ликвидация прогрессивного налогообложения доходов населения способствует реализации экономических и фискальных целей в ущерб социальным.

Увеличение налоговых платежей экологической направленности позволяет реализовать экологические и фискальные цели, но при этом снижает ценовую конкурентоспособность продукции, т.е. ущемляет экономические и международные цели. Таких примеров противоречивости целей множество. Устранение двойственного характера, т.е. формирование непротиворечивой налоговой политики, — крайне сложная, подчас практически невыполнимая задача. Это тот долгосрочный ориентир, к которому должно стремиться государство, разрабатывая концепцию налоговой политики .

Концепция (доктрина) налоговой политики — это принципиальное решение относительно архитектуры построения или реформирования налоговой системы страны.

Стратегия налоговой политики направлена на реализацию перспективных целей и решение долгосрочных задач, связанных с построением или реформированием налоговой системы страны в русле выработанной концепции. Такая стратегия разрабатывается на длительную перспективу и, по сути, является воплощением концепции налоговой политики. Для повышения обоснованности и реализуемости эта стратегия должна быть согласована и увязана с соответствующей бюджетной, экономической, социальной, экологической и международной стратегиями страны. Стратегия налоговой политики в нашей стране определяется Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ.

Тактика налоговой политики направлена на реализацию текущих целей и решение краткосрочных задач, связанных с управлением налоговой системой, трансформацией отдельных ее элементов в русле выработанной стратегии. В связи с этим тактика налоговой политики должна быть органично увязана со стратегией и являться, по сути, механизмом реализации выбранной концепции и соответствующей стратегии. Тактика налоговой политики определяется Правительством РФ, в том числе профильными министерствами и федеральными агентствами, представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.

В зависимости от целей налоговой политики, признаваемых на данном этапе социально-экономического развития страны приоритетными, используют ту или иную форму этой политики. В мировой практике сложились три основные модели налоговой политики.

Особенности и направления совершенствования налоговой политики России на современном этапе

На сегодняшнем этапе налоговая политика выступает одним из наиболее важных звеньев экономической политики в целом, регулирующим экономические процессы в обществе.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Успешное функционирование налоговой политики может достигаться за счет соотношения ее функций и интересов государства и налогоплательщиков. Налоговая политика не может оставаться неизменной на протяжении длительного периода. Это обусловлено тем, что происходят изменения на уровне экономики страны и это приводит к соответствующим изменениям в налоговой политике. Для того, чтобы добиться эффективного функционирования налоговой политики, необходимо адаптировать ее к действующим условиям экономики.

Одной из первостепенных задач государства является решение проблемы стимулирования системы налогообложения на экономическую деятельность организаций, развития производства и экономического развития страны.

Правильно выбранная налоговая политика позволит справиться с поставленными целями и задачами государства. Для страны в целом эффективность системы налогообложения сводится первостепенно к увеличению доходов за счет налоговых поступлений, а также к развитию базы налогообложения. Для хозяйствующих субъектов эффективность заключается в следующем — получить максимально возможную прибыль и минимизировать налоговые платежи. Для граждан страны эффективность налогообложения сводится к получению социальных льгот и услуг при уплате обязательных налоговых платежей.

Характеристика налоговой системы РФ

Характерными чертами налоговой системы РФ являются:

1. Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия — ставка страховых взносов 30 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.

2. Неопределенность системы налогообложения, так как законодательная и нормативная база очень запутана и сложна. Сложность составляет методика расчета взимания налогов. Нередко возникают споры по поводу формулировок статей Налогового кодекса РФ, которые доходят до арбитражного суда. И чаще всего суд принимает сторону налогоплательщиков, что говорит о том, что не все работники налоговых органов в состоянии правильно применять нормы налогового законодательства. Ключевой проблемой экономики страны считается то, что хозяйствующие субъекты отказываются в полном объеме платить налоги. Это связано с тем, что у предприятий после уплаты всех налоговых платежей не остается достаточно средств для осуществления эффективной финансово-хозяйственной деятельности, поэтому многие предприятия стремятся всячески уклониться от уплаты всех налогов. Существующую проблему «теневой экономики» возможно решить в том случае, если добиться снижения налоговых ставок, преобразований в налоговой базе и перераспределения налогового бремени. С помощью этих мер можно вывести часть оборота из «тени». Чтобы уменьшить оборот «теневой экономики» необходимо ужесточить дисциплинарные меры по отношению к нарушителям, совершенствовать налоговый контроль, а также использовать налоговое администрирование.

3. Отсутствие принципа экономичности налоговой системы. Это сводится к сокращению расходов на налоговое администрирование, при этом сохраняя максимально возможный сбор налогов.

С 2019 года правительство РФ повысило ставку налога на добавленную стоимость с нынешних 18% до 20%. По словам первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова данное нововведение допустит увеличить доходы бюджета на 600 млрд рублей в год.

Для данного налога присуща фискальная функция. Следовательно, его происхождение сопряжено с увеличением «аппетита» государства в доходах в связи с ростом расходов. Данный налог обязуются платить юридические лица и предприниматели. Иначе говоря, владельцы всех магазинов, закупая продукцию по первоначальной цене, продают ее уже дороже – исходя с разницы первоначальный – конечной цены выходит плата НДС. Но можно сказать, что по сути его платим мы – потребители.

Благодаря данному налогу, государство расплачивается с населением: пособия малоимущим семьям и инвалидам, субсидии и льготы, вкладывает в медицину, образование, армию, способствует развитию культуры и спорта. Другими словами, денежные средства, поступившие в бюджет государства от налога НДС, идут на нужды населения.

В рамках повышения ставки НДС снизится величина потребления. Больше всего повышение налога затронет несырьевой сектор экономики: розничную торговлю, машиностроение, электроэнергетику, строительство. В особенности это остро отразится на малых и средних предпринимательствах, нежели на крупных. Рассмотрим каким образом это отразится на бизнесе.

Первый вариант: в первую же очередь, повысились бы цены на товары, работы и услуги, но тут не следует забывать о конкуренции. Если же рынок конкурентный, то предпринимателю необходимо оставить цены на той же позиции, что и раньше. В противном случае, покупатели пойдут туда, где цены остались прежними.

Второй вариант: предприниматели все же повысят цены, но при этом будут стремиться способствовать лояльности покупателей перед другими способами.

И, наконец, третий вариант: если конкуренция пониженная и компания ощущает себя свободно, то увеличение ставки НДС будет возлагаться через цены на потребителей. Нет уверенности в том, что повышение цен товаров на 3-4% сохранит прежний спрос на продукцию. На фоне снижения потребительского спроса рост экономики нашей страны станет едва заметным.

Правительство РФ одобрило предложенные Минфином России основные направления налоговой политики на 2019 г., а также на 2020 – 2021 гг. Документ был подготовлен в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Нормативным правовым актом он не является, однако на его основе разрабатываются изменения, которые вносятся в налоговое законодательство. Следовательно, именно на этот документ предприниматели могут ориентироваться при долгосрочном налоговом планировании.

Авторы Основных направлений составили следующий перечень планируемых мер налогового стимулирования:

– поддержка инвестиций и развития человеческого капитала;

– совершенствование механизмов налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях;

– совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;

– развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

Кроме того, в документе приведены меры, направленные на увеличение бюджета:

– налогообложение природных ресурсов;

– акцизное налогообложение;

– введение налога на недвижимость;

– сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений;

– совершенствование налога на прибыль организаций;

– совершенствование налогового администрирования;

– противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций;

– страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

В целях поддержки инвестиций и развития человеческого капитала авторы Основных направлений предлагают следующие меры. В первую очередь, предполагается освободить от налогообложения некоторые социально значимые выплаты физическим лицам (гранты, выплаты безработным гражданам, суммы оплаты медицинских услуг отдельными категориями работодателей и др.). Кроме того, планируется скорректировать порядок предоставления имущественного вычета по расходам на строительство и приобретение жилья. Предлагается учесть недавно принятые постановления Конституционного Суда РФ о получении имущественного вычета родителями, приобретающими за свой счет имущество в долевую собственность с несовершеннолетними детьми, и пришел к выводу о необходимости установить порядок предоставления такого вычета в части долей несовершеннолетних детей. По мнению финансового ведомства, следует предусмотреть правила получения вычета при оформлении родителями имущества в собственность несовершеннолетнего ребенка. Авторы Основных направлений указали, что процедура распределения вычета в случаях приобретения имущества в общую долевую либо совместную собственность также должна быть уточнена.

Планируется изменить порядок исчисления налога на прибыль организаций, а именно действующий механизм восстановления амортизационной премии. Авторы документа предлагают уточнить порядок восстановления указанной премии в доходах. Амортизационная премия применяется в случае реализации объектов, в отношении которых данные вложения осуществлены, ранее чем через пять лет с момента их ввода в эксплуатацию. По мнению Минфина (с которым согласилось Правительство), целесообразно установить следующее условие: при реализации основных средств лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику, суммы указанных капитальных расходов подлежат восстановлению. Данное предложение направлено на создание механизма, предотвращающего злоупотребление указанной льготой со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих амортизационную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже взаимозависимым лицам.

По замыслу авторов Основных направлений, стимулировать российские компании к инвестициям в модернизацию должно также обнуление налога на имущество с нового оборудования и техники.

С 2017 г. ускорились темпы роста акцизов на алкоголь и табак. Кроме прочих мер, предусматривающих увеличение бюджета, планируется подготовить предложения по совершенствованию механизма налогообложения добычи некоторых видов полезных ископаемых.

Планируется также организовать работу, направленную на сближение бухгалтерского и налогового учета (например, предлагается отказаться от правил определения, используемых при расчете налоговой базы показателей, отличных от правил бухгалтерского учета).

В целях развития взаимосогласительных процедур предусматриваются, в частности, введение для всех актов налоговых органов обязательных досудебных процедур, а также увеличение с 10 дней до одного месяца срока на подачу апелляционной жалобы в отношении не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности.

Особое внимание в Основных направлениях уделяется специальным налоговым режимам для малого предпринимательства.

Просмотров 1 015

ДРУЖИНИНА Анна Александровна

Главный бухгалтер

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 257-27-91 e-mail: druzhinina@usue.ru

Особенности налоговой политики России в условиях нестабильной социально-экономической ситуации

Рассматриваются проблемы налоговой политики в условиях нестабильной социально-экономической ситуации в России. Обосновывается положение о том, что налоговая политика должна быть средством регулирования и стимулирования накоплений, рационального использования национального богатства страны, гармонизации интересов экономики и общества, обеспечения социально-экономического прогресса общества. Проведен сравнительный анализ налоговой нагрузки на физических лиц по доходным группам населения в России, США и Великобритании. Утверждается, что превалирование экономических принципов в налоговой политике позволит развиваться всем хозяйствующим субъектам в равной мере.

JEL classification: H21

Ключевые слова: налоговая политика; налоговая нагрузка; бюджет; платежи; налог на прибыль; налог на доходы физических лиц.

Государство на всех этапах развития значительное внимание уделяет налоговой политике. И это закономерно, поскольку, с одной стороны, от налоговой политики зависит объем средств, поступающих в бюджет страны (что определяет возможности и устойчивость страны в финансовом плане), а с другой — экономические возможности хозяйствующих субъектов (к воспроизводству продуктов, развитию). Говоря иначе, налоговая политика государства должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков.

Б. Х. Алиев, М. М. Сулейманов, Р. А. Кадиева соглашаются с известным экономистом И. И. Янжулом в том, что «…финансовые потребности государства не должны вступать в противоречие с фактическими возможностями налогоплательщиков уплачивать налоги, не снижать их внутреннего уровня, не подрывать возможности расширенного воспроизводства» .

Логично было бы предположить, что в условиях резкого падения курса рубля, роста цен практически на все товары, снижения покупательской активности налоговая нагрузка для налогоплательщиков должна, по крайней мере, не увеличиваться. Однако Правительство РФ энергично обсуждает не меры поддержки налогоплательщиков, а возможности привлечения дополнительных средств в бюджет. Налоговая нагрузка о будет расти за счет налога на недвижимость, акцизов, налога на добычу полезных иско- ^ паемых, страховых взносов работодателей, имеющих рабочие места на тяжелых и вред- < ных производствах. §

Увеличение налоговой нагрузки способно не только замедлить экономический рост, | но в части отраслей привести к стагнации (страхование, строительство и т. д.). У пред- ¡у приятий просто не будет средств для существования и развития. Подобные действия ©

государства приведут к обратному эффекту — платежи в бюджет будут снижаться. Уже сейчас временно останавливают производство некоторые предприятия автопрома (Chevrolet Niva, Volkswagen, Ford и ПСМА Рус), предприятия, выпускающие безалкогольную продукцию (Coca-Cola закрывает завод в Нижнем Новгороде, «Пепсико» -завод в Раменском, «Балтика» — завод в Челябинске). Часть предприятий сокращают (оптимизируют) штат сотрудников (АвтоВАЗ), часть снижают заработную плату. Рост социальных страховых платежей привел к тому, что многие индивидуальные предприниматели закрыли свое дело (с конца 2012 до середины 2013 г. закрылись 650 тыс. индивидуальных предприятий) .

Негативно отразилось на налогоплательщиках увеличение ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Заемные средства для предприятий стали значительно дороже, что может привести к удорожанию выпускаемой продукции либо нерентабельности производства и, следовательно, сократит отчисления в бюджет.

При этом государство активно поддерживает определенные предприятия, в основном корпорации с государственным участием либо естественные монополии (авиакомпании, банки, РЖД, Роснефть, Газпром, Ростех, Сургутнефтегаз, Новатэк, Лукойл и т. д.). Поддержка таких предприятий может выражаться не только в выделении финансовых средств. Это могут быть различные льготы, временные отсрочки. К примеру, Федеральная служба по тарифам России в конце 2014 г. предлагала повысить с 2015 г. на 5,4% тарифы Ростелекома, в 2015 г. предлагает повысить с 2016 г. тарифы монополий. Стоимость электроэнергии может вырасти на 19,59%, услуги РЖД — на 15,8%, цена на газ — на 12,2%. Данная служба должна сдерживать рост тарифов, но никак не стимулировать его.

Создается впечатление, что налоговая политика государства направлена не на развитие экономики в целом, а на защиту интересов отдельных хозяйствующих субъектов.

Много вопросов вызывает законотворческая инициатива в части налоговой политики. Так, например, долгое время в России налог на прибыль организаций выполнял фискальную и регулирующую роль — до 50% прибыли можно было направлять на развитие собственного производства, и эта сумма освобождалась от налога (инвестиционная льгота). Изменения в части второй Налогового кодекса Российской Федерации, принятые в 2002 г., привели к снижению ставки налога на прибыль, но при этом исчезла инвестиционная льгота.

Роль налоговой политики как средства регулирования и стимулирования накоплений, рационального использования национального богатства страны, гармонизации интересов экономики и общества, обеспечения социально-экономического прогресса общества снижается. Фактически остается только фискальная функция.

Как считает М. А. Троянская, изменения главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации не смогли в полном объеме компенсировать отмену инвестиционной льготы . И с этим трудно не согласиться. Кроме того, с принятием Налогового кодекса Российской Федерации был осуществлен переход от дифференцированной к плоской шкале налога на прибыль организаций. Определенные виды деятельности (банковская, брокерская, биржевая, страховая, посредническая) до принятия Налогового кодекса Российской Федерации облагались более высокой ставкой налога на прибыль.

Одна из последних инициатив депутатов Государственной Думы Российской Федерации о введении дифференцированной ставки налога на доходы физических лиц представлена следующими цифрами:

• 13% при годовом доходе менее 5 млн р.;

• 18% при годовом доходе от 5 до 50 млн р.;

• 23% при годовом доходе от 50 до 500 млн р.;

• 28% при годовом доходе более 500 млн р.

По подсчетам, изменения затронут всего 0,2% населения страны, которое обладает 30% всех доходов.

Официальных данных о поступлении налога на доходы физических лиц по доходным группам населения в открытом доступе нет. Тем не менее, по данным интернет-ресурса http://www.webeconomy.ru, автором составлена следующая таблица.

Поступление НДФЛ по доходным группам населения

Категории налогоплательщиков НДФЛ Объем платежей НДФЛ в общей сумме поступлений, %

Россия США Великобритания

1% наименее обеспеченных налогоплательщиков 0,1 0,0 0,0

10% наименее обеспеченных налогоплательщиков 1,7 0,1 0,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50% наименее состоятельных налогоплательщиков 21,4 8,2 11,2

1% наиболее обеспеченных налогоплательщиков 5,1 34,0 26,5

Приведенные цифры показывают, что фактически налоговое бремя по налогу на доходы физических лиц в России смещено в сторону низкодоходных категорий населения.

Инициатива депутатов о введении дифференцированной ставки налога выглядит весьма привлекательным источником пополнения бюджета. Но, как отмечают эксперты (в частности, генеральный директор Информационного центра «КАДИС» А. Кузнецов), законопроект, скорее всего, не будет принят, поскольку дополнительная фискальная нагрузка может запустить обратный процесс — уход в «серые» схемы и, как результат, снижение налоговых поступлений .

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что налоговая политика в России не отвечает экономическим принципам (нет компромисса интересов государства и налогоплательщиков), а следовательно, не является инструментом развития экономики и используется правительством исключительно как инструмент изъятия и наполнения бюджета. Налогоплательщики в данном случае вынуждены уходить в «тень» не столько потому, что они «нечестные» и их это устраивает, а потому, что правительство не учитывает их интересы, использует исключительно как «средство» получения финансовых поступлений, при этом никак не стимулируя. Изменить ситуацию в ближайшее время не представляется возможным.

Основываясь на данных «Промежуточного доклада о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года»1, в части налоговой политики, можно сделать следующие выводы.

Почти половину доходов федеральный бюджет получает от топливно-энергетического комплекса, что является системным фактором нестабильности.

Ухудшение конъюнктуры может привести к росту налогов.

Эффективность налоговой системы снижается из-за увеличения числа льгот, предоставляемых без всестороннего прогнозирования последствий.

Для оптимизации налоговой политики необходимо:

• повысить «рентные» налоги, введя прогрессивное налогообложение всех сырьевых отраслей в соответствии с мировыми ценами на сырье;

• повысить ставки акцизов на алкоголь и табачную продукцию;

• усилить прогрессивность налогообложения доходов и имущества (НДФЛ) за счет развития системы вычетов, а также увеличить необлагаемый минимум (стандартный налоговый вычет);

1 иЯЬ: http://www.kommersant.ru/Docs/2011/2011d153-doklad.pdf.

• повысить значение таможенно-тарифного регулирования как гибкого инструмента торговой политики;

• радикально упростить налоговое и таможенное администрирование.

Кроме того, в процессе оптимизации следует учитывать основные вызовы для российской налоговой системы:

1) высокую зависимость бюджетных доходов от текущей конъюнктуры мировых рынков сырья и энергоносителей;

2) невозможность снижения уровня бюджетных расходов, угроза дальнейшего их роста в краткосрочной перспективе;

3) рост нагрузки социальных обязательств в связи с неблагоприятным демографическим трендом и несбалансированностью пенсионной системы;

4) ценовые сдвиги на внутреннем рынке энергоносителей;

5) неравномерное распределение налоговой базы и налоговых доходов по территориям;

6) несовершенство налогового администрирования, возможность использования его в коррупционных целях, а также как инструмента конкурентного и политического давления (необходимо провести ревизию налогового законодательства на предмет выявления в нем внутренних противоречий, пробелов и неясностей, конкретизировать нормы, допускающие неоднозначное толкование, во всех случаях, когда это возможно, без риска создания «лазеек» для уклонения от налогообложения).

Антикризисная налоговая политика правительства на современном этапе требует кардинального пересмотра.

При принятии решений в области налоговой политики важно руководствоваться, в первую очередь, экономическими, а не политическими принципами, уделяя основное внимание тому, как эти решения могут отразиться на экономике страны в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Правительство должно давать возможность развиваться всем хозяйствующим субъектам в равной мере, а не только госкорпорациям и монополиям.

Необходимо внесение изменений в законодательство о налогах и сборах, исходя из того, что налоги должны быть не только средством изъятия, но и стимулирующим фактором развития производства.

Целесообразно введение дифференцированной шкалы налога на доходы физических лиц, поскольку это не только увеличит поступления в бюджет, но и в какой-то степени выровняет налоговую нагрузку на различные слои населения.

Только рост благосостояния налогоплательщиков может обеспечить стабильное увеличение поступлений в бюджет. Чрезмерное увеличение налоговой нагрузки, если и повлечет за собой рост поступлений, то только на очень короткий срок с последующим значительным их снижением.

Источники

1. Алиев Б. Х., Сулейманов М. М., Кадиева Р. А. Налоговой потенциал региона: проблемы и перспективы роста // Финансы и кредит. 2011. № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Карпенко Е. Малый бизнес ждет в тени // Газета.ги. Режим доступа: http://www. gazeta.ru/business/2013/06/06/5370215.shtml.

4. Троянская М. А. Усиление стимулирующей функции налогообложения прибыли хозяйствующих субъектов // Вестник ОГУ 2012. № 13 (149).

Финансовая информация » Анализ регулирования налогообложения государства » Государственная политика в области налогообложения

Страница 1

Государственное управление налогообложением представляет собой совокупность методов, приемов и средств, посредством которых органы государственной власти направляют и координируют налоговые действия.

Государственное управление налогообложением включает:

1) систему органов управления (законодательные и административные налоговые органы);

2) совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и налоговую практику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Отличительной особенностью государственного управления в сфере налогообложения является участие в управлении не только специальных органов, но и вовлечение в процесс управления всех органов законодательной и исполнительной власти — Совета Федерации, Государственной Думы, Счетной палаты, органов Министерства финансов, а также Конституционного Суда РФ. Кроме того, в управление налоговыми процессами вовлечены негосударственные организации. Неотъемлемой частью процесса управления налогообложением является также деятельность правоохранительных органов, аудиторских, адвокатских и консультационных служб.

Система управления налогообложением в Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархической организации: республиканского, областного и районного уровней. Каждый уровень имеет свои функции и специфику.

Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МНС РФ) и его территориальных органов.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является органом управления системой налогообложения в России.

МНС РФ – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками. МНС РФ несет ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей, а также обеспечивает государственное регулирование, межотраслевую координацию и государственный контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой могут осуществляться государственными органами исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами. Вопросы об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов, а также ряд других вопросов могут решаться Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований.

Главными задачами государственного управления в области налоговой политики являются:

1) прогнозирование объемов налоговых поступлений на основе прогнозных расчетов роста

2) совершенствование и разработка новых концепций налогообложения и налоговой системы в целом;

3) разработка правовых основ налогообложения;

4) обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма;

5) составление налоговых обоснований для обеспечения протекционистской политики в области внешнеэкономической деятельности;

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Характеристика денежно-кредитной системы одного из регионов СЗФО
В условиях неблагоприятного развития событий на финансовых рынках региональные банки прошли испытание на прочность, на достаточность и адекватность финансовой и управленческой основы, заложенной кредитными организациями в предкризисный период. Региональные банки подошли к порогу финансового кризиса …

Преимущество и риски финансовой интеграции
Поразительно быстрая международная интеграция финансовых рынков в 1990-е гг. последовала после общей тенденции либерализации финансовых рынков в развитых странах в 1970-е и 1980-е гг. и сравнительно недавнего уменьшения контроля за капиталом и валютными операциями на развивающихся рынках. Интеграци …

Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства
Перспективным и малоизученным остается вопрос о правовом статусе государства как самостоятельного субъекта налогового права. Сама постановка проблемы достаточно нова и, как правило, в литературе мало обсуждается. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования …

Заключение диссертации по теме «Финансы, денежное обращение и кредит», Ростовцев, Вячеслав Вячеславович

Заключение

Существующие в России традиции в организации бюджетно-налогового процесса, при которых отсутствовали четкие критерии и процедуры отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики, привели к тому, что финансовые потоки (в том числе межбюджетное распределение налоговых доходов) и уровень налоговой нагрузки не соответствовал общепризнанным мировым приоритетам социально-экономического развития.

В последнее время произошли позитивные тенденции, в сфере бюджетно-налоговых отношений:

— перераспределение расходных полномочий от местных к региональным бюджетам;

— отказ от расщепления региональных и местных налогов;

— федеральным законодательством закрепляются на долговременной основе налоговые доходы за уровнями субъекта Федерации и местного бюджета;

— введение четырехуровневой, включающей в себя федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ, местные бюджеты, которые делятся на поселковые бюджеты, бюджеты муниципальных районов и городских округов;

— введение института временной администрации призванной для вывода региона из финансового кризиса и оздоровления его финансов;

— переход от планирования затрат к программно-целевым методам бюджетного планирования

— принятие и совершенствование среднесрочного бюджета на 2008-2010 годы.

Необходимо дальнейшее совершенствование системы государственного регулирования общественных финансов и, прежде всего, повышение эффективности их расходной составляющей, сбалансированной бюджетно-налоговой системы, обеспечивающей экономический рост и социальную направленность финансовой политики государства.

Сегодня требуется проводить не только неолибералистскую экономическую (в том числе активную промышленную и социальную) политику, но и сильную, высокоэффективную бюджетную и налоговую политику, как социально ориентированного государства. Основной задачей финансовой политики «социального государства» становится поиск путей перехода от примитивной политики суженного воспроизводства при жестких ограничениях денежного предложения, кредита, бюджетного финансирования (особенно в сфере образования, инновационной и инвестиционной деятельности) и налогового пресса к активной финансовой политике, ориентированной на экономический рост и социализацию.

В первой главе диссертационного исследования «Теоретико-методологические проблемы бюджетно-налоговой политики» раскрываются сущность, функции и их роль бюджета и налогов как особых экономических форм распределительных отношений, финансово-экономические основы устройства бюджетно-налоговой системы России, через представление роли государства и его бюджетно-налоговой политики в экономических отношениях, сущности бюджетной системы и налогового механизма формирования государственных доходов и расходов.

На первом этапе развития государства никаких налоговых форм практически не было. Существовали различные протоналоговые формы: дань, пожертвования, военные трофеи, использование труда рабов, дары, подарки главе государства, помощь государству, подать, домены регалии оброк, контрибуция, и т. д. Постепенно протоналоговые формы менялись, приближаясь к их современному содержанию, налог потерял свою сущность, основанную на рабовладельческом и феодальном праве и по форме, и по содержанию принимает экономическую форму, основанную на стоимостных отношениях. Таким образом, налог является продуктом вещных отношений, которые сложились с возникновением мануфактур, фабрик, капиталистических предприятий. Экономическая сущность налога определяется всей системой производственных отношений (производством, распределением, обменом и потреблением). Налог, таким образом, должен соответствовать, стимулировать, угадывая направление производственных отношений, но ни в коем случае не тормозить их развитие.

На основе анализируемых определений различных экономических школ и направлений делается вывод, что функции налога есть внешнее проявление его внутренней сущности как формы перераспределительных отношений между государством (фиском) и частными лицами. Мы считаем, что функции налога, как и изменение роли государства в воспроизводственном процессе определяются системой производственных отношений. Налоги приобретают те или иные функции благодаря развитию и изменению производственных отношений. В современной системе воспроизводственных отношений среди функций налоговой системы на первом месте должны находиться функции стимулирования и регулирования посредством налогов прямых и обратных связей товаропроизводителей и государства. На наш взгляд, все функции налогообложения должны быть увязаны между собой. Первичная собирательная функция последовательно перерастает в регулирующую и перераспределительную при единстве обслуживающих эти функции финансовых потоков. Регулирующая функция не может быть реализована без альтернативной стимулирующей функции и наоборот.

Однако, современная налоговая система все еще ориентирована не на народнохозяйственные интересы развития, а преследует, прежде всего, фискальные цели. Необходимо кардинальное реформирование созданной налоговой системы с целью превращения ее в движущий импульс социально-экономического развития.

По отношению к бюджету экономическая теория предъявляла ряд требо-ва-ний: бюджет должен быть публичным то есть должен быть составлен таким образом, чтобы каждый член общества мог понимать его язык и его цифры, за которыми всегда скрываются живые отношения. Бюджет как экономическая категория представляет собой систему экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня.

Бюджетная система представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного государства. Определение налоговой системы в качестве пусть и подчиненной, но составной части большой бюджетной системы, требует раскрытия налогового механизма формирования государственных доходов.

Во второй главе диссертационного исследования «Социально-экономическая направленность бюджетно-налоговой полиггики РФ» обосновывается, что основной особенностью бюджетной системы Российской Федерации на данный момент является низкая степень самостоятельности региональных и особенно местных органов власти в формировании своих бюджетных расходов. В такой ситуации, с одной стороны, невозможно обеспечить устойчивую сбалансированность территориальных бюджетов и, с другой стороны, определить сферу обязательств федерального бюджета как по отношению к населению (в части предоставления установленных федеральными законами социальных пособий и льгот, а также выплаты заработной платы), так и к бюджетам других уровней (в части предоставления средств на финансирование соответствующих обязательств).

Мы считаем, что необходимо обеспечивать не статистическую, а динамическую сбалансированность бюджетно-налоговой системы. Статическая сбалансированность предстает как своеобразное расписание которым в течение определенного времени руководствуются те или иные уровни бюджетной системы. Если это расписание в каких-либо отношениях нарушается, то образуются избытки на каком либо бюджетном уровне и недостатки на других. Необходимо обеспечить динамическую сбалансированность, предполагающую самонастройку и адаптацию сбалансированности бюджетно-налоговой системы. Но элементы системы (самонастраивающие и адаптирующие) — это люди и их организации. Их самонастройка — это потребность, интерес, мотив.

Таким образом, сбалансированность бюджетно-налоговой системы невозможно без повышения роли человеческого фактора, под участниками, агентами субъектами процесс динамической сбалансированности бюджетно-налоговой системы понимается организованный человеческий фактор, то есть сложное горизонтально-вертикальное взаимодействие и взаимозависимость: а) единого центра хозяйствования, б) экономических организаций, в том числе организаций и институтов гражданского общества, в) индивидов. Поэтому практически сбалансированность бюджетно-налоговой системы должна исходить из понятия налога как общественного (публичного) договора, налоговая система, помимо общероссийских налогов, должна включать специфические региональные налоги (прежде всего учитывающие природные ресурсы и производительные силы регионов), бюджетная и налоговая системы не могут и не должны представлять «перевернутую» пирамиду, так как экономическая, социальная и культурная жизнь проходит не только и не столько в центре, а в основном на местах.

Создание налоговой системы, обеспечивающей одновременно реализацию общественных функций государства и повышение деловой активности граждан, предприятий, муниципалитетов, регионов является основной задачей бюджетно-налоговой политики, направленной на сбалансированность между фискальной, стимулирующей и регулирующей функциями.

Необходимо смещение акцентов — от управления бюджетными ресурсами или затратами к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса в рамках четких среднесрочных перспектив. Необходимы конкретные шаги по повышению эффективности федеральных целевых программ, как одного из важнейших инструментов государственной бюджетной политики — количество их должно быть сокращено, а средств на их реализацию выделяться намного больше.

Граждане — и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг — должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека. Налогоплательщик — работодатель государства, налоги представляют собой отчисления граждан на содержание государства как особого общественного института. Поэтому для граждан эффективность налоговой системы — это, прежде всего, увеличение количества и повышение качества предоставляемых государством благ и услуг, безусловное выполнение конституционных прав и свобод. Эти права налогоплательщиков должны выполняться для всех граждан независимо от того, где они проживают. Налоги, как и любой экономически механизм, будут оправдывать себя до тех пор, пока учитывают последствия влияния на участников производственного процесса и достигнутый уровень социально-экономического развития общества, роль государства и налогоплательщика, а также обеспечивают совпадение их интересов.

Проведенные исследования позволили нам прийти к выводу, что приоритеты бюджетной и налоговой политики, так или иначе, сводятся к достижению основных показателей экономического роста, повышению уровня жизни, реальных доходов населения.

Определение путей повышения эффективности бюджетно-налоговой политики ее критериев и показателей в теории и на практике весьма противоречиво и, на наш взгляд, требует дальнейшего осмысления и проработки.

Такой подход требует научных исследований, содержание и методология которых определяются:

— согласованностью поведения налогоплательщиков и государства, их устремленностью к достижению согласия, равенства, компромисса;

— опираться на регулирующую и стимулирующие функции налога на мотивацию налогоплательщика и его поведение для успеха в труде и бизнесе;

— устойчивостью налогооблагаемых баз для соответствующих налогов;

— отказ от налогообложения фонда оплаты труда (по всем налогам, где он является налогооблагаемой базой), а в последствии и налогообложения других факторов производства;

— необходимостью налогоплательщиков быть в бизнесе предельно честными и соблюдать законность и этические нормы, платить налоги.

— обеспечения баланса между интересами пополнения бюджета и сохранения эффективности экономической деятельности;

— баланса между экономическими обязанностями государства и экономической самостоятельностью граждан и частного сектора экономики;

— обеспечение более разумного баланса прав налогоплательщиков и полномочий налоговых органов.

Требуется повышение прозрачности государственных расходов и качества услуг, их экономичности и эффективности — во-вторых. Важно определить правильный момент в осуществлении налоговых отношений — во взимании налога, а так же введения каких-то изменений в налогообложение, включая новые налоги и приемлемую для потребителей (налогоплательщиков) «цену налога» в данных экономических условиях.

Необходимо наладить взаимодействие субъектов хозяйствования и государства в процессе взимания налогов и последующего их использования для решения социальных проблем населения.

Создание справедливой налоговой системы государства — это многоэтапный процесс, основанный на четко сформулированных целях и приоритетах в рамках пользующейся поддержкой общества последовательной государственной налоговой политики. На современном уровне эффективная налоговая политика означает создание оптимальной национальной налоговой системы, которая, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

Бюджетно-налоговая политика государства должна трансформироваться из категории перераспределительной в реальную воспроизводственную категорию. На практике это означает необходимость разработки национально ориентированной программы преобразования бюджетной и налоговой систем, опирающихся на рыночные механизмы и способных инициировать экономический подъем. Ключевым элемента этой программы должна стать реализация финансовых ресурсов в сферы, способные повысить эффективность и производительность налогово-бюджетных ресурсов государства.

Главный стратегический курс, по нашему мнению, состоит в переходе от директив жесткого снижения налогово-бюджетных расходов к политике роста доходных и расходных полномочий и результативности использования ресурсов на внутренние цели социально-экономического развития. Современная высокоэффективная бюджетная и налоговая политика должна иметь социально-экономическую направленность, которая определяет социальную организацию рынка и определяется теорией государства как социального. Целями социально ориентированной бюджетно-налоговой политики государства должно стать обеспечение достойной — долгой, обеспеченной, комфортной, безопасной — жизни нынешним и будущим гражданам страны.

В третьей главе «Организация и формы государственного регулирования налогово-бюджетных отношений в РФ» обосновывается необходимость обеспечения сбалансированности бюджетно-налоговой системы и создании условий для долгосрочной макроэкономической устойчивости российской экономики, определяются социально-экономические детерминанты бюджетно-налоговой политики РФ в реализации социальной направленности государства.

Профицитная бюджетная политика — это проблема соблюдения (а дефицитная — игнорирования) требований фискальной и монетарной организации общественного производства, без эффективного набора экономических ограничений будет вести к непрерывному росту расходов и налогов и будет игнорироваться регулирующая экономическая составляющая бюджетной политики, раскрываются организация и формы государственного налогового регулирования бюджетных и межбюдетных отношений, необходимость обеспечения сбалансированности бюджетно-налоговой системы РФ.

Система налогового регулирования представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению текущего процесса маневрирования финансовыми ресурсами в рамках национальной налоговой системы. Государственное регулирование с использованием налоговых платежей во многом определяется созданной налоговой системой и предоставляемыми субъектом хозяйствования налоговыми льготами, стимулирующими предпринимательскую деятельность. Налоговое регулирование отдельных сфер финансово-хозяйственной деятельности отличается от регулирования доходов бюджета.

Как часть государственного регулирования, налоговое регулирование, с одной стороны, должно преследовать, прежде всего, интересы государства в бюджетно-налоговой сфере и обеспечивать необходимые условия для роста благосостояния всех и каждого, с другой. Усиление роли государства в регулировании экономики, в том числе активизации бюджетного и налогового механизмов на основе научно-обоснованных приоритетов бюджетной и налоговой политики посткризисной России, нацелена на полноценное использование налогов, как инструмента экономического регулирования, что требует переосмысления внутреннего содержания фискальной задачи, а значит и финансовой цели в рамках необходимости обеспечения сбалансированности бюджетной и налоговой систем, в соответствии с достигнутым уровнем экономических отношений, социально-экономической политики, и экономического роста. Как было показано в диссертационном исследовании налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения.

В третьей главе диссертационного исследования показано, что действующие в России межбюджетные отношения еще в значительной степени не отвечают основополагающим требованиям бюджетного федерализма, преодолению тенденции роста иждивенческих настроений у региональных и местных органов власти, повышению заинтересованности и ответственности их в наращивании налогового потенциала на подведомственных территориях и проведении активной самостоятельной бюджетной политики, способствующей финансовой самодостаточности субъектов Федерации и муниципальных образований, рациональному и эффективному расходованию средств их бюджетов. Существующий механизм межбюджетных отношений в части разграничения доходных источников и расходов по вертикали бюджетной системы и межбюджетного регулирования сориентирован в основном на реализацию выравнивающей функции в ущерб стимулирующей.

Проблемная ситуация состоит в том, что несмотря на то, что провозглашается принцип отказа от расщепления региональных и местных налогов, федеральный центр считает возможным снизить региональные и местные налоги до двух-трех, понимая при этом, что регионы как никогда ранее сейчас будут нуждаться в дополнительных средствах. С учетом же фактического увеличения расходных обязательств региональных бюджетов и необходимости укрепления их финансовой самостоятельности представляется целесообразным расширить перечень собственных именно налоговых доходных источников региональных бюджетов. При этом важно закрепить за последними, прежде всего, немобильные и общераспространенные налоги, отдача от которых в максимальной мере зависит от усилий самих региональных и местных властей, — только тогда они обретут реальные полномочия по формированию своих бюджетных доходов.

Говоря о принципах разграничения и распределения доходных источников по уровням бюджетной системы, надо стремиться к тому, чтобы они в максимально возможной степени покрывали минимально необходимые расходы территориальных бюджетов, исходя из принципа опоры в первую очередь на собственные силы Необходимо минимизировать число регулирующих федеральных и региональных налогов и увеличить число налогов, закрепляемых за определенным уровнем бюджетной системы по принципу «один налог — один бюджет», при этом оставшуюся часть регулирующих доходов следует закрепить на постоянной основе, повысив уровень собственных доходов территорий без ущерба для федерального бюджета. Механизм межбюджетных отношений должен быть перестроен с учетом опоры субъектов Федерации и муниципальных образований в первую очередь на собственные силы, и лишь при недостаточности налогового потенциала на подведомственной территории по объективным причинам — привлечения средства вышестоящих бюджетов.

Конечной целью государственного регулирования экономики является построение эффективной системы налогообложения на всех уровнях, формирование и поддержка экономически независимого, способного к дальнейшему развитию среднего класса.

Под целью налоговой политики понимают важнейший ориентир (например, целевую установку), которую необходимо обязательно достигнуть субъекту в результате реализации своей налоговой политики .

Различают следующие цели государственной налоговой политики: фискальные; экономические; социальные; экологические; международные. На рис. 15.2 приведено содержание важнейших целей государственной налоговой политики.

Рис. 15.1. Уровни понятия «налоговая политика»

Рис. 15.2. Цели государственной налоговой политики

Как видим, цели, формулируемые в государственной налоговой политике, могут быть достаточно разнообразными.

Без сомнения, фискальные цели всегда были и будут оставаться главнейшими. Другие цели в силу первичности фискальной функции, являются вторичными. Однако соотношение основной и второстепенных целей, их содержание могут быть различными в зависимости от выбранной социально-экономической и налоговой доктринами государства.

Основные типы, формы, модели и методы налоговой политики

Налоговая политика различных государств отличается оригинальностью и неповторимостью. Эти различия определяются национальными особенностями, географическими и историческими факторами, состоянием экономики и социальной сферы и многими другими параметрами. Кроме того, налоговая политика в одной и той же стране, даже в условиях неизменного социально-экономического строя, может существенно различаться. Но вместе с тем имеет смысл выделить ряд понятий налоговой политики, которые позволяют классифицировать их сходство и различия. К таким понятиям относятся: тип налоговой политики; форма налоговой политики; модели налоговой политики; методы налоговой политики.

В различных работах эти понятия достаточно смешаны и перепутаны. Поэтому представляются полезными попытки И. А. Майбурова упорядочить терминологию .

Тип налоговой политики – это определенный образец налоговой политики, имеющий присущие только ему характерные черты (признаки), по объективному проявлению которых возможно определенно отличить один образец политики от другого.

Можно выделить следующие типы налоговой политики : фискальный; фискально-распределительный; регулирующий; фискально-конкурирующий; фискально-регулирующий.

Фискальный тип налоговой политики подразумевает упор на достижение максимального фискального эффекта и приоритет фискальной функции над всеми другими функциями налогов, что достигается за счет максимальной налоговой нагрузки.

Фискально-распределительный тип предполагает сочетание максимальной налоговой нагрузки с перераспределением значительной части ВВП посредством налогов в социальную и производственную сферу.

Регулирующий тип налоговой политики акцентируется на мерах по усилению регулирующей функции с целью стимулирования экономического развития.

Фискально-конкурирующий тип определяется, когда налоговая политика стимулирует привлечение экономических субъектов под собственную фискальную юрисдикцию за счет создания налоговых преференций в сравнении с другими странами (особые экономические зоны, офшоры). Фискально-регулирующий тип предполагает балансирование фискальной функции (средняя налоговая нагрузка) и регулирующей функции (стимулирование приоритетных отраслей и видов деятельности).

Модель налоговой политики – это апробированный на практике в ряде стран и доказавший свою результативность образец (тип) налоговой политики, который может использоваться другими странами в качестве аналога.

Таким образом, тип налоговой политики – это некоторый теоретический образец налоговой политики, а ее модель – это образец, реализованный на практике, который может быть воспроизведен в другой стране.

Под формой налоговой политики понимают совокупность разработанных приемов, методов и инструментов налоговой политики, т.е. наполнение выбранной модели налоговой политики конкретным реализованным содержанием. Таким образом, форма налоговой политики является практической реализацией определенной модели с помощью конкретных налоговых механизмов.

Различают следующие модели налоговой политики: политика максимальных налогов, политика минимальных налогов, политика оптимальных налогов.

Налоговая политика максимальных налогов характеризуется практикой установления максимального числа налогов, высоких прогрессивных ставок, сокращения налоговых льгот, расширением налоговых баз, что приводит к увеличению налогового бремени на экономику и население. В рамках этой модели возможна реализация двух типов налоговой политики: фискального и фискально-перераспределительного, которые принципиально различаются по своим целям и последствиям их реализации.

1. Фискальный тип модели политики максимальных налогов. Основными факторами налоговой политики в данном случае являются: высокое налоговое бремя; значительная доля государства в экономике; высокий уровень государственных инвестиций; низкий уровень социальных расходов.

Приоритетом налоговой политики в данном случае являются фискальные цели, остальные – второстепенны. Сущность политики подобного типа состоит в обобществлении значительной части средств экономических субъектов и перераспределении их через бюджет на экстренные (например, военные) расходы или государственные инвестиции в модернизацию и развитие производства.

В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики.

Подобный тип налоговой политики проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, например, в период экономических кризисов, войн, революций.

Эффективность проведения подобной мобилизационной политики обосновал Дж. Кейнс. Эта налоговая политика успешно применялась президентом США Рузвельтом в 1933–1945 гг. для выхода из Великой депрессии, а также Великобританией в период Второй мировой войны.

Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. Вместе с тем экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов, в отличие от США времен Великой депрессии, в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем.

Во-первых, у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство. Экономика страны с каждым годом все сильнее сползала в пропасть кризиса, падали темпы роста производства во всех отраслях.

Во-вторых, широкие масштабы приобрело массовое уклонение от налогообложения, приведшее к тому, что по большинству налогов государство собирало чуть более половины причитающихся доходов. Практика уклонения от уплаты налогов фактически ставила под сомнение целесообразность функционирования российской налоговой системы. При этом каждый третий легальный налогоплательщик, стоящий на учете в налоговом органе, налогов вообще не платил, практически каждый второй – платил меньше, чем положено по закону, и только один из шести налогоплательщиков исправно и в полном объеме рассчитывался по своим обязательствам с государством.

В-третьих, массовый характер приобрела так называемая «теневая экономика», уровень производства в которой по разным оценкам достигал от 25 (по официальным данным Госкомстата России) до 40% (по экспертным оценкам). Но укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли, как правило, на развитие производства, а переводились на счета в зарубежных банках и «работали» на экономику других стран.

Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса, последствиями которого, в частности, стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе и налогов.

2. Фискально-распределительный тип модели политики максимальных налогов. Данный тип налоговой политики, который также характеризуется повышенным налоговым бременем, высокой долей участия государства в экономике, отличается от предыдущего высоким уровнем социальных расходов и значительными государственными инвестициями в экономику. В такой политике приоритетными выступают социально-перераспределительные цели, достижение которых требует больших финансовых ресурсов. Таким образом, фискальные цели и высокий уровень налоговых изъятий являются следствиями наличия первоочередных социальных целей государства.

Сущность этого типа налоговой политики состоит в обобществлении значительной части ВВП за счет высокопрогрессивных и поимущественных налогов, взимаемых с наиболее обеспеченной части населения, и перераспределении этих средств с помощью бюджетных механизмов в доходы наименее обеспеченной части населения.

Такой тип налоговой политики обеспечивает существенное нивелирование в обществе, т.е. выравнивание доходов наиболее богатых и бедных слоев населения после налогообложения. Эта политика применяется в скандинавских странах (Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии), где высокий уровень налоговой нагрузки (более 50% ВВП) сопровождается беспрецедентно высоким уровнем социальной ответственности государства перед своими гражданами. Эти государства, наряду с Германией, Францией, являются примером эффективной реализации модели социально ориентированной рыночной экономики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *