Оспаривание ненормативного правового акта

Заявление о признании недействительным ненормативного акта государственных органов (органов местного самоуправления, иных органов)

В Арбитражный суд _____________________ Адрес: ________________________________ Заявитель: ____________________________ (наименование, адрес, _______________________________________ телефон, факс, электронная почта, для индивидуального предпринимателя дополнительно дата и место регистрации в качестве индивидуального предпринимателя) наименование органа: __________________ лица, которые приняли оспариваемый ненормативный акт: ____________________ _______________________________________ (фамилия, имя, отчество должностного _______________________________________ лица, место нахождения, телефон, факс, электронная почта) ЗАЯВЛЕНИЕ о признании недействительным ненормативного акта _________________ государственных органов (органов местного самоуправления, иных органов) ____________________________________________________________ был принят (наименование государственного органа) __________________________________________________________________________. (указывается точное и полное наименование оспариваемого ненормативного акта, номер и дата принятия) Указанный акт содержит положения, нарушающие права заявителя: _________ __________________________________________________________________________. (указывается, какие конкретно положения принятого акта нарушают права заявителя, в чем эти нарушения выражаются, в каких конкретно нормативных и иных актах закреплены нарушенные права заявителя) Также указанный акт не соответствует __________________________________ ______________________________________________________________________. <*> (указывается норма закона или нормативного акта, которой не соответствует ненормативный акт) В связи с вышеизложенным в соответствии со статьями 29, 197, 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ПРОШУ: Признать недействительным (полностью или частично) ____________________ __________________________________________________________________________, (указывается точное и полное наименование ненормативного акта, его номер, дата, конкретные разделы, части, пункты, параграфы) принятого ________________________________________________________________. (указывается полное наименование ответчика) Приложения: 1. Копия оспариваемого ненормативного акта. 2. Уведомление о вручении копии заявления ответчику. 3. Документ, подтверждающий оплату госпошлины. 4. Иные документы, подтверждающие требования. 5. Копия свидетельства о регистрации. 6. Копия документа, подтверждающего полномочия лица, подписывающего заявление. «___»_____________ ____ г. ______________/______________ (подпись)

<*> Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Заявление в арбитражный суд о признании недействительным ненормативного правового акта (решения, постановления, распоряжения) государственного органа (органа местного самоуправления) об изъятии земельного участка

В арбитражный суд _____________________ Заявитель: ____________________________ (наименование или Ф.И.О. предпринимателя) адрес: _______________________________, (для предпринимателя: дата и место рождения, место работы _______________________________________ или дата и место государственной регистрации в качестве предпринимателя) телефон: ___________, факс: ___________, адрес электронной почты: _______________ Представитель истца: ___________________ (данные с учетом ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) адрес: ________________________________, телефон: ___________, факс: ___________, адрес электронной почты: _______________ Заинтересованное лицо1: ____________ 1 (наименование государственного органа (органа местного самоуправления), принявшего ненормативный правовой акт (решение, постановление, распоряжение)) адрес: ________________________________, телефон: ___________, факс: ___________, адрес электронной почты: _______________ Заинтересованное лицо2: ________________ (наименование или Ф.И.О.предпринимателя) адрес: ________________________________, телефон: ___________, факс: ___________, адрес электронной почты: _______________ Цена иска: __________________ рублей 2 Госпошлина: _________________ рублей 3

ЗАЯВЛЕНИЕ о признании недействительным ненормативного правового акта (решения, постановления, распоряжения) государственного органа (органа местного самоуправления) об изъятии земельного участка

В соответствии с ______________________________________________________ (указать название правового акта (решения, постановления, распоряжения)) заинтересованного лица1 от «___»______________ ____ г. N ____ заявителю был предоставлен земельный участок на праве ___________________________________ (указать вещное право на участок) площадью ____ (_______) кв. м, расположенный по адресу: __________________, кадастровый номер: _______________, для __________________________________. (назначение земель) На основании __________________________________________________________ (указать название оспариваемого правового акта (решения, постановления, распоряжения)) заинтересованного лица1 от «___»__________ ___ г. N ______ данный земельный участок изъят у заявителя и передан заинтересованному лицу2. Заявитель считает _____________________________________________________ (указать названия оспариваемого акта (решения, постановления, распоряжения)) заинтересованного лица1 N _________ от «___»____________ ____ г. об изъятии у заявителя вышеуказанного земельного участка незаконным по следующим основаниям: _______________________________________________________________ (указать права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, ___________________________________________________________________________ нарушаются оспариваемым актом, решением; законы и иные нормативные правовые акты, __________________________________________________________________________. которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт)

Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны и безопасности;

объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

На основании вышеизложенного и в соответствии с п. 1 ст. 49, п. 1 ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 197 — 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПРОШУ:

1. Признать ненормативный правовой акт (решение, постановление, распоряжение) заинтересованного лица 1 от «__»_________ ____ г. N ____ об изъятии у заявителя земельного участка площадью ____ кв. м, расположенного по адресу: ________________, кадастровый номер _________, недействительным.

Приложение:

1. Копия правового акта (решения, постановления, распоряжения) заинтересованного лица1 от «__»_______ ___ г. N ____ о предоставлении земельного участка заявителю.

2. Копия ненормативного правового акта (решения, постановления, распоряжения) заинтересованного лица1 от «__»_______ ___ г. N ___ об изъятии земельного участка.

3. Доказательства незаконности ненормативного правового акта (решения, постановления, распоряжения) заинтересованного лица1 от «__»_______ ___ г. N ___ об изъятии земельного участка.

4. Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление заинтересованным лицам копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

5. Копия определения арбитражного суда ______________ об обеспечении имущественных интересов от «___»__________ ____ г. N _____ (если такое определение выносилось).

6. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

7. Доверенность представителя от «___»__________ ____ г. N ___ (если исковое заявление подписывается представителем заявителя).

8. Копия Свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя от «___»______ ____ г. N ___.

9. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства заявителя и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых.

10. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства заинтересованного лица2 и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых 4 .

11. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования.

«___»__________ ____ г. Истец (представитель): ________________/___________________________________/ (подпись) (Ф.И. О.)

1 Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления (п. 2 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).

2 Цена иска по искам о взыскании денежных средств, согласно п. 1 ч. 1 ст. 103 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяется исходя из взыскиваемой суммы.

3 Госпошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, определяется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

4 Разъяснения, касающиеся документов, которые могут быть представлены в соответствие с п. 9 ч. 1 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, см. в п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

Гость, с НОРМАТИВНЫМИ актами всем все ясно. Мы говорим о НЕНОРМАТИВНЫХ, тех, которые не распространяются на неопределенный круг лиц и пр. — см. пост Анфисы.
Анна, думаю письмо можно отнести к ненормативным актам (нигде не установлена форма такого акта»). Если такое письмо налагает на лицо какие-л. обязанности.
И — чтобы обжаловать, нужно, чтобы такой акт «нарушал права» и «возлагал обязанности».
Так что, смотря какое письмо.
Если просто информация — то нет.
Вот, посмотрите.
Здесь — платежное извещение.
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2000 г. No. 2670/00
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на определение Арбитражного суда города Москвы от 07.12.99 по делу No. А40-41624/99-76-812.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Предприниматель Енин А.А. обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Территориальной государственной налоговой инспекции No. 18 Восточного административного округа города Москвы о признании недействительным платежного извещения от 06.09.99 No. 46536 о необходимости внесения 26495 рублей авансового платежа по налогу с продаж за 1999 год.
Определением от 07.12.99 производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Прекращая производство по делу, суд исходил из того, что оспариваемое платежное извещение не носит властно — распорядительного характера, не влечет правовых последствий, а представляет собой лишь адресованное налогоплательщику письменное извещение о внесении авансового платежа. Следовательно, по мнению суда, этот документ не является тем актом государственного органа, который в соответствии со статьей 138 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть обжалован в судебном порядке.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается указанное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предпринимателю Енину А.А. было направлено платежное извещение от 06.09.99 No. 46536 за подписью руководителя Территориальной государственной налоговой инспекции No. 18 Восточного административного округа города Москвы о том, что до 15.11.99 он обязан внести авансовый платеж по налогу с продаж за 1999 год.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона города Москвы «О налоге с продаж» платежное извещение, выписываемое налоговым органом по месту регистрации налогоплательщика и вручаемое ему не позднее чем за 15 дней до наступления ближайшего срока платежа, является основанием для уплаты им налога с продаж.
По мнению истца, упомянутый ненормативный акт налогового органа нарушает его права, поскольку возлагает на него как налогоплательщика и субъекта малого предпринимательства обязанности, не предусмотренные налоговым законодательством.
В соответствии с частью 5 статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кроме случаев, прямо указанных в настоящем Кодексе федеральным законом, к подведомственности арбитражного суда могут быть отнесены и другие дела.
Статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации установлено право налогоплательщика обжаловать в суд акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Порядок обращения за судебной защитой в арбитражный суд в таких случаях определен в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Поэтому у суда не имелось оснований для прекращения производства по данному делу.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 — 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
определение Арбитражного суда города Москвы от 07.12.99 по делу No. А40-41624/99-76-812 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.ЮКОВ
——————————————————————

2. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными обладают граждане, организации, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. В заявлении должно быть изложено требование о признании недействительным ненормативного правового акта или о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц. Заявление подается с соблюдением правил подсудности, установленных ст. 35, ч. 6 ст. 38 АПК РФ.

Прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы могут обратиться по данной категории дел в защиту интересов других лиц.

Заявление о признании недействительным ненормативного акта, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение не отнесено к компетенции других судов. Граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, могут обратиться в арбитражный суд по данной категории дел, например, по заявлению гражданина о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя и т.п.

Законодателем предусмотрен 3-месячный срок для подачи заявления, который исчисляется со дня, когда организации, гражданину стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок является процессуальным и может быть восстановлен арбитражным судом при наличии уважительных причин и соответствующего ходатайства (ст. 117 АПК РФ).

В отношении природы данного срока не имеется единых взглядов.

По нашему мнению, необходимо исходить из следующего:

— пропуск указанного срока не является для суда основанием для отказа в принятии заявления;

— если этот срок пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен судом. При этом АПК РФ не содержит правила об обязательности заявления, ходатайства о восстановлении срока;

— причины пропуска срока должны быть тщательно исследованы судом;

— если срок пропущен и не восстановлен, то такое обстоятельство является самостоятельным для отказа в удовлетворении заявления.

Кроме того, на практике нередко заявляются 2 требования, например: о признании недействительным решения налогового органа, об отказе в возмещении суммы НДС и об обязании возместить сумму НДС.

В этом случае по второму требованию нельзя отказать в связи с пропуском срока обращения в суд, поэтому оба требования следует рассмотреть по существу и принять решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления.

Общие требования к заявлению по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) содержатся в ст. 125 АПК РФ.

Дополнительно в заявлении должно быть указано:

— наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемые действия (бездействие);

— точное название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; время совершения действий;

— какие права и законные интересы нарушаются, по мнению заявителя, оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

— каким законам и иным нормативным правовым актам не соответствуют оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие);

— требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными;

— сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

К заявлению должны быть приложены:

— текст оспариваемого ненормативного правового акта;

— доказательства направления копий заявления другим лицам, участвующим в деле (по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя — доказательства направления копий заявления и других документов судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства);

— доказательства уплаты государственной пошлины, если заявитель не освобожден от ее уплаты;

— документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;

— копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

— доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения в порядке, предусмотренном гл. 8 АПК РФ.

Заявление, поданное с соблюдением всех требований, принимается арбитражным судом к производству, о чем выносится соответствующее определение.

Копии определения направляются лицам, участвующим в деле. Нарушение порядка подачи заявления влечет оставление заявления без движения или его возвращение (ст. 128, 129 АПК РФ). После принятия заявления к производству судьей производятся действия по подготовке дела к рассмотрению (гл. 14 АПК РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *