Содержание
Кто является СМП
СМП — это субъекты малого предпринимательства. К ним относятся малые предприятия и микропредприятия, в том числе индивидуальные предприниматели. Критерии отнесения к СМП регулируются законом 209-ФЗ от 24 июля 2007 года (Таблица 1).
Таблица 1. Кто считается СМП
Критерий | Микропредприятие | Малое предприятие |
Среднесписочная численность работников за прошедший календарный год | Не более 15 | Не более 100 |
Доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (размер утвержден ПП от 4 апреля 2016 № 265) | 120 млн рублей | 800 млн рублей |
Доля участия иностранных лиц |
Не более 49% Регистрация в ЕРУЗ ЕИС С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru. Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС: Заказать регистрацию в ЕИС |
|
Доля участия иных лиц, кроме субъектов малого или среднего бизнеса | ||
Доля участия РФ, субъектов, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, фондов |
Не более 25% |
Информация о проведении закупки у СМП и СОНО в 2019 году
В следующей таблице наглядно изложены данные по закупке у малого бизнеса на 2019 год.
Таблица 2. Закупка у СМП и СОНО в 2019 году
Сколько закупать? | 15% от СГОЗ. Меньше нельзя, больше — не запрещено |
Как распределяется объем между СМП и СОНО? | В любом соотношении. Можно закупить все у СМП и ничего — у СОНО, и наоборот |
Что будет, если закупить меньше? | Штраф на контрактного управляющего 50 тыс. рублей |
Максимальная цена контракта с СМП/СОНО | 20 млн рублей |
Преференции СМП / СОНО |
|
Как можно набрать нужный объем? |
|
Что делать, если закупка для СМП и СОНО не состоялась? | Убрать ограничение и допустить участников не из числа СМП / СОНО. Такой контракт в 15% от СГОЗ не войдет |
Нужно ли разместить отчет по закупкам у СМП в ЕИС? | Да, до 1 апреля следующего года |
Алгоритм расчета объема
У СМП и СОНО нужно закупить не менее 15 % от СГОЗ. Это весь объем закупок за текущий год, в которой не вошли некоторые их виды. Смотрите подробности расчета на следующей схеме.
Схема. Как рассчитать объем закупок у малого бизнеса
Подсчитать сумму всех контрактов, которые подлежат оплате в текущем году*
Исключить стоимость контрактов:
-
по гособоронзаказу;
-
с единственного поставщика;
-
заключенных закрытым способом;
-
в сфере атомной энергии;
-
по предоставлению займов.
От результата взять 15 %
Заключить контрактов с СМП и СОНО на эту сумму
*Исчисляя СГОЗ текущего года, нужно учитывать контракты, переходящие из одного финансового года в другой. И брать в расчет только ту сумму, которая подлежит оплате в текущем году.
Допустим, контракт заключен в 2018 году, а исполняться и оплачиваться будет в 2018 и 2019 годах. Так вот, часть контракта, оплаченная в 2018 году, должна быть включена в СГОЗ за 2018 год. А та часть, оплата которой будет произведена в следующем году, пойдет в СГОЗ 2019 года.
Обратите внимание! С 2019 года при расчете совокупного объема закупок нужно будет учитывать контракты с единственным поставщиком, заключенные в результате несостоявшихся электронных конкурсов, а также запросов котировок и предложений в электронной форме.
>Как проходят закупки у СМП по 223-ФЗ и 44-ФЗ
Привилегии и способы их реализации
Годовой объем закупок у СМП по 44 ФЗ (ст. 30) должен составлять не менее 15 %, так же как и у СОНО. При этом реализовать привилегию можно двумя способами:
- проведением торгов (открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок и предложений), участниками которых могут быть только СМП и СОНО;
- требованием привлекать в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.
ВАЖНО!
Заказчик закрепляет объем привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНО в виде фиксированного процента (но не менее 5 %). При этом исполнитель госконтракта должен рассчитаться с такими субподрядчиками не позднее чем через 15 рабочих дней вместо 30 календарных. Такие новшества привнесло в контрактную систему Постановление Правительства от 07.10.17 № 1226, которое изменило Постановление Правительства № 1466 от 23.12.2016.
При этом, если говорить о первом способе, то следует иметь ввиду, что начальная цена контракта должна быть не более 20 млн рублей.
Закупки у СМП по 223-ФЗ
Как и Закон о контрактной системе, 223-ФЗ предусматривает проведение торгов с участием субъектов малого предпринимательства. Особенности проведения таких закупочных процедур устанавливаются Правительством РФ. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, торги для субъектов малого предпринимательства проводятся тремя способами:
- тендер, участниками которого могут быть любые лица, в том числе и рассматриваемые нами субъекты;
- закупка, в которой участвуют только субъекты малого предпринимательства;
- тендер, в котором заказчиком выставлено требование о привлечении в качестве субподрядчика субъектов малого предпринимательства.
Необходимо отметить, что годовой объем закупок у них устанавливается в размере 18%.
Ответ: Если заказчик устанавливает ограничение участия в закупке на основании ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, эта информация должна быть отражена в извещении об осуществлении закупки (п. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ). Наряду с информацией об ограничениях, устанавливаемых при осуществлении закупки, заказчики должны указывать в извещениях об осуществлении конкурентных закупок сведения о преимуществах, предоставляемых СМП, СОНКО (если такие преимущества предусматриваются в данной конкретной закупке). Соответствующие нормы предусмотрены в отношении:
• конкурса (п. 7 ч. 3 ст. 49 Закона № 44-ФЗ); • электронного аукциона (п. 5 ч. 5 ст. 63 Закона № 44-ФЗ);
• запроса котировок (п. 5 ч. 1 ст. 73 Закона № 44-ФЗ); • запроса предложений (п. 8 ч. 4 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).
В тех случаях, когда требуется разработка документации о закупке, последняя также должна включать информацию об ограничении, установленном в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, и о преимуществах для СМП, СОНКО (ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ устанавливает соответствующее требование к содержанию конкурсной документации; ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ – для документации об электронном аукционе; п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона № 44-ФЗ – для документации о проведении запроса предложений).
Некоторым заказчикам и контрольным органам нелегко уяснить диалектическую сущность преимущества для СМП, СОНКО, выражающегося в ограничении участия в закупке (см. таб. 1). Иными словами, тот факт, что участниками закупки могут быть только СМП, СОНКО, препятствует участию в закупке хозяйствующих субъектов, не относящихся к указанным субъектам (и для таких хозяйствующих субъектов это является ограничением), в чем и состоит преимущество, предоставляемое СМП СОНКО (в такой закупке им не потребуется конкурировать с средним и крупным бизнесом, с государственными учреждениями и предприятиями, и т.д.).
ФАС России (см. письмо от 28.03.2016 № ИА/19786/16) и Минэкономразвития России (см. письма от 30.09.2014 № Д28и-1889, от 16.07.2015 № Д28и-2044, от 24.04.2017 № ОГ-Д28-5259 и др.) также указывали, что при закупках для СМО, СОНКО одновременно устанавливаются и преимущества, и ограничения участия в закупке. Однако наличие многочисленных разъяснений не помешало возникновению не менее многочисленных споров на этой почве