Отчетность бюджетного учреждения

Конфигурация «1С:Воинская часть 8. Редакция 2» разработана на базе типовой конфигурации «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» на платформе «1С:Предприятие 8» в соответствии с требованиями и положениями действующих нормативных документов Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства по ведению бюджетного учета, исполнению бюджета, с доработками, связанными с особенностями учета в учреждениях Министерства обороны Российской Федерации.

Конфигурация «1С:Воинская часть 8. Редакция 2» содержит типовой Единый план счетов бухгалтерского учета согласно приложению № 1 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

Настройка синтетического, аналитического, количественного, валютного учета на счетах типового плана счетов выполнена в соответствии с инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (приложение № 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н) и в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству Российской Федерации.

Конфигурация содержит бюджетную классификацию Российской Федерации и механизм ее актуализации в соответствии с приказом Минфина России от 28.12.2010 № 190н.

Особенности бухгалтерского учета в учреждениях Министерства обороны Российской Федерации обусловлены необходимостью применения положений следующих нормативных документов:

  • Приказ МО РФ № 200дсп от 30 апреля 2008 г. «Об утверждении Классификации расходов по бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
  • Приказ МО РФ № 139 от 28 марта 2008 г. «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных сил Российской Федерации»;
  • Приказ МО РФ № 250дсп от 7 мая 2008 г. «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в Вооруженных силах Российской Федерации».
  • Постановление правительства № 390 от 22.06.2006 г. «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба в мирное время»;
  • Приказ МО РФ № 154 от 10.04.2009 г. «Об утверждении Норм снабжения вещевым имуществом личного пользования граждан Российской Федерации, проходящих военные сборы»;
  • Приказ МО РФ № 400 от 22.07.2000 г. «Об утверждении положения о продовольственном обеспечении Вооруженных сил РФ на мирное время»;
  • Постановление правительства № 946 от 29.12.2007 г. «О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время».

По мере выхода новых нормативных документов Минобороны РФ планируется выпускать новые релизы конфигурации «1С:Воинская часть 8. Редакция 2», учитывающие положения инструкций и указаний Министерства обороны, необходимые для организации бухгалтерского учета в учреждениях Минобороны РФ.

Основные возможности конфигурации «1С:Воинская часть 8. Редакция 2»:

  • учет нефинансовых активов:
  • основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов, имущества казны в разрезе номенклатуры, мест хранения, материально ответственных лиц;
  • учет начисленной амортизации;
  • учет вещевого имущества;
  • учет продовольственного обеспечения;
  • складской учет материальных запасов;

учет финансовых активов:

  • учет наличия и движения денежных документов и наличных денежных средств в кассе, в том числе в иностранной валюте;
  • учет движения денежных средств на счетах, открытых в кредитных организациях, в том числе в иностранной валюте;
  • учет финансовых вложений: депозитов, акций, облигаций и др.;
  • учет операций по лицевым счетам, открытым в органах казначейства, электронный обмен данными с казначейскими системами;

учет расчетов с поставщиками и подрядчиками по выданным авансам в разрезе контрагентов и оснований расчетов; учет расчетов с подотчетными лицами в разрезе выданных авансов; учет расчетов по доходам, в том числе:

  • учет с расчетов с родителями за содержание детей;
  • учет расчетов по платному обучению;
  • учет расчетов по изготовлению продукции, выполнению работ;
  • учет расчетов по платным услугам;
  • учет расчетов по аренде федерального (муниципального) имущества и других доходов от собственности;

учет расчетов по кредитам, займам (ссудам); учет расчетов по ущербу имуществу; учет обязательств:

  • учет расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • учет расчетов с работниками;
  • учет расчетов по платежам в бюджеты;
  • учет расчетов по средствам, полученным во временное распоряжение;
  • учет внутриведомственных расчетов;
  • учет государственного (муниципального) долга, предоставленных гарантий;
  • учет расчетов с другими кредиторами;
  • учет расчетов с депонентами;

учет финансового результата деятельности учреждения; учет санкционирования расходов бюджетов:

  • учет сметных (плановых) назначений;
  • учет бюджетных ассигнований;
  • учет объемов финансирования;
  • учет утвержденных лимитов бюджетных обязательств;
  • учет и контроль исполнения принятых обязательств;

учет НДС, счетов-фактур, ведение книг покупок и продаж; учет государственных, муниципальных контрактов, формирование сведений для реестров государственных, муниципальных контрактов на бумажных носителях и в электронном виде; налоговый учет амортизируемого имущества; электронный документооборот с кредитными учреждениями, финансовыми органами, органами Федерального казначейства:

  • расчеты по лицевым счетам казенных, бюджетных, автономных учреждений;
  • электронный обмен данными в форматах Федерального казначейства, УФЭБС, с использованием стандарта «1С:Предприятие — Клиент банка», настраиваемый механизм обмена информацией с казначейскими системами;

автоматическое формирование первичных документов, регистров бухгалтерского учета и регламентированной отчетности; электронный документооборот с налоговыми органами; электронный документооборот в форматах «1С» с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в части регламентированной отчетности.

Совместное использование с программой «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8»

Конфигурацию «1С:Воинская часть 8. Редакция 2» можно использовать совместно с конфигурацией «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8». Для этого реализован двухсторонний обмен данными о суммах к выплате и об отражении начисленных и удержанных сумм, включая налоги, в бухгалтерском учете.

Бухгалтерскую отчетность госучреждения составляют по истечении квартала, полугодия и года в тех формах, которые указаны в Приказе Минфина РФ № 33н, отредактированного 17.12.15. Настоящий Приказ описывает, как правильно вести учет и осуществлять передачу бухгалтерской отчетности ответственному лицу.

Бухгалтерская отчетность дает представление о динамике финансового состояния учреждения и результатах его функционирования, а также о текущем имущественном положении. Она включает данные о прибыли и тратах за те или иные периоды относительно всех представительств, структурных подразделений и филиалов учреждения.

Все данные формируются на основании информации Главной книги бухгалтера (гроссбух) – этот сводный документ ведется в обязательном хронологическом порядке на протяжении календарного года. Также во время составления отчетности бухгалтер использует другие регистры, заполненные на основе сведений из первичной документации. При этом обязательно проводится сверка остатков и оборотов в учетах – синтетическом и аналитическом.

Периоды, за которые предоставляется бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений можно разделить на внутригодовую и годовую. Внутригодовая включает в себя отчетность за месяц, квартал и полугодие и является промежуточной. Ее ведут с момента начала отчетного периода в порядке нарастающего итога.

Квартальная отчетность сдается по актуальным данным на 1 июля, 1 апреля и 1 октября. Отчетный период полугодия длится до 1 июля, а за годовой отчетный период принято считать календарный год: с 1 января по 31 декабря.

Для организации, которая сформировалась менее года назад, отчетность за год ведется с момента регистрации учреждения по 31 декабря.

Бюджетное учреждение, которое образовалось в течение текущего финансового года в результате изменения его организационной формы, годовую отчетность нужно вести с момента, когда было вынесено решение о замены формы организации, по 31 декабря. Например, если тип учреждения изменился 7 августа, отчетный период будет длиться с 7 августа до конца календарного года.

При преобразовании муниципального учреждения в казенное отчетный год считается с 1 января до момента смены типа учреждения. То есть, если учреждение изменило статус 10 октября, бухгалтерская отчетность за год предоставляется за период с 1 января по 10 октября.

Бухгалтерская отчетность за месяц

В качестве отчетности за месяц предоставляется документ об исполнении сметы по расходам. Учреждения, которые финансируются административно-территориальными образованиями, заполняют отчет с использованием формы 1-мм. Организации, финансовые ресурсы которых поступают из федеральных учреждений, предоставляют отчет по форме 2-мфб.

Те муниципальные организации, у которых имеется доход от предоставления платных услуг или иных родов деятельности, составляют также Отчет об исполнении сметы по внебюджетным ресурсам (форма 4). Если источников внебюджетных доходов несколько, то заполняется форма 4-сводная.

Квартальная бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений

В квартальную отчетность должна включаться следующая документация:

  1. Справка по консолидируемым расчетам (по форме 0503725). Содержит единые сведения о прибылях и убытках, изменениях данных в капитале и динамике движения денежных ресурсов относительно консолидированных хозяйственных образований внутри учреждения.

  2. Отчет об обязательствах организации (по форме 0503738). В нем содержится информация об обязательных расходах в течение финансового периода.

  3. Отчет о движении финансовых ресурсов (по форме 0503723). Включает сведения о начислении и убывании различных сумм относительно тех или других видов деятельности, которая осуществляется учреждением.

  4. Данные о выполнении решений суда по финансовым обязательствам (по форме 0503295).

  5. Поясняющая записка к Балансу учреждения (по форме 0503760). В нее включаются такие пункты:

  • содержание учетной политики, правила учета активов и расходов;

  • информация об обязательствах и активах;

  • оценка содержания баланса и динамики доходов;

  • условные факты экономической деятельности.

Отчетность за полугодие

Отчет за 6 месяцев долен включать в себя:

  1. Справку о консолидируемых расчетах (по форме 0503725).

  2. Отчет об исполнении планирования финансово-хозяйственной работы (по форме 0503737).

  3. Отчет об обязательствах учреждения (по форме 0503738).

  4. Поясняющая записка к Балансу учреждения (по форме 0503760).

  5. Отчет о динамике денежных ресурсов (по форме 0503723).

Годовая бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений

Отчетность бухгалтерии муниципального учреждения за год содержит:

  1. Баланс государственного учреждения (по форме 0503730). Описывает состояние финансов и имущества, а именно – активов, обязательств и собственного капитала.

  2. Справка о консолидируемых расчетах (по форме 0503725).

  3. Справка о составлении учреждением счетов бухучета настоящего финансового года (по форме 0503710).

  4. Отчет об исполнении планирования по финансово-хозяйственной работе (по форме 0503737).

  5. Отчет об обязательствах учреждения (по форме 0503738).

  6. Отчет о финансовом исходе функционирования учреждения (по форме 0503721).

  7. Отчет о динамике денежных ресурсов учреждения (по форме 0503723).

  8. Поясняющая записка к Балансу учреждения (по форме 0503760).

  9. Данные об исполнении решений суда по финансовым обязательствам (по форме 0503295).

Правила формирования бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений ведется с начала года в рублях, значения указываются с точностью до сотых, то есть до копеек. Отрицательные показатели учета вносятся в соответствующие графы со знаком «минус».

Данные отчетности должны содержать информацию обо всех подразделениях и отдельных филиалах учреждения. Сведения предоставляются в тот государственный орган, который взял на себя функции учредителя относительно данной организации.

Отчетную документацию подписывает руководитель учреждения и главный бухгалтер. Если отчет содержит финансовые прогнозы, планы и другую аналитическую информацию, его подписывает также руководитель отдела формирования финансового анализа.

Обычно отчетность составляют в двух одинаковых копиях: первый для учреждения и второй для учредителя. Сам документ скрепляется и оформляется в виде брошюры, а страницы нумеруются. К нему прилагается сопроводительная бумага с описанием тех видов документов, которые включены в отчетность, и указанием соответствующих страниц.

Передача отчетности учредителю

Отчетность можно оформлять как на бумаге, так и в электронном формате. В первом случае датой подачи отчетности считается день личного обращения ответственного представителя организации к учредителю с предоставлением ему отчета, во втором – дата отправки отчета с помощью телекоммуникационной связи.

Если отчетность имеет электронный формат, он обязательно должен отвечать стандартам, утвержденным финансовыми органами.

Отчетность в бумажной форме передается учредителю представителем бюджетного учреждения. Учредитель ставит на экземпляре, принадлежащем учреждению, отметку с датой принятия отчетности и подписью. Если отчет был представлен в электронном виде, высылается уведомление о принятии, также электронное.

Руководитель имеет право передавать ведение бухгалтерской отчетности учреждения в отдел централизованной бухгалтерии. В данном случае документация бухгалтерии подписывается тремя лицами:

  • руководителем учреждения;

  • руководителем централизованной бухгалтерии;

  • главным бухгалтером.

Данные отчетности может предоставлять учредителю непосредственно централизованная бухгалтерия, без участия руководителя бюджетного учреждения.

Если сам учредитель или руководитель организации, подающей отчет, выявили в бухгалтерской информации ошибки (в том числе по итогам камеральной проверки), от учреждения подается новая отчетность с исправленными ошибками. К этой отчетности добавляют сопроводительное письмо со списком внесенных поправок. Если ошибки обнаружились в процессе камеральной проверки, прилагается также копия соответствующего уведомления.

Отличительные черты бухгалтерской отчетности реорганизованных или ликвидированных учреждений

Если относительно учреждения вынесено решение о ликвидации, реорганизации, слиянии с другим предприятием, преобразовании или разделении, необходимо сформировать бухгалтерскую отчетность на момент изменения статуса учреждения и подготовить следующую документацию:

  • ликвидационный баланс бюджетного учреждения (по форме 0503830);

  • отчет об обязательствах учреждения (по форме 0503738);

  • справку о консолидируемых расчетах учреждения (по форме 0503725);

  • отчет об исполнении планирования по финансово-хозяйственной работе (по форме 0503737);

  • отчет о финансовом исходе функционирования учреждения (по форме 0503721);

  • пояснительный документ к Балансу учреждения (по форме 0503760);

  • справка о составлении счетов бухгалтерского учета настоящего финансового года (по форме 0503710).

Бухгалтерская отчетность формируется согласно общим правилам ее ведения, установленным Минфином, но с учетом нижеперечисленных особенностей:

  1. Отчетность предоставляется двум ответственным лицам: учредителю, в ведомстве которого находилось данное учреждение до момента изменения его типа, а также учредителю, ответственному за организацию с новым статусом (расформированную или присоединенную к другой).

  2. Данные, предоставляемые в отчетности учреждения, подлежащего ликвидации или реорганизации, должны быть подтверждены в ходе инвентаризации активов.

  3. В текстовый раздел поясняющей записки к Балансу учреждения нужно включить сведения о правопреемственности в отношении всех обязательств реорганизуемого или ликвидируемого предприятия.

На нашем сайте вы можете получить бухгалтерскую отчетность интересующего вас бюджетного учреждения в режиме on-line.

Базой для составления бухгалтерской отчетности является бухгалтерский учет, проводимый организацией в течение ее функционирования. Бюджетные учреждения не являются исключением. Однако отчетность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях имеет свои особенности.

Общее назначение отчетности

Бухгалтерский учет ведется для того, чтобы зафиксировать все хозяйственные операции, которые сопровождаются использованием финансов. Сформированная на его базе отчетность дает возможность рассмотреть функционирование учреждения в финансовом, прибыльном плане, оценить его выгодность и эффективность, что очень важно при проведении анализа работы.

Отчетность необходима не только для внутреннего рассмотрения. Ее проверяют контролирующие органы с целью определения прибыльности предприятия и законности его работы. Контролируют также и оплату налогов, а отчетность в этом случае служит для проверки правильности их расчета и оплаты.

Какие учреждения можно отнести к бюджетному типу

К данному виду финансирования относятся некоммерческие структуры, которые сохранили статус учреждения. Особенностью является то, что их финансирование частично или полностью осуществляется из государственного или местного бюджета.

Данные структуры отличаются от других предприятий и объектов хозяйственной деятельности как типом обеспечения, так и учетом, и отчетностью, которые предоставляют.

Общие требования к отчетности

Отчетность, как результат проводимого учета, должна отвечать общим законным требованиям.

Для того чтобы предъявленные данные были достоверными, бюджетные учреждения обязуются проводить инвентаризационные мероприятия по всем счетам финансового характера, остаткам материального вида, а также остаткам денежных средств на момент закрытия периода.

При составлении отчетности учреждение обязано заполнять все предусмотренные графы отчетов. Исключением являются случаи, когда для их заполнения нет данных вследствие отсутствия подобных активов и пассивов. Тогда данные структурные графы или разделы помечаются прочерками.

Если по имеющимся данным невозможно составить полноценную финансовую картину, учреждение обязано принять меры для получения дополнительных показателей.

Формы для предоставления отчетности закреплены в законодательном режиме, но бюджетные учреждения, как и коммерческие объекты, имеют право дорабатывать существующие их для удобства пользования. При этом сохраняется требование о соблюдении определенной кодировки документов.

Язык для составления отчетности используется только русский. Валюта используется национальная.

Обязательное требование о том, что показатели на начало отчетного периода должны соответствовать показателям конца предыдущего, также должно быть соблюдено обязательно. В противном случае необходимо предоставить пояснения.

Заверяют отчетные документы руководитель учреждения и главный бухгалтер.

Большое и полное видео о составлении отчетности для бюджетных организаций:

Особые документы

Отчетность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях имеет отличие от коммерческих структур. Так как финансирование совершается посредством бюджета, осуществляется оно на основании определенного документа – бюджетной сметы, а она, в свою очередь, составляется на базе смет доходов и расходов.

Приказом Минфина №5н осуществляется регламентирование единого порядка как ведения учета, так и составления отчетности в бюджетных учреждениях. При этом формы документов установлены отдельные, а основными можно назвать такие:

  • ОКУД 0503120, в которой отображается баланс использования бюджета.
  • ОКУД 0503121 — является отображением финансовых результатов деятельности.
  • ОКУД 0503123, являющаяся отчетом о движении денежных средств.
  • ОКУД 0503124 – форма для отчета кассовых поступлений и выбытий денежных средств.
  • ОКУД 0503125 — справка по консолидированным расчетам.
  • Др. документы.

Важность данного типа документации

Указанные выше документы формируют основную отчетную базу. В пакет документов по отчетности бюджетного учреждения входит еще множество справок, отчетов, балансов, пояснительных записок.

Это связано с тем, что контролирующие органы следят за использованием и целевым назначением средств, которые принадлежат бюджету, особенно пристально. Использование бюджетных сумм должно быть обоснованным. К обоснованию можно отнести не только указание, куда эти средства нужны, но и доказательные документы, которые подтвердят, что выделенные средства использовались по назначению, а не по личным прихотям заинтересованных лиц.

Именно поэтому бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений должна быть составлена грамотно и качественно во избежание возникновения проблем.

Итак, отчетность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях заметно отличается от отчетности коммерческих структур. Это связано с повышенными требованиями к данной документации и пристальным вниманием органов, осуществляющих контроль.

Книга: Казначейская система — Юрий С.И.

11.3. Экономическая сущность и функции бюджетного учета

Успешное выполнение государственного и местных бюджетов может быть обеспечено лишь при четкой организации бухгалтерского учета, который в контексте сказанного (то есть исполнения бюджета) принято называть бюджетным учетом.

Бюджетный учет как составляющая единого экономического учета является научно обоснованной системой наблюдения, отражения, обобщения и контроля за количественными и качественными показателями выполнения бюджета. Большинство важных решений, независимо от их сути, базируются на финансовых расчетах. Учет обеспечивает эти расчеты нужной информации и дает аналитическую ориентацию относительно возможных факторов и последствий рассматриваемых альтернатив.

Целью бухгалтерского учета исполнения бюджетов является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой информации о доходах, расходах, кредитование за вычетом погашения и финансирования бюджетов, а также повышение результатов исполнения бюджетов. Основной задачей бюджетного учета и отчетности является полное, своевременное и достоверное отражение процесса исполнения государственного бюджета. Бюджетный учет необходим для обеспечения сохранности бюджетных средств через отражения всех операций по исполнению бюджетов всех уровней в бухгалтерских документах, составление бухгалтерского баланса и отчетности.

Сущность бюджетного учета наиболее полно проявляется в его функциях. Это: наблюдение, отражение, обобщение, контроль выполнения бюджетов всех уровней и обеспечения сохранности средств бюджета. Все они тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Функция наблюдения выполняется в процессе создания и использования финансовых ресурсов государства — бюджета как по доходам, так и по расходам.

Функция отображения базируется на том, что все операции, которые осуществляются за счет бюджетных средств, в соответствии со сметами доходов и расходов, отражаются в соответствующих бухгалтерских документах.

Функция обобщения осуществляется при проведении всех операций по расчетам, результатом которых является баланс доходов и расходов как бухгалтерский отчет.

Все перечисленные функции обеспечивают количественный и качественный учет исполнения бюджетов всех уровней, изменений, внесенных в них в процессе выполнения, что дает возможность выявить отклонения от утвержденных в бюджете ассигнований и внести соответствующие изменения в бюджета или сметы расходов. Таким образом, через выполнение указанных функций органы власти обеспечивают управление бюджетами всех уровней согласно своих полномочий.

Функция контроля заключается в осуществлении бюджетного учета поступлений доходов по их видам и учета исполнения расходной части бюджета по соответствующим ведомствах, учреждениях и организациях, которые финансируются из бюджета, то есть использование бюджета по назначению, за целевым использованием средств в соответствии с росписью и бюджетной классификацией.

В процессе контроля выявляются все нарушения бюджетного законодательства, невыполнение требований относительно использования бюджетных средств. Таким образом, бухгалтерский учет исполнения бюджета позволяет предотвращать кражи, растратам и другим нарушениям в исполнении бюджетов всех уровней.

Таким образом, бюджетный учет отражает исполнение бюджета за учет доходов, расходов, ресурсов бюджета на счетах, осуществление мероприятий, предусмотренных и утвержденных в бюджете, фондов, резервов, создаваемых в процессе кассового исполнения бюджета и исполнения смет расходов бюджетных учреждений, что дает полную картину исполнения бюджетов всех уровней. Исходя из этого можно сказать, что предметом бюджетного учета является бюджетный процесс, обеспечивающий расширенное воспроизводство через распределение и перераспределение валового внутреннего продукта. Следует отметить, что распределительные отношения, которые осуществляются через бюджет является одним из сложнейших этапов общественного воспроизводства. Они затрагивают интересы всех членов общества. Поэтому всесторонний, полный и детальный учет данных отношений имеет чрезвычайно большое значение для общества в целом.

Процесс исполнения бюджета связан с мобилизацией доходов и осуществлением расходов. Поэтому объектами бюджетного учета являются доходная и расходная части бюджета, а также средства бюджета и другие меры, осуществляемые из бюджета.

Ведение бюджетного учета обеспечивается системой методов. Методом бюджетного учета является совокупность приемов, используемых для получения необходимых данных по исполнению бюджета, использованию средств. Основными среди них являются..

— отражение всех хозяйственных операций в первичных документах и регистрах учета и их оценка,,

— двойная запись операций и система счетов,,

— проведение периодической и годовой инвентаризации средств на счетах и в расчетах, долговых, казначейских обязательств,

— обобщение информации в балансе.

Значение бюджетного учета заключается в том, что он, во-первых, является инструментом, который дает возможность осуществлять руководство процессом исполнения бюджета, способствует соблюдению финансовой дисциплины и целевого использования бюджетных средств. Это в свою очередь, обеспечивает выполнение бюджетом его основной функции — рационального распределения и перераспределения национального дохода и соблюдения необходимых пропорций в развитии общества.

Во-вторых, бюджетный учет играет важную роль в бюджетном планировании. Данные об исполнении бюджета за текущий год и предыдущие периоды служат базой для составления проекта бюджета на плановый год. От их достоверности в значительной степени зависит качество бюджета как основного финансового плана государства.

В-третьих, бюджетный учет и отчетность имеют особое значение в развитии финансовой науки. Результаты любого научного исследования имеют практическую ценность тогда, когда они основаны на реальных фактах экономической действительности. Всесторонняя и верная научная оценка того или иного явления может быть дана только на основании полной и достоверной информации. Обобщение этой информации и ее систематизация происходят непосредственно во время ведения учета и составления отчетности.

Значение бюджетного учета особенно возрастает в период, когда экономика и государство пораженные инфляционными процессами. Главной задачей бюджетного учета в этот период является обеспечение четкой организации бухгалтерского учета относительно использования бюджетных средств, государственной дисциплины во всех органах управления, которые выполняют бюджет.
Следует отметить, что бюджетный процесс является довольно сложным и разнообразным, поэтому к учету все время выдвигаются новые требования. Бюджетный учет как іінформаційна система исполнения бюджета должен постоянно приспосабливаться к растущим потребностям бюджетного процесса. Система бюджетного учета должна быть ориентирована на модель рыночной экономики и соответствовать международным принципам учета и отчетности.

Книга: Казначейская система — Юрий С.И.

Казначейская система — Юрий С.И.
РАЗДЕЛ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА УКРАИНЫ 1.1. Исторические условия создания казначейства
1.2. Предпосылки создания казначейской системы исполнения бюджетов в Украине
1.3. Этапы создания и развития Государственного казначейства Украины
РАЗДЕЛ 2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА УКРАИНЫ 2.1. Сущность деятельности и функции казначейства
2.2. Организационная структура Государственного казначейства Украины
2.3. Расчетные палаты в системе казначейства: суть и назначение
РАЗДЕЛ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО УКРАИНЫ-ПОЛНОМОЧНЫЙ УЧАСТНИК БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 3.1. Организация бюджетного процесса в Украине
3.2. Участники бюджетного процесса и их полномочия
3.3. Составление, рассмотрение и принятие Государственного бюджета Украины
3.4. Выполнения Государственного бюджета Украины
3.5. Сведение, составление и предоставление отчетности о выполнении государственного бюджета
3.6. Бюджетное планирование и прогнозирование
3.7. Бюджетные полномочия Государственного казначейства Украины
ГЛАВА 4 БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ 4.1. Сущность и назначение бюджетной классификации
4.2. Классификация доходов бюджета
4.3. Классификация расходов бюджета
4.4. Классификация финансирования бюджета
4.5. Классификация долга
РАЗДЕЛ 5 ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ 5.1. Понятие платежных систем
5.2. Сущность внутренней платежной системы Государственного казначейства
5.3. Экономическое содержание и назначение единого казначейского счета
5.4. Управления единым казначейским счетом
5.5. Общая характеристика счетов, которые открываются в органах Государственного казначейства
5.6. Порядок открытия регистрационных счетов
5.7. Проведение операций на регистрационных счетах
5.8. Порядок открытия специальных регистрационных счетов и проведения операций на них
5.9. Признаки кодирования и аналитические параметры счетов
РАЗДЕЛ 6 ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ 6.1. Техническое обеспечение осуществления платежей
6.2. Механизм взаимоотношений пользователей средств с казначейской системой
6.З.Система электронных плажетив Национального банка Украины
РАЗДЕЛ 7 КАЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ
7.2. Разграничение расходов между бюджетами
7.3. Принципы разграничения расходов между бюджетами
7.4. Распорядители бюджетных средств
7.5. Организация работы по выполнению государственного бюджета по расходам
7.6. Перечисление бюджетных средств через органы Государственного казначейства
7.7. Отказа в осуществлении расходов распорядителей и получателей бюджетных средств
РАЗДЕЛ 8 КАССОВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ПО ДОХОДАМ 8.1.Загальна характеристика государственных доходов
8.2. Организация кассового исполнения государственного бюджета по доходам и порядок зачисления платежей
8.3. Операции по поступлениям в общий фонд государственного бюджета
8.4. Операции по средствам от возврата бюджетных ссуд и кредитов, предоставленных под государственные гарантии за счет общего фонда государственного бюджета
8.5. Операции по поступлениям в специальный фонд государственного бюджета
8.6. Операции по платежам, которые распределяются миме общим и специальным фондами государственного бюджета
8.7. Операции по платежам в бюджет, которые распределяются между государственным и местным бюджетами
8.8. Операции по средствам, временно отнесены к доходам государственного бюджета, подлежащих распределению
8.9. Операции по другим платежам, которые временно отнесены к доходам государственного бюджета
8.10. Операции по собственным поступлениям бюджетных учреждений и организаций
8.11. Зачисление платежей, взимаемых таможенными органами
8.12. Операции по исполнению государственного бюджета по доходам в Государственном казначействе Украины
8.13. Операции по исполнению государственного бюджета по доходам в Государственном казначействе Украины
8.14. Учет и составление отчетности о поступлении средств в государственный бюджет
РАЗДЕЛ 9 КАЗНАЧЕЙСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ 9.1. Состав и структура местных бюджетов
9.2. Межбюджетные отношения и их регулирование
9.3. Межбюджетное финансирование
9.4. Составление, рассмотрение, утверждение, исполнение местных бюджетов
9.5. Исполнение местных бюджетов органами Государственного казначейства
РАЗДЕЛ 10 КАЗНАЧЕЙСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 10.1. Характеристика государственных целевых фондов
10.2.Порядок зачисления средств в государственные целевые фонды
10.3. Казначейское обслуживание средств от приватизации государственного имущества
10.4. Порядок зачисления средств в Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы
10.5. Порядок прохождения средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
РАЗДЕЛ 11 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ КАК ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ 11.1. Учетная политика Государственного казначейства
11.2. Система бухгалтерского учета исполнения бюджетов в Украине
11.3. Экономическая сущность и функции бюджетного учета
11.4. Организация бухгалтерского учета в органах Государственного казначейства
11.5. План счетов как средство регистрации в учете операций
11.6. Структура плана счетов
11.7. Внутренняя построение счетов
РАЗДЕЛ 12 ОТЧЕТНОСТЬ ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТОВ 12.1. Характеристика отчетности об исполнении бюджетов
12.2. Порядок составления и представления отчетности бюджетными учреждениями
12.3. Составление отчетности о выполнение государственного бюджета
12.4. Сроки подачи и порядок рассмотрения отчетности об исполнении бюджета
ГЛАВА 13 КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА 13.1. Содержание и назначение финансового контроля
13.2. Виды, формы и методы финансового контроля
13.3. Органы государственного финансового контроля, их функции
13.4. Проблемы и направления совершенствования работы органов государственного финансового контроля
13.5. Организация финансового контроля в системе казначейства
13.6. Внутренний контроль в органах Государственного казначейства
13.7. Зарубежный опыт организации государственного финансового контроля
РАЗДЕЛ 14 УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 14.1. Экономическая сущность и причины возникновения государственного долга
14.2. Взаимоотношения Украины с международными финансовыми институциями
14.3. Направления развития взаимодействия Украины с международными финансовыми институтами
14.4. Особенности управления государственным долгом
РАЗДЕЛ 15 КАЗНАЧЕЙСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 15.1. Казначейство Франции
15.2. Государственное казначейство США
15.3. Государственное казначейство Великобритании
15.4. Государственное казначейство Латвийской Республики
15.5. Казначейство Австрии
15.6. Федеральное казначейство Российской федерации
ФИНАНСОВЫЙ СЛОВАРЬ КАЗНАЧЕЯ

На предыдущую


Объектами бюджетного учета являются доходы, расходы, денежные средства бюджета и их движение в процессе его исполнения, расчеты, фонды, резервы, материальные ценно­сти и валютные поступления.

По методу начислений объектами учета служат активы, обязательства, доходы, расходы, финансовый результат или чистая стоимость, счета по учету санкционирования расхо­дов и юридические обязательства.

По кассовому методу к объектам учета относятся кассовые поступления, кассовые выбытия, финансовый результат и рас­четы, финансовые активы и обязательства, связанные с кассо­выми поступлениями и выбытиями, а также счета по учету санкционирования расходов и юридические обязательства. B учётную практику введены понятия текущих доходов, текущих расходов, результатов финансовой деятельности учреждения.

Результаты финансовой деятельности можно получать как по учреждению в целом, так и по министерству, Правительству Республики Беларусь в секторе государственного управления, Такие результаты являются балансовой величиной и представля­ют собой разницу между совокупными активами и совокупны­ми обязательствами.

Доходы и расходы являются основными объектами бюджет­ного учета. Они функционируют на всех стадиях исполнения бюджета, начиная от начисления и поступления доходов и за­канчивая расходованием полученных распорядителями бюд­жетных средств.

В зависимости от стадии функционирования в процессе ис­полнения бюджета доходы делятся на начисленные и кассовые, а расходы — на кассовые и фактические.

Начисленные доходы бюджета – доходы, подлежащие вне­сению в бюджет, в суммах, начисленных в соответствии с дей­ствующим законодательством о налогах и неналоговых плате­жах. Такие доходы подлежат только оперативному учету в на­логовых инспекциях. Значение учета начисленных доходов за­ключается в том, что они дают необходимую информацию о суммах, подлежащих поступлению в бюджет по тому или ино­му виду доходов, однако они не характеризуют физическое по­ступление доходов в бюджет.

Кассовые доходы бюджета — это доходы, фактически по­ступившие в бюджет и зачисленные учреждениями банков в соответствующие бюджеты. Данные доходы характеризуют степень выполнения доходной части бюджета как в целом, так и по каждому виду доходов. Поэтому результаты исполнения доходной части бюджета можно определить только по кассо­вым доходам.

Раздельный учет начисленных и кассовых доходов позволяет финансовым органам, налоговым инспекциям обеспечить над­лежащий контроль за своевременным и полным поступлени­ем в бюджет доходов, подлежащих зачислению, а при необхо­димости принять меры, направленные на обеспечение посту­пления каждого вида доходов и исполнения доходной части бюджета. Финансовые органы, налоговые инспекции получа­ют информацию о кассовых доходах от учреждений банков.

Кассовые расходы бюджета — это суммы денежных средств, выданные наличными или перечисленные (списан­ные) безналичным путем по платежным поручениям и другим платежным документам с текущих счетов распорядителей бюджетных средств. Они дают только сведения о перечисленных и выданных средствах с текущих счетов распорядителей бюджетных средств и не в полном объеме характеризуют их фактическое использование на мероприятия, предусмотрен­ные в бюджете. Кассовые расходы не охватывают всех затрат бюджета — например, если начислены средства за выполнен­ные работы, но еще не выданы.

Кассовые расходы характеризуют результаты выполнения расходной части бюджета. Однако они не могут характеризовать фактические затраты, произведенные за счет средств бюд­жета. Данные о кассовых расходах отражаются в выписках, получаемых от учреждений банков, и в выписках из лицевого счета казначейства.

Фактические расходы бюджета представляют собой дей­ствительные затраты, произведенные за счет средств бюджета, а также начисленные или произведенные, но еще неоплачен­ные. Они дают полное представление о затратах на те или иные мероприятия и позволяют определить, например, стоимость обучения одного учащегося в школе, содержания одной койки в больнице и т.п.

Фактические расходы учитываются по месту их возникно­вения, т.е. в бюджетных учреждениях. Финансовые органы не ведут учет фактических расходов бюджета и информацию о них получают из отчетности об исполнении смет доходов и рас­ходов бюджетных учреждений.

Учет начисленных и кассовых доходов, кассовых и факти­ческих расходов бюджета характеризует процесс его исполнения на отдельных стадиях. Наличие единой системы бюджетного учета обеспечивает полноту и правильность учета доходов и расходов как основных объектов бюджетного учета во всех органах, осуществляющих учет исполнения бюджета.

Субъекты бюджетного учета определяются с точки зре­ния различных отраслей законодательства:

· согласно частному (гражданскому) праву, субъектом бюд­жетного учета является бюджетное учреждение;

· исходя из публичного (бюджетного) права, субъектами бюджетного учета считаются:

— главный распорядитель бюджетных средств;

— распорядитель бюджетных средств;

— получатель бюджетных средств;

— органы, осуществляющие кассовое обслуживание испол­нения бюджета (органы казначейства и др.);

— органы, организующие исполнение бюджета (финансо­вые органы).

Субъектами бюджетного учета являются учреждения, органи­зации, непосредственно или косвенно участвующие в составле­нии, утверждении и исполнении бюджета. К числу таких уч­реждений и организаций относятся прежде всего Министер­ство финансов и его структурные подразделения на низовых звеньях, включая налоговые инспекции, учреждения банков­ской системы, бюджетные организации, сельские, районные, городские и областные Советы депутатов.

В основе учета доходов и расходов бюджета в органах, осу­ществляющих учет исполнения бюджета, находится бюджетная классификация. Благодаря ей все доходы и расходы распо­лагаются в бюджете в определенном порядке, что обеспечива­ет необходимую детализацию и группировку однородных при­знаков.

Бюджетная классификация — это научно обоснованная экономическая группировка доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета и видов государ­ственного долга по однородным признакам, приведенная в определенную систему и зашифрованная в надлежащем порядке.

Данная классификация имеет организующее и правовое зна­чение. Первое проявляется в единообразии учета доходов и рас­ходов, составлении отчетности об исполнении бюджета, осу­ществлении контроля и анализа по каждому виду доходов и рас­ходов; второе заключается в том, что все показатели дохо­дов и расходов бюджета являются финансовыми планами, обя­зательными для исполнения. В нашей стране применяется клас­сификация доходов и расходов республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь, утвержденная постановлени­ем Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 208.

Бюджетная классификация обеспечивает сопоставление по­казателей бюджетов, унифицирует бюджетную документацию, порядок составления и исполнения бюджетов, позволяет про­водить экономический анализ состава и структуры их доходов и расходов. С ее помощью сводятся консолидированные бюд­жеты отдельных административно-территориальных единиц. В строгом соответствии с бюджетной классификацией состав­ляются сметы бюджетных учреждений.

Бюджетная классификация — это основной методологиче­ский документ, с помощью которого формируются и исполняется бюджеты. Она является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных це­левых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций с присвоением объектам классификации группировочных кодов исходя из их экономической характеристики, что обеспечивает республи­канскую и международную сопоставимость показателей бюд­жетов, необходимую для соответствующего анализа бюджет­но-финансовой политики государства.

Задачей классификации государственного бюджета являют­ся осуществление группировки основных операций сектора государственного управления и создание аналитической базы для определения потребности этих органов в расходах, креди­тах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся в на­личии финансовых ресурсов без привлечения заемных или на­копленных за прошлые периоды средств.

Бюджетная классификация не только обеспечивает сопо­ставимость показателей бюджетов всех уровней, но и позволя­ет принимать решения при формировании бюджетов всех уровней на следующий год путем анализа их исполнения за предыдущий год.

Она состоит из двух основных частей: доходов и расходов бюджета. Первые группируются по видам, вторые – по направ­лениям. Затем деление осуществляется по ведомственному, отраслевому и предметному признакам, называемым подраз­делениями бюджетной классификации.

Подразделениями бюджетной классификации являются разделы, главы, параграфы и статьи. Они имеют установленные наименования и шифры. Разделы отражают отдельные виды доходов и расходов, главы показывают плательщиков доходов, параграфы – категории плательщиков, статьи – отдельные виды платежей.

Учет исполнения бюджета и составление отчетности ведет­ся в соответствии с бюджетной классификацией. Это необходимо для того, чтобы данные учета можно было использовать при планировании бюджета и в процессе осуществления кон­троля за его исполнением.

Классификация доходов и расходов позволяет объединять данные об исполнении отдельных бюджетов в сводные отчеты и затем в отчет об исполнении государственного бюджета Республики Беларусь.

Учет доходов в разрезе бюджетной классификации по мест­ным бюджетам ведут финансовые органы, по республиканскому бюджету – Министерство финансов. Классификация до­ходов бюджета является единой и используется при составле­нии, рассмотрении, утверждении и исполнении республикан­ского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государствен­ных внебюджетных фондов, при составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а также при состав­лении смет доходов и расходов внебюджетных средств бюд­жетных организаций и отчетности по ним.

Классификация доходов бюджета по группам, подгруппам, видам и разделам применяется при их утверждении законом о республиканском бюджете или решением местного Совета де­путатов о бюджете на очередной финансовый год.

Классификация доходов бюджета по подразделам применя­ется для детализации доходов в пределах разделов.

Классификация доходов бюджета включает следующие пя­ть уровней – группу, подгруппу, вид, раздел, подраздел и пред­ставлена в виде семизначного кода классификации доходов бюджета. Код классификации доходов бюджета состоит из семи знаков, в том числе: группа — 1 знак, подгруппа — 1 знак, вид — 1 знак, раздел — 2 знака и подраздел — 2 знака (при от­сутствии уровня используется нулевая позиция «0»).

Код классификации доходов бюджета имеет следующую структуру:

· группа (1 -й разряд кода классификации доходов бюджета);

· подгруппа (2-й разряд кода классификации доходов бюджета);

· вид (3-й разряд кода классификации доходов бюджета);

· раздел (4- и 5-й разряды кода классификации доходов бюджета);

· подраздел (6- и 7-й разряды кода классификации доходов бюджета).

Три первых знака семизначного кода классификации дохо­дов бюджета (с 1-го по 3-й разряды) служат для систематизации доходов бюджета по их экономическому содержанию для обеспечения международной сопоставимости показателей.

С 4-го по 7-й разряды отражают источники формирования доходов бюджета в соответствии с актами законодательства по разделам и подразделам.

Доходы бюджета в зависимости от экономического содержа­ния подразделяются на следующие группы:

· 100 – налоговые доходы;

· 200 – взносы на государственное социальное страхование;

· 300 – неналоговые доходы;

· 400 – безвозмездные поступления.

Дальнейшая детализация групп классификации доходов бюджета осуществляется в разрезе соответствующих под­групп, видов, разделов и подразделов.

Налоговые доходы классифицируются в зависимости от объекта налогообложения и делятся на соответствующие подгруппы. В группу «Налоговые доходы» (100) в зависимости от объекта налогообложения и в соответствии с экономической характеристикой, обеспечивающей международную сопоста­вимость показателей, включаются следующие подгруппы:

· 110 – налоги на доходы и прибыль;

· 120 – налоги на фонд заработной платы;

· 130 – налоги на собственность;

· 140 – налоги на товары (работы, услуги);

· 150 – налоговые доходы от внешнеэкономической дея­тельности;

· 160 – другие налоги, сборы (пошлины) и другие налого­вые доходы.

Детализация подгрупп классификации доходов осуществля­ется в разрезе соответствующих видов, разделов и подразде­лов доходов. В группу «Взносы на государственное социаль­ное страхование» (200) включаются одна подгруппа 210 — взносы на государственное социальное страхование и два вида доходов:

· 211 – обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

· 212 – взносы на профессиональное пенсионное страхо­вание.

В группу «Неналоговые доходы» (300) в соответствии с эко­номической характеристикой, обеспечивающей международную сопоставимость показателей, включаются следующие под­группы:

· 310 – доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

· 320 – доходы от осуществления приносящей доходы дея­тельности;

· 330 – штрафы, удержания;

· 340 – прочие неналоговые доходы.

Детализация подгрупп классификации доходов осущест­вляется в разрезе соответствующих видов, разделов и подразделов доходов.

В группу «Безвозмездные поступления» (400) в зависимо­сти от источника, предоставляющего трансферт, включаются следующие подгруппы:

· 410 – безвозмездные поступления от иностранных госу­дарств;

· 420 – безвозмездные поступления от международных ор­ганизаций;

· 430 – безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Республики Беларусь.

Детализация подгрупп классификации безвозмездных по­ступлений осуществляется в разрезе соответствующих видов в зависимости от того, является этот трансферт текущим или ка­питальным.

Текущие – безвозмездные поступления, предоставляемые на текущие расходы, и капитальные – на осуществление капитальных расходов.

Учет расходов в разрезе отдельных статей ведут бюджетные учреждения. Финансовые органы учитывают эти расходы на основании отчетности по бюджетным ассигнованиям.

Для учета расходов бюджетов применяются функциональ­ная, программная, ведомственная, экономическая классификации. Кроме того, участниками бюджетного процесса использу­ются также классификация финансирования дефицита бюдже­та и классификация видов государственного долга Республики Беларусь.

Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства. Первым уров­нем функциональной классификации расходов бюджета являются разделы, определяющие расходование средств бюджета на эти цели, вторым – подразделы, конкретизирующие направле­ние этих средств в пределах разделов. Для обеспечения даль­нейшей детализации расходования средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов выделяются виды расходов.

Кроме того, в функции классификации расходов выделяется параграф. Он применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности.

Код функциональной классификации занимает 9 знаков: раздел – 2 знака, подраздел – 2 знака, вид – 2 знака (при отсутствии вида используется нулевая позиция «00») и код параграфа – 3 знака.

Функциональная классификация расходов является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов,

бюджетов государственных внебюджетных фондов, при составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а также при составлении смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним.

При утверждении республиканского и местных бюджетов законом Республики Беларусь или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год расходы предусматриваются по функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам. Функциональная классификация расходов по параграфам обеспечивает детализацию расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности и применяется при утверждении бюджетной росписи соответствующего бюджета. Министерство финансов Республики Беларусь, а также финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов (далее — местные финансовые органы) для обеспечения целевого использования бюджетных средств имеют право в ходе исполнения бюджета вводить и применять параграфы функциональной классификации расходов 800–880.

При отнесении расходов по функциональной классификации расходов необходимо руководствоваться следующими основными подходами:

· расходы на реализацию функций общего назначения от­носятся на раздел 01 «Общегосударственная деятельность»;

· отнесение расходов на обеспечение деятельности государственных органов в сфере установленных функций осуществляется по соответствующим этим функциям позициям функциональной классификации расходов (за исключением органов местного управления и самоуправления);

· производится разделение расходов в сфере науки на фун­даментальные научные исследования (раздел 01 «Общегосударственная деятельность») и прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты с отнесением расходов в части прикладных исследований по направлениям, установленным для финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, на соответствующие разделы функциональной классификации расходов;

· расходы на капитальные вложения относятся на разделы, подразделы и виды по соответствующим параграфам.

По разделу 01 «Общегосударственная деятельность» отра­жаются расходы на осуществление мероприятий общегосудар­ственного значения (обеспечение деятельности Президента Ре­спублики Беларусь, функционирования Национального собра­ния Республики Беларусь, органов местного управления и са­моуправления, финансовых, налоговых и статистических орга­нов, государственных архивов, а также других государственных органов, выполняющих общегосударственные функции (за ис­ключением отраслевых); международная деятельность; оказа­ние международной экономической и гуманитарной помощи; обеспечение проведения выборов и референдумов; обслужива­ние государственного долга Республики Беларусь; формирова­ние государственных материальных резервов, резервных фон­дов; фундаментальные научные исследования; прикладные на­учные исследования, научно-технические программы и проек­ты; другая общегосударственная деятельность).

Программная классификация расходов состоит из двух уровней. Первым уровнем программной классификации рас­ходов бюджета являются бюджетные программы, утвержден­ные в установленном порядке; второй уровень – это подпро­граммы, детализирующие расходы в рамках бюджетных про­грамм. Код программной классификации состоит из пяти зна­ков: программа – 3 знака, подпрограмма – 2 знака (при отсут­ствии подпрограммы используется нулевая позиция «00»).

Программная классификация расходов является еди­ной и используется при составлении, рассмотрении, утвержде­нии и исполнении республиканского бюджета, местных бюд­жетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, при составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их ис­полнении, а также при необходимости составления смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организа­ций и отчетности по ним.

При принятии региональной программы, основанием для разработки которой явилась государственная программа, этой региональной программе присваивается код программной клас­сификации соответствующей государственной программы. Программам, являющимся продолжением программ, реализуе­мых в текущем году, присваиваются коды программной класси­фикации текущего года. Финансирование отраслевой програм­мы с очередного года должно осуществляться в пределах сре­дств, предусмотренных распорядителем бюджетных средств (разработчиком) по непрограммным расходам (код 999).

При утверждении республиканского и местных бюджетов законом Республики Беларусь или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год расходы пре­дусматриваются в разрезе программной классификации расходов бюджета.

Ведомственная классификация расходов состоит из одного уровня — главы, которая имеет трехзначный код. При утверждении ведомственных классификаций расходов соответствую­щего местного бюджета учитывается, что постоянным распо­рядителям средств соответствующих местных бюджетов при­сваиваются коды глав, соответствующие аналогичным посто­янным распорядителям средств республиканского бюджета, которые сохраняются в последующем периоде. Временным распорядителям средств республиканского и местных бюдже­тов в соответствии с актами законодательства присваиваются временные коды глав на определенный период.

При утверждении расходов республиканского и местных бюджетов законом Республики Беларусь или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год они предусматриваются по главам ведомственной классификации расходов в разрезе функциональной классификации расходов.

Экономическая классификация расходов бюджета состоит из следующих четырех уровней:

· категории расходов (текущие расходы, капитальные расходы, кредитование минус погашение и финансовый резерв);

· статьи (закупки товаров и оплата услуг, обслуживание государственного долга, текущие бюджетные трансферты, капи­тальные вложения в основные фонды, создание государствен­ных запасов и резервов, приобретение земли и нематериаль­ных активов, капитальные бюджетные трансферты, кредитование минус погашение и финансовый резерв);

· подстатьи, детализирующей расходы в пределах статьи (заработная плата рабочих и служащих, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, предоставление бюджетных кредитов, ссуд, займов внутри страны и др.);

· элемента расходов, детализирующего при необходимости расходы в пределах подстатьи.

Код экономической классификации расходов бюджета со­стоит из семи знаков: категория – 1 знак, статья – 2 знака, подстатья – 2 знака и элемент – 2 знака (при отсутствии уровня используется нулевая позиция «00»).

Классификация текущих и капитальных расходов и креди­тования за вычетом погашения в соответствии с экономически­ми характеристиками этих трех категорий показывает те виды экономических операций, которые проводятся органами государственного управления для выполнения ими своих функций, а также их воздействие на функционирование рынка товаров и услуг, финансовых рынков и на распределение доходов.

Расходы определяются как не подлежащие возврату государ­ственные платежи, которые не вызывают и не погашают финан­совые требования. Расходы могут быть как на текущие цели, так и на осуществление капитальных затрат, а также как возмезд­ные (при покупке товаров и выполнении работ (оказании ус­луг)) и безвозмездные (все виды бюджетных трансфертов).

Экономическая классификация расходов бюджета показы­вает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

Классификация финансирования дефицита бюджета яв­ляется группировкой источников финансирования, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета исходя из видов и форм долговых обязательств.

Код классификации финансирования дефицита бюджета со­стоит из семи знаков: вид источника – 1 знак, источник – 2 знака, тип источника – 2 знака и детализация – 2 знака (при отсут­ствии уровня используется нулевая позиция «00»).

По коду 1 01 00 00 «Источники, получаемые от Нацио­нального банка Республики Беларусь» отражаются (с использо­ванием соответствующей детализации) привлечение и пога­шение основного долга по источникам, получаемым от Нацио­нального банка Республики Беларусь в соответствии с законо­дательством.

По коду 1 02 00 00 «Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц» отражаются привлече­ние средств и погашение основного долга по всем видам госу­дарственных ценных бумаг и ценных бумаг, выпускаемых ор­ганами местного управления и самоуправления с использова­нием соответствующей детализации.

По коду 1 03 00 00 «Источники, получаемые из других сек­торов государственного управления» отражаются:

· по коду 1 03 01 00 — получение бюджетных кредитов из государственных внебюджетных фондов (код 1 03 01 01) и по­гашение основного долга по ним (код 1 03 01 02);

· по коду 1 03 02 00 — получение бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы Республики Беларусь (код 1 03 02 01) и погашение основной суммы долга по ним (код 1 03 02 02).

По коду 1 04 00 00 «Прочие источники внутреннего финан­сирования» отражаются:

· поступления непогашенной задолженности за энергоно­сители, образовавшейся по состоянию на 1 февраля 1996 г.;

· погашение задолженности государственным юридиче­ским лицам по заблокированным счетам во Внешэкономбанке СССР по состоянию на 1 января 1992 г.;

· привлечение и погашение прочих заемных средств, привле­каемых для финансирования дефицита бюджета в соответствии с законодательством, не отнесенных к модам 1 01 00 00 – 1 03 00 00.

По коду 1 05 00 00 «Источники от операций с принадлежа­щим государству имуществом» отражаются:

· по коду 1 05 01 00 — поступления средств от реализации принадлежащего государству имущества (в том числе акций) в соответствии с законодательством о приватизации с исполь­зованием соответствующей детализации;

· по коду 1 05 02 00 — платежи, связанные с приобретени­ем акций и увеличением доли государства в уставных фондах.

По коду 1 06 00 00 «Операции по средствам в иностранной валюте» отражаются соответствующие операции по валютным счетам:

· по коду 1 06 01 00 «Разница, образовавшаяся при измене­нии курса иностранной валюты (курсовая разница)» отражает­ся разница, возникающая при переоценке имущества (денеж­ные средства на валютных счетах в банках, в пути) и обяза­тельств (кредиты банков, бюджетные ссуды (займы), займы других организаций) в иностранной валюте при изменении Национальным банком Республики Беларусь курсов иностран­ных валют на дату совершения операции, а также на дату со­ставления бухгалтерской отчетности за отчетный период;

· по коду 1 06 02 00 «Операции по купле-продаже иностран­ной валюты» — курсовые разницы, возникающие при валютно-обменных операциях, в сумме разницы между установленным обменным курсом и курсом Национального банка Республики Беларусь на дату проведения операции.

По коду 1 07 00 00 «Изменение остатков средств бюджета» отражается изменение остатков средств бюджета в течение соответствующего финансового года (уменьшение (со знаком «плюс») или увеличение (со знаком «минус»)). Данная позиция формируется как разность кодов 1 07 01 00 «Остатки на начало отчетного периода» и 1 07 02 00 «Остатки на конец от­четного периода».

По коду 1 08 00 00 «Операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправ­ления по кредитам банков Республики Беларусь» отражаются:

· по коду 1 08 01 00 – платежи Правительства Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления в качестве гаранта по погашению основной суммы долга, про­центов и прочих платежей по кредитам, выданным банками Республики Беларусь;

· по коду 1 08 02 00 – возврат сумм, выплаченных Прави­тельством Республики Беларусь, органами местного управления и самоуправления в счет выполнения гарантий по креди­там, выданным банками Республики Беларусь.

По коду источника 2 01 00 00 отражаются получение и по­гашение основного долга по кредитам международных финансовых организаций.

По коду источника 2 02 00 00 отражаются получение и пога­шение основного долга по кредитам иностранных государств и иных иностранных кредиторов.

С использованием кода 2 03 00 00 отражаются привлечение государственных ценных бумаг Республики Беларусь, формирующих внешний государственный долг, и погашение основ­ного долга по ним.

По коду 2 04 00 00 «Операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам» отражаются платежи Правительства Республики Беларусь в качестве гаранта по погашению и обслуживанию внешних займов и возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь в счет вы­полнения гарантий по внешним займам.

Классификация видов государственного долга Респу­блики Беларусь является группировкой внешних и внутренних государственных займов исходя из видов кредиторов и форм долговых обязательств.

Внешние долговые обязательства (200) делятся на:

· кредиты (займы), привлеченные от нерезидентов Республики Беларусь (210);

· государственные ценные бумаги, размещенные на внеш­них финансовых рынках (220);

· обязательства, подлежащие исполнению по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам (230).

Внутренние долговые обязательства (100) подразделяются на:

· обязательства Правительства Республики Беларусь, оформленные как внутренний государственный долг (110);

· обязательства по государственным ценным бумагам (120);

· обязательства, подлежащие исполнению по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внутренним займам (130);

· прочие обязательства Правительства Республики Бела­русь (140).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *