Отчисления в резерв универсального обслуживания

кандидат юридических наук, руководитель www.ordercom.ru

В настоящее время Федеральное агентство связи (далее – «Россвязь») стала массово рассылать по Операторам связи письма с требованием, под страхом взыскания через суд, перечислить в бюджет платеж в резерв универсального обслуживания (далее по тексту – «РУО»).

Для большинства Операторов такое требование приходит как гром среди ясного неба. Зачастую Оператор вообще не знал, что надо платить, ибо в условиях действия лицензии такой обязанности не прописано. В настоящей статье будет дана правовая оценка и комментарии юриста по теме статьи.

За что платим? Платим за телефонизацию всей страны…

В соответствии с п.1 ст. 59 федерального закона № 126-ФЗ «О связи» (далее – «ЗоС»), резерв универсального обслуживания формируется в целях обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи.

В соответствии со ст.2 ЗоС, «универсальные услуги связи — услуги связи, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания».

Сколько, когда и куда платим?

Платим 1,2 % от доходов за услуги связи не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы.

Статья 60 ЗоС предусматривает:

1. Источниками формирования РУО являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования…

2. Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.

3. Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 процента.

4. Размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 настоящей статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей.

5. Операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

6. В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей).

На основании чего платим?

Основанием для оплаты являются данные сведений о доходах, предоставленные Оператором.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2008 г. N 23 (далее – ППРФ №23) утверждены изменения, которые вносятся в перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий».

Изменения, утвержденные ППРФ №23, ввели обязательное условие осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг связи Операторов связи: «Представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в РУО в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи».

Причем п. 2 ППРФ N 23 установил, что «оказание услуг связи операторами связи, получившими лицензии на соответствующие виды деятельности до вступления в силу настоящего Постановления, осуществляется с учетом изменений, которые вносятся указанным Постановлением».

Иными словами предоставление сведений о базе расчета отчислений в РУО становится условием осуществления деятельности всех без исключения Операторов связи, вне зависимости от наличия такой обязанности в лицензии.

Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в РУО (далее – «Порядок») утвержден приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.08 № 41 (в ред. Приказа Минкомсвязи № 87 от 30.06.09). Форма предоставления сведений приведена в Приложении N 1 к Порядку и размещена по адресу . Приказ Минкомсвязи начал действовать 31.10.2008.

В соответствии с Порядком, вышеуказанные сведения направляются в Федеральное агентство связи по адресу 123375, Москва, Тверская,7 на бумажных носителях, а электронная копия в формате xls направляется на электронный адрес mailto:fasbuh@minsvyaz.ru.

При заполнении формы сведений для резерва УО надо учитывать, чтобы данные совпадали с данными статистической отчетности по Форме N 65-связь (услуги) (квартальная) «Сведения о доходах от услуг связи» (утв. постановлением Госкомстата РФ от 18 декабря 2003 г. N 113), если таковая направлялась в Минкомсвязи.

Ответственность за не уплату

Если Оператор связи с 31.10.2008 оказывает услуги связи, но не представляет в Россвязь сведений о базе расчета отчислений в резерв УО в порядке и по форме, установленным приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41, то такая деятельность подпадает под ст. 14.1. КоАП РФ (ответственность за деятельность, связанную с нарушение лицензионных условий) и может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей и предписание Роскомнадзора.

Здесь следует отметить, что законодательством не установлена административная (и тем более, уголовная) ответственность за неуплату платежей, но лишь за не предоставление сведений о базе расчета в резерв УО. Также законодательством РФ не установлено административной ответственности за не верно рассчитанную сумму отчислений.

В соответствии со вторым предложением п. 2 ст. 59 ЗоС «Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи».

В соответствии с п.6. ст. 60 ФЗ «О связи» неуплата в установленные сроки или оплата не в полном объеме может повлечь судебное разбирательство, на что и указывает Россвязь в рассылаемых письмах. Однако в настоящее время судебная практика по данному вопросу отсутствует. Обычно в ответ на письмо Россвязи Оператор платит1.

Предположу, что в случае не оплаты отчислений в РУО следующим шагом Россвязи может быть доведение сведений о неплательщиках до Роскомнадзора.

И в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗоС, ответом Роскомнадзора может быть предупреждение о приостановлении действия лицензии и предписания о неисполнении обязательных требований ст. 60 ЗоС. А неисполнение предписания может в соответствии с п./п. 3 п. 2 ст. 37 ЗоС повлечь приостановление действия лицензии.

Здесь следует отметить, что, прежде всего, под ударом окажутся Операторы «средней руки», ибо собирать денег с мелочи себе накладнее, а крупные Операторы платят… Однако заполнять формы и платить следует только с документально подтверждаемых доходов от услуг связи.

Как отражаются в бухгалтерском учете оператора связи операции, связанные с перечислением обязательных неналоговых платежей в резерв универсального обслуживания?

Данные отчисления являются фискальными сборами неналогового характера (см. п. п. 5, 5.1, 5.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 N 2-П) и НДС не облагаются.

Бухгалтерский учет

Затраты в виде обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания включаются в состав расходов организации по обычным видам деятельности с отражением по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (п. п. 5, 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 05.06.1999 N 33н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Единый налог по УСН

Отчисления в резерв универсального обслуживания не могут быть учтены в составе расходов налогоплательщиком, применяющим УСН, поскольку не являются сборами, уплачиваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п.п. 22 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ), и не предусмотрены отдельно в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Аналогичная точка зрения высказана в Письме Минфина России от 10.07.2007 N 03-11-04/2/175.

В завершении хотелось бы отметить, что действия Россвязи напрямую не связаны с переживаемым в мире экономическим кризисом, так как поступившие в Россвязи отчисления поступают на счета Операторов универсального обслуживания. Соответственно недофинансирование данных Операторов приводит к невыполнению Минкомсвязи обязанности доступности услуг связи каждому человеку и гражданину.

1 Реквизиты для уплаты можно скачать в разделе сайта Минкомсвязи «Отчисления в резерв универсального обслуживания» по ссылке http://www.minkomsvjaz.ru/.cmsc/upload/docs/200909/0210272mn.xls . Кроме того, в письменных обращениях Россвязь просит направить копию платежки по факсу (499) 503-98-48.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
ПИСЬМО
от 26 июня 2014 года N РШ-П33-2958

Федеральное агентство связи повторно напоминает о необходимости своевременного представления сведений о бале расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее — Сведения) и осуществления отчислений в резерв универсального обслуживания (далее — Отчисления) в соответствии со статьей 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи». Порядок и сроки предоставления сведений определены приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 N 41 (http://www.rossvyaz.ru/docments/).
Представление оператором связи Сведений является лицензионным условием и производится ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, котором получены доходы, в бумажном виде по адресу: 109289, Москва, Николоямский переулок, дом ЗА, строение 2.
Отчисления осуществляйся не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, по реквизитам, размещенным на официальном сайте Россвязи http://www.rossvyaz.ru/activity/uus/p166/p196/.
Россвязь информирует вас о подписании с Роскомнадзором Регламента взаимодействия при осуществлении контроля и надзора за исполнением операторами универсального обслуживания нормативных правовых актов, регулирующих оказание универсальных услуг связи, и договоров об условиях оказания универсальных услуг связи на территории Российской Федерации, а так же исполнением операторами сети связи общего пользования требований об обязательных отчислениях (неналоговых платежах) в резерв универсального обслуживания.
В рамках Регламента Россвязью направляются в Роскомнадзор о возбуждении в отношении операторов связи, не представивших Сведения, дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.1 КоАП РФ.

24.06.2014 во все ТУ Роскомнадзора направлены первые 800 заявлений.
Кроме того, Россвязью проводится претензионная работа по взысканию задолженности по Отчислениям и резерв универсального обслуживания в судебном порядке. По всем рассмотренным исковым заявлениям Россвязи судами приняты решения об удовлетворении исковых требований.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт
Федерального агентства связи
www.rossvyaz.ru (сканер-копия)
по состоянию на 19.12.2014

Совет Федерации (CФ) одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в ст. 60 и 68 Федерального закона «О связи» и Кодекс РФ об административных правонарушениях» (КоАП РФ). Закон устанавливает дополнительные источники формирования резерва универсального обслуживания (фонда универсального обслуживания). Такими источниками, помимо обязательных платежей операторов сети связи общего пользования, определяются пени за их несвоевременную или неполную уплату. Кроме того, законопроект вносит изменения в КоАП РФ, которые устанавливают административную ответственность за несвоевременную или неполную уплату операторами обязательных отчислений в фонд универсального обслуживания.

Поправки к закону «О связи» и КоАП РФ вчера представил первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Алексей Майоров. Решение об одобрении законопроекта было принято в ходе вчерашнего заседания Совета Федерации.

Сам документ размещен в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности. Проект закона был внесен на рассмотрение в Госдуму в ноябре 2015 г.

Алексей Майоров вчера, представляя законопроект в СФ, отметил, что данный законопроект направлен на повышение собираемости отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания. Так, устанавливаются дополнительные источники формирования резерва универсального обслуживания. Такими источниками, помимо обязательных платежей операторов сети связи общего пользования, определяются пени за их несвоевременную или неполную уплату.

Напомним, что резерв универсального обслуживания был учрежден в 2005 г. Участники отрасли называют его фондом, хотя до сих пор это название остается неофициальным. Операторы связи ежегодно направляют 1,2% выручки в резерв универсального обслуживания. Средства резерва расходуются на оказание универсальных услуг связи населению, в частности на обслуживание таксофонов и точек коллективного доступа в Интернет, а также на программу устранения цифрового неравенства (УЦН).

Поправки в ст. 60 и 68 Федерального закона «О связи» гласят, что в случае если операторы не внесли обязательные отчисления (1,2% от выручки) в резерв универсального обслуживания в установленные сроки или сделают это не в полном объеме, то Федеральное агентство связи (Россвязь) имеет право обратиться в суд с иском по данному вопросу.

«В случае неисполнения оператором сети связи общего пользования обязанности по уплате обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, помимо причитающихся к уплате сумм отчислений, операторами сети связи общего пользования будет уплачиваться пеня за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным днем осуществления отчислений», — говорится в законопроекте.

В законопроекте уточняется, что пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений в фонд универсального обслуживания. «Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей на день начисления пеней ставки рефинансирования Центрального банка России», — отмечается в проекте закона.

Кроме того, как отметил Алексей Майоров, вносятся изменения и в КоАП РФ, которые устанавливают административную ответственность за несвоевременную или неполную уплату операторами обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания.

В законопроекте, представленном сенатором, говорится, что несвоевременная или неполная уплата оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

В разговоре с корреспондентом ComNews представитель ПАО «Ростелеком» отметил, что оператор является добросовестным плательщиком в резерв универсального обслуживания, поэтому на деятельности компании нововведения не скажутся.

В «Ростелекоме» считают, что введение системы штрафов и пени может стимулировать недобросовестных плательщиков быть аккуратнее при внесении обязательных платежей.

«Как исполнитель государственного контракта об условиях оказания универсальных услуг связи — подписан в 2014 г. на 10 лет, — которые финансируются из резерва, «Ростелеком» заинтересован в своевременной и полной компенсации затрат, понесенных компанией по этому направлению», — рассказали ComNews в «Ростелекоме».

Представитель ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») также отметил, что «ВымпелКом» выполняет все требования, установленные законодательством. Другие операторы «большой тройки» вчера воздержались от комментариев.

Финансовый аналитик группы компаний «Финам» Леонид Делицын считает, что закон влияет на деятельность компаний как любой налог, но новые поправки повлияют незначительно.

«Поправки не требуют штрафовать операторов дополнительно и не ужесточают существующие штрафы, они лишь определяют судьбу штрафов и пеней, которые также должны идти на те же цели — в резерв универсального обслуживания», — отметил он, добавив, что государству необходим источник средств для оказания услуг связи населению в малолюдных, удаленных и труднодоступных населенных пунктах.

Как предположила заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова, эти поправки, если будут приняты, то будут негативно восприняты операторами связи, которые обязаны выплачивать отчисления в такой резерв. «Прежде всего потому, что все операторы услуг проводной связи, кроме «Ростелекома», являются частными компаниями. За рубежом нет прецедента обложения частных операторов проводной связи такими поборами», — отметила она.

По мнению Натальи Мильчаковой, основным экономическим последствием станет повышение тарифов на услуги. «Операторы будут объяснять клиентам, что государство их к этому вынудило. Однако для государственных компаний существование таких отчислений закономерно. То есть если «Ростелеком» повысит тарифы, ссылаясь на поправки в законы, то это не станет убедительным аргументом для его абонентов», — считает эксперт.

Кроме того, Наталья Мильчакова предположила, что данные поправки не смогут увеличить собираемость денег в резерв универсального обслуживания. «Крупнейшие операторы связи являются дисциплинированными плательщиками, а происходящие иногда экономические кризисы не сильно сказываются на отрасли проводной связи. Те небольшие операторы связи в регионах, которые сейчас не платят, и после принятия поправок в законы найдут способы обойти закон и не платить», — отметила она.

Эксперты аналитического департамента компании «Альпари» считают, что сам по себе резерв универсального обслуживания на уровне государства с обязательными отчислениями операторов должен был бы касаться только тех операторов проводной связи, которые находятся в государственной собственности. «Частные компании сами способны создать себе резерв для целей управления возможными рисками и потерями», — заключили в «Альпари».

Напомним, как ранее сообщало издание «Ведомости», в феврале этого года Минкомсвязи предложило переименовать резерв универсальных услуг связи в фонд развития связи и внести корректировки в Бюджетный кодекс, чтобы обеспечить целевое расходование средств, поступающих в фонд.

  1. О Резерве универсального обслуживания

Особенность данного вопроса состоит в том, что, в отличие от большинства иных требований законодательства к вещателю, исполнение которых контролирует Роскомнадзор, данное требование происходит не из законодательства в сфере СМИ, а из законодательства в сфере связи. Сказанное выше означает, что обязанность, о которой идёт речь – это обязанность оператора связи, т.е. держателя лицензии на деятельность в области связи (для целей эфирного вещания, в данном случае), а не лицензии на вещание («главной» лицензии радиостанции).

В связи с этим, если по какой-то причине радиостанция имеет только вещательную, но не имеет «связной» лицензии (например, пользуется услугами связи РТРС), то обязанности по направлению какой-либо отчётности по резерву универсального обслуживания у вещателя нет.

О какой обязанности идёт речь? Статьями 59, 60 и 61 ФЗ «О связи» устанавливаются правовые основания для формирования т.н. «резерва универсального обслуживания», и определены источники его финансирования. Основным таким источником являются выплаты от операторов связи (т.е. держателей лицензий на деятельность в области связи), которые определяются как доля от доходов от деятельности в области связи (сейчас – 1,2%) и подлежат оплате не позднее 30 дней с даты окончания календарного квартала.

Помимо этого, обязанностью (лицензионным требованием) для оператора связи является направление в уполномоченный орган специальной отчётности по начислению указанных платежей. Документ, который регламентирует эту обязанность, называется «Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания» (утверждён Приказом Минсвязи от 16.09.2008).

Соответственно, необходимо разобраться с двумя вопросами: во-первых, необходимо ли радиостанции что-то платить в указанный резерв, и, во-вторых, необходимо ли подавать соответствующую отчётность.

  1. Отчисления в Резерв универсального обслуживания. Порядок расчёта и уплаты.

В отношении оплаты отчислений в резерв универсального обслуживания у радиокомпании может быть две ситуации.

Первый вариант (наиболее распространённый) – одна организация является держателем и лицензии на вещание, и лицензии на связь. В таком случае услуги связи такая организация как бы оказывает сама себе (то есть использует в собственной деятельности), и доходы от этого вида деятельности отсутствуют. Закон (пункт 2 статьи 60 ФЗ «О связи») прямо говорит, что доход определяется по правилам бухгалтерского учёта, следовательно, руководствоваться надо положениями ПБУ «Доходы организации» 9/99 (утверждено Приказом Минфина от 06.05.1999). Согласно пункту 5 указанного ПБУ, «Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее — выручка)». Поскольку в данном случае выручки у организации нет, обязанности производить какие-либо выплаты в Резерв универсального обслуживания также не имеется (т.е. база считается равной нулю). Мы оговариваем это, потому что теоретически возможно было бы рассмотреть какую-то методику определения рыночной стоимости услуг связи для целей эфирного вещания и для собственных нужд, однако в данный момент правила бухгалтерского учёта говорят о том, что доход учитывается от той услуги, которая была оказана третьему лицу, например, если доход поступил за рекламные услуги, он считается поступившим именно за рекламные услуги и вычленять из него «связной» компонент не требуется. Возможно, в будущем ситуация изменится, поскольку сейчас большое количество операторов связи, которые не продают услуги связи непосредственно, по факту ничего не платят в резерв универсального обслуживания, и будет логично, если законодатель обратит на это внимание.

Второй вариант – когда радиостанция существует в виде группы компаний, где лицензиями на вещание и на связь владеют разные лица. В таком случае платёж в резерв универсального обслуживания должен быть произведён держателем лицензии на связь в установленном порядке, исходя из суммы договора на оказание услуг связи.

Реквизиты для уплаты можно уточнить на сайте Федерального агентства связи.

  1. Отчётность по Резерву универсальному обслуживания

Что касается направления отчётности (именно её не направление и является частым предметом претензий Роскомнадзора), то она должна направляться всеми держателями лицензии на связь, вне зависимости от того, есть ли у них обязанность что-то выплачивать, или нет (в последнем случае заполняется «нулевая» отчётность).

В соответствии с указанным выше Порядком, «Лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования (далее — оператор связи), ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее — Сведения) по форме, приведенной в приложении N 1». Обратите внимание, что традиционная трактовка Роскомнадзора предполагает, что в указанный срок (не позднее 30 дней со дня окончания отчётного квартала) документ уже должен поступить в Россвязь, поэтому при направлении почтой необходимо резервировать достаточно времени на саму почтовую пересылку.

Согласно указанному Порядку, Сведения направляются в Федеральное агентство связи в электронной форме через раздел «Личный кабинет оператора связи» на официальном сайте Федерального агентства связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://is.rossvyaz.ru:8081/rossvyaz) или на бумажных носителях по адресу: пер. Николоямский, д. 3А, стр. 2, Москва, 109289.

Хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности заполнения упомянутой выше формы Сведений.

  • Она состоит из двух страниц.
  • Первая страница представляет собой общие сведения об организации и отчётном периоде, и сложностей с её заполнением нет.
  • Вторая страница предполагает указание конкретных цифр.
  • Документ построен так, что в нём выделяются различные категории услуг связи (строки 030-067), заполнять все из них не требуется, однако требуется заполнить те, которые соответствуют типу лицензии на связь (строка 66 «услуги связи для целей эфирного вещания», прежде всего, но тут необходимо обязательно свериться с лицензией, может быть имеется также кабельное или проводное вещание, например).
  • В случае, если деятельность в лицензии на связь упомянута, но доход по ней отсутствовал – необходимо в соответствующей строке указать «0».
  • В строке 90 указываются все остальные доходы, кроме поступивших от оказания услуг связи, а в строке 10 – сумма всех доходов.

Для правильного заполнения вещателю потребуется помощь бухгалтера, которому необходимо обратить внимание на три важных момента:

  1. Заполнение идёт по правилам бухгалтерского (ПБУ 9/99), а не налогового учёта (в ряде случаев цифры не будут соответствовать);
  2. В отчётности заполняются данные только за отчётный квартал, а не нарастающим итогом за полугодие, 9 месяцев и год (это отличается от обычного подхода бухгалтерской и налоговой отчётности, и для бухгалтера может быть неочевидно);
  3. Данные должны поступить в Россвязь не позднее 30 дня со дня окончания отчётного квартала, и никак не связаны со сроками подготовки бухгалтерской отчётности. Это может создать известное неудобство при подаче Сведений за IV квартал – бухгалтерская отчётность (годовая) готовится до 31 марта следующего года и данные о доходах за IV квартал могут быть банально не сведены в учёте, учитывая, к тому же, длинные новогодние каникулы в январе.

Строка 100 заполняется ставкой, указанной в пункте 3 статьи 60 ФЗ «О связи», сейчас это 1,2%.

  1. Ответственность за непредставление отчётности по Резерву универсального обслуживания

Нарушением порядка предоставления сведений являются непредставление их вообще или опоздание с их представлением (ответственность наступает по одной статье, в одинаковом порядке).

Несмотря на то, что сами сведения направляются в Федеральное агентство связи (Россвязь), правом составлять протоколы наделён Роскомнадзор (его соответствующие территориальные органы).

На практике существует определённый порядок взаимодействия этих органов, когда Россвязь направляет в Роскомнадзор сведения о держателях лицензии на связь, которые не предоставили соответствующие Сведения, и Роскомнадзор составляет соответствующие протоколы.

Ответственность за нарушение порядке предоставления Сведений установлена частью 3 статьи 14.1. Кодекса об административных правонарушениях (штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для руководителя – от 3 до 4 тысяч рублей).

Протокол уполномочен составить территориальный орган Роскомнадзора, однако привлечение к ответственности осуществляется только судом (арбитражным судом для организации, мировым судьёй для должностного лица) по соответствующему заявлению, поданным органом Роскомнадзора, уполномоченным составить протокол.

Срок давности привлечения к ответственности составляет 3 месяца с даты совершения, которая определяется как последний день срока, установленного для подачи сведений. То есть, например, если за 1-й квартал этот срок 30 апреля, то срок давности привлечения к ответственности составляет 30 июля, т.е. после 30 июля суд уже не может вынести постановление о привлечении к административной ответственности.

Учитывая большое количество итераций (получение сведений из Россвязи, составление протокола, подготовка заявления о привлечении к административной ответственности и подача его в суд), территориальным органам Роскомнадзора подчас затруднительно администрировать данное нарушение, что и объясняет, почему большое количество вещателей не знают об обязанности подавать сведения (до них банально «не дошли руки»). Однако, работа по данному направлению совершенствуется, документооборот ускоряется, и мы настоятельно советуем вещателю, который ранее сведений не подавал, хотя был обязан, начать исполнять эту обязанность, а не надеяться на «авось обойдётся, всегда же обходилось».

Наконец, несколько слов о ситуации, когда протокол уже составлен, и читатель обратился к данной статье не в целях просвещения, а в целях поиска какой-то помощи в конкретной проблеме.

Если такая ситуация уже случилась, бессмысленно (бесперспективно) её отрицать – имеется обширная правоприменительная (в т.ч. судебная) практика на эту тему. Однако суды как правило относятся снисходительно к вещателю, который допустил нарушение впервые (не знал, не был информирован), а после того, как узнал о нарушении – направил соответствующие сведения (то есть совершил деятельное раскаяние, устранил негативные последствия нарушения), и отчётность которого «нулевая» (либо взносы и пени оперативно оплачены).

Часть 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает возможность наложения наказания в виде предупреждения, и при наличии указанных выше смягчающих обстоятельств, суды (как правило) предпочитают при совершении правонарушения впервые не налагать штраф, а ограничиваться предупреждением, учитывая имеющиеся по делу смягчающие обстоятельства.

Андрей Кашин, медиаюрист

Специально для Radioportal.ru

Андрей Кашин — независимый медиаюрист. Занимается вопросами правового регулирования вопросов рекламы, авторских и смежных прав, лицензирования, налогообложения, защиты чести и достоинства, деловой репутации региональных и московских СМИ. Опыт работы свыше 10 лет. Понимает правовые и финансовые механизмы жизни медиакомпании.

Вниманию операторов связи

О предоставлении сведений в Россвязь и платежах в резерв универсального обслуживания.

Лицензионными требованиями предусмотрено предоставление лицензиатом сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания утвержден приказом Министерства связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации от 16.09.2008 N 41.

В соответствии с пунктом 1 Порядка лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования (далее — оператор связи), ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее — Сведения) по форме, приведенной в приложении N 1 (далее — Форма).

В случае, если в течение отчетного квартала оператор связи не приступил к оказанию услуг связи до даты начала оказания услуг, указанной в лицензии, и/или не получал доход от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, Сведения представляются с нулевыми значениями показателей. Отсчет кварталов идет с начала календарного года.

При направлении в Федеральное агентство связи о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания целесообразно осуществлять сохранение документа, подтверждающего своевременность указанных сведений.

Не предоставление, нарушение установленных требований порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, содержат событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ — осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Нарушение требований части 3 статьи 14.1 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно части 3 приказа Минкомсвязи России от 26.08.2014 № 258 «Об утверждении требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию» операторы связи один раз в год, не позднее 1 марта, представляют по запросу Федерального агентства связи информацию о технологических возможностях сетей связи, перспективах их развития, средствах и линиях связи по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года.

Не предоставление указанной информации содержит событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ – не предоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, и влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей, на юридических лиц от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Другим нарушением является неуплата, несвоевременная или неполная уплата оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.

Частью 5 статьи 60 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» установлено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Ответственность за указанное нарушение предусмотрена статьей 13.38 КоАП РФ, в соответствии с которой предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

______________________________________________

О трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов

В связи с завершением Федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 — 2018 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2009, актуальным становится неукоснительное соблюдение требований ст. 19.1 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» (далее Закон) — «Особенности присоединения сетей связи операторов связи обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов (ООТРК) и их взаимодействия с сетями связи для трансляции телерадиоканалов».

Перечень обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов определен Федеральным законом от 13.07.2015 № 257 «О внесении изменений в Закон РФ «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «О связи».

Оператор обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов (ООТРК), при наличии технической возможности, обязан принять сигнал путем присоединения своей сети связи к сети связи оператора связи ФГУП «РТРС». ФГУП «РТРС» определяет точку присоединения сетей связи и параметры технических средств приема сигнала для обеспечения одинакового содержания т/р каналов, распространяемых посредством эфирной наземной трансляции и иных видов трансляции на одной территории.

При отсутствии технической возможности принять сигнал путем присоединения своей сети связи к сети связи ФГУП «РТРС», подтвержденной заключением в письменной форме, ООТРК должен осуществить прием сигнала, передаваемого в эфир радиоэлектронным средством ФГУП «РТРС» или иного оператора связи, без заключения договора о присоединении сетей связи либо путем присоединения к сети связи другого оператора связи. В этом случае ООТРК, до начала трансляции обязательных общедоступных
т/р каналов, обязан согласовать местонахождение источника сигнала или точки присоединения сетей связи для трансляции т/р каналов с вещателем обязательных общедоступных т/р каналов.

Порядок согласования проводится в соответствии с требованиями
п.п. 5-7 ст. 19.1 Федерального закона №126-ФЗ «О связи».

Последовательность позиций общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов определяется Президентом Российской Федерации (с 1 позиции по 10 позицию для телеканалов и с 1 позиции по 3 позицию для радиоканалов), а для иных обязательных общедоступных телеканалов – по результатам проведения торгов (конкурса, аукциона) на право эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации (с 11 позиции по 20 позицию для телеканалов).

Обязательный общедоступный телеканал субъекта Российской Федерации транслируется оператором обязательных общедоступных телеканалов в эксплуатируемых им сетях связи на территории соответствующего субъекта Российской Федерации на 21 позиции.

Муниципальный обязательный общедоступный телеканал транслируется оператором обязательных общедоступных телеканалов в эксплуатируемых им сетях связи на территории соответствующего муниципального образования на 22 позиции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

______________________________________________

Об использовании проверочных листов для плановых проверок в сфере связи

Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ Роскомнадзора от 24.10.2017 года № 215, которым утверждены формы проверочных листов для плановых проверок в сфере связи. Приказ вступает в силу с 12 марта 2018 года.

Вопросы, содержащиеся в проверочных листах, касаются исполнения субъектом надзора требований, наиболее значимых с точки зрения недопущения возникновения угроз причинения вреда жизни, здоровью граждан, безопасности государства. Согласно пункту 28 Положения о федеральном государственном надзоре в области связи, утвержденного постановлением Правительства России от 05.06.2013 № 476, плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.

Формы проверочных листов разработаны, в том числе рамках перехода Роскомнадзора на риск-ориентированную модель контроля и надзора, которая предусматривает дальнейшее снижение административной нагрузки на бизнес в рамках надзорных процедур. Новая модель характеризуется снижением количества плановых проверок, переносом акцента на контрольно-надзорные мероприятия, проводимые без взаимодействия с проверяемыми лицами. При этом планирование контрольной деятельности осуществляется в зависимости от категории риска субъекта надзора. Наибольшее внимание уделяется организациям «значительной» и «средней» категории риска.

______________________________________________

Об управлении сетями связи в случае возникновения угроз

С 01.11.2019 вступают в силу изменения в Федеральный закон № 126-ФЗ «О связи». Статьей 65.1 установлены требования к управлению сетями связи в случае возникновения угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. № 1234 определены полномочия Роскомнадзора по обеспечению устойчивости и безопасности функционирования «Интернета» в России.

К компетенции Роскомнадзора отнесены следующие полномочия:

— проведение мониторинга функционирования Интернета и сети связи общего пользования для выявления угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования указанных сетей в Российской Федерации;

— бесплатное предоставление операторам связи технических средств противодействия таким угрозам;

— централизованное управление сетью связи общего пользования при возникновении таких угроз путем управления техническими средствами противодействия им и (или) путем передачи обязательных к выполнению указаний операторам связи, собственникам технологических сетей связи, точек обмена трафиком, линий связи, пересекающих границу Российской Федерации, организаторам распространения информации в Интернете и иным лицам, если они имеют уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в Интернете;

— информирование указанных лиц, участвующих в централизованном управлении, в случае возникновения угроз.

Приказом Роскомнадзора от 31.07.2019 № 228 утверждены технические условия установки технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования.

Технические условия предусматривают обеспечение бесперебойной работы указанных технических средств, защиту от несанкционированного доступа, а также организацию канала связи с пропускной способностью не менее 100 Мбит/c.

Определён также перечень интерфейсов и протоколов взаимодействия для подключения таких технических средств к средствам связи оператора связи.

Также внесены изменения в Положение о радиочастотной службе, в соответствии с которыми на радиочастотную службу возложено организационно-техническое обеспечение реализации Роскомнадзором полномочий по борьбе с угрозами устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории России сети «Интернет» и сети связи общего пользования

______________________________________________

Обновление механизма формирования выгрузки и дельта-пакетов

С 11 декабря 2019 г. параллельно с текущей версией выгрузки и дельта-пакетов запущен обновленный механизм формирования выгрузки и дельта-пакетов, для получения которых операторами связи достаточно изменить url-адрес источника получения выгрузки на https://vigruzki.bma.grfc.ru/services/OperatorRequest/?wsdl.

В указанном обновленном механизме проведен ряд технических оптимизаций, а также учтены пожелания операторов связи. Одним из основных изменений является то, что информация о доменных именах, указателях страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресах, доступ к которым обязан ограничить оператор связи, будет обновляться в онлайн-режиме.

Рекомендуемая периодичность проверки наличия изменений составляет 30 секунд, но не реже раза в минуту.

В обновленном механизме полностью сохранена обратная совместимость формата с текущей версией выгрузки.

При этом логины, пароли и сетевые адреса, с которых разрешено получение обновленной выгрузки и дельта-пакетов, совпадают с текущей версией.

Отдельно отмечаем, что текущий механизм выгрузки и формирования дельта-пакетов продолжит свое функционирование в полном объеме. В обновленном механизме поддерживается авторизация только по механизму логин-пароль.

Вышеуказанная информация размещается также на официальном открытом интернет портале «Информационная система взаимодействия Роскомнадзора с операторами связи» (размещенного по адресу: https://vigruzki.rkn.gov.ru/auto-delta/).

______________________________________________

О направлении операторами связи сведений о вещателе

Статьей 40.1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» установлена обязанность операторов связи, осуществляющих трансляцию телеканалов и (или) радиоканалов по договору с вещателем, предоставления в Роскомнадзор сведений о таком вещателе, а также сведения о планируемом расторжении договора с вещателем, в порядке, установленном приказом Роскомнадзора от 29.10.2012 № 1132.

Рекомендуемые образцы уведомлений о предоставлении сведений о вещателе приведены в приказе Роскомнадзора от 03.06.2013 № 591 «Об утверждении типовых форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в процессе лицензирования отдельных видов деятельности».

Сроки предоставления указанных сведений:

— сведения о вещателе представляются не позднее, чем 10 (десять) дней с даты начала трансляции телеканалов и (или) радиоканалов;

— сведения о планируемом расторжении договора с вещателем в срок не позднее, чем за 30 (тридцать) дней до даты прекращения трансляции телеканалов и (или) радиоканалов;

— сведения о расторжении договора с вещателем в иных случаях расторжения указанного договора в течение 3 (трёх) рабочих дней со дня возникновения оснований для прекращения трансляции телеканалов и (или) радиоканалов.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» уведомления направляются в Роскомнадзор лично, заказным письмом с уведомлением о вручении или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном Положением о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Уведомление, направляемое через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), в форме электронного документа подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Указанный выше порядок не распространяется на операторов связи, осуществляющих трансляцию только общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, а также операторов связи, оказывающих услуги связи для целей эфирного наземного и спутникового вещания.

Ответственность за невыполнение обязательных требований, установленных ст. 40.1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

______________________________________________

О реализации идентификационных модулей и заключении договоров об оказании услуг связи с использованием сети «Интернет»

В целях обеспечения единого подхода к реализации территориальными органами Роскомнадзора отдельных полномочий, связанных с контролем за реализацией идентификационных модулей и заключением договоров об оказании услуг связи, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций сообщает.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ
«О связи» (далее – Закон):

— абонент — пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;

— услуга связи — деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Согласно п. 1 ст. 44 Закона на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых объектах запрещается, за исключением случаев заключения оператором связи или уполномоченным им лицом договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в транспортных средствах, которые специально оборудованы для обслуживания абонентов и требования к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи, либо договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.

Таким образом, вышеуказанной статьей Закона предусмотрена возможность заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» двумя способами с использованием:

— усиленной квалифицированной электронной подписи;

— простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме (далее – простая подпись).

Иных способов заключения договоров об оказании услугу подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Законом не предусмотрено.

При этом необходимо также иметь ввиду, что п. 1 ст. 44 Закона установлено, что услуги подвижной радиотелефонной связи предоставляются абоненту — физическому лицу или абоненту — юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю и пользователю услугами связи такого абонента, достоверные сведения о которых предоставлены оператору связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, если иное не предусмотрено Законом.

Из указанного положения Закона следует, что услуги связи могут оказываться только на основании договора и тем лицам, достоверные сведения о которых предоставлены оператору связи.

Правила оказания услуг телефонной связи утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 № 1342 (далее – Правила).

В соответствии с п. 13 Правил услуги телефонной связи оказываются на основании возмездных договоров.

Пунктом 21 Правил установлено, что договор заключается в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий, позволяющих достоверно установить волеизъявление абонента в отношении заключения договора.

Вместе с тем заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством совершения каких-либо конклюдентных действий посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не предусмотрено п. 1 ст. 44 Закона.

Соответственно, обстоятельства, связанные с заключением договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи оператором связи посредством совершения конклюдентных действий посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» образуют состав административного правонарушениях, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Внесение гражданами персонифицированной информации (паспортных данных) в целях заключения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием соответствующего приложения, личного кабинета, иных способов посредством информационной телекоммуникационной сети «Интернет» без последующего заключения договора в письменной форме (за исключением использования усиленной квалифицированной электронной подписи, простой подписи) и предоставление оператором услуг связи свидетельствует о нарушении им п. 23 Правил.

Бремя по доказательству факта установления личности физического лица при личном приеме для выдачи ключа простой электронной подписи лежит на операторе связи.

В случае выявления фактов реализации информационных модулей без заключения договоров (например, их продажа в розничном магазине) установлению подлежит факт возможности (невозможности) получения услуг связи.

Оказание услуг связи без заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в данном случае также образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

______________________________________________

О предоставлении информации операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком, собственниками или иными владельцами линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, иными лицами, если такие лица имеют номер автономной системы

В информационной системе Центра мониторинга и управления сетями связи общего пользования (ЦМУ ССОП) реализован функционал для предоставления информации в формате XML операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком, собственниками или иными владельцами линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, иными лицами, если такие лица имеют номер автономной системы в соответствии с пунктами 1, 7 и подпунктом 4 пункта 8 статьи 56.2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126‑ФЗ «О связи».

Для перехода к заполнению форм на портале ЦМУ ССОП необходимо:

1) Открыть Портал заявителей Роскомнадзора по ссылке:

2) В блоке «МОНИТОРИНГ И УПРАВЛЕНИЕ» выбрать пункт «ЦМУ ССОП»

3) На открывшейся странице выбрать «Войти через ЕСИА» или «Войти через ЭП»

Прямая ссылка для раздела «ЦМУ ССОП»:

Контактный e-mail для технических вопросов: ndr@noc.gov.ru

______________________________________________

О соблюдении требований Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами,

осуществляющими оперативно-разыскную деятельность

В целях недопущения совершения нарушений обязательных требований в области связи Управление Роскомнадзора по Калининградской области информирует о следующем.

В соответствии с п. 2 ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Правилами взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность», утвержденными Постановлением Правительство Российской Федерации от 27.08.2005 № 538 установлено:

— руководителем органа федеральной службы безопасности на основании заявления оператора связи, поданного не позднее 45 дней с даты получения им лицензии на оказание услуг связи, в течение 30 рабочих дней с даты получения соответствующего заявления определяется уполномоченное подразделение органа федеральной службы безопасности, осуществляющее взаимодействие с оператором связи (п. 5);

— ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее — план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи (п.7);

— при вводе в эксплуатацию новых средств связи оператора связи, внедрении новых технологических решений, выводе из эксплуатации или модернизации устаревших средств связи органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи принимается решение о разработке нового плана (п.9);

— ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органа внутренних дел (п. 10);

— оператор связи обязан осуществить согласованные с подразделением, указанным в пункте 5 настоящих Правил, меры по ограничению круга лиц, привлекаемых к установке технических средств, а также к недопущению раскрытия организационных и технических приемов проведения оперативно-розыскных мероприятий (п. 11).

Таким образом, в обязательном порядке необходимо направить заявление руководителю органа федеральной службы безопасности с целью определения им уполномоченного подразделения органа федеральной службы безопасности, которое будет осуществлять взаимодействие с оператором связи.

В соответствии с лицензионными требованиями лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Не соблюдение вышеуказанных требований является нарушением статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий», постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2017 № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность» и лицензионных условий (требований) лицензии на оказание услуг связи.

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

________________________

Время публикации: 25.04.2019 13:09
Последнее изменение: 14.07.2020 09:55

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *