Отпуск воспитателя детского сада

Содержание

Правовое основание для получения оплачиваемого отпуска

Отпуск воспитателя детского сада: правовые нормы

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) – это профессия, требующая от человека несомненных творческих способностей. Поделки, рисунки, над которыми заинтересованно работают дети – это воплощение задумок, идей воспитателя в работе с детьми.

Общение с малышами требует не просто профессиональных умений, но и особых душевных качеств. В детских группах, с которыми занимается педагог, содержится около двух десятков совершенно разных по характеру, темпераменту, подготовленности к коллективной жизни детей.

Благодаря умению найти индивидуальный подход к каждому из них строится воспитательная деятельность, которая сродни искусству. При этом профессия сопряжена с высокой ответственностью за жизнь, здоровье и воспитательный процесс. Государство, в свою очередь, заботится об условиях труда и отдыхе работников ДОУ.

Правовым основанием, регламентирующим длительность, режим и оплату отпуска воспитателя детского сада, является ТК РФ, его отдельные статьи. Организационные моменты рабочего времени педагогических кадров регламентирует ст. 333 ТК РФ, об особенностях обеспечения ежегодных отпусков сообщается в ст. 334 ТК РФ, продолжительность отдыха педагогических работников рассматривается в ст 335.

Уточнение деталей об отдыхе педагогов даны в законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, правительственных постановлениях 2013 и 2014 года, приказе Министерства образования 2014 года.

В нормативных документах утверждены обязанности педагогических работников детского сада. Разработаны должностные инструкции, санитарно-эпидемиологические требования (СанПиН 2.4.1.2660) и трудовые договоры, которые заключаются между воспитателем и работодателем.

В обязанности воспитателя ДОУ входят все моменты, оговоренные в этих юридических актах:

  • прием детей по утрам в группу;
  • участие воспитателя в организации приема пищи детьми;
  • непосредственная работа в детском коллективе на протяжении дня;
  • организационные моменты дневного сна детей;
  • организация прогулок;
  • и т. д.

В соответствии с законом Российской Федерации, у воспитателя имеется право самостоятельного выбора методических форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста, создания системы оценивания результатов деятельности, достижений. Такое правило указывается в статье 128 ТК РФ.

Виды отпусков

Виды отпусков, положенных работникам

Люди любых профессий, должностей имеют право на отдых, который представлен несколькими категориями:

  1. На протяжении рабочего дня даются перерывы для приемов пищи.
  2. Освобождение от труда на сутки или больше в выходные дни.
  3. Самый продолжительный отдых — отпуск.

Существуют условия, при исполнении которых человек получает право воспользоваться отпуском. Поступив на работу в ДОУ, воспитатель может претендовать на отпуск только после полугодовой отработки.

При этом имеется возможность взять полный или частичный период освобождения от работы. В дальнейшие трудовые годы в этом же учреждении уйти на длительный отдых можно в любое время. Трудовой отпуск предоставляется исключительно за отработанное время (не календарное).

Законом установлено количество оплачиваемых дней отдыха работника педагогической сферы, а также отмечено различие видов отпуска:

  • ежегодный оплачиваемый (основной, дополнительный);
  • льготный для женщин, воспитывающих детей, участников ВОВ;
  • специальный отпуск по причине временной нетрудоспособности, учебный, по особым обстоятельствам и другие;
  • предусматриваются дни отдыха без оплаты.

Важно! Отпускной период воспитателей дошкольных учреждений относится ко второй категории педагогических специалистов.

Руководство организации образовательного дошкольного цикла обязано заботиться о работоспособности, здоровье своих сотрудников. Составление графика отпусков является составной частью деятельности администрации. Предварительная работа по составлению и утверждению графика заключается в собеседовании с работниками с целью согласования времени отдыха.

В ситуации, когда сотрудник нуждается в свободном времени, он может обратиться к работодателю с заявлением, в котором указывается причина и время получения отпуска без оплаты, за свой счет. Учитывая обстоятельства в данный момент времени, руководитель может на законном основании отказать, не дать согласия на отдых.

По причине создавшихся исключительных обстоятельств в детском учреждении воспитателя могут отозвать на рабочее место. Такой вариант предусмотрен законом. По возвращении педагога на рабочее место необходимо оформить в письменной форме согласие сотрудника на отзыв.

Длительность отпуска

Сколько длится отпуск воспитателя

Работник педагогической сферы получает законное право на отпуск автоматически с самого начала работы, с этого времени начинается индивидуальный трудовой год сотрудника. Однако использовать право на отдых можно только после шести месяцев работы в данном детском учреждении. Рабочий стаж или выслуга лет на продолжительность отпуска не оказывает влияния.

Отдых воспитателей детских учреждений регламентируется с учетом создавшихся рабочих обстоятельств.

Продолжительность отдыха равна 42 календарным дням. Педагоги в основном отпуском пользуются в летний период.

Поскольку дошкольные образовательные учреждения не связаны с каникулярным временем, воспитатели могут отдыхать в любое время года. Педагогические работники детских садов отпуска получают по принципу избранной очередности, без относительности к какому-либо определенному времени года.

Учитывая такие обстоятельства, работодатель и сотрудник должны согласовывать детально условия как рабочего времени, так и отпуска. Воспитатель имеет право на пользование днями отдыха без оплаты (без содержания) по собственным интересам.

Вне зависимости от причин отпуск за свой счет ограничивается 14 календарными днями. Заявление на такой отдых не обязывает руководителя подписывать его, если отсутствие специалиста негативно отразится на воспитательном процессе.

Продолжительность ежегодного отпускного времени зависит от должности. Для воспитателей имеет значение спецификация детского учреждения.

В законодательных документах РФ предусматриваются дополнительные отпуска (ДО). Работодатель может самостоятельно решать вопросы, связанные с дополнительным отдыхом сотрудников. Это может выражаться в форме возмещения за нестандартные рабочие условия.

А бывает, что ДО применяется в качестве вознаграждения за добросовестный продолжительный труд.

Нередко сотрудники совмещают основную работу с обучением. При таких обстоятельствах ст. 177 ТК РФ предоставляет гарантии и компенсации, дополнительные отпуска. Учебные дополнительные дни отдыха обеспечиваются по основному месту работы.

Педагогическим специалистам в зависимости от места и условий работы, от должности разрешается продлить отдых до 56 дней.

Основания и правила расчета отпуска воспитателей

Правила расчета отпуска воспитателя

Право на отпуск является конституционным правом граждан РФ и гарантируется сотрудникам, осуществляющим трудовую деятельность на основании трудового договора (ст.37 Конституции РФ). Работодатель не может отказать сотруднику в предоставлении ежегодных оплачиваемых отпускных дней. Нарушение законодательных документов влечет за собой ответственность.

В начале календарного рабочего года наниматель коллегиально с профсоюзным органом утверждает график, в котором установлена очередность отпускников по личному согласованию с каждым из них.

Важно! Если в организации работник устроен на две должности, то платное освобождение от работы на время отдыха положено с обеих должностей.

Отпуск предоставляется также работникам, оформленным на должность по совместительству. Рабочее место сохраняется за сотрудником на протяжении отпускного этапа.

Статья 122 ТК РФ гарантирует ежегодный оплачиваемый отпуск воспитателям ДОУ. Устанавливается очередность отпускного срока в соответствии с графиком, утвержденным в дошкольном учреждении.

Совместителям предоставляется ежегодный отпуск одновременно по основному рабочему месту и по совместительству.

Выходные дни учитываются при оформлении отпуска в календарных днях. Приходящиеся на отпускное время праздничные дни в учет не берутся (ст. 120 ТК РФ).

Формула расчета отпускных

Расчет отпускных осуществляется в соответствии со ст. 139 ТК РФ, Постановлением Правительства № 922 от 24.12.2007 с поправками. Расчет ведется на основании средней заработной платы сотрудника и периода отработанного времени.

При исчислении размера среднего заработка (СЗ) учитывается:

  1. Размер общего заработка (ЗП) за расчетный период (с учетом вознаграждений, надбавок, премий, выплат за выслугу).
  2. Расчетный период (календарный год 12 месяцев).
  3. Среднее число календарных дней (29,3).

В расчетные данные не берутся выплаты, совершенные в качестве материальной помощи, оплата больничных листков по временной нетрудоспособности. Не учитываются праздничные, выходные дни, отгулы, командировочные дни.

Формула расчета: СЗ = ЗП:12:29,3

В случае неполного отработанного расчетного периода за основу будет принята величина среднего заработка (СЗ), ежемесячный заработок (ЕЗ), среднее число календарных дней (СЧКД) и отработанное время (М).

Расчетная формула: СЗ = ЕЗ : СЧКД х М.

Отпускные рассчитываются с учетом должностного оклада и надбавок.

А также предусмотрена денежная выплата за неиспользованное отпускное время. В расчет принимается количество дней свыше 28. При увольнении специалиста допускается замена отпуска денежной компенсацией.

Особенности предоставления разным категориям воспитателей

Отпуск для разных категорий воспитателей: особенности

По приказу Минобрнауки РФ №1014 п.13 от 30.08.2013 образовательная деятельность организуется по образовательным программам. В ДОУ образовательная программа осуществляется в группах, которые предусматривают специфическое направление:

  • общего развивающего характера;
  • упрощенное, восполняющее;
  • репродуктивного свойства для детей, склонных к частым заболеваниям;
  • комбинированного характера.

Для детей основной группы работа нацелена на общее развивающее направление, осуществляется образовательная программа, предусмотренная для дошкольного возраста.

С детьми, имеющими определенные недостатки в физическом или психическом развитии, у которых ограничены обстоятельства в достижении определенного уровня совершенствования, проводятся упрощенные занятия в группах так называемого компенсирующего назначения, целью которых является коррекция личностных отклонений развития, социальное привыкание.

Дети с нарушениями жизнедеятельности по причине воздействия туберкулезной палочки, а также дети, восприимчивые к частым заболеваниям, требующие продолжительного лечения и нуждающиеся в обеспечении нужными для них лечебно-оздоровительными процедурами, содержатся в оздоровительных группах. В таких группах умело сочетаются санитарно-гигиенические, лечебные, оздоровительные и профилактические спецпроцедуры с реализацией образовательной программы.

Группы комбинированного характера предназначены для совместного образования детей с хорошим здоровьем и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Образовательные, воспитательные мероприятия проводятся в соответствии с обучающей программой дошкольного образования, приспособленной для детей с ОВЗ, учитывая их индивидуальность, самобытность психофизического развития. Здесь корректируются нарушения в развитии, адаптируют, социализируют воспитанников с ОВЗ.

Федеральный закон об образовании №273 предусматривает наличие документов, удостоверенных ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). На основании заключительных данных комиссии создаются специальные условия для обучения детей-инвалидов.

Разработанные рекомендации относительно изменения нормативов обучения и воспитания являются обязательными для реализации государственными и частными образовательными структурами, где проходят обучение лица с ОВЗ.

В связи с особыми условиями труда воспитатели таких специализированных учреждений Правительственным Постановлением № 466 от 14.05.2015 наделены возможностью получать продолжительный отпуск на 56 дней.

Значит, руководство ДОУ, в котором функционируют группы специализированной направленности, обязаны предоставлять воспитателям таких групп удлиненный отпуск в количестве 56 дней по календарю.

О продолжительности отпуска воспитателей детского сада смотрите в этом сюжете:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Право на отпуск

Граждане, вступившие в трудовые отношения с работодателем, независимо от занимаемой должности и выполняемых работ имеют право на отдых. Сбалансированный подход к труду и отдыху позволяет сотрудникам качественно выполнять свои обязанности и бережно относится к своему здоровью.

Отдых делится на несколько категорий:

  1. Перерывы в течение рабочего дня – технические и для приемов пищи.
  2. Выходные дни, когда человек 24 часа или более освобожден от труда.
  3. Отпуск.

Отпуск – это самый длительный отдых. Отпускные периоды предоставляются всем работающим лицам без исключения ежегодно. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, минимальная продолжительность отпуска составляет 28 дней. Эти дни могут быть выбраны работником единовременно или делиться на части. Делить отпускной период позволяется на любое количество при условии, что одна из его частей будет не меньше 14 дней.

Право на отпуск возникает у человека автоматически с началом работы, но воспользоваться им можно при соблюдении некоторых условий. В первый год работы в организации претендовать на отпускное время работник сможет не раньше, чем отработает шесть месяцев. После полугода он может сразу забрать весь полагающийся ему период или взять только его часть. В последующие годы работы на данном предприятии при условии, что стаж не прерывался уходами, взять дни отдыха можно в любой момент, начиная со дня начала нового трудового года. Трудовой год – это индивидуальный показатель, который начинает свой отсчет с момента приема сотрудника на должность. При переходе в другую организацию трудовой год отсчитывается уже по новым датам.

Как правило, в большинстве случаев на продолжительность отпускного периода не влияет выслуга лет. Хотя существуют профессии, где при увеличении непрерывного стажа растет и продолжительность ежегодного отдыха, например, у спасателей.

Виды отпусков, предоставляемых педагогам

Педагогические работники также должны ежегодно отдыхать от своей трудовой деятельности. Единственной исключительной особенностью отпускного периода педагогов является то, что зачастую они не могут выбрать время отдыха, а вынуждены приноравливаться к учебным процессам. Педагоги чаще всего уходят в отпуск на время каникул.

Отпуска педагогических работников делятся на две подгруппы:

  1. Ежегодный основной отдых.
  2. Отпуск без сохранения заработной оплаты.

Обратите внимание, что у работников педагогической среды не существует дополнительного отдыха, на который могут рассчитывать некоторые другие профессии.

Ежегодно любой педагог или приравненный к нему работник может взять оплачиваемые дни отдыха. На период отсутствия работника за ним сохраняется его рабочее место, а также иные права, закрепленные в его трудовом договоре. Оплата дней ежегодного отдыха производится исходя из расчета индивидуального показателя среднедневного заработка. На его размер влияет уровень доходов в течение последних 12 месяцев. Полученный среднедневной показатель умножается на количество отпускных дней.

Зачастую ежегодный отдых приходится именно на время каникул, а с их окончанием педагог выходит на работу. Такой порядок диктует необходимость согласования всех деталей предстоящего рабочего года заранее. С работником оговариваются условия его рабочего времени в будущем году и уровня взятой им на себя нагрузки.

Отдых за свой счет также может оформляться педагогами для решения собственных проблем. По общим правилам такой отдых должен ограничиваться 14 календарными днями, если не существует иных причин для увеличения его продолжительности. Такие дни хоть и не подлежат оплате, но все же могут быть взяты только по согласованию с руководством. Причем такое заявление может быть не подписано руководством, если они посчитают, что отсутствие педагога негативно скажется на обучающем процессе.

Ежегодный оплачиваемый удлиненный отпуск

Педагогическая деятельность – это не просто чтение лекций по установленным тематикам, она содержит в себе очень много составляющих. Педагоги имеют ненормированное рабочее время, ведь их трудовой день не заканчивается с окончанием рабочих часов. Трудность профессии заключается еще и в том, что педагог должен обладать высокими коммуникативными навыками, уметь разрешать конфликтные ситуации, находить подход к разным типам личностей.

Совокупность всех трудностей профессии привела к тому, что педагогам была определена особая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска. Педагогические работники делятся на несколько различных категорий, которые имеют индивидуальную длительность отпускного периода.

56 календарных суток отпускного времени выдается таким категориям:

  1. Педагогам, которые работают в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровня.
  2. Преподаватели на курсах повышения квалификации.
  3. Сотрудников, проводящих обучение на комбинатах и мастерских.
  4. Педработники, которые обучают людей разных возрастных категорий, нуждающихся в длительном лечении или имеющих ограниченные возможности.
  5. Психологи, работающие при образовательных учреждениях.

Некоторые профессии, хоть по классификации и относятся к педагогическим областям, но могут рассчитывать лишь на 42 календарных дня:

  1. Работники дошкольных образовательных учреждений.
  2. Методисты, занимающиеся учебной работой.
  3. Иные дополнительные образовательные структуры.

Отпуск воспитателя детского сада входит во вторую категорию педагогических работников.

Отдых воспитателей детского садика длится 42 календарных дня. Чаще всего его берут в летний период, хотя данное образовательное учреждение и не имеет каникул, а потому отдыхать можно в любое время.

Отпуск без сохранения зарплаты

Один раз в десять лет педработники могут брать длительный отпуск, максимальная продолжительность которого может равняться 12 месяцам. Это время также не оплачивается, но положительным моментом является то, что за отдыхающим сохраняется его рабочее место и должность.

Ежегодно, кроме очередного удлиненного отпускного периода, педработники могут также брать и неоплачиваемые дни. Такое право предоставляется всем трудящимся для решения личных проблем, возникающих в течение года. По законодательным нормам для работников, не входящих в особые категории полагается до двух недель в год, которые можно взять без сохранения заработной платы. Все, что будет взято свыше, приведет к перерасчету общего трудового стажа и изменению начала нового отпускного периода.

Отпуск без сохранения оплаты берется только по предварительному согласованию с руководством. При этом наниматель имеет право как одобрить таковой, так и отказать в реализации этого права, если отдых нарушит обучающий процесс и негативно скажется на общей работе образовательной организации.

Не подлежит отказу ежегодный неоплачиваемый отпуск лишь для следующих категорий:

  1. Участники ВОВ, которые могут раз в год единоразово или частями брать до 35 суток.
  2. Педагоги, которые достигли пенсионного возраста, могут беспрепятственно брать две недели в году.
  3. Супруг(а) или родители военнослужащих, также имеют право на 14-дневный дополнительный отдых.
  4. Сотрудники, имеющие удостоверение о наличии инвалидности – до двух месяцев в год.

Такое правило указывается в статье 128 ТК РФ.

Существует ряд случаев, когда дни без содержания предоставляются работникам в обязательном порядке. Такие правила касаются особых жизненных моментов, которые прописаны законодательно:

  1. Рождение ребенка.
  2. Смерть близкого человека.
  3. Свадьба.

При возникновении любого из указанных случаев выделяется от 3 до 5 дней за свой счет.

Когда предоставляется отпуск?

В Трудовом кодексе указано, что время отпуска выбирается двумя сторонами соглашения. Обычно данный процесс протекает следующим образом:

  1. Работник выбирает желаемые даты отдыха.
  2. Наниматель согласовывает сроки или корректирует их.

В образовательных учреждениях заведен свой особый порядок, который негласно считается незыблемым и подчинен самому образовательному процессу.

Немыслимо представить, что педагоги по очереди в течение учебного года будут уходить на длительный отдых. Это может нарушить ход обучения и сорвать строго установленную программу образования. Поэтому педагоги отдыхают во время каникул, как правило, речь идет о самых длительных из них – летних.

Так как к педагогическим работникам причисляются не только преподаватели, но и воспитатели, и психологи, то время их отпусков устанавливается в зависимости от того учреждения, где они работают.

В детских садах как таковые каникулы отсутствуют вовсе, поэтому здесь отпуска выдаются по системе выбранной очередности, без привязки к какому-то определенному времени года.

Приложение. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2014 г. N 581 в приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

См. текст приложения в предыдущей редакции

Приложение

к постановлению Правительства РФ

от 1 октября 2002 г. N 724

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам

С изменениями и дополнениями от:

29 ноября 2003 г., 11 мая 2007 г., 18 августа 2008 г., 16 июля 2009 г., 21 мая 2012 г.

ГАРАНТ:

См. Ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска работников, замещающих должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466

Место работы

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска (календарных дней)

Наименование должностей педагогических работников

1.

Общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; дошкольные образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; дошкольные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении; специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа; образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

56

директора (заведующие), их заместители; преподаватели — организаторы основ безопасности жизнедеятельности; старшие вожатые; учителя; преподаватели; учителя-логопеды; учителя-дефектологи; воспитатели; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; концертмейстеры; инструкторы по труду и по физкультуре; педагоги-психологи; педагоги дополнительного образования; классные воспитатели; музыкальные руководители; заместители директоров по режиму; дежурные по режиму; мастера производственного обучения; социальные педагоги; педагоги-организаторы; методисты

2.

Межшкольные учебные комбинаты; учебно-производственные мастерские

56

директора, их заместители; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; учителя; педагоги-психологи; мастера производственного обучения; методисты

3.

Дошкольные образовательные учреждения

42

заведующие, их заместители; воспитатели; музыкальные руководители; инструкторы по физкультуре; педагоги-психологи; социальные педагоги; педагоги дополнительного образования

4.

Образовательные учреждения дополнительного образования детей

42

директора, их заместители; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; педагоги дополнительного образования; вожатые; воспитатели; концертмейстеры; культорганизаторы; тренеры-преподаватели; инструкторы-методисты; педагоги-психологи; социальные педагоги; педагоги-организаторы, методисты

5.

Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования

56

директора, их заместители; старшие мастера; преподаватели; преподаватели — организаторы основ безопасности жизнедеятельности; руководители физического воспитания; воспитатели; педагоги дополнительного образования; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; заведующие производственной практикой; заместители директоров по режиму; дежурные по режиму; педагоги-психологи; мастера производственного обучения; социальные педагоги; педагоги-организаторы; методисты; концертмейстеры

6.

Образовательные учреждения высшего профессионального образования и образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

56

ректоры (директора); первые проректоры; проректоры (заместители директора); директора (заведующие) филиалов образовательных учреждений; профессорско-преподавательский состав; воспитатели; методисты; концертмейстеры; педагоги-психологи; заведующие докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными подразделениями; руководители (заведующие) производственной практикой; ученые секретари; педагоги дополнительного образования

7.

Учебные, учебно-методические, методические кабинеты (центры)

42

директора (заведующие), их заместители; заведующие отделами и другими структурными подразделениями; методисты; педагоги-психологи

8.

Психологические службы системы образования

56

директора (заведующие), их заместители; заведующие отделами (лабораториями); педагоги-психологи; учителя-дефектологи; учителя-логопеды

9.

Учреждения здравоохранения; организации социального обслуживания

56

заведующие педагогической частью; учителя; учителя-дефектологи; логопеды; воспитатели; музыкальные руководители; педагоги дополнительного образования; инструкторы по физкультуре; мастера производственного обучения; старшие вожатые; социальные педагоги; педагоги-организаторы; педагоги-психологи; учителя-логопеды; методисты; инструкторы-методисты; инструкторы по труду

10.

Другие организации, осуществляющие образовательный процесс

42

педагоги-организаторы; социальные педагоги; воспитатели; педагоги дополнительного образования; методисты; мастера производственного обучения

Примечания:

1. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью, указанной в пунктах 1-5, предоставляется заместителям руководителей образовательных учреждений и руководителям структурных подразделений образовательных учреждений в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой.

2. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней для следующих педагогических работников:

воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждений;

педагогических работников, указанных в пункте 1 и работающих в музыкальных школах, художественных школах и других школах искусств;

педагогов дополнительного образования образовательных учреждений дополнительного образования детей, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в пределах не менее нормы часов педагогической работы, за которую выплачивается ставка заработной платы.

3. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

4. Ежегодными удлиненными оплачиваемыми отпусками установленной настоящим документом продолжительности пользуются педагогические работники по одноименным должностям с наименованием «старший» или «главный».

5. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для проректоров (заместителей директора), кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации; для заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями; для руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов.

Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2012 г. N 502 примечание дополнено пунктом 6

6. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования, работающим в структурных подразделениях этих учреждений, реализующих соответственно общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, в должностях, указанных в пунктах 1 и 5 настоящего приложения.

Продолжительность отпусков, предоставляемых педагогам

В соответствии со ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определена Постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 № 466.

К сведению: номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также должностей руководителей образовательных учреждений утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678.

Так, воспитатель детского сада, заведующая детским садом имеют право на отпуск продолжительностью 42 дня. Учителю в общеобразовательной школе предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Аналогичной продолжительности (56 дней) предоставляется отпуск профессорско-преподавательскому составу вузов: ассистенту, декану факультета, профессору, преподавателю, старшему преподавателю.

Кроме педагогов, удлиненный ежегодный отпуск предоставляется научным работникам. Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.08.1994 № 949 научным учреждениям, финансируемым из федерального бюджета, предоставлено право устанавливать ежегодный оплачиваемый отпуск научным работникам, имеющим ученую степень доктора наук, – 48 рабочих дней, кандидата наук – 36 рабочих дней.

Указанные отпуска предоставляются научным работникам, занимающим штатные должности, ученые степени по которым пре­дусмотрены тарифно-квалификационными требованиями, согласованными и утвержденными в установленном порядке.

Педагогические работники, имеющие право на предоставление им ежегодного основного удлиненного отпуска, могут по соглашению с работодателем получить денежную компенсацию за часть отпуска, которая превышает 28 календарных дней (ст. 126 ТК РФ).

Порядок и очередность предоставления ежегодных отпусков

В силу ст. 123 ТК РФ отпуска предоставляются в соответствии с графиком отпусков, ежегодно утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года.

К сведению: график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника (ст. 123 ТК РФ).

О времени начала отпуска работник должен быть извещен под подпись не позднее чем за две недели до его начала. Как отмечают чиновники Роструда в Письме от 30.07.2014 № 1693-6-1, формы и способы выполнения данного требования работодатель определяет самостоятельно. Это могут быть отдельные извещения работникам, ознакомительные листы и ведомости и т. п. Также Роструд считает допустимым внести изменения в форму Т-7 «График отпусков» (утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1), дополнив ее графами 11, 12. В одной из них работник сможет расписаться в том, что дата начала отпуска ему известна, а в другой – указать дату уведомления о начале отпуска.

Отпуск предоставляется на основании приказа (распоряжения) руководителя по учреждению. Форма приказа (Т-6) утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1.

Расчет среднего заработка для оплаты отпуска

Расчет среднего дневного заработка регламентирован ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение).

К сведению: среднедневной заработок – это сумма фактически начисленной заработной платы за расчетный период, деленная на 12 календарных месяцев и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) (ст. 139 ТК РФ, п. 4 Положения).

Для расчета среднего дневного заработка необходимо определить сумму фактически начисленной заработной платы за расчетный период. Напомним, что в нее включаются все виды выплат, применяемые у данного работодателя. К таким выплатам в учреждениях образования относятся, в частности (п. 2 Положения):

  • заработная плата, начисленная по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время;

  • надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ;

  • премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.

Исходя из п. 3 Положения при расчете среднего заработка выплаты социального характера, не относящиеся к оплате труда, не учитываются. К данным выплатам относятся:

  • суммы выданной материальной помощи (на рождение ребенка, на похороны, в связи с регистрацией брака и др.);

  • стоимость питания, проезда, оплата коммунальных услуг или услуг связи;

  • стоимость санаторно-курортного лечения.

Кроме выплат, перечисленных в п. 3 Положения, следует исключить из расчета среднего заработка суммы пособия по временной нетрудоспособности или пособия по беременности и родам, оплату времени нахождения в командировке, на повышении квалификации, а также в других случаях, когда работник освобождался от работы с сохранением среднего заработка в соответствии с законодательством РФ (см. п. 5 Положения).

Пример 1.

Воспитателю детского сада с 01.06.2018 предоставлен отпуск продолжительностью 42 календарных дня. Ее оклад составляет 42 000 руб. В расчетном периоде (с 01.06.2017 по 31.05.2018) работница:

– в июне 2017 года была на больничном 8 дней (с 10.06.2017 по 17.06.2017 включительно). Ее заработная плата за этот месяц без учета пособия составила 34 000 руб.;

– с 01.08.2017 по 11.09.2017 была в отпуске. Сумма отпускных – 43 300 руб.;

– с 18.09.2017 по 30.09.2017 проходила курсы повышения квалификации. За данный период ей было выплачено 28 285 руб.;

– в январе 2018 года получила материальную помощь в связи со смертью отца в сумме 10 500 руб.

Определим сумму заработной платы, участвующую в расчете среднего заработка.

Данные приведены условные.

В соответствии с п. 3 Положения материальная помощь, суммы отпускных, пособия по временной нетрудоспособности, а также выплата за курсы повышения квалификации, исчисленные исходя из среднего заработка, в расчете отпускных не участвуют. Таким образом, сумма фактического заработка за расчетный период составила 420 000 руб. (9 мес. x 42 000 руб. + 34 000 руб. + 8 000 руб.), где:

– 34 000 руб. – заработная плата за июнь 2017 года без учета пособия по временной нетрудоспособности;

– 8 000 руб. – заработная плата за сентябрь 2017 года (42 000 руб. / 21 раб. дн. x 4 раб. дн.), где 21 раб. дн. – количество рабочих дней по производственному календарю за 2017 год.

Особое внимание при расчете отпускных следует обратить на премии. Согласно п. 15 Положения при определении среднего заработка премии и вознаграждения учитываются в следующем порядке:

1) ежемесячные премии и вознаграждения включаются в расчет фактически начисленных выплат в расчетном периоде, но не более одной выплаты за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода;

2) премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, включаются в расчет фактически начисленных выплат в расчетном периоде за каждый показатель, если продолжительность периода, за который они начислены, не превышает продолжительности расчетного периода, и в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода, если продолжительность периода, за который они начислены, превышает продолжительность расчетного периода;

3) вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, включаются в расчет независимо от времени начисления вознаграждения.

Пример 2.

Воспитателю детского сада предоставлен очередной удлиненный отпуск с 02.07.2018. Расчетный период – с 01.07.2017 по 30.06.2018 – отработан ею полностью. За это время она получила 5 квартальных премий по 4 000 руб. и 12 ежемесячных – по 2 500 руб. Как их следует учесть при расчете среднего заработка?

В связи с тем, что в расчетном периоде фактически было начислено пять квартальных премий, к расчету принимаются четыре из них в сумме 16 000 руб. Ежемесячные премии включаются все, их сумма составит 30 000 руб.

Пример 3.

Учитель ушел в отпуск с 02.07.2018. В расчетном периоде (с 01.07.2017 по 30.06.2018) работнику выплачена предусмотренная коллективным договором премия по итогам 2017 года в размере 10 000 руб.

В расчет среднего заработка годовая премия будет включаться в размере 10 000 руб.

После того, как определены выплаты, участвующие в расчете среднего заработка, переходим к расчету среднего дневного заработка. Как он определяется, мы отметили выше. Однако в расчетном периоде, предшествующем отпуску, работник может болеть, находится в отпуске, командировке, в связи с чем данные периоды должны быть исключены из расчета.

В силу п. 10 Положения в случае, если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с п. 5 данного положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах.

Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,3) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.

Пример 4.

Воспользуемся условиями примера 1. Рассчитаем количество календарных дней в неполных календарных месяцах и определим средний дневной заработок и сумму отпускных.

Исходя из условий примера 1 воспитателем полностью отработаны январь – май 2018 года, июль, октябрь, ноябрь декабрь 2017 года. Количество календарных дней в данных полных месяцах составит 263,7 кал. дн. (29,3 x 9 мес.).

В июне 2017 года количество календарных дней равно 21,49 (29,3 / 30 кал. дн. x 22 кал. дн. (30 кал. дн. – 8 кал. дн. – период временной нетрудоспособности)).

В сентябре 2017 года количество календарных дней составит 5,86 (29,3 / 30 кал. дн. x 6 кал. дн. (30 кал дн. – 11 кал. дн. (ежегодный отпуск) – 13 кал. дн. (период нахождения на курсах повышения квалификации))).

Следовательно, в расчетном периоде на фактически отработанное время приходится 291,05 кал. дн. (263,7 + 21,49 + 5,86).

Средний заработок воспитателя детского сада составит 1 443,05 руб. (420 000 руб. / 291,05 кал. дн.). Сумма отпускных будет равна 60 608,1 руб. (1 443,05 руб. x 42 кал. дн.).

При расчете среднего заработка необходимо учитывать, что с 01.01.2018 произошло повышение окладов в государственных (муниципальных) учреждениях образования. Например, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 06.12.2017 № 2716-р должностные оклады работников федеральных (казенных, бюджетных, автономных) учреждений увеличены на 4%. Следовательно, при расчете отпускных необходимо произвести индексацию (см. п. 16 Положения).

При этом следует руководствоваться следующим порядком:

  • если повышение произошло в расчетный период, выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на рассчитанные коэффициенты;

  • если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период;

  • если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада) до окончания указанного периода.

Пример 5.

Молодой специалист, который трудоустроился с 01.06.2017, впервые ушел в отпуск с 01.06.2018 на 42 календарных дня. Расчетный период отработан полностью. Его оклад с 01.01.2018 повышен на 4% (был 15 000 руб., стал 15 600 руб.). Кроме того, ему выплачивалась премия – 6 000 руб. Рассчитаем средний заработок.

1. Определим расчетный период для исчисления отпускных. Им является период с 01.06.2017 по 31.05.2018.

2. Рассчитаем суммы выплат для определения среднего заработка. Отметим, что при расчете среднего заработка бухгалтер должен проиндексировать заработную плату, начисленную до 01.01.2018. Она составит 151 200 руб. (15 000 руб. x 7 мес. x 1,04 + 6 000 руб. x 7 мес.). Выплаты за период с 01.01.2018 по 31.05.2018 составят 108 000 руб. ((15 600 руб. + 6 000 руб.) x 5 мес.).

Общая сумма выплат за расчетный период для определения среднего заработка – 259 200 руб. (151 200 + 108 000).

3. Средний дневной заработок для расчета отпуска равен 737,21 руб. ((151 200 + 108 000) руб. / 12 мес. / 29,3).

4. Сумма отпускных составит 30 962,82 руб. (737,21 руб. x 42 кал. дн.)

Если работник постоянно получает заработную плату за счет разных источников финансирования (например, за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, и платных услуг), то он имеет право при уходе в отпуск на получение отпускных по всем источникам.

Пример 6.

Преподавателю вуза предоставлен основной удлиненный отпуск с 01.06.2018 продолжительностью 56 календарных дней. За расчетный период его выплаты составили:

– за счет КВФО 4 – 420 000 руб.;

– за счет КВФО 2 – 103 200 руб.

В расчетном периоде на фактически отработанное время приходится 288,9 календарных дня.

1. Сумма отпускных, причитающаяся работнику, составит:

– за счет КВФО 4 – 81 412,24 руб. ((420 000 руб. / 288,9 кал. дн.) x 56 кал. дн.);

– за счет КВФО 2 – 20 004,15 руб. ((103 200 руб. / 288,9 кал. дн.) x 56 кал. дн.).

2. Общая сумма начисленных отпускных – 101 416,39 руб. (81 412,24 + 20 004,15).

Срок выплаты отпускных педагогическому работнику

В соответствии со ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала. В положениях данной статьи не определено, какие дни учитываются при расчете – календарные или рабочие. Как разъяснил Роструд в Письме от 30.07.2014 № 1693-6-1, порядок исчисления сроков установлен ст. 14 ТК РФ. В соответствии с ч. 1 данной статьи течение сроков, с которыми ТК РФ связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

К сведению: в срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни (ч. 3 ст. 14 ТК РФ).

Из системного толкования этих норм ТК РФ следует, что сроки для оплаты отпуска исчисляются в календарных днях. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 8 ст. 136 ТК РФ при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем оплата отпуска производится накануне этого дня.

Вместе с тем, как отмечают чиновники Роструда, ТК РФ не запрещает производить выплату отпускных в более ранний срок.

Отражение в учете сумм начисленных отпускных

Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат деятельности образовательным учреждением может создаваться резерв предстоящих расходов. Виды расходов, по которым может формироваться резерв, перечислены в указанном пункте. Отметим, что в данный перечень включены расходы на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время или выплату компенсаций за неиспользованные отпуска, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудников учреждения.

К сведению: разъяснения по вопросам формирования резерва на оплату отпусков Минфин дал в письмах от 07.03.2018 № 02-07-10/14688, от 20.06.2016 № 02-07-10/36122, от 14.01.2016 № 02-07-10/604, от 02.09.2015 № 02-07-05/50540.

В письмах чиновники финансового ведомства отметили, что порядок формирования резервов (виды резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики.

При этом обращено внимание, что порядок исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных ТК РФ, установлен Положением. Как уже было отмечено выше, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, осуществляемые соответствующим работодателем, независимо от источников таких выплат.

С учетом изложенного, по мнению Минфина, формирование резервов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда (отложенные обязательства по оплате отпусков за фактически отработанное время), следует производить независимо от источника финансового обеспечения указанных выплат (см. Письмо № 02-07-10/604).

В Письме Минфина РФ от 05.06.2017 № 02-06-10/34914 сообщается, что учреждения обязаны отражать на счете резерва предстоящих расходов обязательства по предстоящей оплате отпусков за фактически отработанное время, включая платежи по обязательному социальному страхованию на данные выплаты. Свою позицию финансисты объясняют следующим.

Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Согласно ст. 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

Таким образом, по истечении каждого месяца работы сотрудника учреждения у работодателя (учреждения) возникает перед ним обязанность по предоставлению выплат за соответствующие дни отпуска. Начисление данных обязательств подлежит отражению на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов».

Далее в письме чиновники Минфина обращают внимание на следующее. Согласно ТК РФ работодатель вправе предоставить отпуск до отработки работником соответствующего периода, за который предоставляется отпуск. На такие выплаты на счетах резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда, начисления не производятся. Для отражения обязательств по начислению отпускных в текущем отчетном периоде, если работник фактически не отработал период, за который начислены отпускные, применяется счет 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» (см. письма № 02-06-10/34914, № 02-07-10/14688).

Пример 7.

Бюджетное образовательное учреждение формирует резерв на оплату отпусков.

Путем произведенных расчетов были установлены:

– размер ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков – 137 500 руб.;

– размер ежемесячных отчислений в резерв на уплату страховых взносов – 41 525 руб.

За период с января по июнь резервный фонд составил 825 000 руб. (подстатья 211 КОСГУ), резерв на уплату страховых взносов – 249 150 руб. (подстатья 213 КОСГУ).

Предположим, что в июле 2018 года в отпуск ушло 10 человек. Им начислены отпускные в размере 520 000 руб. Сумма страховых взносов равна 157 040 руб.

В бухгалтерском учете сделаны следующие записи:

>

Новости

Педагогам-библиотекарям увеличен отпуск

Дорогие педагоги-библиотекари, поздравляем вас с Постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»!
Данное постановление уже во всю обсуждают в средствах массовой информации и в кругу профессионального сообщества. Давайте почитаем его вместе.
В разделе I. Дошкольное образовательные организации
•педагогические работники в должности педагог- библиотекарь получают отпуск 42 календарных дня,
•педагогические работники, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в должности педагог-библиотекарь получают отпуск 56 календарных дней.
В разделе II. Организация дополнительного образования
•педагогические работники в должности педагог- библиотекарь получают отпуск 42 календарных дня,
•педагогические работники, работающие в области искусств (детские школы искусств по всем видам искусств), в должности педагог-библиотекарь получают отпуск 56 календарных дня.
В разделе III Общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования
•педагогические работники в должности педагог- библиотекарь получают отпуск 56 календарных дня.
В разделе IV Организации, осуществляющие обучение
•педагогические работники в должности педагог- библиотекарь получают отпуск 42 календарных дня,
•педагогические работники, работающие в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих социальное обслуживание, а также в центрах психолого- педагогической и социальной помощи,, в должности педагог библиотекарь получают отпуск 56 календарных дней.
Начало действия документа- 26.05.2015.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *