Оценка условий труда СОУТ

Содержание

Декларация СОУТ станет бессрочной

Правительство решило ввести бессрочное действие деклараций СОУТ. Соответствующий законопроект чиновники внесли на рассмотрение Государственной думы. Сейчас этот документ действует 5 лет со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ в информационную систему учета результатов спецоценки. Если в этот период в организации происходит несчастный случай на производстве или у работника выявляют профзаболевание, действие декларации прекращается. Если таких ситуаций не возникает, ее действие автоматически продлевается еще на 5 лет, и обязанность проведения повторной спецпроверки возникает у работодателя через 10 лет. Делает это он за свой счет.

Если правительственные поправки одобрят, организации-работодатели смогут сэкономить на СОУТ. Авторы инициативы отмечают, что требование проводить повторную СОУТ, когда условия труда не изменились и нарушений нет, избыточно. Его отмена благоприятно скажется на администрировании требований по охране труда и финансовом положении организаций.

Из-за последних изменений статья стала не актуальна!

Мы уже обновляем ее и скоро переопубликуем. Если актуальные инструкции нужны прямо сейчас, используйте бесплатный доступ к материалам КонсультантПлюс.

Для чего нужна декларация СОУТ

В первую очередь для уменьшения размера отчислений страховых взносов на работников, которые не работают в опасных или вредных условиях. Кроме того, сотрудникам, занятым в безопасных условиях, не надо дополнительно доплачивать за вредность.

Это не значит, что надо экономить на своих сотрудниках. Это значит, что надо создавать рабочие места, которые соответствуют государственным нормативам. В этом случае и сотрудники здоровы, и работодателю легче в финансовом плане.

Тем не менее, существуют должности, которые изначально включены в списки вредных или опасных (например, все, кто работает под землей), и как ни крутись, но поделать с этим ничего нельзя.

За нарушения по СОУТ предусмотрены большые штрафы. Чтобы все сделать правильно, бесплатно используйте инструкции КонсультантПлюс:

  • как в организации провести спецоценку;
  • как составить дополнительное соглашение к трудовому договору по результатам специальной оценки условий труда.

В отношении этих работ установлены дополнительные тарифы страховых взносов, которые могут составлять до 8 процентов (опасные условия труда).

Таблица дополнительных тарифов страховых взносов

Условия труда

Класс

Тариф

Оптимальные

Допустимые

Вредные*

Опасные

* Установление классов условий труда определяется методикой, утвержденной приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Но можно закупить и выдать работникам новые и современные средства индивидуальной и коллективной защиты, провести внеплановую спецоценку и снизить класс вредности (законодательство это позволяет, за исключением 4 класса, этот класс не снижается), а следовательно, уменьшится размер отчислений и будет составлять не 7 (класс вредности 3.4), а, скажем, 2 процента (класс вредности 3.1).

Поэтому оценка рабочих мест — деятельность, необходимая не только в силу закона, но и по экономическим причинам.

Порядок подачи

Куда подавать декларацию СОУТ

В территориальный орган государственной инспекции по труду (туда, где предприятие зарегистрировано), или, проще, ГИТ.

Кто сдает декларацию по спецоценке условий труда

Работодатель или его доверенное лицо.

Форма документа утверждена приложением № 1 к приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н. Заполняется и подается работодателем в государственную инспекцию по труду (территориальный орган) в порядке, который изложен в приложении № 2, в течение 30 дней с даты утверждения отчета по спецоценке.

Форма подачи может быть:

  • личная (посетить государственную инспекцию и отдать документы на бумажном носителе);
  • в электронном виде на официальном сайте Федеральной службы по труду (в этом случае подписывается электронной цифровой подписью);
  • через Почту России (так же, как и лично, только ездить никуда не надо).

Трудовая инспекция обязана проверить присланное в течение десяти рабочих дней, и если все заполнено правильно, принять и зарегистрировать.

Если документы заполнены неправильно по форме или в них отсутствуют необходимые сведения, их вернут на доработку.

Декларация не подается в отношении следующих рабочих мест (даже если условия работы на них оптимальные или допустимые с учетом применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты):

  • которые включены в списки, утвержденные постановлением кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10, и работа на которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • на которых сотрудникам при поступлении на работу сразу предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями работы;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест были установлены вредные и(или) опасные условия труда.

Как часто надо декларировать рабочие места

Если в последующие пять лет на декларируемых рабочих местах не произойдет несчастный случай или работник не приобретет профессиональное заболевание (которое устанавливается медицинской комиссией), действие декларации считается продленным на следующие пять лет, что дает работодателю право не проводить СОУТ по этим рабочим местам в этот период.

Если произойдет несчастный случай или появятся иные причины (полный список указан в статье 17 закона № 426-ФЗ), работодателю придется организовать внеплановую спецоценку, а действие документа аннулируется.

Бланк декларации по СОУТ (форма уточненной декларации)

Особенности заполнения

При заполнении документа следует руководствоваться положениями, изложенными в письме Минтруда от 23.06.2014 № 15-1/B-724.

Образец заполнения декларации по СОУТ в 2020 году, основные требования:

  • указывается полное наименование работодателя и адреса в точном соответствии с уставными документами, при этом если сведения подаются за рабочие места, расположенные в филиале без образования юридического лица, адрес указывается не по филиалу, а по основному подразделению;
  • наименование должностей или работ сотрудников, чьи места декларируются, указываются из карты спецоценки этого служебного места;
  • численность работников берется из карты спецоценки (третий раздел отчета);
  • индивидуальные номера рабочих мест берутся из первой графы перечня служебных мест, на которых проводилась спецоценка (раздел 2 отчета);
  • аналогичные рабочие места отмечаются литерой А, согласно сведениям из четвертой графы перечня 2 раздела отчета;
  • кроме реквизитов заключения эксперта, необходимо указывать его фамилию и инициалы.

Образец заполнения декларации соответствия условий труда 2020

Штрафы

Если подача декларации по СОУТ в инспекцию по труду была несвоевременной, работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27.1 КоАП и оштрафован до 80 000 рублей. За повторное нарушение работодателя могут оштрафовать до 200 000 рублей или приостановить деятельность предприятия на срок до 90 дней.

Нужно ли подавать уточненную декларацию СОУТ

С 01.05.2016 декларация по СОУТ может подаваться работодателем, если условия для работы признаются оптимальными или допустимыми. Это изменение было внесено Федеральным законом от 01.05.2016 № 136. Этот вид документа получил название «Уточненная декларация по спецоценке условий труда», и подавать ее работодателю необходимо. Документ не является формальным, и если по результатам спецоценки будет установлено, что условия деятельности оптимальные или вредные факторы не выявлены, работодатель обязан подать документы в государственную инспекцию по труду (статья 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426).

Специальная оценка условия труда водителей

Уже два года водители городского пассажирского транспорта высказывают недовольства по поводу неполноценности оценки условий их труда.

В большинстве случаев говорится о том, что методика спецоценки не позволяет учесть влияние всех имеющихся факторов.

Но так ли это на самом деле?

Общие принципы оценки условий труда водителя

В общем понимании, на водителя любого автотранспортного средства действуют следующие производственные факторы и факторы трудового процесса:

  • шум;
  • инфразвук;
  • вибрация общая и локальная;
  • недостаточная освещенность в кабине;
  • вредные вещества в воздухе;
  • параметры микроклимата в кабинет;
  • тяжесть и напряженность труда.

Раньше, при аттестации рабочих мест (далее – АРМ), все эти факторы оценивались. Более того, риск за свою жизнь и других лиц в сочетании с характеристиками выполняемой работы приводили результаты оценки по напряженности труда к классу 3.2. Виброакустические факторы, в свою очередь, оценивались по жестким нормам (СН 2.2.4/2.1.8.562-96 и проч.) и также довольно часто в результате считались вредными.

Почему же водители лишаются льгот по результатам СОУТ?

1. Дело в том, что в процедуре СОУТ появилась так называемая идентификация.

В рамках данной процедуры эксперт определяет все факторы, которые могут воздействовать на водителя (здесь очень похоже на АРМ). Но вот далее он сравнивает определенные факторы с классификатором (приложение №2 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года).

И этот классификатор говорит следующее:

  • виброакустический фактор можно оставить только там, где есть технологическое оборудование, являющееся его источником;
  • микроклимат можно оставить лишь, если есть технологическое оборудование, являющееся его источником (причем различные кондиционеры, печки к нему относить нельзя);
  • освещенность можно оставить, лишь если выполняются особо точные (прецизионные работы).

Что это значит? А значит это то, что из оценки условий труда водителей можно исключить весь виброакустический фактор, освещенность и микроклимат.

Все дело в том, что:

  • автотранспортное средство не относится к технологическому оборудованию, (согласно ГОСТ 3.1109-82 ЕСТД технологическое оборудование – это лишь средства технологического оснащения, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическую оснастку. Примерами технологического оборудования являются литейные машины, прессы, станки, печи, гальванические ванны, испытательные стенды);
  • водитель прецизионные работы не выполняет;
  • все, что может быть искусственным источником микроклимата – это оборудование для создания комфортных условий, которое учитывать нельзя.

2. Изменились критерии оценки напряженности трудового процесса.

Из оценки исключили интеллектуальные нагрузки, эмоциональные нагрузки и режим работы. Сенсорные нагрузки и монотонность труда, в свою очередь, тоже видоизменились.

И единственный фактор, по которому водителю в рамках СОУТ может быть присвоен вредный класс условий труда, это «плотность сигналов (световых и звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы».

В итоге, с учетом всех видоизменений, при проведении СОУТ эксперты не идентифицируют ряд потенциально вредных факторов, а по напряженности труда определяют либо допустимый класс, либо вредный первой степени (3.1). И водители лишаются если и не всех льгот, то дополнительного отпуска точно.

Что делать, чтобы сохранить вредный класс водителю?

Первое:

Уделите особое внимание оценке напряженности трудового процесса.
Допустимый класс устанавливается при среднем количестве сигналов не более 175/час. Причем, по разным подсчетам, реальное значение данного показателя может варьироваться от 100 до 400 в час (в зависимости от региона, времени суток). Но очень важно понимать, что расчет идет в среднем за смену. Т.е. получив количество сигналов в час, его необходимо умножить на долю реального управления автомобиля в смену. И чем ниже эта доля, тем ниже итоговый класс.
Таким образом, при идентификации, когда эксперты проверяющей лаборатории будут запрашивать документы о режиме труда и отдыха водителя, необходимо очень серьезно отнестись к этому вопросу.
Предоставьте внутренний хронометраж, используйте тахографы для определения времени работы водителей
Потому что итоговый класс будет зависеть даже не от оценки (цифры от региона к региону более-менее известны), а от количества часов управления в день.

Второе:

Вносите предложения в перечень факторов, подлежащих оценке при проведении СОУТ.
Даже если экспертная организация говорит, что измерять тот или иной фактор нельзя, так как идентификация запрещает, обращайте их внимание на п. 9 приложения №1 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года, в котором говорится о том, что итоговый перечень вредных факторов, подлежащих оценке, формирует комиссия, а не эксперт. Один нюанс, перечень формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда.
Поэтому, для обоснованное внесения, к примеру, виброакустического фактора в перечень необходимо:
— учесть жалобы и предложения работников по идентификации на их рабочих местах вредных факторов;
— проанализировать случаи установления проф. заболеваний у работников (для организаций с большим автопарком, тем более городского пассажирского транспорта это может быть очень актуально);
— подкрепить свои умозаключения требованиями СП 4616-88 (к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся… санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

Третье:

Проанализируйте результаты АРМ, если они были.
Если АРМ проводилась, и условия труда были признаны вредными, то идентификация на рабочем месте водителя не проводится.
Перечень же подлежащих исследованиям факторов определяет эксперт без учета ограничений идентификации.
Те факторы, по которым был установлен вредный класс, обязательно будут добавлены в перечень, а для внесения остальных используйте свое право формировать итоговый документ исходя из государственных нормативных требований охраны труда.

Чего ждать водителям от СОУТ в будущем?

Минтруд озаботился оценкой условий труда водителей городского пассажирского транспорта и запустил процесс разработки особенностей оценки их труда.
Хотя проекта документа еще нет, сама ситуация сдвинулось с мертвой точки. И хочется верить, что большинство проблем будут в той или иной мере отражены в этом приказе.
Но в любом случае, если приказ и будет утвержден, то не ранее чем через год. А за это время работники транспортной сферы могут увидеть свои карты СОУТ, в которых напротив графы «льготы и компенсации» будет слово «отсутствует». А это приведет к недовольству, жалобам, судам, увольнениям.

Чтобы этого не было, необходимо подходить к процессу СОУТ тщательно и всесторонне:

  • уведомлять работников о том, что на их рабочих местах проводится СОУТ;
  • скрупулёзно собирать исходную документацию;
  • требовать от лаборатории измерений, соответствующих утвержденным методикам;
  • до ознакомления с картами СОУТ водителей проверять их самостоятельно.

Проведение СОУТ является обязанностью каждого работодателя в силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Спецоценка направлена на обеспечение безопасности и комфорта персонала на рабочих местах, определение гарантий и компенсаций работнику, которые предусмотрены ТК РФ, за вредные и (или) опасные условия труда.

Кому нужна специальная оценка условий труда: положения 426-ФЗ, бизнес и безопасность

Организация специальной оценки условий труда входит в обязанности любого работодателя, в том числе индивидуальных предпринимателей, нанимающих сотрудников. Это предписывается Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Не подлежат специальной оценке условий труда рабочие места сотрудников, указанные в подпунктах 3 и 4 статьи 3 Закона № 426-ФЗ.

Спецоценка условий труда — обязательная процедура при введении новых рабочих мест, изменений в технологическом процессе или составе материалов (сырья), применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты. В случае, если на рабочем месте произошел несчастный случай (кроме несчастного случая по вине третьих лиц), выявлено профессиональное заболевание от воздействия производственных факторов, работодателем получено соответствующее предписание инспектора Государственной инспекции труда или на проведении СОУТ настаивает профсоюз, работодатель также обязан провести СОУТ (в этих случаях она называется внеплановой). На это отводится 6 или 12 месяцев с момента наступления одного из указанных случаев (статья 17 Закона № 426-ФЗ).

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Работы по СОУТ должны проводиться специализированной компанией, имеющей в составе аккредитованную лабораторию, по договору гражданско-правового характера, заключенному с работодателем, следующим образом:

  • Образование комиссии по проведению СОУТ (статья 9 Закона № 426-ФЗ). Комиссию возглавляет работодатель либо его представитель. В ее состав входят и представители работодателя, и представители профсоюзной организации (либо иного представительного органа работников). Состав комиссии утверждается приказом. Представители организации, проводящей СОУТ (экспертной организации), в комиссию не входят. Общее количество членов комиссии вместе с председателем должно быть нечетным.
  • Составление и утверждение перечня рабочих мест для СОУТ . Образованная работодателем комиссия подготавливает и утверждает перечень рабочих мест с указанием аналогичных рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда.
  • Поиск экспертной организации . Далеко не каждая организация имеет право проводить СОУТ. Закон определяет требования к таким компаниям: в уставных документах организации в качестве одного из основных или основным видом деятельности должно быть указано именно проведение СОУТ, организация должна иметь в штате минимум пять специалистов, имеющих сертификат эксперта на право проведения СОУТ. При этом минимум один из них — с высшим образованием по одной из специальностей: «Общая гигиена», «Гигиена труда» или «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования». Организация, проводящая СОУТ, должна иметь в своем составе в качестве структурного подразделения лабораторию, аккредитованную Росаккредитацией на проведение необходимых видов измерений. Подтверждением того, что организация отвечает указанным требованиям, является уведомление о ее включении в ведущийся Минтрудом России реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Выбирая компанию для проведения СОУТ, работодатель должен в первую очередь ориентироваться на наличие у нее данного уведомления. При этом после заключения договора работодатель обязан передать экспертной организации сведения о рабочих местах, на которых проводится СОУТ.
  • Проведение идентификации производственных факторов, подготовка декларации на основании идентификации рабочих мес т. Осуществляется экспертом по СОУТ из экспертной организации на основе изучения предоставляемых работодателем сведений о рабочих местах.

    На заметку

    У эксперта нет обязанности лично присутствовать на рабочих местах при проведении идентификации — если ему достаточно сведений, предоставляемых работодателем, то этап идентификации может быть проведен им без посещения рабочих мест.

    Если по результатам идентификации вредные или опасные условия труда на рабочих местах не выявлены, на основании соответствующего заключения эксперта работодателем оформляется и подается в территориальный орган Роструда (Государственную инспекцию труда в субъекте РФ) декларация соответствия условий труда на этих рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.

  • Распределение рабочих мест по классу вредности на основании проведенных измерений, составление отчета . Если вредные или опасные факторы были идентифицированы, специалисту организации (как правило, сотруднику лаборатории, проводящей СОУТ) необходимо провести соответствующие инструментальные измерения. По их результатам осуществляется разделение условий труда на рабочих местах на определенные классы по степени вредности (классы условий труда). При этом в случае, если на рабочем месте установлены оптимальные или допустимые условия труда (кроме рабочих мест, которые подпадают под ограничения части 6 статьи 10 Закона), работодатель также составляет и подает в Государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда на этом рабочем месте государственным нормативным требованиям охраны труда. Специальная оценка условий труда на предприятии является основой реализации конституционного права каждого работника на безопасный труд.

Результаты СОУТ, или Зачем нужна специальная оценка условий труда

По результатам оценки оформляется отчет о СОУТ. Он содержит:

  • информацию об организации, проводившей СОУТ;
  • перечень рабочих мест, на которых осуществлялась оценка, а также данные об опасных производственных факторах, если они были выявлены;
  • карты СОУТ с информацией о классе условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (если таковые были обнаружены);
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты (в случае проведения);
  • сводную ведомость СОУТ;
  • список мер по улучшению условий труда;
  • заключения экспертов по СОУТ.

Отчет о проведении СОУТ подписывается членами комиссии и утверждается ее председателем. Работники, на чьих рабочих местах проводилась СОУТ должны быть ознакомлены с результатами спецоценки в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Сведения о проведении СОУТ и ее результаты в те же 30 календарных дней должны быть размещены на сайте организации. В экспертную организацию в течение не более 3 рабочих дней со дня утверждения направляется подписанный комиссией отчет (копия) о проведении СОУТ.

Условия труда могут быть по результатам специальной оценки признаны:

Если условия труда признаны вредными или опасными, работники имеют право на получение соответствующих гарантий и компенсаций (конкретная номенклатура определяется в зависимости от установленного класса условий труда), предусмотренных ТК РФ. Это:

  • не более 36 рабочих часов в неделю (статья 92 ТК РФ);
  • дополнительный оплачиваемый отпуск, не менее 7 календарных дней ежегодно (статья 117 ТК РФ);
  • не менее 4% дополнительно к тарифной ставке или окладу, установленным для различных видов работ с нормальными условиями труда (статья 147 ТК РФ).

К сведению!

Работодателю СОУТ дает возможность сократить пенсионные отчисления в отношении работников, чьи профессии или должности включены в Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Рабочие места, на которых вредные факторы не были идентифицированы, а также рабочие места, на которых по результатам СОУТ были определены оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда (кроме рабочих мест, подпадающих под ограничения части 6 статьи 10 Закона), подлежат декларированию. Работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местную Государственную инспекцию труда.

Декларация действует в течение пяти лет с момента утверждения отчета о проведении СОУТ. Однако если во время этого срока с кем-либо из работников, занятых на «задекларированном» рабочем месте, произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, действие декларации прекращается. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникнет, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

СОУТ и решение спорных вопросов с работниками организации

Данные СОУТ могут использоваться в разрешении споров по поводу профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве и др. Например, в расследовании несчастных случаев важно прежде всего разобраться, что послужило их причиной. Если СОУТ была проведена в определенные законом сроки и с соблюдением всех правил, претензий к работодателю со стороны органов государственного контроля и надзора в сфере охраны труда будет меньше.

Ответственность юридического лица за непроведение специальной оценки условий труда

Если работодатель своевременно не провел СОУТ либо провел ее с нарушениями установленного порядка проведения, ему грозит административное взыскание или даже уголовная ответственность. Статья 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает в случае:

  • Предупреждение или денежный штраф. Сумма 5 000–10 000 рублей для должностных лиц или индивидуальных предпринимателей. Для юридических лиц — 60 000–80 000 рублей. Если на предприятии уже были зафиксированы нарушения правил охраны труда и накладывались административные взыскания, виновное должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет, а для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма штрафа вырастает до 30 000–40 000 рублей, для юридических лиц — до 100 000–200 000 рублей. Также возможна административная приостановка деятельности предприятия на срок до 90 суток.

В случае, если в результате непроведения специальной оценки условий труда был нанесен тяжкий вред здоровью человека, работодатель, согласно статье 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, может понести следующие наказания:

  • Штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы либо иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев.
  • 180–240 часов обязательных работ, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 1 года.
  • Лишение свободы на срок до 1 года, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 1 года после окончания срока лишения свободы.
  • Если непроведение СОУТ повлекло за собой смерть одного человека — принудительные работы или лишение свободы на срок уже до 4 лет, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 3 лет после окончания срока наказания. Если последствиями непроведения СОУТ стала смерть двух и более человек, срок принудительных работ или лишения свободы может составить до 5 лет.

Помимо прямой угрозы наказания за непроведение СОУТ, работодатель рискует косвенно, если выбирает сомнительную организацию для подготовки отчета об условиях труда на его предприятии.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда

К проведению СОУТ можно привлекать только организации, внесенные в соответствующий реестр и имеющие в составе аккредитованную лабораторию. Если организация, работающая в сфере охраны труда, была допущена к деятельности в сфере аттестации рабочих мест до вступления в силу Закона № 426-ФЗ, то она работает по переходным положениям и может оказывать услуги по СОУТ до 31 декабря 2018 года.

Предприятию с большим количеством рабочих мест необходима организация с соответствующим штатом сотрудников, чтобы на объект могло выехать достаточное количество специалистов. Это позволит сократить сроки проведения СОУТ. Если вам предлагают оформить отчет о СОУТ без выезда специалистов, удаленно, обратитесь в другую организацию. Ваши сотрудники должны видеть, что все работы действительно проводились, и расписаться об этом в отчете. Иначе при возникновении спорных ситуаций закон будет не на вашей стороне.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — единая система последовательных процедур и мероприятий, выполняемых с целью определения (проверки) вредности (опасности) производственных факторов и оценки степени воздействия идентифицированных вредных и опасных факторов производственной среды и трудовых процессов на организм работника с учетом использования средств индивидуальной защиты и их эффективности.

Процедуры, связанные с проведением СОУТ установлены

Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательно выполняемых мероприятий по:

1. Идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

2. Оценке уровня воздействия идентифицированных опасных факторов.

СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ПОДЛЕЖАТ ВСЕ РАБОЧИЕ МЕСТА РАБОТОДАТЕЛЯ

Исключение из общего правила

1. Рабочие места «надомников»;

2. Дистанционные рабочие места (понятие в Федеральном законе не раскрыто).

Особые условия проведения специальной оценки для некоторых категорий рабочих мест:

1. Рабочие места, относящиеся к категориям гражданской и муниципальной службы — специальная оценка производится с учетом действующего законодательства в области государственной и муниципальной службы;

2. Рабочие места, работа на которых затрагивает сведения, относящиеся действующим законодательством к сведениям, содержащим государственную тайну – специальная оценка проводится с учетом действующего законодательства о государственной тайне.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

1. Организация специальной оценки условий труда

— Обязанности проведения СОУТ возлагаются на работодателя, Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией, имеющей аккредитацию на право проведения специальной оценки условий труда;

— Специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах работодателя с учетом особенностей;

— Специальная оценка условий труда на каждом рабочем месте осуществляется не реже одного раза в пять лет;

2. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

— Для организации СОУТ работодателем создается комиссия по проведению специальной оценки условий труда;

— В состав включаются представители работодателя, включая специалиста по охране труда, представители профсоюзной организации или иного представительного органа работников, эксперты аккредитованной организации, председателем комиссии является представитель работодателя.

— Комиссия по специальной оценке условий труда утверждает перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда;

3. Идентификация вредности (опасности)

— Идентификация вредности (опасности) — сопоставление факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными Классификатором вредных и опасных факторов производственной среды, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, идентификация вредности (опасности) на рабочих местах осуществляется комиссией;

— Если на рабочем месте не выявлены вредные и (или) опасные факторы, то условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми условиями труд;

— Если на рабочем месте выявлены вредные и (или) опасные факторы комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений факторов производственной среды и трудового процесса;

— По итогам идентификации вредности (опасности) комиссией оформляется перечень рабочих мест с указанием выявленных факторов производственной среды и трудового процесса;

4. Декларирование соответствия условий труда

— В отношении рабочих мест, на которых по результатам идентификации вредности (опасности) не выявлены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса работодателем подается в государственную инспекцию труда декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— Декларация соответствия условий труда действует в течение 5 лет;

5. Факторы производственной среды определяемые при СОУТ

— физические факторы — аэрозоли преимущественно фиброгенного действия; шум; инфразвук; ультразвук воздушный; вибрация общая и локальная; неионизирующие излучения электростатическое поле, постоянное магнитное поле, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного, в том числе лазерное и ультрафиолетовое; ионизирующие излучения; микроклимат; световая среда;

— химические факторы — химические вещества и смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы;

— биологические факторы — микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы;

— тяжесть труда — нагрузки на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма;

— напряженность труда — сенсорные нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств.

ФАКТОРЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЮ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

1. Физические факторы;

2. Химические факторы;

3. Биологические факторы;

4. Тяжесть трудового процесса;

5. Напряженность трудового процесса.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

1. Обеспечить проведение специальной оценки условий труда;

2. Предоставить необходимые документы организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда;

3. Письменно ознакомить работника с результатами специальной оценки условий труда;

4. Предоставить работнику разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда;

5. Реализовать мероприятия по улучшению условий труда.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ

1. Лично участвовать в проведение специальной оценки условий труда;

2. Обращаться к работодателю за разъяснением процедуры проведения специальной оценки условий труда;

3. Обжаловать результаты проведенной специальной оценки условий труда;

4. Обязан ознакомиться с результатами специальной оценки условий труда.

ВНЕПЛАНОВАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНККА УСЛОВИЙ ТРУДА (ОСНОВАНИЯ).

1. Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2. Получения предписания ГИТ;

3. Изменение технологического процесса;

4. Изменение состава применяемого сырья и (или) материалов;

5. Изменение в уровне СИЗ;

6. Наличие несчастного случая;

7. Наличие мотивированного предложения профсоюза.

Внеплановая специальная оценка проводится на соответствующих рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления выше обозначенных условий.

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА

1. По результатам идентификации вредных и опасных факторов производственной среды;

2. Оформляется работодателем – регистрируется в ГИТ;

3. Срок действия — 5 лет (при отсутствии несчастных случаев – продление 5 лет).

Результаты проведения специальной оценки условий труда:

1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);

7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

2. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

3. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются сведения, предусмотренные пунктами 1, 2 и 9 части 1 настоящей статьи.

5. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

6. Работодатель организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Страховые тарифы в Пенсионный Фонд (дополнительные) в зависимости от классов условий труда

Класс условий труда:

1 (оптимальный) — 0% дополнительного страхового взноса;

2 (допустимый) — 0% дополнительного страхового взноса;

3.1 (вредный) — 2% дополнительного страхового взноса;

3.2 (вредный) — 4% дополнительного страхового взноса;

3.3 (вредный) — 6% дополнительного страхового взноса;

3.4 (вредный) — 7% дополнительного страхового взноса;

4 (опасный) — 8% дополнительного страхового взноса;

Чем грозит отсутствие результатов спецоценки?

Если специальная оценка условий труда не проводилась, работодателя могут привлечь к административной ответственности.

Прежде чем назначить штраф за нарушение требований о проведении специальной оценки условий труда, трудинспекторы будут направлять работодателям предостережение.

Разъяснения Минтруда от 16.01.2019

Напомним, что проводить спецоценку обязаны все работодатели. За нарушение этого требования организации грозит штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб. При этом в 2019 г. Минтруд совместно с Федеральной службой занятости планирует сосредоточиться не столько на наказании нарушителей, сколько на предупреждении нарушений. Суть этого механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения требований охраны труда. В предостережении будет указан срок, в течение которого требуется устранить возможные недоделки. И только если работодатель не прислушался к «совету» трудинспекции, он будет привлечен к административной ответственности.

Охрана труда — аттестация рабочих мест

Для предприятий самых разных организационно-правовых форм и любых форм собственности обязательной является аттестация рабочих мест, которая проводится по условиям труда. Она предусмотрена трудовым кодексом РФ, нормативными документами государственной инспекции по охране труда, Роспотребнадзора, Министерства социального развития и здравоохранения, федеральными законами.
Аттестация рабочих мест необходима по следующим причинам:
— проведение ее – это обязательное требования при получении лицензии на проведение строительно-монтажных работ, на право производственной деятельности. Она обязательна для фирм и организаций всех форм собственности.
— аттестация рабочих мест, проведенная профессионально, позволит не только снизить риски профзаболеваний и производственных травм, но и получить некоторые преимущества и налоговые льготы.
— аттестация рабочих мест требуется тогда, когда работодатель своим работникам оформляет льготные пенсии.
Каждый работодатель аттестацию рабочих мест обязан проводить не реже одного раза в течение пяти лет.
При проведении аттестации выполняются следующие работы:
— составляется для аттестации перечень рабочих мест;
— издается приказ о формировании на предприятии аттестационной комиссии и о сроках проведения на рабочих местах аттестации;
— подготавливаются договорные документы;
— проводится исследование и измерение на подлежащих аттестации рабочих местах опасных и вредных факторов;
— полученные результаты обрабатываются и подготавливаются протоколы исследований и замеров;
— на рабочих местах проводится обследование состояния травмоопасности и обеспеченности рабочих СИЗ, подготавливаются соответствующие протоколы;
— для рабочих мест составляются карты аттестации;
— по окончании аттестации рабочих мест подготавливаются отчетные документы.
По окончании аттестации предприятие получает следующие документы:
— протоколы по травмбезопасности;
— заверенные печатью испытательной лаборатории протоколы с зафиксированными данными измерений вредных производственных факторов;
— протоколы обеспеченности рабочих СИЗ;
— ведомости РМ с результатами из аттестации в подразделениях;
— сводные ведомости РМ с результатами аттестации в организации;
— на каждое рабочее место карту аттестации РМ;
— план мероприятий по оздоровлению и улучшению условий труда, который разрабатывается совместно с предприятием.
Сотрудники нашей организации готовы помочь Вам провести аттестацию рабочих мест. Более того, надо знать о том, что сегодня возможно провести аттестацию рабочих мест без затрат для работодателя, поскольку она финансируется фондом социального страхования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *