Оценщик осужден

Содержание

Александр Тимофеев

Управляющий партнер Правового бюро «Тимофеев и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Познание мира, с точки зрения «общее, единичное, особенное», предполагает умение сравнивать предметы, выявлять их сходство и различие, однотипность и разнотипность, осознавать их диалектическую взаимосвязь и понимать, что одно не может существовать без другого. Попытка рассмотреть соотношение понятий «предпринимательство», «частная практика» и «профессиональная деятельность» через призму названных категорий, обусловливается необходимостью выявить те свойства, которые объединяют и (или) разделяют данные понятия. Как показывает практика, для целей познания форм осуществления оценочной деятельности, это является жизненно необходимым.

Мне уже доводилось писать о том, что практика правового регулирования оценочной деятельности осуществляется таким образом, что понятие «оценочная деятельность» каждый раз определяется конкретными нормами, преследующим ту либо иную цель регулирования. При этом цели регулирования в разных случаях могли существенно отличаться, что в результате приводило к различным юридическим моделям этого понятия, сконструированным в том или ином нормативном акте. Применительно к понятию «оценочная деятельность», в контексте нормативного определения этого понятия, и был сделан вывод о том, что как вчера, так и сегодня функциональное значение понятия «оценочная деятельность » преобладает над теоретико-правовым дискурсом о содержании этого понятия. Более того, несмотря все возрастающее влияние результатов оценки на хозяйственную деятельность, отсутствуют какие-либо значимые дискуссии по этой проблеме и это несмотря на то, какое влияние понятие «оценочная деятельность» оказывает на развитие оценочного законодательства. В этой связи, представлялось крайне важным и насущным формирование этой правовой категории, причем как для юридической теории, так и для нужд гражданского оборота1.

Как оказалось, нечто подобное происходит не только с понятием «оценочная деятельность», но и с еще одним, не менее фундаментальной категорией данной области знаний – с понятием «субъекты оценочной деятельности». Новая волна накатывающихся на оценщика проблем, в который раз убеждает в том, что представление о гражданско-правовом статусе оценщика не базируется на четкой правовой регламентации, является расплывчатым, обуславливающим необходимость сформировать это представление. И это несмотря на то, что для любого института права, а оценочную деятельность с полным правом можно отнести к институту права, понятие «статус субъекта права» является одним из ключевых, определяющих содержание правоотношений.

Поводом для написания настоящей колонки послужило изменение восприятия понятия «статус субъекта оценочной деятельности» в контексте «частной практики» оценщика, постановки оценщика на учет в качестве плательщика страховых взносов в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса (письмо Минфина РФ и ФНС России от 16 ноября 2018г. № БС-4-11/22263@) и реакции СРО на подобные изменения. Так, по мнению Саморегулируемой межрегиональной ассоциация оценщиков нормы ст.4 ФЗ об оценочной деятельности не могут быть применены к оценщику, зарегистрированному в качестве ИП, в связи с чем с 4 августа 2020 года отчеты оценщиков-предпринимателей, в том случае если форма осуществления оценочной деятельности не будет приведена в соответствие с положениями ст. 4 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон №135-ФЗ), не будут соответствовать названному закону (письмо от 21 апреля 2020 г. № 000770и «Об осуществлении оценочной деятельности в форме частной практики»).

Другими словами, оценщик, зарегистрированный в качестве ИП, с 4 августа 2020 года не будет являться субъектом оценочной деятельности, поскольку подобной формы осуществления оценочной деятельности ст. 4 Закона № 135-ФЗ не предусматривает.

На чем же основано столь радикальное изменение восприятие содержания указанной статьи, которое приводит к весьма серьезным последствиям для практикующих оценщиков?

Итак, ст. 4 Закона № 135-ФЗ закрепляет норму, в соответствии с которой субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из СРО оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Закона № 135-ФЗ, которые могут осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным ст. 15.1 Закона № 135-ФЗ.

Абсолютное большинство исследователей исходят из дуалистического восприятия данной нормы, считая, что по смыслу ст. 4 Закона № 135-ФЗ, последняя может осуществляться оценщиком либо самостоятельно в форме частной практики, либо в форме трудовых отношений с оценочной организацией. Третьего, как говорится, не дано.

Первое замечание, которое необходимо сделать в связи с анализом ст. 4 Закона № 135-ФЗ, заключается в том, что понятие «оценочная деятельность» и понятие «деятельность по осуществлению оценки» не являются идентичными. Оценочная деятельность – это не только проведение оценки конкретного объекта с целью определения его стоимости, но и различные правоотношения, возникающие в процессе осуществления оценщиком прав и обязанностей членов СРОО, ответственности оценщика и пр.2. Последствия подобного различия, как мне представляется, и не учитываются при попытке ограничить правовой статус оценщика в рамках осуществления им самостоятельной, профессиональной деятельности. О понятиях «правовой статус оценщика» и «правовое положение оценщика» будет сказано далее.

Следует отметить, что с момента вступления в силу современной редакции ст. 4 Закона № 135-ФЗ (2007 год), вопрос о запрете оценщиком заниматься оценкой в статусе ИП не только не поднимался, но и наоборот, подобная форма деятельности, в том числе и в рамках частной практики, воспринималась как допустимая, а в некоторых случаях как единственно возможная. А.А. Пергушев в своем исследовании приводит результаты анализа 1192 судебных решений, которые были вынесены после 1 января 2008 года. Ни в одном из них не содержалось признания недостоверным доказательством отчета оценщика по тем основаниям, что оценщик являлся ИП. Деятельность оценщиков, привлеченных для оценки имущества в рамках взаимоотношений с органами государственной власти, АСВ, крупнейшими банками России (Сбербанк, Уралсиб, Россельхозбанк), воспринималась последними исключительно как индивидуальное предпринимательство. Минэкономразвития России и Минфин России также не отрицали возможность постановки оценщика на налоговый учет в качестве ИП (письмо Минэкономразвития России от 18 мая 2011 г. № Д06-2551, письмо Минфина России от 12 апреля 2010 г. № 05-02-12132). И подобное восприятие российской оценки, как не противоречащей предпринимательству в его организационно-правовой форме, сопровождало ее на протяжении всего периода становления и развития в течение 2008-2018 годов.

Но вот появляется Приказ ФНС России от 10 октября 2017 г. № MMB-7-14/795@ «Об утверждении форм и форматов представления сведений о членах самореryлируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов саморегулируемых организаций, патентных поверенных, зарегистрированных в Реестре патентных поверенных Российской Федерации, регистрации (снятия с регистрационного учета) застрахованных лиц в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе утверждены форма «Сведения о членах саморегулируемых организаций оценщиков» и формат представления Росреестром таких сведений в электронной форме». Согласно указанной форме в ФНС России направляется в том числе информация о наличии (отсутствии) в сводном реестре членов саморегулируемых организаций оценщиков сведений о юридическом лице, с которым оценщик заключает трудовой договор.

Затем Минэкономразвития России в своем письме от 15 марта 2017 г. № Д22и-30 разъясняет, что, оказывается, Закон № 135-ФЗ разграничивает профессиональную деятельность оценщиков и предпринимательскую деятельность. При этом, оценщик:

  1. в качестве ИП может заниматься только иной деятельностью, отличной от оценки и
  2. может осуществлять оценочную деятельность в форме частной практики до постановки его на налоговый учет.

ФНС России в письме от 6 ноября 2018 г. № БС-4-11/22263@, отвечая на вопрос об уплате страховых взносов оценщиками, включенными в сводный реестр членов СРО оценщиков, указало следующее: «В случае отсутствия в сводном реестре членов СРО оценщиков сведений о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор, такой оценщик признается плательщиком страховых взносов в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса. При этом исчисление и уплата страховых взносов данной категорией плательщиков страховых взносов производятся самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов оценщиком, занимающимся частной практикой, в установленный кодексом срок сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, определяет налоговый орган».

Несколько ранее, Минфин России в письме от 26 января 2017 г. №03-02-07/1/3706 признал, что главой 26-2 НК РФ не предусмотрено ограничений в части применения УСН для оценщиков, занимающихся частной практикой, в связи с чем, при соблюдении всех условий, предусмотренных ст. 346 (12) и 346 (13) НК РФ, такие оценщики вправе применять УСН.

Несомненно, вопрос о праве частнопрактикующего оценщика применять УСН, напрямую затрагивающий его интересы, является весьма актуальным и требует подробного рассмотрения. Однако предметом настоящей колонки является исследование возможных последствий в виде признания несоответствующим требованиям Закон № 135-ФЗ отчета, подготовленного оценщиком, зарегистрированным в качестве ИП.

А.А. Пергушев, приводя аргументы в защиту тезиса о допустимости использования индивидуального предпринимательства для целей осуществления оценки (гражданско-правовой характер отношений между оценщиком и заказчиком, отсутствие в Закон № 135-ФЗ запрета на осуществление оценки в форме ИП, отсутствие в разъясняющих письмах Минфина России, Минэкономразвития России, Росреестра признаков нормативности, различий в правовом регулировании деятельности оценщиков в сравнении с деятельностью нотариусов и адвокатов, допустимость осуществления оценки в рамах аудиторской деятельности, которая может осуществляться в рамках индивидуального предпринимательства), рассматривает содержание ст.4 Закона № 135-ФЗ как открытую конструкцию, не содержащую запрета на осуществление оценки в форме ИП. В целом, соглашаясь с подобной позицией, хотелось бы отметить следующее. Лингвистический анализ содержания рассматриваемой статьи (оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора) свидетельствует, что перед нами деепричастный оборот – «занимаясь частной практикой», отвечающий на вопрос «как?» и уточняющий форму самостоятельного осуществления оценщиком оценочной деятельности. Другими словами, самостоятельная, профессиональная и независимая оценка, по смыслу ст. 4 Закона № 135-ФЗ, допустима только в форме частной практики или в рамках трудовых правоотношений? Но что такое «частная практика» оценщика, как не систематичность связанных с оценкой действий с целью извлечения постоянного дохода, что, собственно, и является сущностью предпринимательства.

Существует три подхода к регулированию соотношения частной практики и предпринимательства: в одном случае (нотариусы, адвокаты) – запрет на занятие предпринимательской деятельностью и деятельностью по трудовому договору; в другом – признание возможности осуществлять профессиональную деятельность и заниматься частной практикой в форме индивидуального предпринимательства (медицинские работники, п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») и, наконец, в третьем случае (оценщики, патентные поверенные, арбитражные управляющие, аудиторы) – вопрос остается открытым, поскольку законодательство, регулирующее названные виды профессиональной деятельности, не содержит норм запрещающих или допускающих возможность осуществления частной практики в форме индивидуального предпринимательства. И в который раз приходится отмечать постоянно преследующую оценочную деятельность половинчатость регулирования и отсутствие четкого понимания правового статуса оценщика (кто он – наемный работник, ИП, свободный художник, занимающийся частной практикой или же лицо, осуществляющее свою деятельность в публичном интересе), а также бесконечные шатания в правовом восприятии оценки как профессии.

Проблема правового статуса оценщика, несмотря на давнюю историю, не имело в прошлом и не имеет в настоящее время полноценного теоретического обоснования, несмотря на насущные потребности оценочной практики. Современное представление о гражданско-правовом статусе физических лиц, осуществляющих профессиональную оценку, несмотря на активную нормотворческую деятельность, характеризуется отсутствием четкой правовой регламентации. И совершенно естественно, что у оценщиков возникают вопросы, от ответов на которые во многом зависит успешность пребывания в профессии.

Один из главных вопросов – это последствия пребывания оценщика в статусе ИП.

По мнению СРО оценщиков СМАО, нормы ст. 4 Закона № 135-ФЗ не могут быть применены к оценщику, зарегистрированному в качестве ИП, поскольку, осуществление оценщиком деятельности в качестве ИП не предусмотрено нормами Закона № 135-ФЗ. С учетом положений ст. 23 Гражданского кодекса, ст. 4, ст. 9 Закона № 135-ФЗ, в случаях, если в договорах и отчетах об оценке отсутствуют сведения, подтверждающие право исполнителя выступать субъектом оценочной деятельности, а, следовательно, и стороной по договору о проведении оценки, исполнителем отчетов, такие отчеты будут не соответствовать Закону № 135-ФЗ. Как следствие изложенной выше позиции, членам СМАО, осуществляющим в настоящее время деятельность в качестве ИП, настоятельно рекомендовано незамедлительно привести форму осуществления оценочной деятельности в соответствие со ст. 4 Закона № 135-ФЗ.

По сути это означает запрет на профессию тем оценщикам, которые в настоящее время пребывают или желают пребывать в статусе ИП.

Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться в вопросах правового статуса оценщика, исходя из положений ГК РФ и Закона № 135-ФЗ, о чем подробно будет рассмотрено в моей следующей колонке.

1 — Тимофеев А.В. К вопросу о понятии оценочной деятельности. Журнал «Российский оценщик», № 1 (125), 2015.

По теме:

Экс-главе Миасса Геннадию Васькову отказали в условно-досрочном освобожденииЭкс-мэру Миасса, осужденному за покушение на взятку, смягчили наказаниеФигурантка дела экс-главы Миасса получила новое наказаниеЭкс-глава Миасса приговорен к 3,5 года в колонии строгого режимаВ Челябинской области суд вынес первый приговор по громкому делу о покупке детсадаСуд отложил заседание по делу экс-главы МиассаЭкс-мэр Миасса Геннадий Васьков — о ситуации в городе, проблемах власти и предстоящих выборахВ Миассе объединят в один процесс коррупционные дела чиновницы, депутата и бизнесаДепутата из Миасса будут судить по делу, из-за которого арестовали бывшего мэраВ Миассе в суд направлено дело экс-чиновницы, которая дала показания на бывшего мэраПодследственный экс-мэр Миасса пришел на заседание городской думыВ администрацию Миасса вернулась чиновница, из-за которой арестовали мэраОценщику, из-за которого арестовали экс-главу Миасса, предъявили новое обвинениеЭкс-глава Миасса заключил досудебное соглашение со следствием и вышел из СИЗОФигурант уголовных дел против двух мэров Миасса избежал наказания за мошенничествоБывший мэр Миасса выходит из СИЗО после нескольких месяцев заключенияЭкс-мэр Миасса предложил следствию досудебное соглашениеМэрия Миасса должна выплатить компенсацию арестованному экс-главеАрбитражный суд отказался рассматривать иск о скандальном детском саде «Умка» в МиассеМэрия Миасса подала в суд на фигурантку дела по детскому саду «Умка»Фигурант коррупционного дела в Миассе написала явку с повинной и вышла из СИЗОСледствие выпускает из СИЗО второго фигуранта громкого дела о детском садике в МиассеФигурант громкого дела о покупке детсада в Миассе дал признательные показанияЭкс-глава Миасса Васьков, находящийся в СИЗО, признан самым эффективным мэром в регионеЭкс-главу Миасса не отпустили под домашний арестВ Миассе не могут решить, что делать с детским садом, из-за которого арестовали главуКандидат в мэры Миасса предложил открыть в городе парк уровня ДиснейлендаКандидат в главы Миасса: «Люди обязаны инициировать отзыв депутатов»В Миассе готовятся саботировать выборы главы, если Дубровский не пойдет на уступкиМинфин Челябинской области изымет из бюджета Миасса 22 млн рублейВласти Миасса намерены вернуть в бюджет субсидию за скандальный детский сад «Умка»В Миассе собрали 500 подписей за освобождение из-под стражи Геннадия ВаськоваСледствие по делу экс-мэра Миасса не может найти мотив в его действиях и доказательства виныСуд продлил срок ареста фигурантам дела о покупке детского сада в МиассеДубровский заявил, что главой Миасса станет человек из его команды: «Предложение сделано»В Миассе «Единая Россия» отдала пост Васькова в партии его сменщикуЖдут Дубровского. Комиссии по выборам глав проблемных территорий не могут начать работуСуд избрал меру пресечения экс-главе Миасса Геннадию ВаськовуГубернатор поручил Геннадию Васькову обеспечить проведение Ильменского фестиваляЭкс-глава Миасса в суде заявил, что претензии силовиков ему непонятныКак в Миассе назначали и. о. главы и какие настроения у местных элит. РепортажИсполняющим обязанности главы Миасса стал Григорий ТонкихСегодня суд решит вопрос об аресте бывшего мэра Миасса Геннадия ВаськоваХронология отставок мэров в самом неспокойном городе Челябинской областиСК будет ходатайствовать о заключении главы Миасса Васькова под стражуСиловики задержали главу Миасса Геннадия ВаськоваВ администрацию Миасса нагрянули силовики, готовится новое уголовное дело»Первым делом высплюсь». Глава Миасса рассказал, что будет делать после отставкиМятежный Миасс может возглавить один из депутатовГлава Миасса Геннадий Васьков написал заявление об отставкеВ мятежном Миассе спор об отчете главы перерос в скандал

Следственный комитет России хочет ввести уголовную ответственность для оценщиков, иначе бюджет недополучит доходы от приватизации. Оценка всегда субъективна и доказать корыстный умысел сложно, полагают сами оценщики.

Следственный комитет России (СКР) предлагает ввести уголовную ответственность для оценщиков имущества. Это следует из подготовленных ведомством поправок (есть у «Ведомостей»), которые должны ужесточить контроль правоохранительных органов за приватизационными сделками.
Из корыстных целей оценщики вносят в отчет об оценке подлежащих приватизации активов заведомо недостоверные данные об их стоимости, говорится в пояснительной записке. Это наносит серьезный ущерб государству, а доходы от приватизации (см. таблицу) в ближайшие несколько лет должны стать одним из главных источников покрытия дефицита федерального бюджета.
Действующее законодательство не предусматривает никакой ответственности профессиональных оценщиков, кроме материальной. По закону об оценочной деятельности оценщик должен страховать свою ответственность (не менее чем на 300 000 руб.) и состоять в саморегулируемой организации (СРО). Ответственность СРО не спасает от злоупотреблений, считают в СКР. Правоохранители предлагают ввести уголовную ответственность за фальсификацию данных о стоимости объекта, при этом за недостоверную оценку приватизируемого имущества наказание будет строже (см. врез).
Пока привлечь оценщика к уголовной ответственности за предвзятую оценку почти невозможно, нужно найти другой состав преступления, отмечает сотрудник одной из оценочных организаций.
Проблемы с оценкой не ограничиваются вопросами продажи госимущества. Из-за недобросовестных оценщиков массовым явлением стало занижение кадастровой стоимости земельных участков, жаловались «Ведомостям» региональные и муниципальные чиновники. Это прямые потери муниципалитетов, которые получают земельный налог. Схема выглядит так, рассказывал замдиректора департамента Мин­экономразвития Вячеслав Спиренков: крупные землевладельцы, оспаривая результаты массовой оценки, представляют в суд независимую экспертизу своего имущества. При этом оценщик занижает стоимость вплоть до 1 руб. за 1 кв. м земли. У муниципалитетов денег на альтернативную экспертизу нет, и, чтобы не получить судебное решение о минимальной стоимости недвижимости, администрациям регионов приходится идти с компаниями на мировую: снижать стоимость недвижимости примерно на 20%.
Злоупотребления в оценочной деятельности заставляют задуматься о возврате к государственному лицензированию отрасли, а следующим шагом может стать и введение уголовной ответственности, признавал весной помощник президента Андрей Белоусов.
Федеральная антимонопольная служба и Счетная палата законопроект поддержали, сообщили представители ведомств. Против радикальных мер оказался Росреестр. Наказание должно ограничиваться имущественной (экономической) ответственностью, сообщил представитель службы, но нужен более прозрачный механизм. Утвержденная правительством «дорожная карта» по совершенствованию оценочной деятельности предусматривает создание в 2014 г. реестра «недобросовестных» оценщиков.
Инициатива СКР разумна, считает адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» Ирина Барсукова, сейчас максимум, что может грозить оценщику, — это исключение из соответствующей СРО. Такой риск не останавливает от злоупотреблений, говорит она: расценки на «левую» оценку более или менее значимого объекта начинаются от 3-3,5 млн руб.
Мнения оценщиков по стоимости одного и того же объекта могут расходиться более чем на 10%, но все стандарты оценки будут соблюдены, говорит представитель оценочной компании «Магистр» и задается вопросом: «Как доказать корыстный умысел?» Из законопроекта это непонятно, считает он.
СРОКИ, ШТРАФЫ, ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ
За недостоверные сведения в отчете об оценке оценщику (физическому лицу) грозит штраф от 100 000 до 300 000 руб., запрет на работу в отрасли или лишение свободы до трех лет. При фальсификации сведений о приватизируемом имуществе — штраф до 500 000 руб. или лишение свободы до пяти лет. За недостоверную оценку, причинившую ущерб государству в особо крупном размере (от 6 млн руб.), — срок до семи лет.

Куда жаловаться на недобросовестные СРО

Многие участники саморегулируемых организаций столкнулись со сложностями при переходе в региональные СРО.

Среди основных проблем – отказ принимать заявление по надуманным причинам, уклонение от перевода компенсационного фонда, преждевременное исключение участников из некоммерческого объединения.

В случае выявления этих нарушений нужно жаловаться на недобросовестные СРО в НОСТРОЙ или суд.

Жалоба в НОСТРОЙ

НОСТРОЙ – национальное объединений строителей и решение любых вопросов, связанных с деятельностью саморегулируемых организаций, входит в его компетенцию.

Обратиться в НОСТРОЙ можно одним из способов:

  1. Направить письмо с уведомлением о вручении на юридический адрес организации посредством почты или курьерской доставки — 123242, г. Москва, ул. Малая Грузинская, д. 3.
  2. Обратиться по электронной почте — info@nostroy.ru.
  3. По телефону: +7 (495) 987-31-50, +7 (495) 987-31-49. Подать жалобу в телефонном режиме невозможно, однако этот способ подходит для быстрого получения ответа на вопрос о законности действий СРО.
  4. Через онлайн приемную на официальном сайте НОСТРОЙ. В теме обращения выбрать пункт – «Сообщение о недобросовестной СРО».

При отправке жалобы через онлайн приемную потребуется пройти процедуру смс-авторизации. Для этого при заполнении формы на сайте НОСТРОЙ нужно верно указать контактный телефон в формате +7(ХХХ) ХХХ-ХХ-ХХ.

Как оформить жалобу

Правильное оформление жалобы ускорит процесс рассмотрения, а четкая формулировка сути претензий к саморегулируемой организации и предоставление доказательств помогут добиться справедливого решения.

Подаваемый документ должен содержать:

  1. ФИО заявителя – для физических лиц; ФИО, ИНН, ОГРНИП – для индивидуальных предпринимателей; полное наименование компании, ИНН, ОГРН и ФИО ответственного должностного лица – для юридических организаций.
  2. Контактные данные заявителя, которые будут использованы для направления ответа. По желанию ответ предоставляется почтой России или электронной почтой.
  3. Наименование СРО, которую вы обвиняете в недобросовестности.
  4. Текст обращения с детальным описание проблемы.
  5. Перечень приложений – доказательств фактов, указанных в жалобе (в формате , docx, pdf, jpg, png).
  6. Дату и подпись.

При обращении через он-лайн приемную потребуется также дать согласие на обработку персональных данных. Анонимные жалобы не принимаются к рассмотрению.

Если жалоба содержит вопросы, по которым ранее уже предоставлялся письменный ответ НОСТРОЙ, обращение не будет повторно рассмотрено. Для корректного составления жалобы может потребоваться помощь опытного юриста.

Сроки рассмотрения письменных жалоб согласно Российскому законодательству не должны превышать 30 дней.

В исключительных случаях должностное лицо может продлить срок рассмотрения на 30 дней, если ситуация требует проведения внеплановых проверок.

При этом заявитель уведомляется о продлении срока рассмотрения выбранным способом – письменно или по электронной почте.

НОСТРОЙ детально рассматривает жалобу, а в случае подтверждения указанных в документе фактов направляет в адрес саморегулируемой организации уведомление об устранении нарушений. Копии таких уведомлений направляются в Ростехнадзор.

Недобросовестные СРО, которые не исправят нарушения от отведенный НОСТРОЙ срок, могут быть исключены из госреестра.

Правила оформления жалоб

Строгих правил жалобы в НОСТРОЙ не существует, текст обращения можно писать в свободном стиле. Однако потребуется придерживаться общих правил делового этикета:

  • Излагать суть дела коротко и емко.
  • Избегать жаргона и нецензурной лексики.
  • Не употреблять угрозы жизни, здоровью или имуществу должностного лица.
  • Оперировать достоверными данными и фактами.
  • Соблюдать правила орфографии, пунктуации и стилистики русского языка.
  • Не использовать в тексте жалобы сообщения рекламного характера или коммерческие предложения.

Важно указывать в обращении достоверные личные и контактные данные.

Исковое заявление в суд

Если НОСТРОЙ не удовлетворил жалобу – не спешите опускать руки. Подготовьте исковое заявление в суд, изложив в нем суть вопроса и приложив в числе других доказательств письменный ответ НОСТРОЙ на ваше обращение.

Грамотно составленное исковое заявление поможет отстоять свою позицию. Дела об оспаривании решений, действий или бездействий СРО рассматриваются по общим правилам искового производства арбитражным судом.

Важно! При обращении в суд потребуется оплатить госпошлину. Размер платежа для физических лиц составит 300 рублей, для юридических лиц – 2000 рублей.

Чтобы избежать длительных судебных разбирательств, нужно точно сформулировать суть жалобы при обращении в НОСТРОЙ. Решение вопроса напрямую через Национальное объединение строителей позволит вернуть средства компенсационного фонда в максимально короткий срок.

Жалоба на оценщика образец

Известно, что СРО не только выдают допуски на осуществление ряда опасных разновидностей работ, но и выполняют другие функции, утвержденные в ст. 6 ФЗ № 315 «О саморегулируемых организациях».

Одной из них является рассмотрение жалоб от заказчиков услуг компаний – членов объединения.

Когда подаются такие претензии? Как осуществляется решение конфликтных ситуаций, если Вы вступили в СРО?

Зачем и как подаются жалобы в СРО?

По сути, объединения являются своеобразным гарантом качества услуг своих членов. Именно по этой причине дл кандидатов на членство предъявляются требования, минимум которых представлен в ст. 55.5 и 55.6 ГК РФ.

Каждая СРО имеет свой компенсационный фонд, положения о котором представлены в ст. 55.16 ГК РФ. В случае предоставления членом некачественных услуг и причинения убытков заказчику средства будут возмещены за счет фонда.

Соответственно, жалобы в СРО подаются в случае неудовлетворительного качества предоставленных услуг.

Каждое объединение обязано принять к рассмотрению такие претензии в течение 30-ти дней с момента подачи заявления, в соответствии с п. 1 ст. 55.14 ГК РФ.

При этом вместе с заявлением заказчик должен предоставить документальные доказательства нарушения членом СРО технических стандартов или факты предоставления услуг низкого качества.

Как происходит рассмотрение жалоб?

Рассмотрение заявлений о жалобах происходит в соответствии со ст. 55.14 ГК РФ. Назначается дата рассмотрения, при этом приглашаются заказчик услуг и исполнитель/член объединения.

Далее, в случае установления уполномоченным органом СРО факта нарушения требований по техническим регламентам или иного рода неудовлетворительных результатов деятельности организация обязана сообщить о происшествии в федеральный орган исполнительной власти РФ.

При этом к провинившемуся члену применяются дисциплинарные взыскания, в соответствии со ст. 55.15 ГК РФ. Так, СРО может осуществить следующие действия:

  • вынести предупреждение;
  • установить предписание для устранения членом своих ошибок в указанные сроки;
  • приостановить действие допуска;
  • прекратить действие свидетельства и исключение из членов.

При этом приостановление допуска может продолжаться не более 60-ти дней, за этот период должны быть выяснены все обстоятельства по делу.

Отличается ли процесс рассмотрения жалоб в разных СРО?

Деятельность объединений в проектировании, в строительстве и в инженерных изысканиях урегулирована Градостроительным кодексом, рассмотрение жалоб происходит в соответствии со ст. 55.14 и 55.15 ГК РФ. Однако рассмотрение жалоб в СРО оценщиков, к примеру, происходит в соответствии со ст. 24.4 ФЗ № 135 «Об оценочной деятельности в РФ».

Так, порядок, представленный в данном законопроекте, практически не отличается от порядка, зафиксированного в Градостроительном кодексе, за исключением некоторых нюансов.

В частности, СРО оценщиков дополнительно имеют право наложить на провинившегося члена штрафные санкции. Образец жалобы на оценщика-члена СРО вы сможете рассмотреть здесь.

Вам интересует подача жалоб в СРО? Обратитесь к профессиональным экспертам СРО ПРАВДА, которые смогут не только предоставить информативные консультации на бесплатной основе, но и помочь составить заявление. Звоните, мы окажем мощную юридическую поддержку!

Позвоните нам : +7 (495) 221-04-25

Жалобы на действия членов

В соответствии со ст. 24.4. федерального закона от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» потребители оценочных услуг вправе обратиться в Дисциплинарный комитет с жалобой на действия члена саморегулируемой организации оценщиков.

Дисциплинарный комитет — специализированный орган по рассмотрению жалоб на действия членов НП «АРМО» и дел о нарушении членами требований законодательства, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, требований о внесении обязательных взносов в саморегулируемую организацию оценщиков и дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности оценщиков при осуществлении оценочной деятельности.

Процедура рассмотрения указанных жалоб и дел и содержание указанных нарушений определяются внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков и Приказом Минэкономразвития России от 25.12.

2015 N 989 «Об утверждении требований к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г.

N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики».

В НП «АРМО» утверждено и действует Положение о Дисциплинарном комитете.

Требования к порядку подачи и рассмотрению жалобы

Потребителями оценочных услуг являются:

  • заказчики оценочных услуг
  • иные третьи лица, чьи права нарушаются или могут быть нарушены действиями (бездействием) члена НП «АРМО»

Порядок подачи жалобы

Письменное обращение (жалоба) физического или юридического лица в саморегулируемую организацию оценщиков о нарушении членом НП «АРМО» требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, содержащее доводы заявителя относительно того, как действия (бездействие) члена саморегулируемой организации оценщиков нарушают или могут нарушить права лица, направившего обращение (далее -заявитель), направляется на почтовый адрес НП «АРМО» и/или представляется в офис НП «АРМО» заявителем или его уполномоченным представителем.

Если обращение направлено в электронной форме, то оно должно быть подписано электронной подписью заявителя в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Жалоба, поданная в Дисциплинарный комитет:

  • должна быть оформлена в письменном виде;
  • должна содержать следующие данные заявителя:
  • для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: фамилия, имя, отчество (последнее -при наличии);
  • для юридических лиц: полное наименование организации, ИНН и (или) ОГРН, фамилия, имя, отчество (последнее -при наличии) должностного или уполномоченного им лица, подписавшего обращениенаименование и ОГРН юридического лица — в случае, если заявителем жалобы является юридическое лицо;
  • почтовый адрес;
  • номер телефона, факса и адрес электронной почты (при наличии);
  • должна содержать сведения о члене саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого направлена жалоба: фамилия, имя, отчество (последнее -при наличии), регистрационный номер в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков (если известно);
  • должна содержать предмет обращения: указание на нарушение членом саморегулируемой организации оценщиков требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональнойэтики;
  • должна содержать доводы заявителя относительно того, как действия (бездействие) члена саморегулируемой организации оценщиков нарушают или могут нарушить права заявителя;
  • должна содержать документы (или их копии), подтверждающие факты такого нарушения (при их наличии), или реквизиты таких документов (дата и номер);
  • должна содержать подпись заявителя.

НП «АРМО» рассматривает поступившее в саморегулируемую организацию оценщиков обращение в порядке и сроки, установленные положением о порядке осуществления контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации, утвержденным в соответствии со статьей24.3 Федерального закона об оценочной деятельности (далее -положение о порядке осуществления контроля).

При рассмотрении поступившего в НП «АРМО» обращения на соответствие его требованиям жалобы, указанным в главе II Требований, НП «АРМО» может запрашивать дополнительную информацию (документы или материалы), относящуюся к рассматриваемым вопросам, у заявителя и члена НП «АРМО», в отношении которого направлена жалоба.

При несоответствии обращения требованиям жалобы, указанным в главе II Требований, НП «АРМО» в срок не более чем десять дней с даты получения обращения, направляет ответ заявителю с указанием оснований несоответствия.

При устранении оснований несоответствия обращения требованиям жалобы, указанным в главе II Требований, заявитель вправе повторно обратиться с жалобой в НП «АРМО»

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в саморегулируемую организацию оценщиков (анонимные обращения), не могут служить основаниями для проведения внеплановой проверки члена НП «АРМО»

При соответствии обращения требованиям жалобы, указанным в главе II Требований, НП «АРМО» инициирует внеплановую проверку члена саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого направлена жалоба.

Жалоба в СРО — куда нужно жаловаться клиентам и членам СРО

К сожалению, переход к саморегулирующим организациям и создание сотен СРО не могло пройти без сучка без задоринки.

Регулярно случаются провалы, закрываются СРО, часто многие СРО создаются толкьо с целью торговли допусками и разрешениями.

В случае, если что-то идет не так, мы советуем на затягивать с решением, а сразу идти жаловаться в вышестоящие органы. Если жаловаться будете на члена СРО — жалуетесь в СРО, НОСТРОЙ, суд. Если на СРО — только 2 последних инстранции.

Поймите, тут важно не сохранить видимость хороших отношений, а добиться нужных вам результатов, какими бы они ни были. Мы знаем массу случаев, когда после жалобы в СРО на одного из членов СРО, все решалось очень быстро и очень качественно.

Жалобы на конкурсного управляющего: виды и требования, оформление

При банкротстве юридических лиц, дела о ликвидации и завершении конкурсного производства могут тянуться годами.

Для увеличения эффективности процесса внешнего управления организацией–банкротом, кредиторы, недовольные действиями конкурсного управляющего, могут на него пожаловаться.

Жалоба на действия арбитражного управляющего и ее виды

В российском законодательстве есть несколько способов обжалования действий конкурсного управляющего:

  • ходатайство или заявление в арбитражный суд;
  • заявление в правоохранительные или надзорные органы;
  • обращение в другие госорганы (ФНС и др.);
  • жалоба в СРО арбитражных управляющих.

Отметим, что жалобы на действия или бездействие конкурсных управляющих можно отнести к разряду сложных юридических документов, которые требуют серьезной проработки.

Для того чтобы сложная ситуация разрешилась в пользу заявителя, документ должен составляться профессиональными юристами.

В жалобе необходимо учитывать все законодательные нормы о банкротстве, имеющуюся судебную практику.

Кроме того, нужно собрать доказательную базу по нарушениям управляющего.

Требования к составлению жалоб в арбитражный суд

При подготовке жалобы необходимо придерживаться общепринятой структуры и формулировок о нарушениях:

  • следует сначала четко указать адресную часть;
  • в мотивировочной части писать нужно о действиях управляющего, которые нарушают конкретную норму законодательства о банкротстве. Также требуется приложить документальное подтверждение;
  • в резолютивной части нужно указывать или «просить» только то, что является компетенцией госоргана, в который направляется данная жалоба.

Жалоба на бездействие конкурсного управляющего в Росреестр

Данная Федеральная служба осуществляет ведение реестра управляющих и их саморегулируемых организаций. Росреестр может привлечь недобросовестного управляющего к административной ответственности, дисквалифицировать его (ст. 14.13 КоАП РФ).

Органы реестра рассматривают только жалобы от имени собрания кредиторов, а также от госорганов. Все остальные жалобы на действия или бездействие управляющего перенаправляются в СРО для рассмотрения их по существу.

Как и куда жаловаться на недобросовестные СРО обманутым членам и экспертам саморегулирования

Опасения относительно поведения СРО в связи со вступлением в силу 372-ФЗ неоднократно высказывались, как сами строителями, так и сторонними наблюдателями за процессом изменений, которые данный закон внес в строительную индустрию. А опасались все недобросовестности СРО, которым пришлось лишиться региональных членов, когда-то уплатившим этим организациям компенсационный фонд.

При смене СРО на региональную, что является обязательным требованием согласно 372-ФЗ, компенсационный фонд должен быть переведен в региональные организации саморегулирования, но расставаться с деньгами, если конечно они еще остались на счетах, многие СРО не захотели. В результате произошло следующее.

Некоторые СРО просто не приняли уведомления своих членов о переходе в регионы, ссылаясь на надуманные причины. А те, кто приняли, находят способы уклонения от перевода комфонда. Отдельные СРО просто, не дожидаясь уведомлений, поисключали своих «неместных» членов, якобы по причинам несоответствия требованиям.

Естественно нужно жаловаться. Куда? В НОСТРОЙ и суд, разумеется.

Как правильно написать жалобу на недобросовестную СРО

НОСТРОЙ (национальное объединение саморегулируемых организаций в сфере капитального строительства), прямой обязанностью которого является контроль саморегулирования, и будет тем адресатом, которому прежде всего стоит писать о самоуправстве.

Связаться с НОСТРОем можно тремя способами:

жалобы

В связи с нововведениями и массой нарушений последовавших за ними, НОСТРОЙ должен рассматривать жалобы членов СРО быстрее обычного и не особо ударяться в бюрократию, однако определенный регламент все же стоит участь. К нему можно отнести документы, которые обязательно прикладываются к жалобе.

  • Наименование СРО, и имена ее представителей, выносивших решение, нарушающее ваши права.
  • Ваши реквизиты. Адреса вашей фирмы и ваши лично, для связи.
  • Подробный рассказ, изложенный в форме жалобы на неправомерные действия СРО. Важно указать последствия, наступившие в результате действий или бездействия СРО.
  • Документальное подтверждение вашей жалобы. Копии всех документов, на основании которых было принято то или иное решение СРО. Копии документов об исключении или отказе в приме уведомлений.
    В зависимости от реакции НОСРОЯ на ваше заявление, можно принимать решение о подготовки иска в судебные инстанции. Однако, до принятия решения НОСТРОЕМ лучше подождать. Возможно, ваш вопрос будут решен на этом уровне, и в суд идти не придется.

С 1 декабря 2016 г. жаловаться на кадастрового инженера или строителя члена сро можно и нужно в саморегулируемую организацию, членом которой он является

1 декабря 2016 года заканчивается переходный период, установленный Федеральным законом от 30.12.

2015 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в отношении осуществления кадастровой деятельности.

Осуществлять кадастровую деятельность могут только кадастровые инженеры, являющиеся членами СРО кадастровых инженеров, внесенных в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

Претензия в сро (образец). порядок составления претензии в саморегулируемую организацию — концептуал

Претензии (от лат.

praetensio — притязание) — 1) притязание, заявление права на обладание чем-либо; 2) заявление кредитора, покупателя, заказчика, клиента об уплате долга, возмещении убытков, устранении обнаруженных недостатков, неисправности в приобретенном товаре или выполненной работе; 3) требование кредитора к должнику о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением прав кредитора.*(Различные образцы: Претензия в СРО):

Претензия в СРО. Порядок написании претензии на примере образца

(в саморегулируемую организацию строителей для целей перечисления средств из компенсационного фонда в связи с переходом в другое СРО)

_________ и (или) квитанцией ООО «АвиаЭкспресс» №___ от __.__._______.

Принимая во внимание предписание ч. 6 ст. 3.3.2*** Закона и текста уведомления, членство в Вашем СРО было прекращено с «__» ___________ _______ года.

На основании ч. 13 ст. 3.3.

(Претензия в СРО)

Таким образом, у Вас появилась обязанность в течение 7 (семи) рабочих дней со дня поступления указанных заявления и решения, перечислить взнос в компенсационный фонд в указанное нами СРО, членами которого мы являемся, однако по настоящее время данная обязанность Вами не выполнена.

В соответствии со ст.

309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

  • Р/с ___________________________________________
  • в _____________________________________________
  • к/с ______________________________, БИК ___________________

В случае, если указанные денежные средства не будут перечислены на указанные реквизиты в срок 30 календарных дней с даты отправки настоящей претензии, будем вынуждены обратиться в:

1. прокуратуру в целях проведения проверки на соблюдения законодательство Российской Федерации.

Будут проверены первичные и документы бухучета, так же будет рассмотрено движение денежных средств. Основания и порядок их поступления в СРО, как помещались на депозиты, получались проценты.

Где они находятся и на какие цели расходовались, а так же почему не исполнено обязательство по перечислению средств по нашему заявлению. В ходе проверки прокуратура может наложить административный штраф.

В случае выявления преступлений передать информацию об этом в компетентные органы для возбуждения уголовного дела и проведения следственных мероприятий.

А также может вносить представление об устранении нарушений закона, издавать протест в случае выявления фактов нарушения закона, вносить предостережение о недопустимости нарушения закона.

Претензия в СРО

2. ростехнадзор, осуществляющий проверку локальных нормативных актов изданных СРО на соответствие их действующему законодательству.

Документы, подтверждающие выплаты из средств компенсационного фонда СРО за проверяемый период.

А также документы, указывающие на основание осуществления данных выплат, проверку соблюдения порядка приема в члены СРО и выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ.

Ведение дел членов СРО, соблюдение требований информационной открытости, по итогам данной проверки СРО может быть привлечено к административной ответственности.

национальное объединение строителей, которое так же проверит деятельность СРО на соответствие законодательству Российской Федерации, локальные нормативные акты изданные СРО, соблюдения порядка выдачи свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, в случае выявления нарушений, национальное объединение строителей имеет право на исключение соответствующих сведений из росреестра СРО.

В Арбитражный суд для понуждения исполнения обязанности с Вашей стороны, а так же возмещению сумм на услуги представителей и причиненных убытков.

Генеральный директор __________________ _____________ (должность руководителя) (подпись) (фамилия, инициалы)

Претензия в СРО — юридическая помощь в написании

Ввиду широкого спектра рассматриваемых вопросов, нашей компанией разработана система «внутренний аналитик обращений». После получения запроса на консультацию, система автоматически распределяет заявки между юристами, для дальнейшей обработки.

У нас на сайте Вы можете найти образцы документов, а также проконсультироваться у специалиста, воспользовавшись формой «звонок юристу» на главной странице, либо «заявка на консультацию» в разделе «КОНТАКТЫ».

Для ускорения связи со специалистом – звоните: 8 (495) 151-29-09, 8 (929) 985 98 65 или пишите: conceptual.office@gmail.com.

Будем рады Вам помочь!

Сноски:

*Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.» (ИНФРА-М, 2011)

**Статья 3.3 5. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в срок не позднее 1 декабря 2016 года обязаны письменно уведомить такую некоммерческую организацию:

1) о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию;

***Членство в саморегулируемой организации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, направивших в саморегулируемую организацию уведомление, предусмотренное пунктом 1 части 5 настоящей статьи, прекращается с даты, указанной в таком уведомлении, но не позднее 1 июля 2017 года.

****Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя, вправе со дня принятия решения о приеме их в члены новой саморегулируемой организации, но не позднее 1 сентября 2017 года подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в соответствии с настоящей статьей, о перечислении внесенного такими лицами взноса в компенсационный фонд указанной некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель. В указанном случае взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен в течение семи рабочих дней со дня поступления в саморегулируемую организацию соответствующего заявления и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены иной саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, которой принято указанное решение.

С трахование гражданской ответственности оценщиков является обязательным условием работы на рынке оценочных услуг. В соответствие со ст.15; 393 Гражданского Кодекса РФ оценщик обязан возместить убытки заказчику, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, предусмотренного договором между оценщиком и заказчиком по проведению оценки объекта оценки.

Кроме того, законодательством Российской Федерации предусмотрен механизм защиты прав заказчика: страхование гражданской ответственности оценщиков является условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг оценщиков, в случае причинения оценщиками убытков заказчикам при осуществлении оценочной деятельности. И в этой связи большое значение имеет величина страховой суммы, на которую оценщик страхует свою ответственность на случай причинения вреда третьим лицам в связи с осуществлением деятельности по оценке, потому что именно в пределах величины страховой суммы страховая компания будет возмещать третьим лицам убытки, причиненные оценщиком.

В случае же, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба (ст. 1072 ГК РФ).

Статья 24.7. ФЗ «Об Оценочной деятельности в РФ» Договор обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности

Объектом страхования по договору обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности (далее — договор обязательного страхования ответственности) являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности оценщика (страхователя) по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба заказчику, заключившему договор на проведение оценки, и (или) третьим лицам.

Страховым случаем по договору обязательного страхования ответственности является установленный вступившим в законную силу решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт причинения ущерба действиями (бездействием) оценщика в результате нарушения требований федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой являлся оценщик на момент причинения ущерба.

Одним из важных критериев при выборе клиентом оценочной фирмы является размер страховой суммы. Это показатель ее надежности и престижа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *