Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза

В ГК отсутствует норма, регулирующая ответственность за просрочку доставки груза. Она закреплена в транспортных кодексах и уставах. Определение понятия просрочки дается только в КТМ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 166 КТМ просрочкой доставки груза считается факт, если груз не выдан в порту выгрузки, предусмотренном договором морской перевозки груза в срок, который определен соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения – в разумный срок, который требуется от заботливого перевозчика с учетом сложившихся обстоятельств.

Приведенная формулировка весьма неконкретна, поэтому может быть по-разному истолкована сторонами договора перевозки груза. Речь идет о понятии «разумный срок», которое используется для установления факта просрочки доставки груза, если срок не установлен соглашением сторон. Неясно, каким критерием следует руководствоваться для определения так называемого разумного срока. Ничего не добавляет для его определения и требование о заботливости перевозчика, от которой зависит разумный срок, а также учет конкретных обстоятельств.

Вместе с тем представляется весьма удачной первая часть определения в КТМ просрочки доставки груза: невыдача его в срок, определенный соглашением сторон. Для грузополучателя наиболее приемлемым вариантом, безусловно, является вручение адресованного ему груза в установленный срок. Транспортное законодательство, если не прямо, то косвенно, связывает просрочку с несоблюдением срока доставки груза в пункт назначения или срока информирования грузополучателя о прибытии груза. КВВТ использует термин «несоблюдение сроков доставки грузов», но при этом не определяет момент отсчета его несоблюдения. УЖТ, устанавливая ответственность за просрочку доставки, содержит лишь перечень случаев, когда груз считается доставленным в срок (ст. 33). УАТГНЗТ закрепляет порядок исчисления просрочки, а также определяет способ фиксации времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки – отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки (ч. 11 ст. 34). Однако на практике нередки ситуации, при которых груз доставляется в пункт назначения в установленный срок, но выдача его грузополучателю задерживается по различным причинам, зависящим как от перевозчика, так и от грузополучателя. Например, задержка может быть связана с повреждением либо неисправностью транспортного средства (морского или речного судна при входе в порт), невозможностью доступа к грузу до выгрузки из транспортного средства грузов других грузовладельцев. Иногда выдача груза откладывается и по другим причинам, в частности, в связи с необеспечением грузополучателем доступа к месту приема груза (отсутствие свободного причала, невозможность подъезда к разгрузочной площадке для приема груза вследствие нахождения на подъездных путях других транспортных средств и т.п.).

Выходит, что срок доставки груза перевозчиком соблюден, а получить его в пункте разгрузки грузополучатель не может. Следовательно, просрочкой доставки груза необходимо считать не нарушение срока прибытия транспортного средства с грузом в пункт назначения, а нарушение срока вручения груза грузополучателю.

Таким образом, просрочку доставки груза можно определить как доставку груза по истечении срока, к которому перевозчик согласно договору перевозки обязан доставить его в пункт назначения и вручить грузополучателю. Ответственность перевозчика наступает, если он не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Единицу измерения просрочки на автомобильном, железнодорожном и внутреннем водном транспорте составляют одни сутки, а на воздушном – один час. Выход за рамки суток и часа рассматривается как ненадлежащее исполнение перевозчиком обязательства по соблюдению установленного договорного срока. Хотя при железнодорожных перевозках опоздание с доставкой груза менее чем на сутки считается нарушением обязательства, так как в соответствии со ст. 97 УЖТ при уплате пени «неполные сутки считаются за полные». УАТГНЭТ, КВВТ, ВК не содержат аналогичных уточнений. КТМ вопрос о единице измерения просрочки вообще не регулирует.

В качестве санкций за ненадлежащее исполнение перевозчиком обязательства по соблюдению договорного срока установлена неустойка. В транспортных уставах и кодексах применяются разные виды неустойки. В УАТГНЭТ и ВК – это штраф, а в УЖТ и КВВТ – пеня. Возникает вопрос: почему за нарушение однотипного транспортного обязательства применяются разные виды неустойки? Ведь каждый вид имеет свое содержание и особенности применения. Так, штраф – это заранее определенная сумма (твердая сумма), взыскиваемая однократно за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Пеня – это определенный процент от суммы обязательства (долга), устанавливаемый на случай просрочки его исполнения и начисляемый за каждую просроченную единицу времени (месяц, день, час).

Этому можно найти следующее объяснение. Очевидно, все дело в ограничении уплаты неустойки фиксируемой (твердой) суммой. С самого начала нарушения срока доставки груза возникают основания для применения пени. За начальный отрезок просроченного времени на перевозчика возлагается уплата грузополучателю определенного процента от суммы провозной платы за конкретный временной период (день, час). Такая санкция является не чем иным, как пеней. Но когда общая сумма достигает установленного транспортными законами предела, она не может увеличиваться, несмотря на продолжающуюся просрочку. В соответствии с КВВТ и ВК она не должна превышать половины провозной платы, а по КТМ, УЖТ и УАТГНЭТ – размера платы за перевозку. Следовательно, с момента достижения указанного предела сумма взыскания становится фиксированной и взыскивается однократно, т.е. по правилам, установленным для штрафа.

В этой ситуации правильнее было бы именовать санкцию за просрочку доставки груза «пеней», поскольку, во-первых, исполнение взыскания неустойки начинается по правилам, присущим пени, а во-вторых, на практике случаи нарушений срока доставки грузов, за которые взыскиваются максимально фиксированные суммы, достаточно редки.

Транспортные уставы и кодексы закрепляют основания освобождения перевозчика от ответственности за просрочку доставки груза. Типовыми, присущими практически всем транспортным законам основаниями являются следующие:

  • – непреодолимая сила;
  • – временные ограничения или запрет движения транспортных средств, введенные в порядке, установленном законодательством;
  • – иные причины, не зависящие от перевозчика.

На воздушном транспорте действует такое специфическое основание освобождения перевозчика от ответственности, как устранение неисправности воздушного судна, угрожающей жизни и здоровью пассажиров воздушного судна, которым перевозится также груз (ст. 120 ВК).

Наиболее развернутый перечень оснований приведен в КТМ. Помимо указанного типового перечня, он содержит основания, касающиеся опасностей и случайностей на море, спасания людей и имущества на море, действий властей, связанных с задержанием судна, его арестом, объявлением карантина (п. 1 ст. 166 КТМ).

В целом основания освобождения перевозчика от ответственности за просрочку доставки груза представляют собой обстоятельства, возникновение которых не зависит от перевозчика.

  • См. об этом подробнее: Гражданское право: учебник: в 2 т. Т. I / отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2000. С. 455.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *