Ответственность за налоговые правонарушения

В статье рассмотрены нарушения налогового законодательства, наиболее часто встречающиеся в деятельности коммерческих организаций, и меры ответственности за них.

Публикация

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Иными словами, квалифицирующими признаками налогового правонарушения являются: противоправность действий (бездействия) лица; наличие вины лица в совершении налогового правонарушения; наличие установленной НК РФ ответственности за совершение противоправных действий (бездействия). Противоправность деяния применительно к налоговым правонарушениям означает, что действия (бездействия) лица нарушают конкретные правовые нормы, установленные НК РФ или другими федеральными законами о налогах и сборах. Статьей 107 НК РФ установлено, что ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Таким образом, должностные лица организации (руководитель и главный бухгалтер) не являются субъектами налоговых правонарушений.
Для целей НК РФ (ст. 11) понимаются:

  • под организациями — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории России (иностранные организации). Таким образом, созданный на территории России филиал иностранного юридического лица может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения. В то же время филиал российской организации к такой ответственности привлечен быть не может, в случае совершения им налогового правонарушения к такой ответственности подлежит привлечению создавшее его юридическое лицо;
  • под физическими лицами — граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

Однако не следует забывать о том, что индивидуальные предприниматели – это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Соответственно, предприниматели являются субъектом налоговых правонарушений и могут нести налоговую ответственность.
Обязанности налогоплательщика установлены ст. 23 НК РФ, в том числе обязанность уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговые органы, если такая обязанность предусмотрена НК РФ; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, иные обязанности. Налогоплательщики-огранизации и индивидуальные предприниматели помимо вышеназванных обязанностей обязаны в установленные сроки письменно сообщать в налоговый орган, соответственно, по месту нахождения организации, месту жительства предпринимателя: об открытии или закрытии счетов (лицевых счетов), предприниматели – о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности; обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях; обо всех обособленных подразделениях организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств) и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях; обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией); о реорганизации или ликвидации.
Определяя круг обязанностей налогоплательщика, НК РФ предусматривает возможное наступление юридической ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение организацией-налогоплательщиком обязанностей предусматривается:

  • ответственность за совершение налогового правонарушения, установленная НК РФ, мерой которой являются налоговые санкции в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК РФ (ст. 114 НК РФ);
  • административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ;
  • уголовная ответственность, установленная УК РФ. Субъектами уголовной ответственности являются должностные лица организаций, индивидуальные предприниматели. Сами организации не являются субъектами уголовной ответственности.

Прежде чем перейти к вопросу об ответственности налогоплательщиков-организаций, следует сказать о том, что существует две формы вины в совершении налогового правонарушения (ст. 110 НК РФ). Налоговое правонарушение признается совершенным:

  • умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия);
  • по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

При выявлении умысла в его совершении применяются более жесткие налоговые санкции. Например, по ст. 122 (неуплата или неполная уплата налога) сумма штрафа меняется с 20% до 40 % от неуплаченной суммы налога.
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Ниже нами приведены составы налоговых правонарушений и размеры санкций (за исключением специальных составов за нарушение налогового законодательства, например, банками).

Статья НК РФ

Состав правонарушения

Санкция, действующая теперь

П. 1 ст. 116

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

10 000 рублей

Согласно ст.83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, соответственно, по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений (такая обязанность сохранилась только в случае создания организацией обособленного подразделения (исключая филиалы и представительства)), месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Постановка на налоговый учет по месту нахождения организации осуществляется налоговым органом одновременно с государственной регистрацией организации

П. 2 ст. 116

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 рублей

Таким образом, даже в случае отсутствия дохода виновное лицо будет привлекаться к ответственности, поскольку нормой предусмотрен минимальный размер санкций – 40 тыс. руб.

Ст. 118

Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке

5 000,00 руб.

Организации и предприниматели обязаны сообщить об открытии и закрытии счета в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов (подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ)

Ст. 119

Непредставление в установленный срок налоговой декларации
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (ст. 23 НК РФ). Сроки представления налоговых деклараций по налогам установлены в соответствующих главах части второй НК РФ

5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, но не более 30% и не менее 1 000 рублей

В отличие от прежней редакции нормы, штраф исчисляется именно от неуплаченной суммы налога.
Президиум ВАС РФ в п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 разъяснил, что обязанность представить налоговую декларацию не обусловлена наличием суммы налога к уплате.
Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 80 НК РФ).
Соответственно, непредставление «нулевой» декларации не освобождает от ответственности, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.
Достаточно часто организации, чтобы избежать ответственности по ст. 119 НК РФ подают в срок, установленный законодательством декларацию, где указывают минимальные суммы к уплате либо нулевые, а затем подают уточненную декларацию. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на выводы ВАС РФ, сделанные в постановлении от 15.05.2007 № 543/07. В частности, ВАС РФ указал, что поскольку налогоплательщик обязан правильно исчислять налоги и данные, приведенные им в декларации должны быть достоверными, то размер штрафа по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление деклараций должен исчисляться исходя из надлежащей суммы налога, в действительности подлежащей уплате в бюджет, а не из той, которая указана налогоплательщиком в декларации ошибочно. Организациям при подаче «нулевых», а затем уточненных деклараций надо быть аккуратными и учитывать вышеизложенную позицию ВАС РФ.
Кроме того, уплата налога в таком случае также не освобождает от ответственности (см. п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71)

Ст. 119.1

Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)

200 руб.

Отметим, что до 03.09.2010 (вступления в силу Федерального закона № 229-ФЗ от 27.07.2010) ответственность за такое правонарушение отсутствовала

П. 1 ст. 120

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в течение 1 налогового периода

10 000 рублей

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика

П. 2 ст. 120

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в течение нескольких налоговых периодов

30 000 рублей

П. 3 ст. 120

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если это повлекло занижение налоговой базы

20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей

Если занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, чем указано в п. 3 ст. 120 НК РФ, организация-налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную статьей 122 НК РФ (п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5)

П. 1 ст. 122

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия)

20% от неуплаченной суммы налога (сбора)

П. 3 ст. 122

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), совершенная умышленно

40% от неуплаченной суммы налога

Ст. 123

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению

Ст. 125

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога

30 000

Размер санкции по данной статье был увеличен в 3 раза в связи с активным введением в НК РФ института залога в качестве обеспечительной меры исполнения обязательств налогоплательщиков перед налоговыми органами

П. 1 ст. 126

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений

200 рублей за каждый документ

Как отметил Президиум ВАС РФ в своем Информационном письме от 17.03.2003 № 71, непредставление налоговой декларации не может квалифицироваться по указанной статье

П. 2 ст. 126

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике

10 000 рублей

Санкция по данной статье применяется к организациям, которым налоговые органы направляют запросы в рамках «встречной» проверки

П. 1 ст. 1291

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу

5 000,00 руб.

Налоговые органы вправе истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, налоговом агенте или информацию о конкретных сделках согласно ст. 93.1 НК РФ.
Отметим, что по вопросу о том, вправе ли инспекция затребовать документы, касающиеся деятельности не проверяемого лица, а его контрагента единообразия в судах нет. В постановлении ФАС Поволжского округа от 05.02.2008 по делу № А49-4731/2007-204А/16 суд признал возможным привлечь субпоставщика налогоплательщика по ст. 129.1 НК РФ за непредставление документов. Обратная позиция содержится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.07.2010 по делу № А56-73206/2009 (Определением ВАС РФ от 16.12.2010 № ВАС-16440/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

П. 2 ст. 1291

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу повторно в течение года

20 000 руб.

Размер санкции не зависит от количества не представленных документов, а является фиксированным

Статьей 112 НК РФ предусмотрены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. В частности, смягчающими ответственность обстоятельствами признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Анализ арбитражной практики показывает, что такими иными обстоятельствами могут быть:
1) самостоятельное обнаружение налогоплательщиком и устранение нарушений налогового законодательства, поскольку «непринятие во внимание этих обстоятельств при решении вопроса о размере штрафа может способствовать уклонению налогоплательщиков от исполнения указанной выше обязанности в надежде, что ошибки налоговым органом не будут обнаружены»1;
2) незначительный характер правонарушения (например, незначительность пропуска срока представления налоговой декларации)2;
3) наличие у предпринимателя иждивенцев, тяжелое состояние здоровья или предпенсионный возраст3;
4) несоразмерность размера штрафа совершенному налоговому правонарушению4;
5) изъятие документов уполномоченным государственным органом5;
Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (п. 2 ст. 112 НК РФ). Наличие отягчающих вину обстоятельств не препятствует суду учесть одновременно и смягчающие ответственность обстоятельства, поскольку предельный размер уменьшения налоговой санкции не установлен6, а НК РФ не ставит возможность уменьшения размера штрафа при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства в зависимость от наличия отягчающих ответственность обстоятельств.
Кроме того, в случае вынесения налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к ответственности следует обращать внимание на то, имеются ли обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности. К таким обстоятельствам НК РФ относит (ст. 109 НК РФ):

  1. отсутствие события налогового правонарушения;
  2. отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
  3. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
  4. истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Во второй части статьи вы прочитаете об административной и уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства.

1П. 17 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 № 71.

4Постановления ФАС ЗСО от 23.01.2008 № Ф04-362/2008(906-А67-26), от 22.04.2008 № Ф04-2542/2008(3973-А81-31), Ф04-2542/2008(4138-А81-31).

5Постановлении ФАС СЗО от 30.05.2000 № А56-31511/99.

Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2).

Глава 15. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 106. Понятие налогового правонарушения

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Статья 107. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений

1. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Статья 108. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

3. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.12.2009 N 383-ФЗ)

4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

5. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 04.11.2005 N 137-ФЗ)

Статья 109. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Статья 110. Формы вины при совершении налогового правонарушения

1. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

2. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

3. Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

4. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Статья 111. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

1. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом);

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

(пп. 4 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Статья 112. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 04.11.2005 N 137-ФЗ)

2. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

3. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

4. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

(п. 4 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 04.11.2005 N 137-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

О конституционно-правовом смысле статьи 113 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П.

Статья 113. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

1.1. Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

Статья 114. Налоговые санкции

1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

5. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

6. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

7. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Статья 115. Срок давности взыскания штрафов

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 29.11.2010 N 324-ФЗ)

1. Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ)

Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.

(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ)

Глава 16. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Статья 117. Утратила силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

Статья 119. Непредставление налоговой декларации

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)

(введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

4. Исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

Статья 121. Исключена. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия)

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Утратил силу. — Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

(в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)

влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом,

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Статья 124. Утратила силу. — Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога,

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере 30 тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах,

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(п. 1 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса,

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

Статья 127. Исключена. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

Статья 128. Ответственность свидетеля

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля,

влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.

2. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

(введена Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,

влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Статья 129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса

(введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1. Нарушение установленного настоящим Кодексом порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов —

влечет взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

2. Те же деяния, совершенные более одного раза, —

влекут взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

Глава 17. ИЗДЕРЖКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Статья 130. Утратила силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Статья 131. Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым

1. Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 20-ФЗ)

2. Переводчики, специалисты и эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

3. За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.

Абзац исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

4. Суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей.

Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством Российской Федерации и финансируются из федерального бюджета.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Глава 18. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ БАНКОМ ОБЯЗАННОСТЕЙ,

ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ,

И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Статья 132. Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

1. Открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

влекут взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

2. Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет,

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

Статья 133. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа

(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

Нарушение банком установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, местной администрации или организации федеральной почтовой связи о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.

Статья 134. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 20 тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 26.11.2008 N 224-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Статья 135. Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Положения пунктов 1 и 2 статьи 135, устанавливающие ответственность за

1. Неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Кодексом срок поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа,

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы.

Статья 135.1. Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган

(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

6(138)-2010

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ НАЛОГОВОЙ, АДМИНИСТРАТИВНОЙ И УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, консультант Минфина России

Йэвольно часто возникают спорные ситуации, связанные с применением к лицу, которое нарушило законодательство о налогах и сбо-личных видов ответственности. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате конкретных видов налогов и сборов, а также по представлению налоговой отчетности устанавливается Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

За неисполнение соответствующей обязанности виновное лицо несет ответственность. Этот общеправовой принцип применяется и в налоговых правоотношениях.

Налогоплательщик, который ненадлежащим образом исполнял обязанности, закрепленные НК РФ, может быть привлечен к трем видам ответственности:

— налоговой;

— административной;

— уголовной.

Виды, основания и переделы налоговой ответственности закрепляются НК РФ.

Следует помнить, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ (п. 1 СТ.108НКРФ).

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ устанавливает ответственность.

Для признания нарушения нормы, закрепленной в акте законодательства о налогах и сборах, налоговым правонарушением необходимо, чтобы в нем присутствовали следующие признаки:

• нарушение норм, закрепленных актами законодательства о налогах и сборах, в чем выражается противоправный характер нарушения;

• виновностьдеяния;

• налоговое правонарушение является основанием реализации юридической ответственности в сфере налогообложения.

Теоретически налоговое правонарушение

является разновидностью административных нарушений. Такой вывод можно сделать исходя из того, что налоговые правоотношения в том виде, в котором они рассматриваются НК РФ, входят в число административных.

Например, ст. 116 НК РФ установлена ответственность за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе, аналогичный вид нарушения содержится в ст. 15.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

Соотношение налоговой и иной ответственности урегулировано в НК РФ: в п. 4ст. 108 НК

РФ предусмотрено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Ни налоговое, ни административное законодательство не содержит положения, что привлечение физических лиц к ответственности за налоговые правонарушения освобождает их от административной ответственности. Однако, если налоговая и административная ответственность — это разные виды ответственности, то ничто не препятствует привлекать физических лиц к ответственности и в соответствии с налоговым, и в соответствии с административным законодательством.

Рассмотрим данную проблему на примере привлечения индивидуального предпринимателя одновременно к налоговой и административной ответственности за нарушение сроков представления налоговой декларации.

Статьей 15.5 КоАП РФ устанавливается, что нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Согласно ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее ста рублей. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

В соответствии с примечанием к ст. 15.3 КоАП РФ административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в данной статье, статьях 15.4 — 15.9, 15.11 КоАП РФ, применяется к лицам, указанным в ст. 2.4 КоАП РФ об административной ответственности должностных лиц, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Данная позиция подтверждается постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 30.06.2005 № Ф04-4096/2005(12618-А45-29), которым разъясняется: из положений ст. 2.4, примечания кст. 15.3,ст. 15.5 КоАП РФ следует, что в ст. 15.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность руководителя организации-налогоплательщика за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган, которое явилось следствием неисполнения либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей. Организация как юридическое лицо, а также налогоплательщики — физические лица и индивидуальные предприниматели за нарушение сроков подачи налоговой декларации несут ответственность в соответствии со ст. 119 НК РФ.

Таким образом, индивидуальный предприниматель за непредставление налоговой декларации может быть привлечен только к налоговой ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отношении соотношения налоговой и уголовной ответственности необходимо отметить следующее.

До 01.01.2010 в НК РФ действовало положение, в соответствии с которым предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ (п. Зет. 108 НКРФ).

Уголовная ответственность должностных лиц налогоплательщика — юридического лица регулируется тремя статьями УК РФ:

ст. 199 УК РФ — уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации;

ст. 199.1 УК РФ — неисполнение обязанностей налогового агента;

ст. 199.2 УК РФ — сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Федеральным законом от 29.12.2009 № 383-ФЭ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 383-ФЭ) п. 3 ст. 108 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой основанием для привлечения лица к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

Ранее предусмотренные данной нормой положения с 01.01.2010 «переехали» в иные статьи НК РФ.

Так, согласно п. 3 ст. 32 НК РФ, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора) не уплатил в полном объеме указанных в данном требовании сумм недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».

Пунктом 15.1 ст. 101 НК РФ устанавливается, что в случае, если налоговый орган, вынесший решение о привлечении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) — физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, направил в соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ материалы в органы внутреннихдел, то не позднее дня, следующего за днем направления материалов, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан вынести решение о приостановлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскания соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

В случае если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или постановление о прекращении уголовного дела, а также, если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее дня, следующего за днем получения уведомления об этих фактах от органов внутреннихдел, выносит решение о возобновлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

В случае если действие (бездействие) налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — физического лица, послужившее основанием для привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения, стало основанием для вынесения обвинительного приговора в отношении данного физического лица, налоговый орган отменяет вынесенное решение в

части привлечения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В связи со вступлением в силу с 01.01.2010 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) и одновременной заменой единого социального налога страховыми взносами возникают вопросы о соотношении налогов (сборов) и страховых взносов, а также ответственности, закрепленной НК РФ, и ответственности, предусмотренной Законом № 212-ФЗ.

Поскольку правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ, не являются налоговыми, права налоговых органов в этой области не могут быть выведены из толкования положений НК РФ. Государственный орган имеет право налагать административные санкции только в том случае, когда такое право прямо предоставлено этому органу законом.

Законодательством не предусматривается право налоговых органов привлекать к ответственности за правонарушения, допущенные при исчислении и уплате страховых взносов, а также представлении отчетности по страховым взносам, а равно — право органов контроля за уплатой страховых взносов привлекать налогоплательщиков к налоговой ответственности.

Например, согласно п. 1ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора).

В силу ч. 1ст. 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченной суммы страховых взносов.

За неуплату сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского

страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в результате занижения базы для начисления страховых взносов ответственность установлена не НК РФ и КоАП РФ, а Законом № 212-ФЗ. То есть данное правонарушение является нарушением законодательства РФ о страховых взносах, а не налоговым или административным правонарушением.

Следовательно, организация или индивидуальный предприниматель после 01.01.2010 не могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной п. 1ст. 122 НК РФ, за неуплату сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинс-

кого страхования в результате занижения базы для начисления страховых взносов.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от24.07.2009 № 212-ФЗ.

3. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.06.2005 № Ф04-4096/2005(12618-А45-29).

4. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63 — ФЗ.

* * *

Комментируемая статья посвящена определению круга субъектов налогового правонарушения.

Ответственность за совершение налогового правонарушения несут только организации и физические лица.

Следовательно, обособленные подразделения юридических лиц не могут являться субъектами налогового правонарушения.

Так, в деле, рассмотренном в Постановлении ФАС Московского округа от 31.01.2013 по делу N А41-21517/12, налогоплательщик считал, что налоговым органом неправомерно было привлечено к налоговой ответственности обособленное структурное подразделение налогоплательщика, а не сам налогоплательщик; этому же подразделению предложено уплатить доначисленные налог и пени.

Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика правомерной, в силу пункта 1 статьи 107 НК РФ решение о привлечении к ответственности может быть принято лишь в отношении налогоплательщика. В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков и обязанных лиц. Ответственность за неисполнение обязанностей по уплате налогов, сборов и пеней несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал.

Кроме того, следует учитывать, что публично-правовые образования не относятся к лицам, подлежащим ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Например, управление муниципальным имуществом не в качестве юридического лица, а как орган местного самоуправления при реализации муниципального имущества не может быть признано организацией-налогоплательщиком в смысле, придаваемом этому понятию НК РФ (Постановления Президиума ВАС РФ от 18.04.2006 N 15557/05 и от 27.06.2006 N 14969/05).

Следовательно, квалификация управления муниципальным имуществом в качестве плательщика налога на добавленную стоимость является ошибочной, применение к нему мер налоговой ответственности в силу статей 106 и 107 НК РФ — недопустимым (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 4544/07).

Такая позиция закреплена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16055/11.

Как отметил ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 27.10.2004 N Ф04-7635/2004(5826-А45-27), налоговый орган не вправе вносить изменения в ранее принятое решение о замене субъектов правонарушения.

Ю.М. Лермонтов

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение установлены разделом VI НК РФ. Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное налогоплательщиком, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.

Налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности с 16-летнего возраста при условии, что оно виновно в совершении налогового правонарушения.

Налогоплательщик признается виновным в совершении налогового правонарушения, если противоправное деяние совершено им умышленно или по неосторожности.

Налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения, если:

  • деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
  • деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено налогоплательщиком в состоянии, при котором он не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  • деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено в результате выполнения письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных соответствующими статьями главы 16 НК РФ.

Следует иметь в виду, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафов подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза.

При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100%.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли 3 года (срок давности).

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу:

  • Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
  • Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
  • Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.
  • Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, — влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 Налогового кодекса, — влечет взыскание штрафа в размере 5 000руб.

Те же деяния, совершенные физическим лицом, — влекут взыскание штрафа в размере 500 руб.

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1).

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 Налогового кодекса, — влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб.

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, — влекут взыскание штрафа в размере 5 000 руб.

Ошибки в отчетности, нарушение правил постановки на налоговый учет, невыполнение других обязанностей грозят санкциями не только организации, но может ударить и по карману самого бухгалтера. Соответствующие штрафы предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Правонарушение (статья КоАП РФ)

Размер штрафа

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (п. 1 ст. 15.3)

От 500 до 1000 руб.

Ведение деятельности при нарушении срока постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (п. 2 ст. 15.3)

От 2000 до 3000 руб.

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4)

От 1000 до 2000 руб.

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 15.5)

От 300 до 500 руб.

Непредставление в налоговые органы, таможенные органы или органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6)

От 300 до 500 руб. на должностных лиц, от 100 до 300 руб. на граждан

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности*, а также порядка и сроков хранения учетных документов (ст. 15.11)

От 2000 до 3000 руб.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст.15.1), а именно:

— осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров**;

— неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;

— несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;

— накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (ст. 15.1)

На должностных лиц от 4000 до 5000 руб. на граждан, от 40000 до 50000 руб на юридических лиц

* Грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности является искажение сумм начисленных налогов и сборов или искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

** Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в рамках одного договора составляет 60 000 руб. (Указание Банка России от 14.11.2001 № 1050-У).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *