П 21 ст 255

П 21 ст 255

Новая редакция Ст. 255 НК РФ

В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

К расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности:

1) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда;

2) начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;

3) начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг);

5) расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников. В таком же порядке учитываются расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации;

6) сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде;

7) расходы в виде среднего заработка, сохраняемого работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством — для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов и в порядке, предусмотренном работодателем — для иных организаций, доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров;

8) денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

9) начисления увольняемым работникам, в том числе в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика. В целях настоящего пункта начислениями увольняемым работникам признаются, в частности, выходные пособия, производимые работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права;

10) единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11) надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях;

12) надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

12.1) стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не более 5 тонн на семью по фактическим расходам, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в случае отсутствия железной дороги указанные расходы принимаются в размере минимальной стоимости проезда на воздушном транспорте), и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора с работником по любым основаниям, в том числе в случае его смерти, за исключением увольнения за виновные действия;

13) расходы в виде среднего заработка, сохраняемого в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика, а также расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно;

14) расходы на оплату труда за время вынужденного прогула или время выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

15) утратил силу с 1 января 2010 г.;

16) суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам:

страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет с российскими страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, и в течение этих пяти лет не предусматривают страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов, за исключением страховых выплат в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при наступлении у участника и (или) застрахованного лица пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) страховой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, или пожизненно, а договоры добровольного пенсионного страхования — выплату пенсий пожизненно;

добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;

добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица.

Совокупная сумма взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», и платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.

В случае внесения изменений в условия договора страхования жизни, а также договора добровольного пенсионного страхования и (или) договора негосударственного пенсионного обеспечения в отношении отдельных или всех застрахованных работников (участников), если в результате таких изменений условия договора перестают соответствовать требованиям настоящего пункта, или в случае расторжения указанных договоров в отношении отдельных или всех застрахованных работников (участников) взносы работодателя по таким договорам в отношении соответствующих работников, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащими налогообложению с даты внесения таких изменений в условия указанных договоров и (или) сокращения сроков действия этих договоров либо их расторжения (за исключением случаев досрочного расторжения договора в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами).

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и расходы, указанные в пункте 24.2 настоящей части, в совокупности не могут превышать 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 15 000 рублей в год, рассчитанном как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по указанным договорам, к количеству застрахованных работников.

При расчете предельных размеров платежей (взносов), исчисляемых в соответствии с настоящим подпунктом, в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов), предусмотренные настоящим подпунктом;

17) суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за календарные дни нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям;

18) суммы, начисленные за выполненную работу физическим лицам, привлеченным для работы у налогоплательщика согласно специальным договорам на предоставление рабочей силы с государственными организациями;

19) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, начисления по основному месту работы рабочим, руководителям или специалистам налогоплательщика во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров;

20) расходы на оплату труда работников-доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови;

21) расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями;

22) предусмотренные законодательством Российской Федерации начисления военнослужащим, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях и в строительных организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции;

23) доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

24) расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год, осуществляемые в соответствии со статьей 324.1 настоящего Кодекса;

24.1) расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 3 процентов суммы расходов на оплату труда;

24.2) расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях, бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях.

В целях настоящего пункта услугами по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации признаются следующие услуги, оказанные по договору о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором или турагентом:

услуги по перевозке туриста по территории Российской Федерации воздушным, водным, автомобильным и (или) железнодорожным транспортом до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту;

услуги проживания туриста в гостинице (гостиницах) или ином (иных) средстве (средствах) размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, включая услуги питания туриста, если услуги питания предоставляются в комплексе с услугами проживания в гостинице или ином средстве размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха;

услуги по санаторно-курортному обслуживанию;

экскурсионные услуги.

Указанные в настоящем пункте расходы учитываются в размере фактически произведенных расходов на услуги по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации, но не более 50 000 рублей в совокупности за налоговый период на каждого из граждан, перечисленных в абзаце первом настоящего пункта, и при условии выполнения требования, установленного абзацем девятым пункта 16 настоящей части;

25) другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Комментарий к Статье 255 НК РФ

В ст. 255 НК РФ приведен перечень расходов на оплату труда, которые организации могут учитывать при налогообложении прибыли. Скажем, к таким расходам относятся:

— суммы, начисленные работникам в соответствии с принятыми в организации системами оплаты труда;

— поощрительные выплаты (премии, надбавки к тарифным ставкам и окладам и т.д.);

— стоимость форменной одежды и обмундирования, которые выдаются работникам бесплатно (в случаях, предусмотренных законодательством);

— расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска.

Также в затраты на оплату труда включаются расходы по договорам обязательного и добровольного страхования работников (п. 16 ст. 255 НК РФ). В частности, это договоры:

— долгосрочного страхования жизни, которые заключены на срок не менее пяти лет и в течение этого времени не предусматривают страховых выплат в пользу застрахованного лица (за исключением страховой выплаты, предусмотренной на случай его смерти);

— пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения (эти договоры должны предусматривать выплату пожизненной пенсии, только после того, как застрахованный получит право на государственную пенсию);

— добровольного личного страхования работников, которые заключаются на срок не менее одного года и предусматривают оплату медицинских расходов застрахованного;

— добровольного личного страхования, заключаемые на случай смерти застрахованного лица либо утраты им трудоспособности в связи с исполнением должностных обязанностей.

Размер платежей по указанным видам добровольного страхования для целей налогообложения прибыли нормируется. Совокупная сумма взносов работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда. В свою очередь, нормы взносов по договорам добровольного личного страхования, которые предусматривают оплату медицинских расходов, составляют 3 процента от суммы расходов на оплату труда.

Кроме того, свой лимит установлен и для платежей по договорам добровольного личного страхования, заключаемым на случай смерти застрахованного лица либо утраты им трудоспособности в связи с исполнением должностных обязанностей. Они учитываются для целей налогообложения в пределах 10 000 руб. в год на одного застрахованного работника.

В расходы на оплату труда можно включать суммы, выплаченные работникам, которые не состоят в штате организации и выполняют работы по гражданско-правовым договорам. Однако речь идет только о тех работниках, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Что же касается последних, то затраты на оплату их труда следует учитывать в составе прочих производственных расходов. Соответствующая норма закреплена в п. 41 ст. 264 НК РФ.

Теперь перейдем к изменениям.

Оплата проезда сотрудников к месту учебы

В п. 13 ст. 255 НК РФ прописано, что затраты на оплату проезда сотрудников к месту учебы учитываются в составе расходов на оплату труда. И хотя в прошлом году подобный вид затрат прямо поименован не был, налоговики не возражали против того, чтобы предприятия учитывали его при расчете налога на прибыль. Ведь перечень расходов на оплату труда открыт (см. Письмо МНС России от 5 сентября 2003 г. N ВГ-6-02/945@).

Причем чиновники настаивают, что вуз обязательно должно иметь государственную аккредитацию (Письмо Минфина России от 24 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/389). Впрочем, если у вуза ее нет, это не означает, что организация не может оплатить работнику стоимость проезда. Может, но и не обязана. Здесь все определяется нормами коллективного или трудового договора. Что касается налога на прибыль, то ничто не мешает включить подобные затраты в состав расходов на оплату труда по п. 25 ст. 255 НК РФ. Ведь они прописаны во внутренних документах фирмы.

Спецодежда и форма

С 2006 г. фирмам позволено включать в расходы на оплату труда стоимость выданной работникам форменной одежды. В отношении специальной одежды такое правило действовало и раньше.

Согласно ст. ст. 209 и 212 ТК РФ спецодежда выдается работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. В отличие от специальной форменная одежда не призвана защищать работников от каких-либо вредных факторов. Она лишь демонстрирует принадлежность работника к организации.

Форменная и специальная одежда может предоставляться работнику:

— для использования только на работе (в этом случае право собственности на одежду остается у предприятия).

Когда выдача форменной или специальной одежды предусмотрена законодательством, то такие расходы учесть можно без проблем. Например, для трехзвездочных гостиниц и выше установлено обязательное наличие у персонала форменной одежды (Постановление Госстандарта России от 21 февраля 1994 г. N 33).

Если же форменная или специальная одежда законодательством не предусмотрена, а выдается по инициативе организации, налоговики часто возражают против уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму таких расходов. Однако арбитражная практика в большинстве подобных случаев в пользу налогоплательщиков (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 5 марта 2005 г. N КА-А41/1387-05);

— в личное постоянное пользование (в этом случае право собственности на одежду переходит к работнику).

В этом случае при исчислении налога на прибыль затраты на приобретение одежды организация может включить в расходы на оплату труда, если ее выдача предусмотрена законодательством либо коллективным договором или соглашением. Это утверждение верно как для специальной, так и для форменной одежды.

Компенсации за неиспользованный отпуск

Компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается не только при увольнении работника, но и в том случае, если работающий сотрудник решил заменить часть отпуска деньгами.

Если работник увольняется, не отгуляв свой основной или дополнительный отпуск полностью, в последний день работы ему надо выплатить компенсацию. Отметим, что это касается и людей, работающих по совместительству. Компенсацию за неиспользованный отпуск рассчитывают так же, как и отпускные, то есть исходя из среднего заработка работника (ст. 139 ТК РФ).

Статья 126 ТК РФ позволяет выплатить работнику компенсацию взамен той части отпуска, которая превышает 28 календарных дней. Исключение сделано лишь для беременных женщин, несовершеннолетних сотрудников и работников, занятых на вредных производствах. Эти категории заменить часть отпуска компенсацией не могут.

Чтобы получить компенсацию взамен отпуска, работник должен написать соответствующее заявление с просьбой выдать ему деньги. Руководитель рассматривает это заявление. И если считает возможным, может издать приказ о выплате работнику денежной компенсации за неиспользованные отпуска.

Однако конкретный порядок применения ст. 126 в Трудовом кодексе РФ не прописан. В настоящее время существуют две точки зрения (Письмо Минтруда России от 25 апреля 2002 г. за N 966-10). Первая. Компенсацию можно выплатить, если основной отпуск превысил 28 дней в результате сложения всех неиспользованных отпусков. То есть допустим, человек не был отпуске в 2004 г., а в 2005 г. отдыхал только 14 дней. Всего — 42 дня (28 + 14). Тогда 28 дней ему придется отгулять, а за остальные 14 дней ему выплатят компенсацию. Вторая. Компенсировать можно лишь те дни каждого из неиспользованных ежегодных отпусков, которые превышают 28 календарных дней. В приведенном выше примере таких дней нет. Следовательно, если работнику не положены удлиненный основной или дополнительный отпуска, компенсацию ему не выплатят.

Надо сказать, что сейчас в Госдуме находится законопроект, вносящий изменения в Трудовой кодекс РФ. Он прошел уже три чтения. В обновленной редакции ст. 126 ТК РФ планируется: «При суммировании или переносе отпуска на следующий рабочий год, денежной компенсацией может быть заменена часть каждого ежегодного отпуска, превышающая 28 календарных дней». То есть если воспользоваться приведенным примером, то станет понятно, что таких дней здесь нет. Следовательно, если работнику не положены удлиненный основной или дополнительный отпуска, компенсацию ему не выплатят.

Компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, которые выплачены в соответствии с трудовым законодательством, включаются в состав расходов на оплату труда (п. 8 ст. 255 НК РФ). Значит, такие затраты можно исключить из налогооблагаемых доходов организации при расчете налога на прибыль.

Есть здесь, правда, одно исключение. Оно касается компенсаций, которые выплачивают за дополнительный отпуск, который организация самостоятельно установила своим работникам сверх норм, предусмотренных законодательством. Дело в том, что суммы сверхнормативных отпускных не учитывают при расчете налога на прибыль (п. 24 ст. 270 НК РФ). Соответственно, нельзя учесть при налогообложении и суммы компенсаций по сверхнормативным дополнительным отпускам. То же самое можно сказать и о любых суммах компенсации, которые выплачены в больших размерах, чем это предусмотрено законодательством.

Компенсации за неиспользованный отпуск, которые выплачены взамен части отпуска, также включают в состав расходов на оплату труда. Ведь они начисляются в соответствии с трудовым законодательством. Как и в случае с увольнением, компенсации за самостоятельно установленные организацией дополнительные отпуска не учитывают при расчете налога на прибыль.

С суммы компенсации, которую выплачивают взамен той части отпуска, которая превышает 28 календарных дней, ЕСН заплатить придется. Дело в том, что компенсация за неиспользованный отпуск без увольнения в ст. 238 НК РФ не упомянута. Начислить придется и пенсионные взносы. Ведь как мы уже отмечали, они платятся с той же базы, что и ЕСН.

Другой комментарий к Ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации

Налогоплательщики могут включить в налоговые расходы на оплату труда:

— любые начисления работникам в денежной или натуральной форме;

— стимулирующие начисления и надбавки;

— компенсации, связанные с режимом работы или условиями труда;

— премии и единовременные поощрительные начисления;

— расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми или коллективными договорами.

В частности, если в коллективном или трудовом договоре прописана компенсация стоимости проездных билетов, приобретаемых работниками, работа которых носит разъездной характер, и надбавки к заработной плате за особый режим и условия труда, то эти расходы можно учесть при расчете налоговой базы по единому налогу.

Следует отметить, что конкретный состав расходов, учитываемых как расходы на оплату труда, установлен статьей 255 НК.

Следует учесть, что перечень расходов по оплате труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли, предусмотренный статьей 255 НК в составе расходов, изложенном в пунктах 1 — 25 данной статьи, не является исчерпывающим.

Как учитываются в расходах на оплату труда денежные
компенсации работникам за неиспользованный отпуск

Вопрос:

В соответствии с п. 8 ст. 255 «Расходы на оплату труда» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) к расходам на оплату труда относятся денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Статьей 126 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. При суммировании отпуска за несколько лет работы следует включать компенсацию за неиспользованный отпуск в расходы на оплату труда за все количество дней, превышающих основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, либо замене компенсацией подлежит только та часть каждого из неиспользованных отпусков, которая превышает 28 календарных дней?

Ответ:

В связи с возникающими у налоговых органов и налогоплательщиков вопросами Министерство Российской Федерации по налогам и сборам на запрос Управления МНС России по Новосибирской области письмом от 15.07.2004 N 02-5-11/130@ разъяснило следующее.

В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

К расходам на оплату труда относятся, в частности, различные виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором (подпункт 25 пункта 1 статьи 255 НК РФ).

Таким образом, перечень расходов на оплату труда, приведенный в статье 255 НК РФ, является открытым.

Статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) определено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в частности локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

При этом работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (статья 8 ТК РФ).

Одновременно, налогоплательщикам необходимо иметь в виду, что в составе расходов на оплату труда, признаваемых для целей налогообложения прибыли, не учитываются расходы, поименованные в статье 270 НК РФ, в частности, расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов) (пункт 21 статьи 270 НК РФ).

Учитывая вышеизложенное, любые вознаграждения, осуществляемые в пользу работников, будут учитываться для целей налогообложения прибыли только в случае, если возможность осуществления подобных выплат будет предусмотрена в трудовом договоре или в законодательстве Российской Федерации.

Вместе с тем, осуществляя налоговый контроль обоснованности включения в состав расходов затрат по оплате труда налоговая инспекция должна оценить их соответствие критериям, предусмотренным статьей 252 НК РФ, т.е. являются ли произведенные затраты экономически обоснованными и документально подтвержденными. Одновременно следует учитывать, что ограничения, предусмотренные неналоговым законодательством, не могут быть реализованы налоговым контролем, т.к. такие ограничения не предусмотрены налоговым законодательством.

Для целей налогообложения прибыли должны учитываться расходы на денежные компенсации за неиспользованный отпуск, осуществленные в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (пункт 8 статьи 255 НК РФ).

Статьями 126 и 127 ТК РФ предусмотрен порядок выплаты денежной компенсации взамен ранее неиспользованного отпуска. Кроме того, статьей 126 ТК РФ установлены ограничения по предоставлению таких компенсаций. Иных ограничений не предусмотрено ни трудовым, ни налоговым законодательством.

В аналогичном порядке рассматриваются вопросы по предоставлению работнику отпуска за предыдущие периоды.

Учитывая вышеизложенное, если налоговая инспекция полагает, что в результате действий работодателя нарушается трудовое законодательство, то она должна направить соответствующую информацию в органы осуществляющие контроль по соблюдению трудового законодательства. Не учитывать подобные расходы в этом случае для целей налогообложения, по нашему мнению, у налогового органа нет оснований.

(Письмо УМНС России по Новосибирской области от 29.07.2004 N МШ-09-08.2/10636@)

Заместитель руководителя Управления,

Советник налоговой службы Российской

Федерации I ранга

Т.П.Щербань

«Упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы минус расходы» могут уменьшить облагаемую базу на сумму расходов. Общеизвестно, что учесть им разрешено лишь расходы, указанные в закрытом перечне п. 1 ст. 346.16 НК РФ (в настоящее время в нем поименовано 38 видов расходов). Но в п. 2 названной статьи содержатся ссылки на нормы гл. 25 НК РФ, которые фактически позволяют «упрощенцам» признать в расходах затраты, прямо не названные в профильной «спецрежимной» главе. Перечень неявных, но разрешенных к учету расходов довольно обширен, однако, увы, не безграничен. Поэтому есть определенные виды расходов в налоговой базе, признание которых «упрощенцем» в налоговом учете заведомо приведет к спорам с контролерами. Подробности – далее.

Расходы, учитываемые по правилам, установленным гл. 25 НК РФ.

В начале назовем виды расходов в налоговой базе, которые учитываются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль. В частности, п. 2 ст. 346.16 НК РФ определено, что расходы, указанные в пп. 5, 6, 7, 8, 9 – 21, 38 ее п. 1 принимаются к учету в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254, 255, 263, 264, 265 и 269 НК РФ. Иначе говоря, материальные расходы (пп. 5) «упрощенцы» признают в порядке, установленном ст. 254 «Материальные расходы» НК РФ, расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности (пп. 6) – в порядке ст. 255 «Расходы на оплату труда», расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС) (пп. 7), – в порядке ст. 255, ст. 263 «Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование» и т. д.

Как это работает на практике, покажем на примере материальных расходов и расходов на оплату труда.

Материальные расходы.

К данной категории расходов «упрощенцы» в силу п. 1 ст. 254 и пп. 5 п. 1 ст. 346.17 НК РФ могут отнести затраты:

  • на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) (пп. 1);
  • на приобретение материалов, используемых для упаковки или иных производственных и хозяйственных нужд (пп. 2);
  • на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды (включая СИЗ) и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом (пп. 3);
  • на приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов (пп. 4);
  • на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, трансформацию и передачу энергии (пп. 5);
  • на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними лицами, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика (пп. 6);
  • связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (пп. 7).

В дополнительной расшифровке, очевидно, нуждаются расходы в налоговой базе, поименованные в пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, – работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними лицами. Но чтобы категория затрат, связанных с такими работами и услугами, не была истолкована расширительно, законодателем в данной норме указан критерий, которому должны соответствовать упомянутые работы и услуги. В частности, к работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

Руководствуясь налоговыми нормами (пп. 6 п. 1 ст. 254 и п. 5 п. 1 ст. 346.17 НК РФ) в совокупности с данным критерием, чиновники Минфина разрешают «упрощенцам» отнести к материальным расходам, к примеру, следующие виды затрат.

Вид расхода

Реквизиты писем Минфина

Оплата выполненных сторонним индивидуальным предпринимателем работ по контролю за соблюдением установленных технологических процессов

От 04.10.2017 № 03‑11‑11/64613

Оплата выполненных сторонней организацией работ по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, ведению учета движения отходов, заполнению формы по отходам и составлению и сдаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, что необходимо для уплаты платежей по загрязнению

От 21.04.2017 № 03‑11‑06/2/23989

Оплата услуг транспортной организации по доставке и экспедированию готовой печатной продукции заказчикам, а также расходы на приобретение и заправку картриджей для оргтехники

От 25.12.2015 № 03‑11‑06/2/76408

Оплата работ, выполняемых подрядными и субподрядными организациями

От 26.04.2016 № 03‑11‑06/2/24019

Оплата услуг по проведению медосмотров работников

От 05.05.2016 № 03‑11‑06/2/25906

Оплата коммунальных услуг (например, плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора)

От 11.07.2016 № 03‑11‑06/2/40349

Размещение вакансий в газетах, журналах и на интернет-сайтах, если указанные расходы непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью «упрощенца»

От 16.08.2012 № 03‑11‑06/2/111

Содержание объектов аренды, если по договору аренды эти затраты возложены на арендодателя

От 10.06.2015 № 03‑11‑09/33555

Анализ приведенных разъяснений показал, что квалификация тех или иных работ или услуг в качестве работ (услуг) производственного характера с целью учета затрат на их оплату в налоговой базе в составе материальных расходов также зависит от вида деятельности «упрощенца». К примеру, в Письме Минфина России от 17.03.2014 № 03‑11‑06/2/11342 буквально сказано следующее: организация, применяющая УСНО и ведущая предпринимательскую деятельность в сфере распространения наружной рекламы, вправе учесть в составе материальных расходов затраты на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с договорами на размещение таких конструкций, заключенными с собственниками земельных участков, зданий или иного недвижимого имущества, в том числе с собственниками помещений в многоквартирном доме.

При решении вопроса о возможности учета в материальных расходах стоимости тех или иных работ (услуг) сторонних лиц «упрощенцу» нужно учитывать не только связь между этими затратами и осуществляемой им предпринимательской деятельностью, но и общие требования по признанию расходов – критерии, названные в п. 1 ст. 252 НК РФ. Об этом сказано в п. 2 ст. 346.16 НК РФ. То есть затраты на оплату работ или услуг производственного характера, как и все прочие расходы, должны быть подтверждены первичными учетными документами.

Расходы на оплату труда.

Перечень расходов, относимых к расходам на оплату труда, определен ст. 255 НК РФ. Этим перечнем в силу пп. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ обязаны руководствоваться и «упрощенцы». В нем в настоящее время прямо поименовано 24 вида расходов, относящихся к категории «зарплатных», например:

Перечень расходов на оплату труда является открытым, поскольку в силу п. 25 ст. 255 НК РФ в качестве таковых для целей налогообложения могут быть квалифицированы другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. Значит, «упрощенец» может признать в рамках оплаты труда некоторые неявные затраты, связанные с выплатами работникам. Это могут быть расходы, соответствующие критериям, обозначенным в абз. 1 ст. 255 НК РФ: стимулирующие и компенсационные начисления, а также затраты на содержание работников, предусмотренные нормами трудового законодательства.

Чтобы пояснить, почему «некоторые затраты», напомним разъяснения чиновников Минфина в письмах от 15.01.2018 № 03‑03‑06/1/971, от 22.09.2017 № 03‑03‑06/1/61486, от 19.05.2017 № 03‑03‑06/1/30842, от 17.12.2015 № 03‑03‑06/4/74236. В них они указывают на то, что для целей налогообложения прибыли можно учесть любые виды расходов на оплату труда, осуществляемые на основании локальных актов организации, содержащих нормы трудового права. Но! При соблюдении двух условий:

  1. Выплаты соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ.
  2. Выплаты не поименованы в ст. 270 НК РФ.

Наглядной иллюстрацией сказанного является Письмо Минфина России от 22.09.2017 № 03‑03‑06/1/61518, в котором чиновники решали вопрос о признании в налоговых расходах суммы компенсации платы за детский сад. В данном случае практически невозможно доказать направленность обозначенных расходов на получение дохода. Так же сложно доказать соответствие анализируемой выплаты второму условию (хотя прямо компенсация платы за детский сад в перечне запрещенных расходов не поименована) из‑за открытого перечня расходов, произведенных в пользу работников, содержащегося в п. 29 ст. 270 НК РФ. В итоге финансисты пришли к выводу о невозможности признать в составе расходов на оплату труда компенсации платы за детский сад.

Полагаем, при решении вопроса о признании в расходах на оплату труда, учитываемых при расчете единого налога, той или иной выплаты работникам «упрощенцы» должны применять аналогичный подход (и ориентироваться на разъяснения контролеров, в том числе в части налога на прибыль). То есть проверять учитываемые затраты на соответствие критериям п. 1 ст. 252, а также на их отсутствие в перечне ст. 270 НК РФ.

Какие расходы «упрощенцу» рискованно принимать к учету?

Вышеуказанная конструкция п. 2 ст. 326.16 НК РФ с отсылочными нормами к положениям гл. 25 НК РФ, безусловно, существенно расширяет возможности «упрощенцев» в части признания в налоговой базе усн расходов, которые явно не поименованы в закрытом перечне расходов. Но, к сожалению, возможности подобной конструкции не безграничны. Поэтому остается довольно обширный перечень затрат, которые рискованно учитывать при расчете единого налога. Невозможность включения в базу по налогу некоторых из них определяется письменными разъяснениями официальных органов (Минфина и ФНС) и правоприменительной практикой. Приведем несколько примеров.

Расходы на приобретение имущественных прав.

К примеру, «упрощенец» приобрел какие‑либо имущественные права, а впоследствии передал за вознаграждение другому лицу. Выручку от такой операции ему нужно включить в доходы. Средства, которые он потратил на приобретение этих прав, в расходах учесть не получится, ведь затраты на приобретение имущественных прав не поименованы в ст. 346.16 НК РФ. В результате «упрощенцу» придется уплатить единый налог с полной суммы, полученной при передаче имущественных прав.

Характерным примером подобной сделки является договор цессии. По условиям таких договоров право требования долга переходит от одного кредитора к другому. При этом должник может расплатиться с новым кредитором не деньгами, а имуществом. Впоследствии новый кредитор-цессионарий продает его и формирует облагаемый доход. Если цессионарий применяет УСНО, то сумма, уплаченная прежнему кредитору, в расходах не учитывается.

Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 01.12.2015 № 03‑11‑11/70011, от 09.12.2013 № 03‑11‑06/2/53599 и Определении ВАС РФ от 27.01.2012 № ВАС-15173/11 по делу № А40-78350/10‑4‑410. Игнорировать данную позицию довольно рискованно для «упрощенцев». Показательный пример – недавнее Постановление АС УО от 07.11.2017 № Ф09-6380/17 по делу № А47-9800/2016, в котором арбитры указали, что требования ст. 346.16 НК РФ, регламентирующие порядок определения расходов по единому налогу, не предусматривают возможность учитывать в целях налогообложения расходы на приобретение имущественных прав. Какой‑либо правовой неопределенности в нормах налогового законодательства, а именно в п. 1 и 2 ст. 346.17 НК РФ не имеется. Следовательно, основания для применения п. 7 ст. 3 НК РФ отсутствуют.

Экспортные таможенные пошлины.

В подпункте 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ поименованы только «ввозные» таможенные пошлины, которые уплачиваются при ввозе товара на территорию РФ. «Вывозные» (экспортные) таможенные пошлины в перечне не упоминаются. Формально получается, что «упрощенцы» не вправе учесть в составе налоговых расходов таможенные платежи, вносимые при экспорте товара.

Минфин в Письме от 07.06.2007 № 03‑11‑04/2/162 также указал на невозможность включения в налоговую базу усн обозначенных затрат. Причина – их отсутствие в закрытом перечне расходов. Налоговики придерживаются аналогичного мнения, и некоторые суды соглашаются с проверяющими (см., например, Постановление ФАС ДВО от 21.01.2011 № Ф03-9365/2010 по делу № А73-5678/2010).

Впрочем, справедливости ради отметим, что есть судебное решение, в котором арбитры согласились с доводом «упрощенца» о неразрывной связи экспортных таможенных платежей с реализацией товаров и получением доходов от такой реализации и разрешили включить расходы в налоговую базу – в силу пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (см. Постановление ФАС УО от 19.11.2008 № Ф09-8448/08‑С3 по делу № А60-6983/08).

Расходы на благоустройство территории.

К расходам на благоустройство территории относятся затраты на уборку и вывоз снега, посадку деревьев и газонов, установку скамеек, асфальтирование дорожек и площадок, обустройство автостоянки и др. Но поскольку подобные затраты отсутствуют в перечне п. 1 ст. 346.16 НК РФ, контролирующие органы указывают на невозможность включения их в налоговую базу (см., например, письма Минфина России от 20.02.2012 № 03‑11‑06/2/27, от 19.10.2010 № 03‑11‑06/2/157, от 22.10.2010 № 03‑11‑06/2/163).

Однако есть судебное решение, в котором «упрощенец» смог отстоять правомерность включения в налоговую базу затрат на асфальтирование территории торгового центра, склада, заготовительной базы и цехов. Арбитры в данной ситуации признали, что спорные суммы можно расценить как материальные расходы и учесть на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (см. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по делу № А43-10855/2012).

Компенсации за разъездной характер работы.

В соответствии со ст. 168.1 ТК РФ сотруднику, постоянно или регулярно находящемуся в пути, полагается компенсация за разъездной характер работы. Это значит, что работодатель должен возмещать такому сотруднику расходы на проезд, наем жилого помещения, а также дополнительные издержки в виде суточных и полевого довольствия.

Казалось бы, подобные выплаты «упрощенцы» вправе учесть при налогообложении в силу ст. 255 и пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ как начисления компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда. Ведь их выплата обусловлена требованиями трудового законодательства.

Между тем Минфин в Письме от 16.12.2011 № 03‑11‑06/2/174 указал, что компенсационные выплаты бывают двух видов:

  1. компенсационные выплаты, связанные с особыми условиями труда. Это доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146 – 148 ТК РФ), сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и праздничные дни, за совмещение должностей (ст. 149 – 154 ТК РФ). Такие выплаты являются составной частью заработной платы (ст. 129 ТК РФ);
  2. денежные выплаты, которые направлены на возмещение затрат, понесенных работником при исполнении трудовых обязанностей. Выплата подобных компенсаций обусловлена ст. 164, 165 ТК РФ. Примерами могут служить выплаты за разъездной характер работы, при переезде на работу в другую местность (ст. 168.1). Как правило, такие выплаты компенсируют материальные затраты работников и не входят в систему оплаты труда.

Соответственно, компенсации, которые работодатель выплачивает сотрудникам на основании ст. 168.1 ТК РФ в связи с разъездным характером работы, следует относить ко второй категории выплат. По общему правилу они носят социальный характер, несмотря на наличие трудовых отношений, и не входят в систему оплаты труда: размер и порядок выплаты подобных компенсаций (а также перечень работ, профессий, должностей работников, которым они выплачиваются) устанавливаются локальными документами работодателя. Поскольку компенсации за разъездной характер не являются элементом оплаты труда, затраты на их выплату не включаются в налоговую базу при расчете единого налога (см. также Письмо ФНС РФ от 04.04.2011 № КЕ-4-3/5226).

Альтернативная позиция по данному вопросу отражена в Постановлении ФАС СЗО от 14.11.2013 по делу № А66-420/2013. В нем арбитры пришли к выводу, что к расходам на оплату труда можно отнести любые компенсации, в том числе за разъездной характер работы.

Расходы на обеспечение нормальных условий труда.

В соответствии с Трудовым кодексом работодатель обязан за счет собственных средств улучшать условия и охрану труда работников (ст. 212, 226). Эти средства должны быть направлены на мероприятия, перечисленные в Типовом перечне ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н), в частности:

  • на устройство новых или модернизацию уже имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
  • на устройство новых или реконструкцию имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе;
  • на расширение, реконструкцию и оснащение санитарно-бытовых помещений;
  • на приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой;
  • на устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации для обеспечения безопасности работников.

В связи с тем, что затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников поименованы в указанном типовом перечне, они с точки зрения ст. 252 НК РФ являются экономически оправданными. Вместе с тем эти затраты не попали в перечень разрешенных расходов при УСНО. Как следствие, их нельзя включить в расходы, учитываемые при расчете единого налога. На это обстоятельство указано в письмах Минфина России от 24.10.2014 № 03‑11‑06/2/53908, от 06.12.2013 № 03‑11‑11/53315.

Сомнительный (безнадежный) долг.

Организации и предприниматели могут признать имеющуюся дебиторскую задолженность сомнительным долгом для целей налогообложения, если она одновременно удовлетворяет критериям, определенным п. 1 ст. 266 НК РФ:

  • возникла в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг);
  • не погашена в сроки, установленные договором;
  • не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

При соблюдении этих условий задолженность признается сомнительной, независимо от принимаемых мер по ее взысканию.

Кроме того, имеющийся долг можно квалифицировать как безнадежный, то есть нереальный к взысканию, если выполняется одно из перечисленных условий (п. 2 ст. 266 НК РФ):

  • истек срок исковой давности (ст. 196, 197 ГК РФ);
  • обязательство должника прекращено из‑за невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ), либо на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ), либо в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ).

Также долг может быть признан безнадежным на основании постановления пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенного в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229‑ФЗ «Об исполнительном производстве».

При этом расходы в виде сумм списанных безнадежных долгов в перечне п. 1 ст. 346.16 НК РФ не предусмотрены, и их нельзя учесть при определении налоговой базы (см. Письмо Минфина России от 01.04.2009 № 03‑11‑06/2/57). По той же причине нельзя учесть при налогообложении расходы, связанные со списанием сомнительных (безнадежных) долгов (см. письма Минфина России от 20.02.2016 № 03‑11‑06/2/9909, от 23.06.2014 № 03‑03‑06/1/29799).

Схожий вывод сделан и в Постановлении АС УО от 01.03.2016 № Ф09-1185/16 по делу № А34-7050/2014.

Вместо заключения.

Вышеприведенные расходы, по сути, являются лишь малой частью рискованных для «упрощенца» расходов, которые контролирующие органы запрещают учитывать при налогообложении. На практике из налоговой базы могут быть исключены и другие расходы (их примерный перечень для наглядности приведен в таблице).

Вид расхода

Реквизиты документа, где указан запрет на его признание в налоговом учете

Расходы на специальную оценку условий труда

Письма Минфина России от 30.06.2014 № 03‑11‑09/31528, от 16.06.2014 № 03‑11‑06/2/28551

Расходы на информационные услуги

Письмо Минфина России от 16.04.2014 № 03‑07‑11/17285

Расходы в виде себестоимости испорченного товара

Письмо Минфина России от 12.05.2014 № 03‑11‑06/2/22114

Расходы на оплату услуг организаций, предоставляющих персонал

Письмо Минфина России от 20.12.2012 № 03‑11‑06/2/147, Постановление АС ЦО от 21.12.2017 № Ф10-5515/2017 по делу № А09-1617/2017

Расходы на оплату права установки и эксплуатации рекламной конструкции

Письма Минфина России от 11.10.2017 № 03‑11‑11/66516, ФНС России от 06.08.2014 № ГД-4-3/15322@

Расходы на плату за право ограниченного пользования земельным участком (сервитут)

Письмо Минфина России от 22.01.2013 № 03‑11‑06/2/10

Расходы на ведение реестра акционеров

Письмо Минфина России от 17.11.2014 № 03‑11‑06/2/57962

Расходы по реконструкции, проектным работам, переводу квартиры из жилого в нежилой фонд

Письмо Минфина России от 07.08.2013 № 03‑11‑06/2/31778

Расходы на подписку на периодические издания

Письмо Минфина России от 07.05.2015 № 03‑11‑03/2/26501

Расходы на приобретение опциона на право заключения договора аренды

Письмо Минфина России от 21.01.2013 № 03‑11‑06/2/08

Расходы на оплату задолженности за реорганизованную организацию

Письмо Минфина России от 13.02.2015 № 03‑11‑06/2/6553

Расходы в виде признанных должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, в том числе неустоек

Письмо Минфина России от 09.12.2013 № 03‑11‑06/2/53634

Расходы, которые понес ИП до своей регистрации

Письмо Минфина России от 10.04.2013 № 03‑11‑11/142

Расходы ИП на обучение и командировку

Письмо Минфина России от 09.08.2013 № 03‑11‑11/167

Представительские расходы

Письмо Минфина России от 23.03.2017 № 03‑11‑11/16982

Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2018 год

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Вахромова Наталья

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки ЦБР от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Компенсацию за задержку зарплаты можно включить в расходы

В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Кроме того, на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

В то же время некоторые суды указывают, что компенсацию, выплачиваемую на основании ст. 236 ТК РФ, можно отнести к внереализационным расходам в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, поскольку компенсация за задержку выплат работникам фактически является санкцией за нарушение договорных обязательств.

При этом пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ не содержит каких-либо ограничений по учету санкций в составе расходов в зависимости от того, в рамках каких правоотношений (гражданско-правовых или трудовых) нарушены обязательства, поэтому понесенные расходы учитываются при налогообложении прибыли (постановления ФАС Поволжского округа от 30.08.2010 № А55-35672/2009, от 08.06.2007 № А49-6366/2006, ФАС Волго-Вятского округа от 11.08.2008 № А29-5775/2007, ФАС Уральского округа от 14.04.2008 № Ф09-2239/08-С3, Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2010 № 09АП-18965/2010).

В постановлении ФАС Московского округа от 11.03.2009 № КА-А40/1267-09 суд пришел к выводу о правомерном учете налогоплательщиком компенсации, выплачиваемой на основании ст. 236 ТК РФ, в составе расходов на оплату труда в соответствии со ст. 255 НК РФ.

По нашему мнению, рассматриваемые нами компенсации могут быть учтены в составе внереализационных расходов на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ. При применении метода начисления такие расходы учитываются на дату их признания должником либо на дату вступления в законную силу решения суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Однако, учитывая позицию уполномоченных органов по данному вопросу, не исключено, что возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли на денежную компенсацию, выплачиваемую сотрудникам за задержку заработной платы, организации придется отстаивать в суде.

Отметим, что организация может воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту своего учета за персональными письменными разъяснениями по указанному вопросу (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений финансового ведомства или налоговых органов исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Компенсация за задержку зарплаты не облагается НДФЛ

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

В ст. 217 НК РФ перечислены доходы, которые в целях исчисления НДФЛ налогообложению не подлежат (освобождаются от налогообложения).

Так, в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах законодательно установленных норм), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Не подлежит обложению НДФЛ данная компенсация независимо от того, предусмотрена она в коллективном или трудовом договореили нет (смотрите п. 2 письма Минфина России от 28.01.2008 № 03-04-06-02/7).

Если коллективным или трудовым договором установлен повышенный размер денежной компенсации, то суммы превышения также не облагаются НДФЛ. Такие разъяснения приведены в письмах Минфина России от 06.08.2007 № 03-04-05-01/261, от 26.07.2007 № 03-04-05-01/247.

В то же время финансовое ведомство в указанных письмах (от 06.08.2007 № 03-04-05-01/261, от 26.07.2007 № 03-04-05-01/247) отмечает, что, если порядок расчёта денежной компенсации в коллективном или трудовом договоре не предусмотрен, доходом, освобождаемым от налогообложения, будет являться только сумма компенсации, рассчитанная в порядке, установленном ст. 236 ТК РФ (исходя из одной сто пятидесятой ключевой ставки ЦБР), а часть денежной компенсации, превышающая этот размер, подлежит обложению НДФЛ.

В постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 № 17АП-7920/12 указано, что НДФЛ не облагается компенсация, которая выплачена либо в минимальном размере, установленном ст. 236 ТК РФ, либо в размере, установленном трудовым или коллективным договором.

Страховые взносы с компенсации за задержку зарплаты

Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, являются объектом обложения страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее — Закон № 212-ФЗ).

Базой для начисления страховых взносов является сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами и указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ (ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

В частности, не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Минздравсоцразвития России в письме от 15.03.2011 № 784-19 разъяснял, что компенсация, выплачиваемая на основании ст. 236 ТК РФ, среди необлагаемых выплат прямо не упомянута, и на этом основании подлежит обложению страховыми взносами на общих основаниях. Те же выводы приводит Минтруд России в письмах от 03.08.2015 № 17-3/В-398, от 06.08.2014 № 17-4/В-369.

Суды с таким подходом не согласны. В постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016 № 13АП-9969/16, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2016 № 18АП-4411/16, АС Уральского округа от 30.03.2016 № Ф09-1921/16 по делу № А76-18479/2015, АС Центрального округа от 18.08.2014 № Ф10-1931/14 по делу № А14-9871/2013, АС Северо-Западного округа от 02.10.2015 № Ф07-6164/15 по делу № А56-64933/2014, от 20.01.2015 № Ф07-685/14, от 18.09.2014 № Ф07-6969/14 было отмечено, что суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы подпадают под действие пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9Закона № 212-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Схожий вывод сделан в постановлении ФАС Московского округа от 27.03.2013 № Ф05-2234/13: компенсация за несвоевременную выплату заработной платы, предусмотренная трудовым законодательством и выплачиваемая физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов. ФАС Поволжского округа в постановлении от 11.09.2013 № Ф06-7723/13 также указал, что спорная выплата по своему характеру является самостоятельным видом компенсационных выплат.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 № 11031/13, определении ВС РФ от 15.02.2016 № 301-КГ15-19322, постановлениях Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2016 № 18АП-519/16, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 № 17АП-15065/15, ФАС Уральского округа от 21.09.2012 № Ф09-8551/12 суды в пользу освобождения денежных компенсаций за задержку выплаты заработной платы от обложения страховыми взносами указывают на следующее. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не свидетельствует о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда. Стимулирующие и компенсационные выплаты являются элементами оплаты труда, если обладают признаками заработной платы: выплачиваются за исполнение работником трудовой функции, их размер зависит от сложности, количества и качества выполняемой работы, носят гарантированный характер и производятся автоматически. Компенсация, выплачиваемая работнику на основании ст. 236 ТК РФ, не может быть расценена как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей). Указанные выплаты являются материальной ответственностью работодателя перед работником, следовательно, суммы денежной компенсации за несвоевременную выплату начисленных сумм не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Как видим, вопрос, связанный с начислением страховых взносов на денежную компенсацию, выплачиваемую работодателем за просрочку выплаты заработной платы, является спорным.

Само по себе наличие, хоть и положительной для плательщика страховых взносов, арбитражной практики указывает на то, что невключение в базу для начисления страховых взносов рассматриваемых компенсационных выплат может привести к претензиям со стороны проверяющих.

Компенсация за задержку зарплаты и взносы на «травматизм»

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ) не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).

Перечень компенсационных выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами от НС и ПЗ, полностью соответствует перечню компенсационных выплат, не облагаемых страховыми взносами в соответствии со ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Иными словами, начисление страховых взносов от НС и ПЗ не осуществляется на те же выплаты, которые не облагаются страховыми взносами на основании ст. 9Закона № 212-ФЗ.

Если следовать логике Минздравсоцразвития России, изложенной в письме от 15.03.2011 № 784-19 (а также в письмах Минтруда России от 03.08.2015 № 17-3/В-398, от 06.08.2014 № 17-4/В-369) в отношении взносов на обязательное социальное страхование, то взносы на страхование от НС и ПЗ следует также начислять на суммы компенсаций за задержку выплаты заработной платы.

В судебной практике выражается иная точка зрения. В определении ВС РФ от 15.02.2016 № 301-КГ15-19322 говорится, что у регионального отделения ФСС РФ не имелось оснований для начисления страховых взносов от НС и ПЗ на суммы указанных выплат, поскольку денежная компенсация является видом материальной ответственности работодателя перед работником, а сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда и подлежат включению в объект обложения страховыми взносами. Аналогичные выводы сделали судьи в постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 № 02АП-9453/13, определении ВС РФ от 18.12.2014 № 307-КГ14-5726.