П 28 ст 217

Содержание

Доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ, перечислены в ст. 217 НК РФ. В 2020 году в нее внесены изменения, и этот перечень расширился. Подробности — в нашей статье.

Выплаты, не облагаемые НДФЛ в 2020 году

В ст. 217 НК РФ «Доходы, не подлежащие налогообложению» внесены изменения, в частности увеличился список доходов, не облагаемых НДФЛ.

Рассматриваемая норма содержит 80 пунктов. Мы собрали их в таблице.

Далее остановимся более подробно на некоторых пунктах.

Доходы, освобожденные от налогообложения согласно п. 1 ст. 217 НК РФ

Список доходов, не облагаемых НДФЛ:

  • Государственные пособия.
  • Все виды компенсаций: возмещение вреда здоровью; бесплатное предоставление жилья и оплата коммунальных услуг; оплата натурального довольствия; оплата тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, питания, снаряжения, оборудования и всего, что необходимо для проведения подобных мероприятий; при увольнении сотрудников (кроме выплат выходного пособия руководящему составу предприятий расположенных в районах Крайнего Севера); в случае гибели служащих при исполнении; возмещение расходов на повышение квалификации сотрудников; оплата проезда к месту отдыха и обратно работников, проживающих и работающих на Крайнем Севере, включая багаж и проезд неработающих членов семьи с багажом; оплата переезда на работу в другую местность.
  • Выплаты, связанные с рабочими командировками с учетом предоставления документов, подтверждающих траты.
  • Выплаты полевого довольствия в размере 700 руб.

Доходы в сумме 4 000, 10 000 руб. и выплаты участнику ВОВ, не облагаемые НДФЛ

Согласно п. 28 ст. 217 НК РФ доходы, не подлежащие налогообложению, учитываются в размере не более 4 000 руб. за налоговый период (НП), если они получены по каждому из следующих оснований: 📌 Реклама

  • подарки от предприятия;
  • призы, выдаваемые на конкурсах и соревнованиях;
  • мат. помощь работнику, выдаваемая предприятием;
  • возмещение предприятием работнику стоимости лекарств;
  • стоимость различных выигрышей, получаемых в мероприятиях, проводимых в целях рекламы;
  • мат. помощь, которую оказывают инвалидам общественные организации инвалидов;
  • выигрыши от участия в играх и лотереях;
  • мат. помощь, которую оказывают учреждения образования студентам, аспирантам и т. п.

Согласно п. 33 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ доходы, полученные участниками ВОВ, войны с Финляндией, с Японией и их вдовами за счет средств:

  • бюджета РФ;
  • иностранных государств;
  • иных лиц, в сумме не более 10 000 руб. за НП.

Также налогоплательщики вправе применять к облагаемым доходам налоговый вычет на детей, который в 2020 году составит на первого и второго детей по 1400 руб., на третьего и каждого последующего — по 3 000 руб. Размер вычета на ребенка-инвалида составляет 12 000 руб., усыновители и их супруги получат 6 000 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Одинокие родители имеют право на двойной вычет. Все вычеты будут предоставляться до тех пор, пока доход сотрудника за текущий год не составит более 350 000 руб.

О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Проект N 514481-5
Вносится Правительством
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Статья 1

1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1) государственные пособия гражданам, имеющим детей, а также ежемесячные компенсационные выплаты, назначаемые и выплачиваемые физическим лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, пособие по безработице, социальное пособие на погребение или возмещение стоимости услуг по погребению;»;

2) дополнить пунктом 1_1 следующего содержания:
«1_1) суммы ежемесячных денежных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;»;

3) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также иные доплаты к пенсии, установленные законодательством Российской Федерации, дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, устанавливаемое к пенсиям отдельным категориям граждан в соответствии законодательством Российской Федерации;»;

4) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:
возмещением вреда, причиненного здоровью;
бесплатной выдачей работникам, занятым на работах с вредными и (или) особо вредными условиями труда, молока (других равноценных пищевых продуктов) или соответствующей выплатой в денежное форме, а также бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания;
бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;
увольнением работников, за исключением выходного пособия в размере, превышающем трехкратный средний месячный заработок,и компенсации за неиспользованный отпуск;
гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;
осуществлением неработающими трудоспособными лицами ухода за нетрудоспособными гражданами;
возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников;
возмещением работникам документально подтвержденных затрат либо оплатой за них товаров, работ (услуг), связанных с исполнением ими трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке.
В доход, подлежащий налогообложению, также не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, из расчета не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке.
Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим (выезжающим) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании;»;

5) дополнить пунктом 3_1 следующего содержания:
«3_1) суммы обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде страховых выплат и в виде оплаты стоимости дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией физических лиц в случае повреждения ими здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, а также суммы единовременных и ежемесячных компенсаций работникам, утратившим профессиональную трудоспособность, либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае смерти работника, установленных отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключенными на федеральном уровне социального партнерства и зарегистрированными в установленном порядке;»;

7) дополнить пунктом 8_2 следующего содержания:
«8_2) суммы государственной социальной помощи и социальной поддержки, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов в соответствии с федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления;»;

8) пункт 10 изложить в следующей редакции:
«10) суммы оплаты стоимости услуг по лечению и медицинскому обслуживанию, производимой:
общественными организациями инвалидов за инвалидов;
работодателями за своих работников и (или) членов их семей, бывших своих работников, уволившихся в связи с выходом на пенсию, при условии, что у работодателей — налогоплательщиков налога на прибыль организаций, а также у работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, предусматривающие определение налоговой базы в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы по оплате таких услуг не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы;
за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии оказания услуг по лечению и медицинскому обслуживанию медицинскими учреждениями, имеющими соответствующие лицензии, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание;»;

9) дополнить пунктом 52 следующего содержания:
«52) суммы оплаты стоимости проезда физических лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту проведения отпуска (отдыха) на территории Российской Федерации и обратно в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (соглашениями).».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц.

Президент
Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

В целях уточнения перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, а также устранения имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм, предусматривается внесение изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
Законопроектом предусматривается исключить в пункте 1 статьи 217 Кодекса положения об иных выплатах и компенсациях, не подлежащих налогообложению, поскольку такие выплаты, исходя из принципа определенности правовой нормы, должны конкретизироваться в соответствующих пунктах статьи 217 Кодекса, а также уточняются положения о пособиях, не подлежащих налогообложению.
В связи с исключением вышеуказанного положения об «иных выплатах и компенсациях» внесены соответствующие изменения в пункт 2 статьи 217 Кодекса, кроме того, данная статья дополнена новыми пунктами 1_1 и 8_2, а также новым абзацем двенадцатым пункта 3, предусматривающими освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц ряда социально значимых выплат и компенсаций.
В связи с тем, что в настоящее время отсутствует определенность в вопросе обложения налогом на доходы физических лиц сумм компенсаций, выплачиваемых работникам в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в законопроекте предусматривается закрепить освобождение от налогообложения данных сумм путем внесения изменений в абзац второй пункта 3 статьи 217 Кодекса и дополнения статьи 217 Кодекса новым подпунктом 3_1.
Законопроектом предлагается закрепить освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц компенсационных выплат, связанных с бесплатной выдачей работникам, занятым на работах с вредными и (или) особо вредными условиями труда, молока (других равноценных пищевых продуктов) или соответствующей компенсационной выплаты, лечебно-профилактического питания.
В пункте 3 статьи 217 Кодекса предлагается установить ограничение для освобождения от налогообложения выходного пособия в размере, не превышающем трехкратный средний месячный заработок, поскольку в соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым или коллективным договором может устанавливаться любой их размер.
В законопроекте уточняется, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц компенсации, связанные с возмещением работникам фактических затрат в связи с выполнением ими трудовых обязанностей.
В целях освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц наиболее социально значимых выплат (в денежной и натуральной форме) в законопроекте предлагается ввести пункт 8_2 статьи 217 Кодекса, предусматривающий освобождение от налогообложения сумм государственной социальной помощи и социальной поддержки, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов в соответствии с федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Предлагается законодательно закрепить освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемой организациями и индивидуальными предпринимателями лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс” и сверен по:
рассылка

Специалисты ФНС России обобщили поправки, внесенные в прошлом году в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

Налоговики напомнили, что:

1. Больше не нужно представлять налоговые декларации о предполагаемом доходе физических лиц по форме 4-НДФЛ (п. 10 ст. 227 НК РФ Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ (далее — Закон № 63) признан утратившим силу).

2. Изменен порядок расчета авансовых платежей по НДФЛ у индивидуальных предпринимателей и иных лиц, занимающихся частной практикой. Теперь по итогам отчетных периодов они будут исчислять сумму авансовых платежей самостоятельно, исходя из фактически полученных доходов и налоговых вычетов, а не на основании налоговых уведомлений об уплате НДФЛ, рассчитанного налоговым органом с предполагаемого дохода (п. 7 ст. 227 НК РФ в редакции Закона № 63-ФЗ).

3. Налоговые агенты с несколькими обособленными подразделениями на территории одного муниципального образования могут представлять налоговую отчетность по НДФЛ и перечислять удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из них (п. 2 ст. 230 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ, далее — Закон № 325-ФЗ).

4. Снижен (с 25 до 10 человек) порог численности работников, при котором работодатели обязаны представлять отчетность по НДФЛ в электронной форме (п. 2 ст. 230 НК РФ в редакции Закона № 325-ФЗ).

5. Теперь налоговые агенты должны представлять в налоговые органы сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ и расчеты по форме 6-НДФЛ до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 230 НК РФ в редакции Закона № 325-ФЗ).

6. Расширился перечень освобождаемых от НДФЛ доходов граждан. В него вошли:

— единовременные выплаты педагогическим работникам до 1 млн руб., финансовое обеспечение которых осуществляется в соответствии с госпрограммой на 2020 — 2022 гг. (п. 37.2ст. 217 НК РФ в редакции Федерального закона от 17.06.2019 № 147-ФЗ (далее — Закон № 147-ФЗ) и Закона № 325-ФЗ);

— все виды доходов граждан, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, полученные ими в денежной или натуральной форме с 2019 г. (п. 46 ст. 217 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 323-ФЗ);

— материальная помощь студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам до 4000 руб. за календарный год (п. 28 ст. 217 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 327-ФЗ);

— доход в виде задолженности перед кредитором, признанной безнадежной к взысканию. Условие: заемщик не должен являться взаимозависимым лицом с кредитором, не должен состоять с ним в трудовых отношениях и др. (п. 62.1 ст. 217 НК РФ в редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 210-ФЗ);

— господдержка многодетных семей на погашение ипотеки в размере задолженности, не превышающая 450 000 руб. (п. 65.1 ст. 217 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2019 № 158-ФЗ, далее — Закон № 158-ФЗ);

— доход от экономии на процентах во время льготного периода (ипотечных каникул), полученный с 1 августа 2019 г. (подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ в редакции Закона № 158-ФЗ).

7. Упростился порядок получения социального налогового вычета на лечение. Исключено требование наличия приобретенных лекарственных средств в утвержденном перечне (подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ в редакции Закона № 147-ФЗ).

8. Вычет на погашение процентов по кредитам (займам), полученным по программам помощи отдельным категориям заемщиков, могут предоставлять не только банки, но и некоторые организации. Главное условие — льгота предоставляется заемщикам, которые оказались в сложной финансовой ситуации, в соответствии с указанными программами, утверждаемыми Правительством РФ (подп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ в редакции Закона № 325-ФЗ).

9. Уточнен порядок определения налоговой базы по НДФЛ при продаже недвижимого имущества, которое было поставлено на кадастровый учет в течение года. Теперь кадастровая стоимость по нему берется на дату постановки на кадастровый учет (ст. 214.10 НК РФ ведена Законом № 325-ФЗ).

10. Устранена возможность двойного налогообложения при исчислении НДФЛ с полученного в дар имущества. Так, при его продаже облагаемый налогом доход может быть уменьшен на суммы, с которых был уплачен НДФЛ при получении данного имущества, или на расходы дарителя на его приобретение, которые ранее не были им учтены при налогообложении (п. 2 ст. 220 НК РФ в редакции Закона № 325-ФЗ).

Манохова С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Комментарий к Федеральному закону от 17.06.2019 № 147-ФЗ.

Федеральным законом от 17.06.2019 № 147-ФЗ (далее – Федеральный закон № 147-ФЗ) внесены изменения в гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». В частности, существенные корректировки коснулись ст. 217 НК РФ «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)». Изменилась как сама структура статьи (с 2020 года утрачивает силу п. 3 названной статьи, серьезно изменен п. 1), так и ее содержание (введены новые п. 76 – 80). Расскажем о самых значимых изменениях.

Компенсация за дополнительные сутки отдыха военнослужащим будет облагаться НДФЛ

По просьбе военнослужащих-контрактников, участвующих в мероприятиях, которые при необходимости проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ). Вопрос о том, облагается ли данная выплата НДФЛ, на протяжении многих лет оставался спорным, см., в частности:

В мае 2018 года Конституционный суд констатировал наличие неопределенности нормативного содержания ст. 217 НК РФ и неоднозначность понимания ее положений при решении вопроса об обложении НДФЛ денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим-контрактникам (Постановление от 31.05.2018 № 22-П). При этом КС РФ постановил, что до внесения в ст. 217 НК РФ соответствующих поправок ее положения не могут служить основанием для обложения НДФЛ спорной денежной компенсации. Он также указал, что вынесенное постановление не является основанием для возврата удержанных (уплаченных) ранее сумм налога.

В итоге суд признал не соответствующими Конституции РФ положения п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ в той мере, в какой они не позволяют однозначно решить вопрос об обложении НДФЛ спорной денежной компенсации. Федеральному законодателю было вынесено предписание проработать соответствующие поправки в НК РФ, что и было сделано.

Все ждали, что неопределенность решится в пользу налогоплательщиков и названные выплаты будут освобождены от обложения НДФЛ. Однако произошло обратное. Законодатели посчитали, что выплата военнослужащим денежной компенсации связана с прохождением службы за пределами установленного служебного времени, такая компенсация во многом схожа с предусмотренной ст. 149 и 152 ТК РФ повышенной оплатой сверхурочной работы, следовательно, должна быть отнесена к выплатам, облагаемым НДФЛ (см. пояснительную записку к законопроекту). В итоге с 01.01.2020 абз. 14 п. 1 ст. 217 НК РФ в редакции Федерального закона № 147-ФЗ будет содержать следующую формулировку.

Доходы в виде компенсаций за неиспользованные отпуска, а также за неиспользованные предоставленные дополнительные сутки отдыха не подлежат освобождению от налогообложения на основании настоящей статьи.

Выплаты медработникам, переехавшим в сельскую местность, освобождены от обложения НДФЛ

От обложения НДФЛ были освобождены единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, осуществленные в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (п. 37.2 ст. 217 НК РФ в прежней редакции). Выплаты медработникам по данному закону осуществлялись до 2018 года.

С 01.01.2018 в законодательной базе произошли изменения. С указанной даты выплата компенсаций медработникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек стала осуществляться в соответствии не с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ, а с Правилами предоставления и распределения субсидий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640. Это дало повод чиновникам утверждать, что выплачиваемые медикам компенсации больше не освобождаются от обложения НДФЛ, см., например:

Указанное вызывало недовольство налогоплательщиков – получателей данных выплат. Комментируемым Федеральным законом № 147-ФЗ в п. 37.2 ст. 217 НК РФ внесены изменения в пользу налогоплательщиков.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

<…>

доходы в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, не превышающие 1000000 рублей, финансовое обеспечение которых осуществляется в соответствии с правилами, прилагаемыми к соответствующей государственной программе Российской Федерации,
утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Примечательно, что данная поправка имеет обратную силу: она будет применяться в отношении доходов в виде компенсационных выплат медработникам, право на которые возникло с 01.01.2018. Полагаем, что лицам, уплатившим с указанного дохода налог в 2018 – 2019 годах, сумма излишне уплаченного налога будет возвращена.

Оплата дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, не облагается НДФЛ

Налоговый кодекс не давал однозначного ответа на вопрос, должен ли облагаться НДФЛ средний заработок, выплачиваемый родителям, в случае предоставления им дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом. Сначала проверяющие утверждали, что налог исчислять надо (Письмо Минфина РФ от 12.12.2007 № 03-04-05-01/407). Президиум ВАС в 2010 году признал, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не подлежит обложению НДФЛ (Постановление от 08.06.2010 № 1798/10). Позже с ним согласились и чиновники:

Федеральный закон № 147-ФЗ поставил точку в данном споре. Статья 217 НК РФ дополнена новым п. 78 следующего содержания:

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

<…>

доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные инвалидами или детьми-инвалидами в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации лицам (родителям, опекунам, попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами.

Таким образом, комментируемым законом урегулирована еще одна спорная ситуация. Интересно, что данная норма вступит в силу с 01.01.2020, однако будет распространяться на правоотношения начиная с налогового периода 2019 года.

Выплаты героям войны и труда освобождены об обложения НДФЛ

Изменена редакция п. 69 ст. 217 НК РФ. С учетом поправок не подлежат налогообложению доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные налогоплательщиками в соответствии:

  • с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»;

  • с Законом РФ от 15.01.1993 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»;

  • с Федеральным законом от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».

Ранее данным пунктом было предусмотрено освобождение от налогообложения только доходов в виде ежемесячных денежных выплат, производимых ветеранам боевых действий согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ.

Социальный вычет на медикаменты

Статьей 219 НК РФ установлено право налогоплательщиков – физических лиц на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной ими за медицинские услуги и при приобретении лекарственных средств. При этом пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ содержал условие, что вычет на покупку медикаментов производится в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с Перечнем лекарственных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201, назначенных лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

Комментируемым законом из абз. 1 пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ слова «в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации» исключены. То есть физические лица, заявившие в налоговый орган социальный вычет по приобретенным медикаментам, больше не должны ограничиваться перечнем лекарственных средств. Теперь можно обратиться за получением вычета со стоимости любых лекарств, назначенных врачом (подробнее об этом читайте в статье С. А. Чернова «Поправки о социальном вычете по НДФЛ начали действовать уже с 1 января 2019», размещенной в журнале «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», № 7, 2019). Отметим, что данная поправка вступила в силу со дня официального опубликования закона (17.06.2019).

Иные доходы, освобождаемые от налогообложения

Кроме того, будут освобождены от обложения НДФЛ следующие виды доходов (ст. 217 НК РФ):

  • установленная законодательством денежная компенсация, выплачиваемая взамен полагающегося земельного участка (п. 41.2);

  • выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации (п. 76);

  • выплаты (в денежной и натуральной формах) в связи с рождением ребенка (п. 77);

  • выплаты (в денежной и натуральной формах), полученные инвалидами или детьми-инвалидами в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ (п. 78);

  • выплаты (в денежной и натуральной формах) отдельным категориями граждан в порядке оказания им социальной поддержки (п. 79);

  • ежегодные выплаты почетным донорам (п. 80).

Налогообложение контролирующих физических лиц

Скорректированная прибыль контролируемой иностранной компании (далее — КИК) может облагаться в Украине НДФЛ по ставкам 18%, 9%, 5% в зависимости от периода представления отчетности и особенностей распределения (выплаты) прибыли. Соответствующие правила налогообложения установлены п. 170.13 НКУ. По умолчанию, кроме НДФЛ, нужно будет уплатить и военный сбор по ставке 1,5%.

Итак, контролирующее лицо включает скорректированную прибыль КИК в общий налогооблагаемый доход, который отражается в годовой налоговой декларации, и облагает налогом по базовой ставке 18% (пп. 170.13.1 НКУ).

Если же КИК распределяет прибыль в пользу контролирующего лица и такое лицо непосредственно или опосредованно фактически получает распределенные средства, то согласно пп. 170.13.2 НКУ:

— при получении контролирующим лицом прибыли КИК (ее части) до момента представления отчета о КИК и включении указанной части прибыли в общий налогооблагаемый доход, который отражается в годовой налоговой декларации, к такому фактически полученному доходу применяется ставка налога 9%;

— при получении контролирующим лицом прибыли КИК (ее части) после представления отчета о КИК и включении указанной части прибыли в общий налогооблагаемый доход, который отражается в годовой налоговой декларации до окончания второго календарного года, следующего за отчетным, производится перерасчет налога по фактически полученному доходу с применением ставки 9% и представляется уточненная декларация о доходах;

— при получении контролирующим лицом прибыли КИК (ее части) после представления отчета о КИК и включении указанной части прибыли в общий налогооблагаемый доход, который отражается в годовой налоговой декларации по окончании второго календарного года, следующего за отчетным, перерасчет налога по фактически полученному доходу не производится, остается налогообложение по базовой ставке 18%.

Сумма НДФЛ, подлежащая уплате с прибыли КИК (как распределенной, так и нераспределенной), уменьшается на сумму корпоративного налога или другого аналогичного налога, взимаемого согласно законодательству иностранных государств, и фактически уплаченного КИК, включая налоги, которые были удержаны у источника выплаты из суммы дохода, полученного КИК.

Сумма такого налога определяется как общая сумма налога, которая была фактически уплачена КИК по результатам соответствующего отчетного (налогового) периода (корпоративного налога или другого аналогичного налога, взимаемого согласно законодательству иностранных государств, — уплачена в течение отчетного периода), пропорциональная доле контролирующего лица в такой КИК, отраженной в отчете о КИК.

Обратите внимание на то, что в указанной норме одновременно речь идет о налоге, уплаченном по результатам периода, и налоге, уплаченном в течение периода, что на практике может привести к фискальной трактовке данной нормы налоговиками. В частности, если согласно нормам локального законодательства юрисдикции КИК корпоративный налог уплачивается по истечении отчетного года, то формально сумма такого налога не является уплаченной в течение отчетного периода и возможность ее зачисления в уменьшение НДФЛ остается под вопросом.

Что касается украинского бизнеса, который структурирован через иностранные холдинги, то сумма прибыли КИК, полученная в виде дивидендов от юридических лиц Украины (как непосредственно, так и опосредованно через цепочку подконтрольных юридических лиц), считается суммой дивидендов, полученных от украинских юридических лиц непосредственно контролирующим лицом (пп. 170.13.3 НКУ). Такая сумма включается в состав общего налогооблагаемого дохода контролирующего лица отчетного периода, в течение которого КИК получены дивиденды, и подлежит налогообложению:

— по ставке 5% — при получении от юридических лиц Украины — плательщиков налога на прибыль (кроме институтов совместного инвестирования);

— по ставке 9% — при получении от институтов совместного инвестирования, субъектов хозяйствования, которые не являются плательщиками налога на прибыль.

Вроде бы в целом понятно. Но это Украина, и это еще не конец истории.

По сравнению с Законопроектом № 1210 в Закон № 466 был добавлен п. 170.131 «Налогообложение доходов контролируемых иностранных компаний» НКУ. Непонятно название пункта (для сравнения: п. 170.13 НКУ называется «Налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний»), разница в некоторой терминологии по сравнению с другими нормами ст. 392 (уже упоминается почему-то не КИК, а иностранное юридическое лицо, кроме контролирующего лица, перечисляется более широкий круг физических лиц) и еще целый ряд неясных моментов, которые обсудим далее. Это все свидетельствует о том, что норма, по всей видимости, готовилась в спешке другой командой и имела целью вывести из-под налогообложения те или иные доходы. Так, в п. 170.131 НКУ определен перечень доходов, не подлежащих налогообложению, хотя более логично было бы подкорректировать непосредственно объект налогообложения, который определяется ст. 392 НКУ, или правила налогообложения, определенные п. 170.13 НКУ.

Итак, согласно положениям вышеуказанной нормы не подлежат налогообложению:

1. Дивиденды, полученные плательщиком налога в порядке, определенном пп. 170.13.3 НКУ, ранее обложенные налогом на уровне украинской компании.

То есть все, что рассматривалось выше относительно налогообложения дивидендов, выплаченных из Украины в пользу иностранной материнской компании, вычеркиваем, если украинской компанией эти дивиденды были обложены налогом. Осталось выяснить, каким именно налогом. Авансовым взносом по налогу на прибыль, налогом на репатриацию? А если согласно НКУ / конвенциям об избежании двойного налогообложения обязательство по данным налогам не возникает вообще?

2. Доходы в денежной и/или натуральной форме, которые не являются распределением прибыли, полученные плательщиком налогов — акционером (участником, партнером, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом) от иностранного юридического лица, в том числе при ликвидации (прекращении) такого иностранного юридического лица, в пределах стоимости денежных средств и/или имущества, ранее внесенного таким плательщиком налога (членами его семьи первой и второй степеней родства) и учтенного в качестве капитала иностранного юридического лица в соответствии с МСБУ.

Странно, почему данная норма должна касаться только иностранных компаний? А если аналогичные операции, только с украинской компанией, которая ведет учет по МСФО? Например, родственник владельца украинской компании второй степени родства внес в компанию какие-то средства, компания считает средства этого родственника капиталом, а не доходом (смех налоговиков начинается уже в этом месте), а на следующий день владелец изымает эти средства без налогов. Но по отношению к иностранной компании законодателям это не показалось смешным.

И, как видим, несмотря на название п. 170.131, формально он касается не только контролирующих лиц, но и любых плательщиков, имеющих доли в иностранных юридических лицах. И уже речь не идет о КИК, а о любом иностранном юридическом лице.

3. Доходы в денежной и/или натуральной форме, полученные при ликвидации (прекращении) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица плательщиком налогов — акционером (участником, партнером, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, в случае если процедура их ликвидации (прекращения) начата не ранее 1 января 2020 года и завершена не позднее 31 декабря 2020 года (не позднее 31 декабря 2021 года — в случае, если решение акционеров или других уполномоченных лиц о ликвидации (прекращении) принято не позднее 30 июня 2020 года). Ну и далее приведены определенные условия, при которых также можно воспользоваться льготой, даже если процедура ликвидации компании задержится. После того налогоплательщик должен подать в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией составленное в произвольной форме заявление об освобождении таких доходов от налогообложения с указанием характеристик полученного имущества и ликвидированного (прекращенного) иностранного юридического лица, а также документы, содержащие сведения о стоимости полученного имущества, в соответствии с финансовой отчетностью иностранного юридического лица, составленной согласно МСБУ, на дату принятия решения о распределении имущества в качестве выплаты дохода в связи с ликвидацией (прекращением) иностранного юридического лица.

Разница в терминах — аналогично предыдущему пункту. И кстати, п. 170.131 НКУ вступит в силу с 01.01.2021. Но если иностранная компания будет ликвидирована еще в 2020 году, то данным пунктом априори нельзя воспользоваться, и налогообложение должно осуществляться по законодательству 2020 года. А в 2021 году, когда пункт заработает, полученные от ликвидации доходы останутся уже в прошлом. А как вам заявление в произвольной форме в налоговую: прошу не облагать налогами все, что получил от ликвидированной иностранной компании. И зачем вообще такая финансовая отчетность, если ничего не облагается налогами?

Таким образом, несмотря на то, что положения п. 170.131 НКУ позволяют не облагать налогами определенные доходы и являются, по сути, скрытым «нулевым декларированием», он содержит целый ряд неувязок с другими нормами НКУ относительно налогообложения доходов физических лиц. Норма, по всей видимости, предназначена для предоставления «окна возможностей» определенному кругу лиц, поэтому очень тщательно взвесьте риски ее практического применения.

Налогообложение контролирующих юридических лиц

Скорректированная прибыль КИК, определенная в соответствии со ст. 392 НКУ, облагается налогами контролирующим юридическим лицом по базовой ставке 18 %. Такой объект налогообложения определяется отдельно от объектов налогообложения, определенных пп. 134.1.1 — 134.1.6 НКУ (пп. 134.1.7 НКУ).

Сумма налога с прибыли КИК к уплате уменьшается на сумму фактически уплаченного такой КИК по результатам соответствующего отчетного периода корпоративного налога или аналогичного налога, взимаемого согласно законодательству иностранных государств, включая налоги, удержанные у источника выплаты из суммы дохода, полученного КИК (п. 137.9 НКУ).

При этом сумма уменьшения налога на прибыль предприятий не может превышать сумму налогового обязательства юридического лица относительно прибыли такой КИК.

Кроме того, с целью исключения двойного налогообложения на уровне контролирующего лица финансовый результат плательщика до налогообложения будет уменьшаться:

— на сумму начисленных доходов в виде дивидендов, которая подлежит выплате в его пользу от КИК, но не более суммы скорректированной прибыли КИК, определенной по правилам ст. 392 НКУ (пп. 140.4.2 НКУ). Нормы данного подпункта применяются по результатам налогового (отчетного) года.

В случае если плательщик налога обязан уменьшить финансовый результат до налогообложения на сумму начисленных доходов в виде дивидендов, указанных в данном подпункте, а также в соответствии с положениями пп. 140.4.3 НКУ, корректировка согласно положениям настоящего подпункта не осуществляется;

— на сумму начисленных доходов от участия в капитале нерезидентов (в том числе КИК) и на сумму начисленных доходов в виде дивидендов, подлежащих выплате в его пользу от такого нерезидента, при условии, что доля участия в капитале нерезидента составляет по крайней мере 10 % в течение календарного года и такой нерезидент не входит в перечень государств (территорий), определенных в соответствии с пп. 39.2.1.2 НКУ (кроме государств (территорий), с которыми имеются действующие международные договоры Украины об избежании двойного налогообложения доходов) (пп. 140.4.3 НКУ).

Иначе говоря, если украинская компания владеет КИК, то при расчете объекта обложения налогом на прибыль она исключает доходы, начисленные по методу участия в капитале, однако облагает налогами скорректированную прибыль КИК, рассчитанную согласно ст. 392 НКУ. В дальнейшем, если дивиденды от КИК будут больше суммы скорректированной прибыли КИК, то с разницы будет доплачен налог на прибыль.

Освобождение от налогообложения прибыли КИК

Скорректированная прибыль КИК не подлежит включению в общий налогооблагаемый доход контролирующего лица при соблюдении таких условий:

а) между Украиной и иностранной юрисдикцией местонахождения (регистрации) КИК имеется действующий договор об избежании двойного налогообложения или об обмене налоговой информацией и

б) выполняется любое из следующих условий:

КИК фактически уплачивает налог на прибыль по эффективной ставке, которая является не меньше базовой ставки налога на прибыль предприятий в Украине или меньше такой ставки не больше чем на пять процентных пунктов, или

доля пассивных доходов КИК составляет не более 50 % общей суммы доходов КИК из всех источников.

Применительно к эффективной ставке налога на прибыль КИК отметим, что данный показатель является расчетным (то есть не является тождественным номинальной ставке) и может быть окончательно определен только по результатам соответствующего отчетного периода. В частности, эффективная ставка налога на прибыль предприятий рассчитывается путем деления суммы расходов по уплате налога на прибыль предприятий на сумму прибыли до налогообложения по данным финансовой отчетности за соответствующий календарный год и умножения на 100%. Таким образом, даже если номинальная ставка высокая, но КИК применяет определенные локальные льготные режимы, эффективная ставка явно будет ниже.

Что касается признания доходов КИК пассивными, то соответствующее определение приведено в пп. 14.1.268 НКУ. Среди прочего к пассивным доходам относятся:

— проценты на текущий или депозитный банковский счет, другие проценты (в том числе дисконтные доходы);

— доход, который выплачивается компанией, управляющей активами института совместного инвестирования, на размещенные активы в соответствии с законом;

— проценты (дисконт), полученные владельцем облигации от их эмитента;

— инвестиционная прибыль, включая прибыль от операций с государственными ценными бумагами и с долговыми обязательствами Национального банка Украины с учетом курсовой разницы;

— роялти;

— дивиденды и т. д.

В случае если доля пассивных доходов КИК окажется больше 50% общей суммы доходов, для целей применения ст. 392 НКУ такие доходы будут признаваться активными, при условии, что КИК:

фактически выполняет существенные функции, несет риски и использует активы в операциях, приводящих к получению соответствующих активных доходов;

имеет необходимые ресурсы для выполнения указанных функций, управления рисками и использования активов (квалифицированный персонал, основные фонды в собственности или пользовании, достаточный собственный капитал и т. п.).

Таким образом, общие выводы относительно возможности освобождения налогообложения прибыли КИК следующие:

— При отсутствии конвенции об избежании двойного налогообложения или договора об обмене налоговой информацией между Украиной и юрисдикцией КИК скорректированная прибыль КИК будет подлежать налогообложению на уровне контролирующего лица.

— При наличии конвенции об избежании двойного налогообложения или договора об обмене налоговой информацией между Украиной и юрисдикцией КИК скорректированная прибыль КИК будет подлежать налогообложению на уровне контролирующего лица в случае, если: 1) эффективная ставка фактически уплаченного налога на прибыль будет ниже 13% или 2) доля пассивных доходов КИК составит более 50% общей суммы доходов КИК из всех источников. Если пассивные доходы окажутся все же больше 50%, небольшой шанс воспользоваться льготой остается, но касаемо наличия «функций, рисков, активов» у такой КИК у налоговых органов может быть субъективное мнение. Следовательно, относительно последнего критерия нельзя исключать, что налоговые органы будут пытаться обжаловать применение льготы в случаях, если эффективная ставка фактически уплаченного налога на прибыль будет ниже 13%.

Также согласно пп. 392.4.2 НКУ скорректированная прибыль КИК не будет подлежать включению в общий налогооблагаемый доход (не является объектом обложения налогом на прибыль предприятий) контролирующего лица в случае, если выполняется любое из следующих условий:

— Общий совокупный доход всех КИК одного контролирующего лица из всех источников по данным финансовой отчетности не превышает эквивалент 2 миллиона евро на конец отчетного периода. Обратите внимание: речь идет не о консолидированном доходе, поэтому внутригрупповые доходы не будут элиминированы.

— КИК является публичной компанией, акции (доли) которой находятся в обращении на признанной фондовой бирже (перечень бирж и требования к признанию акций (долей) публичных компаний находящимися в обращении на указанной фондовой бирже устанавливаются Кабинетом Министров Украины). В данном случае освобождение распространяется на все КИК, включенные в консолидированную финансовую отчетность такой публичной КИК. В случае если КИК, на которую распространяется такое освобождение, выплачивает дивиденды в пользу КИК, которая не является публичной компанией, такие дивиденды учитываются при расчете скорректированной прибыли такой КИК на общих основаниях.

— КИК согласно законодательству соответствующей иностранной юрисдикции осуществляет благотворительную деятельность и не распределяет доходы в пользу ее учредителей (участников).

В случае если прибыль КИК освобождается от налогообложения в соответствии с положениями настоящего пункта, контролирующее лицо освобождается от обязанности рассчитывать скорректированную прибыль КИК (пп. 392.4.3 НКУ). Вместе с тем у контролирующего лица остается обязательство представления отчетности в отношении таких КИК.

Также на данную тему полезной будет статья «Контролируемые иностранные компании: последствия, риски, решения» издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН. Для получения доступа к профессиональной аналитике издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН, другим документам и инструментам информационно-правовой системы ЛІГА:ЗАКОН поспешите воспользоваться тестовым доступом и оцените удобство и скорость поиска необходимых вам материалов.

Татьяна Стретович, директор департамента налогов и права, Baker Tilly Ukraine

Связаться с редактором

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *