Паспорт на отходы

В связи с многочисленными обращениями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по вопросу паспортизации отходов I-IV классов опасности, а также подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», Росприроднадзором подготовлены разъяснения по актуальным вопросам. Вопрос 1. Что относится к виду отхода, включенному в федеральный классификационный каталог отходов. Ответ. Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (зарегистрирован в Минюсте России 01.08.2014 № 33393) (далее – ФККО). Документ опубликован в «Российской газете». В соответствии с пунктом 2 приказа данный документ вступает в силу с 01 августа 2014 года. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 размещен на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов». Классификация отходов в ФККО выполнена по следующим классификационным признакам: происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме. Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру. Первые восемь знаков кода используются для кодирования происхождения отходов и их состава, девятый и десятый знаки кода – для кодирования агрегатного состояния и физической формы. Одиннадцатый знак показывает класс опасности отхода в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Если в одиннадцатом знаке кода стоит «0», то это значит, что мы имеем дело с блоком, типом, подтипом, группой, подгруппой отходов; для видов отходов значащая цифра «1» обозначает I класс опасности; «2» – II класс опасности; «3» – III класс; «4» – IV класс; «5» – V класс опасности отхода. Вопрос 2. Необходимо ли хозяйствующим субъектам, в процессе хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, оформлять паспорта на отходы I — IV классов опасности в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» (далее — Постановление). Ответ. С 01 августа 2014, с даты вступления в силу Постановления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы по типовой форме, утвержденной Постановлением. При составлении паспорта на отход I-IV класса опасности необходимо руководствоваться положениями Постановления. Согласно ч.2 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Согласно п.6 Правил проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности, утверждённых Постановлением (далее – Правила), индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта отхода подтверждают его отнесение к конкретному классу опасности в порядке, установленном Минприроды России. Согласно ч.3 ст.14 Закона № 89-ФЗ на отходы I — IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I — IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. Таким образом, процедура подтверждения хозяйствующим субъектом отнесения отходов к конкретному классу опасности является первичной перед процедурой паспортизации отходов. Составление паспорта согласно Постановлению. Согласно позиции Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 в случае, если хозяйствующим субъектом было произведено подтверждение отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности до 01 августа 2014 года, такие документы и обосновывающие материалы (*) могут быть использованы хозяйствующим субъектом для оформления паспорта отхода I–IV класса опасности согласно требованиям Постановления при совокупности следующих условий: 1. Наличие соответствующих подтверждающих документов и обосновывающих материалов отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности. К таким документам и материалам относятся (*): -свидетельство о классе опасности отхода для окружающей среды, выданное территориальным органом Росприроднадзора (ранее -территориальным органом Ростехнадзора), согласованный территориальным органом Росприроднадзора (ранее — территориальным органом Ростехнадзора) паспорт на отход I-IV класса опасности; -документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав отхода, заверенные хозяйствующим субъектом: копии акта обора проб отхода, протокола результатов количественного химического анализа отхода, документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — в случае установления химического и (или) компонентного состава отхода посредством соответствующих измерений; копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отхода на основании сведений, содержащихся в этих документах); -документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение отхода к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом МПР России от 15.06.2001 № 511 (далее — Критерии-511), — в случае установления класса опасности отхода в соответствии с Критериями-511: расчет класса опасности отхода для окружающей среды; копии акта обора проб отхода для проведения биотестирования, протокола биотестирования отхода, документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев-511 по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует; -информация, включающая сведения о происхождении (исходное сырье, принадлежность к определенному производству, технология), условиях образования (процесс обработки исходного сырья или применения готовых изделий), агрегатном состоянии и физической форме отхода, заверенные хозяйствующим субъектом. Согласно письму Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 с 01 августа 2014 подтверждением отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности для хозяйствующего субъекта является копия письма территориального органа Росприроднадзора о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенного в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности или о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО. Необходимо обратить внимание, для отходов, включенных в ФККО, класс опасности отхода может быть установлен на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (далее – БДО), но только при условии совпадения всех классификационных признаков отходов — происхождения, условий образования, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы. 2. Наличие в указанных выше подтверждающих документах и обосновывающих материалах сведений, по которым возможно однозначно осуществить сопоставление классификационных признаков конкретного вида отхода с классификационными признаками вида отхода, включенного в ФККО и БДО (размещен на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов»). При этом необходимо понимать, что вид отхода, класс опасности которого требует подтверждения, признается соответствующим аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение, условия образования, химический и (или) компонентный состав отхода, агрегатное состояние и физическая форма отхода. На основании изложенного, в случае наличия у хозяйствующего субъекта на отход I — IV класса опасности, включенный в ФККО, документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды (*), то есть при условии, что ранее класс опасности вида отхода был подтвержден территориальным органом Росприроднадзора (ранее — территориальным органом Ростехнадзора) и соответствует классу опасности вида отхода, включенного в ФККО и БДО, и при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение, условия образования, химический (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма соответствующим аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, составляется паспорт на отход I — IV класса опасности, включенный в ФККО, по форме, утвержденной Постановлением. При этом копия оформленного, согласно требованиям Постановления, паспорта отхода I–IV класса опасности, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности (*), подаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности в одном экземпляре на бумажном носителе с сопроводительным письмом и описью вложения или направляются почтой с сопроводительным письмом, описью вложения и с уведомлением о вручении. В соответствии с пунктами 8 и 9 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712, паспорт действует бессрочно. Внесение изменений в паспорт не допускается. Вопрос 3. Какие документы необходимо оформлять на отходы V класса опасности. Ответ На виды отходов, отнесенные к V классу опасности для окружающей среды, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо наличие: документов, подтверждающих химический и (или) компонентный состав вида отхода; информации, включающей сведения о происхождении, условиях образования, агрегатном состоянии и физической форме вида отхода; при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР России от 15.06.2001 № 511 (далее – Критерии-511) – документов и материалов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, в соответствии с Критериями-511. Вопрос 4. В результате производственной деятельности предприятия образуются отходы. Ранее класс опасности отходов для окружающей среды в установленном законом порядке не подтвержден. Чем необходимо руководствоваться предприятию для выполнения требований законодательства в части паспортизации отходов. Ответ. При паспортизации отходов I-IV класса опасности необходимо руководствоваться положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» (далее — Постановление). Согласно пункту 6 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 (далее – Правила), индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Согласно Постановления, для отходов, включенных и не включенных в ФККО, предусматривается различный процедурный порядок паспортизации. Минприроды России (письмо от 15.09.2014 № № 05-12-44/20925) указано на целесообразность при проведении с 01 августа 2014 года процедуры отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности хозяйствующим субъектам устанавливать класс опасности вида отхода: 1. На основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, либо, 2. При отсутствии вида отхода, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Минприроды России. До вступления в силу указанных критериев необходимо руководствоваться Критериями отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными приказом МПР России от 15.06.2001 № 511 (далее – Критерии-511). В настоящее время разработанный Минприроды России проект приказа «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности» проходит процедуру оценки регулирующего воздействия, после завершения которой, будет в установленном порядке утвержден и направлен Минприроды России на государственную регистрацию в Минюст России. Согласно позиции Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 в период отсутствия действующего нормативного правового акта, регулирующего порядок организации работ по отнесению отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности для окружающей среды и их идентификации, необходимо руководствоваться следующим. Для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды (как включенных, так и не включенных в ФККО) хозяйствующему субъекту, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, необходимо направить в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности следующие документы и обосновывающие материалы: -заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды с индивидуальными регистрационными данными хозяйствующего субъекта (в заявлении о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды указываются: фамилия, имя, и отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя; полное и сокращенное наименование (в случае, если имеется), в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления деятельности, в процессе которой образуются отходы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;идентификационный номер налогоплательщика); -информация, включающая сведения о происхождении (исходное сырье, принадлежность к определенному производству, технология), условиях образования (процесс обработки исходного сырья или применения готовых изделий), агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов; -документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отхода, заверенные хозяйствующим субъектом с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава: копия акта обора проб вида отхода, в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений, копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отхода посредством соответствующих измерений, копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отхода на основании сведений, содержащихся в этих документах; -документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отхода к конкретному классу опасности в соответствии с критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа – в соответствии с Критериями-511) — при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев-511; -копии акта обора проб вида отхода и документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа – в соответствии с Критериями-511), по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует. -предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, с указанием его кода и наименования по ФККО, — при установлении класса опасности вида отходов на основании ФККО и БДО; -предложение о включении данного вида отходов в ФККО и БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования, — при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа – в соответствии с Критериями-511). Территориальный орган Росприроднадзора проверяет комплектность представленных материалов заявителя (заявление с другими документами и обосновывающими материалами) и в течение 5 дней направляет их в ФБУ «ФЦАО», осуществляющее, в соответствии с п.3 приказа Росприроднадзора от 24.12.2010 № 441 «Об организации работы по паспортизации отходов I-IV класса опасности», проведение проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей среды и их идентификации. В случае выявления некомплектности материалов заявителя территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления материалов вручает заявителю уведомление о необходимости устранения недостатков с указанием конкретных мер, которые ему следует предпринять для их устранения или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В случае непредставления заявителем в течение 25 дней с момента получения им уведомления о необходимости устранения недостатков, связанных с некомплектностью материалов, надлежащим образом оформленных материалов заявителя, территориальный орган Росприроднадзора возвращает заявителю заявление и прилагаемые к нему документы и обосновывающие материалы с мотивированным обоснованием причин возврата, которые направляются почтовым отправлением в срок, не превышающий 5 дней. Проведение проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей среды и их идентификации осуществляется ФБУ «ФЦАО», которым в территориальные органы Росприроднадзора направляется — либо заключение о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности; либо заключение о несоответствии данного вида отхода определенному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его классу опасности, в связи с несовпадением классификационных признаков отхода, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять заявителю для их устранения; либо заключение о несоответствии материалов заявителя критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа – Критериям-511), которое привело к неправильному определению класса опасности вида отхода, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отхода, и/или недостаточности классификационных признаков для включения данного вида отхода в ФККО и БДО, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять заявителю для их устранения; в Росприроднадзор направляется – заключение о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности с предложением о его включении в ФККО и БДО с присвоением ему соответствующих кода и наименования; Территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления заключения ФБУ «ФЦАО» уведомляет заявителя: о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности или о несоответствии данного вида отхода определенному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его классу опасности, в связи с несовпадением классификационных признаков отхода, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять заявителю для их устранения; о несоответствии материалов заявителя критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа – Критериям-511), которое привело к неправильному определению класса опасности вида отхода, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отхода, и/или недостаточности классификационных признаков для включения данного вида отхода в ФККО и БДО, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять заявителю для их устранения. Территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления решения Росприроднадзора о включении данного вида отхода в ФККО и БДО уведомляют заявителя о включении данного вида отхода в ФККО. Территориальный орган Службы обеспечивает хранение материалов, представленных заявителем. Установлено, что территориальные органы Росприроднадзора информируют заявителя о результатах рассмотрения его материалов, в следующий срок: при наличии в составе документов заявителя предложения о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, в срок, не превышающий 45 дней; при наличии в составе документов заявителя предложения о включении данного вида отходов в ФККО и БДО, в срок, не превышающий 90 дней. Только при получении письма территориального органа Росприроднадзора о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности, или о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО, хозяйствующим субъектом составляется и утверждается паспорт, в порядке, установленном Постановлением. При этом, копия паспорта, заверенного индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности подаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности в одном экземпляре на бумажном носителе с сопроводительным письмом и с описью вложения или направляются в его адрес почтовым отправлением с сопроводительным письмом и с описью вложения и с уведомлением о вручении. Вопрос 5. Необходимо ли переоформлять разрешительные документы в области обращения с отходами (нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, лицензии на лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами), а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» (далее — Постановление). Ответ. В соответствие с разъяснительным письмом Минприроды России от 30.07.2014 № 05-12-44/16059, в связи с тем, что Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, сохранил преемственность с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 (в редакции приказа МПР России от 30.07.2003 № 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 № 786» (утратил силу с 01.08.2014), в отношении установленных ранее классов опасности отходов, выданные и утвержденные Росприроднадзором и его территориальными органами (ранее – Ростехнадзором и его территориальными органами) разрешительные документы в области обращения с отходами (нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, лицензии на лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами), а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, не требуют переоформления до истечения указанного в них срока действия, за исключением двух случаев: при наступлении установленного законодательством Российской Федерации случая необходимости переоформления разрешительной документации; при выявлении несоответствий в установленном классе опасности конкретного вида отхода, указанного в разрешительных документах природопользователя, в том числе в подготовленных им материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, с классом опасности этого вида отхода, установленного ФККО. Росприроднадзор обращает внимание, что вся отчетность, представляемая в Росприроднадзор и его территориальные органы, а также все разрешительные документы в области обращения с отходами, поступающие в Росприроднадзор и его территориальные органы с 01 августа 2014 года, должны быть оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Постановления. Актуализированная информация по вопросу действия разрешительных документов в области обращения с отходами после 1 августа 2014 г. размещается на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов».

Техническая паспортизация

Техническая паспортизация — это ряд действий, имеющих обязательный характер, и проводятся в установленном законодательством порядке с целью получения достоверной информации о состоянии определенного объекта. Данная информация используется для ведения учета и организации контроля по благоустройству и улучшению условий для тех или иных технических объектов.

Правовой основой проведения технической паспортизации есть ряд законов о проведении технической паспортизации и инвентаризации объектов.
Техническая паспортизация может осуществляться для ведения учета по благоустройству следующих объектов общего пользования:

• Места общего пользования: парки, улицы, сады, скверы, площадки, площади, памятники культурного наследия, памятники исторического наследия, кладбища, рекреационные зоны, площади, бульвары, проспекты, дороги, пляжи, и другие.
• Строительные сооружения и придомовые территории;
• Территории учреждений, предприятий и организаций;
• Другие объекты благоустройства, находящихся в в пределах населенного пункта;
• Инвентаризация и паспортизация земельных участков.

По результатам технической паспортизации составляется документ, выполняющий роль паспорта технического состояния объекта и имеет юридическую силу в осуществлении операций купли-продажи, обмена, реструктуризации и других возможных действий, которые могут совершаться с объектом.

Техническая паспортизация объектов производится специальными организациями на основании договора и по инициативе владельца, исполнителя или иной заинтересованной стороны. Данное действие может осуществляться самостоятельно заинтересованным лицом.

Провести процедуру технической инвентаризации и паспортизации можно в плановом порядке, установленном документально, или внепланово — в случае необходимости:

• Окончание строительства и сдача объекта в пользование;
• Окончание ремонтных работ по благоустройству объекта;
• Чрезвычайная ситуация, произошедшая на объекте благоустройства;
• Переход имущественных прав к другому владельцу;
• Ущерб объекта благоустройства.

Независимый институт судебных экспертиз «НИСЭ» предоставляет услуги по осуществлению технической паспортизации. Позвоните нашим консультантам и получите подробную информацию о процедуре технической паспортизации.

Техническая паспортизация в Украине

В ходе подготовки производственных, общественных, складских объектов, инженерно-технических сооружений необходимо создать все условия для обеспечения техники безопасности и надежной эксплуатации объектов , что позволит предотвратить возникновение всевозможных аварийных ситуаций.
Для того чтобы держать под контролем ситуацию, лучше всего документально зафиксировать все моменты, провести мониторинг, с помощью которого может быть получена дополнительная информация, влияющая на рассмотрение или исправление состояния объекта.
В таком случае необходимо обратиться к профессиональной экспертной организации, работники которой проведут специальное исследование по выяснению реального состояния строительных, производственных, инженерно-технических сооружений, что позволит вовремя реагировать на возможное возникновение тех или иных ситуаций, и своевременно устранять их.
Методом, который используется для фиксации всех выше описанных действий, является техническая паспортизация. Проведение технической паспортизации сопутствует техническому обследованию с использованием научно-исследовательской и проектной базы. Результаты технической паспортизации позволяют продлить эксплуатационный срок сооруженного объекта в соответствии с определенными законодательством нормами.
Техническая паспортизация в Украине проводится в государственных учреждениях, предприятиях разного типа независимо от формы собственности.
Результаты технической паспортизации могут повлиять на скорейшее изменение статуса предприятия, то есть, если независимые эксперты найдут какие-либо проблемы, которые могут тем или иным образом влиять на чью-либо безопасность, они вправе рекомендовать такое предприятие или учреждение к закрытию, пока не будут исправлены недостатки, обнаруженные в ходе проведения технической паспортизации.
Проведение технической паспортизации осуществляется документально и подтверждается подписями владельца или руководителя организации и соответственно представителем экспертной организации, который и проводил техническую паспортизацию.
В техническом паспорте указываются данные о технических особенностях сооружения и его состоянии на момент проведения технической паспортизации.
Если все же независимые эксперты обнаружили проблемные моменты в техническом состоянии объекта, владелец на протяжении, указанного законодательством времени, в соответствии сможет устранить те или иные неполадки, после чего может быть проведена повторная техническая паспортизация в соответствии с «Правилами обследований, оценки технического состояния и паспортизации производственных и жилых зданий и сооружений».
Также техническая паспортизация может быть проведена дополнительно в связи с возникновением чрезвычайной ситуации, влияющей на изменение технического состояния объекта.
Если вам нужно провести техническую паспортизацию, эксперты Независимого института судебных экспертиз «НИСЭ» проведут ее быстро и качественно. Звоните и мы ответим на все ваши вопросы.

Зачем нужен паспорт опасного отхода

Подробности Просмотров: 61626

Паспорт опасного отхода – документ, содержащий всю информацию об отходе, включая сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды и основные реквизиты организации. Другими словами Паспорт опасного отхода это документ с полными сведениями об отходе. У организации должны быть Паспорта на все отходы I — IV класса опасности и Свидетельства о классе опасности отхода.

Порядок паспортизации опасных отходов определяется Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013г. №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности». Определение класса опасности отхода, на который выдается Паспорт, должно выполняться в соответствии с Приказом МПР РФ от 04 декабря 2014 г. № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».

Паспорта опасных отходов должны иметь все предприятия (индивидуальные предприниматели и юридические лица), в процессе деятельности которых образуются отходы. Даже в небольших офисах есть такие отходы, как старые люминесцентные лампы (I-й класс опасности) и мусор от уборки бытовых помещений (IV-й класс опасности).

Паспорт опасного отхода может быть необходим на каждом этапе обращения с отходами, будь то транспортировка или захоронение отхода. Ведь компании, которые осуществляют сбор, транспортировку и утилизацию отходов, должны иметь все сведения о них. Кроме того, паспорта отходов необходимы для разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Паспорт опасного отхода должен быть утвержден руководителем предприятия. Росприроднадзор осуществляет согласование паспорта. Паспорт не ограничен по сроку действия, кроме тех случаев, когда меняется процесс, в результате которого образуется отход. В этом случае паспорт опасного отхода необходимо переоформить. Ответственность лежит на руководителе предприятия.

Государственные органы экологического контроля проверяют наличие паспортов отходов. Если паспорт опасного отхода отсутствует на предприятии, то, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность. Органы контроля часто выявляют это нарушение при проверке деятельности, связанной с образованием и обращением отходов. Отсутствие Паспорта опасного отхода классифицируется в соответствии со статьей 8.2 («Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления»). За что налагается штраф на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей и на юридических лиц от 100 000 до 250 000 рублей. Законом также предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Разработаем паспорта на опасные отходы I-IV класса опасности и согласуем их в Росприроднадзоре по Москве, Московской области и Республике Татарстан. Умеренные цены. Качественное обслуживание.

Если вы садовое товарищество или кооператив, то вы попали в нужную компанию. На данный момент мы разработали и сдали паспорта для СНТ «Лесное», СНТ «Луч», ТСН «Шале-1», СНТ «Лекарственник-1», СНТСН «Снегири», СПК «Кентавр», СНТ «Надежда» ПО ЗИЛ и иные.Также мы можем помочь вам со сдачей отчета в сводный кадастр отходов Московской области.

Разработка паспорта на опасные отходы (I-IV класса опасности) — деятельность, направленная на получение документа, удостоверяющего принадлежность отходов к соответствующему классу опасности согласно классификатору ФККО.

ВАЖНО. На данный момент представлены на государственную регистрацию в Минюст России несколько новых нормативных правовых актов: 1) Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 527 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»; 2) Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 526 «Об утверждении Порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I — IV классов опасности»; 3) Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 525 «Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I — V классов опасности к конкретному классу опасности».

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ ВСЕ (исключений нет) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, обязаны проводить паспортизацию отходов по классам опасности.

ПРИМЕЧАНИЕ: Росприроднадзор не принимает объяснения следующего рода:

— «Мы уносим мусор (отходы) домой»;

— «У нас нет мусора (отходов)»;

— «Мы не мусорим»;

— «За нас все делает арендодатель»;

— «У нас есть договор на вывоз/сбор ТБО»;

— «Мы работаем дома».

Стоимость разработки паспорта на отходы 2017 г. Москва и Московская область Казань и Республика Татарстан Чебоксары и Республика Чувашия Йошкар-Ола и Республика Марий Эл
Паспорт на отходы 1-4 класса опасности + протокол КХА от 4500 руб. от 3000 руб. от 3000 руб. от 3000 руб.
Паспорт на отходы 1-4 класса опасности + протокол КХА + включение в список ФККО по запросу от 7500 руб. от 7500 руб. от 7500 руб.
Подтверждение отходов 5 класса опасности (биотестирование) от 4000 руб. не требуется не требуется не требуется
При заказе от 5 шт. действуют СКИДКИ

Срок действия: бессрочно

Разработка паспорта: от 1 дня

Протокол КХА: от 5 дней

Биотестирование: от 7 дней

При составлении этого документа, возникает немало вопросов, требующих специальных разъяснений. В нашей статье вы найдете основную информацию, которую стоит учитывать при разработке и согласовании паспорта отходов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» паспорт должен содержать следующие сведения:

  1. вид отхода;
  2. код и наименование, по федеральному классификационному каталогу отходов;
  3. наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, свойства, с указанием наименования исходного товара или процесса, в результате которого товар (продукция) утратил свои потребительские свойства, с указанием наименования исходного товара;
  4. химический и (или) компонентный состав отхода, в процентах;
  5. агрегатное состояние и физическая форма: твердый, жидкий, пастообразный, шлам, гель, эмульсия, суспензия, сыпучий, гранулят, порошкообразный, пылеобразный, волокно, готовое изделие, потерявшее свои потребительские свойства, иное;
  6. класс опасности.

В настоящее время работу по контролю паспортизации опасных отходов проводит Росприроднадзор, в территориальное управление которого направляются разработанные паспорта (в уведомительном порядке).

Кому требуется делать паспорта опасных отходов

Согласно Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности. Это требование касается всех, кто осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ. Условно можно разделить, кто образовывает отходы на 3 группы:

Арендаторы:

Часто арендаторы не получают на себя паспорта отходов умышленно, либо не знают что они необходимы. Согласно статьи 14 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. арендатор, как субъект предпринимательской деятельности самостоятельно должен отнести отходы к классу опасности и следовательно иметь паспорта на отходы. Отсутствие паспорта отхода является нарушением, при выявлении которого инспектор выписывает предписание, с последующим наложением административного штрафа.

Особое внимание на наличие паспортов отходов нужно обратить арендаторам, которые снимают помещения на первых этажах жилых зданий. Риск получить предписание инспектора высокий, так как обычно данные предприниматели не имеют договор на вывоз мусора и своих отдельных контейнеров для сбора мусора. Жильцы дома могут пожаловаться, на то что выбрасывается мусор в контейнеры ТСЖ или на иные факты, что может повлечь за собой проверку контролирующего органа.

Арендодатели:

Арендодатели в отличие от арендаторов знают, что необходимо иметь паспорта на отходы. Это связанно с тем, что арендодателю необходимо организовывать накопление отходов от деятельности арендаторов (за исключением организаций общественного питания, которые сами занимаются накоплением отходов), что влечет за собой необходимость разбираться в экологии. Арендодатели обычно разрабатывают паспорта на отходы посетителей, отходы хозяйственной деятельности, отходы парковки, отходы прилегающих территории к зданию. Полный перечень необходимых паспортов отходов определяется в зависимости от характеристики помещения или здания. Если у арендодателя один арендатор и арендодатель не ведет ни какой хозяйственной деятельности в данном помещении, то обязанность по разработке паспортов на отходы в данном помещении лежит на арендаторе. При этом необходимо помнить, что арендодателю так же необходимо иметь паспорта отходов, по фактическому адрес осуществления деятельности.

Управляющие компании:

Под управляющими компаниями подразумеваются компании, которые берут на себя обязанность обеспечивать функционирование здания, помещения, а так же управляющие компании, которые обеспечивают функционирование компании по договору. Если договор управления составлен верно, то разработку паспортов отходов должна осуществлять управляющая компания. В данном случае управляющая компания самостоятельно организует накопление отходов, заключает договора на вывоз отходов, а так же подает отчетность в Росприроднадзор.

Таким образом, паспорт отходов необходим управляющим компаниям, торговым центрам, бизнес центрам, арендаторам помещений, предприятиям. В данный момент при заключении договора на аренду прописывается условие, в соответствии с которым арендатор берет на себя обязанность по выполнению требований Росприроднадзора и иных контролирующих органов.

Для разработки ПНООЛР:

Паспорта отходов являются исходным материалом для разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Таким образом всем предприятиям которые осуществляют эксплуатацию предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами и не относятся к МСП (Малое и среднее предпринимательство) в соответствии со статьей статьей 11 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» необходимо разрабатывать ПНООЛР, и следовательно иметь паспорта на отходы.

Отходы подлежащие паспортизации по классам опасности

Паспортизации подлежат все отходы имеющие класс опасности с I по IV. Класс опасности отходов определяется расчетным методом на основании протоколов количественно химического анализа, которые выдает специализированная лаборатория. Есть два варианта определить на какие отходы нужно разработать паспорта:

Самостоятельно:

1. Инвентаризация отходов. Составляете перечень отходов, которые образовываются в процессе деятельности, на основании каталога отходов (ФККО)* и банка данных об отходах (БДО)**. Это означает, что необходимо найти в ФККО и БДО, отходы подходящие под описание образованных отходов. Напротив наименований отходов стоит класс опасности, на основании которого принимается решение о том, какой лабораторный анализ отходов необходимо провести:

— Для отходов I-IV класса опасности, проводится количественно-химический анализ (КХА);

— Для отходов V класса опасности, проводится биотестирование отходов (на данные отходы разработка паспортов не требуется).

2. Анализ отходов. Необходимо заключить договор с аккредитованной лабораторией и предоставить ей образцы отходов, в количестве требуемом для проведения анализов. После проведения необходимых действий, лаборатория выдает «Протокол результат измерений проб отходов», который содержится компонентный состав отходов.

3. Расчет класса опасности. На основании данных содержащихся в протоколах, рассчитывается класс опасности отходов. Это делается вручную или с использование специальный программный комплекс. Мы советуем использовать программный комплекс для расчета, так как в программе содержится база компонентов отходов с первичными показателями опасности и вам не придется искать данные показатели самостоятельно. Если вы решили рассчитывать класс опасности отходов вручную, то Вам необходим:

— Приказ Минприроды России №511 от 15.06.2001 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»;

— токсикологические справочники и гигиенические нормативы для определения первичных показателей опасности компонентов отходов;

— шаблон протокола расчета класса опасности отхода;

— компьютер с программой Excel для расчетов.

4. Анализ. После того как вы рассчитали класс опасности отходов, сверяете получившиеся классы опасности с классом опасности указанном в ФККО и БСО. Если расхождений нет, то вы определи отходы правильно и можно приступать к составлению паспортов на отходы, согласно перечня. Если расхождения есть и класс опасности не соответствует указанному в справочнике ФККО, то с данными отходами действия следующие:

— отходам имеющим класс опасности по итогам расчета V, необходимо провести биотестирование, которое будет являться подтверждением класса опасности отхода;

— отходам имеющим класс опасности I-IV при возможности подобрать наименование отхода соответствующего типа и класса опасности (возможно вы просто пропустили его) и если невозможно подобрать, то начать заниматься внесением отхода в справочник ФККО.

ВАЖНО: Если сотрудник имеет опыт в сфере обращения с отходами, то процесс для него проще.

Обратится в специализированную организацию:

Нам достаточно провести инвентаризацию отходов и согласовать с вами перечень отходов на которые необходимо разработать паспорт на отходы и перечень отходов подлежащих биотестированию.

ВАЖНО: В случае обращения в специализированную организацию, ситуация при которых класс опасности полученный расчетным методом и класс опасности указанный в ФККО и БСО не совпадает отсутствует. Это связанно с накопленным опытом.

Перечень наиболее часто встречающихся отходов: люминесцентные лампы (1-й класс опасности), мусор от уборки бытовых помещений (IV-й класс опасности), писчая бумага, твердые бытовые отходы (тбо), смет с территории, картриджи, пищевые отходы.

* — Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 №445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».

** — Банк данных об отходах: http://rpn.gov.ru/opendata/7703381225-bankdannih.

Порядок разработки и подачи паспортов на отходы 1-4 класса опасности в Росприроднадзор (2017 год)

Порядок составления и подачи паспортов отходов в Росприроднадзор следующий (актуален только для отходов, включенных в ФККО):

1. Определяется перечень отходов, на которые нужно разработать паспорта отходов (рассматриваются технологические регламенты организации, технические условия, стандарты, проектная документация организации-заказчика).

2. Проводится количественный химический анализ отхода (КХА) в специализированной аккредитованной лаборатории.

3. С помощью специализированной программы или вручную производится расчет класса опасности. Ручной расчет достаточно трудоемкий, так как требуется производит его с учетом множества параметров.

4. Составляются паспорта на отходы по типовой форме (Постановлении Правительства РФ №712 от 16.08.2013 ) и заявление на подачу паспортов в Территориальное управление Росприроднадзора.

5. Подается заявка на отнесение отхода к классу опасности в модуле «Государственный кадастр отходов (ГКО)».

Портал по паспортизации отходов: https://gko.fsrpn.ru/
Инструкции: Приказ Росприроднадзора от 07.11.2014 №701 «О вводе в эксплуатацию электронного сервиса государственной информационной системы «ПТК ГОСКОНТРОЛЬ» — Модуль «Государственный кадастр отходов».

6. В уведомительном порядке паспорта на отходы и заявление подается в Территориальное управление Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственно деятельности. На заявлении проставляется штамп о принятии документов и дата.

Порядок согласования паспортов на отходы в Росприроднадзоре

Порядок согласования и получения результатов рассмотрения паспортов на отходы Росприроднадзором указан в Приказе Минприроды РФ от 05.12.2014 N 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности». Согласно данного приказа существует три варианта развития событий:
Росприроднадзор выявил ошибки и недостатки в паспортах на отходы. Вы не успеваете их устранить или опять выявляются ошибки.
Согласно пункта 11 Приказа, Территориальный орган Росприроднадзора в который подавались документы, обязан в течение 5 дней с момента подачи документов проверить их и направить «Уведомление о необходимости устранения недостатков».
Согласно пункта 12 Приказа, организации дается 25 дней (с момента получения «Уведомления о необходимости устранения недостатков») на устранение выявленных недостатков и предоставление документов в Росприроднадзор. Если Вы не успеваете их устранить, то Росприроднадзор в срок не превышающий 5 дней с момента окончания срока, возвращает вам паспорта на отходы. Если вы успели подать документы, но при этом Росприроднадзор выявляет снова недостатки в паспортах на отходы, то Росприроднадзор в срок не превышающий 5 дней возвращает вам паспорта на отходы.
Росприроднадзор выявил ошибки и недостатки в паспортах на отходы. Вы успели их устранить.
Согласно пункта 11 Приказа, Территориальный орган Росприроднадзора в который подавались документы, обязан в течение 5 дней с момента подачи документов проверить их и направить «Уведомление о необходимости устранения недостатков».

Согласно пункта 12 Приказа, организации дается 25 дней (с момента получения «Уведомления о необходимости устранения недостатков») на устранение выявленных недостатков и предоставление документов в Росприроднадзор. Если Вы успели устранить ошибки и недостатки в паспортах на отходы, то Росприроднадзор ничего Вам не пришлет.

Росприроднадзор не выявил ошибок и недостатков в паспортах на отходы.
Если вам Росприроднадзор ни чего не прислал, то значит паспорта приняты.

ВАЖНО: Если вы не получили «Уведомление об устранение недостатков», то скорее всего паспорта прошли проверку Росприроднадзора.

Если отход не включены в ФККО

Может случится так, что в классификаторе ФККО не содержится информация о вашем отходе. В таком случае порядок определения класса опасности происходит в соответствии с Приказом Минприроды России №536 от 04.12.2014 г. «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду». Следует отметить, что разработанный паспорт отхода отправляется на согласование в центральное управление Росприроднадзора и будет иметь временный характер действия до выхода дополнения к ФККО, где данный вид отхода будет прописан.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №712 от 16.08.2013 на отходы, не включенные в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Минприродом России, для их включения в ФККО. Но в большинстве случаях организации-заказчику предлагают выбрать один или несколько наиболее похожих по характеристикам отходов и составить паспорта уже на них.

Перечень необходимой документации для подачи в Росприроднадзор

Для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности необходимо направить в Росприроднадзор или его территориальный орган, следующие документы и обосновывающие материалы: ***

1. Заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности;

2. Паспорта на отходы — информация, включающую сведения о происхождении (исходное сырье, принадлежность к определенному производству, технология), условиях образования (процесс обработки исходного сырья или применения готовых изделий), агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом (НА КАЖДЫЙ ВИД ОТХОДА СВОЙ);

3. Документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава:

— копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра) (в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений);

— копия акта отбора проб отходов, в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений.

*** — Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» (вместе с «Правилами проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности»).

Наши специалисты окажут профессиональную поддержку в оформление паспортов отходов по 1-4 классу опасности по новым правилам. Позвоните!

утвердить прилагаемый Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности.

Министр С.Е. Донской

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2015 г.

Регистрационный № 40331

Порядокотнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности(утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 декабря 2014 г. № 541)

1. Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности (далее — Порядок) устанавливает процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы (далее — хозяйствующие субъекты), документов и материалов отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее — территориальные органы Росприроднадзора).

2. Действие настоящего Порядка не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы и медицинские отходы.

3. Класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:

на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (далее — ФККО) и банке данных об отходах (далее — БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор) согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.11.2011 регистрационный № 22313);

при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации*.

На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования согласно настоящему Порядку для их включения в ФККО**.

4. Химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.

В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе вида отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.

Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава вида отходов.

5. Установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, осуществляется посредством сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО.

Вид отходов, класс опасности которого требует подтверждения, признается соответствующим аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма.

6. Для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности следующие документы и материалы:

а) заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности (далее — Заявление), в котором указываются:

фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, место его жительства, адрес(а) мест(а) осуществления хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;

полное и сокращенное наименование (в случае, если имеется), в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адрес(а) мест(а) осуществления деятельности, в процессе которой образуются отходы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;

идентификационный номер налогоплательщика;

б) сведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), об агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов;

в) документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава:

копия акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6977, 2014, № 26, ст. 3366) заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), а также копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, которая(-ый) устанавливал(-а) химический и (или) компонентный состав вида отходов посредством соответствующих измерений, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений;

копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в данных документах;

г) документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанными в пункте 3 Порядка, — при установлении класса опасности вида отходов на основании данных Критериев;

д) копии акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации”, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует;

е) предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, с указанием его кода и наименования по ФККО, — при установлении класса опасности вида отходов на основании ФККО и БДО;

ж) предложение о включении данного вида отходов в ФККО и в БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования — при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка.

Перечень документов и материалов, установленных в пункте 6 настоящего Порядка, является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов и материалов не допускается.

7. Заявление с документами и материалами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка (далее — материалы хозяйствующего субъекта), представляются в территориальный орган Росприроднадзора в одном экземпляре на бумажном носителе или направляются в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Материалы хозяйствующего субъекта могут быть представлены с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 15, ст. 2036; 2011, № 27, ст. 3880; 2012, № 29, ст. 3988; 2013, № 14, ст. 1668; № 27, ст. 3463; ст. 3477; 2014, № 11, ст. 1098, № 26, ст. 3390).

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования размещает на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет” бесплатный сервис для подготовки материалов хозяйствующего субъекта, указанных в пункте 6 настоящего Порядка.

8. При направлении материалов хозяйствующего субъекта на бумажном носителе комплект документов может быть подготовлен с применением бесплатного сервиса, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, а полученная с его помощью печатная копия прошивается, подписывается руководителем хозяйствующего субъекта, либо лицом, имеющим соответствующие полномочия, подпись заверяется печатью организации. При этом электронная копия документов и материалов, подготовленных с использованием указанного сервиса, направляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора, а присвоенный при отправке номер сообщается в территориальный орган Росприроднадзора при подаче материалов хозяйствующего субъекта на бумажном носителе.

В случае ограниченного у хозяйствующего субъекта доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет” документы и материалы могут быть подготовлены хозяйствующим субъектом только на бумажном носителе.

В случае подготовки материалов хозяйствующего субъекта, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, на бумажном носителе без использования бесплатного сервиса, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, печатный экземпляр материалов хозяйствующего субъекта прошивается, подписывается руководителем хозяйствующего субъекта, либо лицом, имеющим соответствующие полномочия, подпись заверяется печатью организации.

9. В случае подготовки материалов хозяйствующего субъекта, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, с использованием бесплатного сервиса, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, и с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи” предоставление бумажного экземпляра материалов хозяйствующего субъекта в территориальный орган Росприроднадзора не требуется.

10. Территориальный орган Росприроднадзора принимает материалы хозяйствующего субъекта в день поступления по описи, копия которой с отметкой о дате приема направляется (вручается) хозяйствующему субъекту, и регистрирует Заявление.

В случае поступления материалов хозяйствующего субъекта на бумажных носителях датой поступления таких материалов считается дата приема, указанная в отметке на описи.

В случае поступления материалов хозяйствующего субъекта по информационно-телекоммуникационным каналам связи датой поступления таких материалов считается дата их отправки, подтвержденная номером, присвоенным специализированным сервисом при отправке указанных документов.

11. В случае выявления некомплектности материалов хозяйствующего субъекта и/или отсутствия в них информации, указанной в пункте 6 настоящего Порядка, территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления материалов вручает хозяйствующему субъекту уведомление о необходимости устранения недостатков с указанием конкретных мер, которые ему следует предпринять для их устранения, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или по информационно-телекоммуникационным каналам связи с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи”.

12. В случае непредставления хозяйствующим субъектом в течение 25 дней с момента получения им уведомления о необходимости устранения недостатков, надлежащим образом оформленных материалов хозяйствующего субъекта, территориальный орган Росприроднадзора в срок, не превышающий 5 дней с даты истечения указанного 25 дневного срока, возвращает хозяйствующему субъекту документы и материалы, которые направляются почтовым отправлением, при поступлении данных материалов хозяйствующего субъекта на бумажных носителях, или по информационно-телекоммуникационным каналам связи с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи” при поступлении материалов хозяйствующего субъекта в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.

13. Территориальные органы Росприроднадзора информируют хозяйствующий субъект о результатах рассмотрения его материалов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, в следующий срок:

при наличии в составе материалов хозяйствующего субъекта предложения о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, в срок, не превышающий 45 дней с даты поступления указанных материалов хозяйствующего субъекта;

при наличии в составе материалов хозяйствующего субъекта предложения о включении данного вида отходов в ФККО и БДО в срок, не превышающий 55 дней с даты приема указанных материалов хозяйствующего субъекта.

14. Для принятия решения о соответствии отнесения вида отходов к конкретному классу опасности территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней с даты поступления материалов хозяйствующего субъекта направляет материалы хозяйствующего субъекта в федеральное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия” (далее — ФБУ «ФЦАО”), которое, с участием федерального государственного бюджетного учреждения «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем” (далее — ФГБУ «УралНИИЭкология”), осуществляет проверку материалов хозяйствующего субъекта.

15. В случае подтверждения хозяйствующим субъектом класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, ФБУ «ФЦАО” в течение 35 дней со дня поступления от территориального органа Росприроднадзора материалов хозяйствующего субъекта подготавливает и направляет в территориальный орган Росприроднадзора заключение:

о соответствии данного вида отходов аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности,

о несоответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и его классу опасности в связи с несовпадением классификационных признаков указанных видов отходов с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для его устранения.

16. В случае подтверждения хозяйствующим субъектом класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, ФБУ «ФЦАО” в течение 45 дней со дня поступления от территориального органа Росприроднадзора материалов хозяйствующего субъекта подготавливает и направляет в территориальный орган Росприроднадзора заключение:

о соответствии данного вида отходов конкретному классу опасности или;

о несоответствии материалов хозяйствующего субъекта Критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, которое привело к неправильному определению класса опасности вида отходов, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отходов, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения.

При проверке материалов хозяйствующего субъекта об отнесении вида отходов к конкретному классу опасности, при проведении необходимых исследований, испытаний, измерений, экспертиз при осуществлении государственного экологического надзора используются те же критерии отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, которые были использованы хозяйствующим субъектом при подтверждении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка.

17. ФБУ «ФЦАО” в течение 30 дней со дня направления в территориальный орган Росприроднадзора заключения о соответствии данного вида отходов конкретному классу опасности согласно пункту 16 Порядка готовит предложение о включении такого вида отходов в ФККО и БДО с присвоением ему соответствующих кода и наименования и направляет его в территориальный орган Росприроднадзора.

Для присвоения кода и наименования виду отхода ФБУ «ФЦАО” направляет поступившие от территориального органа Росприроднадзора материалы отнесения вида отходов в ФГБУ «УралНИИЭкология”.

ФГБУ «УралНИИЭкология” проводит работы по анализу полноты представленных в материалах отнесения классификационных признаков, необходимых для включения данного вида отходов в ФККО и БДО, присваивает виду отходов соответствующий код, наименование и направляет результаты работ в ФБУ «ФЦАО”.

В случае выявления отсутствия без достаточных оснований одного или нескольких классификационных признаков (происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции) химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма), необходимых для включения данного вида отходов в ФККО и БДО, ФБУ «ФЦАО” направляет об этом заключение с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения в территориальный орган Росприроднадзора.

Территориальный орган Росприроднадзора при поступлении от ФБУ «ФЦАО” предложения о включении такого вида отходов в ФККО и БДО с присвоением ему соответствующих кода и наименования в течение 3 дней направляет данное заключение в Росприроднадзор.

18. Росприроднадзор в течение 3 дней со дня поступления от территориального органа Росприроднадзора предложения о включении вида отходов в ФККО и в БДО принимает решение о подготовке ведомственного приказа о включении данного вида отходов в ФККО, а также решение о включении данного вида отходов в БДО.

Росприроднадзор информирует соответствующий территориальный орган Росприроднадзора о включении вида отходов в ФККО с указанием реквизитов нормативного правового акта, которым данный вид отхода включен в ФККО в течение 5 дней с момента вступления в силу нормативного правового акта Росприроднадзора о включении данного вида отходов в ФККО.

19. Территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления заключения от ФБУ «ФЦАО” направляет хозяйствующему субъекту почтовым отправлением, при поступлении данных материалов хозяйствующего субъекта на бумажных носителях, или по информационно-телекоммуникационным каналам связи с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи” уведомление:

о соответствии данного вида отходов аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности или;

о несоответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и его классу опасности в связи с несовпадением классификационных признаков этих видов отходов с указанием конкретных мер, которые следует предпринять для его устранения;

о соответствии данного вида отходов аналогичному виду отходов, в случае подтверждения хозяйствующим субъектом класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка;

о несоответствии материалов хозяйствующего субъекта Критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанными в пункте 3 Порядка, которое привело к неправильному определению класса опасности вида отходов, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отходов с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения;

о недостаточности классификационных признаков для необходимости включения данного вида отходов в ФККО и БДО, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения.

20. Территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления решения Росприроднадзора о включении вида отходов в ФККО и БДО направляет хозяйствующему субъекту почтовым отправлением, при поступлении данных материалов хозяйствующего субъекта на бумажных носителях, или по информационно-телекоммуникационным каналам связи с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи” уведомление о включении данного вида отходов в ФККО и БДО с указанием присвоенного наименования вида отходов и кода по ФККО.

** Пункт 10 Правил проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 (Собрание законодательства Российской Федерации 2013 № 34, ст. 4443).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *